Рабочая программа по внеурочной деятельности
Программа курса «Занимательная грамматика» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Данная программа составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы по русскому языку для основной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_5-8_klassy.docx | 38.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Улюкчиканская основная общеобразовательная школа»
Согласовано: Заместитель директора по ВР:
__________________
/Балданова Ж.Ж./
От «____» ___________ 20____г.
Утверждено:
Директор школы: ________
/Эрхитуев А.Э./
Приказ № ____
От «____» ___________ 20____г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5-8 классов «Занимательная грамматика».
ФИО преподавателя: Очирова Екатерина Дмитриевна
Класс: 5-8.
Год составления: 2022г.
1.Пояснительная записка
Программа курса «Занимательная грамматика» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Данная программа составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы по русскому языку для основной школы.
Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма. Изучая с учащимися орфографические и пунктуационные правила, важно добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали их, могли иллюстрировать своими примерами, овладевали способами применения правил на практике. Большое значение в формировании навыков грамотного письма играет систематическая работа и на уроке, и во внеурочное время.
Программа курса «Занимательная грамматика» разработана как дополнение к учебникам Русский язык. 5 класс (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов и др., - М.: Просвещение, 2015, «Русский язык. 6 класс» (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др., - Москва.: Просвещение, 2014), Русский язык. 8 класс (С.Г. Бархударов идр – М.: Просвещение, 2019).
Необходимость создания данной программы обусловлена проблемой орфографической грамотности учащихся, недостаточностью времени на уроке для практического овладения русским языком.
Актуальность программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; актуализирует потребности учащихся в реализации своего творческого потенциала.
Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся.
Задачи курса:
1.Образовательные: повторить с учащимися основной теоретический материал по орфографии, фонетике, морфемике за курс русского языка 5 класса; систематизировать и обобщить полученные знания; совершенствовать орфографические, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся; познакомить с историей письменности и правилами русского правописания приставок и корней.
2.Развивающие: развивать языковые компетенции учащихся (орфографические нормы), обеспечивающие свободное владение русским литературным языком; развивать потребность в речевом самосовершенствовании; прививать любовь к чтению;
3. Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, его истории.
2. Общая характеристика курса
Курс «Занимательная грамматика» направлен на формирование орфографической грамотности учащихся, развитие орфографической зоркости. Он связан с программой по русскому языку, расширяет и систематизирует теоретические сведения по орфографии, фонетике, морфемике за 5-8 классы.
Программа курса позволит учащимся углубить знания по данному предмету, закрепить практические умения и навыки, поможет подготовиться к успешному написанию контрольных работ, олимпиадам, ГИА по русскому языку.
Основное внимание в программе курса уделяется правописанию корней и приставок, предупреждению орфографических ошибок, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Программа курса основана на историческом подходе к слову, его истокам.
Курс имеет практико-ориентированный характер. Занятия курса построены на чередовании теоретических заданий с практическими. Учащиеся проводят исследования, эксперименты, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой и словарями, составлять планы, самоинструкции к правилам, делать выводы.
Большое значение в формировании навыков грамотного письма играет чтение. Ведь если дети плохие читатели, они обязательно безграмотны. Важно заинтересовать учащихся чтением книг. Закрепление изученного материала на занятиях курса основано на работе с отдельными предложениями, отрывками из произведений русской и зарубежной литературы.
С целью активного овладения русским языком, пробуждения интереса к занятиям большое место отводится занимательности, игровым формам обучения.
Навыки, приобретённые в ходе занятий, становятся достоянием коммуникативной культуры личности.
Формы контроля: самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя.
Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Основные методы и приёмы работы:
- объяснение учителя;
- создание проблемной ситуации;
-работа со словарями, презентациями, символами, схемами, рисунками, ребусами, тестами онлайн;
- различные виды грамматического разбора;
- составление планов, самоинструкций к правилам;
- создание мини- проектов;
- работа с обучающей программой- тренажером по русскому языку «Грамотей»
-работа с раздаточным материалом (предложения и отрывки из произведений русской и зарубежной литературы).
Педагогические технологии и средства обучения:
Технология дифференцированного обучения
Тип программы: образовательная.
Направление программы: общеинтеллектуальное.
