5. Контроль
Контроль в ДОУ - это система наблюдения и проверки соответствия воспитательно-образовательного процесса целям и задачам образовательной программы, Устава ДОУ и Программы развития ДОУ, общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов народного образования.
Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Информация, полученная в ходе контроля, является основой для принятия управленческих решений.
«Внутри садовский контроль - это процесс получения информации об изменениях внешних и внутренних условий функционирования и развития ДОУ, несущих в себе угрозу для реализации спланированных действий или, наоборот, открывающих новые возможности для этого, процесс оценки работы ДОУ, а также выявления необходимости и организации осуществления ее коррекции».
Внутренний контроль включает в себя:
• контроль содержания различных аспектов деятельности ДОУ: организационно-педагогической, образовательной, социально-психологической, медико-социальной, финансово-хозяйственной и др.;
• контроль образовательного процесса.
Контроль должен быть регулярным, систематическим, действенным, гласным. При этом необходимо соблюдать УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ:
• Условие генерализации предусматривает определение главных, кардинальных направлений деятельности управляемой подсистемы, подвергающихся контролю в первую очередь.
• Условие интеграции подразумевает объединение усилий пед. и род. коллективов в осуществлении внутреннего контроля при условии приоритетного права руководителя ДОУ на координацию этого контроля.
• Условие гуманизации всей системы отношений в коллективе требует в процессе контроля установления между субъектом и объектом отношений взаимопонимания и сотрудничества.
• Условие индивидуализации означает необходимость обязательно учитывать своеобразие каждой творческой индивидуальности с целью создания в ходе деятельности возможностей для самовыражения этой личности.
• Условие дифференциации предполагает взаимосвязь уровня контроля от результатов работы всего пед. коллектива и отдельных его групп, отличающихся по уровню профессиональной квалификации. В условиях демократизации управления ДОУ реализация этого положения должна способствовать переходу педагогов, добивающихся стабильно высоких результатов, к высшей форме контроля - самоконтролю, то есть работе на доверии.
Контроль в ДОУ осуществляется на основе годового и месячного планов работы, нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность дошкольного образовательного учреждения по реализации контроля, локальные акты и документы (инструкции, правила, циклограмма приказов и др.), обязательные для исполнения всеми сотрудниками, повышающие ответственность персонала за выполнение поставленных перед ДОУ задач и конкретизирующие границы этой ответственности.
К осуществлению контроля в дошкольном учреждении предъявляются следующие требования:
- следует не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений деятельности ДОУ;
- контроль необходимо планировать;
- в процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, направленных на их устранение;
- контроль будет действенным в том случае, если он осуществляется современно и рекомендации, выданные по его итогам, будут выполнены;
- необходимо оказывать помощь в реализации рекомендаций тем, кому они были даны по итогам контроля;
- контроль и его итоги должны быть гласными;
- контроль должен быть направлен не только на выявление недостатков, но и на поиск нового, интересного, что дает высокие и стабильные результаты.
Все эти требования можно отнести и к контролю организации воспитательно-образовательного процесса, добавив к ним лишь то, что цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач воспитательно-образовательного процесса и годовых задач ДОУ на текущий учебный год.
