Деятельность по организации предпрофильного и профильного обучения

 

Дорогие ребята и родители!

 

Эта страница  поможет вам получить полезные знания для правильного выбора профессии.

Выбор профессии – это достаточно серьезный вопрос, к которому стоит подходить обдуманно. Во-первых, нужно учитывать свои личные интересы. Во-вторых, оценить собственные способности. В-третьих, проанализировать соответствие своих личностных качеств с теми качествами, наличия которых требует выбранная профессия.

Советы подростку. С кем поговорить подростку?

  1. С родителями, родственникам

Обсудите в семейном кругу профессии родителей, бабушек и дедушек. Возможно, у вас уже есть семейная профессия и Вы будущий представитель династии.

       2.  C психологом

Тесты по профориентации в интернете – пустая трата времени, если они не подкреплены разговором с опытным специалистом. В центре занятости возле моего дома психолог не только проводит несколько объемных тестов, но ещё и расспрашивает про любые хобби и интересы, даёт советы, куда можно пойти и все это развить. Причем, упоминает о местах где это реально нужно людям. Например, волонтерские центры. Также можно обратиться за помощью и пройти профориентацию с психологом.

Здесь важно, что посторонний человек говорит с тобой о твоих сильных сторонах, задаёт вопросы. Ты не чувствуешь, что тебе хотят навязать своё мнение, есть ощущение, что ты на самом деле выбираешь, а человек рядом - помогает.

  1. C представителями профессий-фаворитов.

Если интересна не одна профессия, а несколько? Покажите их «под микроскопом». Наверняка, один из родственников или знакомых работает по этой профессии, или имеют к ней отношение. Нужно дать всю информацию о данных профессиях. Рассказать обо всех подводных камнях, но и о плюсах не забыть.

Советы родителям

Покажите, что реально верите в ребенка.

  1. Это первое и самое главное. Мы сами в себя не очень-то верим, возможно, боимся ответственности и того, насколько большой этот мир. И часто тщательно это скрываем. Ваша поддержка и вера в нас – то что поддерживает!
  2. Если у Вас какие-то проблемы с работой, то стоит поторопиться разобраться с ними.
  3. Потому что, кроме шуток, Вы подаете плохой пример – ходить на нелюбимую работу, ненавидеть коллектив и начальника… Мы смотрим на вас.
  4. Учите выбирать с самого детства.
  5. Помогите сохранять и развивать это умение. Доверяйте выбор игры, фильма, варианта для отдыха. Выбрать дело своей жизни – посложнее, но начинайте с маленьких шажков.
  6. Честно поговорите о том, чего ребенок ждет от жизни
  7. Обсудите, сколько он хочет зарабатывать, какие есть варианты, чтобы этого достичь и прочее. Рассказывайте о своем опыте, ничего не утаивая.
  8. Сходите к специалисту по вопросам профориентации
  9. На индивидуальную консультацию вместе, или дайте возможность ребёнку пройти тренинг по профориентации. Быть в состоянии выбора, получить помощь специалиста важно для нас.
  10. Ни в коем случае не мешайте выбору
  11. Помните: Ваши детские мечты и мечты ребенка – не одно и то же. При помощи в выборе учитывайте только его мнение.

Вам будет полезно посещение элективных занятий, например английский для профессионатных целей  My petroleum prospects

Следующие сайты могут быть вам полезны:

https://worldskills.ru/

https://www.skolkovo.ru/public/media/documents/res...

https://profvector.spb.ru/sved_ob_org/about-us/

Профориентация выбор профессии в Югре http://profor86.ru/

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

АКТИВИЗИРУЮЩАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ МЕТОДИКА

(Н. ПРЯЖНИКОВ)

Цель этой методики – повысить у старшеклассников уровень осознания своей готовности к различным видам профессионального труда.

Эту методику можно использовать при работе с классом (группой), а можно – в индивидуальной профконсультации, в последнем случае ее возможности существенно расширяются. Проводя работу с классом, удается рассмотреть только ориентировочную готовность учащегося к выбору профессии, а в индивидуальном варианте можно увидеть и способность к профессии, и мотивацию к какой-либо деятельности, и уровень личного осознания того или иного выбора. Так же как и другие активизирующие опросники, методика «Будь готов!» ни в коем случае не должна рассматриваться как строго психодиагностическое средство. Ее главная цель – активизация самопознания человека и его размышлений о собственных возможностях, что так или иначе способствует успешности самоопределения.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Учащиеся на чистом листе в клеточку рисуют бланк ответов, а психолог при этом показывает на доске, как это лучше сделать.

Затем психолог разъясняет учащимся инструкцию. Он говорит, что сейчас учащимся будет предложен перечень различных трудовых действий. Учащиеся должны оценить, смогли бы они на данном этапе своего развития успешно выполнить каждое из этих действий. Для этого нужно использовать для самооценки шкалу от 0 до 10 баллов. Если то или иное действие представляется учащимся трудным, то напротив него ставится невысокий балл. Если они считают, что легко справились бы с этим действием, то напротив ставится высокий балл. Нужно обратить внимание учащихся на то, что здесь идет речь не об их желаниях, а только об их возможностях и способностях. Все баллы проставляются справа от номера утверждения в графе «Самооценка».

Психолог зачитывает «Перечень трудовых действий», а учащиеся на бланках оценивают, насколько они готовы выполнить каждое из этих действий. Как и при работе с другими активизирующими методиками, психолог может уточнять и комментировать отдельные утверждения. Это отличает данную методику от «настоящих» тестов, где подобные комментарии недопустимы.

Следует отметить, что при зачитывании некоторых утверждений, например «Выполнять «грязную» работу (которая может сопровождаться неприятным запахом, пылью, сыростью, шумом» (№ 17), целесообразно напомнить учащимся, что речь идет именно об их способностях. Даже если «грязная» работа (или другие явно непривлекательные трудовые действия) кому-то очень неприятны, но он все-таки легко их выполняет, то следует ставить высокий балл. И наоборот, если какое-либо действие нравится, но хорошо выполнять его сейчас человек пока не может, то в бланк проставляется невысокий балл.

Далее психолог зачитывает примерные нормы по каждому трудовому действию, отдельно для девушек и отдельно для юношей. Учащиеся же в это время проставляют в бланке ответа в графе «Соответствие норме» баллы своего соответствия этим нормам: если они попадают в норму (включительно), то ставится «О», если больше нормы – «+1», если меньше – «–1». Например, если по первому вопросу кто-то из юношей оценил свои возможности в шесть баллов, а норма для юношей по этому вопросу соответствует интервалу от 4 до 8 баллов, то проставляется «0».

Затем каждый учащийся подсчитывает алгебраическую сумму своих баллов (+1, –1, 0) и записывает ее в нижней части бланка ответов. Полученный таким образом результат также сопоставляется с общей для всех нормой. Такой нормой является результат от –5 до +6 баллов.

Если полученный результат попадает в данную норму (включительно), то, скорее всего, общая самооценка подростка адекватная («нормальная»), если результат выше нормы – самооценка несколько завышенная, а если ниже нормы – заниженная. (Конечно, такие выводы о завышенной или заниженной самооценке носят условный характер, ведь некоторые подростки способны с успехом выполнять самые разные действия. Тем более что представленные в методике нормы далеки от совершенства и служат не столько для психодиагностики, сколько для активизации самопознания подростков.)

Однако эти выводы о самооценке пригодятся в дальнейшем – при общей оценке готовности учащихся к конкретным профессиям.

Психолог обращается к классу и просит назвать те профессии, готовность к которым учащиеся хотели бы проверить. В результате на доске должен появиться список из 8–12 профессий.

Далее с помощью «Меню профессий» определяется, имеются ли такие профессии в методике, и если имеются, то рядом с выписанными профессиями проставляются их порядковые номера из этого списка. Если тех профессий, которые интересуют подростков, не окажется в списке, то можно по согласованию с учащимися рассматривать близкие к ним профессии.

В «Меню профессий» нами включены некоторые виды деятельности, которые традиционно в подобные списки не включают: бомж, бродяга, попрошайка, квартирный вор, проститутка, рэкетир, торговец наркотиками. Но в современных условиях именно такие способы зарабатывания денег вызывают у подростков повышенный интерес, и педагог-психолог должен проявить к этим «профессиям» очень даже нешуточное внимание, иначе такие виды деятельности будут обсуждать с подростками совсем иные «педагоги» и «психологи»... Не нужно бояться говорить с учащимися о подобных «профессиях», ведь все равно подростки живо обсуждают их в своей среде. Так пусть лучше профессиональные психологи держат эти обсуждения хоть под каким-то своим контролем... Психологи мы, в конце концов, или нет!

В КАЧЕСТВЕ ПРИМЕРА

Далее психолог показывает на примере, каким образом определяется готовность к профессии. Учащиеся повторяют за психологом соответствующие подсчеты, а в дальнейшем самостоятельно определяют готовность к тем профессиям, которые их интересуют. Каждый школьник может проверить свою готовность как минимум к четырем профессиям.

Правая часть бланка ответов делится на четыре части, в каждой из которых оценивается готовность к какой-то профессии (в нашем заполненном бланке на с. 10 приведен пример определения готовности к профессии «программист»).

Подробный расчет готовности к профессии «программист» приведен в таблице «Пример расчета готовности к профессии «программист».

Сначала в бланк записывается название профессии – «программист». Затем в списке «Набор профессий» отыскивается профессия «программист», где отмечены номера соответствующих данной профессии трудовых действий и значимость этих действий для успешной работы, выраженная в баллах. Все это записывается в бланк ответов в соответствующую графу.

Далее справа, рядом с показателями значимости действий, записываются те ответы (баллы самооценок), которые ранее выставил в своем бланке учащийся. Например, первое трудовое действие (следить за показаниями приборов) – 7 баллов; третье (выполнять расчеты) – 5 баллов; восемнадцатое (переносить монотонную работу) – 3 балла и т.д. После этого показатели значимости перемножаются на соответствующие баллы самооценок подростка, затем полученные результаты суммируются. Общий показатель готовности подростка к профессии, выраженный в процентах, записывается внизу. Если он ниже 60–70%, то могут возникнуть сомнения в готовности этого ученика к данной профессии.

Нужно также учесть самооценку подростка. Если она – повышенная, то полученный показатель готовности к профессии «программист» умножается на корректировочный коэффициент 0,7, если пониженная – на 1,3, а если самооценка оказалось нормальной, то никаких корректировок можно не делать. (Естественно, такая корректировка является условной и служит не столько для получения более «объективного» диагноза, сколько для знакомства подростка с логикой размышлений о своей готовности к той или иной профессии).

В нашем примере первоначальный, невысокий показатель готовности, равный 47%, был умножен на корректировочный коэффициент 1,3, и в итоге получилось 61,1%, что говорит о хорошей готовности к профессии «программист».

Аналогичным образом учащиеся самостоятельно подсчитывают свою готовность к другим, наиболее интересным для себя профессиям. Иногда оказывается, что у кого-то появляется желание рассмотреть таким образом 6–8 и более профессий (тогда учащиеся выполняют расчеты не на бланке ответов, а на дополнительных листочках). Психолог в этом случае просто зачитывает показатели по интересующим подростков профессиям в индивидуальном порядке.

В ИНДИВИДУАЛЬНОМ ПОРЯДКЕ

При использовании методики в индивидуальной работе (или в работе с микрогруппой в 3–5 человек) общая логика процедуры сохраняется, но появляется возможность сделать существенные добавления.

Несколько расширяется инструкция, где учащемуся предлагается не только оценить свои возможности («могу») выполнять те или иные действия, но и свое желание выполнять эти действия («хочу») и даже необходимость выполнения такой работы (своеобразное «надо»). После зачитывания психологом каждого трудового действия учащийся в трех колонках на бланке ответов проставляет соответствующую самооценку, используя шкалу от 0 до 10 баллов.

К сожалению, для подведения итогов и, в частности, для определения самооценки в методике предлагаются примерные нормы, относящиеся лишь к способностям учащихся (см. таблицу «Примерные нормы»). Но при желании психологи могут получить такие нормы для своих регионов. (Порядок получения таких норм представлен в пособиях: Словарь-справочник по психологической диагностике. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Киев: Наукова думка, 1989; Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд-во  МГУ, 1987.)

При индивидуальной работе оцениваются не только способности, но и желание и необходимость заниматься подобной работой.


Бланк ответов

Номера действий

Самооценка

Соответствие норме

Четыре

профессии

1

 

 

1. ______________

2. _______________

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

6

 

 

 

 

7

 

 

 

 

8

 

 

 

 

9

 

 

 

 

10

 

 

 

 

11

 

 

 

 

12

 

 

 

 

13

 

 

 

 

14

 

 

3._______________

4.________________

15

 

 

 

 

16

 

 

 

 

17

 

 

 

 

18

 

 

 

 

19

 

 

 

 

20

 

 

 

 

21

 

 

 

 

22

 

 

 

 

23

 

 

 

 

24

 

 

 

 

25

 

 

 

 

26

 

 

 

 

27

 

 

 

 

28

 

 

 

 

29

 

 

 

 

30

 

 

 

 

31

 

 

 

 

32

 

 

 

 

33

 

 

 

 

34

 

 

 

 

 

Итого

 

 

 


ПЕРЕЧЕНЬ ТРУДОВЫХ ДЕЙСТВИЙ

1.       Следить за показаниями приборов, за информацией на экране (дисплее).

2.       Работать с текстами (много читать, изучать что-либо).

3.       Выполнять расчеты (на ЭВМ, микрокалькуляторе, в уме).

4.       Много чертить, рисовать.

5.       Вести записи, печатать на машинке, на компьютере.

6.       Много говорить, выступать перед аудиторией, беседовать с людьми.

7.       Быть услужливым, уметь нравиться и угождать клиентам.

8.       Соблюдать дисциплину труда и субординацию (правила подчинения).

9.       Управлять техникой (машинами, станками, агрегатами).

