Взаимодействие с родителями
План работы с родителями
Скачать:
Предварительный просмотр:
Какие факторы влияют на школьную успеваемость
Школьная неуспеваемость может сформироваться в ответ на любое неблагополучие ребенка. Стойкая школьная неуспеваемость – это следствие воздействия внешних и внутренних факторов. Разберем их в таблице.
Что включают внешние и внутренние факторы школьной неуспеваемости
Факторы неуспеваемости | Что включают | Примеры |
Внешние
| Среда, | Макросоциальная среда: культура и традиции, экологическая и экономическая ситуация, профессиональный статус родителей. Дидактическая среда: качество обучения, педагогическое мастерство учителей. Семейная среда: уровень опеки, участие родителей в жизни ребенка, досуг семьи и ребенка |
Внутренние | Особенности ребенка
| Физиологические и физические особенности: свойства нервной системы, заболевания, наличие ОВЗ и т. д. Психологические свойства: способности, интересы, отношение к учебе, отношения |
Внешние и внутренние факторы можно разделить на четыре группы: социальные, педагогические, биологические и психологические (см. рисунок). В следующих лекциях рассмотрим их более подробно.
Из чего состоят факторы неуспеваемости
Предварительный просмотр:
СЕМЬЯ – группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе.
СЕМЬЯ – это и общий дом, и совместные дела, и теплые добрые отношения между родными людьми.
СЕМЬЯ является не только первичным и важнейшим институтом социализации человека, но и местом, где наиболее открыто транслируются результаты этой социализации.
СЕМЬЯ укрепляется семейными ценностями, имеющими непосредственную связь с духовно-нравственными ценностями, сложившимися в процессе культурного развития:
- человеколюбие;
- справедливость;
- честь;
- совесть;
- воля;
- личное достоинство;
- вера в добро;
- стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей.
ВЕРНОСТЬ – стойкость в отношениях и исполнении своих обязанностей, долга, неизменность в чувствах. Вер- ные любят своих близких, преданы и надежны в семье.
ВЗАИМОПОМОЩЬ – взаимная помощь, поддержка, оказываемая друг другу, и отношения, основан- ные на общих интересах и целях.
ВЗАИМОПОНИМАНИЕ – согласие, взаимное понимание, разумение, тесный контакт. У тех, кто понима- ет друг друга, есть единодушие во мнениях и поступках.
ВОЛЯ – одна из основных психи- ческих способностей человека, за- ключающаяся в сознательном ре- гулировании своего поведения, в управлении своими поступками.
ДОЛГ – обязанность, призвание; например, материнский долг, гражданский долг; способность человека из чувства долга перед родными, своей страной на насто- ящие подвиги.
ВОСПИТАНИЕ – помощь в за- креплении тех наследственных правил поведения, которые дети получили от родителей, а также духовно-нравственное развитие подрастающего поколения, актив- ное участие в обучении, умствен- ном и физическом совершенство- вании детей.
ДОБРОТА – стремление делать до- бро; заботливость, предупредитель- ность, способность к сочувствию, без чего доброта немыслима.
ДУШЕВНОСТЬ - отзывчивость, искренность, добросердечие, со- страдательность, добротолюбие; люди с этими качествами душев- но щедры, милосердны, умеют чувствовать чужую боль и всегда готовы прийти на помощь.
ЗАБОТА – внимание, поддержка, оказание помощи, защита; попече- ние и благодеяние по отношению к больным, слабым и пожилым.
НАДЕЖНЫЙ – такой, который внушает доверие, на которого можно положиться.
ИСКРЕННОСТЬ – открытость, пря- модушие, честность, неподдель- ность, душевность, прямота, прав- дивость; искренний человек не притворяется и не скрывает своего истинного отношения к окружаю- щему.
ЛЮБОВЬ – высшее чувство сер- дечной привязанности, самое чистое чувство, которое рождает желание творить добро, быть ми- лосердным.
МОРАЛЬ – система норм, опреде- ляющих обязанности человека по отношению к обществу и другим людям; нравственность, этика.
УВАЖЕНИЕ – чувство, основан- ное на признании чьих-либо до- стоинств, заслуг; почтение – глу- бокое уважение, обычно к лицу, старшему по возрасту, по положе- нию, знаниям.
ПРАВОТА – верность, истинность, правильный образ действий и мыслей.
НЕЖНОСТЬ – теплота и мягкость, тонкость и хрупкость в отношениях. Поступки, выражающие нежные чувства, ласковые слова.
РАДОСТЬ – чувство большого удовольствия и душевного удовлетворения, хорошее, праздничное настроение, веселье, жизнерадостность.
РАДУШИЕ – сердечное отношение в сочетании с гостеприимством, с готовностью помочь, оказать ус- лугу, приветливость, хлебосольство, радушный прием.
СКРОМНОСТЬ – простота в обращении, критическое отношение к себе, уважение к другим, нежелание подчеркивать свои заслуги.
СЕРДЕЧНОСТЬ – доброе сердце, искренность, душевность, сострадательность, отзывчивость, радушие, внимательность.
СОВЕСТЬ – врожденное нравственное чутье; сознание и чувство ответственности человека за свое поведение, побуждающие человека к истине и добру, отвращающее от зла и лжи.
СОСТРАДАНИЕ – чувство жалости, вызванное чьим-либо несчастьем, тяжелой судьбой. Например, сострадание к сиротам.
СОЧУВСТВИЕ – понимание чувств другого человека; неравнодушие, соболезнование; способность относиться с участием, состраданием к чьему-либо переживанию, беде; разделять чужое горе.
ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ – любовь, милосердие, доброта, приветливость.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ – соответствие человеческих отношений, законов, порядков морально-этическим, правовым нормам и требованиям.
ЧУТКОСТЬ – способность чутко относиться к окружающим; душевность, отзывчивость, участие, внимание, сердечность.
Предварительный просмотр:
Понимающий родитель: как стать поддержкой своему ребенку?
Поддержка и внимание со стороны родителей – обязательные условия для того, чтобы ребенок вырос полноценным и счастливым взрослым. И это не красивый лозунг, а научный факт! Отношение родителей к детям — это наглядный пример того, как ребенок должен относиться к себе сам.
Детский телефон доверия 8 800 2000 122 делится базовыми рекомендациями, которыми важно руководствоваться в воспитании ребенка:
- Любить ребенка БЕЗусловно — это не значит ни в чем ему не отказывать и все разрешать. Это — любить, даже когда ребенок сопротивляется, бунтует, жалуется, ноет, ленится или требует. КАК?Для начала говорить в подобных ситуациях «я тебя люблю»: «Даже если я ругаю тебя, все равно люблю и сочувствую».
- Обнимать, целовать, держать за руку. Тактильный контакт с ребенком важен в любом возрасте. Именно так дети особенно чувствуют любовь родителей.
- Хвалить ребенка за успехи и старания. Не стоит воспринимать дисциплинированность и достижения ребенка само собой разумеющимися. КАЖДЫЙ ДЕНЬ говорите, что в поведении ребенка радует вас. Похвалы всегда должно быть больше, чем критики. Для этого используйте две ключевые техники:
— положительное подкрепление – акцент на сильных сторонах: «Вот эту задачу ты оформил правильно и что особенно здорово, полностью сам!»
— авансирование – проговаривание будущих успехов и заслуг: «Я уверен, что ты обязательно с этим справишься. Ты смелый, у тебя точно получится!»
- Никогда не ругать ребенка при посторонних. Наедине ребенок может объяснить свое поведение, как-то оправдаться, сохранив самоуважение и хорошее отношение к себе. При свидетелях это сделать просто стыдно!
- Не сравнивать ребенка с другими: одноклассниками, соседями, братьями и сестрами. Сравнение негативно сказывается на самооценке ребенка. Оценивайте поступки только относительно ситуации.
- Слушать своего ребенка. Если ребенок хочет вам что-то рассказать, всегда относитесь к этому серьезно. Фразы типа «мне не до твоей ерунды», «давай по делу», «мне бы твои трудности» сильно обесценивают ребенка и его переживания. Даже если его проблемы вам кажутся наивными — они важны для него. Дайте понять ребенку, что они важны и для вас.
Для этого задавайте больше вопросов «И как ты это воспринял? А что ты почувствовал в этот момент? Какие есть идеи по этому поводу? Что можно сделать в этой ситуации?»
- Уважать личное пространство ребенка. Никто не любит, когда роются в его вещах. И ребенку не нравится, если вы без его согласия наводите порядок на его столе, перетряхиваете портфель или читаете сообщения в телефоне. Ребенок чувствует несправедливость острее, чем взрослый. Прежде чем что-то сделать или сказать ребенку, возьмите за правило спрашивать себя: «Сказал бы я так своему мужу/жене, коллеге?» или «А понравилось бы мне, если бы так со мной поступили?»
- Разрешать ребенку иногда допускать ошибки. Существует расхожее мнение, что «умные учатся на чужих ошибках», но оно далеко от жизни. Все люди учатся на личном опыте. Поддержите ребенка, когда он совершает ошибки, и помогите ему их проанализировать. Задавайте конкретные вопросы: «Как тебе кажется, почему не получилось? Что в следующий раз следует сделать по-другому?»
- Не отстраняться от ребенка. Родительская работа никогда не может быть выполнена до конца — не останавливайтесь и не отстраняйтесь. Не говорите «я уже уделил тебе много времени в раннем детстве, а теперь ты сам…» Быть родителем и поддерживать своего ребенка – это НАВСЕГДА, просто в каждом возрасте наша роль и отношения меняются!
Никто другой не сможет поддержать ребенка так, как это сделает любящий и заботливый родитель, но и вам порой нужна поддержка. Мы будем рады обсудить волнующие вас вопросы. 8 800 2000 122.
Предварительный просмотр:
«ОТВЕТСТВЕННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО»
Что такое для человека семья?
Это в первую очередь дом, когда он полон родных и любимых людей, где можно найти успокоение и поддержку, где тебя все любят и заботятся о тебе. Это тыл и фундамент, на котором строится вся жизнь. Все мы рождаемся в семье, а вырастая, создаем свою собственную. Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. А любовь родителей - величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.
Что такое семейные ценности?
Семья и семейные ценности – это два понятия, которые не могут существовать друг без друга. Семейные ценности теряют свое значение, если не будет семьи. А семья не имеет возможности существовать без основополагающих принципов, которые смогут сохранить ее целостность и духовное здоровье. Семейные ценности – это отношение человека к человеку, насыщенные любовью и заботой.
Члены семьи становятся близкими друг для друга, когда они ощущают чувство поддержки и заботы от своего партнера. Никакой союз невозможен без уважения и взаимопонимания партнеров. Так, взаимоотношения между супругами и между родителями и детьми достигают высокого уровня развития только при условии, когда каждая сторона понимает чувства, стремления и интересы другой. Честность и искренность являются залогом чистоты и прозрачности отношений между партнерами. Это касается обеих систем: муж – жена и родители – дети. Эти качества при своей максимальной выраженности порождают другой неотъемлемый атрибут счастливого дома – доверие. Доверие невозможно купить, ни за какие деньги, его можно с трудом заслужить и очень легко потерять.
Традиционные семейные ценности такие как: вера, верность, любовь, брак, уважение, доверие, взаимопомощь, доброта, понимание, святость материнства и продолжение рода – это далеко не полный, но основной список и современных семейных ценностей.
Для того чтобы сохранить семью как радость нашей жизни, необходимо в первую очередь на своем примере показать нашим детям, что она таковой и является на самом деле. Даже если кто-то из нас и не вырос именно в таких условиях, не смог впитать вместе с воспитанием настоящие ценности в отношениях, надо стараться друг для друга и делать этот мир лучше.
Именно родители формируют детскую картину мира, то, как ребенок впоследствии отнесется к себе, окружающим и жизни в целом - целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может представляться ребенку бесконечным праздником, увлекательным путешествием или скучной, неблагодарной и тяжелым трудом.
Стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга. Если большинство привычных семейных ритуалов будут нести не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепит в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем.
Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше. Независимо от того, стараетесь ли вы сохранить старые домашние традиции, которые дороги вам или вашему мужу, или - пытаетесь придумать и привить семье нечто новое, помните, что детство формирует ребенка на всю жизнь. И главное в детстве - чтобы оно у ребенка было. Старайтесь знать меру: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющие детям никакой «свободы маневра», перенапрягают детскую психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих малыша своей непременной обязательностью, - передают ребенку ощущение незащищенности дома и шаткости вселенной.
Желаю тепла, света и уюта Вашему дому!
Предварительный просмотр:
Хорошие отношения между
родителями и детьми
(Памятка для родителей)
Когда между родителями и детьми положительные отношения, то воспитание проходит более эффективно. Кроме того, хорошие отношения родителей с детьми повышают самооценку ребенка и развивают взаимное уважение.
ЗАПОМНИТЕ:
- Если ребенка критикуют, он учится осуждать.
- Если ребенка наказывают физически, он учится драться.
- Если ребенка унижают, он учится быть застенчивым.
- Если ребенок живет в страхе, он учится опасаться.
- Если ребенка стыдят, он учится чувствовать себя виноватым.
- Если ребенок живет в терпимости, он учится быть терпеливым.
- Если ребенок живет с поддержкой, он учится быть уверенным.
- Если ребенка принимают как есть, он учится любить.
- Если ребенок живет с признанием, он узнает, что хорошо иметь цель.
- Если ребенок живет с честностью он узнает, что такое истина.
- Если ребенок живет в справедливости, он учится справедливости.
- Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в себя и в тех, кто с ним.
- Если ребенок живет с дружелюбием, он узнает, что мир- это прекрасное место, чтобы жить, любить и быть любимым.
Основные принципы хороших отношений
родителей с ребенком:
1. Чаще хвалите ребенка, дайте ему почувствовать, что вы его любите и цените.
2. Покажите ребенку, что вы принимаете его таким, какой он есть, независимо от того, что он делает и как себя ведет.
3. Пусть ребенок знает, что вы в нем заинтересованы и в случае необходимости всегда ему поможете.
4. Не разговаривайте с маленьким ребенком с высоты вашего роста. Опуститесь до высоты роста вашего малыша, чтобы ваши глаза были на уровне его глаз, и тогда разговаривайте.
5. Не ставьте ребенка в неловкое положение в присутствии чужих людей и не унижайте его. Это приведет лишь к недовольству со стороны ребенка и вражде с вами.
6. Самое лучшее общения между вами и ребенком будет тогда, когда вы наедине.
7. Помогите ребенку спланировать некоторые шаги для решения проблемы.
8. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
9. Если ребенок хочет с вами поговорить, выключите телевизор и отложите газету.
10. Если вы очень устали, вам придется приложить дополнительные усилия, чтобы выслушать ребенка. Это тяжело, но если ребенок хочет вам что-то рассказать, вы должны заставить себя выслушать его.
11. Если вы очень рассержены поведением ребенка, старайтесь не разговаривать с ним, пока не успокоитесь, чтобы не наговорить лишнего. Поговорите с ним, когда успокоитесь.
12. Слушайте внимательно и вежливо. Не прерывайте ребенка, когда он пытается рассказать свою историю.
13. Не спрашивайте » почему», а спросите «что случилось».
14. При разговоре с ребенком избегайте фраз: «Скажешь, когда я закончу.» «Я знаю, что для тебя лучше.» «Просто делайте то, что я говорю и решишь проблему». Не читайте нотации и нравоучения, они не приводят к открытому общению.
15. Не обзывайте ребенка словами тупой, глупый, ленивый. Не говорите ему: » Что ты знаешь? Ты всего лишь ребенок», «То, что ты делаешь, глупо и не имеет смысла.»
Предварительный просмотр:
Как помочь ребенку вернуться в школу после каникул и начать учебный год без стресса?
С возращением после летних каникул и началом сентября звонки и обращения на детский телефон доверия 8-800-2000-122, как правило, возрастают и беспокоятся не только родители подростков, но и сами ребята и их учителя. Родителям важно знать, что у ребят перед выходом в школу и возвращением в учебную среду есть много переживаний и опасений, которые могут вызвать дополнительный стресс и усложнить адаптацию в начале учебного года.
Наиболее распространённые вопросы, которые волнуют подростков:
- Как перестать нервничать перед выходом в новую школу и новый класс? Что нужно делать, чтобы произвести хорошее первое впечатление?
- Как избежать комплексов из-за различий в том, как выросли сверстники и оценок друг друга?
- Как сохранить отношения с друзьями по летнему лагерю и даче?
- Как перестроиться на новый учебный ритм?
- Как перестать переживать из — за того, что кто-то свой отдых провел за границей, и имеет дорогие вещи, а ты нет?
- Что делать с волнением по поводу новых учителей и школьных требований?
- Что делать, если ты не успел за лето сделать все , что планировал ?
- Как принять то, что за лето в семье произошло много изменений?
- Как найти свое место под солнцем в новом коллективе после лета?
- Как перестать нервничать из — за оценок и найти в себе силы, чтобы сразу хорошо учиться?
- Как собраться и организовать себя?
Почему это происходит с нашими детьми?
Вместе с началом осени в нашу жизнь приходит много изменений и стрессовых факторов для всей семьи. И если у взрослых период адаптации к работе после отпуска протекает быстрее и легче, то школьникам в этом плане намного сложнее и им нужна дополнительная помощь или совет, как настроиться на учебный год и новый ритм жизни, как сохранить отношения с новыми друзьями после лета и продолжить заниматься важными делами и увлечениями, как перестать переживать из-за отношений в классе и учителями. Также возможно для кого-то новый учебный год связан с возможным стрессом перехода в новую школу, профильный класс, увеличением количества ответственности и нагрузки из-за грядущих экзаменов, выбора вуза и колледжа и т.д.
Привыкшие за лето ложиться спать в более позднее время, а просыпаться, когда душа пожелает, дети очень болезненно переживают возвращение к режиму. Не хватает усидчивости и внимательности, желания работать и войти в процесс обучения. Они быстро устают и теряют интерес к занятиям, порой даже впадают в депрессивное состояние, которое отражается на здоровье нервной системы и общем самочувствии.
Это происходит по многим причинам. Дети более чутко, чем взрослые, воспринимают естественные природные изменения – смену погоды, укорачивание светового дня. Плюс переход от практически безграничной активности, доступной на каникулах, к ситуации, когда активность, поневоле приходится резко снизить. Ответная реакция – повышенная утомляемость, рассеянность, депрессивные проявления вроде подавленности, нервозности, раздражительности и прочее.
Очень важно родителям поддержать ребят и помочь им понять:
- Это нормальная ситуация, к которой можно готовиться заранее. Можно просить помощи и поддержки у кого-то из взрослых или специалистов-психологов.
- Если тебе сложно, и у тебя возникают переживания, связанные скакими-либо из перечисленных вопросов, ты можешь позвонить на детский телефон доверия 8-800-2000-122 и получить бесплатную анонимную консультацию.
- Стресс, связанный с началом учебного года, касается всех и влияет не только на детей и подростков, но и на взрослых, поэтому важно беречь друг друга и спокойно обсуждать все вопросы.
Что с этим делать?
В первую очередь отнестись с пониманием, проявите терпение и собственное умение сохранять спокойствие. Лучше избежать комментариев, которые вызовут дополнительное напряжение у ребенка, например, «учеба только началась, а ты уже ленишься, ничего не хочешь делать» только загонят ситуацию в тупик. Эффективнее придерживаться политики разумных поблажек и постепенного введения правил и требования, гибкого и понимающего контроля.
В период адаптации детей к школе после летних каникул важно уделить внимание трем основным моментам:
- физической саморегуляции ребенка;
- восстановлению навыков волевого контроля;
- снижению конфликтности, возникающей из-за перевозбуждения и эмоциональной напряженности.
Физическая саморегуляция
Часто в вечернее время у детей появляется излишняя активность, которую родители принимают за то, что «ребенок не устал». В действительности возбуждение является признаком усталости! Вечером следует избегать долгих компьютерных игр, позднего просмотра фильмов и различных шоу. Важно дифференцировать время в зависимости от возраста вашего ребенка. Иногда можно организовать для ребенка спокойную атмосферу: можно приглушить свет, включить тихую музыку.
Замечательно, если вы вечером или перед сном побеседуете о впечатлениях, накопившихся за день, или обсудите фильм, чтобы эмоции и переживания были «отреагированы». В первые школьные дни, ребята активно обсуждают, как у кого прошло лето, они оценивают изменения друг в друге, выстраивают отношения с учителями, привыкают к новым требованиям. Все это может быть связано с большим количеством переживаний и вопросов, на которые ваш ребенок пока не знает ответа. Спокойная обстановка и откровенный разговор помогут снять накопившееся напряжение и улучшить сон ребенка. А это значит, утром он будет бодрым и готовым к новому учебному дню.
Волевой контроль
Начинайте заранее готовить ребенка к возвращению к прежнему образу жизни, это лучше делать как минимум за 1,5-2 недели до начала учебного года.
Первое, что необходимо сделать – поменять режим дня. За 15-7 дней до начала занятий, нужно начать приучать к ранним подъемам, а также очень важно приучить ребенка ложиться спать в одно и то же время вечером. В летние каникулы дети спали до обеда, а с сентября им придется вставать в 7 часов утра. Без предварительной подготовки это будет довольно проблематично. Однако такие ранние подъемы особенно для подростка должны быть обоснованы интересными делами. К примеру, поездкой куда-то, в турпоход, на выставку или уличный фестиваль, в магазин за новыми покупками. Для начала постепенно начинайте будить ребенка на полчаса раньше каждый день, соответственно, и спать отправляйте раньше.
Начало учебного года требует от ребенка необходимости сосредоточения на учебных задачах. Чтобы избежать споров и упреков, полезно составлять письменный план выполнения домашних заданий или других учебных поручений, школьных заданий, заданных на лето.
Обсудите совместно с ребенком причины изменения в режиме дня. Объясните и аргументируйте ребенку, почему теперь ему необходимо ложиться раньше, и вставать раньше. Возьмите в помощь современные средства и приложения на телефоне, чтобы ребенку было интересно и весело контролировать изменения в своем расписании. Это может быть своего рода увлекательной игрой для него.
Позаботьтесь об ограничении времени для игр за компьютером, планшетом и просмотра телевизора. Отвлеките ребенка на семейные дела и поставьте его на позицию взрослого человека, попросив его не только следить за собой, но и напоминать вам о чем-либо.
Снижение конфликтности
Излишнее возбуждение может послужить источником конфликтов. Важно понимать, что конфликт – это один из способов снять накопленное напряжение и восстановить эмоциональное равновесие. Однако это происходит только тогда, когда взрослые, понимая происходящее, проявляют мудрость и выбирают адекватные способы реагирования на поведение детей. Важно постоянно обсуждать с ребенком все, что происходит в школе, семье и в его окружении для постепенного «отрегирования» возникающих переживаний. Часто в этот период ребенок может просить совета не только про себя, но и якобы про другого человека или жаловаться на что-то, отнеситесь к этому с пониманием и сопереживанием, ведь возможно вопрос или рассказ о ситуации в школе и друге, может быть на самом деле его личной историей.
Если вам показалось, что ребенка не хватает мнения специалиста или у вас в школе пока отсутствует психолог, то его наставником и помощников в этих вопросах могут стать специалисты детского телефона доверия.
Специалисты детского телефона доверия рекомендуют:
- Помогите настроиться ребенку на первые школьные дни. Обсудите с ним, что ему хочется рассказать ребятам, какими впечатлениями поделиться, какие возможно подарки он хотел бы кому-то подарить и с кем провести первые дни. Вы можете пригласить его друзей в гости в первые дни, чтобы ребенок почувствовал вашу поддержку и готовность не лишать его ценного общения с друзьями по школе и что для вас его школьная жизнь это не только оценки и знания, но и его отношения с другими.
- Транслируйте сами позитивный настрой и выбирайте подбадривающие слова, в которых ребенок почувствует вашу поддержку и вдохновение на познание новой информации, получение новых впечатлений и что начинается какой-то важный очередной этап в его жизни.
- Продумайте интересную программу совместных семейных занятий и дел на сентябрь, которая поможет более плавно войти в учебный ритм и станет хорошей формой разгрузки после интенсивных занятий в школе.
А также:
- Не говорите детям: «Каникулы кончились, пора трудиться» и не стоит также в августе пугать их, что остались считанные дни беззаботного отдыха и скоро тебя ждут школа. Не нужно делать эмоциональный акцент, что время, когда хорошо, заканчиваются и начинаются трудности и проблемы, связанные со школой, таким образом, Вы сами неосознанно программируете детей на стресс и восприятия начала учебного года как проблемы. Лучше транслировать, что будет просто по-другому, и что ты скоро увидишь любимых друзей и будет много нового и интересного.
- Не стоит лишать детей сразу всех удовольствий, к которым они уже успели привыкнуть за время отдыха. Следует отметить, что в последние недели каникул для ребенка очень важным будет общение с друзьями. Не стоит препятствовать такому общению. Поверьте, оно принесет только положительные эмоции, ведь ребенку необходимо делиться впечатлениями, особенно о длительном летнем отдыхе.
- С первого учебного дня не надо требовать от ребенка особенно высоких достижений, упрекать в том, что он разленился за время каникул. Дайте ему время постепенно войти в учебный ритм и адаптироваться без дополнительного давления и оценок с вашей стороны.
- Определенно стоит уменьшить нагрузку, отложив по обоюдному соглашению дополнительные занятия (в кружках, секциях, c репетиторами) до октября-ноября.
- Не спешите возвращать более строгий режим жизни, тем более что объективно нагрузки в школе еще невелики. Разрешайте ребенку чуть больше играть, смотреть телевизор или слушать музыку.
- Обязательно следите за режимом ребенка. Продолжительный и, главное, здоровый сон непосредственно влияет на успехи в учебе. Дети, которые вдоволь высыпаются, реже становятся агрессивными, они менее конфликтные и с большим интересом относятся к занятиям.
- Так же не забывайте о прогулках на свежем воздухе. Оптимальное время на свежем воздухе для младших школьников — 3,5 часа, для подростков не менее 1-1,5, особенно для них важно поступление в кровь кислорода, так как у них повышенная утомляемость из-за его нехватки.
- В начале осени полезно провести курс витаминной терапии для укрепления иммунитета (разумеется, подобранный специалистом). Он позволит свести к минимуму риск реальных проблем со здоровьем.
Помните, что ребенку не справиться с адаптационным периодом между летними каникулами и школьными буднями одному. Ему необходима поддержка, как дома, так и в школе.
Ваш совет и возможность обсудить первые дни в школе помогут избежать возможных конфликтов и проблем в дальнейшем. А звонок в службу детского телефона доверия 8-800-2000-122 поможет ребенку быстрее и проще решить ситуацию в начале года в случае, если ему нужен дополнительный взгляд со стороны и он боится делиться этим с вами в первые дни.
Как бы ни проходил период адаптации, важно как можно чаще говорить своему ребенку, что вы его любите таким, какой он есть. Именно это хочет услышать каждый ребенок и именно это позволяет ему преодолевать все трудности и чувствовать себя счастливым!
Для большинства школьников эмоциональный фон сентября чаще всего неоднозначен и зависит от многих факторов:
- сколько друзей в классе;
- как складываются отношения с педагогами;
- какие требования в вопросах успеваемости предъявляются к ребенку;
- насколько он им может соответствовать и т.д.
Специалистами подмечено, что зачастую начало учебного года омрачают ситуации расставания: с друзьями по лагерю, дачной компанией, бабушками-дедушками. Даже в каком-то плане с родителями: там, на море, были постоянно вместе, а теперь вновь целый день мамы и папы рядом нет или они теперь, прежде всего, входят в позицию контроля и все разговоры сводятся к оценкам и домашним заданиям вместо совместного отдыха.
Естественно, своеобразный эмоциональный вакуум со временем исчезнет, ребенок окунется в новую среду и привыкнет к новым формам общения, но почему бы не ускорить процесс, сгладить дискомфорт уже теперь?
Что можно сделать?
Смены в лагерях обычно заканчиваются костром, задушевными беседами и воспоминаниями о том, что было хорошего. Нечто похожее можете устроить и вы, собравшись с семьей и друзьями если и не на пикник, то дома за празднично накрытым столом. Рассматривая летние фотографии и сувениры, делясь впечатлениями об отдыхе, обсуждая планы на грядущие каникулы, вы поможете ребенку мягко попрощаться с каникулярной порой и настроиться на новый период жизни.
Очень важно интересоваться состоянием дел в школе и наблюдать за эмоциональным состоянием ребенка, его переживания и истинное отношение к школе, его потребности.
Эти вопросы помогут «разговорить» ребенка и дадут вам возможность узнать, как на самом деле у него обстоят дела и что он думает о школе? Вы можете выбрать несколько вопросов и самое главное в естественной форме и непринужденной обстановке обсудить их, так чтобы ребенок не почувствовал себя как на допросе или скрытый психологический контекст ваших намерений.
- ϖ Что тебе сегодня больше всего понравилось в школе? Что не понравилось?
- ϖ Расскажи мне о том, что заставило тебя сегодня улыбнуться.
- ϖ Если бы ты мог выбирать, с кем сидеть, кто бы это был? А с кем тебе сидеть категорически не хочется? Почему?
- ϖ Где в школе тебе нравится больше всего?
- ϖ Скажи мне какое-нибудь странное\новое слово, которое ты сегодня узнал.
- ϖ Если я сегодня позвоню учительнице и спрошу о тебе, что она мне расскажет?
- ϖ Как ты сегодня помогал(а) одноклассникам?
- ϖ А тебе сегодня кто-то помогал?
- ϖ Расскажи мне, о чем ты сегодня узнал(а).
- ϖ Чувствовал(а) ли ты себя сегодня счастливым(ой)? Когда или в Какие моменты?
- ϖ Было ли в школе сегодня что-то скучное?
- ϖ Если бы вдруг в ваш класс прилетел космический корабль с инопланетянами и захотел бы кого-то из учеников забрать, кого бы ты им отдал(а)? (в шутку)
- ϖ С кем из ребят, с кем ты еще не общалась(лся), хотел(а) бы побыть вместе на перемене?
- ϖ Расскажи мне, что хорошего было сегодня в школе.
- ϖ Как ты думаешь, что в школе есть лишнего? Чем бы тебе хотелось заниматься меньше?
- ϖ Есть ли в классе мальчик или девочка, с кем ты бы мог(ла) вести себя лучше?
- ϖ Кто самый смешной в твоем классе? Как он умеет всех рассмешить?
- ϖ Какое блюдо в школьной столовой самое вкусное и наоборот?
- ϖ Если бы завтра тебе нужно было стать учителем, что бы ты сделал(а)?
- ϖ Как тебе кажется, стоит ли кому-то из учеников в вашем классе оттуда уйти? Почему?
- ϖ Если бы ты мог(ла) поменяться местами с другим учеником в классе, кто бы это был и почему?
Ответы на некоторые вопросы могут вас удивить. Например, вы вдруг выясните, что ребенок не хочет сидеть рядом с лучшим другом, чтобы иметь возможность больше играть и общаться с другими детьми.
Часто детям и подросткам сложно довериться или начать обсуждать подобные темы с родителями, особенно в период начала года, когда уровень требований от вас возрастает и объективно усиливается контроль с вашей стороны. Надежным ресурсом и помощником для вас и вашего ребенка может стать детский телефон доверия, обратившись в который вы можете или сами получить консультацию о том, как лучше адаптировать ребенка к школе и помочь ему избежать стресса, связанного с началом нового этапа в его школьной жизни и объяснить ему, что он сам может позвонить и задать все волнующие его вопросы об этом. Если ребенок волнуется и боится позвонить, он может написать в чат свой вопрос или прочитать специальный лайфхак о том, как работает наша служба и как его ровесники по итогам обращения смогли решить свои вопросы.
Лайфхак «Я вам пишу…а мог бы позвонить»
Желаем вам и вашему ребенку успешного начала года, легкого и яркого школьного старта, спокойного и интересного учебного года для всей вашей семьи.
С заботой о вас, специалисты детского телефона доверия.
Предварительный просмотр:
Дочь попала под влияние подруги и потеряла себя: что делать?
Иметь надежного друга в подростковом возрасте — большая удача. Учась доверию и одновременно выстраиванию границ, подростки не всегда могут отличить здоровые отношения от токсичных. Дело в том, что желание дружить, как и страх одиночества и отвержения, в этом возрасте очень сильны. В итоге многие подростки быстро попадают под влияние так называемых друзей.
Маркеры «нездоровых отношений» достаточно заметны. Например, ребенок становится более замкнутым и агрессивным, часто сомневается в себе, пытается подражать другу, отношения с которым приоритетны, готов променять любые дела и даже праздники на общение с другом. Ребенок яростно защищает своего героя от любой критики, и если родителям друг не нравится, то отдаляется от них.
Попала под влияние подруги и четырнадцатилетняя Катя (имя изменено), чья мама обратилась к психологам службы.
«Катя всегда была доброй и заботливой девочкой, но не очень уверенной в себе. Перейдя в новую школу, она очень изменилась: стала хамить, вести себя как-то слишком нагло. Я поговорила с учителями и выяснила, что и в школе она ведет себя вызывающе. Возможно, причина этого — дружба с Олей, одной из звезд класса. Катя ее во всем слушает: слово подруги для нее — закон, привязана к ней, как собачка. Страшно за нее! Где самоуважение? Я пыталась убедить дочку прекратить дружбу, в которой теряешь себя, но ничего не вышло. Она отказывается слушать. Вижу, что и ей такая роль не по душе: то уроки делает за двоих, то любимые вещи дает носить, то идет, куда не хочет. И переживает. Как быть, чем помочь ребенку?»
Прежде всего, родителям стоит успокоиться. И поговорить. Не надо начинать диалог с детьми, если вы раздражены или тревожны — им тоже будет неуютно и страшно. Наша задача — вернуть доверие, снизить страх ребенка, показать, что мы по-прежнему на его стороне. Тут не место категоричным высказываниям, которые вызовут еще больший протест.
Установите визуальный контакт или обнимите подростка. Начните издалека: «Я заметила, что ты часто грустишь в последнее время. С тобой все в порядке? Могу я чем-то помочь?».
Если ребенок идет на контакт, то поговорите о том, что его беспокоит, как он себя воспринимает, насколько доволен собой, за что себя уважает и какими достижениями гордится. Если ребенок молчит, но слушает, сами напомните о качествах, которые вы в нем цените.
Хорошо поговорить об отношениях вообще, о том, как вы в детстве выбирали друзей и проверяли их на прочность, как защищали свои границы и интересы. Помогите ребенку задуматься: если отношения приносят боль и разочарование, если после общения ты чувствуешь себя разбитым, или уставшим, или пристыженным, то что не так? Можно сравнить данные отношения с другими, где ребенок был счастлив и рад.
Нельзя просто сказать, например, Кате: «Ты попала в созависимые отношения, и это опасно». Родителям важно открыто поговорить о чувствах — как своих, так и подростка. Мама или отец могут осторожно сказать: «Дочь, я хотела поговорить о твоих отношениях с Ольгой. Конечно, я могу ошибаться, но твоя дружба с ней кажется несколько странной. Не похожа она на настоящую. Как ты себя чувствуешь, когда она командует тобой и распоряжается твоими вещами? Или когда ты постоянно делаешь для нее задания? Дружба должна приносить радость. Что ты думаешь по этому поводу?»