Сроки реализации программы: 1 год
Место курса в учебном плане: на курс «Занимательная грамматика» отводится 100 часов (2 занятия в неделю). Занятия курса организованы по принципу добровольности, с применением безотметочной системы оценивания.
Настоящая программа предназначена для внеурочной деятельности учащихся 5-8 классов, интересующихся русским языком и желающих изучить его глубоко, составлена с учётом психологических особенностей учащихся данного возраста.
Её можно использовать и как дополнительный материал при проведении уроков русского языка.
Планируемые результаты:
Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные: уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; интерес к изучению языка, его истории; стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; ответственность за произнесённое и написанное слово; умение работать в паре, коллективе.
Метапредметные: понимание информации устного и письменного сообщения; соблюдение основных правил орфографии в процессе письменного общения; правильное изложение своих мыслей в устной и письменной форме; умение извлекать информацию из различных источников, пользование словарями различных типов, справочной литературой; самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; составление плана; владение разными видами чтения; использование родного языка как средство получения знаний по другим учебным предметам.
Предметные: знание правил правописания приставок и корней; нахождение в словах изученных орфограмм, умение обосновывать их выбор; нахождение и исправление орфографических ошибок; составление самоинструкций к орфографическим правилам; умение пользоваться ими; умение работать со словарями; производить грамматические разборы.
Ожидаемые результаты и способы определения их достижения
В ходе реализации программы учащиеся должны знать:
- историю возникновения письменности;
- правила русского правописания приставок и корней;
- виды тренировки памяти;
- части речи их категории;
-лексическое значение слова и его признаки.
В ходе реализации программы учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- находить в словах изученные орфограммы;
- уметь обосновывать их выбор;
- находить и исправлять орфографические ошибки;
- составлять планы, самоинструкции к орфографическим правилам;
- уметь пользоваться ими;
- уметь работать с различными типами словарей;
- уметь производить грамматические разборы.
Способом определения достижения ожидаемых результатов станут созданные учениками мини-проекты, проверочные и тестовые работы.
Формы подведения итогов реализации программы.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает задания по основным разделам курса, презентации проектов на школьных мероприятиях по предмету.
3. Содержание программы курса «Занимательная грамматика»
Введение (1 час)
Тайны русского языка.
Знакомство с целями и задачами курса
Дорога в письменность (2 часа)
Как начиналась письменность.
Возникновения письма. А начинали все медведи. Значение выражений «медвежий угол и медвежья услуга». Понятно без слов (символы - сигналы).
Древние письмена
Виды древних писем. Рисуночное письмо. Договор между читающим и пишущим. «Священные знаки». Мини-проект «Дорога в письменность»
Кто в алфавите живет? (2 часа)
Меня зовут Фонема.
Застывшие звуки. Виды письменности: финикийская письменность, греческий алфавит, кириллица, глаголица. Звуки-смыслоразличители (фонемы); фонемы и буквы; поиграем с фонемами.
Для всех ли фонем есть буквы?
Рождение звуков, звонкие и глухие «двойняшки», самонаблюдение, воображение, звонкие и глухие «одиночки», твердые и мягкие фонемы, буква-подсказчица (ъ), буква- помощница (ь), таинственная фонема (йот), буквы- «актеры»(е,ё,ю,я), алфавит; работа по отрывкам из стихотворений И.Бунина, Б.Заходера «Моя вообразилия», В. Левина, Р.Муха, Аксельрода «На бульваре», Р.Киплинга, М.Ломоносова, рассказу А. Чехова «Каштанка»; по пословицам о науке, знаниях, книгах и грамотности.
Из чего строятся слова? (2 часа)
Строительная работа морфем.
Роль суффиксов, приставок, окончаний в словах, игра «Приставки «смыслиночки»». Мини-проект «Какая морфема самая значимая?»
Корень и «главное» правило, или «Не лезьте за словом в карман!»
Способы добычи проверочных слов. Игра «Словесный мяч». Проверить удается не все. Не все требует проверки. Откуда «вылетают» проверочные слова? Слова, «убежавшие» от первоначальных значений, проверочная работа по карточкам
Немного из истории языка (6 часов)
Из истории грамматики.
Из истории грамматики. Выдающиеся русские лингвисты. Мини-проект.
Происхождение названий грамматических терминов. Толкование терминов, называющих части речи. Высказывания ученых о разных частях речи.
Особенности русского ударения. Знаки препинания: история, функции, значение. Из истории русского ударения. Тренировочные упражнения.
Ударение как средство смыслового различения. Игра-путешествие по теме «Ударение».
Знаки препинания. Происхождение знаков препинания. Когда появились знаки препинания? Достаточно ли мы знаем историю русского языка? Можно ли соотнести самые первые знаки препинания с современными?
Роль знаков препинания в русской грамматике. Мини-сочинение «Зачем нужны знаки препинания?»
Речевой этикет (2 часа)
Речевой этикет. Что такое речевой этикет и зачем он нужен?
«Золотые» слова этикета. Формулы этикета. «Золотые» слова этикета. Ролевые игры.
В мире лексикологии (14 часов)
Синонимы. Синонимия. Типы синонимов. Синонимический ряд. Занимательная игра. Тренировочные упражнения.
Антонимы. Антонимия. Типы антонимов. Тренировочные упражнения. Работа с текстом.
Омонимы. Омонимия. Виды омонимов. Паронимы. Проверочная работа. Ребусы.
Словари. Работа со словарями. Мини-проект «Виды словарей»
Фразеология. Знакомство с фразеологизмами. Источники фразеологизмов, их этимология, правописание, пунктуация. Конкурс на лучшего знатока фразеологизмов. Мини-проект по фразеологизмам. Проверочная работа.
Устаревшие слова. Виды устаревших слов. Работа с этимологическим словарем.
Заимствованные слова. Понятие о заимствованных словах. Тренировочные упражнения.
Афоризмы, крылатые выражения. Источники возникновения крылатых слов и выражений. Перечень крылатых выражений из произведений русской литературы.
Общеупотребительные слова. Какие слова называются общеупотребительными?
Жаргонная лексика. Молодежный сленг. Что такое жаргон? Слова молодежного сленга, используемые в настоящее время.
Такая интересная морфология (17ч)
Имя существительное. Грамматические категории существительного. Существительные общего рода.
Глагол. Все о глаголе. Тренировочные упражнения. Викторина.
Местоимение. Разряды местоимений. Правописание приставок и суффиксов. Проверочная работа.
Имя числительное. Разряды числительных, склонение по падежам. Работа с тренажером «Грамотей» Разгадывание ребусов. Проверочная работа.
Имя прилагательное. Разряды прилагательных. Правописание сложных прилагательных.
Причастие. Виды причастий: разряды, формы, отличия, примеры. Тренировочные упражнения. Выделение причастного оборота запятыми. Когда причастный оборот не выделяется запятыми.
Деепричастие. Виды деепричастий, выделение деепричастного оборота запятыми. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Тренировочные упражнения. Работа с тренажером «Грамотей».
Наречие. Категория состояния. Самая молодая часть речи. Категория состояния как отдельная часть речи. Грамматические категории наречия. Правописание наречий. Проект по самостоятельным частям речи.
Служебные части речи. Отличие служебных и самостоятельных частей речи. Проект по служебным частям речи.
Предлог. Производные и непроизводные предлоги. Правописание производных предлогов.
Союз. Сочинительные и подчинительные союзы. Союзы простые и составные.
Частица. Грамматические категории частицы. Разряды частиц. Дефисное и раздельное написание частиц. Тренировочные упражнения на платформе УчиРу.
Междометие и звукоподражательные слова. Виды междометий по происхождению, структуре. Разряды междометий по значению. Различия междометий и звукоподражательных слов. Синтаксическая роль междометий и звукоподражаний. Тренировочные упражнения на платформе УчиРу.
В мире синтаксиса (4ч)
Подлежащее. Способы выражения подлежащего. Подлежащее как главный член предложения. Чем выражается подлежащее. Тренировочные упражнения на платформе ЯКласс.
Сказуемое. Типы сказуемых. Что такое сказуемое? Способы выражения сказуемого. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тренировочные упражнения.
Второстепенные члены предложения. Дополнение, определение, обстоятельство. Распространенные и нераспространенные предложения.
Односоставные предложения. Типы односоставных предложений. Тренировочные упражнения. Мини-проект по односоставным предложениям.
Орфография как система обязательных норм письменной речи (10часов)
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне. Повторение правила. Словарные слова. Тренировочные упражнения.
Правописание согласных в корне слова. О, ё после шипящих в корне. Повторение правила. Тренировочные упражнения.
Правописание приставок. Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки. Тренировочные упражнения. Работа в тренажере «Грамотей».
Правописание Н, НН в разных частях речи. Формулируем правило правописания н, нн в разных частях речи. Тренировочные упражнения. Мини-диктант.
Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Формулируем правило правописания НЕ с разными частями речи. Тренировочные упражнения. Игра «Самый граотный».
Сложные слова. Слитное, раздельное дефисное написание слов разных частей речи. Тренировочные упражнения.
Правописание производных предлогов. Тренировочные упражнения.
Правописание союзов и частиц. Тренировочные упражнения.
Дефисное и раздельное написание междометий и звукоподражательных слов. Тренировочные упражнения.
Тестовая работа по разделу «Орфография».
Пунктуация как система обязательных норм письменной речи (7часов)
Знаки препинания при однородных и неоднородных членах предложения. Однородные члены предложения. Неоднородные члены предложения. Тренировочные упражнения.
Трудные случаи употребления знаков препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами и определениями. Причастный оборот. Приложение. Обособление определений. Уточняющие обстоятельства. Деепричастный оборот. Тренировочные упражнения.
Знаки препинания в сложном предложении. Сочинительные и подчинительные союзы. Тренировочные упражнения.
Сложное предложение: союзное и бессоюзное. Классификация сложных предложений. Схема сложного предложения. Постановка знаков препинания в союзных и бессоюзных сложных предложениях. Тренировочные упражнения. Работа в онлайн-тренажере «Грамотей».
Трудные случаи постановки знаков препинания в сложных предложениях. Тренировочные упражнения.
Знаки препинания в предложениях с обращениями, прямой речью, цитатами. Проект. Тренировочные упражнения.
Тестовая работа по разделу «Пунктуация».
Итоговое занятие (1ч)
Итоговое занятие. Тестирование по разделам. Подведение итогов.
4. Тематическое планирование.
Номер раздела | Тема раздела | Количество часов | В т.ч. на: | ||
Проект. | Проверочные работы | ||||
1. | Введение. | 1 | - | - | |
2. | Дорога в письменность. | 2 | 1 | - | |
3. | Кто в алфавите живет. | 2 | - | 1 | |
4. | Из чего строятся слова | 2 | 1 | 1 | |
5. | Немного из истории языка | 6 | 1 | - | |
6. | Речевой этикет | 2 | - | - | |
7. | В мире лексикологии | 14 | 2 | 2 | |
8. | Такая интересная морфология | 17 | 2 | 2 | |
9. | В мире синтаксиса | 4 | 1 | 1 | |
10. | Орфография как система обязательных норм письменной речи. | 10 | - | 2 | |
11. | Пунктуация как система обязательных норм письменной речи. | 7 | - | 2 | |
12. | Подведение итогов. | 1 | - | 1 | |
Итого: | 68 | 8 | 12 |
5.Календарно-тематическое планирование курса «Занимательная грамматика»
Тема урока | Количество часов | Дата проведения | ||
План | Факт | |||
Введение (1ч) | ||||
1. | Тайны русского языка | 1 | ||
Дорога в письменность (2ч) | ||||
2. | Древние письмена | 1 | ||
3. | Как возникла наша письменность | 1 | ||
Кто в алфавите живет? (2ч) | ||||
4. | Меня зовут «Фонема» | 1 | ||
5. | Для всех ли фонем есть буквы? | 1 | ||
Из чего строятся слова? (2ч) | ||||
6. | Строительная работа морфем. Слова-«родственники» Проект. | 1 | ||
7. | Корень и «главное» правило. | 1 | ||
Немного из истории языка (6ч) | ||||
8. | Из истории грамматики | 1 | ||
9. | Происхождение названий грамматических терминов | 1 | ||
10. | Особенности русского ударения | 1 | ||
11. | Ударение как средство смыслового различения | 1 | ||
12. | Знаки препинания. Происхождение знаков препинания | 1 | ||
13. | Роль знаков препинания в русской грамматике | 1 | ||
Речевой этикет (2ч) | ||||
14. | Речевой этикет | 1 | ||
15. | Золотые слова этикета: приветствие прощание. | 1 | ||
В мире лексикологии (14ч) | ||||
16. | Синонимы | 1 | ||
17. | Антонимы | 1 | ||
18. | Омонимы. Омоформы. Омофоны. Омографы. | 1 | ||
19. | Омонимы. Омоформы. Омофоны. Омографы. | 1 | ||
20. | Словари. Типы словарей. Роль словарей. Проект. | 1 | ||
21. | Заимствованные слова. Неологизмы. | 1 | ||
22. | Архаизмы и историзмы | 1 | ||
23. | Старославянизмы в русском языке. | 1 | ||
24. | Фразеологизмы. История происхождения фразеологизмов. | 1 | ||
25. | Источники фразеологизмов | 1 | ||
26. | Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари. Проект. | 1 | ||
27. | Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова. | 1 | ||
28. | Общеупотребительные слова. Термины и профессионализмы. | 1 | ||
29. | Жаргонная лексика. Молодежный сленг и отношение к нему. | 1 | ||
Такая интересная морфология (17ч) | ||||
30. | О роде и числе существительных. Морфологический разбор существительного. | 1 | ||
31. | Кто больше знает существительных общего рода | 1 | ||
32. | Глагол. | 1 | ||
33. | Не с глаголами | 1 | ||
34. | Куда наклоняется глагол | 1 | ||
35. | Осторожно: местоимения. | 1 | ||
36. | Почему пять – числительное. | 1 | ||
37. | Прилагательное. Формы прилагательных. | 1 | ||
38. | Понятие о причастии. | 1 | ||
39. | Запятые при причастном обороте. | 1 | ||
40. | Деепричастие. Запятые при деепричастном обороте. | 1 | ||
41. | Наречие. Правописание наречий. Категория состояния. Проект. | 1 | ||
42. | Служебные части речи. | 1 | ||
43. | Предлоги и их роль в русском языке. | 1 | ||
44. | Союзы. Виды союзов. | 1 | ||
45. | Частицы. | 1 | ||
46. | Междометия. Звукоподражательные слова. Проект. | 1 | ||
В мире синтаксиса (4ч) | ||||
47. | Подлежащее. Способы выражения подлежащего. | 1 | ||
48. | Сказуемое. Типы сказуемых. | 1 | ||
49. | Второстепенные члены предложения | 1 | ||
50. | Односоставные предложения. Типы односоставных предложений. Проект. | 1 | ||
Орфография как система обязательных норм письменной речи (10ч) | ||||
51. | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне. | 1 | ||
52. | Правописание согласных в корне слова. О, ё после шипящих в корне. | 1 | ||
53. | Правописание приставок. Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки. | 1 | ||
54. | Правописание Н, НН в разных частях речи. | 1 | ||
55. | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. | 1 | ||
56. | Сложные слова. Слитное, раздельное дефисное написание слов разных частей речи. | 1 | ||
57. | Правописание производных предлогов. | 1 | ||
58. | Правописание союзов и частиц. | 1 | ||
59. | Дефисное и раздельное написание междометий и звукоподражательных слов. Проект. | 1 | ||
60. | Тестовая работа по разделу «Орфография». | 1 | ||
Пунктуация как система обязательных норм письменной речи (7ч) | ||||
61. | Знаки препинания при однородных и неоднородных членах предложения. | 1 | ||
62. | Трудные случаи употребления знаков препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами и определениями. | 1 | ||
63. | Знаки препинания в сложном предложении. Сочинительные и подчинительные союзы. | 1 | ||
64. | Сложное предложение: союзное и бессоюзное. | 1 | ||
65. | Трудные случаи постановки знаков препинания в сложных предложениях. | 1 | ||
66. | Знаки препинания в предложениях с обращениями, прямой речью, цитатами. Проект. | 1 | ||
67. | Тестовая работа по разделу «Пунктуация». | 1 | ||
Обобщение. Итоговый контроль (1ч) | ||||
68. | Итоговое занятие «Самый умный» | 1 |