10.   Обрабатывать что-либо вручную или с помощью простых приспособлений.

11.   Часто работать на открытом воздухе, на природе (в любую погоду).

12.   Много запоминать по ходу работы.

13.   Часто разъезжать (командировки, экспедиции).

14.   Быстро реагировать на меняющуюся ситуацию, уметь переключать внимание.

15.   Проверять, контролировать, оценивать что-либо и кого-либо, ставить диагноз.

16.   Быть осторожным и предусмотрительным, соблюдать правила безопасности (рисковать, но по-умному).

17.   Выполнять «грязную» работу (которая может сопровождаться неприятным запахом, пылью, сыростью, шумом).

18.   Переносить однообразную, монотонную работу.

19.   Терпеть насмешки, грубость.

20.   Испытывать длительные физические нагрузки (много ходить, выполнять разнообразные движения, давление, переносить вибрацию, перепады температуры).

21.   Уметь организовывать, руководить людьми.

22.   Владеть иностранным языком.

23.   Уметь постоять за себя, с честью выходить из конфликтных ситуаций.

24.   Не обманывать других и самого себя (говорят, это не каждому дано).

25.   Уметь не принимать все близко к сердцу (не волноваться, что от вашей работы кому-то будет плохо).

26.   Часто работать по вечерам и без выходных.

27.   Уметь самостоятельно принимать важные решения (и отвечать за них тоже самостоятельно).

28.   Уметь взаимодействовать с коллегами, работать в коллективе (без скандалов и склок).

29.   Уметь тихо и спокойно размышлять, мечтать на работе (и так зарабатывать себе на хлеб насущный).

30.   Постоянно следить за собой, тренироваться, репетировать, быть в хорошей форме.

31.   Свято верить во что-то (в великую идею, в Бога, в обожаемого человека, в начальника).

32.   Постоянно придумывать на работе что-то новое и необычное.

33.   Создавать красоту, уметь ценить прекрасное.

34.   Быть проворным, уметь работать быстро.

ТАБЛИЦА «ПРИМЕРНЫЕ НОРМЫ»

 

Номера трудовых действий (в соответствии с перечнем)

Диапазон баллов для девушек

Диапазон, баллов для юношей

1

4 - 8

4 - 8

2

3 - 7

3– 7

3

2 - 6

4 - 7

4

2 - 7

5 - 8

5

6 - 9

5 - 9

6

5 - 8

2 - 6

7

6 - 9

4 - 7

8

3 - 8

2 - 8

9

5 - 8

6 - 9

10

3 - 7

4 - 8

11

5 - 8

6 - 9

12

3 - 6

3 - 7

13

5 - 9

4 - 8

14

5 - 8

5 - 7

15

4 - 8

3 - 6

16

6 - 9

4 - 8

17

1 - 6

1 - 5

18

1 - 6

2 - 6

19

2 - 5

2 - 6

20

3 - 7

4 - 8

21

4 - 7

3 - 6

22

6 - 9

2 - 6

23

6 - 9

5 - 7

24

3 - 6

2 - 6

25

3 - 7

3 - 6

26

2 - 5

3 - 7

27

4 - 7

4 - 8

28

6 - 9

4 - 8

29

6 - 9

6 - 8

30

5 - 8

6 - 8

31

6 - 9

4 - 8

32

5 - 8

4 - 8

33

6 - 9

4 - 7

34

4 - 8

5 - 8

 


МЕНЮ ПРОФЕССИЙ




1.       Автослесарь

2.       Агроном

3.       Артист драматического театра

4.       Археолог, этнограф

5.       Библиотекарь

6.       Бомж, бродяга, попрошайка

7.       Водитель городского автобуса

8.       Водитель-«дальнобойщик»

9.       Воспитатель в детском саду, яслях

10.   Врач-терапевт

11.   Врач-хирург

12.   Геолог

13.   Дизайнер (техническая эстетика)

14.   Домохозяйка (воспитание детей, создание уюта в доме, обслуживание мужа)

15.   Животновод (зоотехник)

16.   Инженер на промышленном производстве

17.   Инспектор ГИБДД

18.   Кассир-оператор кассовых аппаратов (в магазине, в банке)

19.   Квартирный вор

20.   Коммерсант

21.   Конструктор (чертежник-конструктор)

22.   Продавец в кооперативном ларьке

23.   Лесник, инспектор рыбнадзора

24.   Летчик (пилот гражданской авиации)

25.   Манекенщица, фотомодель.

26.   Мастер телеателье

27.   Матрос, рыбак на сейнере

28.   Машинист поезда

29.   Металлург

30.   Монах, человек-отшельник, послушник

31.   Офицер армии (десантные войска)

32.   Официант

33.   Парикмахер

34.   Переводчик (текстовый перевод)

35.   Писатель, поэт, публицист, журналист

36.   Повар (в престижном ресторане)

37.   Пограничник (сухопутная граница)

38.   Пожарник, спасатель

39.   Политический деятель, дипломат

40.   Портной по пошиву верхней одежды

41.   Приемщица белья в прачечной, в химчистке

42.   Программист

43.   Продавец

44.   Проводник железнодорожных составов

45.   Проститутка

46.   Психолог, психотерапевт

47.   Редактор, корректор

48.   Руководитель, менеджер

49.   Рэкетир

50.   Священнослужитель

51.   Секретарь-референт

52.   Сельский механизатор (комбайнер, тракторист)

53.   Слесарь-ремонтник

54.   Спортсмен-профессионал (командный спорт)

55.   Станочник широкого профиля (токарь, фрезеровщик)

56.   Строитель-монтажник

57.   Стюардесса

58.   Таксист

59.   Телохранитель, охранник

60.   Торговец наркотиками

61.   Участковый милиционер

62.   Ученый-теоретик (биолог)

63.   Ученый-экспериментатор (научный сотрудник на био-, метеостанции)

64.   Учитель средней школы

65.   Фотокорреспондент

66.   Художник, скульптор

67.   Чиновник, служащий, инспектор

68.   Шахтер, проходчик

69.   Экономист

70.   Экскурсовод-переводчик

71.   Ювелир

72.   Юрист (адвокат)





Пример заполненного бланка

Номера действий

Самооценка

Соответствие норме

Четыре

профессии

1

7

0

1. программист

2. руководитель

2

5

0

1→ 2 х 7 = 14

 

3

5

0

3 → 4 х 5 = 20

 

4

8

+1

18 → 2 х 3 = 6

 

5

6

0

28 → 1 х 2 = 2

 

6

2

-1

32 → 1 х 5 =5

 

7

5

0

 

 

8

7

0

Сумма = 47%

 

9

2

-1

 

 

10

5

0

47х1,3=61,1%

 

11

3

-1

 

 

12

2

0

 

 

13

1

-1

 

 

14

4

-1

3. ювелир

4.таксист

15

6

0

 

 

16

8

0

 

 

17

2

0

 

 

18

3

0

 

 

19

3

0

 

 

20

2

0

 

 

21

1

-1

 

 

22

3

-1

 

 

23

6

0

 

 

24

2

0

 

 

25

1

-1

 

 

26

1

0

 

 

27

3

-1

 

 

28

2

-1

 

 

29

8

0

 

 

30

4

0

 

 

31

7

0

 

 

32

5

0

 

 

33

2

-1

 

 

34

4

0

 

 

 

Итого

-10

 

 

В итоге сумма баллов (-10) меньше нормы (диапазон которой от -5 до +6 баллов), что свидетельствует о возможной недооценке подростком своих возможностей.

Пример расчета готовности к профессии «Программист»

Номера действий

Названия действий для профессии

Значимость действий  для профессии

Самооценка готовности к действиям

Вероятность готовности к действиям

1

следить за приборами

2

х

7

=

14

3

выполнять расчеты

4

х

5

=

20

18

переносить монотонную работу

2

х

3

=

6

28

уметь работать в коллективе

1

х

2

=

2

32

Придумывать новое

1

х

5

=

5

 

 

Сумма по всем произведениям = 47%


НАБОР ПРОФЕССИЙ

Числа слева показывают, какими трудовыми действиями нужно владеть, чтобы быть успешным в данной профессии. Эти числа соответствуют порядковому номеру действий в «Перечне трудовых действий».

Числа справа – это значимость этих действий для успешной работы по рассматриваемой профессии. Заметим, что сумма этих чисел всегда равно 10 (что соответствует 100%), это позволяет подсчитать вероятность успешной работы по профессии в целом.

Каждый психолог, использующий данную методику, может по своему усмотрению усовершенствовать соотношение действий и показателей их значимости для той или  иной профессии.

 



загрузка...


1. Автослесарь

7 - 2

9 - 1

10 - 3

15 - 2

17 - 2

 

2. Агроном

2 - 2

5 - 2

11 - 2

20 - 2

21 – 1

26 - 1

 

3. Артист драматического театра

2 - 1

6 - 2

13 - 1

17 - 1

19 - 1

26 - 1

30 - 2

33 - 1

 

4. Археолог, этнограф

2 - 2

5 - 2

10 - 1

11 – 1

13 - 1

18 - 1

20 - 1

22 - 1

 

5. Библиотекарь

2 - 2

5 - 2

7 - 2

18 - 3

22 - 1


6. Бомж, бродяга, попрошайка

6 - 1

7 - 1

16 - 2

17 - 3

19 - 2

20 - 1

 

7. Водитель городского автобуса

9 - 2

14 - 2

16 - 2

19 - 1

20 - 1

23 - 1

26 - 1

 

8. Водитель - « дальнобойщик»

9 - 1

10 - 1

 12 - 1

13 - 1

14 - 1

16 - 1

18 - 2

22 - 1

 

9. Воспитатель в детском саду, яслях

6 - 3

14 - 2

21 - 3

 24 - 1

32 - 1

 

10. Врач - терапевт

5 - 1

6 - 2

7 - 1

12 - 1

15 - 2

17 - 1

19 - 1

26 - 1

 

 

11. Врач - хирург

6 - 1

10 - 2

14 - 1

15 - 1

19 - 1

20 - 1

26 - 1

27 - 1

 

12. Геолог

5- 1

10- 1

11-2

13- 1

16-1

17- 1

22-2

28- 1

 

13. Дизайнер (техническая эстетика)

3-3

4-4

18- 1

32-1

33-1

 

14. Домохозяйка (воспитание детей, создание уюта в доме, обслуживание мужа)

7- 1

17-2

19-1

21 – 1

23- 1

26-1

30- 1

33-1

34 -1

 

 

 

 

 

 

15. Животновод (зоотехник)

10 - 1

16 - 1

17 - 4

20 - 1

26 -2

34 - 1

 

16. Инженер на промышленном производстве

1 - 1

3 - 3

9 - 1

15 - 1

18 – 1

28 - 3

 

17. Инспектор ГИББД

6 - 1

11 - 2

14 - 2

15 - 1

16 - 2

19 - 1

26 - 1

 

18. Кассир - оператор кассовых аппаратов (в магазине, в банке)

3 - 4

7 - 1

19 - 3

23 - 1

24 - 1

 

19. Квартирный вор

10 - 2

12 - 1

15 - 1

16 - 2

19 - 1

23 - 1

25 - 2

 

20. Коммерсант

3 - 2

7 - 2

13 - 1

16 - 1

19 - 1

21 – 1

27 - 2

 

21. Конструктор (чертежник - конструктор)

3 - 2

4 - 2

9 - 1

10 - 1

13 - 1

15 - 1

32 - 2

 

 

22. Продавец в кооперативном ларьке

3 - 1

7 - 1

12 - 1

13 - 1

14 - 1

16 - 3

19 - 2

 

23. Лесник, инспектор рыбнадзора

10 - 3

11 - 3

16 - 1

17 - 1

20 - 2

 

24. Летчик (пилот гражданской авиации)

1 - 1

9 - 2

13 - 2

16 - 1

18 - 1

20 - 2

28 - 1

 

25. Манекенщица, фотомодель

6 - 2

13 - 2

19 - 1

26 - 1

30 - 3

33 - 1

 

26. Мастер телеателье

7 - 1

10 - 5

15 - 3

18 - 1

 

27. Матрос, рыбак на сейнере

8 - 1

10 - 2

11 – 1

13 - 2

16 - 1

17 - 1

20 - 1

18 - 1

 

28. Машинист поезда

1 - 1

9 - 3

10 - 2

13 - 1

17 - 2

18 - 1

 

 

 

 

 

29. Металлург

9 - 1

10 - 1

16 - 2

17 - 2

20 - 3

28 - 1

 

30. Монах, человек - отшельник, послушник

8 - 1

11 - 1

17 - 1

18 - 1

29 - 2

30 - 1

31 - 3

 

31. Офицер армии (десантные войска)

6 - 1

8 - 1

9 - 1

11 - 1

16 - 1

20 - 1

27 - 1

30 - 1

 

32. Официант

3 - 2

7 - 3

12 - 1

17 - 1

19 - 1

22 - 1

24 - 1

 

33. Парикмахер

7 - 2

10 - 1

17 - 1

19 - 1

20 - 2

32 - 1

33 - 2

 

34. Переводчик (текстовый перевод)

2 - 1

5 - 2

12 - 1

15 - 1

18 - 2

22 - 3

 

 

 

 

 

 

 

 

35. Писатель, поэт, публицист, журналист

2 - 1

5 - 1

6 - 1

13 - 1

19 - 1

24 - 1

26 - 1

29 - 1

31 - 1

33 - 1

 

36. Повар (в престижном ресторане

7 - 1

10 - 3

15 - 1

17 - 3

20 - 1

34 - 1

 

37. Пограничник (сухопутная граница)

8 - 2

9 - 1

11 - 1

16 - 2

20 - 1

26 - 1

30 - 1

 

38. Пожарник, спасатель

8 - 1

9 - 1

14 - 1

16 - 2

17 - 1

20 - 1

27 - 1

30 - 2

 

39. Политический деятель, дипломат

6 - 1

13 - 2

16 - 1

 19 - 2

22 - 1

23 - 1

24 - 1

27 - 1

 

40. Портной по пошиву верхней одежды

4 - 1

7 - 3

10 - 4

15 - 1

33 - 1

 

 

 

41. Приемщица белья в прачечной, в химчистке

3 - 2

7 - 2

15 - 5

19 - 1

 

42. Программист

1 - 2

3 - 4

18 - 2

28 - 1

32 - 1

 

43. Продавец

3 - 1

7 - 2

11 - 1

15 - 1

17 - 1

19 - 2

20 - 1

24 - 1

 

44. Проводник железнодорожных составов

6 - 1

7 - 3

10 - 1

13 - 2

17 - 1

19 - 1

20 - 1

 

45. Проститутка

7 - 2

16 - 1

17 - 1

19 - 2

20 - 1

22 - 1

25 - 1

30 - 1

 

46. Психолог, психотерапевт

6 - 3

7 - 1

15 - 1

19 - 1

21 - 1

24 - 1

32 - 2

 

47. Редактор, корректор

2 - 3

5 - 1

15 - 1

18 - 2

22 - 1

24 - 1

33 - 1

 

 

48. Руководитель, менеджер

6 - 1

13 - 1

15 - 1

19 - 2

21 - 3

23 - 1

26 - 1

 

49. Рэкетир

3 - 1

8 - 1

14 - 2

16 - 2

19 - 1

25 - 2

30 - 1

 

50. Священнослужитель

2 - 1

6 - 1

7 - 1

19 - 1

24 - 1

26 - 1

29 - 1

30 - 2

31 - 2

 

51. Секретарь - референт

2 - 1

3 - 1

5 - 2

7 - 1

12 - 2

19 - 1

22 - 1

26 - 1

 

52. Сельский механизатор (комбайнер, тракторист)

9 - 2

10 - 1

11 - 2

17 - 1

20 - 2

26 - 1

34 - 1

 

53. Слесарь - ремонтник

9 - 1

10 - 3

15 - 1

16 - 2

17 - 2

20 - 1

 


54. Спортсмен - профессионал (командный спорт)

13 - 2

14 - 1

16 - 1

19 - 1

20 - 3

26 - 1

28 - 1

 

55. Станочник широкого профиля (токарь, фрезеровщик)

3 - 1

9 - 5

10 - 1

15 - 2

34 - 1

 

56. Строитель - монтажник

10 - 2

11 – 1

16 - 1

17 - 2

20 - 3

26 - 1

 

57. Стюардесса

6 - 1

7 - 2

13 - 2

14 - 1

19 - 1

20 - 2

22 - 1

 

58. Таксист

7 - 2

9 - 1

12 - 1

14 - 2

16 - 1

19 - 1

23 - 1

26 - 1

 

59. Телохранитель, охранник

7 - 1

8 - 1

14 – 3

16 - 2

19 - 1

25 - 1

30 - 1

 

 

 

 

 

 

 


60. Торговец наркотиками

7 - 2

8 - 1

12 - 1

16 - 2

17 - 1

19 - 1

25 - 2

 

61. Участковый милиционер

6 - 1

12 - 2

15 - 1

16 - 2

19 - 2

23 - 1

26 - 1

 

62. Ученый - теоретик (биолог

2 - 2

5 - 2

22 - 1

26 - 1

29 - 1

31 – 1

32 - 2

 

63. Ученый - экспериментатор (научный сотрудник на био-, метеостанции)

2 - 2

3 - 1

5 - 1

11 - 1

15 - 1

24 - 1

29 - 1

29 - 1

32 - 1

 

64. Учитель средней школы

2 - 1

5 - 2

6 - 3

15 - 1

19 - 1

21 - 1

23 - 1

 

65. Фотокорреспондент

11 - 1

12 - 1

14 - 2

16 - 2

20 - 1

22 - 1

24 - 1

26 - 1

 


66. Художник, скульптор

2 - 1

4 - 1

7 - 1

17 - 1

24 - 1

26 - 1

29 - 1

31 - 1

33 - 2

 

67. Чиновник, служащий, инспектор

2 - 2

5 - 3

7 - 1

13 - 1

15 - 1

18 - 1

21 - 1

 

68. Шахтер, проходчик

9 - 1

10 - 1

16 - 3

17 - 2

20 - 2

34 - 1

 

69. Экономист

3 - 3

12 - 1

18 - 3

28 - 2

34 - 1

 

70. Экскурсовод - переводчик

2 - 1

6 - 2

7 - 1

13 - 1

19 - 1

22 - 2

26 - 1

33 - 1

 

71. Ювелир

7 - 1

10 - 3

15 - 2

18 - 2

33 - 2

 

72. Юрист (адвокат)

2 - 1

6 - 1

7 - 2

12 - 1

13 - 1

16 - 1

19 - 1

24 - 2




Предварительный просмотр:

Опросник, выявляющий предпочтительную цель труда

Классификация профессий по предмету труда и по цели труда являются независимыми по отношению к друг другу. Поэтому выявление распределения по предмету труда не дает исчерпывающего представления о профессиональных интересах оптанта. Необходимо так же определить распределение интереса по целям труда.

Опросник по выявлению интереса по цели труда (ЦТ) построен аналогично ПДО. Он состоит из вопросов, объединяющих по два вида деятельности, относящихся к различным целям труда. Причем выявление разброса интересов по целям труда происходит на пяти уровнях,

 соответствующих пяти предметам труда.

Как и в случае ПДО, к данному опроснику прилагается лист ответов, где каждый столбец соответствует одной из целей труда:

Первый столбец – цель туда гностическая (познавательная);

Второй столбец – цель труда преобразующая;

Третий столбец – цель труда изыскательная;

Опросник ЦТ заполняется по той же схеме, что и ПДО. В результате суммирования плюсов по листу ответов ЦТ имеет трехкомпонентный вектор распределения интересов по цели труда Д=(Д,Д,Д).

Для опросника ЦТ будем считать, что цель труда выбрана испытуемым, если на нее пришлось 50% или более 50% интереса, распределенного по целям труда. Это следует из соответствия при переходе от 30 вопросов и 5 выделяемых направлений (5 предметов труда) к 15 вопросам и 3 направлениям (трем целям труда). Следовательно, все три компонента (числа), образующих вектор Д, необходимо сравнивать с числом У, определяемым равенством У=0,5 15=7,5, или, переходя для удобства к целым числам, можно положить У=8. Значит, если Д больше 8, то испытуемым цель труда выбрана, если Д меньше 8, то цель труда не выбрана.

Содержание опросника

Что бы Вы предпочли из двух возможностей?

1-й столбец – (А)

2-й столбец – (Б)

  1. Изучать явления природы

или

Изменять живую природу, развивая, улучшая окружающую действительность

  1. Распознавать неисправности, неполадки технических систем

или

Обрабатывать материалы (металл, дерево, пластмассу и т.д.)

