Главные вкладки
Воспитательная система
Воспитательная система 9В класса
«Путь к успеху»
Немало можно добиться строгостью, многого – любовью,
но больше всего знанием дела и справедливостью,
невзирая на лица.
И.Гете.
Паспорт воспитательной системы
1. | Наименование программы | "Путь к успеху" |
2. | Автор программы | Классный руководитель: Недуруева Ирина Александровна |
3. | Цель | Создание условий для формирования и развития гармоничной, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образованности и культуры, активной и творческой, инициативной, трудолюбивой, здоровой, ориентированной на саморазвитие и созидательную деятельность. |
| Задачи |
|
4. | Основные модули |
|
5. | Сроки реализации | (2019 – 2023 гг.: 5-9 класс) |
6. | Исполнители основных мероприятий | Классный руководитель; совет родителей; класс; актив школы; учителя-предметники, работающие в классе |
7. | Ожидаемые результаты |
|
8. | Механизм реализации | В целях достижения эффективности реализации воспитательной системы создается коллектив единомышленников, состоящий из педагогов, родителей и учащихся. |
Модуль "Классный руководитель"
Задача: реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы
Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с классным коллективом; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями.
Работа с классным коллективом:
инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно- оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.
выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
регулярные консультации классного руководителя с учителями- предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
посещение учебных занятий;
проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Индивидуальная работа с учащимися:
изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом;
изучение особенностей личностного развития обучающихся класса;
наблюдение;
изучение личных дел обучающихся, собеседование с учителями – предметниками, родителями;
проведение индивидуальных и групповых диагностических бесед;
организация совместных интересных и полезных дел для личностного развития ребёнка;
формирование традиций в классном коллективе: «День именинника», концерты, «День матери» и т.п.;
совместная разработка и реализация мероприятий в рамках различных проектов;
совместное планирование, реализация коллективных творческих дел классного коллектива;
совместное планирование и подведение итогов каждого месяца (четверти, полугодия, года) по разным направлениям деятельности;
установление позитивных отношений с другими классными коллективами (через участие в мероприятиях «А ну-ка, мальчики!», «Таланты без границ», «Президентские состязания»);
создание ситуации выбора и успеха;
индивидуальная работа с учащимися класса;
вовлечение учащихся в социально значимую деятельность;
предложение (делегирование) ответственности за то или иное поручение в классе;
реализация мероприятий плана индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, находящимся в социально-опасном положении;
взаимодействие с обучающимися посредством мессенджеров;
работа со слабоуспевающими учащимися, испытывающими трудности по отдельным предметам;
контроль за успеваемостью учащихся класса;
контроль за посещением консультаций по предметам, дополнительных занятий с педагогами;
организация учебной взаимопомощи одноклассников;
работа с обучающимися, состоящими на различных видах учёта, в «группе риска», оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
контроль за свободным времяпровождением;
вовлечение детей в объединения дополнительного образования;
делегирование отдельных поручений;
оказание помощи, через социальные службы школы.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
изучение категории семьи, психологического климата семьи (анкетирование, посещение семьи);
регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями- предметниками;
организация индивидуальных бесед (консультаций), происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса; День матери Мама, Папа, я – спортивная семья
организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы
взаимодействие с родителями посредством мессенджеров.
Позитивная динамика уровня воспитанности и социализации учащихся класса:
"Социальная зрелость" – объективно необходимый этап развития личности, который характеризуется достижением самостоятельного социального положения человека».
Наличие четких представлений относительно своей жизненной перспективы свидетельствует о социальной зрелости человека. При определении своего положения от молодого человека требуется не только умение оценивать свои способности и возможности, но и осознание принадлежности к социальной среде, понимание сущности процессов, происходящих в различных сферах общества. В том числе и позиция по отношению к политическим, экономическим и социально-культурным явлениям общественной жизни страны тоже характеризует уровень зрелости выпускника. Активное становление ценностно-мировоззренческой позиции происходит именно в среднем школьном возрасте. При определении уровня социально зрелости учащихся 5-9 классов выделяют следующие показатели:
- ценностные ориентации в сфере образования;
- ценностные ориентации в сфере личного самоопределения (семья, рождение детей и.т.д);
- мотивация учения;
- наличие представлений относительно своей жизненной перспективы;
- позиция по отношению к общественно-политическим, социально-культурным, экономическим явлениям и процессам, происходящим в стране.
При характеристике социальной зрелости учащихся можно выявит три уровня:
Оптимальный уровень социальной зрелости учащихся предполагает сформированный непротиворечивый тип ценностных ориентаций в сфере образовании. Данная группа ориентирована на получение основательной образовательной подготовки, на развитие своих интеллектуальных способностей и реализацию творческого потенциала. Представления этих обучающихся относительно своих жизненных перспектив реалистичны, принимаемые решения, как правило, самостоятельны, а профессиональный выбор имеет четкие ориентиры. Кроме того, для данной группы учащихся характерно наличие устойчивого интереса к процессам и явлениям, происходящим в различных сферах общества.
В мотивации выпускников, обладающих допустимым уровнем социальной зрелости, доминируют мотивы престижа и благополучия, что взаимосвязано со структурой их ценностных ориентаций в образовательной сфере. Для школьников данной группы характерна неопределенность или противоречивость жизненного выбора, вследствие чего они подвержены ситуативному влиянию. Любое изменение социальных условий влечет за собой корректирование их ориентаций и жизненных планов. Учащиеся данной группы полагают, что не в полной мере готовы к самостоятельной «взрослой» жизни, поэтому успех в их жизни они связывают не только со своими способностями и личной инициативой, но и с внешними, не зависящими от них, обстоятельствами.
Для учащихся, имеющих критический уровень социальной зрелости, характерно выраженное отсутствие интереса к учебе. В их системе мотивации учения доминируют мотивы обязанности и избегания неприятностей. В структуре ценностных ориентаций этих выпускников преобладают внепрофессиональные и внеобразовательные ценности, что свидетельствует о направленности интересов в другие сферы жизнедеятельности. Кроме того, в большинстве своем эти дети не проявляют заинтересованности к событиям, происходящим в общественной жизни страны. Учащиеся данной группы психологически не готовы к самостоятельному решению вопросов, касающихся их будущего социального становления, и находятся в ситуации неопределенности жизненного выбора.
В начале 5 класса мною было проведено анкетирование обучающихся «Атмосфера в семье и школе», по результатам которой можно было сделать вывод, что к первой группе относились лишь 2 из 23, ко второй 7 и к третьей большинство- 14 обучающихся.
Для того чтобы достичь положительной динамики, я поставила перед собой задачи, которые легли в основу моей воспитательной системы работы с классом
«Путь к успеху!»:
В области обучения:
- научить духу партнерства и сотрудничества;
- формировать признание многообразия личностей;
- формировать признание равенства других.
В области воспитания:
- формировать уважение человеческого достоинства.
- воспитывать уважение прав других.
- создать среду, формирующую терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
В области психического развития:
- формировать способность поставить себя на место другого.
- формировать доминанту самосовершенствования личности и уважение права быть иным.
В области социализации:
- формировать готовность мириться с чужим мнением.
- способствовать принятию другого таким, какой он есть.
- воспитывать отказ от доминирования, причинения насилия.
Для реализации данных задач мною на протяжении всех лет воспитания были использованы следующие педагогические средства:
-диагностические – наблюдения за поведением, беседы, анкетирование, тестирование;
-организационные – регулирование ответственности каждого ребенка в классном коллективе, работа самоуправления в классе;
-мобилизационно-побудительные – актуализация, личная значимость, убеждение;
-коммуникативные – взаимопонимание, доверие, согласие;
-формирующие – проектирование различных проблемных ситуаций и нахождение разнообразных путей решения;
-координирующие и коррекционные – выработка и выполнение единых требований, корректировка действий.
На сегодняшний день учащиеся класса активно контактируют с окружающим их социумом: учащимися школы, учителями. У детей сформированы ценностные ориентации, они позитивно относятся к людям, труду, учёбе, школе, классу, учителям. Произошло изменение круга наиболее значимых людей, т.е. референтного окружения учащихся класса. Классное сообщество играет большую роль в социальном развитии школьников, оказывает влияние на формирование их личностных качеств, творческих, интеллектуальных, физических, организаторских и других способностей и дарований.
Беря под свое крыло в августе 2018 года «кота в мешке», не имея практически никакого представления о детях, вставал передо мной очень остро вопрос: каким образом организовать работу в данном коллективе. В каждом человеке есть свои сильные и слабые стороны, необходимо их только разглядеть. Но по характеристике класса можно было сделать вывод, что в моём классе преобладала учебная мотивация. Большая часть учеников успевала на хорошо и отлично. Изучив внимательно портфолио учеников, я поняла, что многие имеют также грамоты за спортивные достижения. И учёба, и спорт стали для меня отправной точкой. Победа – вот к чему стремится любой отличник и спортсмен, преодолевая преграды и препятствия. Позитивное отношение к жизни (оптимизм, активность и уверенность в себе) – это то, что отличает «победителя», «счастливчика» от неудачника. Основой такого позитивного отношения является вера в себя, ощущение своих возможностей. Не зря говорят, что, стоя около пропасти, один думает о том, что находится внизу, а другой о мосте, который можно через эту пропасть проложить.
Я старалась строить свою работу так, чтобы была атмосфера совместной творческой деятельности учителя и учащихся. Общение, доброжелательное, искреннее, когда и учителю, и ученику интересно слушать друг друга, интересно работать вместе – вот главное в моей работе.
К концу 9 класса коллектив функционирует как единое целое. Отношения мальчиков и девочек являются ровными и доверительными. Считаю, что уровень сплочения классного коллектива за прошедшие годы значительно повысился, доказательством чему являются результаты различных тестирований. Каждый ученик в классе имеет поручение, с которым успешно справляется. Работает актив класса, который вовлекает во внеклассную и внеурочную деятельность весь коллектив. Делу сплочения коллектива способствовали проведение различных мероприятий, беседы, игры.
Модуль "Школьный урок"
Задача: использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися.
- Данное направление подразумевает использование воспитательных возможностей организации урока:
- Воспитание интереса к учению, к процессу познания (создание и поддержание интереса, активизация познавательной деятельности учащихся).
- Воспитание сознательной дисциплины (показать важность учебно–познавательной деятельности, учебной и трудовой дисциплины).
- Формирования умений и навыков организации учащимися своей деятельности (организация самостоятельной работы, соблюдение техники безопасности и гигиенических правил).
- Воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирование учителем умения слушать, высказывать и аргументировать свое мнение).
- Формирование и развитие оценочных умений (разработка и принятие критериев оценивания, оценивание по критериям, взаимопроверка, самооценивание и т.д.).
- Воспитание гуманности (регулирование отношений «учитель - ученик», «ученик - ученик»).
- Использование воспитательных возможностей, обусловленных спецификой учебного предмета.
Целевые приоритеты | Методы и приемы, формы работы |
Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, | Поощрение, поддержка, похвала, просьба, поручения беседы, совместное обсуждение общих интересов, поездок, путешествий |
Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения | беседы о нормах и правилах поведения, использование технологии «Портфолио», с целью самостоятельности, рефлексии и самооценки, планирования деятельности |
Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений | Обсуждение, высказывание мнения и его обоснования, акцентирование внимания обучающихся на нравственных проблемах, анализ явлений, развитие у обучающихся умения совершать правильный выбор |
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета | Демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, анализ поступков персонажей, проведение «Уроков мужества» по школьному календарю событий и памятных дат |
Применение а уроке интерактивных, современных форм работы учащихся | Электронное образование: программы-тренажеры, зачеты в электронных приложениях, обучающие платформы Учи.ру, Якласс, РЭШ, 01математика; презентации; дистанционные технологии обучения, смешанное обучение, «Точка Роста», решение проектных задач, интеллектуальные игры, групповые формы работы или работу в парах |
Организация предметных образовательных событий | Проведение предметных недель |
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников, работа с одаренными детьми | Учебные проекты, научно-практические конференции, форумы |
Организация взаимодействия наставничества | Наставничество по форме «успевающий – неуспевающий» (вариант поддержки для достижения образовательных результатов), «равный - равному» (обмен навыками для реализации творческих и образовательных проектов) |
Модуль "Работа с родителями"
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
- классные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
- педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в ходе которого родители получают рекомендации классного руководителя и обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей.
На индивидуальном уровне:
- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и классных мероприятий воспитательной направленности;
- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.
Организация социально-значимой деятельности с участием родителей. Участие в социальных проектах и творческих делах.
Социально значимая деятельность – один из видов внеурочной деятельности, который позволяет формировать у детей такие ценности, как ответственность, доверие, милосердие, доброта, патриотизм, а также устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
В своей практике выделяю три основные формы организации социально значимой деятельности:
- Социально значимое мероприятие (субботник, озеленение школьного двора, изготовление кормушек, акция «Буккроссинг»)
- Социально значимое дело (поздравления ветеранов, бабушек и дедушек, выступление в детском саду, в детском доме)
- Социально значимый проект (Проект «Школа добрых дел»).
Социально значимые мероприятия организуются в классном коллективе, который еще не имеет опыта участия в социально значимой деятельности. Учащиеся организоваться сами для решения каких-либо, а тем более, социальных задач еще не могут. В этом случае роль организатора идей беру на себя я и привлекаю родителей, а дети будут участниками мероприятия.
При появлении идей и готовности их самостоятельного воплощения школьниками к организации социально значимой деятельности, к социально значимому проекту. Создание проекта требует:
- Расчетов и более серьезного анализа;
- Более сложного алгоритма;
- Дополнительных ресурсов.
Приведенный материал позволяет отследить динамику форм социально значимой деятельности и выявить их структуру и различия. И снова в роли помощников у нас родители.
Какими же средствами мы можем повысить активность школьников и инициировать их в социально значимую деятельность?
Моя педагогическая практика показывает, что таких средств сегодня огромное количество – это могут быть видео-ролики, проблемные ситуации и вопросы, новости СМИ, различные тексты, эмоциональный рассказ педагога.
В своей работе я поняла, что целесообразнее использовать несколько средств для активизации школьников и, самое главное, быть самому педагогу заинтересованным в данном виде работы, а значит, не оставаться равнодушным к проблемам общества, в котором мы живем.
Модуль "Самоуправление"
На уровне школы:
- через деятельность выборного Совета учащихся, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
- через деятельность Совета старост, объединяющего старост классов для облегчения распространения значимой для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов;
- через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.);
- через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
- через деятельность созданной из наиболее авторитетных старшеклассников и курируемой школьным психологом группы по урегулированию конфликтных ситуаций в школе.
На уровне класса:
- через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров (например, старост, дежурных командиров), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
- через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса (например: штаб спортивных дел, штаб творческих дел, штаб работы с младшими ребятами);
- через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди участников ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:
- через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
- через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п.
Модуль "Профориентация"
Цель: организовывать профориентационную работу со школьниками.
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.
Эта работа осуществляется через:
Содержание профориентационн ой работы | Формы | Примеры |
Знакомство с разнообразием профессий | Тематические классные часы Профориентационные игры и мероприятия Экскурсии на предприятия и учреждения города | Классный час «Знакомство с профессиями наших пап и мам» Экскурсии в «Пожарную часть», ГИБДД и др. Конкурс рисунков «Профессия моей мамы» Игровые программы Участие в проекте «Классные встречи с РДШ» |
Представление о собственных интересах возможностях. Развитие личного интереса к профессионально й деятельности. | Посещение ярмарок профессий; Диагностика обучающихся; Консультирование обучающихся | Проект «Билет в будущее» Проект «Проектория», «Классные встречи с РДШ» Встречи с молодыми специалистами города |
Модуль "Волонтерство"
Цель: формирование нравственных и коммуникативных качеств личности, активной жизненной и гражданской позиции, способствующей самоопределению и самореализации личности ребенка через участие его в волонтерском движении.
Задачи:
Достижению поставленной цели способствует выполнение ряда задач.
- Обучающие:
- обучение психологическим знаниям и умениям, позволяющим подросткам лучше понимать себя;
- обучение методикам проведения некоторых досуговых форм;
- знакомство с технологией социальной акции и проведения социальных дел;
- обучение основам работы с различными видами информации;
- знакомство с интерактивными методами обучения, современными социальными технологиями;
- обучение методике социального проектирования;
- расширение навыков работы с информацией;
- специальная подготовка волонтеров по работе с людьми различных социальных категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, подростки девиантного поведения).
Развивающие:
- формирование первичных организаторских умений и навыков, дальнейшее развитие лидерских качеств;
- развитие коммуникативных качеств, умения работать в команде;
- развитие уверенности в себе;
- расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с людьми различных социальных категорий;
- развитие рефлексивных умений, навыков самоанализа и самооценки своей деятельности;
- развитие активной деятельности;
Воспитывающие:
- формирование и укрепление семейных ценностей;
- воспитание активной гражданской позиции, неравнодушного отношения к жизни;
- воспитание толерантных качеств личности, милосердия, доброты, отзывчивости;
- формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья;
- содействие осознанию личной ответственности за происходящее в семье, школе, поселке, стране;
- воспитание активной гражданской позиции;
- воспитание потребности в добровольческой деятельности, формирование отношения к социальному служению как к норме жизни;
- создание комфортной обстановки на занятиях, а так же атмосферы доброжелательности и сотрудничества;
- формирование общественной активности и самореализации в социуме.
Модуль "Школьные и социальные медиа"
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств распространения текстовой и видео информации) – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся.
Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм:
- разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через школьную газету, радио) наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления;
- школьная газета, на страницах которой организуются конкурсы рассказов, поэтических произведений, сказок, репортажей и научно-популярных статей; проводятся круглые столы с обсуждением значимых учебных, социальных, нравственных проблем;
- школьный медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек;
- школьная интернет-группа - разновозрастное сообщество школьников и педагогов, поддерживающее интернет-сайт школы и соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения деятельности образовательной организации в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к Школе, информационного продвижения ценностей Школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для Школы вопросы;
- участие школьников в конкурсах школьных медиа.
Модуль "Профилактика травматизма. Дорожно-транспортное воспитание"
Целевые параметры правил безопасного поведения на улицах и дорогах:
- относиться к правилам дорожного движения как к важной общественной ценности;
- владеть методами предупреждения ДДТТ и оказания первой помощи пострадавшим при ДТП, навыками пропаганды ПДД;
- владеть навыками безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
- предоставить учащимся базовое образование в рамках государственных стандартов;
- выработка у учащихся поведенческих стереотипов, способствующих самосохранению в условиях дорожной ситуации;
- формирование у учащихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
- привитие культуры безопасного поведения на дорогах;
- воспитание грамотных участников дорожного движения,
- формирование уважительного отношения к законам дороги, осознания объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения;
- формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентации;
- привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП;
- поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения.
Принципы воспитательной деятельности
Соуправление реализацией и отслеживание результатов деятельности по программе осуществляют классный руководитель, родительский комитет и сами учащиеся через портфолио.
Критерии эффективности воспитательной системы класса следующие:
- сформированность нравственного, познавательного потенциала личности школьника;
- развитие способности у учащихся к самоанализу;
- сформированность классного коллектива.
Для наблюдения используются традиционные и нетрадиционные методики изучения воспитательного процесса.
Направление | Объект контроля | Методы отслеживания |
Интеллект | Уровень развития интеллектуальных умений и обученности учащихся. Отношение школьников к отдельным предметам. Интеллектуальная и познавательная активность. | Составление рейтинга успеваемости, ведение страницы портфолио «Мои достижения», анализ успеваемости по четвертям и за год. Методика Л.В.Байбородовой «Составление расписания», анкетирование, отзывы преподавателей. Анализ участия в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, НОУ, педагогическое наблюдение. |
Здоровье | Состояние здоровья учащихся. Отношение учащихся к здоровому образу жизни. Потребность соблюдения правил личной гигиены. | Медицинский анализ динамики состояния здоровья учащихся. Групповые обсуждения, анкетирование, индивидуальные беседы. Анкетирование, индивидуальные беседы. |
Семья | Удовлетворенность родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения. Чувство уважения к семье. | Методика Е.Н.Степанова. Анкетирование, групповые обсуждения, педагогическое наблюдение, сочинения. |
Нравственность | Сформированность личностных качеств учащихся. | Методика изучения уровня воспитанности П.И.Третьякова, В.Н.Капустина, анкетирование, работа с портфолио. |
Психическое развитие | Развитие качеств личности учащихся. Управление психическими процессами. | Диагностика развития качеств личности, составление карты развития через портфолио. |
Право | Уровень социальной активности. Знание своих прав и обязанностей. | Педагогическое наблюдение, анкетирование. |
Самоуправление | Развитие самостоятельности в организации жизнедеятельности коллектива, активная позиция | Методика для изучения социолизированности личности.
|
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Диагностические методики изучения классного коллектива: | В течение года | Классный руководитель, социальный педагог, заместитель директора |
- «Фотография» (отношение к себе, своим товарищам, кл. рук.); | |||
- «Дом, в котором я живу (привязанность учащихся друг к другу, к родным, близким, товарищам); | |||
- «Пьедестал» (взаимоотношение учащихся в коллективе); | |||
- «Государство- это мы» (роль лидера в коллективе и изгой в классе); | |||
- «Мой класс (опросник). | |||
2 | Диагностика изучения личности учащегося. | В течение года | Классный руководитель, социальный педагог, заместитель директора |
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
3 |
|
| Классный руководитель, социальный педагог, заместитель директора |
| |||
| |||
| |||
| |||
|
Ожидаемые результаты
- Сформированные ценностные отношения у учащихся к Семье, Отечеству, Труду, Человеку, Миру, Земле.
- Проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом.
- Принятие культуры здорового образа жизни и умение действовать в нестандартных ситуациях.
- Наличие высокой познавательной мотивация учащихся на успешное освоение знаний, умений и навыков.
- Наличие интеллектуальных умений, способствующих в дальнейшем адаптации учащихся к современным условиям.
- Наличие действенной системы социального партнерства семьи и классного руководителя по формированию у подрастающего поколения ценностей, ориентированных на гармоничное развитие личности.
В коллективе выработаны принципы жизнедеятельности, правила жизни коллектива, заповеди человечности, законы класса.
Законы класса
Закон добра.
Будь добр к ближнему, и добро вернётся к тебе.
Закон познания.
Стремись познавать себя и мир. Овладевай знаниями и готовься к самостоятельной жизни.
Закон заботы.
Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.
Закон взаимоотношений.
Главное – относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
3акон милосердия.
Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай о них!
Закон уважения.
Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай права и интересы других людей, а также старайся жить так, чтобы людям с тобой было хорошо.
Закон смелости.
Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел!
Закон чести.
Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
Закон правды.
Запомни: правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!
Закон свободы.
Каждый человек хочет быть свободен. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.
Закон здоровья.
Береги своё здоровье и здоровье окружающих тебя людей.
Закон дружбы.
Дорожи школьной дружбой, цени свой класс и школу. Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей.
Закон класса.
В коллективном творческом деле обязательно участвуют все (!!!) ребята класса и классный руководитель.