Технология "Река времени""
Технология «Путешествие по «реке времени» направлена на освоение временных отношений (представлений об историческом времени – от прошлого к настоящему); развивает целостное восприятие мира, логическое мышление, устанавливает причинно-следственные связи, последовательность развития мира по каждому направлению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 10 «Чебурашка»
Выступление
«Использование технологии «река времени»
в проектной деятельности дошкольников»
Подготовила:
воспитатель
Мунгалова В.С.
г. Краснокаменск 2019
1.В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом Основная образовательная программа детского сада направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Реализовать требования ФГОС ДО помогает организация проектной деятельности с дошкольниками.
2.МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА
Метод проектов нашёл своё отражение в идеях отечественных учёных 20-х годов XX века: Б. В. Игнатьева, В. Н. Шульгина, Е. Г. Кагарова, М. В. Крупениной и др. Суть заключалась в следующем: дети совместно с воспитателем исходя из своих интересов, выбирают тему проекта, и находят совестные способы её изучения. Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности.
Методика работы с детьми дошкольного возраста по организации проектной деятельности раскрыта в пособии Николая ЕвгеньевичаВеракса и Александра НиколаевичаВеракса «Проектная деятельность дошкольников». Авторы особое внимание уделяют вопросам поддержки детской познавательной инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
3.МЕТОД ПРОЕКТОВ
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов.
Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 6 «П»:
проблема; проектирование или планирование; поиск информации; продукт; презентация; портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).
4. Принципы проектирования в детском саду:
Принцип открытости – любой ребенок имеет право выбора и может согласиться на участие в проекте, а может и отказаться, если не уверен в себе или хочет занять позицию наблюдателя. На любом этапе выполнения проекта ребенок может принять решение о продолжении работы или ее завершении. Ребенок самостоятельно распоряжается результатом своей работы и принимает решение о предоставлении или не предоставлении результата окружающим.
Принцип диалогичности – у ребенка всегда должна быть возможность общения и в процессе выполнения проекта и в обсуждении его результатов.
Принцип рефлективности – ребенок должен осознать себя субъектом собственной деятельности и социальных отношений. Это помогает ему в самоопределении и объективной оценке своих возможностей.
5. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ФОТО РЕКИ)
Для освоения субъективной позиции детей в проектной деятельности требуются определенные условия организации педагогического процесса. Освоение ребенком позиции субъекта деятельности требует использования разнообразных педагогических технологий.
В нашей практике в организации проектной деятельности была использована технология «Река времени».
6 .
Тема разрабатываемого проекта называется «Профессия - пожарный»
Цель проекта: Расширить представления о жизненной необходимости профессии пожарный в разное историческое время (древность, старина, настоящее время и будущее)
7.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей развития специальной пожарной техники от конных повозок до техники будущего.
2. Формировать представления о разнообразии орудий труда, необходимых в работе пожарного.
3. Углублять и уточнять представления о специальной одежде пожарного.
5. Развивать воображение дошкольников при проектировании профессии пожарного в будущем.
6. Создать условия для осознания детьми значимости профессиональных качеств пожарного (смелость, отвага, мужество, желание помогать другим, ответственность, дисциплинированность, физическая сила).
Таким образом, основные направления, которые мы рассматривали в проекте, это: одежда, средства передвижения, способы передачи сообщения о пожаре и оборудование (инструменты) пожарного, начиная с древности и до будущего.
В древности первыми пожарными были военные, стрельцы. У них не было специальной одежды, они носили:кафтаны, шапки и сапоги.
На пожары стрельцы выезжали на конных повозках.
На повозках стояли бочки с водой, ведра, топоры, крюки, метлы.
Сообщал о пожаре отряд барабанщиков, который ходил по улицам и бил тревогу.
В старину была введена новая форма для пожарных. Пожарный был одет в полукафтан, шаровары, сапоги. На поясе был ремень с чехлом для топора. На голове - бронзовая каска.
В старину появился первый пожарный автомобиль — линейка.
На машине были пожарные лестницы, баки с водой, ручной насос и пожарные рукава. Для сообщения о пожаре люди строили сторожевые башни.
В наше время пожарные носят специальную одежду, которая защищает их от огня, воды и дыма.Пожарная каска защищает голову.
Сейчас пожарная машина - это автоцистерна. В пожарной машине, сверху и по бокам есть всё необходимое оборудование для тушения пожара.
В настоящее время сообщения о пожаре передаются по телефону диспетчеру пожарной службы.
В будущем профессия пожарного тоже будет. Изменится техника, оборудование для тушения пожара, одежда.
8.ФОРМЫ РАБОТЫ
Применялись формы работы:
Для настоящего – «Экскурсия в 10-ю пожарно-спасательную часть», режиссерская игра с использованием макета «Пожарная часть».
Для древности и старины мы просмотрели презентации «Пожарные в древности» и «Пожарные в старину»
Для будущего был сделан видеоролик «Профессия пожарный в будущем»
Итог нашего проекта: заполнили реку времени и наглядно представили профессию пожарный в разное историческое время.
9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, использование технологии «река времени» в проектной деятельности дошкольников позволяет дать детям представления об историческом времени; осознанно находить связи, отношения между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного результата собственной деятельности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом Основная образовательная программа детского сада направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности. Реализовать требования ФГОС ДО помогает организация проектной деятельности с дошкольниками.
Методическая основа Метод проектов нашёл своё отражение в идеях отечественных учёных 20-х годов XX века: Б. В. Игнатьева, В. Н. Шульгина, Е. Г. Кагарова , М. В. Крупениной и др . Методика работы с детьми дошкольного возраста по организации проектной деятельности раскрыта в пособии Н.Е. Веракса и А. Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников». Авторы особое внимание уделяют вопросам поддержки детской познавательной инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Метод проектов Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов.
6 «П»
Принципы проектирования Принцип открытости Принцип диалогичности Принцип рефлективности
Педагогические технологии в проектной деятельности Освоение ребенком позиции субъекта деятельности требует использования разнообразных педагогических технологий.
Тема проекта «Профессия - пожарный» Цель проекта: Расширить представления о жизненной необходимости профессии пожарный в разное историческое время.
Задачи : Познакомить детей с историей развития специальной пожарной техники от конных повозок до техники будущего. Формировать представления о разнообразии орудий труда, необходимых в работе пожарного. Углублять и уточнять представления о специальной одежде пожарного. Развивать воображение дошкольников при проектировании профессии пожарного в будущем. Создать условия для осознания детьми значимости профессиональных качеств пожарного.
О сновные направления, которые мы рассматривали в проекте, это: одежда, средства передвижения, способы передачи сообщения о пожаре и оборудование (инструменты) пожарного, начиная с древности и до будущего.
Формы работы Для древности и старины мы просмотрели презентации «Пожарные в древности» и «Пожарные в старину ». Для настоящего – «Экскурсия в 10-ю пожарно-спасательную часть», режиссерская игра с использованием макета «Пожарная часть». Для будущего был сделан видеоролик «Профессия пожарный в будущем ».
Заключение Таким образом, использование технологии «река времени» в проектной деятельности дошкольников позволяет дать детям представления об историческом времени; осознанно находить связи, отношения между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного результата собственной деятельности.
Спасибо за внимание!