  1. Научится разбираться в людях, оценивать их положительные и отрицательные качества

или

Быть настоящим учителем, воспитателем молодежи, уметь оказывать на молодых людей положительное влияние

  1. Искать ошибки в тексте, расчете, программе ЭВМ

или

Производить вычисления, расчеты по заданному алгоритму

  1. Изучать произведения литературы и искусства с целью раскрытия авторских замыслов

или

Восстанавливать памятники искусства и культуры

  1. Разбираться в сущности и взаимосвязи явлений природы

или

Выводить новые сорта растений, породы животных

  1. Заниматься наладкой и регулированием электронной аппаратуры

или

конструировать новые виды машин и механизмов

  1. Распознавать характер человека, научиться давать точную характеристику людям, их качествам

или

Создавать в своем воображении тип Вашего любимого предполагаемого героя, Вашего идеала

  1. Корректировать тексты, анализировать математические функции, графики

или

Создавать математические модели явлений окружающего мира, используя в них результаты расчетов

  1. Искать неизвестные произведения искусства, не дошедшие до широкого круга ценителей

или

Создавать литературные произведения в поэзии, прозе, драматургии

  1. Оказывать преобразующее влияние на развитие живых организмов

или

Заниматься разведкой полезных ископаемых

  1. Заниматься сборкой новой техники (в сборочных цехах предприятий, на конвейере сборки электроники)

или

Изобретать принципиально новые автоматические электронные устройства

  1. Воздействовать на психику другого человека, подчиняя его Вашей воле, заставляя следовать за Вами

или

Изобретать принципиально новые, значимые личностные качества человека, анализировать их значение

  1. Выполнять набор цифровой и текстовой информации при работе на ЭВМ

или

Разрабатывать новые математические конструкции, математические конструкции

  1. Заниматься творческой оформительской работой в строительстве, книгопечатании и т.д.

или

Работать над созданием произведений в живописи, музыке и т.д.

Лист ответов “Опросника, выявляющего предпочтительную цель труда”

Гностическая

Преобразующая

Изыскательская

1. А

1. Б

2. А

2. Б

3. А

3. Б

4. А

4. Б

5. А

5. Б

6. А

6. Б

7. А

7. Б

8. А

8. Б

9. А

9. Б

10. А

10. Б

11. А

11. Б

12. А

12. Б

13. А

13. Б

14. А

14. Б

15. А

15. Б



Предварительный просмотр:

ТЕСТ ДЖ.ГОЛЛАНДА (ДЖ.ХОЛЛАНДА) НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Шкалы: типы профессиональной направленности личности - реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциальный, предприимчивый, артистичный

НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА

Методика предназначена для определения профессиональной направленности личности. 

Инструкция к тесту

Выберите одну из двух предлагаемых профессий, но не с точки зрения престижности, а с точки зрения ее сути: "Могу ли я заниматься данным видом деятельности, хочу ли я этого?". 

ТЕСТ

Первый вариант

№                Вариант А                                                     Вариант Б 
1     Инженер-технолог                                  Инженер-конструктор
2     Вязальщик                                            Санитарный врач
3     Повар                                                   Наборщик
4     Фотограф                                              Заведующий магазином
5     Чертежник                                            Дизайнер
6     Философ                                               Психиатр
7     Ученый-химик                                        Бухгалтер
8     Редактор научного журнала                     Адвокат
9     Лингвист                                               Переводчик художественной литературы
10    Врач-психиатр                                       Статистик
11    Завуч                                                   Председатель профкома
12    Спортивный врач                                    Фельетонист
13    Нотариус                                               Снабженец
14    Перфоратор                                           Карикатурист
15    Политический деятель                             Писатель
16    Садовник                                               Метеоролог
17    Водитель троллейбуса                             Медсестра
18    Инженер-электронщик                            Секретарь-машинистка
19    Маляр                                                   Художник по металлу
20    Биолог                                                   Глазной врач
21    Телеоператор                                         Режиссер
22    Гидролог                                                Ревизор
23    Зоолог                                                   Главный зоотехник
24    Математик                                             Архитектор
25    Работник детской комнаты милиции           Счетовод
26    Учитель                                                  Командир части
27    Воспитатель                                            Художник по керамике
28    Экономист                                               Заведующий отделом
29    Корректор                                               Критик
30    Завхоз                                                    Дирижер
31    Радиооператор                                         Специалист по ядерной физике
32    Наладчик                                                 Монтажник
33    Агроном-семеновод                                   Председатель колхоза
34    Закройщик-модельер                                 Декоратор
35    Археолог                                                  Эксперт
36    Работник музея                                         Консультант
37    Ученый                                                     Актер
38    Логопед                                                   Стенографист
39    Врач                                                        Дипломат
40    Главный бухгалтер                                     Директор
41    Поэт                                                         Психолог
42    Архивариус                                               Скульптор

Второй вариант

№            Вариант А                                                            Вариант Б 
1     Автомеханик                                               Авиаконструктор
2     Егерь                                                         Интервьюер
3     Кондитер                                                    Делопроизводитель
4     Пасечник                                                    Администратор
5     Радиооператор                                             Актер
6     Астроном                                                     Гид-экскурсовод
7     Бактериолог                                                 Корректор текстов
8     Зоолог                                                         Брокер
9     Минеролог                                                    Актер цирка
10    Гувернантка                                                 Работник архива
11    Священник                                                   Глава администрации
12    Консультант по профориентации                     Драматург
13    Финансовый контролер                                  Директор
14    Шифровальщик                                             Искусствовед
15    Директор магазина                                        Композитор
16    Горный инженер                                            Биофизик
17    Животновод                                                  Репетитор
18    Маляр                                                          Составитель каталогов
19    Охотовед                                                      Директор рынка
20    Электротехник                                               Карикатурист
21    Биолог                                                          Семейный врач
22    Вирусолог                                                     Контролер-кассир
23    Генетик                                                        Менеджер
24    Гидробиолог                                                  Писатель
25    Воспитатель детского сада                             Чертежник
26    Инструктор по плаванию                                 Начальник отдела сбыта
27    Медицинская сестра                                       Манекенщица
28    Наборщик типографии                                     Оптовый торговец
29    Переписчик нот                                              Музыкальный аранжировщик
30    Начальник стройки                                         Музыкант-исполнитель
31    Машинист тепловоза                                       Инженер-исследователь
32    Портной                                                         Консультант службы знакомств
33    Рулевой-моторист                                           Регистратор
34    Штукатур                                                       Предприниматель
35    Садовник                                                       Танцор
36    Редактор научного журнала                             Учитель
37    Физик-теоретик                                              Копировальщик чертежей
38    Ихтиолог                                                         Президент банка
39    Ученый-теоретик                                             Художник по интерьеру
40    Преподаватель ин. яз.                                      Контролер качества продукции
41    Тренер по лечебной физкультуре                      Снабженец
42    Социальный работник                                       Художник-мультипликатор
43    Продюсер телевидения                                     Режиссер

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Ключ к тесту

Первый вариант 

1. Реалистический тип: 1, 2, 3, 4, 5, 16, 17, 18, 19, 21, 31, 32, 33, 34 – все А. 
2. Интеллектуальный тип: 1Б, 6А, 7А, 8А, 9А, 16Б, 20А, 22А, 23А, 24А, 31Б, 35А, 36А, 37А. 
3. Социальный тип: 2Б, 6Б, 10А, 11 А, 12А, 17Б, 20Б, 25А, 26А, 27А, 36Б, 38А, 39А, 41Б 
4. Конвенциальный тип: ЗБ, 7Б, 10Б, 13А, 14А, 18Б, 22Б, 25Б, 28А, 29А, 32Б, 40А, 42А, 38Б 
5. Предприимчивый тип: 4Б, 8Б, 11Б, 13Б, 15А, 23Б, 26Б, 28Б, 30А, ЗЗБ, 35Б, 37Б, 39Б, 40Б. 
6. Артистичный тип: 5Б, 9Б, 12Б, 14Б, 15Б, 19Б, 21Б, 24Б, 27Б, 29Б, 30Б, 34Б, 41А, 42Б. 

