5. Контроль

Аюпова Дилара Рамазановна

Контроль в ДОУ - это система наблюдения и проверки соответствия воспитательно-образовательного процесса целям и задачам образовательной программы, Устава ДОУ и Программы развития ДОУ, общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов народного образования.

Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Информация, полученная в ходе контроля, является основой для принятия управленческих решений.

 «Внутри садовский контроль - это процесс получения информации об изменениях внешних и внутренних условий функционирования и развития ДОУ, несущих в себе угрозу для реализации спланированных действий или, наоборот, открывающих новые возможности для этого, процесс оценки работы  ДОУ, а также выявления необходимости и организации осуществления ее коррекции».

 Внутренний контроль включает в себя:

 • контроль содержания различных аспектов деятельности ДОУ: организационно-педагогической, образовательной, социально-психологической, медико-социальной, финансово-хозяйственной и др.;

• контроль образовательного процесса.

 Контроль должен быть регулярным, систематическим, действенным, гласным. При этом необходимо соблюдать УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ:

 • Условие генерализации предусматривает определение главных, кардинальных направлений деятельности управляемой подсистемы, подвергающихся контролю в первую очередь.

• Условие интеграции подразумевает объединение усилий пед. и род. коллективов в осуществлении внутреннего контроля при условии приоритетного права руководителя ДОУ на координацию этого контроля.

• Условие гуманизации всей системы отношений в коллективе требует в процессе контроля установления между субъектом и объектом отношений взаимопонимания и сотрудничества.

• Условие индивидуализации означает необходимость обязательно учитывать своеобразие каждой творческой индивидуальности с целью создания в ходе деятельности возможностей для самовыражения этой личности.

• Условие дифференциации предполагает взаимосвязь уровня контроля от результатов работы всего пед. коллектива и отдельных его групп, отличающихся по уровню профессиональной квалификации. В условиях демократизации управления ДОУ реализация этого положения должна способствовать переходу педагогов, добивающихся стабильно высоких результатов, к высшей форме контроля - самоконтролю, то есть работе на доверии.

         Контроль в ДОУ осуществляется на основе годового и месячного планов работы, нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность дошкольного образовательного учреждения по реализации контроля, локальные акты и документы (инструкции, правила, циклограмма приказов и др.), обязательные для исполнения всеми сотрудниками, повышающие ответственность персонала за выполнение поставленных перед ДОУ задач и конкретизирующие границы этой ответственности.

         К осуществлению контроля в дошкольном учреждении предъявляются следующие требования:

  • следует не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений деятельности ДОУ;
  • контроль необходимо планировать;
  • в процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, направленных на их устранение;
  • контроль будет действенным в том случае, если он осуществляется современно и рекомендации, выданные по его итогам, будут выполнены;
  • необходимо оказывать помощь в реализации рекомендаций тем, кому они были даны по итогам контроля;
  • контроль и его итоги должны быть гласными;
  • контроль должен быть направлен не только на выявление недостатков, но и на поиск нового, интересного, что дает высокие и стабильные результаты.

 Все эти требования можно отнести и к контролю организации воспитательно-образовательного процесса, добавив к ним лишь то, что цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач воспитательно-образовательного процесса и годовых задач ДОУ на текущий учебный год.

 ВАЖНОСТЬ ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ В ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ РЯДОМ ПОЛОЖЕНИЙ:

  • контроль позволяет установить, все ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с нормативными документами, решениями педагогического совета или распоряжениями руководителя. Он помогает выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недочетов:
  • устраняясь от контроля или осуществляя его не систематически, руководитель теряет возможность оперативно вмешиваться в ход воспитательного процесса, управлять им;
  • отсутствие системы контроля вызывает стихийность в осуществлении воспитательно-образовательного процесса;
  • контроль является важнейшим фактором воспитания кадров, усиления личной ответственности специалистов за исполнение своих обязанностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ

Карта контроля организации досугов и развлечений

Название праздника: «Новый год стучится в двери»

Вопросы на контроле

Возрастные группы/дата проведения

2 гр.ранний возраст

Младшая группа № 8

Младшая группа № 9

Средняя группа № 6

Средняя группа № 7

Старшая группа № 12

Старшая группа № 5

Старшая группа № 3

Подгот. Группа № 1

Подгот. группа № 2

1

Создание условий для проведения праздника (развлечения)

Наличие сценария

Организация предпраздничного настроения (беседы, чтение ХЛ, реклама утренника, оформление группы, знакомство с костюмами и т.д.)

