Проекты

Киселева Людмила Вениаминовна

Проектная деятельность, участие в  фестивале "Успешных образовательных практик" с представленными проектами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 307 комбинированного вида»

ИНН/КПП – 2462022316/246201001 ОГРН – 1022402058172

660046, г.Красноярск, пр.Машиностроителей,7

Телефон: 266-90-12, e-mail: DOU307@mail.ru

Образовательный проект

        «БУБА-TIME»        

(Использование ростовой  куклы

в образовательной деятельности с детьми, имеющими РАС)

Номинация: «Лучший образовательный проект»

Срок реализации проекта: 2020 – 2023г.

   

Авторы: Тихонова Виктория Николаевна (учитель – логопед)

                 Воднева Ольга Фёдоровна (учитель – логопед)

                 Габбасова Ольга Андреевна (воспитатель)

                 Владыко Татьяна Анатольевна (воспитатель)

                 Филиппова Нина Владимировна (воспитатель)

                 Киселёва Людмила Вениаминовна (воспитатель)

Аннотация: В данном проекте отражены особенности работы по  использованию ростовой куклы «Буба» как средства формирования и развития речевых и коммуникативных навыков у детей с  РАС. «Буба-time» это занимательно – развивающие игры с персонажем любимого детского мультфильма.

Актуальность: Аутизм представляет собой комплекс нарушений в поведении и реакциях, при которых сильно страдает навык коммуникации, адаптации к социальной среде и контроль своего поведения в обществе. С такими проявления сложно нормально существовать в мире, где диалог и взаимодействие является базой для полноценной жизни.Поэтому нужны новые формы и средства, нацеленные на социальную адаптацию ребенка и улучшение его контактности с окружающей средой.Также важно понимать, что коррекционные занятия при аутизме созданы не просто для выработки определенных навыков. Они нацелены на улучшение коммуникации, повышение осознанности собственных целей и желаний, а также регулировки поведения. И в этом нашим помощником стала ростовая кукла «Буба».

Проблема: В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что каждое образовательное учреждение обязано создать условия для обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями. Но как эти условия создать – в законе не сказано. Поэтому возникает необходимость самостоятельного поиска решения проблемы.

Цель: Повышении эффективности формированияи развития речевого общения и коммуникативных навыков у детей-с РАС посредством использования ростовой куклы «Буба».

Задачи:

  1. Коррегировать эмоционально - волевую сферу и развитие зрительного; слухового и тактильного восприятия детей с РАС;
  2. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, инициативности;
  3. Стимулировать и активизировать познавательные и коммуникативные навыки детей с РАС;
  4. Закреплять положительную мотивацию  и интерес детей  к занятиям;
  5. Формировать, развивать и активизировать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, связную речь у детей с РАС;
  6. Развивать общую и мелкую моторику у детей.

Предполагаемые результаты: Предполагаем, что данный проект «Буба-time» будет способствовать эффективному и успешному преодолению недостатков речевого общения и коммуникативных навыков, и сделает этот процесс ярким и незабываемым. Изготовленная своими руками ростовая кукла «Буба» обладает высоким развивающим потенциалом и может использоваться в работе с детьми с РАС, а так же с детьми ОВЗ различной нозологии.

Деятельность в рамках проекта «Буба-time»:

Название проекта «Буба-time» переводится как «Время Бубы»,  так как для детей с РАС большое значение имеет четкая организация и последовательность деятельности по времени. А имя самого персонажа легко и доступно для произнесения  ребенком.

В рамках проекта была создана ростовая кукла «Буба», составлен план работы с учетом всех трудностей и особенностей  детей данной категории, а так же подобран ряд специально – организованных игр и игровых упражнений.

Работа с ростовой куклой охватывает все образовательные области ФГОС ДО: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»

Описание  стратегии, ресурсов, и механизма реализации проекта:

Ростовая кукла «Буба» предназначена для использования в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющими РАС. Кукла может применяться как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме работы с детьми.

Функции куклы: игровая, дидактическая, развивающая, коррекционная.

Области применения: организация развивающих, дидактических, сюжетно-ролевых игр; совместная деятельность детей и взрослых; индивидуальная работа с детьми; сюрпризный момент.

Ростовая кукла «Буба» представляет собой мягкую игрушку с различными видами игровых заданий. Она изготовлена из разнообразных материалов, на основе персонажа любимого мультфильма.  И учитывает сенсорные потребности данной категории детей.

«Буба-time» поможет правильно установить контакт с аутичным ребенком, заинтересовать его развивающими играми,  включить ребенка в коммуникативные отношения как со взрослыми, так и с детьми.

