Самообразование и профессиональное развития
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план работы по самообразованию
на 2020 -2021 учебный год
ФИО: Ежгурова Наталья Олеговна
Специальность: Воспитатель в дошкольных учреждениях
Образование: Высшее
Годовые задачи ДОУ:
1.Продолжить работу по воспитанию в детях чувства патриотизма и духовной нравственности на основе духовно - нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций используя разные виды детской деятельности, современные методы и формы работы в соответствии с ФГОС ДО.
2.Способствовать социально-коммуникативному развитию дошкольников посредством использования в работе технологий эффективной социализации Н.Г. Гришаевой (ежедневный рефлексивный круг, ситуация месяца).
3.Создать условия для реализации воспитательно-образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий через повышение профессионального уровня ИКТ-компетентности педагогов, внедрение и использование дистанционных форм сотрудничества с родителями, налаживание сетевого взаимодействия с социальными партнерами
Тема самообразования: «Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок».
Цель: повышение качества профессионального опыта профессионального мастерства и компетентности в ДОУ, воспитывать у детей младшего дошкольного возраста: любовь к русским народным сказкам.
Задачи:
- расширить знания о нравственном воспитании детей дошкольного возраста
- обогатить развивающую среду группы по нравственному воспитанию (создание и приобретение новых игр при участии родителей)
- обогащать словарный запас, формировать навыки связной речи.
- развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке;
- воспитывать у детей умение помогать друг другу;
- воспитывать трудолюбие, умение и желание доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда;
Дата начала работы над темой: октябрь 2020 и по настоящее время.
Ожидаемый результат:
- повышение уровня педагогической компетенции «Духовно-нравственное воспитание детей посредством сказки»;
- разработка консультаций и рекомендаций для родителей по теме;
- развития нравственных качеств у детей в процессе различных видов деятельности с помощью использования русских народных сказок;
- усвоение детьми норм нравственно – духовного воспитания, открытость их к добру, позитивное отношение детей к окружающему миру, к другим людям и самому себе;
- развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых;
- знание определённых сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества;
- понимание эмоционального состояния окружающих;
- сформированность представлений о доброте;
- развитие чувства быть отзывчивыми к взрослым и детям.
Форма отчета по проделанной работе: Инсценировка сказки «Теремок»
Форма самообразования: Индивидуальная.
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Определение целей и задач темы. | Октябрь - ноябрь | Изучение методического материала. |
Практический | Разработка | Декабрь - май | Декабрь Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам. Консультация для родителей: «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка». Информация в уголке для родителей. Январь Продолжать развивать интерес к слушанию сказок, к развёртыванию событий в сказке. Формировать умение у детей радоваться, когда добро побеждает. Просмотр мультфильмов по мотивам русских народных сказок: «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка ряба» Поместить в родительском уголке рубрику советов и пожеланий о том, как организовать чтение ребёнка в домашних условиях. Темы: «Личная библиотека вашего ребёнка» Февраль Дидактическая игра «Ассоциации. Из какой сказки» Раскрашивание картинок по мотивам русских народных сказок. Консультация для родителей «Роль сказки в развитии детей» Март Создание дидактических игр по русским народным сказкам. Обыгрывание знакомых сказок. - воспитывать интерес к русским народным сказкам; развивать слуховое восприятие, интерес к просматриванию иллюстраций. Подвести детей к пониманию того, что все сказки заканчиваются хорошо. - формировать у детей интерес к обыгрыванию сказок; брать на себя роль и исполнять её в соответствии с образом. Апрель Дидактические игры по сказкам «Четвёртый лишний», «Подбери заплатку», «Пазлы» «Из какай сказки» Совместное творчество ребёнка и взрослого. Выставка рисунков «Наша любимая сказка» |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. | Май | Выставка совместных работ (рисунки, поделки) родителей и детей на тему: «Наши любимые сказки». |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план работы по самообразованию
на 2021 -2022 учебный год
ФИО: Ежгурова Наталья Олеговна
Специальность: Воспитатель в дошкольных учреждениях
Образование: Высшее
Годовые задачи ДОУ:
1.Продолжить работу по воспитанию в детях чувства патриотизма и духовной нравственности на основе духовно - нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций используя разные виды детской деятельности, современные методы и формы работы в соответствии с ФГОС ДО.
2.Способствовать социально-коммуникативному развитию дошкольников посредством использования в работе технологий эффективной социализации Н.Г. Гришаевой (ежедневный рефлексивный круг, ситуация месяца).
3.Создать условия для реализации воспитательно-образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий через повышение профессионального уровня ИКТ-компетентности педагогов, внедрение и использование дистанционных форм сотрудничества с родителями, налаживание сетевого взаимодействия с социальными партнерами
Тема самообразования: «Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок».
“Сказка – великая духовная культура
народа, которую мы собираем по крохам,
и через сказку раскрывается перед
нами тысячелетняя история народа”.
Алексей Николаевич Толстой
Проект рассчитан для детей дошкольного возраста и направлен на формирование у детей нравственных качеств посредством приобщения к русским народным сказкам. Этот проект даёт возможность решать проблемы духовно-нравственного воспитания. Проект необходим не только детям, но и их родителям, так как поможет родителям воспитывать у детей такие качество как: милосердие, великодушие, доброта, трудолюбие, справедливость и другие моральные качества. Также привлечение к работе над проектом семей воспитанников позволит улучшить социальное партнерство семьи и ДОУ.
Цель: повышение качества профессионального опыта профессионального мастерства и компетентности в ДОУ, воспитывать у детей среднего дошкольного возраста: любовь к русским народным, авторским сказкам. Желание слушать сказки; развитие у детей устойчивого интереса к сказке, как к произведению искусства; раскрытие совместного творчества детей и родителей. Создать условия для духовно - нравственного развития детей.
Задачи:
- развивать образный строй речи, обогащать словарный запас, формировать навыки связной речи.
- развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни;
- воспитывать у детей милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;
- воспитывать трудолюбие, умение и желание доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда;
- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Дата начала работы над темой: октябрь 2021 – май 2022 года
Ожидаемые результаты для воспитателя:
- повышение уровня педагогической компетенции «Духовно-нравственное
- воспитание детей посредством сказки»;
- разработка цикла консультаций и рекомендаций для родителей по теме.
- определение эффективности использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе различных видов деятельности детей.
Ожидаемые результаты для детей:
- усвоение детьми норм нравственно - духовного воспитания, открытость их к добру, позитивное отношение детей к окружающему миру, к другим людям и самому себе;
- знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах; деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки;
- осознание детьми базовых нравственных качеств: совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм;
- понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых;
- знание определённых сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества;
- понимание эмоционального состояния окружающих;
- сформированность представлений о честности, справедливости, доброте; отрицательное отношения к жестокости, хитрости, трусости;
- развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям; умение проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
Форма отчета по проделанной работе: Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят» Показ детям младшей группы сказки «Колобок»
Форма самообразования: Индивидуальная.
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Определение целей и задач темы. | Октябрь | Изучение педагогической, психологической и методической литературы. Изучение и подбор литературы. подготовка материалов для консультации, беседы с родителями. |
Практический | Разработка | Ноябрь - май | Ноябрь 1.«Мир не без добрых людей» (цель: формировать навык умения у детей делать выводы, анализируя поступки героев; воспитывать заботливость, внимательность к близким людям, создать мотив быть добрым). 2.Чтение и обсуждение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» 3.Дидактическая игра «Назови сказку по главному герою» Цель: развивать быстроту реакции, активность, самостоятельность мышления, учить называть сказку по персонажу. Декабрь 1. Чтение и пересказ русских народных сказок: «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Кривая уточка», «Покати горошек», «Мужик и барин». 2. Применение цитат из сказок в режимных моментах. 3. Дидактическая игра «Угадай из какой сказки прочитан отрывок» Цель: формировать умение у детей внимательно слушать и запоминать ход событий сказки; развивать умение последовательно пересказывать сказку. Работа с родителями. Консультация «Роль сказки в воспитании доброты детей дошкольного возраста» Январь 1. Просмотр мультфильмов по мотивам русских народных сказок: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Волчище серый хвостище», «Волшебная птица», «Горе, не беда», «Молодильные яблоки». 2.Выставка детских рисунков на тему: «Зимние сказки» Цель: уточнить знание детей русских народных сказок, узнавать их героев. Формировать представления о честности, справедливости, доброте. 3.Дидактические игры: «Волшебные слова» (развивать речь детей, использовать в пересказе волшебные слова) Февраль 1. Прослушивание аудиозаписей русских народных сказок «Лиса и Котофей Иванович», «Колобок», «Жихарка», «Летучий корабль».Обсуждение сказок. 2. Рассказывание детям р. н. с. «Снегурочка» и рассматривание иллюстраций к ней. 3. Раскрашивание картинок по мотивам русских народных сказок. Цель: вызвать у детей интерес к инсценировке сказки, развивать память, выразительность, творческие способности. Работа с родителями. Консультация. «Роль книги в нравственном воспитании детей» Март 1. Сочинение вместе с детьми сказки: «Если бы я был (а) волшебником (цей)». 2. Чтение русских народных сказок: «У страха глаза велики», «Царевна Несмеяна», «По щучьему веленью», «Хитрая наука». Работа с родителями. Консультация. «Роль сказки в развитии детей» Апрель 1. Чтение русских народных сказок: «Гуси-лебеди», «Никита Кожемяка», «Лиса и журавль», «Вершки и корешки», «Как лиса училась летать». 2.Изобразительная деятельность: рисование иллюстрации к любимой сказке. Цель: продолжать развивать у детей желание слушать сказки, интересоваться развитием событий, сопереживать героям. Обговорить необычную концовку сказки. Работа с родителями. Консультация. «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку». |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. |
| Май 1. Инсценировка русской народной сказки «Волк и семеро козлят» на новый лад (с музыкальным сопровождением). 2. Подготовка кукольного театра и показ дошкольникам сказки «Колобок». Цель: совершенствовать умение детей сочинять короткие сказки на заданную тему. Воспитывать умение слушать друг друга, оценивать результат. Работа с родителями. Выставка совместных работ (рисунки, поделки) родителей и детей на тему: «Наши любимые сказки». |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план работы по самообразованию
на 2022 -2023 учебный год
ФИО: Ежгурова Наталья Олеговна
Специальность: Воспитатель в дошкольных учреждениях
Образование: Высшее
Годовые задачи ДОУ:
1.Продолжить работу по воспитанию в детях чувства патриотизма и духовной нравственности на основе духовно - нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций используя разные виды детской деятельности, современные методы и формы работы в соответствии с ФГОС ДО.
2.Способствовать социально-коммуникативному развитию дошкольников посредством использования в работе технологий эффективной социализации Н.Г. Гришаевой (ежедневный рефлексивный круг, ситуация месяца).
3.Создать условия для реализации воспитательно-образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий через повышение профессионального уровня ИКТ-компетентности педагогов, внедрение и использование дистанционных форм сотрудничества с родителями, налаживание сетевого взаимодействия с социальными партнерами
Тема самообразования: «Развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Старший дошкольный возраст — важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.
Для решения данной проблемы мной была выбрана работа по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению, представлению.
В моей работе именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников.
В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.
Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. «Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т. В. Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем».
Цель: повысить собственный уровень знаний по данной теме путем самообразования, формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания), изучить влияние русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста, формировать нравственные представления и воспитание нравственных качеств личности у воспитанников (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания) посредством русских народных сказок.
Задачи:
- Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;
- Выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;
- Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
- Определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей;
- Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей, через поступки героев русских народных сказок.
- Приобщить родителей к воспитанию ребёнка в семье с помощью русских народных сказок.
- Дата начала работы над темой: сентябрь 2022 – май 2023 года
Ожидаемые результаты для воспитателя:
- Изучена и проанализирована научная литература по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств дошкольников
- Разработаны диагностические методы и игровые тесты, направленные на исследование позитивного влияния русских народных сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников;
- Определена эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей.
- Созданы необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
- Повысилась психолого-педагогическая культура родителей в вопросах роли русской народной сказки в воспитании детей.
Ожидаемые результаты для детей:
- Внимательно слушать литературное произведение.
- Соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом.
- Устанавливать причинные связи в тексте.
- Давать элементарную оценку поступкам героев сказок.
- Различать границы фантастического (сказочного) и реалистического в книге.
- Сочувствовать и сопереживать героям произведения.
- Станут охотнее принимать участие в играх и инсценировках по сюжетам знакомых произведений.
Форма отчета по проделанной работе: Викторина по русским народным сказкам.
Форма самообразования: Индивидуальная.
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Определение целей и задач темы. | Сентябрь - май | Изучение методической литературы Создание картотеки сказок для работы с детьми. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками. Оформление театрального уголка по мотивам русских народных сказок. |
Практический | Разработка | Ноябрь - май | Октябрь Знакомство детей с помощью сказок с понятиями добра и зла. Дидактическая игра: «Чудеса в решете». Формировать навык умения у детей замечать особенности жанра сказки: происходящие различные чудеса, как и с помощью чего происходят чудеса и превращения (волшебные предметы и их действие) Чтение и обсуждение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Воспитывать заботу и внимательность к близким людям, создать мотив быть добрым. Работа с родителями. Папка-передвижка «Сказка в жизни ребенка». Ноябрь Чтение и пересказ русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» Работа по мнемотаблице по сказке «Петушок и бобовое зернышко» Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото). Добавить в уголок ряжения новые костюмы, маски, атрибутов. Совместное творчество ребёнка и взрослого. Выставка рисунков «Наша любимая сказка» Консультация для родителей «Использование сказкотерапии - в работе с детьми дошкольного возраста» Викторина «В гостях у сказки» Декабрь Чтение и пересказ русской народной сказки «Гуси-лебеди». Работа по мнемотаблице. Рассказывание русской народной сказки «Гуси-лебеди» Дидактическая игра «Кто на свете злее всех?». Цель: формировать умение у детей определять характер сказочных героев (злых и добрых), их внешний облик, жилище. Развивать речь-описание. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам. Пересказ сказки детьми «Пузырь, Соломинка и Лапоть» Январь Просмотр мультфильмов по мотивам русских народных сказок. Чтение и обсуждение сказки «По щучьему велению» Дидактическая игра «Что в дороге пригодится?» Цель: формировать умение у детей на основе анализа сказочных предметов, помогающих героям одолеть врага (скатерть-самобранка и др.), придумывать новые предметы – помощники. Развивать творческое мышление детей. Консультация для родителей: «Как выбрать полезную сказку для ребенка». Февраль Чтение сказки «Царевна-лягушка» с фрагментами сказкоттерапии. Цель: формирование таких качеств как: послушание - непослушание, дружба, милосердие, 2.Коллективное сочинение детьми сказки на заданную тему «Снеговик и дети». Цель: формировать навык умения у детей придумывать сказку по порядку функций; коллективно развивать сюжет сказки. Закрепить знание структуры сказки (начало, середина, конец). Развивать связную речь. Воспитывать интерес к сочинению сказок. Работа по мнемотаблице по сказке «Три медведя» Март Подготовка материала для игр: «Отгадай сказку», «Один начинает – другой продолжает», «Из какой я сказки?» (на определение сказочного героя), - «Сказочное лотто» Работа с раскрасками по мотивам русских народных сказок. Консультация для родителей «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой». НОД по развитию речи «Путешествие по русским народным сказкам» Апрель Месяц дидактических игр Изготовление волшебных предметов из сказок в творческой мастерской. Подготовить с детьми театрализованное представление по сказке «Заюшкина избушка» Сочинение вместе с детьми сказки «Если бы я был волшебником». Цель: развивать воображение, формировать абстрактное мышление. Выставка поделок «Волшебные помощники» |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. |
| Май Викторина по русским народным сказкам. Цель: уточнять и обогащать знания детей о русских народных сказках; учить узнавать сказку по заданию, по иллюстрациям, по фрагменту, воспитывать интерес к русским народным сказкам. Самоанализ плана по самообразованию Работа с родителями. Выставка совместных работ из природного или бросового материала «Мой любимый герой из сказки». |
Предварительный просмотр:
Содержание стр.
- Пояснительная записка………………………………………………………….3
- Актуальность проекта…………………………………………………………...4
- Проблема………………………………………………………………………... 5
- Цель, задачи проекта……………………………………………………….........6
- Паспорт проекта…………………………………………………………………7
- Предполагаемый результат………………………………………………..……8
- Формы реализации проекта……………………………………………………..9
- Этапы реализации проекта…………………………………………………….10
- Вывод……………………………………………………………………………12
Приложение 1…………………………………………………………………..14
Приложение 2…………………………………………………………………...20
Приложение 3…………………………………………………………………...25
- Пояснительная записка
«Театр — это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя,
а в игре он познаёт мир!»
С.И.Мерзлякова
Детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. «Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В.А.Сухомлинский)
И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются, в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».
Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству. Театр – всегда игра, всегда сказка, чудо… .
Как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из спектакля – игру? Путь один – создание условий для театральной деятельности детей в детском саду.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко. С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.
- Актуальность проекта
Лето – один из важнейших этапов в развитии детей и укрепления их здоровья. Задача педагогов – организовать жизнь ребят в детском саду таким образом, чтобы за лето каждый из них получил заряд бодрости и провел это время с радостью и удовольствием.
Лето вносит большие перемены в организацию учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Ведущими видами деятельности дошкольников становятся игры, досуги, развлечения и оздоровительные мероприятия, а преобладающими формами проведения – коллективные. Немаловажным фактором является то, что основную часть времени дети проводят на свежем воздухе. Активное участие ребят в развлечениях, досугах, театрализованных представлениях, концертах обогащает их новыми впечатлениями, развивает творческие способности, формирует коммуникативные навыки.
Летний период связан и с некоторыми трудностями. Успешность летней работы определяется тем, как подготовлен коллектив к ее проведению. Каким образом организовать подготовительный период? Как спланировать работу летом? Какими досуговыми, игровыми и оздоровительными технологиями вооружить педагогов? В помощь воспитателям рекомендую некоторые возможные мероприятия на лето в детском саду по театрализованным играм.
Для всестороннего развития детей театрально-игровая деятельность имеет большое значение. Она развивает художественный вкус, декламационные и творческие способности, формирует чувство коллективизма, развивает память.
Планируются театрализованные игры ежедневно в самостоятельной игровой деятельности детей. Однако, для того чтобы дети могли играть самостоятельно, уже в младших группах необходимо уделять особое внимание самостоятельной художественной деятельности, формировать навык умения у детей разыгрывать с помощью воспитателя знакомые сказки, потешки, народные песенки, небольшие занимательные сценки используя игрушки, плоскостные фигурки, пальчиковый театр. Это поможет педагогу подготовить детей к активному участию в театрализованных играх и повысит эмоциональный тонус малышей, развивая их общительность, стремление принимать активное участие в общих играх и затеях.
- Проблема
Низкая двигательной активности детей в летний период в домашних условиях.
Отсутствие интереса у детей и родителей к театру и театральной деятельности, недостаточные знания детей о разных видах театра.
Основные проблемы:
застенчивость детей, слабо развито художественное воображение.
не сформированы умения детей в «актёрском мастерстве».
поверхностные знания родителей о разных видах театра в детском саду и применении для обыгрывания с детьми.
неумение детей взаимодействовать друг с другом в игре.
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Важной задачей художественно-эстетического воспитания является формирование у детей творческих способностей.
Богатейшим полем для решения данной задачи является театрализованная деятельность.
Проект разработан для повышения двигательной активности детей в театрализованной деятельности, на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей среднего дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе,улучшения эстетического и экологического состояния территории детского сада.
- Цель, задачи проекта
Цель проекта: создать условия для совместной театрализованной деятельности детей, повысить двигательную активность детей в летний период, развивать художественно-творческие способности дошкольников по средствамтеатрализованной деятельности.
Задачи:
- Создать условия для повышения качества образовательного процесса и уровня профессиональной подготовки педагогов ДОУ к реализации проекта.
- Создать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на сближение детей, родителей и педагогов ДОУ:
- проведение совместных спектаклей с участием детей, педагогов.;
- организация выступлений перед малышами.
- Формировать в ДОУ художественно-эстетическую, творчески развивающую предметную среду.
Образовательные:
- Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.
- Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса)
- Формирование умения у детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке.
- Строить диалог с партнёром на заданную тему.
Развивающие:
- Развивать творческое воображение, память, мышление, коммуникативные навыки дошкольников через различные виды театрализованной деятельности.
- Развивать артистические навыки детей.
- Развивать познавательные способности детей.
- Развивать способность напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев.
- Развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение.
- Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников.
- Развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их (ритмопластика);
Воспитательные:
- Пробуждать в душе каждого ребенка чувство прекрасного и прививать любовь к театральному искусству.
- Формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность.
- Побуждать в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать героям.
- Воспитывать дружеские чувства, умение действовать в коллективе.
Виды деятельности:
Познавательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, фольклора, изобразительная, двигательная, игровая.
- Паспорт проекта
Участники проекта:
- дети всех возрастных групп
- воспитатели
- музыкальный руководитель
- родители.
Тип проекта: краткосрочный, творческий.
Сроки реализации проекта: июнь – август 2021 год.
Материально-технические ресурсы:
- Сказки, иллюстрации;
- Аудио, видеоматериалы;
- Мультимедийная техника;
- Костюмы для театрализованной деятельности;
- Атрибуты для разных видов театров.
- Предполагаемый результат
Результатом реализации проекта будет дополнительная зона игровой и двигательной деятельности для детей. Еженедельные представления детьми в летнем театре. Целенаправленная, двигательная активность в театрализованной деятельности влияет на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность — это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.
У детей систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей в результате знакомства с театром, его видами, способами изготовления и обыгрывания, возрастет интерес к театру; овладеют первичными навыками в области театрального искусства и будут применять их в игровой и театральной деятельности;
У родителей в результате знакомства стеатром, его видами, способами изготовления и обыгрывания, возрастет интерес к театру; желание заниматься театральной деятельностью с детьми дома; приобретут и изготовят для домашнего использования театры.
У педагогов развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям;
- улучшение отношений между детьми в детском коллективе;
- умение моделировать свои действия;
-эмоционально-положительное отношение детей к театральной деятельности;
- обогащение содержания детской - взрослой деятельности;
- установление дружеских связей с другими родителями, что ведёт к объединению по интересам;
- возможность работать в среде, которая побуждает к получению новых знаний и умений предоставление родителям наглядной информации о детях и их развитии;
-вовлечение родителей в воспитательно - образовательный процесс, формирование более высокой оценки достижений своих детей и гордость за них.
- Формы реализации проекта:
- театрализованная деятельность;
- художественная деятельность;
- музыкальная деятельность;
- чтение художественной литературы;
- совместные игры со взрослым, сверстниками (традиционные народные, подвижные, речевые, пальчиковые, хороводные, дидактические игры);
- самостоятельная театрализованная деятельность детей;
- рассматривание наглядного материала, иллюстраций, книг, открыток, просмотр мультимедийной презентации о театре;
- просмотр детьми театрализованных постановок воспитателя;
- комплексные занятия;
- прогулки;
- наблюдения.
Театрализованные представления будут проходить один раз в неделю, по четвергам, так называемый «Театральный четверг». С целью формирования интереса у детей к театрализованной деятельности и вовлечения большего числа детей в данную деятельность, намибыла придумала театральная эстафета в виде кубка, которую мы назвали «Из группы в группу».В конце каждого представления группа, которая показывала представление, передает кубок «Веснушки» другой группе. И группа которой был передан кубок всю следующую неделю готовит театрализованное представление, кубок находится в группе на самом видном месте, чтобы детки знали, что они на этой неделе показывают представление. Проект рассчитан на все возрастные группы, где старшие и подготовительные группы покажут представления для малышей, но и младшие, средние группы тоже покажут свои представления.
- Этапы реализации проекта
Этапы реализации проекта | Содержание работы | Участники |
Подготовительный этап: | Беседа с родителями о посещениях театров, кинотеатров, совместном просматривании мультфильмов. Разработка перспективного планирования. Определение целей и задач. Разработка проекта «Театр под открытым небом» Веснушки. Консультации с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка на участке детского сада. Изготовление логотипа театра «Веснушки». Изготовление Афиши и билетов. Изготовление кубка «Веснушки». Изготовление медалей для поощрения детей участвующих в театрализации. Создание предметно-развивающей среды на улице: подготовка атрибутов, сцены, ширмы. | Руководитель проекта, воспитатели, родители, дети |
Основной этап: | Проведение театрализованных игр, драматизаций, инсценировок. Чтение стихов, сказок, отрывков произведений. Заучивание стихотворений, отрывков произведения для обыгрывания. Оформление, пополнение театрального уголка, сюжетно-ролевого уголка. Консультации, памятки в родительском уголке. | Руководитель проекта, воспитатели, родители, дети |
Заключительный этап: |
|
- Вывод
В театре под открытым небом «Веснушки» дети знакомятся с разнообразием природы, наблюдают, слышать, общаться с ней, что очень важно для всестороннего развития. Малыши с раннего детства привыкают к тому, что все вокруг них должно быть красивым. Со временем они осознают: для того, чтобы создать комфортную окружающую среду, нужно немало потрудиться, а значит, нужно бережно относиться ко всему окружающему. Возможно, так рождается чувство, которое мы называем любовью к своей малой родине.
Театрализованная деятельность помогает развивать интерес и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, театрализованная деятельность требует от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера.
У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Частое выступление на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать сверстникам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Театр как один из самых доступных видов искусства, способствует повышению общей культуры ребёнка и формированию правильного поведения в современном мире. При этом дошкольники могут быть как зрителями театрального действия, так и его участниками. Занятия театрализованной деятельностью, посредством спектаклей - сказок, праздников, кукольных представлений или занятий с элементами драматизации позволяют ребятам строить общение друг с другом. Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры, поступки, раскрывают значение таких понятий, как дружба, доброта честность, смелость.
Театрализованная деятельность явится мощным стимулом для творческого развития ребенка, она благотворно скажется на формировании навыков коллективного труда, ответственного отношения к своим словам и действиям. Театрализованная деятельность способствует сплочённости детского коллектива, сокращению «дистанции» между взрослыми и детьми, взрослыми и родителями.
Исходя из этого, данный проект направлен на приобщение детей к театрализованной деятельности, что способствует освоению человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Золушка»
Проект
«Любимые сказки»
«Любите книгу всей душой! Она не только ваш лучший друг. Но и до конца верный спутник.» М. Шолохов.
Автор: воспитатель Ежгурова Н.О.
Когалым, 2020 год.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………….3
1. Актуальность………………………………………………………………….........5
2. Проблема …………………………………………………………………………...6
- Содержание проекта………………………………………………………….......8
- Предполагаемые результаты…………………………………………………..9
- Реализация проекта…………………………………………………...............11
Перспективный план по работе над проектом…………………………….......13
6. Ресурсное обеспечение…………………………………………………………...19
7. Заключение ……………………………………………………………………….22
Информационные ресурсы………………………………………………………….26
Приложение 1 ………………………………………………………………………28
Приложение 2..………………………………………………………………………28
Приложение 3 ……………………………………………………………………….29
Приложение 4 ……………………………………………………………………….30
Введение
Сказка - это то золото, что блестит огоньком в детских глазках.
Ганс К. Андерсен.
В настоящее время Россия переживает непростой исторический период, сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, патриотизме. Поэтому проблема духовно – нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение.
Дошкольное детство – короткий период в жизни любого человека, но именно он наиболее благоприятен для нравственно воспитания ребёнка. Поэтому, значение сказок в воспитании детей трудно переоценить. Русские сказки, накопив в себе мудрость прежних поколений, обретают воистину волшебную силу: обучающую, развивающую, исцеляющую. И поистине становятся одним из сильных и ненавязчивых педагогических средств социально – нравственного воспитания дошкольников.
Воспитательная ценность народных сказок состоит в том, что они дают так называемые косвенные наставления. Дети мыслят образами, им гораздо проще представить себе ситуацию со стороны, где главными героями являются сказочные персонажи. Именно на их примере усваивается важная жизненная информация. Сказки воспитывают не только гордость за свой народ, любовь к Родине, одобряет такие качества как, трудолюбие, настойчивость, смелость, верность и осуждает такие свойства характера как лень, жадность, упрямство, трусость. В содержании сказки всегда заложен урок , который дети постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Связь между поступком и его следствием, делает мораль сказки близкой и понятной дошкольнику. Ребёнку гораздо легче воспринять хорошее и плохое, добро и зло на конкретных примерах сказочных героев, ведь ребёнок почти всегда сравнивает себя с положительным героем. А значит такие нравственные понятия (доброта, честность, взаимовыручка), закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими и сверстниками, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки детей. Поэтому, использование народных сказок в непосредственной образовательной и совместной с взрослыми деятельности, способствует развитию у детей тяги к добру и справедливости, развивается склонность к фантазированию и вера в чудеса, а желание подражать ловким и умным героям помогает реализовать все свои неосознанные желания, победить злодеев и оказаться в волшебном мире.
Сказка является начальным звеном становления социально – нравственного развития личности ребёнка. Использование сказочных сюжетов во всех видах деятельности помогает раскрепостить детей, способствует формированию самостоятельности, активности и инициативности, творческое мышление и образное видение, присущее русскому народу.
Использовать сказки можно разнообразными формами работы со сказкой:
В младшем возрасте «Бытовые сказки» и сказки о животных, через простой сюжет которых, дети знакомились с ярко выраженными чертами характера героев сказок (добрый, смелый, хитрый, трусливый). Я знакомила детей со сказкой комплексно через чтение, а лучше рассказывание (так дети слушают внимательнее), инсценирование с помощью различных видов театра, драматизация по ролям.
Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создаёт реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребёнка в обществе.
И величайшим счастьем становится встреча ребёнка с высокохудожественными произведениями детской литературы цель которых, как писал К.И.Чуковский, воспитывать в человеке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться успеху другого, переживать чужую судьбу, как свою!
1. Актуальность
Данный проект разработан в силу особой актуальности на сегодняшний день.
Проблемы не читающего родителя у нас в стране, в частности, снижения интереса к русским народным сказкам и чтению у младших дошкольников.
Телевизор, компьютер поглощают ребенка. Необходимо создавать условия для взаимодействия детей и родителей. Совместное чтение способствует формированию духовно- нравственных ценностей, позволяющие выбрать воспитательные ориентиры в сложном современном мире. В качестве главных произведений для гармоничного развития представлены русские народные сказки, пословицы, поговорки.
Использование игровой формы и в других видах деятельности, где сказочный герой не пассивный наблюдатель, а активный участник жизни детей. Он участвует в режимных процессах, гуляет, играет в народные игры, помогает решить различные проблемные ситуации, способствует в упражнении детей в добрых поступках. Например: (подарим ласковое слово зайчику, поможем петушку, научим лису правилам поведения и т. д.)
Дети эмоционально реагируют на появление сказочного персонажа, и с удовольствием идут на контакт с педагогом, которому гораздо проще объяснить, что такое хорошо и плохо через игровой образ.
Использую сказочные примеры, ситуации, образы в повседневной жизни, на прогулке, во время режимных моментов или в совместной деятельности.
Ведь в народной сказке содержаться правила общения, вежливого обращения, уважительного отношения к старшим ( поклониться в пояс, здравствуй кумушка, хлеб да соль).
2. Проблема
Не раз доводилось слышать мнение: «Современные родители не читают детям книги». Действительно, в нашей жизни все больше времени занимают телевизор, реклама, компьютерные игры и Интернет. Появилась опасная тенденция падения интереса детей к книге. Эта проблема требует от нас действий, направленных на пробуждение истинной духовности через книгу. Народные песенки и потешки, короткие стишки и простые сказки одни из первых источников познаний ребенка. Они помогают малышу узнать и запомнить новые слова, формируют его мир желаний и чувств. Маленький человечек самый преданный поклонник, готов вновь и вновь слушать любимые произведения. Но постепенно родители все реже читают малышу книги, а он, в свою очередь, реже просит их об этом.Чтение книги сводится к минимуму и подменяется просмотром мультфильмов и телепередач. Почему так происходит?
Русские народные сказки - красочный пример устного народного творчества, раскрывающий в полной мере всю самобытность предков.
Герои сказок часто представлены в лице животных. Так волк всегда отображал жадного и злого, лиса хитрого и смекалистого, медведь сильного и доброго, а заяц слабого и трусливого человека. Но мораль этих историй заключалась в том, что не стоит вешать ярмо даже на самого злого героя, ведь всегда может встретиться трусливый заяц, который сможет обхитрить лису и победить волка.
При помощи сказочных героев, взрослые могут заинтересовать ребенка, произвести на него воспитательный эффект и даже решить какую – либо психологическую проблему.
Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспитателем ребенка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребенка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой, развивает музыкальный слух, речь, мышление, фантазию.
Любая сказка – это рассказ об отношениях между людьми. Язык сказок понятен малышу.
Детям, которым с раннего детства читают сказки, быстрее начинают говорить. Сказка помогает ребенку в познании себя и в понимании окружающего мира.
У каждой сказки свой возраст. Вряд ли двухлетнему малышу будет интересно слушать эпопею про Гарри Поттера. А вот яркая красочная история про «Колобка» или про «Репку» - то, что надо. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиями с различными предметами
Через сказку легче объяснить ребенку, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
- Содержание проекта.
Тип проекта: Информационно-познавательный. Творчески-игровой.
Участники проекта: дети второй младшей группы № 7 , воспитатели,родители.
Длительность проекта: Март 2020 – май 2020 года.
Цель:формирование у детей младшего дошкольного возраста интересак русским народным сказкам через творческую и игровую деятельность.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Расширять и уточнять представления детей о разнообразии народных сказок, о поучительной роли.
- Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам
- Формировать умение пересказывать сказки.
Развивающие:
- Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
- Развивать групповую сплочённость, самооценку детей.
- Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
- Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию.
- обогащать и расширять словарный запас детей.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей уважение к родным и к самому себе;
- Пробуждать интерес к сказкам;
- Приобщать детей к процессу познания добра и зла, честности и справедливости.
- Воспитывать нравственные качества посредством русских народных сказок.
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма, способность наслаждаться художественным словом. Учить употреблять его в собственной речи, договаривать отдельные слова и фразы при совместном рассказывании с воспитателем русской народной сказки.
- формировать навыки сотрудничества;
Предполагаемые результаты:
Улучшение показателей сформированности нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста.
Игра +Творчество
У детей будет продолжать формироваться интерес к книгам, литературным чтениям, прослушиваниям сказок в разном виде (рассказывание взрослым, слушание аудиозаписей). Проектная деятельность будет способствовать формированию положительных нравственных представлений (чувства дружбы и коллективизма и т.д.) и усвоению моральных норм, а также гармонизации отношений между. В процессе ознакомления со сказками активизируется словарь, будет развиваться связная речь, совершенствоваться диалогическая и монологическая речь; развиваться интонационная выразительность во время заучивания стихотворных текстов. Ознакомление со сказками будет способствовать развитию продуктивной деятельности, творческих способностей и умений детей. взрослыми и детьми. В результате работы над проектом повысится педагогическая грамотность родителей, они узнают о многогранной роли сказки в жизни ребенка.
5. Реализация проекта.
1 этап – подготовительный. Организация проектной деятельности.
Организация и создание предметно-развивающей среды в соответствии с темой проекта.
Методическое сопровождение проекта.
Собрать и подготовить материал, необходимый для изготовления дидактических игр, альбомов, информационных папок для работы с детьми. Подобрать материал для проведения просветительской работы среди родителей; разработать содержание тематического анкетирования для родителей. Составления конспектов досугов, проведения конкурсов и выставок по теме проекта. Подготовить материал для составления теста по проверке усвоенных знаний. Подобрать материл для пальчиковых и подвижных игр на основе сказок, для картотеки русских народных сказок.
2 этап – основной.
- Проведение мониторинга по теме проекта.
- Проведение тематической выставки художественной литературы для ознакомления с русским сказочным фольклором для детей младшего дошкольного возраста «Сказка в гости к нам пришла».
- Изготовление дидактических игр: «Помоги герою найти свою сказку», «Сказочная путаница» (кто сначала, кто потом – по сказкам «Репка», «Теремок», «Колобок»).
- Создание альбома на основе иллюстраций русских сказок «Сказочная страна».
- Создание альбома на основе семейного творчества рисунков иллюстраций по народным сказкам по теме «Рисуем сказку».
Работа с родителями.
- Проведение анкетирования на тему «Русская народная сказка в жизни ребёнка».
- Проведение конкурса семейного творчества «Приглашение в сказку».
- Привлечение родителей к изготовлению и созданию коллекционного фонда мини-книжек «Этот сказочный мир».
- Привлечь родителей в вечернее время для чтения (рассказывания) детям сказки: «Почитай мне сказку».
Консультации для родителей.
- «Влияние сказок на развитие речи детей дошкольного возраста».
- «Воспитание сказкой».
- «Какие сказки читать детям? Выбираем сказки по возрасту».
- «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка».
- «Народная сказка как средство воспитания детей дошкольного возраста».
- «Роль сказки в семье».
- «Как и для чего читать детям сказки».
- «Значение сказок в жизни человека».
- «Пословицы и поговорки по русским народным сказкам».
3 этап - заключительный.
- Подведение итогов проектной деятельности.
- Итоговая беседа с детьми по теме «В гостях у сказки».
- Тестирование детей на знание содержания русских народных сказок.
- Организация выставки продуктивной деятельности детей.
- Организация семейного творческого конкурса «Рисуем сказку».
- Подведение итогов конкурса семейного творчества.
- Подведение итогов и создание мини музея фонда мини-книжек «Этот сказочный мир».
Перспективный план по работе над проектом.
«Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка
ребенком жизненных явлений».
(В. А. Сухомлинский)
Структура занятий
Каждое занятие включает в себя ряд этапов:
1. Слушание сказки с включением музыкальных фрагментов.
2. Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки. Игры, драматизация, музыкально-двигательная деятельность.
3. Организация художественно-продуктивной деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования на тему сказки.
№ п/п | Тема недели: | Цель и задачи. | Методы и приемы: | Деятельность педагога и воспитанников. |
МАРТ | ||||
Неделя - 2 март | Подготовительный этап. | Выявить уровень знания детей русской народной сказки. | Мониторинг. «Ребенок может уметь», «Ребенок может знать»(Приложение 1, 2). Анкетирование родителей.«Русская народная сказка в жизни ребенка». (Приложение 3). | Подготовить мониторинг и анкеты для воспитанников и родителей. |
Неделя - 3,4 Март | Чтение сказки «Репки» | Цель: продолжаем знакомить детей со сказкой «Репка». Задачи: развитие у детей усидчивости и внимания., воспитывать чувство доброжелательности , сочувствия, умения прийти на помощь. | Игровой Словесный Практический Наглядный Прием внезапности (появление репки) Использование музыкального сопровождения | Подбор художественной литературы, иллюстрации, подвижные игры. Рассмотрение книг, проведение разных видов деятельности. «Украшаем фартук бабке», «Украшаем рубашку деду», «Украшаем сарафан внучке», лепим ркпку. Дидактическая игра: «Найди половинку», «Кто как кричит». Театрализация сказки «Репка». Оформление выставки. |
Неделя -5 март, 1 Апрель | Чтение сказки «Колобок» | Цель: продолжаем знакомить детей со сказкой «Колобок». Задачи: учить имитировать действия персонажей, передавать слова героев; формировать у детей представления о доброте, взаимопомощи, дружбе; вызывать чувство сопереживания, желание оказывать посильную помощь тому, кто в этом нуждается; | Игровой Словесный Практический Наглядный Прием внезапности (появление репки) Использование музыкального сопровождения | Привлечение родителей к изготовлению и созданию коллекционного фонда мини-книжек «Этот сказочный мир».Чтение стихотворения В. Шипуновой «Колобок на окошке». Просмотр сказок-мультфильмов. Беседы и дискуссии по темам: «Съедобные и несъедобные грибы», «Дикие и домашние животные», «Что делают люди, чтобы сохранить редких животных?» Рисованию «Колобок покатился по дорожке» Лепка колобка. Театрализованное выступление воспитанников. |
АПРЕЛЬ | ||||
Неделя -2, 3 Апрель | Цель:изучение влияния русской народной сказки «Теремок» на развитие нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста. Задачи: помогать усвоению детьми духовно – нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни. | Игровой Словесный Практический Наглядный Прием внезапности (появление репки) Использование музыкального сопровождения | Словесно – дидактическая игра «Кто, кто в теремочке живет? Игра- инсценировка «Весёлый теремок». Аппликация на тему теремок. Лепка «Теремок». Театрализованная хороводная игра по сказке «Теремок» | |
Неделя -4,5 Апрель | Чтение Русской народнойсказки «Маша и Медведь» | Цель:развитие лучших качеств, свойственные русскому человеку: духовность, отзывчивость, доброту трудолюбие, уважение к старшим, бережное отношение к природе, сострадание. Задачи: формирование уважение к родителям, привычка трудиться, способность оценивать свои поступки, различать доброе и злое. | Игровой Словесный Практический Наглядный Прием внезапности (появление репки) Использование музыкального сопровождения | Продолжать приучать детей внимательно слушать сказки. знакомство детей с русской народной сказкой «Маша и Медведь» Лепка «мишка» Рисование «Маша и Медведь» Мнемотаблица в картинках по сказке «Маша и Медведь» Расскажи сказку по картинке «Маша и медведь». Театрализация сказки «Маша и Медведь» |
МАЙ | ||||
Недель – 1, 2 Май | Чтение Русской народнойсказки «Курочка ряба» | Цель: формировать умение детей слушать сказку в обычном пересказе и инсценированном варианте. Упражнять детей в подборе к глаголам соответствующих им существительных. Задачи: воспитывать навыки общения с взрослыми и сверстниками, устойчивый интерес к игровой деятельности. Воспитывать интерес к русским народным сказкам. | Игровой Словесный Практический Наглядный Прием внезапности (появление репки) Использование музыкального сопровождения | Дидактическая игра: «Где цыпленок Подвижная игра «Курочка и цыплята». Рассказывание потешки про петушка. Пальчиковая игра "Курочка и цыплята" Мнемотаблица «Курочка ряба». Рисование «Курочка ряба» Аппликация «Курочка ряба» Театрализованная деятельность «Курочка ряба». |
Недель – 3,4 Май | Чтение Русской народнойсказки «Волк и семеро козлят». | Цель: прививать нравственные качества через использование русскую народную сказку «волк и семеро козлят». Задачи: Разыгрывание представления по мотивам русской народной сказки «Волк и семеро козлят». Совершенствовать у детей умение свободно и красиво подражать повадкам животных, совершенствовать двигательные навыки. Воспитывать моральные качества: уверенность в себе, чувство товарищества, настойчивость в достижении положительных результатов: воспитывать уважительное отношение друг к другу. | Игровой Словесный Практический Наглядный Прием внезапности (появление репки) Использование музыкального сопровождения | Рассматривание иллюстраций к сказке «Волк и семеро козлят», чтение сказки. Физкультурное развлечение по сказке «Волк и семеро козлят». Театрализация сказки «Волк и семеро козлят» |
6.Ресурсное обеспечение
Кадровый потенциал:
- Педагоги
- Родители
- Дети
Материально-техническая база:
Предметно-пространственная среда отвечает современным требованиям и содержит:
- центр книги в группах;
- уголки театрализации;
- уголки ряженья;
- наглядный и демонстрационный материал: альбомы, презентации, иллюстрации, фотографии картины писателей и поэтов;
- библиотека книг художественной и познавательной литературы;
- ТСО.
Методическое:
- теоретическая и методическая литература;
- периодическая печать;
- материалы по передовому педагогическому опыту.
- Содержание деятельности
Работа с детьми.
1. Знакомство детей со сказкой. (Чтение, рассказывание, беседы и вопросы по содержанию, рассматривание иллюстраций, видеозаписей).
2. Пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок.
3. Лепка, рисование, конструирование по мотивам сказок.
4. Разыгрывание сюжетов из сказок, игры драматизации театрализованные, творческие игры.
Особенности воспитания нравственных качеств в младшем дошкольном возрасте.
- Детям свойственна большая эмоциональная отзывчивость, подражательность.
- Дети очень внимательны к словам взрослого, особенно если это мотивирует к действию, процессу, желанию заслужить похвалу.
- Для детей младшего дошкольного возраста характерна конкретность мышления. Поэтому выполнение поручений может зависеть от ситуации.
- Дети не умеют соотносить представления о нравственной норме со своими поступками.
- Этот возраст переживает кризис 3-х лет, проявляется своеволие, негативизм, что при неправильном общении с ребенком может вылиться в агрессивность.
- Заключение
В нашей статье расскажем о самобытности, символизме русских народных сказок, о том, чему они учат и чем отличаются от сказок других народов и цивилизаций.
Русские сказки — это зашифрованное послание наших предков. Может быть поэтому они и сохранились до наших дней. Теперь на знакомые нам с детства сказки, можно посмотреть совершенно в другой плоскости. Для того чтобы понять русские сказки, необходимо вернуться к своим истокам, для начала вспомнить свой древний язык и значение каждого слова, и тогда мы получим совершенно новую информацию и знания, оставленные нам нашими предками.
Сказки дают ключи к тем жизненным задачам, которые предстоит решать каждому человеку в своей жизни. В сказках показывается, как самый маленький, глупый и слабый преодолевает все проблемы и в конце выходит счастливым победителем. Прожитые чувства в сказках делают детей смелее и сильнее. Сказки помогают детям справляться со страхом, перебороть себя и поверить в собственные силы; учат детей тому, что добро будет всегда вознаграждено, а зло наказано (учат детей законам справедливости), смелый победит (отваге), терпеливый дождётся (выдержке), честный труд ценится (трудолюбию), правда восторжествует и т.д. Всё это есть в культурном коде нашей цивилизации, а значит и в сказках.
Поэтому всегда, как только у вас появится такая возможность, читайте детям народные сказки, ведь они — источник правильного, здорового и гармоничного воспитания ребёнка.
Наряду с объяснением нравственных ценностей, сказки содержат определённые мировоззренческие установки, определённую картину мира. Эта картина мира перекликается с космологическими моделями, представленными в мифологиях разных народов мира. Таковы архетипы мировой горы, вселенского яйца, мирового древа, мотивы нисхождения героя в подземный мир или вознесения в высшие миры. Но в каждой цивилизации они окрашиваются нравственными мерилами и идеалами, присущими её представителям.
Числа
Очень интересна символика чисел в русских народных сказках. Как известно, в них преобладают цифра три и цифра семь. Показателен вопрос выбора трех путей, когда герой оказывается возле развилки, камень у которой предлагает ему на выбор три дороги.
Яйцо
В древнейшей космогонии мировое яйцо — золотое. В древних культурах яйцо олицетворяло также Солнце как источник весеннего возрождения и творческих сил природы. В русских сказках, по мнению некоторых исследователей фольклора, Солнце принимает зооморфный образ Жар-птицы, которую похищают силы Тьмы или Зимы в образе колдуна или царя-чародея; однако Жар-птица успевает снести золотое яйцо — источник последующей жизни, света и тепла.
Это то самое золотое яичко, которое снесёт Курочка Ряба в известной русской сказке (здесь весь мифологический антураж испарился, остался только закодированный образ-символ, передаваемый от поколения к поколению и усваиваемый ребёнком чуть ли не одним из первых). Вообще, сказка Курочка Ряба — очень странная сказка:
«Жили-были дед да баба. И была у них Курочка Ряба.
Снесла курочка яичко, да не простое — золотое.
Дед бил — не разбил.
Баба била — не разбила.
А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.
Плачет дед, плачет баба и говорит им Курочка Ряба:
— Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам новое яичко не золотое, а простое!»
Дед и бабка, вроде бы должны быть довольны тем, что яичко разбилось, ведь именно этого они и добивались, но они плачут. Почему так? Какой алгоритм зашифрован в этой простейшей сказке? Может быть, именно дед или бабка должны были разбить яичко? И почему мышка выступает столь важным действующим лицом, как и в другой русской сказке?
Репка
Другая загадочная русская сказка — это известная всем с детства «Репка». Сама репка будучи жёлтой и круглой, может быть символом Солнца, которое необходимо вызволить из плена подземного царства, чтобы оно могло снова светить людям, но в сказке интересна последовательность вызова разных участников на помощь. С одной стороны, она символизирует крепкую связь разных поколений, которые совместно решают родовые задачи, но, с другой стороны, показывается и взаимосвязь поколений людей с биосферой. Ведь когда своих сил «человечеству» в лице дедки, бабки и внучки не хватает, они начинают звать Жучку, Мурку и мышку. Но загадкой остаётся: почему в сказке отсутствуют мама и папа внучки? Чтобы усилить эффект связи поколений, показать кто с кем должен в наибольшей степени взаимодействовать — деды с внуками? У нас ведь всегда за детьми смотрят бабушки и дедушки. А может их нет по той же загадочной причине, по какой у Деда Мороза нет дочки, но есть внучка?
У нас нет готового ответа на эти вопросы, как и на другие, которые будут подняты в статье. Свои же соображения оставляйте в комментариях.
Колобок
Другая обучающая русская сказка — это Колобок, хотя для многих эта сказка представляется чуть ли не фильмом ужасов с плохим концом.
Вкратце напомним сюжет, для тех, кто давно не перечитывал: Дед попросил испечь колобок — баба испекла и положила на окошко студить. Колобок же укатился в лес. В лесу он встречается и поёт свою песенку разным животным, от которых потом «убегает» и наконец встречает лису, которая его и съела.
Сказка, знакомая всем с детства, обретает совсем иной смысл и куда более глубокую суть, когда мы открываем для себя то, что эта сказка является образным описанием астрономического наблюдения предков за движением месяца по небосклону от полнолуния к новолунию.
Информационные ресурсы.
- Журнал «Мой ребенок»
- «Художественная литература» издательство «Корифей» составитель О.И.Бочкарева.
- «Воспитание сказкой». Л.Б. Фесюкова
- «Художественное чтение и рассказывание в детском саду»
- М.К. Боголюбская, В.В.Шевченко.
- «Роль сказки в психическом развитие ребенка» Л.Л.Эльконинова
- Воспитатель Дома ребенка: Мазурян В.Н.
- Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой
- Духовно –нравственное воспитание подрастающего поколения / И.В.Якунина
- «Подарки фей» развивающая сказкотерапия для детей /А.Ю. Капская, Т.Л. Мирончик
- Общительные сказки / Т.А.Шорыгина
- Народная сказка в системе воспитания дошкольника Зимина И.К. / Дошкольное воспитание-2005.№5
- Аникин В. П. Русская народная сказка, М., 1977г.С.98 2.
- Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. М., 2003. С.144. 3.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика. М.,1999.
- Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2–5 лет. М.,2007 с.256 5. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. Дошкольное воспитание, 2005 № 5 с.28
- Киселева И. Е. Педагогические условия становления социокультурного опыта ребенка — дошкольника в театрализованной деятельности. Ростов-на-Дону,2005г 7. Померанцева Э. В. Судьба русской сказки. М.,1979 8. Сидловская О. А. Сказка в развитии дошкольника //Дошкольное воспитание № 6,2002. С.23
- Татаринцева Н. Е. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. М.,2007.с.96 10. Хрестоматия по фольклору. М.2002.
Приложение 1
Мониторинг.
Ребёнок может уметь:
- определять название знакомой сказки по слуховому восприятию (чтение отрывка);
- определять название знакомой сказки по зрительному восприятию (просмотр отрывка);
- узнать название сказки по иллюстрации; по изображению сказочного героя;
- узнать название сказки по литературной загадке;
- осуществлять продуктивную деятельность по сказке по заданию взрослого;
- применять свои знания о народном сказочном фольклоре в самостоятельной продуктивной деятельности;
- отвечать на вопросы взрослого по содержанию сказки;
- передавать содержание знакомой сказки.
Приложение 2.
Мониторинг.
Ребёнок может знать:
- названия нескольких сказок русского фольклора в соответствии с возрастом;
- названия сказочных героев знакомых русских народных сказок.
Приложение 3.
Тест.
1. Кто съел Колобка в русской народной сказке? Варианты ответов: лиса, медведь, дедушка.
2. Кого унесли гуси-лебеди? Варианты ответов: мальчика, девочку, бабу-ягу.
3. Кто освободил Красную Шапочку? Варианты ответов: дровосеки, бабушка, волк.
4. Где спрятался козленок от волка в сказке «Волк и семеро козлят»? Варианты ответов: в печке, под столом, в лесу.
5. Кто раздавил теремок? Варианты ответов: медведь, мышка–норушка, лисичка-сестричка.
6. Кто разбил яичко в сказке «Курочка Ряба»? Варианты ответов: мышка, бабушка, дедушка.
7. Кто помогал тянуть репку и держался за Жучку? Варианты ответов: мышка, внучка, кошка, бабка.
8. В чем отнёс медведь Машеньку домой в сказке «Маша и медведь?» Варианты ответов: в корзине, в коробке, в коробе, в сумке.
9. Как звали маму Мишутки в сказке «Три медведя»? Варианты ответов: Марья Ивановна, Марья Петровна, Настасья Петровна, Дарья Степановна.
10. Что сломала Машенька в избушке у трех медведей? Варианты ответов: стол, стульчик, игрушку, кровать.
Приложение 4.
Анкета.
Уважаемые родители!
Просим вас принять участие в опросе по теме: «Русская народная сказка в жизни ребенка».
1. Читали ли Вам в детстве русские народные сказки? ------------------
2. Читаете ли Вы сказки своему ребенку? Как часто?--------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------
3. С какого возраста, на Ваш взгляд, необходимо читать сказки детям? --------------------------------------------------------------------------------------
4. Обсуждаете ли Вы сюжет, героев сказки с ребенком после прочтения? ----------------------------------------------------------------------------------
5. Способствует ли русская народная сказка нравственному развитию ребенка (чему учит)? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
6. Практикуете ли вы дома театрализацию русских народных сказок? ----------------------------------------------------------------------------------------
7. Играете ли Вы со своим ребенком в игры, где задействованы герои русских народных сказок? ----------------------------------------------------------------
8. Хотели бы вы принять участие в театрализации русской народной сказки в детском саду вместе с вашим ребенком? ------------------------- ---------------------------------------------------------------------------------------------
Большое спасибо за участие в опросе