Своевременная подготовка атрибутов, игрушек, декораций, костюмов, ТСО

Эстетичность и педагогическая целесообразность в оформлении зала, атрибутов, декораций костюмов, муз. записей.

Эстетика внешнего вида детей

Эстетика внешнего вида педагогов

Разумная организация в зале гостей и родителей

2.

Содержание праздника (развлечения)

Соответствие содержания развлечения (досуга) задачам, теме, сезону

Познавательная и воспитательная значимость

Наличие высокохудожественного, поэтического репертуара, привлекательного для детей

Доступность и объем репертуара для детей данного возраста и для индивидуальных возможностей каждого ребенка

Наличие в репертуаре всех видов детской музыкальной деятельности

Наличие в репертуаре трех источников музыкального искусства: народной, классической и современной музыки (или ориентация на один из них)

Гуманистическая направленность содержания утренника и детского репертуара (а также взрослого)

Наличие разных видов игр спортивных, подвижных, музыкальных, хороводных, познавательных, игр-шуток и т.д.

Лаконичность сюжета утренника.

Мотивация. Наличие завязки, основного развития хода действия, включающего кульминацию и концовку - завершение, финал праздника. Сквозная тема игрового сюжета

Смена видов деятельности детей, рациональное использование пространства помещения

Наличие игровых ситуаций, сюрпризных моментов

Соответствие оформление детского подарка идеи содержания праздника (развлечения)

3.

Оценка деятельности педагогов.

Роль ведущей праздника, ее сквозное действие на утреннике.  Умение общаться с детьми, организационные способности, знание сценария и репертуара, грамотность речи, находчивость

Персонажи, их умение общаться с детьми, организационные способности, знание сценария и репертуара, грамотность речи, находчивость, живость и эмоциональность исполнения ролей

Качество исполнения стихов детьми (в соответствии с возрастом и программой)

Качество театральной деятельности (в соответствии с возрастом и программой)

Качество организации и проведения конкурсов и игр с детьми и родителями

Слаженность действий всех педагогов, способствующая организации детей

Реакция детей на выступления взрослых, их эмоциональный отклик в различные моменты утренника.

Создание условий для проявления активности каждым ребенком в ходе утренника, с учетом склонностей и интересов, соблюдение принципа " активности - пассивности "

Помощь педколлектива в проведении утренника, на основании распределения обязанностей

4.

Оценка деятельности музыкального руководителя

Взаимодействие музыкального руководителя и ведущего, стиль общения

Разнообразие различных видов музыкальной деятельности детей (стихи - 3,4; хоровод - 2,3; общая пляска - 0,1; индивидуальные - 2,3; сценки - 1,2; взрослые персонажи - не более 5; оркестр - не более 1,2 пьесы)

Качество музыкальных записей и исполнение музыкального сопровождения

Своевременность включения музыкальных заставок

Соответствие музыкального сопровождения персонажей на утреннике

Оценка уровня музыкальных, певческих и ритмических способностей детей

Качество пения (в соответствии с требованиями программы);

Качество музыкально-ритмических движений (в соответствии с требованиями программы);

Качество игры на детских музыкальных инструментах (в соответствии с требованиями программы);

Качество театральной деятельности (в соответствии с возрастом и программой)

5.

Оценка деятельности детей.

Активность детей:  занятость всех детей, распределение ролей между ними. Наличие ролей для каждого ребенка - участника праздника.

Умение детей держать осанку;

Интерес, увлеченность, непринужденность, естественность в поведении, чувство радости

Проявление инициативы, творчества

Культура поведения детей, их умение взаимодействовать друг с другом.

6.

Оценка общей эмоциональной атмосферы праздника (развлечения).

7.

Участие родителей в подготовке и проведении праздника (в качестве «артистов», в праздничном оформлении помещения, костюмов и др.)

8.

Продолжительность праздника, его плотность, динамичность, насыщенност

9.