ВАЖНОСТЬ ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ В ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ РЯДОМ ПОЛОЖЕНИЙ:
- контроль позволяет установить, все ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с нормативными документами, решениями педагогического совета или распоряжениями руководителя. Он помогает выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недочетов:
- устраняясь от контроля или осуществляя его не систематически, руководитель теряет возможность оперативно вмешиваться в ход воспитательного процесса, управлять им;
- отсутствие системы контроля вызывает стихийность в осуществлении воспитательно-образовательного процесса;
- контроль является важнейшим фактором воспитания кадров, усиления личной ответственности специалистов за исполнение своих обязанностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Карта оценки организации досугов | 26.81 КБ |
Карта оценки ведения документации в группах | 28.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ
Карта контроля организации досугов и развлечений
Название праздника: «Новый год стучится в двери»
№ | Вопросы на контроле | Возрастные группы/дата проведения | |||||||||
2 гр.ранний возраст | Младшая группа № 8 | Младшая группа № 9 | Средняя группа № 6 | Средняя группа № 7 | Старшая группа № 12 | Старшая группа № 5 | Старшая группа № 3 | Подгот. Группа № 1 | Подгот. группа № 2 | ||
1 | Создание условий для проведения праздника (развлечения) | ||||||||||
Наличие сценария | |||||||||||
Организация предпраздничного настроения (беседы, чтение ХЛ, реклама утренника, оформление группы, знакомство с костюмами и т.д.) | |||||||||||
Своевременная подготовка атрибутов, игрушек, декораций, костюмов, ТСО | |||||||||||
Эстетичность и педагогическая целесообразность в оформлении зала, атрибутов, декораций костюмов, муз. записей. | |||||||||||
Эстетика внешнего вида детей | |||||||||||
Эстетика внешнего вида педагогов | |||||||||||
Разумная организация в зале гостей и родителей | |||||||||||
2. | Содержание праздника (развлечения) | ||||||||||
Соответствие содержания развлечения (досуга) задачам, теме, сезону | |||||||||||
Познавательная и воспитательная значимость | |||||||||||
Наличие высокохудожественного, поэтического репертуара, привлекательного для детей | |||||||||||
Доступность и объем репертуара для детей данного возраста и для индивидуальных возможностей каждого ребенка | |||||||||||
Наличие в репертуаре всех видов детской музыкальной деятельности | |||||||||||
Наличие в репертуаре трех источников музыкального искусства: народной, классической и современной музыки (или ориентация на один из них) | |||||||||||
Гуманистическая направленность содержания утренника и детского репертуара (а также взрослого) | |||||||||||
Наличие разных видов игр спортивных, подвижных, музыкальных, хороводных, познавательных, игр-шуток и т.д. | |||||||||||
Лаконичность сюжета утренника. Мотивация. Наличие завязки, основного развития хода действия, включающего кульминацию и концовку - завершение, финал праздника. Сквозная тема игрового сюжета | |||||||||||
Смена видов деятельности детей, рациональное использование пространства помещения | |||||||||||
Наличие игровых ситуаций, сюрпризных моментов | |||||||||||
Соответствие оформление детского подарка идеи содержания праздника (развлечения) | |||||||||||
3. | Оценка деятельности педагогов. | ||||||||||
Роль ведущей праздника, ее сквозное действие на утреннике. Умение общаться с детьми, организационные способности, знание сценария и репертуара, грамотность речи, находчивость | |||||||||||
Персонажи, их умение общаться с детьми, организационные способности, знание сценария и репертуара, грамотность речи, находчивость, живость и эмоциональность исполнения ролей | |||||||||||
Качество исполнения стихов детьми (в соответствии с возрастом и программой) | |||||||||||
Качество театральной деятельности (в соответствии с возрастом и программой) | |||||||||||
Качество организации и проведения конкурсов и игр с детьми и родителями | |||||||||||
Слаженность действий всех педагогов, способствующая организации детей | |||||||||||
Реакция детей на выступления взрослых, их эмоциональный отклик в различные моменты утренника. | |||||||||||
Создание условий для проявления активности каждым ребенком в ходе утренника, с учетом склонностей и интересов, соблюдение принципа " активности - пассивности " | |||||||||||
Помощь педколлектива в проведении утренника, на основании распределения обязанностей | |||||||||||
4. | Оценка деятельности музыкального руководителя | ||||||||||
Взаимодействие музыкального руководителя и ведущего, стиль общения | |||||||||||
Разнообразие различных видов музыкальной деятельности детей (стихи - 3,4; хоровод - 2,3; общая пляска - 0,1; индивидуальные - 2,3; сценки - 1,2; взрослые персонажи - не более 5; оркестр - не более 1,2 пьесы) | |||||||||||
Качество музыкальных записей и исполнение музыкального сопровождения | |||||||||||
Своевременность включения музыкальных заставок | |||||||||||
Соответствие музыкального сопровождения персонажей на утреннике | |||||||||||
Оценка уровня музыкальных, певческих и ритмических способностей детей Качество пения (в соответствии с требованиями программы); | |||||||||||
Качество музыкально-ритмических движений (в соответствии с требованиями программы); | |||||||||||
Качество игры на детских музыкальных инструментах (в соответствии с требованиями программы); | |||||||||||
Качество театральной деятельности (в соответствии с возрастом и программой) | |||||||||||
5. | Оценка деятельности детей. | ||||||||||
Активность детей: занятость всех детей, распределение ролей между ними. Наличие ролей для каждого ребенка - участника праздника. | |||||||||||
Умение детей держать осанку; | |||||||||||
Интерес, увлеченность, непринужденность, естественность в поведении, чувство радости | |||||||||||
Проявление инициативы, творчества | |||||||||||
Культура поведения детей, их умение взаимодействовать друг с другом. | |||||||||||
6. | Оценка общей эмоциональной атмосферы праздника (развлечения). | ||||||||||
7. | Участие родителей в подготовке и проведении праздника (в качестве «артистов», в праздничном оформлении помещения, костюмов и др.) | ||||||||||
8. | Продолжительность праздника, его плотность, динамичность, насыщенност | ||||||||||
9. | *Оценка праздника родителями (по результатам анкетирования или экспресс-опроса) | ||||||||||
10. | Р/б – реально набранные баллы | ||||||||||
11. | КЭ - коэффициент эффективности |
Р/б – реально набранные баллы, М/б – максимально возможные баллы = 44х2=88. Критерий для оценки в баллах: 2 б – полностью, 1 б – частично, 0 б – отсутствует. | КЭ - коэффициент эффективности = сумме реально набранных баллов : на количество максимально возможных баллов и умножить на 100% Если КЭ = 85% - отлично КЭ = 65 - 85% - хорошо, КЭ = 45 - 64% - удовлетворительно, КЭ ниже 45% - неудовлетворительно. |
Выводы и рекомендации музыкальному руководителю и педагогическому коллективу ДОУ.
Предварительный просмотр:
ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ
Карта оценким ведения документации в группах
№ | Вопросы на контроле | Возрастные группы/дата посещения/баллы | |||||||||
2 гр.ранний возраст | Младшая группа № 8 | Младшая группа № 9 | Средняя группа № 6 | Средняя группа № 7 | Старшая группа № 12 | Старшая группа № 5 | Старшая группа № 3 | Подгот. Группа № 1 | Подгот. Группа № 2 | ||
Табель посещаемости | |||||||||||
Тетрадь наблюдений за вновь прибывшими детьми. | |||||||||||
Табель стула (2 группа раннего возраста). | |||||||||||
Списки на полотенца, кровати (метки на раскладушки). | |||||||||||
Схемы и списки рассаживания на прием пищи и занятия. | |||||||||||
Перспективное планирование
| |||||||||||
Календарное планирование
| |||||||||||
Протоколы родительских собраний. | |||||||||||
Тетрадь отчетов о посещении семей воспитанников (наличие анкет) | |||||||||||
Тетрадь посещений методических мероприятий (материалы педсоветов, консультаций, семинаров-практикумов, посещения открытых просмотров, методических объединений, курсов и т.д.). | |||||||||||
Папка «Паспорт здоровья группы».
| |||||||||||
Папка «Нормативно - правовая документация группы»
2.1.О назначении ответственных лиц за организацию безопасной работы в МБДОУ. 2.2. О мерах по обеспечению пожарной безопасности в МБДОУ в 2015-2016 учебном году. 2.3. Об организации охраны пропускного и внутри объетного режимов работы в здании и на территории МБДОУ на 2015 – 2016 учебный год. 2.4. О предупреждении травматизма и несчастных случаев в МБДОУ.
Памятки:
5. Бланк родительского договора. 6. Объявление о даче согласия на обработку персональных данных. | |||||||||||
Приложение к календарному плану.
| |||||||||||
Портфолио педагога. | |||||||||||
Эстетика оформления документации | |||||||||||
Своевременность оформления. | |||||||||||
4 | Р/б – реально набранные баллы | ||||||||||
5 | КЭ - коэффициент эффективности |
Р/б – реально набранные баллы, М/б – максимально возможные баллы = 30х2=60 Критерий для оценки в баллах: 2 б – полностью, 1 б – частично, 0 б – отсутствует. | КЭ - коэффициент эффективности = сумме реально набранных баллов : на количество максимально возможных баллов и умножить на 100% Если КЭ = 85% - отлично КЭ = 65 - 85% - хорошо, КЭ = 45 - 64% - удовлетворительно, КЭ ниже 45% - неудовлетворительно. |
Выводы. Рекомендации.