Нужно помнить, что подросток поначалу видит только то, что ему хочется: на него обратили внимание, он не одинок. Именно поэтому он может «цепляться» за так называемого друга.
Как выйти из «нездоровых отношений»?
— Научите ребенка замечать свои потребности — «Я хочу» и «Я не хочу» — и четко заявлять о них. В нездоровых отношениях легко перепутать – кто чего хочет. Если ты что-то делаешь из страха – то это точно не твое желание.
— Больше хвалите ребенка и отмечайте даже небольшие достижения, обращайте внимание на его сильные качества. Не скрывайте, что гордитесь дочкой или сыном.
— Рассказывайте ребенку о том, в каких случаях и как вы выходите из болезненных отношений. Вспоминайте случаи из своего подросткового опыта и реальные чувства в тот момент. Страх конфликта может останавливать подростка от того, чтобы заявить о своих чувствах человеку, с которым дружит, но если он узнает, как справлялись со своим страхом родители, то попытается последовать их примеру.
— Предложите сыну или дочери обсудить со своей подругой (другом) – неприятные ситуации, например: «Почему ты берешь мои вещи без разрешения?», «Что ты готова сделать для меня взамен задания по химии?». Важно донести до детей, что в здоровых отношениях всегда присутствует обмен: эмоциями, мыслями, результатами, действиями. Мы все обмениваемся, и если это происходит искренне, то приносит много радости и удовольствия обоим участникам.
— Предложите дочке проверить подругу и убедиться в искренности ее намерений. В этом помогут вопросы из этой статьи.
— Обсуждайте варианты решений, когда у каждого члена семьи разные желания. Такой опыт позволит подросткам и в дружеских отношениях быть открытыми и отстаивать свою точку зрения: «Давайте обсудим и вместе решим – какой вариант устроит всех нас?»
— Если подростку трудно выйти из нездоровых отношений – спросите, нужна ли ему помощь, и в чем именно? Возможно, семейный ужин станет серьезным аргументом, чтобы сказать фальшивому другу: «Нет, я сегодня не пойду с тобой гулять».
— Любые отношения, даже нездоровые, в какой-то мере ценны, и могут приносить страдания и грусть при завершении. Не стоит слишком быстро утешать подростка, мол, «ничего страшного, найдешь нового друга». Помогите пережить разочарование, обиду, боль. «Расставание — тяжелое испытание, особенно с близкими людьми. Но это — опыт и наука на будущее». Напомните, если что-то плохое из жизни уходит, то скоро непременно придет хорошее.
Предварительный просмотр:
План работы педагога – психолога с родителями.
Работа с родителями – одно из важнейших направлений работы школьного психолога, нацеленного на сохранение психологического здоровья обучающихся. Проблема взаимодействия школы и семьи не нова, она выросла из традиционной педагогической идеи, обозначенной в литературе, как «связь с родителями», «работа с родителями», из ценностно-нейтральной формулировки «семья и школа». Коренные изменения в образовании, становлении обновлённой школы, демократичной, открытой, гуманной, развивающейся, требуют нового осмысления проблемы сотрудничества, совместной деятельности с родителями.
В детстве закладывается основа личности человека и его судьбы. Исследования показывают, что современные родители, воспитывая детей, всё больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации нужны не только родителям «трудных» детей, но и благополучным семьям. В настоящее время всё чаще встречаются дети эмоционально неустойчивые, с разными вариантами личностной акцентуацией: агрессивностью, лживостью, повышенной ранимостью, избыточной эмоциональной чувствительностью, застенчивостью и т.д.
Анализ современной семьи показывает, что многие родители зачастую не в состоянии обеспечить благоприятные психологические условия, которые способствовали бы эффективной социализации ребёнка, что в свою очередь, приводит к обострению разного рода проблем. Многие проблемы, возникающие в процессе воспитания, часто становятся следствием отсутствия у родителей психолого-педагогической грамотности, недостаточной осознанности, а порой и стихийности воспитательных воздействий. В связи с этим, одной из основных задач в организации работы с родителями выступает повышение их психолого-педагогической компетентности, под которой понимается совокупность таких личностных и коммуникативных свойств, которая позволяла бы достигать максимально качественных результатов в воспитании и развитии ребёнка.
Формы взаимодействия с родителями:
- встречи,
- анкетирование,
- консультации,
- беседы,
- лектории,
- тематические психологические консультации и др.
Целью взаимодействия педагога – психолога с родителями является создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей, повышение грамотности в сфере возрастной психологии и педагогике, формирование нового отношения родителей к воспитанию детей, способное улучшить качество личности или его свойство, облегчить адаптацию ребёнка к учебному процессу на разных ступенях, если потребуется, наладить детско – родительские отношения.
Задачи:
- повысить психолого-педагогическую компетентность родителей с помощью системы мероприятий просветительского и консультационного характера;
- согласование действий родителей и педагога – психолога по адаптации ребёнка к школе, к новой социальной роли;
- сотрудничество в формировании положительной мотивации учения у детей;
- информировать о психологических особенностях детей разного возраста;
- информировать о психологических особенностях детей разного возраста;
- информировать о психологических особенностях детей разного возраста;
- совместное формирование ценностных ориентаций в сфере науки, искусства и профессиональных интересов;
- выявление одарённости и развития способностей ребёнка;
- совместное предупреждение асоциального поведения детей;
-познакомить родителей учащихся с основными положениями, подходами, способами поддержки ребёнка;
- дать практические рекомендации родителям по вопросам профилактики школьной дезадаптации, о том, как формировать адекватную самооценку ребёнка, помочь своему ребёнку справляться с трудностями.
№ | Содержание деятельности | Категория сопровожде-ния | Сроки проведения | Ответственный ФИО | Форма отчётности |
1 | Выступление. Лекторий «Ответственное родительство». | Родители 1 класса | Сентябрь | Протокол заседания. Запись в журнале. | |
2 | Выступление. Консультация «Новый этап в физическом, психическом и социальном развитии учащихся» | Родители 6 классов | Сентябрь | Протокол заседания. Запись в журнале. | |
3 | Выступление. Беседа «Десять ошибок в воспитании, которые все когда–нибудь совершали» | Родители 9 – 11 классов | Сентябрь | Протокол заседания. Запись в журнале. | |
4 | Анкета для родителей первоклассников (в рамках изучения адаптации) | Родители 1 кл | Октябрь | Протокол | |
5 | Выступление. Лекторий «Особенности интеллектуального и личностного развития детей» | Родители 1 классов | Октябрь | Протокол заседания. Запись в журнале. | |
6 | Выступление. Беседа «Правовая и экономическая защита личности ребёнка» | Родители 6 классов | Октябрь | Протокол заседания. Запись в журнале. | |
7 | Выступление. Консультация «Проблема воспитания правовой культуры у детей» | Родители 9 – 11 классов | Октябрь | Протокол заседания. Запись в журнале. | |
8 | Диагностика «Определение детей группы риска» (анкета) | Родители | Октябрь | Протокол. | |
9 | Родительское собрание «Особенности адаптации ребенка к обучению в школе». | Родители 1 класс | Октябрь | Запись в журнале. | |
10 | Родительское собрание «Особенности адаптации обучающихся к обучению в средней школе». | Родители 6 класс | Октябрь | Запись в журнале. | |
11 | Анкета – опросник для родителей «Психологическая безопасность образовательной среды» (разработана Баевой И.А.) | Родители | Ноябрь | Протокол | |
12 | Выступление. Занятия родительского всеобуча «Я в мире других. Формирование навыков самоорганизации и нравственных качеств личности» | Родители 1 классов | Ноябрь | Протокол заседания. Запись в журнале. | |
13 | Выступление. Занятия родительского всеобуча «Детские страхи. Способы работы с детскими страхами. Стресс. Нервные заболевания у детей» | Родители 6 классов | Ноябрь | Протокол заседания. Запись в журнале. | |
14 | Выступление. Занятия родительского всеобуча «Общие вопросы питания детей. БАДы к пище. Генно-модифицированные продукты» | Родители 9 – 11 классов | Ноябрь | Протокол заседания. Запись в журнале. | |
15 | Диагностика. Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения. (Методика Е.Н. Степанова) | Родители | Декабрь | Протокол | |
16 | Выступление. Занятия родительского всеобуча «Принцип творческой педагогики в семье» | Родители 1классов | Декабрь | Протокол заседания. Запись в журнале. | |
17 | Выступление. Занятия родительского всеобуча «Отношения с детьми. как воспитать себе помощника. Привитие интереса к чтению» | Родители 6 классов | Декабрь | Протокол заседания. Запись в журнале. | |
18 | Анкета «Здоровье вашего ребенка» | Родители | Декабрь | Протокол | |
19 | Выступление. Занятия родительского всеобуча «Здоровый образ жизни. Питание и здоровье. Роль родителей в профилактике алкоголизма и наркомании» | Родители 9 – 11 классов | Декабрь | Протокол заседания. Запись в журнале. | |
20 | Выступление. Занятия родительского всеобуча «Семья – сердце общества и родина ребёнка» | Родители 1 классов | Январь | Протокол заседания. Запись в журнале. | |
21 | Выступление. Занятия родительского всеобуча «Педагогическая запущенность подростка и ее причины. Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей» | Родители 6 классов | Январь | Протокол заседания. Запись в журнале. | |
22 | Выступление. Занятия родительского всеобуча «Типичные недостатки воспитания в семье и пути их преодоления. Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье» | Родители 9 – 11 классов | Январь | Протокол заседания. Запись в журнале. | |
23 | Выступление. Занятия родительского всеобуча «Истоки глубинной привязанности в детского-родительских отношениях» | Родители 1 классов | Февраль | Протокол заседания. Запись в журнале. | |
24 | Анкетирование к родительскому собранию "Стили и методы воспитания ребёнка в семье" | Родители | Февраль | Протокол | |
25 | Выступление. Занятия родительского всеобуча «Иерархия отношений в семье и особенности семейного воспитания» | Родители 6 классов | Февраль | Протокол заседания. Запись в журнале. | |
26 | Выступление. Занятия родительского всеобуча «У очага наших предков. Традиции семьи» | Родители 9 – 11 классов | Февраль | Протокол заседания. Запись в журнале. | |
27 | Анкета для родителей по изучению социально-эмоциональной сферы | Родители | Март | Протокол | |
28 | Выступление. Занятия родительского всеобуча «Нравственные уроки начальной школы» | Родители 1 классов | Март | Протокол заседания. Запись в журнале. | |
29 | Выступление. Занятия родительского всеобуча «Позитивная самооценка как условие успешного развития личности» | Родители 6 классов | Март | Протокол заседания. Запись в журнале. | |
30 | Выступление. Занятия родительского всеобуча «Воспитательный потенциал семьи. Значение воспоминаний о собственных детских переживаниях в культуре родительства» | Родители 9 – 11 классов | Март | Протокол заседания. Запись в журнале. | |
31 | Выступление. Занятия родительского всеобуча «Как оценивают Вашего ребёнка в классе?» | Родители 1 классов | Апрель | Протокол заседания. Запись в журнале. | |
32 | Выступление. Занятия родительского всеобуча «Как оценивают Вашего ребёнка в классе?» | Родители 6 классов | Апрель | Протокол заседания. Запись в журнале. | |
33 | Выступление. Занятия родительского всеобуча «Помощь семье в правильной профессиональной ориентации ребёнка.» | Родители 9 – 11 классов | Апрель | Протокол заседания. Запись в журнале. | |
34 | Консультации для родителей. Рекомендации по организации режима учебных и внеучебных нагрузок для одарённых обучающихся. | Родители | В течение года | Запись в журнале | |
35 | Консультирование родителей старшеклассников по вопросам помощи в профессиональном и личностном самоопределении. | Родители | По запросу | Запись в журнале | |
36 | Консультирование родителей по организации помощи в подготовке к ОГЭ, ЕГЭ. | Родители | По запросу | Рекомендации | |
37 | Анализ результатов работы с родителями | Июнь | В отчёт |