План работы по проекту.

Участники проекта: Дети с РАС  дошкольного возраста ДОУ; учитель – логопед; воспитатели; родители.

Этапы реализации проекта:

            Подготовительный

  1. Выбор темы проекта и его разработка;
  2. Постановка цели и задач;
  3. Изучение научно-практических и методических источников по заявленной теме; Подбор методического материала по теме;
  4. Разработка развивающих игр для детей с РАС;
  5. Изготовление ростовой куклы «Буба».

IIэт               Основной (практический)

  1. Знакомство детей с ростовой куклой «Буба»;
  2. Реализация проекта  в непосредственно-образовательной деятельности.

        Заключительный 

          Подведение итогов и анализ:

  1. Результаты апробации проекта «Буба-time»;
  2. Презентация проекта: Ознакомление родителей на собрании по использованию игрового пособия в работе с детьми;
  3. Разработка вариативности использования пособия.

Содержание работы в рамках проекта:        

Направление работы

Задачи

Игровая наполняемость

Эмоционально- мотивационное развитие

1.Установление положительного эмоционального контакта

2.Формирование положительной мотивации

3.Регуляция психо-эмоционального состояния

4.Формирование слухо-моторного контроля (навыков подражание) и зрительно-моторной координации

Песенки-потешки, игры с мячом, «Узнай меня», «Волшебный круг», «Обнимашки», «Липучка», игры из сундучка Бубы: «Превратимся в зеркальце», «Шумящие мешочки», «Музыканты»

Сенсорное восприятие и развитие

1.Развитие ощущений (использование различных материалов)

2.Насыщение сенсорными впечатлениями

3.Снятие мышечного напряжения

4.Регуляция психо-эмоционального состояния

«Прятки с Бубой», «Дорожки к сюрпризу», «Потанцуем!»,

игры из сундучка Бубы: «Волшебные пузыри», «Порисуем на песке», «Потрогай и узнай» (с крупами и материалами), «Мячик-ёжик»

Импрессивная коммуникация

1.Обучение пониманию простых инструкций

2.Обучение пониманию жестов, выразительных движений

«Дай – на», «Покажи», «Стой – иди », «Идем в гости», «Кто со мной?», «Поймай звук»

Экспрессивная коммуникация

1.Формирование и развитие социально-ответной реакции с ориентацией на понимание слов, подкрепленных действием

2.Расширение рамок общения с окружающими

«Превращалки», «Что изменилось?», «Паровозик»,«Пригласи в игру», «Едем в зоопарк»

Общие речевые навыки

1.Вызывание речевого подражания

2.Формирование речевого дыхания, просодики, активизация движений арт.аппарата и мимической мускулатуры

3.Развитие слухового внимания

«Заблудились», «Угадай кто кричит?/что звучит?», «Тихо – громко», «Подели словечко», игры из сундучка Бубы:

«Футбол», «Остудим чай», «Снежинки», «Рыбалка»

Пространственные представления

1.Формирование пространственных представлений

и понимания пространственного отношения предметов

Стихи – потешки, «Солнечный зайчик», «Найди картинку», игры из сундучка Бубы:«Где спрятался шарик?»

Оценка результатов реализации проекта:

Эффективность реализации образовательного проекта оценивается повышением роли индивидуальных достижений детей, повышением степени удовлетворенности образовательным процессом со стороны педагогов и  родителей.

Показатели эффективности реализации образовательного проекта:

- повышение эффективности формирования и развития речевого общения и коммуникативных навыков у детей с РАС;

-увеличение количества детей, вовлеченных в совместную образовательную деятельность.

Перспективы дальнейшего развития проекта:

В дальнейшем планируем увеличить количество персонажей, расширить и адаптировать проект для детей с ОВЗ,  создать методические рекомендации на основе проекта.

Устойчивость проекта:

Используя ростовую куклу, в работе с детьми с РАС может возникнуть ряд трудностей.

Затруднение

Пути решения

1.Отсутствие включения ребенка в игровой процесс

Исключение настойчивости со стороны взрослого, продолжение игровых действий в поле зрения ребенка, предоставление возможности ребенку детально рассмотреть куклу для дальнейшего включения в игру

2.Состояние испуга от новых ярких сенсорных ощущений

Предложение нового постепенно и «малыми дозами»; повторение определенного игрового  действия  снова и снова

3.Отсутствие понимания сюжета игры

Адаптация сюжета в соответствии с уровнем понимания ребенка

4.Избегание или неприятие варианта игры

Изменение игровой модели, с предложением новых, более интересные ребенку вариантов

Спектр аутистических расстройств чрезвычайно широк и разнообразен, поэтому крайне важно ориентироваться на индивидуальные личностные особенности каждого ребенка. Вносить положительные впечатления и разнообразить его жизнь самым комфортным для него способом. Кроме того, очень важно моделировать игровые ситуации, требующие совместного внимания ребенка и педагога, а также поощрять его даже за минимальные успехи.

Список литературы:

  1. «Индивидуальная адаптированная программа логопедической работы для школьников с РАС» А. А. Ахметшина //Логопед №1, 2017г.
  2.   https://aba-kurs.com/igry-dlya-autistov/
  3. «Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра» В.С. Сандрикова  г.Москва 2019г.

        



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение    «Детский сад № 307 комбинированного вида»

ИНН/КПП – 2462022316/246201001 ОГРН – 1022402058172

660046, г. Красноярск, пр. Машиностроителей, 7

телефон: 266-90-12, E-mail: DOU307@mail.ru

Проект: «ВЕСЕЛО ИГРАЕМ -  БУКВЫ ИЗУЧАЕМ»

Номинация: Лучший образовательный проект

Сроки реализации проекта: с 02.09.19г. по 01.06.20г.

                                   Воднева Ольга Фёдоровна, учитель – логопед.

 Тихонова Виктория Николаевна, учитель – логопед.

                            Габбасова Ольга Андреевна, воспитатель.

                                 Владыко Татьяна Анатольевна, воспитатель.

                                    Филиппова Нина Владимировна, воспитатель.

                                        Киселёва Людмила Вениаминовна, воспитатель.

        

Красноярск 2019

Аннотация: 

Данный проект направлен на вовлечение родителей в проектную деятельность с целью продуктивного взаимодействия, которое способствует успешному речевому развитию  детей с ТНР.

Авторы-разработчики: Воднева Ольга Фёдоровна, учитель - логопед, МБДОУ «Детский сад № 307 комбинированного вида», контактный телефон: 89082038042; Тихонова Виктория Николаевна, учитель - логопед, МБДОУ «Детский сад № 307 комбинированного вида», контактный телефон: 89029131017; Габбасова Ольга Андреевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 307 комбинированного вида», контактный телефон: 89048927900; Владыко Татьяна Анатольевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 307 комбинированного вида», контактный телефон: 89504054512; Филиппова Нина Владимировна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 307 комбинированного вида», контактный телефон: +79504349917; Габбасова Ольга Андреевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 307 комбинированного вида», контактный телефон: 89131840774.

Описание проекта.

Вид проекта: практико-ориентированный, творческий.

Сроки реализации проекта: с 02.09.19г. по 01.06.20г.

Участники проекта: воспитанники речевых групп,  родители, учитель-логопед, воспитатели.

Актуальность.

         Важной частью работы по преодолению речевых нарушений у детей, является тесное взаимодействие логопеда, воспитателей и родителей. Недостаточная осведомлённость родителей в вопросах развития и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых нарушений и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Помощь родителей обязательна и необходима. По причине того, что родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, и, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе непосредственного общения со своим ребёнком. Поэтому так необходимо сознательное участие в этом процессе родителей.

Проблема.

Проблемой  данного проекта является  недостаточное  участие родителей детей с ТНР в работе по их речевому развитию.

Гипотеза.

Практический и творческий подход при совместном изготовлении и использовании пособия «Буквин домик» ребёнком и его родителями, с направляющей ролью педагога, позволяет ребёнку самостоятельно придумывать игры и задания, в которые он с удовольствием играет как дома, так и в детском саду, как индивидуально, так и с другими детьми. А родителям  - расширить свои теоретические знания и практические навыки в вопросах развития речи детей. Педагоги, в свою очередь, оказывают родителям методическую поддержку, преследуя цель развития фонематических процессов, автоматизации и дифференциации звуков и букв, предупреждения нарушений письма и чтения:  общая концепция пособия, последовательность работы со звуком и буквой, придание развивающей и коррегирующей направленности игр.

Цель проекта:

Развитие и совершенствование фонематических процессов у детей с ТНР на основе использования игрового пособия «Буквин домик», созданного  средствами совместного взаимодействия педагогов с родителями и детьми.

Задачи проекта:

  1. Построить проектную деятельность на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка.
  2. Поддержать инициативу и самостоятельность детей в ходе реализации проекта.
  3. Обеспечить возможность выбора детьми материалов, способов творческой активности, участников совместной деятельности и общения.
  4. Привлечь родителей в совместную продуктивную деятельность с детьми.
  5. Предупредить нарушения  письма и чтения у детей с ТНР

Предполагаемые результаты проекта.

 - Дети с ТНР проявят инициативу и самостоятельность, на основе применения пособия «Буквин домик»;

-  Будут созданы предпосылки к грамотному овладению письмом и чтением;

-  Дети научатся чётко дифференцировать звуки родного языка;      

-   Научатся разграничивать понятия:  «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «буква» на практическом уровне;

 - У детей разовьются фонематические процессы, закреплять навыки правильного звукопроизношения, навыки элементарной и сложной формы языкового анализа;

-  Повысится заинтересованность, активность, творческое участие и компетентность родителей в вопросе развития речи детей;

-      Укрепится сотрудничество педагогов ДОУ и семьи.  

Этапы реализации проекта.

1 этап – подготовительный (информационно - аналитический) 
Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей. 
2 этап – основной (практический)

Изготовление игровых пособий на каждый изучаемый звук, соблюдая определенный условия:

- сначала подбираем предметные картинки на заданный звук (звук находится в начале слова);

- за тем подбираем картинки, в которых позиция звука определятся серединой слова;

-  следующие картинки со звуком в конце слова.

Правила создания (формирования страниц)

Картинки на страницах книга должны соответствовать позиции звука в слове (вначале слова, в середин или в конце)

3 этап – заключительный (оформление мини библиотеки авторских пособий)

- презентация пособия «Буквин домик» участниками проекта (педагоги, родители, дети) и оформление выставки (библиотеки) в детском саду. Использование пособий в НОД.

План работы по проекту.

Мероприятия педагогов

С детьми

С семьей

Сроки проведения

Изучить уровня сформированности фонематических процессов.

Обсудить актуальность проблемы проекта. Определить цель, задачи проекта. Сформировать мотивационную готовность родителей к участию в проектной деятельности.

Сентябрь 2019г.

Знакомство с буквами в игре: «Логопедическое лото», «Отгадай букву», «Собери букву», и т.д.

 Проведение логопедом НОД по подготовке к обучению грамоте.

Проведение мастер- классов по изготовлению пособия «Буквин домик»

«Игротека» - презентация вариантов игр и упражнений для формирования фонематических представлений, которые могут быть использованы в пособии.

 «Для вас, родители» - информация в родительском уголке.

Индивидуальные консультации.

Октябрь – ноябрь 2019г.

«Домашняя мастерская» - совместное изготовление детьми и родителями игрового пособия «Буквин домик».

Декабрь 2019г. Январь,  февраль  2020г.

Выставка – конкурс «Буквин домик» (презентация семьями пособий)

Март 2020г.

Использование пособий «Буквин домик»  в НОД, дома и в детском саду.

Открытый показ НОД, закрепление изученного материала,  с использованием пособий с детьми дома.

Апрель – май 2020г.

        

Оценка результатов реализации проекта

Критерии эффективности проекта

Способ определения

Количественный уровень включенности всех участников проекта в его реализацию. Степень удовлетворенности детей, родителей, педагогов от участия в проекте.

Наблюдение, фиксация и подсчет количества участников в мероприятиях проекта, опрос.

  • Показатели уровня сформированности фонематических процессов, зрительно – моторной координации, мелкой моторики,  пространственного восприятия, зрительно-пространственного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений.

Наблюдение, фиксация результатов динамики.

Использование пособия «Букин домик» в НОД с детьми ТНР и родителями в повседневной жизни.

Отзывы родителей, фиксация результатов динамики.

Дальнейшее развитие проекта.

В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса. 

Основные риски проекта 

  1. Недостаточный уровень вовлеченности и активности родителей
  2. Невысокий уровень педагогической грамотности родителей

Пути их коррекции

Проведение консультаций, мастер – классов, круглых столов, дней открытых дверей, индивидуальных бесед с родителями. Создание ситуаций успеха для детей и родителей.

Используемая литература.

  1. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова,М.А. Васильева. Программа «От рождения до школы» М.-МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2010
  2. Н.В. Нищева.  Программа коррекционно развивающей работы в логопедической группе детского садя для детей с общим недоразвитием речи СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007
  3. Н.В. Нищева. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005
  4. Е.М. Косинова Уроки логопеда. Игры для развития речи ОЛИСС, 2011
  5. О.И. Крупенчук Научите меня говорить правильно «Литера», 2001


Предварительный просмотр: