Проекты
Проектная деятельность, участие в фестивале "Успешных образовательных практик" с представленными проектами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образовательный проект «БУБА-TIME» | 32.41 КБ |
Проект: «ВЕСЕЛО ИГРАЕМ - БУКВЫ ИЗУЧАЕМ» | 32.09 КБ |
Проект "Буквин домик" | 564.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 307 комбинированного вида»
ИНН/КПП – 2462022316/246201001 ОГРН – 1022402058172
660046, г.Красноярск, пр.Машиностроителей,7
Телефон: 266-90-12, e-mail: DOU307@mail.ru
Образовательный проект
«БУБА-TIME»
(Использование ростовой куклы
в образовательной деятельности с детьми, имеющими РАС)
Номинация: «Лучший образовательный проект»
Срок реализации проекта: 2020 – 2023г.
Авторы: Тихонова Виктория Николаевна (учитель – логопед)
Воднева Ольга Фёдоровна (учитель – логопед)
Габбасова Ольга Андреевна (воспитатель)
Владыко Татьяна Анатольевна (воспитатель)
Филиппова Нина Владимировна (воспитатель)
Киселёва Людмила Вениаминовна (воспитатель)
Аннотация: В данном проекте отражены особенности работы по использованию ростовой куклы «Буба» как средства формирования и развития речевых и коммуникативных навыков у детей с РАС. «Буба-time» это занимательно – развивающие игры с персонажем любимого детского мультфильма.
Актуальность: Аутизм представляет собой комплекс нарушений в поведении и реакциях, при которых сильно страдает навык коммуникации, адаптации к социальной среде и контроль своего поведения в обществе. С такими проявления сложно нормально существовать в мире, где диалог и взаимодействие является базой для полноценной жизни.Поэтому нужны новые формы и средства, нацеленные на социальную адаптацию ребенка и улучшение его контактности с окружающей средой.Также важно понимать, что коррекционные занятия при аутизме созданы не просто для выработки определенных навыков. Они нацелены на улучшение коммуникации, повышение осознанности собственных целей и желаний, а также регулировки поведения. И в этом нашим помощником стала ростовая кукла «Буба».
Проблема: В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что каждое образовательное учреждение обязано создать условия для обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями. Но как эти условия создать – в законе не сказано. Поэтому возникает необходимость самостоятельного поиска решения проблемы.
Цель: Повышении эффективности формированияи развития речевого общения и коммуникативных навыков у детей-с РАС посредством использования ростовой куклы «Буба».
Задачи:
- Коррегировать эмоционально - волевую сферу и развитие зрительного; слухового и тактильного восприятия детей с РАС;
- Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, инициативности;
- Стимулировать и активизировать познавательные и коммуникативные навыки детей с РАС;
- Закреплять положительную мотивацию и интерес детей к занятиям;
- Формировать, развивать и активизировать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, связную речь у детей с РАС;
- Развивать общую и мелкую моторику у детей.
Предполагаемые результаты: Предполагаем, что данный проект «Буба-time» будет способствовать эффективному и успешному преодолению недостатков речевого общения и коммуникативных навыков, и сделает этот процесс ярким и незабываемым. Изготовленная своими руками ростовая кукла «Буба» обладает высоким развивающим потенциалом и может использоваться в работе с детьми с РАС, а так же с детьми ОВЗ различной нозологии.
Деятельность в рамках проекта «Буба-time»:
Название проекта «Буба-time» переводится как «Время Бубы», так как для детей с РАС большое значение имеет четкая организация и последовательность деятельности по времени. А имя самого персонажа легко и доступно для произнесения ребенком.
В рамках проекта была создана ростовая кукла «Буба», составлен план работы с учетом всех трудностей и особенностей детей данной категории, а так же подобран ряд специально – организованных игр и игровых упражнений.
Работа с ростовой куклой охватывает все образовательные области ФГОС ДО: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»
Описание стратегии, ресурсов, и механизма реализации проекта:
Ростовая кукла «Буба» предназначена для использования в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющими РАС. Кукла может применяться как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме работы с детьми.
Функции куклы: игровая, дидактическая, развивающая, коррекционная.
Области применения: организация развивающих, дидактических, сюжетно-ролевых игр; совместная деятельность детей и взрослых; индивидуальная работа с детьми; сюрпризный момент.
Ростовая кукла «Буба» представляет собой мягкую игрушку с различными видами игровых заданий. Она изготовлена из разнообразных материалов, на основе персонажа любимого мультфильма. И учитывает сенсорные потребности данной категории детей.
«Буба-time» поможет правильно установить контакт с аутичным ребенком, заинтересовать его развивающими играми, включить ребенка в коммуникативные отношения как со взрослыми, так и с детьми.
План работы по проекту.
Участники проекта: Дети с РАС дошкольного возраста ДОУ; учитель – логопед; воспитатели; родители.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный
| IIэт Основной (практический)
| Заключительный Подведение итогов и анализ:
|
Содержание работы в рамках проекта:
Направление работы | Задачи | Игровая наполняемость |
Эмоционально- мотивационное развитие | 1.Установление положительного эмоционального контакта 2.Формирование положительной мотивации 3.Регуляция психо-эмоционального состояния 4.Формирование слухо-моторного контроля (навыков подражание) и зрительно-моторной координации | Песенки-потешки, игры с мячом, «Узнай меня», «Волшебный круг», «Обнимашки», «Липучка», игры из сундучка Бубы: «Превратимся в зеркальце», «Шумящие мешочки», «Музыканты» |
Сенсорное восприятие и развитие | 1.Развитие ощущений (использование различных материалов) 2.Насыщение сенсорными впечатлениями 3.Снятие мышечного напряжения 4.Регуляция психо-эмоционального состояния | «Прятки с Бубой», «Дорожки к сюрпризу», «Потанцуем!», игры из сундучка Бубы: «Волшебные пузыри», «Порисуем на песке», «Потрогай и узнай» (с крупами и материалами), «Мячик-ёжик» |
Импрессивная коммуникация | 1.Обучение пониманию простых инструкций 2.Обучение пониманию жестов, выразительных движений | «Дай – на», «Покажи», «Стой – иди », «Идем в гости», «Кто со мной?», «Поймай звук» |
Экспрессивная коммуникация | 1.Формирование и развитие социально-ответной реакции с ориентацией на понимание слов, подкрепленных действием 2.Расширение рамок общения с окружающими | «Превращалки», «Что изменилось?», «Паровозик»,«Пригласи в игру», «Едем в зоопарк» |
Общие речевые навыки | 1.Вызывание речевого подражания 2.Формирование речевого дыхания, просодики, активизация движений арт.аппарата и мимической мускулатуры 3.Развитие слухового внимания | «Заблудились», «Угадай кто кричит?/что звучит?», «Тихо – громко», «Подели словечко», игры из сундучка Бубы: «Футбол», «Остудим чай», «Снежинки», «Рыбалка» |
Пространственные представления | 1.Формирование пространственных представлений и понимания пространственного отношения предметов | Стихи – потешки, «Солнечный зайчик», «Найди картинку», игры из сундучка Бубы:«Где спрятался шарик?» |
Оценка результатов реализации проекта:
Эффективность реализации образовательного проекта оценивается повышением роли индивидуальных достижений детей, повышением степени удовлетворенности образовательным процессом со стороны педагогов и родителей.
Показатели эффективности реализации образовательного проекта:
- повышение эффективности формирования и развития речевого общения и коммуникативных навыков у детей с РАС;
-увеличение количества детей, вовлеченных в совместную образовательную деятельность.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
В дальнейшем планируем увеличить количество персонажей, расширить и адаптировать проект для детей с ОВЗ, создать методические рекомендации на основе проекта.
Устойчивость проекта:
Используя ростовую куклу, в работе с детьми с РАС может возникнуть ряд трудностей.
Затруднение | Пути решения |
1.Отсутствие включения ребенка в игровой процесс | Исключение настойчивости со стороны взрослого, продолжение игровых действий в поле зрения ребенка, предоставление возможности ребенку детально рассмотреть куклу для дальнейшего включения в игру |
2.Состояние испуга от новых ярких сенсорных ощущений | Предложение нового постепенно и «малыми дозами»; повторение определенного игрового действия снова и снова |
3.Отсутствие понимания сюжета игры | Адаптация сюжета в соответствии с уровнем понимания ребенка |
4.Избегание или неприятие варианта игры | Изменение игровой модели, с предложением новых, более интересные ребенку вариантов |
Спектр аутистических расстройств чрезвычайно широк и разнообразен, поэтому крайне важно ориентироваться на индивидуальные личностные особенности каждого ребенка. Вносить положительные впечатления и разнообразить его жизнь самым комфортным для него способом. Кроме того, очень важно моделировать игровые ситуации, требующие совместного внимания ребенка и педагога, а также поощрять его даже за минимальные успехи.
Список литературы:
- «Индивидуальная адаптированная программа логопедической работы для школьников с РАС» А. А. Ахметшина //Логопед №1, 2017г.
- https://aba-kurs.com/igry-dlya-autistov/
- «Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра» В.С. Сандрикова г.Москва 2019г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 307 комбинированного вида»
ИНН/КПП – 2462022316/246201001 ОГРН – 1022402058172
660046, г. Красноярск, пр. Машиностроителей, 7
телефон: 266-90-12, E-mail: DOU307@mail.ru
Проект: «ВЕСЕЛО ИГРАЕМ - БУКВЫ ИЗУЧАЕМ»
Номинация: Лучший образовательный проект
Сроки реализации проекта: с 02.09.19г. по 01.06.20г.
Воднева Ольга Фёдоровна, учитель – логопед.
Тихонова Виктория Николаевна, учитель – логопед.
Габбасова Ольга Андреевна, воспитатель.
Владыко Татьяна Анатольевна, воспитатель.
Филиппова Нина Владимировна, воспитатель.
Киселёва Людмила Вениаминовна, воспитатель.
Красноярск 2019
Аннотация:
Данный проект направлен на вовлечение родителей в проектную деятельность с целью продуктивного взаимодействия, которое способствует успешному речевому развитию детей с ТНР.
Авторы-разработчики: Воднева Ольга Фёдоровна, учитель - логопед, МБДОУ «Детский сад № 307 комбинированного вида», контактный телефон: 89082038042; Тихонова Виктория Николаевна, учитель - логопед, МБДОУ «Детский сад № 307 комбинированного вида», контактный телефон: 89029131017; Габбасова Ольга Андреевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 307 комбинированного вида», контактный телефон: 89048927900; Владыко Татьяна Анатольевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 307 комбинированного вида», контактный телефон: 89504054512; Филиппова Нина Владимировна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 307 комбинированного вида», контактный телефон: +79504349917; Габбасова Ольга Андреевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 307 комбинированного вида», контактный телефон: 89131840774.
Описание проекта.
Вид проекта: практико-ориентированный, творческий.
Сроки реализации проекта: с 02.09.19г. по 01.06.20г.
Участники проекта: воспитанники речевых групп, родители, учитель-логопед, воспитатели.
Актуальность.
Важной частью работы по преодолению речевых нарушений у детей, является тесное взаимодействие логопеда, воспитателей и родителей. Недостаточная осведомлённость родителей в вопросах развития и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых нарушений и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Помощь родителей обязательна и необходима. По причине того, что родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, и, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе непосредственного общения со своим ребёнком. Поэтому так необходимо сознательное участие в этом процессе родителей.
Проблема.
Проблемой данного проекта является недостаточное участие родителей детей с ТНР в работе по их речевому развитию.
Гипотеза.
Практический и творческий подход при совместном изготовлении и использовании пособия «Буквин домик» ребёнком и его родителями, с направляющей ролью педагога, позволяет ребёнку самостоятельно придумывать игры и задания, в которые он с удовольствием играет как дома, так и в детском саду, как индивидуально, так и с другими детьми. А родителям - расширить свои теоретические знания и практические навыки в вопросах развития речи детей. Педагоги, в свою очередь, оказывают родителям методическую поддержку, преследуя цель развития фонематических процессов, автоматизации и дифференциации звуков и букв, предупреждения нарушений письма и чтения: общая концепция пособия, последовательность работы со звуком и буквой, придание развивающей и коррегирующей направленности игр.
Цель проекта:
Развитие и совершенствование фонематических процессов у детей с ТНР на основе использования игрового пособия «Буквин домик», созданного средствами совместного взаимодействия педагогов с родителями и детьми.
Задачи проекта:
- Построить проектную деятельность на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка.
- Поддержать инициативу и самостоятельность детей в ходе реализации проекта.
- Обеспечить возможность выбора детьми материалов, способов творческой активности, участников совместной деятельности и общения.
- Привлечь родителей в совместную продуктивную деятельность с детьми.
- Предупредить нарушения письма и чтения у детей с ТНР
Предполагаемые результаты проекта.
- Дети с ТНР проявят инициативу и самостоятельность, на основе применения пособия «Буквин домик»;
- Будут созданы предпосылки к грамотному овладению письмом и чтением;
- Дети научатся чётко дифференцировать звуки родного языка;
- Научатся разграничивать понятия: «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «буква» на практическом уровне;
- У детей разовьются фонематические процессы, закреплять навыки правильного звукопроизношения, навыки элементарной и сложной формы языкового анализа;
- Повысится заинтересованность, активность, творческое участие и компетентность родителей в вопросе развития речи детей;
- Укрепится сотрудничество педагогов ДОУ и семьи.
Этапы реализации проекта.
1 этап – подготовительный (информационно - аналитический)
Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.
2 этап – основной (практический)
Изготовление игровых пособий на каждый изучаемый звук, соблюдая определенный условия:
- сначала подбираем предметные картинки на заданный звук (звук находится в начале слова);
- за тем подбираем картинки, в которых позиция звука определятся серединой слова;
- следующие картинки со звуком в конце слова.
Правила создания (формирования страниц)
Картинки на страницах книга должны соответствовать позиции звука в слове (вначале слова, в середин или в конце)
3 этап – заключительный (оформление мини библиотеки авторских пособий)
- презентация пособия «Буквин домик» участниками проекта (педагоги, родители, дети) и оформление выставки (библиотеки) в детском саду. Использование пособий в НОД.
План работы по проекту.
Мероприятия педагогов | ||
С детьми | С семьей | Сроки проведения |
Изучить уровня сформированности фонематических процессов. | Обсудить актуальность проблемы проекта. Определить цель, задачи проекта. Сформировать мотивационную готовность родителей к участию в проектной деятельности. | Сентябрь 2019г. |
Знакомство с буквами в игре: «Логопедическое лото», «Отгадай букву», «Собери букву», и т.д. Проведение логопедом НОД по подготовке к обучению грамоте. | Проведение мастер- классов по изготовлению пособия «Буквин домик» «Игротека» - презентация вариантов игр и упражнений для формирования фонематических представлений, которые могут быть использованы в пособии. «Для вас, родители» - информация в родительском уголке. Индивидуальные консультации. | Октябрь – ноябрь 2019г. |
«Домашняя мастерская» - совместное изготовление детьми и родителями игрового пособия «Буквин домик». | Декабрь 2019г. Январь, февраль 2020г. | |
Выставка – конкурс «Буквин домик» (презентация семьями пособий) | Март 2020г. | |
Использование пособий «Буквин домик» в НОД, дома и в детском саду. | Открытый показ НОД, закрепление изученного материала, с использованием пособий с детьми дома. | Апрель – май 2020г. |
Оценка результатов реализации проекта
Критерии эффективности проекта | Способ определения |
Количественный уровень включенности всех участников проекта в его реализацию. Степень удовлетворенности детей, родителей, педагогов от участия в проекте. | Наблюдение, фиксация и подсчет количества участников в мероприятиях проекта, опрос. |
| Наблюдение, фиксация результатов динамики. |
Использование пособия «Букин домик» в НОД с детьми ТНР и родителями в повседневной жизни. | Отзывы родителей, фиксация результатов динамики. |
Дальнейшее развитие проекта.
В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.
Основные риски проекта
- Недостаточный уровень вовлеченности и активности родителей
- Невысокий уровень педагогической грамотности родителей
Пути их коррекции
Проведение консультаций, мастер – классов, круглых столов, дней открытых дверей, индивидуальных бесед с родителями. Создание ситуаций успеха для детей и родителей.
Используемая литература.
- Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова,М.А. Васильева. Программа «От рождения до школы» М.-МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2010
- Н.В. Нищева. Программа коррекционно развивающей работы в логопедической группе детского садя для детей с общим недоразвитием речи СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007
- Н.В. Нищева. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005
- Е.М. Косинова Уроки логопеда. Игры для развития речи ОЛИСС, 2011
- О.И. Крупенчук Научите меня говорить правильно «Литера», 2001