*Оценка праздника родителями (по результатам анкетирования или экспресс-опроса)

10.

Р/б – реально набранные баллы

11.

КЭ - коэффициент эффективности

Р/б – реально набранные баллы,

М/б – максимально возможные баллы = 44х2=88.

Критерий для оценки в баллах:

2 б – полностью,

1 б – частично,

0 б –  отсутствует.

КЭ - коэффициент эффективности =

сумме реально набранных баллов :

на количество максимально возможных баллов и умножить на 100%

Если КЭ = 85% - отлично

КЭ = 65 - 85% - хорошо,

КЭ = 45 - 64% - удовлетворительно,

КЭ ниже 45% - неудовлетворительно.

Выводы и рекомендации музыкальному руководителю и педагогическому коллективу ДОУ.



Предварительный просмотр:

ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ

Карта оценким ведения документации в группах

Вопросы на контроле

Возрастные группы/дата посещения/баллы

2 гр.ранний возраст

Младшая группа № 8

Младшая группа № 9

Средняя группа № 6

Средняя группа № 7

Старшая группа № 12

Старшая группа № 5

Старшая группа № 3

Подгот. Группа № 1

Подгот. Группа № 2

Табель посещаемости

Тетрадь наблюдений за вновь прибывшими детьми.

Табель стула (2 группа раннего возраста).

Списки на полотенца, кровати (метки на раскладушки).

Схемы и списки рассаживания на прием пищи и занятия.

Перспективное планирование

  1. Общие сведения о родителях и детях.
  2. Социальная характеристика родителей.
  3. Результаты обследования речи детей (со средней группы).
  4. Листок здоровья.
  5. СаН ПиН.
  6. Режим (распечатка).
  7. Сетка занятий (распечатка).
  8. Система закаливания в группе (распечатка).
  9. Комплексно-тематическое планирование на год.
  10. Распределение тем на месяц (цель, итоговое мероприятие).
  11. Физкультурно-оздоровительный комплекс.
  12. Проектирование сюжетно-ролевой игры
  13. Организация детской деятельности на прогулке
  14. Культурно - досуговая деятельность.
  15. Разучиваем вместе с детьми.
  16. Взаимодействие с родителями и социальными и партнерами.
  17. Организация предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности детей.

Календарное планирование

  1. Титульный лист.
  2. Список детей по подгруппам на занятия.
  3. Списки детей: ЧБД, аллергики, диспансерная группа, с нарушением опорно - двигательного аппарата, инвалиды.
  4. Календарное планирование: утро, вечер (на каждый день)
  5. Календарное планирование: развивающих образовательных ситуаций – занятий (на каждый день).

Протоколы родительских собраний.

Тетрадь отчетов о посещении семей воспитанников (наличие анкет)

Тетрадь посещений методических мероприятий (материалы педсоветов, консультаций, семинаров-практикумов, посещения открытых просмотров, методических объединений, курсов и т.д.).

Папка «Паспорт здоровья группы».

  1. Листок здоровья группы.
  2. Схема закаливания (на учебный год и лето).
  3. Рекомендации по профилактике плоскостопия (комплексы упражнений по возрастам).
  4. Рекомендации для часто болеющих детей.
  5. Закаливающие процедуры:
  • значение,
  • обширное умывание,
  • воздушные ванны;
  • ходьба босиком по мокрым дорожкам;
  • влажное обтирание;
  • сон ребенка;
  • полоскание горла и т.д.

  1. Профилактика заболеваний (длительность карантина, необходимые мероприятия, симптомы):
  • ОРЗ,
  • Ветрянка,
  • Коклюш,
  • Скарлатина,
  • Профилактика ЖКЗ,
  • Дизентерия,
  • Чесотка,
  • Вирусный гепатит,
  • Микроспория

  1. Оказание первой до врачебной помощи:
  • носовое кровотечение,
  • переломы,
  • ушибы,
  • ожоги,
  • обморожения,
  • поражение электрическим током,
  • тепловой, солнечный удар,
  • судороги, эпилепсия,
  • повреждение позвоночника, костей таза, ключицы, ребер (переломы),
  • внутреннее кровотечение.

Папка «Нормативно - правовая документация группы»

  1. Должностные инструкции (на воспитателей, пом.воспитателя).

  1. Приказы по ДОУ

2.1.О назначении ответственных лиц за организацию безопасной работы в МБДОУ.

2.2. О мерах по обеспечению пожарной безопасности в МБДОУ в 2015-2016 учебном году.

2.3. Об организации охраны пропускного и внутри объетного режимов работы в здании и на территории МБДОУ на 2015 – 2016 учебный год.

2.4. О предупреждении травматизма и несчастных случаев в МБДОУ.

  1. Инструкции для воспитателей
  • по охране труда,
  • по охране жизни и здоровья детей,
  • по оказанию первой помощи пострадавшему,
  • по проведению прогулок в летний и зимний период,
  • по охране жизни детей на прогулочных площадках, целевых прогулок, труда на огороде и в цветнике,
  • инструкция по предупреждению детского дорожного травматизма;
  • о порядке действия персонала при эвакуации детей во время пожара,
  • по противопожарной безопасности,
  • о мерах безопасности при проявлении терроризма
  • о проведении купания детей в бассейне

Памятки:

  • Что делать если в «высотке» пожар,
  • О мерах ПБ для автотранспортных предприятий и индивидуальных гаражей граждан;
  • О мерах ПБ в жилых домах;
  • О мерах ПБ в культурно-просветительных и зрелещных учреждениях
  • О мерах ПБ для ДОУ и учебных заведений.

  1. Инструкции для пом.воспитателей:
  • нормы проведения влажной уборки;
  • режим проветривания групповых комнат;
  • методические рекомендации по применению дез.средств и др.;

5. Бланк родительского договора.

6. Объявление о даче согласия на обработку персональных данных.

Приложение к календарному плану.

  1. Программно-методическое обеспечение педагогического процесса группы по образовательным областям.
  2. Структура и содержание предметно-развивающей среды группы.
  3. Перечень материалов и оборудования для группы.
  4. Комплексы утренней гимнастики.
  5. Комплексы гимнастики для глаз по лексическим темам.
  6. Комплексы гимнастики после сна (не менее 5 комплексов).
  7. Тематика развлечений по физо на год
  8. Тематика музыкальных развлечений на год
  9. Реализация образовательных областей в режимных моментах.
  10. Интеграция образовательных областей дошкольного образования.
  11. Содержание наглядной информации для родителей.
  12. Шпаргалка для планирования работы в группе.
  13. Планирование самостоятельной работы с детьми в течение дня.
  14. План – график для составления календарного плана.
  15. Распределение видов деятельности для планирования по группам.
  16. Циклограмма планирования совместной деятельности воспитателя с детьми.
  17. Перечень оборудования для трудовой деятельности.
  18. Перечень растений уголка природы
  19. Содержание уголков по конструированию и ручному труду
  20. Перечень материалов по блокам патриотического воспитания
  21. План подготовки к летней оздоровительной работе
  22. Дополнения в мини-центры развития движений
  23.  Формы работы с детьми при организации СДД
  24. Планируем самостоятельную детскую деятельность.
  25. Средства реализации раздела программ «Детство » «Ребенок  и природа»
  26. Планируем работу с родителями и социальными партнерами.
  27. Примерные формулировки целей.
  28. Циклограмма календарного планирования совместной деятельности взрослых с детьми.
  29. Содержание уголка природы по группам + экспериментирование.
  30. Содержание музыкального уголка
  31. Содержание театрального уголка.
  32. Содержание математического уголка.
  33. Содержание сенсомоторного уголка.

Портфолио педагога.

Эстетика оформления документации

Своевременность оформления.

4

Р/б – реально набранные баллы

5

КЭ - коэффициент эффективности

Р/б – реально набранные баллы,

М/б – максимально возможные баллы = 30х2=60

Критерий для оценки в баллах:

2 б – полностью,

1 б – частично,

0 б –  отсутствует.

КЭ - коэффициент эффективности =

сумме реально набранных баллов :

на количество максимально возможных баллов и умножить на 100%

Если КЭ = 85% - отлично

КЭ = 65 - 85% - хорошо,

КЭ = 45 - 64% - удовлетворительно,

КЭ ниже 45% - неудовлетворительно.

Выводы. Рекомендации.