Социальный интелект
Материалы мини-страницы позволяют педагогу создать условия для развития социального интеллекта старших дошкольников через диалоговое воспитание для обеспечения адекватного приспособления в межличностных взаимосвязях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Детско-родительская беседа "Давайте жить дружно" | 161.04 КБ |
Конспект беседы "Правила поведения" | 562.93 КБ |
Конспект беседы "Правда дороже всего" | 59.65 КБ |
Выступление "Методическое сопровождение работы по развитию социального интеллекта" | 25.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговое занятие
Тема: «Давайте жить дружно».
Цели:
- Создание условий для раскрытия каждым воспитанником своих знаний по социальному интеллекту.
- Привлечение родителей к активному участию в совместном мероприятии,к играм.
- Оптимизация детско-родительских отношений.
Материал: кукла
Ход:
Дети и родители сидят на стульчиках полукругом.
Ведущий 1: Здравствуйте дети, здравствуйте родители.
Если взять Любовь и Верность,
К ним добавить чувство Нежность,
Все умножить на года,
То получится — СЕМЬЯ! В семье все любят и уважают друг друга, каждый день дарят ласковые слова. Давайте родители скажем комплименты своим детям.
Упражнение « наяву, а не во сне»
Каждый ребенок по очереди выходит в центр круга и спрашивает своих родителей «Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?» А мама или папа ответят своему ребенку на вопрос.
Ведущий 2:Уважаемые родители! Весь год мы занимались с детьми по программе «Очень важный разговор». Занятия проходили в форме бесед, на которых мы говорили о хороших и плохих поступках, об отношениях детей с родителями и сверстниками, о познании себя.
К нам на беседы приходила героини. Ребята, давайте расскажем родителям, кто эти герои? (дети называют, а ведущий достает кукол и сажает)
Правильно, главные герои наших бесед - девочка Света и ее кукла Мила. В каждом занятии Света рассказывала детям, какие истории произошли с ней. И ребята вместе со Светой и Милой разбирали эти истории и находили правильный выход из создавшихся ситуаций. Сегодня мы вместе вспомним, о чем мы говорили со Светой и Милой.
Ведущий 1:
- Ребята, ответьте, пожалуйста, на такие вопросы:
- Все дети одинаковые или разные? (разные)
- Чем мы отличаемся друг от друга? (одеждой, характером, способностями, именами,интересами, есть мальчики и девочки, ростом…)
- Родители, помогите детям, скажите, чем еще они отличаются? (родители отвечают …)
- Вы все отличаетесь друг от друга, у вас у всех свои особенности.
- Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм «Про Диму».
ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА «Про Диму»
- Как надо относиться к тем детям, которые на нас не похожи?
- Итак, уважаемые родители, мы с детьми выяснили, чтонесмотря на то, что все люди очень разные и у каждого есть свои особенности, мы должны уважать каждого человека.
Ведущий 2:
- На беседах мы рассматривали картинки с разными ситуациями. Вот, например, вот такая картинка. Мама ведет сына за руку домой, а он упрямится, хочет гулять.
Маме тяжело, она устала, потому что у нее много тяжелых покупок.
- Ребята, что мы узнали? Чье дело важнее: мамы или сына?
- Как надо правильно поступить ребенку?
- Правильно, детям нужно учитывать не только свои желания, но, в первую очередь, интересы и дела родителей.
Ведущий 1:
Игра «Чья вещь»
- Я приглашаю вас поиграть, дружно вставайте и играть начинайте.
У воспитателя в руках коробочка с вещами каждого ребенка и одна чужая.
- Сначала выберем водящего с помощью считалки. Соня, посчитай нас. Водящим будет… Сейчас водящий будет доставать по одной вещи из коробочки и спрашивать у вас, чья это вещь. Тот чья это вещь говорит: «Это моя…»
Когда водящий достанет ничью вещь, дети должны определить, что это вещь чужая.
- Можем ли пользоваться чужими вещами, игрушками без спроса?
- Почему?
Вывод: Мы с вами узнали,что вещи бывают своими и чужими. Своими вещами мы можем распоряжаться, а чужими только с разрешения хозяина. И человек не должен обижаться, если ему не дали чужую вещь.
Ведущий 2:
На занятиях мы узнали, что нам обязательно нужны правила поведения. Они нам говорят, что можно делать, а чего делать нельзя. Правила поведения определяют, как себя нужно вести в разных ситуациях.
Презентация «Правила поведения»
Слайд 2
- Какое правило не знает зайчик ?
Слайд 3
- Правило: Обращайся с книжками аккуратно.
Не рви и не пачкай страницы.
Слайд 4
- Какое правило нарушают волчата?
Слайд 5
- Правило: Не играй во время еды. Не разговаривай во время еды. Пережевывай пищу с закрытым ртом.
Слайд 6
- Почему мышка не может найти свою туфельку?
- Какое правило она не знает?
Слайд 7
- Правило: Соблюдай чистоту в комнате.
Клади все вещи на свои места.
- Значит, ребята, правила нужны?
- Где нужны правила поведения? (на улице, в группе, дома в гостях …)
- О чем говорят правила?(Правила говорят как правильно себя надо вести.)
Вывод: Итак, мы с вами решили, что правила поведения нужны. Они нам говорят, что можно делать, а чего делать нельзя. Правила поведения определяют, как себя нужно вести в разных ситуациях.
Ведущий 1:
- Дорогие родители, давайте разберемся, какой поступок правильный и хороший: сказать правду или солгать?
Посмотрите на картинку и послушайте рассказ об этом мальчике.
Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Правда превыше всего»
«Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел.
Отец пришел и спросил:
- Кто разбил?
Мальчик задрожал от страха и сказал: - Я.
Отец сказал: - Спасибо, что правду сказал».
- Скажите, почему отец его не наказал, а поблагодарил. За что?
- Уважаемые родители, что делаете вы, когда дети говорят вам правду?
- Говорить правду- это хороший или плохой поступок?
- Как называют человека, который говорит правду?
Вывод: Мы с вами пришли к выводу, что говорить правду – это хороший поступок, даже если тебе очень стыдно и страшно признаться. И если ты говоришь правду, то ты честный человек.
Ведущий 2:
Света и Мила научили нас еще многому хорошему: как нужно относится к другим, как надо себя вести, почему у человека бывает хорошее или плохое настроение, про внешнюю и внутреннюю красоту и мир человека. А самое главное , что все должны дружно жить друг с другом.
Мы предлагаем вам посмотреть короткий видеоролик «Шестеренка»
Уважаемые родители, дети дарят вам подарки: сердца из шестеренок , чтобы вы крепко держались друг за друга, ценили свою семью.(Дети дарят шестеренки).
До новых встреч.
Предварительный просмотр:
История 8
Тема: «Правила поведения. Назначение правил поведения».
Цель: Сформировать у детей общее представление о правилах поведения: правила поведения определяют, как себя нужно вести в разных ситуациях.
Задачи:
- Донести до детей мысль, что правила поведения нужны. Они нам говорят, что можно делать, а чего делать нельзя.
- Продолжать учить соблюдать правила поведения в играх и в повседневной жизни.
- Воспитывать навыки правильного поведения.
Материал: двекуклы, картинки – правила поведения в игре, презентация о правилах поведения.
Основные приемы и методы работы:
Беседа.
Словесная игра.
Физминутка.
Показ картинок-правил.
Просмотр презентации.
Самостоятельная работа детей в подгруппах.
Ход:
I. Введение в ситуацию. | - Ребята, вы любите играть? - Я вам предлагаю сыграть в игру «Не ошибись, пожалуйста». Я буду просить вас выполнять разные движения. Но в игре есть одно правило: вы будете выполнять движения только тогда, когда я скажу слово «пожалуйста». Если я не скажу «пожалуйста», то вы ничего не делаете. Кто нарушит это правило, тот садится на стульчик. - Встаньте, пожалуйста! - Поднимите руки, пожалуйста! - Покружитесь. - Пожалуйста, похлопайте в ладоши. - Попрыгайте тихонечко, пожалуйста. - Потопайте. - Руки вперед, пожалуйста. - Опустите руки, пожалуйста. - Почему эти ребята победили? - Какое правило было в этой игре?????? - Давайте, послушаем историю девочкиСветы о том, как они с воспитателем составляли правила. История: «Татьяна Юрьевна — наш воспитатель, наставник и друг. Сегодня серьезна она. Встала у окна и сказала: - Ребята, я сказать вам должна... Нам нужны правила. Вы сами догадаться должны, зачем нам правила нужны. Мы долго голову ломали. Спорили, кричали, правила составляли. Татьяна Юрьевна довольна. На нас посмотрела, улыбнулась невольно. - Разрешите, я вам прочитаю правила, которые мы с вами составили: 1.Будем себя и других уважать. 2. Правду всегда говорить. 3. Никого не обижать. 4. Радость друг другу дарить». | - Потому что они выполняли правило игры. - Делать тогда, когда произносится слово пожалуйста. |
II. Актуализация. | - Кто такая Татьяна Юрьевна? - Что Татьяна Юрьевна сказала ребятам? - Как ребята составляли правила? - Какие правила составили ребята? - Была ли довольна Татьяна Юрьевна? | - Воспитатель. - Нам нужны правила. - Они спорили. Кричали. - Будем себя и других уважать. Правду всегда говорить. Никого не обижать. Радость друг другу дарить. - Да. |
III. Затруднение в ситуации. | - Как вы думаете, можно ли людям жить без правил? - А вы можете сказать, что такое правила? - Давайте поговорим о том, что такое правила, и зачем они нужны. | - Нет. Без правил нельзя жить. |
IV. Открытие детьми нового знания. | Презентация «Правила поведения» Слайд 2 - Посмотрите на эту картинку. - Что делает этот зайчик? - Можно ли так поступать? - Почему? - Как надо обращаться с книжками? - Какое правило он не знает? Слайд 3 - Правило: Обращайся с книжками аккуратно. Не рви и не пачкай страницы. Слайд 4 - Что неправильно делают волчата? - Почему так нельзя поступать? - Какое правило, они нарушают? Слайд 5 - Правило: Не играй во время еды. Не разговаривай во время еды. Пережевывай пищу с закрытым ртом. Слайд 6 - Почему мышка не может найти свою туфельку? - Какое правило она не знает? Слайд 7 - Правило: Соблюдай чистоту в комнате. Клади все вещи на свои места. - Значит, ребята, правила нужны? - Где нужны правила поведения? - О чем говорят правила? - Что будет, если правила вдруг исчезнут? - Что будет, если водители и пешеходы перестанут соблюдать правила дорожного движения? - Что будет, если мы с вами не будем соблюдать правила поведения за столом? - Ребята, представьте, мы с вами начали играть в какую-то игру. Можно ли играть в игру, не зная и не подчиняясь правилам? - Почему правила поведения так важны? - Достаточно ли того, что ребёнок только знает правила? Почему? Итак, мы с вами решили, что правила поведения нужны. Они нам говорят, что можно делать, а чего делать нельзя. Правила поведения определяют, как себя нужно вести в разных ситуациях. Физкультминутка «Правильно-неправильно». Если правильно, то хлопаем 2 раза, если неправильно, то прыгаем 2 раза. Поздороваться при встречи. Толкнуть, и не извиниться. Уметь выслушать друга. Разговаривать во время еды. Сказать до свидания при уходе домой. Перебивать во время разговора. Уметь соблюдать на занятии тишину. Пропускать вперед девочек. | - Зайчик рвёт книгу и делает из неё самолетики. - Нет, нельзя. - Книжки рвать нельзя. - Нужно с ними обращаться аккуратно. - Обращайся с книжками аккуратно. Не рвать и не пачкай страницы. - Волчата играют за столом, балуются. - Потому-что можно подавиться. - Не играть во время еды. - Потому-что комната не убрана, все вещи разбросаны. - Соблюдайте чистоту в комнате. - Да - Во время еды, на прогулки и т.д - Правила, говорят как правильно себя надо вести. - Все будет плохо. Каждый будет себя вести так, как ему захочется, и поэтому люди будут ругаться. - Машины разобьются, собьют людей. Будет много аварий. - Мы будем выглядеть некрасиво, будем чавкать, крошить, толкать друг друга локтями…. - Нет. Игр без правил не бывает. - Потому что, если не будет правил, мы будем ругаться, сориться. Всё будет плохо. - Нет, недостаточно. - Потому что он должен правила не только знать, но и соблюдать. |
V. Включение нового знания в систему знаний детей. | - Ребята, я вам предлагаю тоже, как и Света со своими друзьями, составить правила поведения в нашей группе во время игры. - Мы разделимся на четыре команды. У каждой команды будет картинка. Каждая команда рассматривает картинку и составляет одно правило по этой картинке. А потом мы с вами все вместе послушает - эти правила и будем их соблюдать во время игр. Воспитатель разбивает детей на подгруппы и дети выполняют задания в группах. Воспитатель помогает. По окончанию работы организовывает обсуждение. - Ребята, вы согласны со всеми правилами? - Будем их с вами соблюдать! | |
VI. Осмысление. Итог | - О чем мы сегодня с вами разговаривали? - Можно ли жить без правил поведения? - Должны ли мы соблюдать правила поведения? - Правила поведения нам нужны для того, чтобы мы знали, что можно делать и чего нельзя делать. Правила поведения определяют как себя нужно вести в разных ситуациях. - Я уверенна, что вы будите стараться их выполнять. - Давайте попрощаемся с нашей Светой! Скажем ей: До новых встреч!!! Занятие закончено! Молодцы! | - О правилах поведения. - Нет. Без правил нельзя жить. - Да, должны. |
Предварительный просмотр:
12 история
Тема: «Правда. Сказать правду – значит совершить хороший поступок».
Цель: сформировать у детей обобщенные представления о ценности правды.
Задачи:
1. Уточнить понятие «правда» - «правда – это то, как на самом деле все происходит».
2. Помочь детям понять – говорить правду нужно не боясь, а ложь обходить стороной.
3. Объяснить, что говорить правду, просить прощение – это хорошие поступки.
3. Прививать детям желание делать только хорошие поступки.
4. Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения.
Материал: девочка (кукла) Света, кукла Мила, сюжетная картинка к рассказу Л.Н.Толстого, шкатулка, две картинки с правилами, фильм Биневской Т.Н. по рассказу В.Осеевой «Что легче», Мультфильм Учимся Говорить Правду * Малыш Саша Развивающие Мультики Для Детей.
Основные приёмы и методы работы:
- Беседа.
- Чтение.
- Просмотр фильма, мультфильма.
- Рассматривание сюжетной картинки.
- Игровой прием.
Ход:
I. Введение в ситуацию. | - Здравствуйте, ребята. Света и Мила пришли сегодня не с пустыми руками, они принесли вот что. - Что это? -А теперь заглянем в шкатулку? Я шкатулку открываю Что же в ней? Пока не знаю. А шкатулочка с секретом, Не забудьте вы об этом! - Оказывается, в эту шкатулку они положили правило, которое узнали на прошлом занятии. Вспомните, какое? «Нос не вырастет у тебя, если не будешь ты лгать никогда» - Света очень хорошо запомнила это правило. А вы? - Давайте положим это правило в шкатулку, а сегодня узнаем еще одно. - Вы помните, какую ложь Света сказала? - После этого поступка Света переживала. А теперь послушайте, что же произошло с ней дальше История: «Я сказала: - Катя, я знаю, где кукла твоя. Её у окошка оставила я. Татьяна Юрьевна спросила: - Как же ты, Света, могла? Почему же ты солгала? Зачем ты меня подвела? Я такого никак не ждала! У Татьяны Юрьевны не хватает слов. Взгляд её строг и даже суров! Я краснею. Всем ребятам видно, что мне очень-очень стыдно. Как могла я так поступить? Надо у Кати прощенья просить. Я буду плакать - плакать от горя. А Катя посмотрела на меня и сказала: - Света, Мила, не плачьте. Я давно вас простила. Кукла моя вас полюбила. Спойте ей песенку, Света и Мила. А я про Катю думала гадости. Море слёз льётся от радости». | - Шкатулка. - Да. - Она сказала, что не брала куклу, а на самом деле брала. |
II. Актуализация. | - Как сейчас поступила Света? - Что спросила у нее воспитатель Татьяна Юрьевна? - Почему Света покраснела? - Как Света собиралась исправить ошибку, загладить свою вину? - Как поступила после этого Катя?
- Почему Катя простила Свету? - Какой девочкой оказалась Катя на самом деле? - Что почувствовала Света, когда Катя ее простила? | - Света сказала, что знает, где находится Катина кукла, что она оставила её у окошка. - Почему же ты солгала? Зачем ты меня подвела? - Ей стало очень-очень стыдно. - Они увидели, что она покраснела. - Она хотела плакать-плакать от горя. -Она решила, что надо прощение у Кати просить - Катя сказала, чтобы Света и Мила не плакали. Она их простила. - Потому что кукла Кати полюбила Свету и Милу. Катя попросила спеть песню для своей куклы. - Хорошей, понимающей, доброй. - Света опять плачет, но уже от радости, так как её Катя простила. |
III. Затруднение в ситуации. | - Что сделала Света, сказав, что оставила Катину куклу у окошка? - А почему же тогда Татьяна Юрьевна рассердилась? Потому что Света призналась в плохом поступке или из-за её лжи, обмана? - Давайте разберемся, какой поступок правильный и хороший: сказать правду или солгать? | - Света сказала правду. Света призналась. - Из-за её лжи, обмана. - …. |
IV. Открытие детьми нового знания. | - А вы сами, когда поступите неправильно, говорите правду или нет? - Вспомните и расскажите, в каких случаях вам самим доводилось говорить правду? Во время рассказов воспитатель обращает внимание детей на прямое соответствие правды объективному ходу жизни. - Посмотрите, когда вы говорите правду, то вы рассказываете другим то, что было на самом деле. - Ребята! Так что же такое - правда? Воспитатель помогает детям сделать соответствующее обобщение: «Правда – это то, как было на самом деле». - Посмотрите на картинку и послушайте рассказ об этом мальчике. Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Правда превыше всего» «Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел. - Мальчику страшно было говорить правду о том, что на самом деле он разбил дорогую чашку? - Почему? - А отец его не наказал, а поблагодарил. За что? - А теперь давайте вспомним, что сказала Катя, когда Света рассказала правду о том, что это она брала куклу? - А что было после того, как вы говорили своим родителям правду? - Значит получается, что за правду не наказывают, а за ложь наказывают. - Доводилось ли вам просить прощения? - Как называют человека, который говорит правду? Итак: мы с вами пришли к выводу, что говорить правду – это хороший поступок, даже если тебе очень стыдно и страшно признаться. И если ты говоришь правду, то ты честный человек. Динамическая пауза. Пальчиковая игра «Ложь и правда» Если пальчики грустят – правду знать они хотят. ( пальцы плотно прижимаем к ладони) Если пальчики заплачут – обманул их кто-то значит. (трясем кистями) Наши пальцы пожалеем – мы их правдой всех согреем. («моем» руки, дышим на них) К себе ладошки мы прижмем, (поочередно, 1 вверху, 1 внизу) Гладить ласково начнем. (гладим ладонь другой ладонью) Пусть обнимутся ладошки, поиграют пусть немножко. (скрестить пальцы, ладони прижать, пальцы двух рук быстро легко стучат) Каждый пальчик нужно взять и покрепче обнимать. (каждый палец зажимаем в кулачок). | - Правда – это то, как было на самом деле. Это когда не врут, не обманывают. - Да. - Он боялся, что отец его накажет. - За то, что мальчик правду сказал. - Катя ее простила. - …… - …… -….. -Честный, правдивый. |
V. Включение нового знания в систему знаний детей. | - А теперь давайте посмотрим фильм о том, какие последствия бывают после того, когда дети обманывают, и после того, когда дети говорят правду. Просмотр фильма Биневской Т.Н. по рассказу В.Осеевой «Что легче». - Какие последствия были для тех мальчиков, которые обманули взрослых? - Какие последствия были для того мальчика, который сказал правду? - Пришлось ли ему краснеть и стыдится за свой поступок? - Давайте вместе решим, что лучше сделать: обмануть или сказать правду? - Это будет нашим правилом: всегда говори правду. Запомнили? - Это правило мы обозначим вот таким рисунком. Здесь правда живет в красивом, светлом доме, а ложь - в черном. Не торопись обманывать, не бойся наказания, лучше выбери правду. - Как вы думаете, Света тоже согласна с этим правилом? - А теперь это правило тоже положим в шкатулку. | - Их обман был раскрыт, а родители рассердились вдвойне. - Тетя только поворчала, но не наказала. - Нет. Лучше сказать правду. |
VI. Осмысление. Итог | - Ребята, давайте ещё раз вспомним о том, что мы с вами узнали из ситуации, которая произошла со Светой, Милой, Катей и её куклой. - Что такое правда? - Какой поступок совершает человек, который говорит правду? - Давайте и мы с вами не будем забывать об этом, и прежде, чем что-то сделать, будем думать о том, хорошо это или плохо. -А сейчас послушаем песню о том, как важно говорить правду. Мультфильм Учимся Говорить Правду * Малыш Саша Развивающие Мультики Для Детей. На свете так бывает, Порой не разберешь: С тобою, правда, рядом Иль вкрадчивая ложь. Давайте мы, ребята, На свете честно жить, Не будем лгать, а будем, лишь Правду говорить! -Попрощаемся с нашей девочкой Светой и её куклой Милой | - Правда – это то, как было на самом деле. Это когда не врут, не обманывают. - Сказать правд у- значит совершить хороший поступок. |
Предварительный просмотр:
Методическое сопровождение воспитательной работы по развитию социального интеллекта у старших дошкольников
Мунгалова В.С.
воспитатель МАДОУ
детский сад № 10 «Чебурашка»
Период дошкольного детства является одним из ключевых в социальном развитии личности. В связи с этим возрастает роль педагогической помощи в осознании и анализе возникающих социальных ситуаций, развитии умения понимать окружающих, строить с ними конструктивное взаимодействие, тем самым развивать социальный интеллект детей.
Современные отечественные психологи – А.Бодалев, О.Чеснокова и др. в основном признают самостоятельность статуса социального интеллекта и сходятся во мнении, что социальный интеллект можно рассматривать как умение адекватно и эффективно вести себя в межличностном общении, а также как составляющую социального познания.
Проблема развития социального интеллекта у детей дошкольного возраста заключается в подборе методических приемов для развития у ребенка возможности понимать людей и взаимодействовать с ними, верно судить о людях, прогнозировать их поведение с целью обеспечения адекватного приспособления в межличностных взаимосвязях.
В нашем детском саду реализуется парциальная образовательная программа «Очень важный разговор» по развитию социального интеллекта у старших дошкольников на основе образовательной программы «Воспитательный диалог» Телегина Михаила Владимировича. (Телегин М.В. Воспитательный диалог. Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста. – 3-е изд. – ООО «Издательство «ДеНово», 2012. – 288 с).
Формой организации данной работы является воспитательный диалог. А исходный пункт для его организации – это актуальный уровень развития детей, их собственное мнение по обсуждаемым вопросам.
При адаптации образовательной программы М.В.Телегина и разработке своей парциальной программы мы продумывали применение самых разных методов работы с детьми. Представляем варианты их использования.
Для того чтобы дети поняли нормативную сторону жизни социума, мы объясняем им, что такое правила поведения, назначение правил поведения. Здесь используем показ презентации.
- Что неправильно делают волчата? - Волчата играют за столом, балуются.
- Почему так нельзя поступать? - Потому-что можно подавиться.
- Какое правило, они нарушают? - Не играть во время еды.
Приходим совместно к выводу, что правила поведения нужны. Они нам говорят, что можно делать, а чего делать нельзя. Правила поведения определяют, как себя нужно вести в разных ситуациях.
Следующий наглядный метод – показ картинок. Показ картинок мы использовали во время беседы по теме «Плохой поступок».
Показываем картинку и спрашиваем:
- Что здесь происходит? - Мальчик дергает девочку за косичку.
- Что чувствует девочка? - Девочке больно, она плачет.
- Какое правило он нарушает? - Нельзя драться, нельзя бить и обижать других детей.
- Поступок этого мальчика нарушает правило поведения, после этого поступка другому ребенку становится плохо. Значит, какой это поступок? - Плохой.
После показа нескольких картинок подводим детей к выводу, что плохой поступок – это такой поступок, который нарушает правила поведения.
Следующий метод - картинки – загадки. Для создания проблемной ситуации часть картинки закрывается, и первоначально мы рассуждаем по видимой части. Данный метод использовали по теме «Хороший человек, плохой человек».
- Посмотрите на картинку. Как вы думаете, этот мальчик хороший или плохой? -Плохой, потому что он в порванной одежде, да ещё по деревьям лазает.
- А теперь на эту картинку. Эта девочка хорошая или плохая? - Хорошая, потому что она красиво одета, и в руках у нее чистая игрушка.
- Сейчас вы определили по внешнему виду, что мальчик плохой, а девочка хорошая. А теперь я открою картинки до конца. (Воспитатель открывает то, что закрыто на картинке листочком)
- Как вы думаете, зачем мальчик полез на дерево? - Спасать котёнка, поэтому испачкался и порвал одежду.
- Какой поступок он совершил? Значит он какой? - Хороший
- А что сделала девочка? - Отняла игрушку у другой девочки.
-Какой поступок она совершила? Значит какая она на самом деле? – Плохая.
С помощью такого приема дети подошли к выводу, что определить какой человек плохой или хороший только по внешнему виду невозможно, можно ошибиться. Главное – надо смотреть на его поступки.
Продолжая эту тему, мы беседуем о внешней и внутренней красоте человека. Сравнивая их значимость, подводим к пониманию, что внутренняя красота важнее внешней. Здесь мы используем показ мультфильма «Лунтик», серия «Красота». Бабочка гордилась своей красотой, но другие герои мультфильма полюбили ее, когда, спасая Кузю, она вся испачкалась в грязи. Так и человек внешне может быть что-то не очень красивым, но этот человек обладает хорошими качествами, делает хорошие поступки. За это он нравится другим людям и его считают красивым.
Далее мы беседуем с детьми о том, что от их хороших или плохих поступков зависит и наше настроение. В беседе «Хорошее настроение. Плохое настроение. Изменение настроения» используем куклу-перевертыш «Царевна- Несмеяна». У нее два лица. Одно такое улыбчивое, веселое, другое грустное и плачет. « Интересно, почему это произошло. Оказывается, когда она видит хорошие поступки, она радуется. От плохих поступков настроение у нее становится плохим».
Мы слушаем музыкальное произведение композитора Д.Б. Кабалевского «Три подружки». После прослушивания проводим тренинг эмоций и поведенческий тренинг. Дети показывают, как вели себя девочки, как им можно помочь.
Таким образом, развивая социальный интеллект, мы обеспечиваем оптимальную адаптацию личности ребенка в обществе. Результатом социального интеллекта является целостное представление об окружающей действительности, ориентировка в сфере человеческих взаимоотношений.