Консультации
Консультации для педагогов и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Взаимодействие с семьями воспитанников | 13.65 КБ |
Внешний вид ребенка на муз занятиях и праздниках | 13.78 КБ |
Для педагогов | 18.56 КБ |
Музыкальные инструменты своими руками | 15.59 КБ |
rol_vospitatelya_na_muzykalnyh_zanyatiyah.docx | 21.47 КБ |
rol_vospitatelya_na_prazdnikah.docx | 15.07 КБ |
Музыкальная среда | 14.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие с семьями воспитанников.
План мероприятий на 2022 -2023 учебный год.
№ | Содержание | Форма организации | Группа | Время проведения |
1. | «Музыка в вашей семье» | Анкетирование | 2 млад. | Сентябрь |
2. | «Музыка в семье» «Создание музыкальной среды дома» | Рекомендации в передвижных папках | 2 млад. Средняя | Октябрь |
3. | «Мастерим костюмы к празднику» | Индивидуальные консультации при подготовке детей к осенним праздникам | Средняя Старшая Подготов. | Октябрь |
4. | «Мастерим музыкальные инструменты всей семьей» | Рекомендации в передвижных папках | Старшая | Ноябрь |
5. | «Колыбельная песня для детей» | Консультация Практическое занятие | 2 мл. гр. | Ноябрь |
6. | «А ну-ка, мамочки!» | Индивидуальные консультации, подготовка к «Дню матери» | Старшая | Ноябрь |
7. | Готовимся к Новогодним представлениям. | Индивидуальные консультации, обсуждение костюмов для представления. | Все группы | Декабрь |
8. | «Встречаем праздник дома» (чем развлечь детей дома) | Рекомендации в передвижных папках. | Старшая Подготов. | Декабрь |
9. | «Внешний вид ребенка на музыкальном занятии» | Рекомендации в передвижных папках | Старшая Подготов. | Январь |
10. | «Музыкальные загадки и игры» | Рекомендации в передвижных папках | Средние | Февраль |
11. | «Вырасту, как папа!» | Совместные выступления детей и родителей | Подготовит. | Февраль |
12. | «Звуки природы. Слушаем всей семьей» | Рекомендации в передвижных папках | Средние | Март. |
13. | «Ребенок и музыка» | Просмотр НОД | 2 млад. | Март |
14. | «Пальчиковые и речевые игры» | Рекомендации в передвижных папках | Средние | Апрель |
15. | «День рождения в семье» | Консультации для родителей | Подготов. | Апрель |
16. | «Что такое музыкальность?» | Рекомендации в передвижных папках | Старшая | Май |
17. | «Если ребенок и дальше хочет заниматься музыкой» | Выступление на родительском собрании. | Подгот. | Май |
18 | Привлекать родителей к проведению мероприятий детского сада. | Все группы | В течении года | |
19 | Проводить индивидуальное консультирование по запросу родителей. | Все группы | В течении года |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Внешний вид ребенка на музыкальных занятиях и праздниках».
Музыкальный руководитель
Лихтаренко Ольга Юлиановна.
Музыкальная деятельность в детском саду – источник особой радости для малышей. И жизнь без музыки была бы скупа и однообразна, как без игры или сказки.
Музыкальные занятия в детском саду проводятся два раза в неделю в каждой возрастной группе. Занятия проводят в музыкальном зале или в группе, в зависимости от санитарно-эпидемиологической обстановки.
На музыкальных занятиях дети знакомятся с миром прекрасного. Важно, чтобы дети на занятиях были опрятно одеты. Ребёнку приятнее петь и танцевать, когда он выглядит безупречно.
Уважаемые родители!
Предлагаем Вам ознакомиться со следующей информацией.
Внешний вид ребенка на музыкальном занятии
Детская обувь на музыкальных занятиях
Для того, чтобы ребёнок мог свободно двигаться во время исполнения упражнений, плясок необходима соответствующая обувь. Она должна быть фиксированной для правильного формирования стопы.
Чешки являются обувь для выполнения музыкально-ритмической движений. Чешки должны быть сшиты так, чтобы не затрудняет движения нашего ребенка, полностью раскрепощает стопу, а главное защитить ваших детей от травм и повреждений и позволяет правильно выполнять музыкально – ритмические движения.
Чешки должны плотно сидеть на ноге и не соскакивать. Для детей удобство, качество используемой обуви крайне важно и необходимо потому, что в чешках дети не только занимаются на музыкальных занятиях, но и выступают на различных детских праздниках, развлечениях. И совсем недопустимо, чтобы ребёнок был в обуви не подходящей ему по размеру, с плохо функционирующими заклёпками, липучками и т.д.
Детская одежда на музыкальных занятиях
Очень желательно, чтобы девочки были в юбках, платьях, потому что иначе им просто не удастся взяться за юбочку руками во время танцев. Это приведёт к тому, у них появится привычка держать руки в воздухе, даже когда девочки будут в юбке и платье на празднике.
Мальчики перед началом занятия обязательно должны хорошо заправить рубашки в брюки, чтобы выглядеть эстетично.
Мы очень просим Вас, дорогие родители, по сезону одевайте детей. Следите за аккуратностью внешнего вида.
Требования к детской одежде и обуви установлены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека. СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03", утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 17.04.2003, а также техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков. ТР ТС 007 / 2011", принятым решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 797.
Желаем успехов вашим детям!
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Музыкально-игровая деятельность детей вне занятий»
Музыкальный руководитель
Лихтаренко Ольга Юлиановна.
Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством она выполняет важнейшую социальную функцию.
Правильно и интересно организованная работа по музыкальному воспитанию в детском саду обогащает жизнь каждого ребенка, обеспечивает всестороннее развитие его личности.
1. Слушание музыки. На музыкальных занятиях дети слышат много музыки. Музыку разучиваемых песен, и музыку, сопровождающую движения (пляски, игры, упражнения, звучат инструментальные пьесы и песни, которые исполняет для детей музыкальный руководитель. Эти произведения составляют большой и важный раздел музыкальной работы – слушание музыки. Но не-возможно повысить общую музыкальность детей, исключая слушание музыки вне музыкальных занятий. В свободное от занятий время, во время игр и развлечений можно использовать следующие произведения: «Детские альбомы» Чайковского, Прокофьева, «Картинки с выставки» Мусоргского, «Времена года» Чайковского, произведения Моцарта, Глинки, Римского-Корсакова и др., народную музыку, а также известные детские песни, проверенные временем (Гладкова, Шаинского и т. д.)
2. Пение. Один из видов слушания музыки – это пение взрослых для детей. Дети с интересом слушают некоторые песенки, требуя повторения вновь и вновь. Хороший стимул для развития памяти – повторение. Ведь мы знаем, как хорошо воспринимается уже знакомое произведение, когда ребенок может подпевать взрослому. Дети с радостью узнают знакомые мелодии, называют их, и проявляют общую заинтересованность. Очень хорошие результаты дает повторение в группе песен, выученных на музыкальных занятиях.
3. Танцы. В свободное время можно предложить детям потанцевать. Тут желательно включать в работу творчество детей. Это могут быть свободные пляски, коллективное составление танцев, танцы по показу одного из детей. Основой для танцев может служить народная музыка и детские эстрадные песни.
4. Игры. Движение, органически связанное с музыкой, содействует воспитанию эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку, развивает музыкальный слух, память, ритм и совершенствует основные движения. Можно поиграть с детьми в следующие музыкальные игры : «Веселая дудочка», «Кот и мыши», «Непослушные зверята»
5. Игра на детских музыкальных инструментах. При игре на д. м. и. лучше всего использовать народную музыку, при этом чередовать различные приемы игры, играть по показу педагога или импровизировать. Можно самостоятельно изготавливать музыкальные инструменты из подручного материала.
6. Театральная деятельность. При показе сценок желательно, чтобы главные герои исполняли песни и танцы, придуманные самостоятельно или с помощью воспитателя.
Немаловажное значение в развитии интереса и любви к музыке имеет специальное оборудование и пособия, стимулирующие музыкально-игровую деятельность детей. В детских садах воспитатели вдумчиво относятся к оформлению групповых комнат. Они организуют отдельные уголки : игровой, физкультурный и т. д., которые помогают занять и увлечь детей интересным делом. Однако не во всех дошкольных учреждениях имеются музыкальные уголки, где ребята могут послушать любимые произведения, спеть понравившиеся песни, подобрать их на металлофоне, помузицировать, поиграть в музыкально-дидактические игры и т. д.
Существуют некоторые рекомендации по оборудованию уголка для музыкально-игровых занятий детей в группе.
Место для музыкального уголка воспитатель может выбрать сам, учитывая возможности группы и придерживаясь некоторых правил. Важно, чтобы музыкальный уголок находился в освещенном, легкодоступном для детей месте; кроме того, они должен быть по возможности изолирован, так как, с одной стороны, музыкальные занятия и игры детей требуют сосредоточения слухового внимания, а с другой стороны, «звучащая» деятельность не должна мешать другим занятиям дошкольников. В уголке уместно повесить портрет композитора, произведения которого дети поют или слушают. На столике можно красиво расставить пособия и игрушки (детские музыкальные инструменты, которые побуждают ребят к музыкально-игровой деятельности. Те инструменты, которые дети знают и на которых умеют играть (например, металлофон, маракас. колокольчики, и др.) можно положить в музыкальный уголок для свободного, самостоятельного музицирования.
Знакомство ребенка в дошкольном учреждении с многообразной музыкой классической -, народной, разных стилей и эпох, созданной композиторами специально для детей, развивает у дошкольника интерес и любовь к музыке, и как результат создает предпосылки для дальнейшего формирования основ музыкальной культуры и успешного развития музыкальных способностей.
Участие детей в различных мероприятиях детского сада с накопленным музыкальным репертуаром, исполняемый в музыкально-игровой деятельности вне музыкальных занятий, является одним из показателей достаточно высокого уровня развития детей, которое дает представление о том объеме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Мастерим музыкальные инструменты своими руками»
Музыкальный руководитель
Лихтаренко Ольга Юлиановна.
Для гармоничного развития детей дошкольного возраста немаловажно слуховое восприятие и чувство ритма. Развивать и то и другое отлично помогают музыкальные инструменты, не только покупные (фабричные). Было бы лучше сделать эти чудо - инструменты своими руками и обязательно привлечь к этому процессу своего ребенка. Ведь совместный труд облагораживает человека. И вы не представляете, как будет рад ваш ребенок тому, что вы уделили ему время, и притом изготовленные вместе музыкальные «штучки» будут извлекать какие- либо звуки. Возможно ваше первое приобщение ребенка к музыке, таким образом, принесут рано или поздно свои плоды. И ребенок будет благодарен вам долгое время. Какие же инструменты можно изготовить своими руками, и из какого бросового материала, чтобы они имели яркий и эстетичный вид? Я хочу представить вашему вниманию несколько вариантов:
- «Шуршалки» из пластиковых бутылок малого размера.
Отрезать от бутылки дно и затем разрезать на тонкие полоски до основания горлышка.
- «Музыкальный браслет»
Много мелких по размеру пуговиц пришить к ажурной резинке.
- «Погремушки»
Срезать дно пластиковой бутылки, соединить две полученные половинки между собой. Внутренность дна от бутылочки предварительно заполнить разноцветным бисером (бусинами, стеклярусом и т.д.). В зависимости от наполняемого материала будет разное звучание у погремушки. Соединить два дна с помощью двустороннего скотча. Открытую сторону скотча можно закрыть атласной лентой, тесьмой, самоклеящейся бумагой и т.д. Внешнюю сторону погремушки также можно украсить узорами из самоклеящейся цветной бумаги. Погремушку можно дополнить ручкой.
- «Цветные трещотки»
Разноцветные колпачки от отслуживших фломастеров приклеить на жесткий картонный лист размером 6*20 см суперклеем. Звук извлекается при помощи еще одного колпачка, проведя им сверху вниз по приклеенной в ряд дорожке из колпачков. Колпачок можно оставить на старом фломастере или использовать карандаш, деревянную палочку.
- «Музыкальные ключи»
Собрать плоские ключи от дверного замка вместе в кольцо (количество ключей от 5 до 7 штук). Затем вдеть кольцо с ключами в приготовленное отверстие деревянного брусочка, размер брусочка 1*10 см.
- «Погремушки»
Наполнить старые коробочки из под духов горохом или любой другой крупой, обклеить цветным скотчем.
- «Барабанчики»
Пустые пластиковые контейнеры из под сметаны или других продуктов, с плотно закрытой крышкой, обклеить с помощью суперклея разными картинками. Барабанить можно палочками для суши.
В процессе создания музыкальных инструментов дети приобретают трудовые, конструкторские, изобретательские навыки, во время музыкальной деятельности развивают свои музыкальные способности.
У них формируется потребность в игровой деятельности передавать свои знания, умения, опыт сверстникам, младшим товарищам. В итоге комплексное, всестороннее развитие детей происходит через радость совместной с родителями трудовой, художественной и музыкальной деятельности. А что еще может быть важнее?
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Роль воспитателя на музыкальных занятиях
( по ФГОС)
Музыкальный руководитель
Лихтаренко Ольга Юлиановна.
Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя – одна из самых важных: от ее решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников.
Нередко воспитатель считает своей обязанностью лишь присутствовать на музыкальном занятии – с целью поддержания дисциплины. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги - «дошкольники» должны хорошо понимать ее значение. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать правильное восприятие музыки.
Музыкальному руководителю хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия. Когда ребенок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с еще большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и чтобы не происходило на занятии, ребенок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.
Основной формой музыкального воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении является музыкальные занятия.
Музыкальное занятие - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей.
Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.
Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, так как он может донести до детей особенности музыкальных произведений. Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя.
В процессе занятий дети приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на ДМИ.
Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия. Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии.
В старшей и подготовительной группах, детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима. Он показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем, исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей, за качеством выполнения всего программного материала. Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова. Поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно.
Когда дети мало высказываются по поводу услышанного, воспитатель помогает им наводящими вопросами. При проведении музыкально-ритмических движений с детьми младших групп, воспитатель играет с ними, показывает плясовые и имитационные фигуры. В старших группах он внимательно следит, правильно ли дети выполняют движения и кому из них надо помочь. Присутствуя на занятиях, активно участвуя в них, воспитатель не только помогает детям, но и сам усваивает материал.
Педагогу-воспитателю необходимо:
1. Знать музыкальный материал своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.
2. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.
3. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.
4. Разучивать движения с отстающими детьми.
5. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.
6. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.
7. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, колокольчиках, бубне, ложках и др.).
8. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.
9. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.
10. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.
11. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.
12. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.
13. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.
14. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.
15. Принимать активное участие в проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.
16. Готовить поэтические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным праздникам.
17. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.
Роль воспитателя на музыкальном занятии.
Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей.
Слушание музыки:
1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;
2. Следит за дисциплиной;
3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.
Распевание, пение:
1. В распевании не участвует
2. При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, правильную артикуляцию движения, высоту звуков. . Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения).
3. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности.
4. При совершенствовании разучиваемой песни, подпевает в «трудных местах».
5. Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение – пение с детьми раннего и младшего возраста)
Музыкально-ритмические движения и игры:
1. При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре)
2. Дает четкие, точные, эстетичные эталоны движений (исключение – упражнения на развитие творческой активности детей).
3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые пляски, танцы дети исполняют самостоятельно.
4. Корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.
5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения.
6. Берет одну из ролей в сюжетной игре.
7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.
Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т. е. «топтание на месте». В разделе «Движение», муз. руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем.
3.Воспитатель направляет самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал.
4. Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте.
5. Повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а проговаривает текст в ритме песни с детьми.
6. Повторяет движения танцев, записав предварительно музыку на аудиокассету.
С музыкальным руководителем ребенок встречается не так часто: всего дважды в неделю на музыкальном занятии и по мере надобности на индивидуальном порядке. . Если полученная информация от музыкального руководителя не подкрепляется в группе или дома, то она быстро забывается, в силу возрастных особенностей детей и плохо усваивается. Поэтому очень важно, чтобы от одного занятия до другого с детьми в группе периодичски повторялся музыкальный материал, полученный в музыкальном зале. Это и движения, и пение, и, быть может, даже игра на музыкальных инструментах.
Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним. Чем меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно с детьми. Непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя.
Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:
Воспитатель сидит с безучастным видом.
Воспитатель перебивает исполнение.
Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала).
Жизнь ребенка становится красочнее, полнее, радостнее, если не только на музыкальных занятиях, но и в остальное время в детском саду создаются условия для проявления его музыкальных склонностей, интересов, способностей.
Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закрепляться и развиваться также вне них. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку. Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием.
А теперь организационные вопросы на музыкальном занятии:
ИТАК:
1.На музыкальном занятии дети должны быть нарядно одетыми,
на ногах удобная обувь, девочки обязательно в юбочках.
2.Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя
мальчика и девочку.
Что касается 1 и 2 младших групп, то они, в силу возраста, в зал заходят «стайкой» и от них пока не требуется какого-то четкого построения (полукругом, кругом, линией). Но к середине 2 младшей группы (после Нового года), необходимо строить детей чередуя девочка- мальчик и уже выстраивать их в полукруг, а к концу года дети уже делают хоровод и элементарные движения в парах и движения по кругу.
3.На занятие следует приходить за 2-3 минуты до начала, чтобы
построиться и настроить детей на занятие.
4.Воспитатель с собой приносит тетрадь и ручку, чтобы записывать слова песен, игр, движения танцев, рекомендации и т д.
5.Во время занятия не покидать зал, чтобы не пропустить какой либо материал.
6.Выполнять вместе с детьми упражнения. Движения танцев, игр,
петь песни и т д.
7.Следить за правильным выполнением детьми движений.
8.В свободной деятельности закреплять материал, полученный на
занятии.
Активность воспитателя зависит от трех факторов
1. От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.
2. От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании
3. От программного материала: в зависимости новый или старый материал
Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте»
Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним. Чем меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно с детьми.
Как же проявляется заинтересованность воспитателя на музыкальном занятии? Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что на музыкальном занятии он такой же участник, как и дети, а не надзиратель. Понятно, что дисциплина – это важнейший фактор, но не стоит забывать и о том, что в музыкальном зале мы занимаемся эстетическим воспитанием детей. Представьте, что вы ребенок, вам все интересно, и вы вместе с детьми весело поете песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку… И делаете это не как повинность, а с душой, но не забываете, что идет педагогический процесс, который необходимо контролировать.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Роль воспитателя на праздниках и развлечениях
( по ФГОС)
Музыкальный руководитель
Лихтаренко Ольга Юлиановна
Праздники и развлечения
Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.
Итак: на праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника.
Перед утренником, так же как и перед музыкальным занятием зал должен проветриваться, а помощник воспитателя должен провести влажную уборку. В группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т. д.
Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.
При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей: постараться каждому найти какую-либо роль или стихотворение. Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации. Героев назначаем мы сами, а вот монтажи распределяют воспитатели самостоятельно.
На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям. Перед утренником ведущий должен разложить все атрибуты, необходимые по сценарию, проверить их количество, поставить нужное число стульчиков.
Основная задача ведущего – тщательно готовиться к выполнению своих обязанностей. Ведущий должен хорошо знать программу утренника, должен знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки.
На утреннике ведущий должен держаться свободно, естественно. Он не должен быть многословен. То, что нужно сообщить детям, должно быть изложено просто и понятно.
Утренник должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступления и паузы - утомляют детей.
Ведущий должен быть находчивым! На утреннике могут возникнуть непредвиденные моменты (дети не успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж, пропустили музыкальный номер и др.). В таких случаях ведущий должен быстро найти выход из затруднительного положения (шутки, загадки, приобщение зрителей к разрешению затруднений).
Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.
Ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике. Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.
По окончании праздника необходимо ведущему научиться организованно заканчивать праздник! После угощения - поблагодарить гостя (взрослый персонаж, попрощаться с ним, обязательно напомнить по какому поводу все собрались в зале собрать всех детей и организованно выйти из зала (за исключением новогодних праздников, когда дети фотографируются с Дедом Морозом).
Воспитатель, не выступающий в каких-либо ролях, находится с детьми своей группы. Он поет и танцует вместе с детьми. Воспитатель так же должен хорошо знать программу и весь ход праздника и отвечать за порученный ему участок работы (подготавливает атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевает детей, при необходимости поправляет костюмы).
Костюмы для праздника берутся воспитателями заранее, чтобы была возможность все проверить: постирать, подшить, изготовить недостающие детали. Если родителям поручается сшить или украсить костюм, приготовить атрибуты, родители должны принести их заранее, чтобы воспитатели могли проверить их, иначе на празднике может случиться, что резинки на шапочках петрушек - порвутся, атрибуты сломаются и т. п.
Родители тоже могут принять участие в подготовке праздников: помочь в украшении помещения, оформления стенной газеты, изготовлении костюмов, в исполнении небольших ролей или чтении стихов, исполнении музыкальных номеров со своими детьми.
Объявление о празднике вешается заранее, чтобы родители точно знали когда и во сколько утренник.
Хорошо проводить обсуждения прошедшего праздника на пед. совещании, где обсуждаются положительные моменты праздника и допущенные ошибки.
Перед утренниками – воспитатели должны помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты (желательно на место).
И напоследок хотелось бы сказать, что праздник – это, прежде всего, показательное выступление наших детей и нас в том числе, поэтому относитесь, пожалуйста, к нему с большой ответственностью. И тогда все у нас получится!
Предварительный просмотр:
«Создание музыкальной среды дома»
(консультация для родителей)
Музыкальный руководитель
Лихтаренко Ольга Юлиановна.
Работа детского сада и семьи строится на принципах взаимодействия, взаимного сотрудничества.
Родители должны иметь возможность прийти в детский сад, чтобы понаблюдать за своим ребенком, а педагоги должны быть готовы оказать им необходимую консультационную и другую помощь. Важно, чтобы ни родители, ни воспитатели не испытывали дефицита информации о ребенке, об особенностях его развития и поведения.
Благодаря такому взаимодействию родители обогащают свои знания и представления о том, как можно осуществлять музыкально-эстетическое развитие ребенка в домашних условиях.
Основной совет, который можно дать родителям, - побольше слушать с детьми хорошую музыку, сделав это занятие семейной традицией.
Если взрослые любят и часто слушают музыку, то и для ребёнка это постепенно станет потребностью.
В каждой семье желательно иметь небольшую фонотеку записей музыки для детей.
СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ
При подготовке необходимо составить программу, предусмотрев сюрпризные моменты, заранее позаботиться о подборе музыки. Это может быть маленький концерт с участием взрослых и детей, весёлые игры, танцевальные импровизации под музыку, игра в домашнем оркестре, мини-спектакли, в которых разыгрываются сюжеты знакомых сказок или сценки из семейной жизни.
Старших дошкольников можно привлечь к подготовке праздника -посильной уборке и украшению комнаты, к изготовлению поздравительных открыток, сувениров, и т.д.
ДОМАШНИЙ ТЕАТР
Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или изготовив кукол вместе с ребёнком из папье-маше, дерева, ткани и т.п. Для музыкального сопровождения можно использовать магнитофонные записи, детские музыкальные инструменты или инструменты-самоделки, имитирующие различные шумовые эффекгы.
РАЗВЛЕЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЗЫКИ
Совместное пение или пение взрослыми для ребёнка, игры-забавы, музыкальные конкурсы, подвижные игры-драматизации («У медведя во бору», «Каравай», «Репка»); слушание музыкальных композиций, сказок, записанных на аудиокассетах, и т.д.
Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской и творческой атмосферы, что немаловажно для укрепления семейных отношений.
СОЗДАНИЕ ДОМАШНЕГО ОРКЕСТРА
Для этого подойдут барабанчики, бубны, колокольчики, металлофон и др. Можно использовать деревянные или металлические ложки, детские погремушки, бутылки.
Простейшие музыкальные инструменты можно сделать вместе с ребёнком из деревянных брусочков, пуговиц и ореховых скорлупок, прикреплённых к ниткам; пластиковых футляров, жестяных банок, и т.д.
Ёмкости - наполнить крупой, мелкими камешками, песком; жестяные коробки разного размера - превратить в барабанчики. Необходимо предоставлять больше возможности самому ребёнку экспериментировать с разными предметами.
С помощью таких простейших инструментов можно развивать у детей чувство ритма, предлагая выполнять элементарные упражнения: отстучать палочками, брусочками своё имя или имя папы, брата и т.д.; ритм слов, например, «ма-ма, ма-моч-ка», «пал-ка, па-лоч-ка»; ритм знакомых попевок, и т.д.; сопровождать собственное исполнение песенки или музыки, записанной на аудиокассете.
Эта работа должна проводиться с целью развития у детей интереса к музыке, закрепления полученных навыков и знаний, а также вовлечения родителей в учебный процесс, объединения усилий семьи и детского сада.