Второй вариант 

1. Реалистический тип (15): 1А, 2А, 3А, 4А, 5А, 16А, 17А, 18А, 19А, 20А, 31А, 32А, 33А, 34А, 35А. 
2. Интеллектуальный тип (15): 1Б, 6А, 7А, 8А, 9А, 16Б, 21А, 22А, 23А, 24А, 31Б, 36А, 37А, 38А, 39А 
3. Социальный тип (15): 2Б, 6Б, 10А, 11А, 12А, 17Б, 21Б, 25А, 26А, 27А, 32Б, 36Б, 40А, 41А, 42А. 
4. Конвенциальный тип (14): 3Б, 7Б, 10Б, 13А, 14А, 18Б, 22Б, 25Б, 28А, 29А, 33Б, 37Б, 40Б, 43А. 
5. Предприимчивый тип (14): 4Б, 8Б, 11Б, 13Б, 15А, 19Б, 23Б, 26Б, 28Б, 30А, 34Б, 38Б, 41Б, 43Б. 
6. Артистичный тип(13): 5Б, 9Б, 12Б, 14Б, 15Б, 20Б, 24Б, 27Б, 29Б, 30Б, 35Б, 39Б, 42Б. 

За каждое совпадение в ключом начисляется 1 балл.

Обработка результатов теста

Во втором варианте необходимо нормировать результаты по шкалам. Для этого набранное респондентом количество баллов по каждой шкале разделите на число, которое в ключе стоит в скобках рядом с названием шкалы (например, для реалистического типа – это 15) и умножьте на 100%.

Доминирующим у испытуемого является тот тип по которому он набрал максимальное количество баллов. 

Интерпретация результатов теста 

Ниже приводятся названия типов с их кратким описанием и перечисляются некоторые профессии в которых представители соответствующего типа смогут наиболее полно раскрыть свои способности, достичь успеха и личного удовлетворения. Важно подчеркнуть, что каждый человек обладает личностными свойствами характерными для всех шести типов, однако доминируют при этом черты всего лишь одного или нескольких типов.

Реалистичному типу личности свойственна эмоциональная стабильность, ориентация на настоящее. Представители данного типа занимаются конкретными объектами и их практическим использованием: вещами, инструментами, машинами. Отдают предпочтение занятиям требующим моторных навыков, ловкости, конкретности. 

Профессии – механик, электрик, инженер, моряк, шофер и т. п. 

Артистичный тип отстраняется от отчетливо структурированных проблем и видов деятельности, предполагающих большую физическую силу. В общении с окружающими опираются на свои непосредственные ощущения, эмоции, интуицию и воображение. Ему присущ сложный взгляд на жизнь, гибкость, независимость суждений. Свойственна несоциальность, оригинальность. 

Профессии – музицирование, занятие живописью, литературное творчество, фотография, театр и пр. 

Социальный тип ставит перед собой такие цели и задачи, которые позволяют им установить тесный контакт с окружающей социальной средой. Обладает социальными умениями и нуждается в социальных контактах. Стремятся поучать, воспитывать. Гуманны. Способны приспособиться практически к любым условиям. Стараются держаться в стороне от интеллектуальных проблем. Они активны и решают проблемы, опираясь главным образом на эмоции, чувства и умение общаться. 

Профессии – врач, учитель, психолог, социальный работник и т. п. 

Конвенциональный тип отдает предпочтение четко структурированной деятельности. Из окружающей его среды он выбирает цели, задачи и ценности, проистекающие из обычаев и обусловленные состоянием общества. Ему характерны серьезность настойчивость, консерватизм, исполнительность. В соответствии с этим его подход к проблемам носит стереотипичный, практический и конкретный характер. 

Профессии – машинопись, бухгалтерия, программирование и пр. 

Предприимчивый тип избирает цели, ценности и задачи, позволяющие ему проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, реализовать любовь к приключенчеству. Ему не по душе занятия, связанные с ручным трудом, а также требующие усидчивости, большой концентрации внимания и интеллектуальных усилий. Предпочитает руководящие роли в которых может удовлетворять свои потребности в доминантности и признании. Активен, предприимчив. 

Профессии – директор, журналист, администратор, предприниматель и др. 

Интеллектуальный тип ориентирован на умственный труд. Он аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические и в некоторой степени эстетические ценности. Размышления о проблеме он предпочитает занятиям по реализации связанных с ней решений. Ему нравится решать задачи, требующие абстрактного мышления. 

Профессии в первую очередь научные – математик, физик, астроном и т. д. 

ИСТОЧНИКИ

Тест Дж.Голланда / Елисеев О.П. Практикум по психологии личности – СПб., 2003. С.386-389.



Предварительный просмотр:

Опросник «Определение профессиональных склонностей» (методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной)

Склонность - это влечение к какому-либо занятию. Для того, чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов утверждений – «а», «б» или «в» – и обведите его в бланке.

После ответа на все утверждения, подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.

1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности 
а) общаться с самыми разными людьми;
б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т.д.
в) заниматься расчетами; вести документацию.

2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает 
а) возможность следить за ходом мыслей автора;
б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;
в) сюжет, действия героев.

3. Меня больше обрадует Нобелевская премия 
а) за общественную деятельность;
б) в области наук;
в) в области искусства.

4. Я скорее соглашусь стать 
а) главным механиком;
б) начальником экспедиции;
в) главным бухгалтером.

5. Будущее людей определяют 
а) взаимопонимание между людьми;
б) научные открытия;
в) развитие производства.

6. Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь 
а) созданием дружного, сплоченного коллектива;
б) разработкой новых технологий обучения;
в) работой с документами.

7. На технической выставке меня больше привлечет 
а) внутреннее устройство экспонатов;
б) их практическое применение;
в) внешний вид экспонатов (цвет, форма).

8. В людях я ценю, прежде всего 
а) дружелюбие и отзывчивость;
б) смелость и выносливость;
в) обязательность и аккуратность.

9. В свободное время мне хотелось бы 
а) ставить различные опыты, эксперименты;
б) писать стихи, сочинять музыку или рисовать;
в) тренироваться.

10. В заграничных поездках меня скорее заинтересует 
а) возможность знакомства с историей и культурой другой страны;
б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);
в) деловое общение.

11. Мне интереснее беседовать о 
а) человеческих взаимоотношениях;
б) новой научной гипотезе;
в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера.

12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал 
а) технический;
б) музыкальный;
в) спортивный.

13. В школе следует обратить особое внимание на 
а) улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;
б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;
в) укрепление дисциплины.

14. Я с большим удовольствием смотрю 
а) научно-популярные фильмы;
б) программы о культуре и искусстве;
в) спортивные программы.

15. Мне хотелось бы работать 
а) с детьми или сверстниками;
б) с машинами, механизмами;
в) с объектами природы.

16. Школа в первую очередь должна 
а) учить общению с другими людьми;
б) давать знания;
в) обучать навыкам работы.

17. Главное в жизни 
а) иметь возможность заниматься творчеством;
б) вести здоровый образ жизни;
в) тщательно планировать свои дела.

18. Государство должно в первую очередь заботиться о 
а) защите интересов и прав граждан;
б) достижениях в области науки и техники;
в) материальном благополучии граждан.

19. Мне больше всего нравятся уроки 
а) труда;
б) физкультуры;
в) математики.

20. Мне интереснее было бы 
а) заниматься сбытом товаров;
б) изготавливать изделия;
в) планировать производство товаров.

21. Я предпочитаю читать статьи о 
а) выдающихся ученых и их открытиях;
б) интересных изобретениях;
в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.

22. Свободное время я люблю 
а) читать, думать, рассуждать;
б) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;
в) ходить на выставки, концерты, в музеи.

23. Больший интерес у меня вызовет сообщение о 
а) научном открытии;
б) художественной выставке;
в) экономической ситуации.

24. Я предпочту работать 
а) в помещении, где много людей;
б) в необычных условиях;
в) в обычном кабинете.

Обработка результатов.

Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.

10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность.
7-9 баллов – склонность к определенному виду деятельности.
4-6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность.
0-3 баллов – профессиональная склонность не выражена.

Шесть столбцов – это шесть видов деятельности. Обратите внимание на те виды деятельности, которые набрали большее количество баллов. Совпадает ли ваш выбор профессии с полученными результатами?

1 - склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.

2 - склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе. Профессии, связанные с научной деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью суждений, аналитическим складом ума.

3 - склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; управление транспортом; изготовление изделий.

4 - склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.

5 - склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельности, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам.

6 - склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.

Бланк ответов «Профессиональные склонности»

Класс : _________________   Фамилия Имя : __________________________________

 

I

II

III

IV

V

VI

1

а

 

 

б

 

в

2

 

а

 

б

в

 

3

а

б

 

в

 

 

4

 

 

а

 

б

в

5

а

б

в

 

 

 

6

а

б

 

 

 

в

7

 

а

б

в

 

 

8

а

 

 

 

б

в

9

 

а

 

б

в

 

10

 

 

 

а

б

в

11

а

б

в

 

 

 

12

 

 

а

б

в

 

13

а

 

 

 

б

в

14

 

а

 

б

в

 

15

а

 

б

 

в

 

16

а

 

б

 

 

в

17

 

 

 

а

б

в

18

а

б

в

 

 

 

19

 

 

а

 

б

в

20

а

 

б

 

 

в

21

 

а

б

в

 

 

22

 

а

б

в

 

 

23

 

а

 

б

 

в

24

а

 

 

 

б

в

Сумма баллов

 

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Методика “Мотивы выбора профессии”

Инструкция: ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и оцените, в какой мере каждое из них повлияло на ваш выбор профессии. Назовите эту профессию, специальность.

п/п

Утверждения

Оценка

Тип мотивации

1

Требует общения с разными людьми

И

2

Нравится родителям

-

3

Предполагает высокое чувство ответственности

С

4

Требует переезда на новое место жительства

+

5

Соответствует моим способностям

И

6

Позволяет ограничится имеющимся оборудованием

-

7

Дает возможность приносить пользу людям

С

8

Способствует умственному и физическому развитию

И

9

Является высокооплачиваемой

+

10

Позволяет работать близко от дома

+

11

Является престижной

-

12

Дает возможность роста профессионального мастерства

С

13

Единственно возможная в сложившихся обстоятельствах

-

14

Позволяет реализовать способности к руководящей работе

С

15

Является привлекательной

И

16

Близка к любимому школьному предмету

+

17

Позволяет сразу получать хороший результат труда для других

С

18

Избрана моими друзьями

-

19

Позволяет использовать профессиональные умения вне работы

+

20

Дает большие возможности проявить творчество

и

С=    И=     +=     -=

Шкала оценок:

5 – очень сильно повлияло, 4 – сильно, 3 – средне, 2 – слабо, 1 – никак не повлияло

Условные обозначения:

“и” - внутренние индивидуально значимые мотивы; “с” - внутренние социально значимые мотивы; “+” – внешние положительные мотивы; “-” – внешние отрицательные мотивы.



Предварительный просмотр:

Дифференциально-диагностический опросник “Я предпочту”

Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?

1-а

Ухаживать за животными

1-б

Обслуживать машины, при боры (следить, регулировать)

2-а

Помогать больным людям, лечить их

2-б

Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

3-а

следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок

3-б

Следить за состоянием, развитием растений

4-а

Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл,  пластмассу и т.п.)

4-б

Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать)

5-а

Обсуждать научно-популярные книги, статьи

5-б

Обсуждать художественные книги (пьесы, концерты)

6-а

Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

6-б

Тренировать ровесников (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7-а

Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

7-б

Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8-а

Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии)

8-б

Оформлять выставки, витрины или участвовать в подготовке пьес, концертов

9-а

Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

9-б

Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10-а

лечить животных

10-б

Выполнять расчеты, вычисления

11-а

Выводить новые сорта растений

11-б

Консультировать, проектировать новые виды промышленных изделий

12-а

Разбирать споры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

12-б

Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13-а

Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

13-б

Наблюдать и изучать жизнь микробов

14-а

Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

14-б

Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15-а

Составлять точные описания или отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

15-б

Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)

16-а

Делать лабораторные анализы в больнице

16-б

Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17-а

Красить или расписывать помещения, поверхность изделий

17-б

Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов

18-а

Организовывать культпоходы сверстников или младших (экскурсии, турпоходы и т.п.)

18-б

Играть на сцене, принимать участие в концертах

19-а

Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

19-б

Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20-а

Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

20-б

Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

Лист ответов ДДО

Фамилия, имя ученика ………………………………………………………………………………..

Класс………………Школа……………………Дата…………………………………………………

Природа

Техника

Человек

Знаковая система

Художественный образ

10а

10б

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

17б

16б

14б

17а

20а

19а

18а

20б

18б

∑+=

∑+=

∑+=

∑+=

∑+=

∑-=

∑-=

∑-=

∑-=

∑-=

П=

Т=

Ч=-

ЗС=

ХО=


Предварительный просмотр: