Воспитательная система

Недуруева Ирина Александровна

      Воспитательная система 9В класса

«Путь к успеху»

Немало можно добиться строгостью, многого – любовью,

но больше всего знанием дела и справедливостью,
невзирая на лица.

И.Гете.

 

 

 

Паспорт  воспитательной системы

1.

Наименование программы

"Путь к успеху"

2.

Автор программы

Классный руководитель: Недуруева Ирина Александровна

3.

Цель

Создание условий для формирования и развития гармоничной, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образованности и культуры, активной и творческой, инициативной, трудолюбивой, здоровой, ориентированной на саморазвитие и созидательную деятельность.

 

Задачи

  • Создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, сплочение классного коллектива как основного «инструмента» психологической защиты и условия свободного развития его членов.
  • Развитие познавательного интереса, поддержание интереса к учебе, уверенности в значимости высокого уровня знаний.
  • Совершенствование условий для развития потребностей в самопознании, самовоспитании, саморазвитии и самоопределении на основе нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров.
  • Формирование постоянных потребностей в здоровом образе жизни, развитие физических способностей.
  • Воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края, города.

4.

Основные модули

  • Классный руководитель
  • Школьный урок
  • Работа с родителями
  • Самоуправление
  • Профориентация
  • Ключевые общешкольные дела
  • Волонтерство
  • Школьные и социальные медиа
  • Профилактика травматизма. Дорожно-транспортное воспитание

5.

Сроки реализации

(2019 – 2023 гг.: 5-9 класс)

6.

Исполнители основных мероприятий

Классный руководитель; совет родителей; класс; актив школы; учителя-предметники, работающие в классе

7.

Ожидаемые результаты

  • Сформированные ценностные отношения у учащихся к Семье, Отечеству, Труду, Человеку, Миру, Земле.
  • Проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом.
  • Принятие культуры здорового образа жизни и умение действовать в нестандартных ситуациях.
  • Наличие высокой познавательной мотивация учащихся на успешное освоение знаний, умений и навыков.
  • Наличие интеллектуальных умений, способствующих в дальнейшем адаптации учащихся к современным условиям.
  • Наличие действенной системы социального партнерства семьи и классного руководителя по формированию у подрастающего поколения ценностей, ориентированных на гармоничное развитие личности.

8.

Механизм реализации

В целях достижения эффективности реализации воспитательной системы создается коллектив единомышленников, состоящий из педагогов, родителей и учащихся.

 

 

Модуль "Классный руководитель"

 

Задача: реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы

Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с классным коллективом; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями.

Работа с классным коллективом:

  • инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;

  • организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно- оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.

  • проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.

  • сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.

  • выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.

Работа с учителями, преподающими в классе:

  • регулярные консультации классного руководителя с учителями- предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;

  • посещение учебных занятий;

  • проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;

  • привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.

Индивидуальная работа с учащимися:

  • изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом;

  • изучение особенностей личностного развития обучающихся класса;

  • наблюдение;

  • изучение личных дел обучающихся, собеседование с учителями – предметниками, родителями;

  • проведение индивидуальных и групповых диагностических бесед;

  • организация совместных интересных и полезных дел для личностного развития ребёнка;

  • формирование традиций в классном коллективе: «День именинника», концерты, «День матери» и т.п.;

  • совместная разработка и реализация мероприятий в рамках различных проектов;

  • совместное планирование, реализация коллективных творческих дел классного коллектива;

  • совместное планирование и подведение итогов каждого месяца (четверти, полугодия, года) по разным направлениям деятельности;

  • установление позитивных отношений с другими классными коллективами (через участие в мероприятиях «А ну-ка, мальчики!», «Таланты без границ», «Президентские состязания»);

  • создание ситуации выбора и успеха;

  • индивидуальная работа с учащимися класса;

  • вовлечение учащихся в социально значимую деятельность;

  • предложение (делегирование) ответственности за то или иное поручение в классе;

  • реализация мероприятий плана индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, находящимся в социально-опасном положении;

  • взаимодействие с обучающимися посредством мессенджеров;

  • работа со слабоуспевающими учащимися, испытывающими трудности по отдельным предметам;

  • контроль за успеваемостью учащихся класса;

  • контроль за посещением консультаций по предметам, дополнительных занятий с педагогами;

  • организация учебной взаимопомощи одноклассников;

  • работа с обучающимися, состоящими на различных видах учёта, в «группе риска», оказавшимися в трудной жизненной ситуации;

  • контроль за свободным времяпровождением;

  • вовлечение детей в объединения дополнительного образования;

  • делегирование отдельных поручений;

  • оказание помощи, через социальные службы школы.

 

 

Работа с родителями учащихся или их законными представителями:

  • изучение категории семьи, психологического климата семьи (анкетирование, посещение семьи);

  • регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;

  • помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями- предметниками;

  • организация индивидуальных бесед (консультаций), происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;

  • организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;

  • создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;

  • привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса; День матери Мама, Папа, я – спортивная семья

  • организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы

  • взаимодействие с родителями посредством мессенджеров.

 

Позитивная динамика уровня воспитанности и социализации учащихся класса:

"Социальная зрелость" – объективно необходимый этап развития личности, который характеризуется достижением самостоятельного социального положения человека».


Наличие четких представлений относительно своей жизненной перспективы свидетельствует о социальной зрелости человека. При определении своего положения от молодого человека требуется не только умение оценивать свои способности и возможности, но и осознание принадлежности к социальной среде, понимание сущности процессов, происходящих в различных сферах общества. В том числе и позиция по отношению к политическим, экономическим и социально-культурным явлениям общественной жизни страны тоже характеризует уровень зрелости выпускника. Активное становление ценностно-мировоззренческой позиции происходит именно в среднем школьном возрасте. При определении уровня социально зрелости учащихся 5-9 классов выделяют следующие показатели:

- ценностные ориентации в сфере образования;
- ценностные ориентации в сфере личного самоопределения (семья, рождение детей и.т.д);
- мотивация учения;
- наличие представлений относительно своей жизненной перспективы;
- позиция по отношению к общественно-политическим, социально-культурным, экономическим явлениям и процессам, происходящим в стране.

При характеристике социальной зрелости учащихся можно выявит три уровня:

Оптимальный уровень социальной зрелости учащихся предполагает сформированный непротиворечивый тип ценностных ориентаций в сфере образовании. Данная группа ориентирована на получение основательной образовательной подготовки, на развитие своих интеллектуальных способностей и реализацию творческого потенциала. Представления этих обучающихся относительно своих жизненных перспектив реалистичны, принимаемые решения, как правило, самостоятельны, а профессиональный выбор имеет четкие ориентиры. Кроме того, для данной группы учащихся характерно наличие устойчивого интереса к процессам и явлениям, происходящим в различных сферах общества.

В мотивации выпускников, обладающих допустимым уровнем социальной зрелости, доминируют мотивы престижа и благополучия, что взаимосвязано со структурой их ценностных ориентаций в образовательной сфере. Для школьников данной группы характерна неопределенность или противоречивость жизненного выбора, вследствие чего они подвержены ситуативному влиянию. Любое изменение социальных условий влечет за собой корректирование их ориентаций и жизненных планов. Учащиеся данной группы полагают, что не в полной мере готовы к самостоятельной «взрослой» жизни, поэтому успех в их жизни они связывают не только со своими способностями и личной инициативой, но и с внешними, не зависящими от них, обстоятельствами.

Для учащихся, имеющих критический уровень социальной зрелости, характерно выраженное отсутствие интереса к учебе. В их системе мотивации учения доминируют мотивы обязанности и избегания неприятностей. В структуре ценностных ориентаций этих выпускников преобладают внепрофессиональные и внеобразовательные ценности, что свидетельствует о направленности интересов в другие сферы жизнедеятельности. Кроме того, в большинстве своем эти дети не проявляют заинтересованности к событиям, происходящим в общественной жизни страны. Учащиеся данной группы психологически не готовы к самостоятельному решению вопросов, касающихся их будущего социального становления, и находятся в ситуации неопределенности жизненного выбора.

В начале 5 класса мною было проведено анкетирование обучающихся «Атмосфера в семье и школе», по результатам которой можно было сделать вывод, что к первой группе относились лишь 2 из 23, ко второй 7 и к третьей большинство- 14 обучающихся.

Для того чтобы достичь положительной динамики, я поставила перед собой задачи, которые легли в основу моей воспитательной системы работы с классом
«Путь к успеху!»:


В области обучения:

  • научить духу партнерства и сотрудничества;
  • формировать признание многообразия личностей;
  • формировать признание равенства других.


В области воспитания:

  • формировать уважение человеческого достоинства.
  • воспитывать уважение прав других.
  • создать среду, формирующую терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.


В области психического развития:

  • формировать способность поставить себя на место другого.
  • формировать доминанту самосовершенствования личности и уважение права быть иным.


В области социализации:

  • формировать готовность мириться с чужим мнением.
  • способствовать принятию другого таким, какой он есть.
  • воспитывать отказ от доминирования, причинения насилия.


Для реализации данных задач мною на протяжении всех лет воспитания были использованы следующие педагогические средства:

-диагностические – наблюдения за поведением, беседы, анкетирование, тестирование;

-организационные – регулирование ответственности каждого ребенка в классном коллективе, работа самоуправления в классе;

-мобилизационно-побудительные – актуализация, личная значимость, убеждение;

-коммуникативные – взаимопонимание, доверие, согласие;

-формирующие – проектирование различных проблемных ситуаций и нахождение разнообразных путей решения;

-координирующие и коррекционные – выработка и выполнение единых требований, корректировка действий.

На сегодняшний день учащиеся класса активно контактируют с окружающим их социумом: учащимися школы, учителями. У детей сформированы ценностные ориентации, они позитивно относятся к людям, труду, учёбе, школе, классу, учителям. Произошло изменение круга наиболее значимых людей, т.е. референтного окружения учащихся класса. Классное сообщество играет большую роль в социальном развитии школьников, оказывает влияние на формирование их личностных качеств, творческих, интеллектуальных, физических, организаторских и других способностей и дарований.

Беря под свое крыло в августе 2018 года «кота в мешке», не имея практически никакого представления о детях, вставал передо мной очень остро вопрос: каким образом организовать работу в данном коллективе. В каждом человеке есть свои сильные и слабые стороны, необходимо их только разглядеть. Но по характеристике класса можно было сделать вывод, что в моём классе преобладала учебная мотивация. Большая часть учеников успевала на хорошо и отлично. Изучив внимательно портфолио учеников, я поняла, что многие имеют также грамоты за спортивные достижения. И учёба, и спорт стали для меня отправной точкой. Победа – вот к чему стремится любой отличник и спортсмен, преодолевая преграды и препятствия. Позитивное отношение к жизни (оптимизм, активность и уверенность в себе) – это то, что отличает «победителя», «счастливчика» от неудачника. Основой такого позитивного отношения является вера в себя, ощущение своих возможностей. Не зря говорят, что, стоя около пропасти, один думает о том, что находится внизу, а другой о мосте, который можно через эту пропасть проложить.

Я старалась строить свою работу так, чтобы была атмосфера совместной творческой деятельности учителя и учащихся. Общение, доброжелательное, искреннее, когда и учителю, и ученику интересно слушать друг друга, интересно работать вместе – вот главное в моей работе.

К концу 9 класса коллектив функционирует как единое целое. Отношения мальчиков и девочек являются ровными и доверительными. Считаю, что уровень сплочения классного коллектива за прошедшие годы значительно повысился, доказательством чему являются результаты различных тестирований. Каждый ученик в классе имеет поручение, с которым успешно справляется. Работает актив класса, который вовлекает во внеклассную и внеурочную деятельность весь коллектив. Делу сплочения коллектива способствовали проведение различных мероприятий, беседы, игры.

Модуль "Школьный урок"

Задача: использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися.

  • Данное направление подразумевает использование воспитательных возможностей организации урока:
  • Воспитание интереса к учению, к процессу познания (создание и поддержание интереса, активизация познавательной деятельности учащихся).
  • Воспитание сознательной дисциплины (показать важность учебно–познавательной деятельности, учебной и трудовой дисциплины).
  • Формирования умений и навыков организации учащимися своей деятельности (организация самостоятельной работы, соблюдение техники безопасности и гигиенических правил).
  • Воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирование учителем умения слушать, высказывать и аргументировать свое мнение).
  • Формирование и развитие оценочных умений (разработка и принятие критериев оценивания, оценивание по критериям, взаимопроверка, самооценивание и т.д.).
  • Воспитание гуманности (регулирование отношений «учитель - ученик», «ученик - ученик»).
  • Использование воспитательных возможностей, обусловленных спецификой учебного предмета.

 

Целевые приоритеты

Методы и приемы, формы работы

Установление доверительных отношений между учителем и его учениками,

Поощрение, поддержка, похвала, просьба, поручения беседы, совместное обсуждение общих интересов, поездок, путешествий

Побуждение школьников соблюдать на    уроке общепринятые нормы поведения

беседы о нормах и правилах поведения, использование технологии «Портфолио», с целью самостоятельности, рефлексии и самооценки, планирования деятельности

Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений

Обсуждение, высказывание мнения и его обоснования, акцентирование внимания обучающихся на нравственных проблемах, анализ явлений, развитие у обучающихся умения совершать правильный выбор

Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета

Демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, анализ поступков персонажей, проведение «Уроков мужества» по школьному календарю событий и памятных дат

Применение а уроке интерактивных, современных форм работы учащихся

Электронное образование: программы-тренажеры, зачеты в электронных приложениях, обучающие платформы Учи.ру, Якласс, РЭШ, 01математика; презентации; дистанционные технологии обучения, смешанное обучение, «Точка Роста», решение проектных задач, интеллектуальные игры, групповые формы работы или работу в парах

Организация предметных образовательных событий

Проведение предметных недель

инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников, работа с одаренными детьми

Учебные проекты, научно-практические конференции, форумы

Организация взаимодействия наставничества

Наставничество по форме «успевающий – неуспевающий» (вариант поддержки для достижения образовательных результатов), «равный - равному» (обмен навыками для реализации творческих и образовательных проектов)

Модуль "Работа с родителями"

 

Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:

На групповом уровне:

  • классные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
  • педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в ходе которого  родители  получают  рекомендации классного руководителя и обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей.

На индивидуальном уровне:

  • помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и классных мероприятий воспитательной направленности;
  • индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.

Организация социально-значимой деятельности с участием родителей. Участие в социальных проектах и творческих делах.

Социально значимая деятельность – один из видов внеурочной деятельности, который позволяет формировать у детей такие ценности, как ответственность, доверие, милосердие, доброта, патриотизм, а также устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

В своей практике выделяю три основные формы организации социально значимой деятельности:

  • Социально значимое мероприятие (субботник, озеленение школьного двора, изготовление кормушек, акция «Буккроссинг»)
  • Социально    значимое    дело    (поздравления    ветеранов, бабушек и дедушек, выступление в детском саду, в детском доме)
  • Социально значимый проект (Проект «Школа добрых дел»).

Социально значимые мероприятия организуются в классном коллективе, который еще не имеет опыта участия в социально значимой деятельности. Учащиеся организоваться сами для решения каких-либо, а тем более, социальных задач еще не могут. В этом случае роль организатора идей беру на себя я и привлекаю родителей, а дети будут участниками мероприятия.

При появлении идей и готовности их самостоятельного воплощения школьниками к организации социально значимой деятельности, к социально значимому проекту. Создание проекта требует:

  • Расчетов и более серьезного анализа;
  • Более сложного алгоритма;
  • Дополнительных ресурсов.

Приведенный материал позволяет отследить динамику форм социально значимой деятельности и выявить их структуру и различия. И снова в роли помощников у нас родители.

Какими же средствами мы можем повысить активность школьников и инициировать их в социально значимую деятельность?

Моя педагогическая практика показывает, что таких средств сегодня огромное количество – это могут быть видео-ролики, проблемные ситуации и вопросы, новости СМИ, различные тексты, эмоциональный рассказ педагога.

В своей работе я поняла, что целесообразнее использовать несколько средств для активизации школьников и, самое главное, быть самому педагогу заинтересованным в данном виде работы, а значит, не оставаться равнодушным к проблемам общества, в котором мы живем.

 

Модуль "Самоуправление"

На уровне школы:

  • через деятельность выборного Совета учащихся, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
  • через деятельность Совета старост, объединяющего старост классов для облегчения распространения значимой для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов;
  • через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.);
  • через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
  • через деятельность созданной из наиболее авторитетных старшеклассников и курируемой школьным психологом группы по урегулированию конфликтных ситуаций в школе.

На уровне класса:

  • через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров (например, старост, дежурных командиров), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
  • через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса (например: штаб спортивных дел, штаб творческих дел, штаб работы с младшими ребятами);
  • через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди участников ответственных должностей.

 На индивидуальном уровне:

  • через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
  • через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п.

                                                                                                                  

 

Модуль "Профориентация"

Цель: организовывать профориентационную работу со школьниками.

Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.

Эта работа осуществляется через:

Содержание профориентационн ой работы

Формы

Примеры

Знакомство с разнообразием профессий

Тематические классные часы Профориентационные игры и мероприятия

Экскурсии на предприятия и учреждения города

Классный   час   «Знакомство с профессиями наших пап и мам» Экскурсии в «Пожарную часть», ГИБДД и др.

Конкурс рисунков «Профессия моей мамы»

Игровые программы

Участие в проекте «Классные встречи с РДШ»

Представление о собственных интересах возможностях.

Развитие личного интереса к профессионально й деятельности.

Посещение ярмарок профессий;

Диагностика обучающихся; Консультирование обучающихся

Проект «Билет в будущее» Проект «Проектория»,

 «Классные встречи с РДШ» Встречи с молодыми специалистами города

 

Модуль "Волонтерство"

Цель: формирование нравственных и коммуникативных качеств личности, активной жизненной и гражданской позиции, способствующей самоопределению и самореализации личности ребенка через участие его в волонтерском движении.

 

Задачи:

Достижению поставленной цели способствует выполнение ряда задач.

  • Обучающие:
  • обучение психологическим знаниям и умениям, позволяющим подросткам лучше понимать себя;
  • обучение методикам проведения некоторых досуговых форм;
  • знакомство с технологией социальной акции и проведения социальных дел;
  • обучение основам работы с различными видами информации;
  • знакомство с интерактивными методами обучения, современными социальными технологиями;
  • обучение методике социального проектирования;
  • расширение навыков работы с информацией;
  • специальная подготовка волонтеров по работе с людьми различных социальных категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, подростки девиантного поведения).

Развивающие:

  • формирование первичных организаторских умений и навыков, дальнейшее развитие лидерских качеств;
  • развитие коммуникативных качеств, умения работать в команде;
  • развитие уверенности в себе;
  • расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с людьми различных социальных категорий;
  • развитие рефлексивных умений, навыков самоанализа и самооценки своей деятельности;
  • развитие активной деятельности;

Воспитывающие:

  • формирование и укрепление семейных ценностей;
  • воспитание активной гражданской позиции, неравнодушного отношения к жизни;
  • воспитание толерантных качеств личности, милосердия, доброты, отзывчивости;
  • формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья;
  • содействие осознанию личной ответственности за происходящее в семье, школе, поселке, стране;
  • воспитание активной гражданской позиции;
  • воспитание потребности в добровольческой деятельности, формирование отношения к социальному служению как к норме жизни;
  • создание комфортной обстановки на занятиях, а так же атмосферы доброжелательности и сотрудничества;
  • формирование общественной активности и самореализации в социуме.

 

Модуль "Школьные и социальные медиа"

 

Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств распространения текстовой и видео информации) – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся.

Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм:

  • разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через школьную газету, радио) наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления;
  • школьная газета, на страницах которой организуются конкурсы рассказов, поэтических произведений, сказок, репортажей и научно-популярных статей; проводятся круглые столы с обсуждением значимых учебных, социальных, нравственных проблем;
  • школьный медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек;
  • школьная интернет-группа - разновозрастное сообщество школьников и педагогов, поддерживающее интернет-сайт школы и соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения деятельности образовательной организации в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к Школе, информационного продвижения ценностей Школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для Школы вопросы;
  • участие школьников в конкурсах школьных медиа.

Модуль "Профилактика травматизма. Дорожно-транспортное воспитание"

 

Целевые параметры правил безопасного поведения на улицах и дорогах:

  • относиться к правилам дорожного движения как к важной общественной ценности;
  • владеть методами предупреждения ДДТТ и оказания первой помощи пострадавшим при ДТП, навыками пропаганды ПДД;
  • владеть навыками безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи:

  • предоставить учащимся базовое образование в рамках государственных стандартов;
  • выработка у учащихся поведенческих стереотипов, способствующих самосохранению в условиях дорожной ситуации;
  • формирование у учащихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
  • привитие культуры безопасного поведения на дорогах;
  • воспитание грамотных участников дорожного движения,
  • формирование уважительного отношения к законам дороги, осознания объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения;
  • формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентации;
  • привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП;
  • поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения.

 

Принципы воспитательной деятельности

Принципы, которыми я руководствуюсь в воспитательной работе.

  • Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и удивляйся. Шути и наставляй.
  • Учи быть нетерпеливыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости.
  • Будь всегда выдержанной, терпеливой, уравновешенной.
  • Не воспитывай слишком самонадеянных – их будут избегать; слишком скромных – их не будут уважать; слишком болтливых – на них не будут обращать внимание; слишком молчаливых – с ними не будут считаться; слишком суровых – от них отмахнуться; слишком добрых – их растопчут.
  • Не бойся извиниться, если оказалась не права. Твой авторитет в глазах воспитанников только повысится. Будь терпелив к их ошибкам.
  • Не скрывай от детей своих добрых чувств, но помни: среди них никогда не должно быть особого места для «любимчиков». Старайся в каждом ребёнке увидеть его способности, открой их ему самому и развивай в нём то скрытое, о чём он не подозревает.
  • Умей радоваться даже маленьким успехам своих учеников и сопереживай их неудачам.
  • Постарайся вселить в ученика веру в себя, веру в успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.
  • Не требуй «идеальной» дисциплины. Не будь авторитарной. Формируй в ребёнке личность открытую, увлечённую, раскованную, способную творить, всестороннее развитую.
  • Входи в класс с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно.
  • В общении с родителями своих учеников помни, что их дети – самое дорогое в их жизни. Будь мудра и тактична. Находи нужные слова. Постарайся не обидеть и не унизить их достоинство.
  • Каждая встреча с учителем для родителей должна стать полезной и результативной. Каждое собрание – вооружить их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения.
  • Воспитывай детей на собственном примере. Относись к воспитанникам так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
  •  

Оценка эффективности реализации программы. Мониторинг

Соуправление реализацией и отслеживание результатов деятельности по программе осуществляют классный руководитель, родительский комитет и сами учащиеся через портфолио.

 Критерии эффективности воспитательной системы класса следующие:

- сформированность нравственного, познавательного потенциала личности школьника;

- развитие способности у учащихся к самоанализу;

- сформированность классного коллектива.

Для наблюдения используются традиционные и нетрадиционные методики изучения воспитательного процесса.

 

Направление

Объект контроля

Методы отслеживания

Интеллект

Уровень развития интеллектуальных умений и обученности учащихся.

Отношение школьников к отдельным предметам.

Интеллектуальная и познавательная активность.

Составление рейтинга успеваемости, ведение страницы портфолио «Мои достижения», анализ успеваемости по четвертям и за год.

Методика Л.В.Байбородовой «Составление расписания», анкетирование, отзывы преподавателей.

Анализ участия в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, НОУ, педагогическое наблюдение.

Здоровье

Состояние здоровья учащихся.

Отношение учащихся к здоровому образу жизни.

Потребность соблюдения правил личной гигиены.

Медицинский анализ динамики состояния здоровья учащихся.

Групповые обсуждения, анкетирование, индивидуальные беседы.

Анкетирование, индивидуальные беседы.

Семья

Удовлетворенность родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения.

Чувство уважения к семье.

Методика Е.Н.Степанова.

Анкетирование, групповые обсуждения, педагогическое наблюдение, сочинения.

Нравственность

Сформированность личностных качеств учащихся.

Методика изучения уровня воспитанности П.И.Третьякова, В.Н.Капустина, анкетирование, работа с портфолио.

Психическое развитие

Развитие качеств личности учащихся. Управление психическими процессами.

Диагностика развития качеств личности, составление карты развития через портфолио.

Право

Уровень социальной активности.

Знание своих прав и обязанностей.

Педагогическое наблюдение, анкетирование.

Самоуправление

Развитие самостоятельности в организации жизнедеятельности коллектива, активная позиция

Методика для изучения социолизированности личности.

 

                                    

                                             

п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Диагностические методики изучения классного коллектива:

В течение года

Классный руководитель, социальный педагог, заместитель директора

- «Фотография» (отношение к себе, своим товарищам, кл. рук.);

 - «Дом, в котором я живу (привязанность учащихся друг к другу, к родным, близким, товарищам);

- «Пьедестал» (взаимоотношение учащихся в коллективе);

- «Государство- это мы» (роль лидера в коллективе и изгой в классе);

- «Мой класс (опросник).

2

Диагностика изучения личности учащегося.

В течение года

Классный руководитель, социальный педагог, заместитель директора

  • «Мое состояние»;
  • «Моих 10 – Я»;
  • «Недописанный тезис»;
  • «Блиц – опрос»;
  • «Готовность к саморазвитию»;
  • «Интересы и досуг» (анкета);
  • «Референтометрия» (опросник);
  • «Свободный выбор»;
  • «Уровень воспитанности учащихся»;
  • «Опросник САН (самочувствие, активность, настроение);

3

  • «Индивидуальная карта» (анкета);

 

Классный руководитель, социальный педагог, заместитель директора

  • «Мои отношения» (выявление ценностных ориентаций);
  • «Учитель, ученик, коллектив (анкета);
  • «Выявление уровня правовых знаний и правовой культуры учеников» (анкета);
  • «Доминирующие мотивы»;
  • «Кем я хочу стать?»
 

 

Ожидаемые результаты

 

  • Сформированные ценностные отношения у учащихся к Семье, Отечеству, Труду, Человеку, Миру, Земле.
  • Проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом.
  • Принятие культуры здорового образа жизни и умение действовать в нестандартных ситуациях.
  • Наличие высокой познавательной мотивация учащихся на успешное освоение знаний, умений и навыков.
  • Наличие интеллектуальных умений, способствующих в дальнейшем адаптации учащихся к современным условиям.
  • Наличие действенной системы социального партнерства семьи и классного руководителя по формированию у подрастающего поколения ценностей, ориентированных на гармоничное развитие личности.

В коллективе выработаны принципы жизнедеятельности, правила жизни коллектива, заповеди человечности, законы класса.

 

Законы класса

Закон добра.

Будь добр к ближнему,  и добро вернётся к тебе.

Закон познания. 

Стремись познавать себя и мир. Овладевай знаниями и готовься к самостоятельной жизни.

Закон заботы. 

Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.

Закон взаимоотношений. 

Главное – относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

3акон милосердия. 

Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай о них!

Закон уважения. 

Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай права и интересы других людей, а также старайся жить так, чтобы людям с тобой было хорошо.

Закон смелости. 

Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел!

Закон чести. 

Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.

Закон правды. 

Запомни: правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!

Закон свободы. 

Каждый человек хочет быть свободен. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.

Закон здоровья.  

Береги своё здоровье и здоровье окружающих тебя людей.

Закон дружбы. 

Дорожи школьной дружбой, цени свой класс и школу. Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей.   

Закон класса. 

В коллективном творческом деле обязательно участвуют все (!!!) ребята класса и классный руководитель.