Программы
Программа психолого-педагогического сопровождения «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».
Программа психологического сопровождения «ДОПРИЗЫВНИК».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_doprizyvnik.docx | 329.81 КБ |
programma_psihologo-pedagogicheskogo_soprovozhdeniya.docx | 31.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание программы
- Паспорт программы
- Пояснительная записка к программе
- Содержание программы
- Механизм реализации программы
- Литература
Паспорт программы
1. | Название программы | Программа психологического сопровождения «ДОПРИЗЫВНИК» |
2. | Авторы | Педагоги-психологи МБОУ СШ № 42 |
3. | Название и полный адрес образовательного учреждения | 628620, Российская Федерация, Тюменская область, ХМАО - Югра, Телефоны: 26-36-77, 26-39-44 Тел./факс: (3466) 26-36-77 e-mail: nv-school_42@mail.ru сайт http://school42nv.ru г.Нижневартовск, л. Нефтяников, 93-А Телефоны: 26-36-77, 26-39-44 Тел./факс: (3466) 26-36-77 e-mail: nv-school_42@mail.ru сайт http://school42nv.ru |
4. | Адресаты программы |
|
5 | Вид программы | Авторская (комплексная) |
Пояснительная записка
Актуальность психологического сопровождения военнослужащих по призыву на разных этапах службы в армии не вызывает сомнений. Служба в армии – это важнейший период социального и гражданского становления личности, период возникновения интереса к проблемам социальной действительности и их критического осмысления, определение своего места в социальных отношениях. В процессе службы в рядах Вооруженных сил происходит усвоение призывником языка, социальных ценностей, норм, культуры, присущих армейской жизни, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Однако в условиях духовно-нравственного кризиса характерного для современного общества у значительной части молодежи формируется негативное отношение к прохождению обязательной воинской службы. Этому способствует также как негативное отношение родителей к несению службы в армии, так и наличие в армии деструктивных отношений, например «дедовщины». Среди факторов риска формирования неготовности молодых людей к прохождению воинской службы можно назвать деформацию ценностно-нормативной и ценностно-смысловой сфер в обществе, а также особенности ценностно смысловой сферы призывников: гармоничность или дисгармоничность актуальных смысловых состояний, сбалансированность временной перспективы, толерантность к неопределенности, уровень жизнестойкости, оптимальное использование стратегий в ситуациях преодоления препятствий и стрессов.
Важным условием организации психологического сопровождения военнослужащих на этапе службы в армии является предварительная подготовка юношества еще на допризывном этапе. Данная работа должна быть направлена, прежде всего, на формирование позитивного образа Вооруженных сил РФ, формирование ценностных установок у молодежи на выполнение воинского долга. Необходимым элементом данной подготовки является физическая и морально-психологическая подготовка юношей, повышение их психологической устойчивости и физической выносливости. Вводимая повсеместно сдача норм ГТО сыграет свою позитивную роль в повышение физической готовности юношей к несению армейской службы, выступит в роли организующего начала. Участие допризывников в военно-патриотических мероприятиях будет способствовать возмужанию и освоению навыков, необходимых для жизни в военно-полевых условиях. Специальная работа педагогов-психологов с юношами допризывного возраста должна быть направлена на развитие ценностно-смысловой сферы личности, социально-значимых установок, личностного самоопределения. Психологическое сопровождение военнослужащих на этапе прохождения службы основывается на непрерывном отслеживании динамики психологической обстановки в зоне боевых действий в интересах принятия адекватных управленческих решений.
В содержание психологического сопровождения входит подготовка обучающихся к военной службе. Оно предполагает: осуществление прогнозирования и оценки усталости и психологических потерь среди военнослужащих; оказание психологической помощи военнослужащим в преодолении психотравмирующих ситуаций; целенаправленное управление мотивацией, психическими состояниями воинов и социально-психологическими процессами в воинских подразделениях; защиту от психологических акций противника. В повседневной деятельности войск (вовне боевых действий) целесообразным является разработка концепции психологического сопровождения различных процессов армейской жизнедеятельности: адаптации, учебного процесса, караульной службы
Проблема психологической подготовки молодежи к прохождению обязательной воинской службы затрагивается в работах В. Г. Белова, B. C. Горбунова, В. Н. Лоскутова, В. А. Полосина, М. Н. Попова, В. Е. Талынева, М. И. Томчука, И. Б. Ушакова, П. М. Шалимова и др. Под психологической готовностью к прохождению военной службы понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития, достигаемый юношами к 18-летнему возрасту. Согласно исследованиям М. И. Томчука общая психологическая готовность к службе в армии выступает следствием синтеза социально-психологической, военно-профессиональной и эмоционально-волевой готовности, носит социально обусловленный характер и определяется степенью включения юношей в деятельность, объективно приводящую к формированию необходимых воину качеств. Социально-психологическая готовность включает в себя уровень развития направленности личности на будущую службу, в основе которой лежит система мотивов, и моральных ее качеств. Потребности и формирующиеся на их основе мотивы определяют отношение военнослужащих к военной службе. Мотивация военной службы – процесс субъективного преобразования личностью условий и факторов социальной среды в результате осознания и принятия их содержания и значимости в активные побудительные силы, лежащие в основе мышления, поведения, поступков и воинской деятельности. Смысл мотивации заключается в том, чтобы отыскать и найти именно такие действия, которые соответствуют основной, закрепленной в жизни установки личности.
Военно-профессиональная готовность – это особенности индивидуального опыта юношей: начальные знания, умения, навыки (военные, военно-технические, идейно-политические), физические способности.
Эмоционально-волевая готовность характеризуется уровнем развития качеств эмоционально-волевой сферы личности (эмоционально-волевая устойчивость, организованность, самообладание и др.)
Проблему социально-психологической готовности военнослужащих исследовала О. Г. Рындина, ею была определена структура социально-психологической готовности личности допризывника, включающая следующую систему взаимосвязанных параметров:
- социальные установки,
- устойчивость мировоззренческих позиций,
- ценностные ориентации, - социальную активность,
- уровень притязаний, - принятие роли военнослужащего,
- социальные ожидания ближайшего окружения,
- параметры здоровья и физического самочувствия.
Субъективная сформированность социально-психологической готовности характеризуется:
- наличием когнитивной дифференцированности представлений о себе и своих возможностях;
- адекватностью общей самооценки физических, социальных и духовных качеств; - положительным отношением к социальной военной среде, общим уровнем профессиональной подготовки.
О. Г. Рындина отмечает, что адекватному отношению к воинской службе способствуют детско-родительские отношения, материальная обеспеченность, активное участие отца в процессе воспитания гражданского долга, увлеченность допризывника военно-прикладными видами спорта Основной целью формирования психологической готовности у допризывников является профилактика развития психической дезадаптации в процессе прохождения военной службы. В основе психологической готовности личности к военной службе лежит одна или несколько ведущих тенденций, которые пронизывают все уровни этой личности: и биологически определенные, и показывающие его характерологическую структуру, и морально-нравственные устои, и сферу интересов, и социальную активность, склонность к определенной профессии
Н. Г. Бондарь рассмотрел понятие и основные составляющие психологической готовности подрастающего поколения к службе в ВС РФ. По его мнению, психологическая готовность к прохождению юношами военной службы – это целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития интеллектуальной, нравственной, мотивационной и волевой сфер. Недостаточный уровень развития одного из компонентов этой системы ведет к искажению других. Особое внимание Н. Г. Бондарь уделил изучению познавательных способностей, нервно-психической устойчивости, агрессии, склонности к доминированию-подчинению, ситуативной и личностной тревожности . Психологическую готовность допризывников к прохождению обязательной воинской службы с точки зрения ресурсного подхода рассматривает Л. Э. Кузнецова. Согласно данному подходу, основной ресурсной составляющей психологической готовности юношей к прохождению обязательной воинской службы является адаптационный потенциал личности, стратегии профилактики стресса. Ресурсный подход предполагает, что владение и управление ресурсами и применяемые стратегии могут оказывать друг на друга взаимное влияние. Именно ресурсы могут способствовать уменьшению негативных последствий от взаимодействия со стрессорами. Психологическая готовность юношей к службе в Вооружѐнных силах является мощным профилактическим фактором асоциальных явлений в армейской среде (дезертирство, употребление алкоголя и наркотических веществ, насилие, явления суицидального характера), посттравматических расстройств, негативных эмоциональных состояний, связанных с трудностями армейской службы.
Критерии психологической готовности
Формирование психологической готовности юношей необходимо проводить на разных этапах подготовки к военной службе: допризывной, на этапе адаптации и в процессе несения службы. Вопросы формирования психологической готовности школьников к службе в Вооруженных силах рассматривались В. Лоскутовым (1991 г.), психологические аспекты ориентации юношей на профессию офицера исследовались В. В. Алешкиным (1990 г.). Педагогические аспекты подготовки граждан к военной службе в современных условиях рассматривались Ю. В. Трубиным (2013 г). Психологическая готовность допризывника к военной службе представляет собой результат специальной психологической подготовки и рассматривается как состояние, предшествующее служебной деятельности. Состояние психологической готовности имеет сложную структуру, включающую совокупность эмоциональных, волевых, мотивационных, познавательных, операционных сторон, процессов, свойств, образований, состояний психики человека в их соотношении с внешними ситуационными условиями и предстоящими задачами. В психологической готовности концентрируются возможности человека и ее проявление зависит как от особенностей личности, так и от условий деятельности. Это позволяет сформулировать следующее определение психологической подготовки подростков и юношей к военной службе: психологическая подготовка – это система мероприятий по формированию у допризывников состояния психологической готовности к преодолению отрицательного влияния факторов военной службы. Важным этапом является допризывная подготовка молодежи к службе в Вооруженных силах. Она, как правило, осуществляется в рамках либо общеобразовательных школ, либо в специализированных учебных заведениях. Организация допризывной подготовки молодежи к службе в Вооруженных силах РФ является одним из приоритетных вопросов молодежной политики Российской Федерации.
Цель, задачи, методы психологической работы
Целью психологической подготовки подростков и юношества является самоопределение личности как гражданина-патриота России, приобщение его к основным ценностям, нормам, традициям, сложившимся в важнейших сферах жизни общества, их осмысление, оценка и формирование активной социально значимой позиции.
Основными задачами психологической подготовки допризывников выступают:
- военно-патриотическое воспитание молодежи допризывного возраста;
-улучшение физического и психологического здоровья молодежи допризывного возраста;
- повышение качества знаний и навыков, необходимых для службы в Вооруженных силах Российской Федерации.
Методами исследования являются программно-целевые, направленные на улучшение допризывной подготовки молодежи. Составляющими подготовки молодежи к службе в рядах ВС армии являются:
- создание положительного образа Российской армии, что позволит повысить престиж и привлекательность военной службы среди молодежи, а также уровень мотивационной готовности к службе;
- развитие морально-психологических качеств, в том числе высокого чувства патриотизма, верности воинскому долгу и т.д.;
- развитие адаптационных возможностей и стресс преодолевающего поведения у призывников, способностей противостоять трудностям армейской службы, связанным с неуставными отношениями;
- формирование стратегий поведения и личностных ресурсов, которые препятствуют употреблению наркотических и других ПАВ;
- развитие навыков стрессоустойчивости и саморегуляции, бесконфликтного общения, позитивного мышления, уверенности в себе, адекватной самооценки.
Подготовка молодежи к военной службе как сложная социальная система обусловлена историческим, политическим, экономическим и культурным развитием общества и государства. Среди характеристик ее состояния и развития выделяются характер внешних угроз безопасности государства, теоретические основы строительства Вооруженных сил, военная, и частности, военно-педагогическая наука, отношение общества к Вооруженным силам.
В современных условиях в центре подготовки молодежи к военной службе оказывается сам молодой человек, его познавательные интересы и склонности, потребности в активности, профессиональной и личностной самореализации.
Условия реализации программы
В качестве форм реализации деятельности по формированию психологической готовности молодых людей к службе в армии используются:
- просветительская деятельность, направленная на формирование психологической готовности молодежи к службе в армии, на профилактику асоциальных проявлений в армейской среде, негативных зависимостей, пропаганду ЗОЖ;
- информационно-методическая деятельность, включающая в себя освещение материалов на сайте школы, составление памяток, методических пособий, лекционных и рекламных материалов, а также оказание информационно-методической помощи как самим призывникам, так и специалистам, взаимодействующим с призывной молодежью с целью повышения их квалификации, организация и проведение семинаров, научно-практических конференций, круглых столов;
- занятия с элементами социально-профилактического тренинга с молодежью призывного возраста с целью развития адаптационных возможностей, стресс- преодолевающего поведения, уверенности в себе, способов нейтрализации негативных эмоциональных состояний, коммуникативных навыков;
- индивидуальное консультирование юношей и их родителей по проблемам психологической готовности к службе в армии, конструктивного общения, вопросам профориентации и другим проблемам.
Формируемые знания и умения
В ходе реализации программы обучающиеся овладеют следующими знаниями:
- о формах, приемах и методах релаксации, саморегуляции, снятии напряжения, устранения негативных переживаний, повышении концентрации внимания, выработки позитивной поведенческой стратегии;
- о значимости ведения здорового образа жизни для гармонично развитой личности;
- об индивидуальных психофизиологических особенностях личности;
- значение профессионального самоопределения в жизни человека;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии.
Умениями:
- применять на практике навыки саморегуляции, самоконтроля, релаксации; овладеть диафрагмально-релаксационным типом дыхания;
- соотносить свои индивидуальные психологические и физиологические особенности с требованиями выбираемой профессии;
- использовать приемы самосовершенствования в учебной, трудовой и профессиональной деятельности, инициировать индивидуальные способности, основанные на собственных задатках и склонностях;
- выработать устойчивую положительную мотивацию в необходимости сохранения, укрепления своего здоровья и ведения здорового образа жизни;
- применять навыки социально-психологической адаптации в современном социуме.
Этапы и сроки реализации.
Программа реализуется на протяжении одного обучения для обучающихся допризывного возраста. Все мероприятия направлены на реализацию поставленной цели и задач программы сопровождения.
Ожидаемы результаты
Ожидаемые результаты программы | Индикаторы эффективности программы |
Создание современной системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся допризывного возраста | Удовлетворенность субъектов образовательных отношений предлагаемыми услугами в области психологической подготовки обучающихся допризывного возраста |
Психологическая профилактика стрессовых ситуаций до и во время службы в Армии | Высокая стрессоустойчивость в различных жизненных ситуациях |
Психологическая компетентность классных руководителей, педагогов ,родителей в области психологического сопровождения обучающихся допризывного возраста | Удовлетворенность всех субъектов социально-психологической стороной в области психологической подготовки обучающихся допризывного возраста |
Структура программы
Система работы с обучающимися призывного возраста
Направление работы | Сроки реализации | Содержание | Характер и цель работы |
Психологическая диагностика | октябрь | Психологическая диагностика в рамках сотрудничества с Военным комиссариатом города Нижневартовск и Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры: 1.Определение скорости распределения и переключения внимания. 2. Определение интегрального показателя общих способностей. 3.Составление представлений о пригодности призывника военно-профессиональной деятельности на основе применения фундаментальных знаний из области профессионального отбора. (Методика «S-тест», Методика «КОТ», Методика «ВПП») | Определение скорости распределения и переключения внимания. Определение интегрального показателя общих способностей. Составление представлений о пригодности призывника военно-профессиональной деятельности на основе применения фундаментальных знаний из области профессионального отбора. |
Психологическая диагностика | октябрь | Определение нервно-психической устойчивости обучающихся допризывного возраста (НПУ) | |
Психологическая консультация | ноябрь | Индивидуальные консультации по итогам диагностики нервно-психической устойчивости | |
Психологическая консультация | ноябрь | Групповая консультация «Я буду служить России» | |
Психологическая диагностика | Психологическая диагностика военно-профессиональной направленности | ||
Психологическая консультация | Индивидуальные консультации по итогам диагностики военно-профессиональной направленности | ||
Психологические занятия | Психологический практикум «Психологические требования к обучающимся призывного возраста» | ||
Психологическая диагностика | Психологическая диагностика интеллектуальных особенностей обучающихся допризывного возраста | ||
Психологическая консультация | Индивидуальные консультации по итогам диагностики интеллектуальных особенностей обучающихся допризывного возраста | ||
Психологические занятия | Психологические занятия 1.Вводное занятие Психолог и призывник 2. Психологические требования к призывникам 3. Методы психологического исследования призывников 4. Стресс. Навыки антистрессового поведения 5. Дедовщина в армии. Как бороться и противостоять 6. Психологические аспекты военного устава. 7. Психология современного солдата 8. Личностные черты военнослужащих РФ 9.Психологические аспекты взаимодействия рядовых военнослужащих и командного состава | Цель занятий: психологическая подготовка обучающихся допризывного возраста |
Подготовка молодежи к военной службе является важным компонентом не только военной безопасности, но и строительства гражданского общества Российской Федерации и представляет собой процесс обучения и воспитания юношей и девушек, формирования у них убеждений, знаний, навыков и умений, необходимых для исполнения общих и специальных должностных обязанностей военной службы
Система работы
с классными руководителями, педагогами
№ п/п | Содержание работы | Сроки выполнения |
1. | Групповая консультация «Возрастные особенности обучающихся призывного возраста» | 1 четверть, ноябрь |
2. | Психологический практикум «Психологические требования к обучающимся призывного возраста» | 2. четверть, январь |
3. | Психологический практикум «Методы педагогической работы с призывниками» | 3 четверть, март |
Система работы
с родителями обучающихся призывного возраста
№ п/п | Содержание работы | Сроки выполнения |
1. | Индивидуальные консультации по итогам психодиагностики | В течение года |
2. | Групповая консультация «Возрастные особенности обучающихся призывного возраста» | 1 четверть, ноябрь |
3. | Группова я консультация «Родители и призывник» | 3 четверть, март |
Механизм реализации программы
Программа реализуется 1 раз в год с обучающимися, достигшими допризывного возраста. Психологические мероприятия проводит педагог-психолог во время внеурочной деятельности
Список литературы
1. Аболин Л. М. Соотношение психологических и физиологических коррелятов эмоциональной устойчивости военнослужащих// Вопросы психологии 2013 – № 1. 104—115.
2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 2011
3. Божович Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М.: Междунар. пед. академия. 2016.–285с
4. Большой толковый психологический словарь. Пер. с англ. / Ребер Артур. – ООО «Издательство АСТ»; «Издательство «Вече». 2003. – 592с
5. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1999.
6. Выготский Л. С. Психология. – М.: Эксмо, 2000.–480с.
7. Выготский Л.С. Психология изучение о локализации психических функций. Собр. соч.: В 6 томах. Т.1. М.: Педагогика, 2009
8. Гамезо М.В., Домашенко И.А.// Атлас по психологии. – М.: Пед. общество России, 2016
9. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Свет, 2015
10. Дьяченко М. И. О природе эмоциональной устойчивости– М., 2010. 158с.
11. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Пономаренко В. А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект. – Минск, БГУ, 2013. 120с..
12. Зильберман П. Б. Эмоциональная устойчивость оператора // Очерки психологии труда оператора / Под ред. Е. А. Милеряна.–М., 2014–256с..
13. Изард К. Эмоции человека / Пер. с англ.– М., 2012 – 340с.
14. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2012
15. Краткий словарь системы психологических понятий/ К.К.Платонов - М.: Высшая школа, 2014
16. Лабунская В.А. О структуре личности.// Вопросы психологии межличностного познания и общения. – Краснодар, 2014. – С. 63 – 91
17. Лекции по технологии соц. Работы. В 3-х частях / Под ред. Е.И.Холостовой. Часть 1, М: Социально технологический институт, 2014 г
18. Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. Калуга, 2014.–360с
19. Маклаков А.Г. Общая психология – СПб.: Питер, 2010
20. Марищук В. Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Автореф. докт. дис. – Л., 2014– 20 с
21. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социология преступности. М., 2015. 332с
22. Механизм девиантного поведения пособие под ред. Кудрявцева В.Н., М., 2016. 186с.
23. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш.пед.заведений. – М.: ВЛАДОС, 2015
24. Общая психология/ Состав. Е.И. Рогов - М.: ВЛАДОС, 2013
25. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов. /А.В.Петровский, А.В.Брушлинский, В. П. Зинченко и др. ; Под ред. А.В.Петровского. 3-e изд. , перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2016. - 464
26. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности: Учеб. пособие для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 509 с.
28. Попов Б. Техника личной работы. – М., 2011
29. Психологический отбор летчиков / Под ред. Е. А. Милеряна. – Киев, 2010. С. 145—146.
30. Психологический словарь. – М., 2000
31. Психология индивидуальных различий: ТЕКСТЫ/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейдера, В.Я.Романова - М.: МГУ, 2015
32. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций / Пер. с польск. М., 2013.–240с.
33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2012.–560с.
34. Симонов П. В. Темперамент. Характер. Личность. – М., 2009
35. Социальная энциклопедия / Под ред. А.П.Горнина, Г.Н. Кареловой, Е.Д. Катульского и др. М: Большая Российская энциклопедия, 2000 г
36. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий.–Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002.–688с.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 42»
«Рассмотрено» на заседании методобъединения Руководитель МО ________/ Протокол № 1 от «27» августа 2021 г. | «Согласовано» на заседании методического совета __________ /Е.А. Сапежинская/ Протокол методического совета №1 от «28» августа 2021 г. | «Утверждено» Директор МБОУ «СШ № 42» ___________ /Г.А. Гасымова/ Протокол педсовета № 1 от «31» августа 2021 г. Приказ № 779 от «31» августа 2021 г. |
Программа психолого-педагогического сопровождения
«Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей»
Нижневартовск, 2021г.
Оглавление
- Пояснительная записка………………………………………………………………….3
- План мероприятий по реализации программы………………………………………...7
- Список используемой литературы………………………………………………….......9
Пояснительная записка
Глубокий кризис российского общества вызвал резкое ухудшение положения детей. Из года в год растет число родителей, уклоняющихся от своих обязанностей, злоупотребляющих спиртными напитками, ведущих аморальный образ жизни, проявляющих по отношению к детям жестокость и насилие.
В любом государстве и в любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без родителей.
Согласно закону Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" опека и попечительство – норма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливаются над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет.
Проблема защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей сегодня не только не утратила своей актуальности, но и приобрела особую остроту. Существует феномен социального сиротства - так называется сиротство при живых родителях.
Подросток, проживающий в приемной семье наиболее уязвим для неблагополучного влияния окружающей среды, ведущих в первую очередь к нарушению процесса социализации.
Психотравмирующие события могут вызвать напряжение и срыв адаптивных механизмов. Возникает необходимость создания системы оказания комплексной социально – психологической и педагогической помощи детям данной категории.
Участники программы: Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; педагоги-психологи; социальные педагоги; зам по воспитательной работе; классные руководители; законные представители; учителя-предметники.
Цель программы
Обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации ребенка, оставшегося без попечения родителей в силу той или иной семейной ситуации.
Задачи программы
- Выявление группы детей, нуждающихся в сопровождении.
- Проведение комплекса мероприятий для выявления и устранения ряда проблем, возникающих в приемных семьях.
- Осуществление психолого-педагогической диагностики для раннего выявления различного рода проблем у учащихся, определения причин их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления.
- Осуществление в разнообразных формах индивидуального сопровождения развития ребенка, направленного на преодоление проблем, возникающих у него в процессе обучения, общения, на этапе выбора профиля обучения и профессионального самоопределения.
- Осуществление информационной поддержки учащихся, учителей, и родителей по проблемам в учебной, социальной и эмоциональной сферах; а также правовое консультирование.
- Обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения ребенка.
- Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлений и устранение причин и условий, способствующих этому.
- Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
- Социально-педагогическая реабилитация опекаемых детей.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа рассчитана для работы с детьми и подростками от 7 до 18 лет.
Сроки реализации
Программа рассчитана на учебный год (сентябрь – май).
Ожидаемые результаты и способы оценки
- адекватное реагирование на прошлое ребёнка и другие проблемы, включая вопросы расовой принадлежности, религию, культуру и язык;
- выработка стратегии распознавания и эффективного реагирования на стрессовые ситуации;
- налаживание эффективного взаимодействия с детьми и молодыми людьми с учетом их возрастных особенностей;
- помощь детям при потере или разлуки с родителями;
- увеличение участия в мероприятиях детей, обеспечив их поощрением и поддержкой;
- развитие у детей увлечений, интересов, дружеских отношений с людьми, проживающими в одной семье через участие в общешкольных мероприятиях;
- развитие умения выражения привязанности к приемной семье, опекуну;
- ведение совместных записей памятных событий через фотографии и работу с историей жизни в приемной семье;
- установление границ и управление поведением ребёнка, не прибегая к физическому или другому неприемлемому способу наказания;
- уважительное отношение к детям и их семьям, не осуждая и не дискриминируя;
- реальное оценивание своих способностей и возможностей в оказании помощи детям и семьям данной категории.
Этапы реализации программы
Первый этап – диагностический, формирование банка данных
1.Проведение сверки списка опекаемых детей, учет вновь прибывших и оформление необходимого пакета документов на них.
2. Обследование условий проживания и воспитания семей опекаемых детей с целью выявления необходимой моральной и материальной помощи:
- изучение взаимоотношений между опекуном и подопечным;
- изучение личности подопечного;
- установление открытых доверительных отношений с членами семьи;
3.Контроль:
- за предоставление бесплатного питания опекаемых;
- за обеспечением детей имеющимися в библиотеке учебниками;
- за учебной деятельностью (обучение, посещаемость, наличие учебных принадлежностей, посещение консультативных занятий, внешний вид);
- за внеурочной занятостью (вовлечение во внеурочную деятельность, занятия в кружках и секциях, летний отдых);
- за исполнением обязанностей опекунами.
4. Организация педагогической помощи подопечному:
- помощь в обучении (работа с учителями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям);
- помощь в решении конфликтных ситуаций;
- помощь в выборе (записи) кружка или секции;
5.Защита прав и законных интересов подопечных;
Второй этап - деятельностно-консультативный
Работа с обучающимися:
1. Помощь в преодолении учебных затруднений. Профилактика трудностей в учебе.
2. Сопровождение учащихся с социально-эмоциональными проблемами. Сопровождение социально-уязвимых семей, детей с ослабленным здоровьем; выявление и сопровождение учащихся, нуждающихся в особом внимании в связи с высоким риском уязвимости. Профилактика социально-эмоциональных проблем у учащихся.
3. Профилактика здорового образа жизни. Сопровождение учащихся с проблемами в развитии.
4.Правовое просвещение обучающихся.
Работа с семьей:
1.Изучение взаимоотношений между опекуном и подопечным.
2.Установление открытых доверительных отношений с членами семьи подопечного.
3.Правовое просвещение опекуна.
4.Педагогическое просвещение опекуна.
5.Привлечение специалистов.
Третий этап – анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование работы с подростком с учетом выработанных рекомендаций.
План мероприятий по реализации программы
№ п.п | Направление деятельности, мероприятия | Ответственные | Результат |
Мониторинг вновь прибывших и выбывших обучающихся за летний период среди детьми-сиротами, детьми, оказавшиеся под опекой и попечительством | Социальный педагог, заместитель директора по УВР, секретарь | Банк данных об обучающихся категории дети-сироты, дети, оказавшиеся под опекой и попечительством | |
Беседа с классными руководителями | Социальный педагог, педагог- психолог | Выявление социальных, поведенческих и личностных особенностей обучающихся. Анализ результатов учебной успеваемости обучающихся. Внесение данных в индивидуальные карты учета. | |
Написание характеристик | Социальный педагог, классный руководитель, педагог-психолог | Характеристики | |
Беседы с детьми о проведённом летнем отдыхе. проблемах возникших в связи с началом учебного года | Социальный педагог, классные руководители, педагог-психолог | Выявление эмоционального настроя на учебу, актуальное состояние | |
Организация и контроль льготного питания обучающихся | Классный руководитель, заместитель директора по УВР | Постановка на льготное питание детей-сирот, детей, оказавшиеся под опекой и попечительством | |
Организация и контроль занятости обучающихся во внеучебное время. | Социальный педагог, заместитель директора по ВР, педагог-организатор, классный руководитель | Привлечение к организации дополнительным образованием (кружки, секции, занятия внеурочной деятельностью). Заполнение карты занятости. | |
Содействие организации занятости обучающихся в каникулярное время | Социальный педагог | Информирование о формах занятости в каникулярное время. | |
Социологический опрос, определение социальной адаптации. | Социальный педагог, педагог-психолог | Определение уровня адаптированности и комфортности детей в классном коллективе. | |
Консультации для детей и опекунов. | Социальный педагог, педагог-психолог | Выявление социально-педагогических трудностей, особенностей детско-родительских взаимоотношений. Памятки, листовки, брошюры. | |
Контроль учебной деятельности и текущей успеваемости. | Классный руководитель, социальный педагог | Анализ усвоения ООП, содействие в оказании индивидуальной педагогической помощи. | |
Контроль посещаемости уроков и занятий внеурочной деятельности. | Социальный педагог, классный руководитель | Мониторинг количества пропущенных уроков, в том числе по болезни и без уважительной причины. | |
Беседы с опекунами с целью выявления трудностей в воспитании детей и оказания им социально-педагогической помощи. | Социальный педагог, педагог-психолог | Рекомендации для улучшения детско-родительских взаимоотношений. | |
Проведение индивидуальных консультаций по учебным предметам | Учителя-предметники | Оказание помощи в усвоении ООП, устранение пробелов в изучении отдельных предметов |
Список используемой литературы
- Еременко С.Е., Коледова С.В. «Копилка классного руководителя». Изд. Панорама 2016г
- Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. М., 2016.
- Ковалёв С.В. Психология семейных отношений. М., 2016.
- Колесникова Т.И. Психологический мир личности и его безопасность. М., 2016.
- Колосов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. М., 2015.
- Ю.В.Корчагина «Девиантность и социальная дезадаптация детей и подростков: основные понятия, факторы риска, профилактика». Москва 2011
- Петрусинский В.В. Игры: обучение, тренинг, досуг. Под ред. М., 2017.