Программа работы с одарёнными детьми
Данная программа призвана обеспечить систематичность процессу выявления и обучения одарённых учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_s_odarennymi_detmi.docx | 21.9 КБ |
zadaniya_povyshennoy_slozhnosti_po_russkomu_yazyku.docx | 25.54 КБ |
zadaniya_povyshennoy_slozhnosti_po_literature.docx | 23.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство образования и науки республики Бурятия
МБОУ «Улюкчиканская основная общеобразовательная школа»
Программа работы с одарёнными детьми по русскому языку и литературе
Автор: Очирова Екатерина Дмитриевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Улюкчиканская ООШ».
2022г.
Пояснительная записка
Проблема одарённости в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя. Анализ результатов предметных олимпиад по русскому языку и литературе на муниципальном, региональном уровнях показал необходимость в разработке программы работы с одаренными детьми. Данная программа направлена на работу с обучающимися 5-9 классов.
Цель программы: создание благоприятных условий для выявления, развития, обучения и воспитания одаренных и талантливых детей и обеспечение возможностей творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Задачи программы:
- Изучение природы детский одаренности;
- Стимулирование интеллектуального развития обучающихся;
- Выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких школьников;
- Использование современных образовательных технологий с целью развития самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков;
- Организация индивидуальной внеурочной деятельности, способствующей самореализации обучающихся;
- Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, научно-практическим конференциям различного уровня;
- Предоставление всем учащимся возможности раскрыть свои таланты в различных областях, создание благоприятного социально-психологического климата для одаренных обучающихся.
Принципы работы с одарёнными обучающимися:
- Максимальное разнообразие предоставленных возможностей для развития личности;
- Выбор учащимися форм дополнительных заданий;
- Оптимально ориентированный уровень трудности заданий для одаренных учеников;
- Поддержание интереса, любознательности обучающихся;
- Формирование мотивов познавательного интереса с использованием особо актуального содержания, занимательности, необычности;
- Широкое применение познавательных игр, учебных дискуссий, конкурсов эрудитов, викторин и т.д.
Формы работы с одарёнными учащимися:
- Групповые и индивидуальные занятия с одарёнными учащимися;
- Кружковые занятия;
- Исследовательская работа;
- Участие в олимпиадах;
- Конкурсы, конференции, викторины;
- Проектная деятельность;
- Творческие мастерские.
Методы работы: проблемные, исследовательские, поисковые, практические, анализ, синтез, словесные, наглядные, метод контроля.
Ожидаемые результаты от программы:
- Формирование системы работы с одаренными учащимися;
- Положительное изменение качественных характеристик участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях по русскому языку и литературе;
- Рост численности обучающихся в олимпиадном движении, исследовательской деятельности, интеллектуальных конкурсах;
- Творческая самореализация учеников и повышение их познавательного интереса, расширение кругозора.
Содержание работы
- Подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе.
Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Подобная работа может выполняться и с группой учеников, но при этом должна быть ориентирована все же на каждого индивидуально. Для ее успешной реализации необходимо: разработать план занятий с учетом уровня подготовки ученика; обозначить наиболее сложные темы для изучения и составить план консультаций по ним. Для подготовки к предметным олимпиадам необходимо:
- Развивать языковую, коммуникативную, лингвистическую компетенцию учащихся;
- С помощью олимпиадных тренингов развивать логическое мышление;
- Формировать навыки работы с научно-популярной и справочной литературой;
- Расширять кругозор, развивать творческие способности.
Для подготовки к олимпиадам следует уделять внимание решению заданий предметных олимпиад прошлых лет, использовать сборники олимпиадных заданий и Интернет-порталы.
- Исследовательская деятельность учащихся.
Работа педагога по организации исследовательской деятельности направлена на:
- развитие рефлексивной деятельности учащихся по осмыслению основных проблем исследования;
- координацию направлений научно-исследовательской деятельности;
- подготовку к участию в научно-исследовательских конференциях.
Приобщение к школьной исследовательской практике начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные свои результаты. Но для того, чтоб иметь эти результаты, следует обладать определенной интеллектуальной культурой. Исходя из этого планируется работа по подготовке учащихся к исследовательской деятельности.
Первый этап работы предполагает выработку следующих навыков:
- находить взаимосвязи и взаимозависимости между проанализированными данными;
- формулировать логически правильные умозаключения и гипотезы.
Второй этап предполагает умение исследовать проблемные ситуации, решать понятные для ученика творческие задачи, высказывать собственное мнение по изучаемой проблеме.
Итогом такой исследовательской деятельности является научная работа.
Этапы выполнения научно – исследовательской работы.
- Выбор темы исследования, определение ее актуальности. Постановка цели и задач исследования.
- Определение объекта и предмета исследования. Выдвижение гипотезы.
- Изучение научной литературы по теме исследования.
- Выполнение практической части исследовательской работы.
- Анализ результатов. Выводы.
- Интеллектуальные и творческие конкурсы.
На развитие одаренности направлена и работа по подготовке обучающихся к интеллектуальным и творческим конкурсам. Подготовка предполагает анализ заданий предыдущих конкурсов, систематизацию знаний обучающихся по всем разделам школьного курса русского языка и литературы, развитие выразительности речи, умения выступать перед аудиторией.
- Кружковая деятельность.
На развитие одаренности направлена и деятельность кружка «Занимательная грамматика».
План работы с одаренными учениками
№ | Содержание мероприятия | Форма проведения | Срок |
1 | Изучение нормативных документов по организации работы с одарёнными детьми | Внеурочная деятельность; организация познавательных мероприятий. | Сентябрь |
2 | Составление списков одаренных учащихся по русскому языку и литературе. | Анкетирование, диагностическая работа, собеседование. | Сентябрь |
3 | Проведение работы с родителями одаренных учеников. Беседы на тему: «Как развивать одаренного ребенка» | Беседа. | В течение года |
4 | Организация индивидуальных и групповых занятий с одаренными учениками | Внеурочная деятельность, консультации, практические занятия, беседы. | В течение года |
5 | Участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, конференциях. | Практические занятия, консультации. | В течение года |
6 | Подготовка к школьному этапу Всероссийской олимпиады школьников | Практические занятия, консультации. | Сентябрь- октябрь |
7 | Подготовка к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников. | Практические занятия, консультации, | Октябрь- ноябрь |
8 | Проведение предметной недели русского языка и литературы. | Открытые уроки, конкурсы, публичные диктанты, внеклассные мероприятия. | Декабрь |
9 | Подготовка к школьному этапу научно-практической конференции «Шаг в будущее» | Практические занятия, исследовательская деятельность. | Декабрь |
10 | Подготовка к олимпиаде БГУ «Байкальская перспектива» | Практические занятия, консультации, индивидуальные занятия. | Декабрь |
11 | Подготовка к муниципальному этапу научно-практической конференции «Шаг в будущее» | Практические занятия, исследовательская деятельность. | Январь |
12 | Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной сложности и т.д.) | В течение года | |
12 | Подготовка к республиканской олимпиаде по русскому языку «Серебряная литера» | Практические занятия, консультации, индивидуальные занятия. | Январь |
13 | Подготовка к республиканской олимпиаде по литературе «Золотая литера» | Практические занятия, консультации, индивидуальные занятия. | Январь |
14 | Подготовка к всероссийскому конкурсу сочинений «Без срока давности» | Практические занятия, индивидуальные и групповые занятия. | Январь |
15 | Подготовка к республиканской олимпиаде по русскому языку «Фонетик». | Индивидуальные занятия. | Январь- февраль |
16 | Подготовка к школьному этапу международного конкурса чтецов «Живая классика» | Индивидуальные занятия. | Январь |
17 | Подготовка к муниципальному этапу международного конкурса чтецов «Живая классика» | Индивидуальные занятия | Февраль-март |
18 | Участие в дистанционных конкурсах эссе, сочинений, очерков | Индивидуальные занятия, консультации. | В течение года |
19 | Участие в дистанционных литературных конкурсах, конкурсах чтецов | Консультации, индивидуальные занятия | В течение года |
20 | Подведение итогов, поощрение одаренных учеников | Торжественная линейка | Май |
Предварительный просмотр:
Задания повышенной сложности по русскому языку
5 класс.
Задание № 1. Прочитайте текст. Определите значение выделенного слова.
Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.
Воеводы не дремали,
Но никак не успевали:
Ждут, бывало, с юга, глядь,
— Ан с востока лезет рать.
Справят здесь, — лихие гости
Идут от моря.
Со злости
Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.
(Сказка о золотом петушке. А.С. Пушкин)
Задание № 2. Многие имена у разных народов восходят к общему имени-предку. Нередко это древнегреческое или древнееврейское имя. Так, английское «Джон», итальянское «Джованни» и русское «Иван» восходят к древнееврейскому имени «Йоханан», что значит «Бог милует», «Бог награждает». Укажите русское имя, которое этимологически родственно имени иностранному.
По-болгарски Янко, а по-русски …
По-английски Джейкоб, а по-русски …
По-английски Джордж, а по-русски …
По-французски Эжен, а по-русски …
Задание № 3. Предположим, что слово карамель – это существительное, стоящее в форме родительного падежа множественного числа. Как бы выглядели возможные формы именительного падежа единственного числа от этого существительного? Приведите аналогичные примеры из русского языка. Пример выполнения задания: от слова каникулы (это существительное, стоящее в форме родительного падежа множественного числа) возможная форма именительного падежа единственного числа – каникула , по аналогии с игла – иглы. В ответе возможно несколько форм.
Задание № 4. Вставьте пропущенные в словах буквы. Объясните их постановку.
обр..мление
осн..щение
спл..ченный
об..ятельный
раздр..жать
сост..зание
Задание № 5. Дано предложение: Игорь долго не отвечал на письмо Марии. Найдите в этом предложении слово, к которому можно задать разные вопросы. Укажите, какими членами предложения оно может являться и в каком падеже может стоять. Выполняя задание, укажите, от какого слова в предложении Вы ставите вопрос, чтобы определить падеж найденного Вами слова.
Задание 6. Прочитайте отрывок из текста XV века «Хожение за три моря Афанасия Никитина».
В ындѣискои ж земли кони ся оу них не родѧт. Вь их землѣ родѧтся волы да боуиволы. На тѣх же ѣздѧт и товар возѧт, все дѣлают.
Как можно было бы написать на языке XV века фразу Каждый день я умываюсь, если бы у нас сохранилось свойство современного глагольного суффикса (постфикса) -ся, которое мы видим в первом предложении отрывка?
6 класс.
Задание № 1. Прочитайте фрагмент статьи «Дети поправляют взрослых»:
«На свете существует немало различных игр. Играют в шахматы и домино, в теннис и баскетбол, футбол и хоккей, в “классики” и казаков-разбойников. Играют и в слова. Разгадывают кроссворды, из букв одного слова составляют как можно большее количество слов или, прибавляя по одной букве к слову, образуют всё новые и новые слова. Эти игры многим известны. Думаем, что и вы в них играли. А вот можно ли играть в «энтимологию»? Оказывается, можно. Такую игру придумали учёные-лингвисты. Собрались как-то языковеды, и кто-то предложил составить необычный, оригинальный “Энтимологический словарик”. Какие же слова в него включаются? Возьмём для примера слово левша. Оно образовано от прилагательного лев(ый) + ш-а и означает “человек, который всё делает левой рукой». Но можно дать и шутливое толкование: к существительному лев прибавили суффикс -ш-, образовалось слово левша в значении “самка льва» по аналогии доктор + ш-а = докторша – “жена доктора”, “женщина-доктор”». Учёные, составляя такой словарик, преследовали развлекательную, юмористическую цель, поскольку давали заведомо искусственное толкование слов русского языка, отсюда и необычное название «Энтимологический словарь» (Л. Введенская, Н. Колесников). Поиграем?
Дайте шутливое толкование предложенных слов.
1) Нелепица (детск.) –
2) Неон (детект.) –
3) Обескровленный –
4) Опешить –
Задание № 2
1. Вставьте пропущенные слова.
Сберегательный – 2) ……… – сберечь 1) ……..
2. Определите лексическое значение выделенного слова в предложении:
Князь велики Василей Ивановичь всея Руси послалъ слугу своего, князя Михайла Глиньского, со многими людми беречи своея вотчины града Смоленьска и иныхъ городовъ отъ своего недруга отъ Жидимонта короля польского.
Задание 3. Определите лексическое значение слова, выделенного в приведённом ниже фрагменте. Обоснуйте свой ответ с помощью анализа корня выделенного слова. Что ещё помогает установить значение слова? «Всегда разборчива, правдива,
Нигде и никому не льстива,
О! строгого Кунгдзея* Муза,
Которая его вдыхала
Играть на нежном, звонком кине**
И трогать поученьем сердце!»
(Державин Г.Р. «Памятник герою»)
*Кунгдзей – Конфуций. **Кин – музыкальный инструмент, на котором якобы играл Конфуций.
Задание № 4. Вставьте пропущенное слово во фрагмент текста из словарной статьи энциклопедического словаря «Русский язык». «________________________ – противоположность значений языковых единиц одного и того же уровня языка: слов, морфем, синтаксических конструкций, напр.: Все аплодировали оратору – Никто не аплодировал оратору». Приведите свои примеры данного явления (словосочетание или предложение).
1) Имена существительные _______________________________________
2) Имена прилагательные _________________________________________
3) Глаголы ______________________________________________________
4) Наречия ______________________________________________________ Задание № 5. Даны следующие словосочетания: взял топор, купил квартиру, работал рубанком, воспитал сына, написал брату, рассказал о грозе. Разделите эти словосочетания на две равные группы, учитывая одну из грамматических особенностей выделенных слов (словоформ). Поясните своё решение.
7 класс
- В каких словах ударение падает на последний слог?
Кодекс, досыта, приняла, мышление, начав, остро (наточить), передав.
- Какой звук обозначен буквой «а» в данных словах?
Жаль, жакет, к сожалению, щавель, шалаша, жалюзи, часовой.
- Выпишите слова с соединительными гласными.
Нефтевоз, ледокол, дорогостоящий, болеутоляющий, путешествие, огнестрельный, быстрорастворимый, морозостойкий, благословить, полководец, новосел, природоведение.
- Сколько словообразовательных цепочек можно составить к слову «забота»?
- Запишите предложения, употребив существительные, данные в скобках, в нужной форме.
- В магазине продаются кожаные (поясы, пояса).
- В клубе состоялись (проводы, провода) новобранцев.
- На столе лежат (счеты, счета), на которых мы учимся считать.
- Какими частями речи являются выделенные слова?
- Отдай мне то, что обещал.
- То дождь пойдет, то выглянет солнце.
- Дето-то, братцы, того.
- Прочитайте отрывок из «Песни про... купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова. Что означает слово «бесталанный» - несчастный или бездарный?
И казнили Степана Калашникова
Смертью лютою, позорною;
И головушка бесталанная
Во крови на плаху покатилася.
- Некоторые прилагательные употребляются в речи только с определенным словом, в частности с существительным. В каких фразеологических оборотах употребляются прилагательные закадычный, проливной, страдный, зеленый. Укажите значение полученных фразеологизмов. Расскажите о происхождении одного из них.
- Расставьте знаки препинания. Сопоставьте причастные и деепричастные обороты, укажите их отличия, разные условия обособления.
- В покрытых мелкими листочками деревьях зашумел ветерок.
- Снег оставшийся кое-где в оврагах напоминал о зиме.
- Пролетая над садами ветер шелестел листьями деревьев.
- Снег сошел оставшись кое-где в оврагах.
- Листья пригретые солнцем слабо колеблясь падали на темные серые дорожки.
- Запишите словосочетания, вставив пропущенные буквы. Объясните свой выбор.
Встретились по возвращени (и,ю) из командировки, принять решение по выяснени (и, ю) обстоятельств, получить права по достижени (и, ю) совершеннолетия, получить посылку по предъявлени (и, ю) паспорта, поздравим лично по приезд (у, е).
- Прочитайте текст. Какие типы речи в нем встречаются? Какие типовые фрагменты можно выделить в данном тексте?
В это утро мы с Сережей встали пораньше, напились чаю. Взяв ружьецо, отправились в сад над речкой. Как там было хорошо!
Сквозь поредевшую листву старых яблонь внизу под нами синела река. А за рекой, далеко-далеко виднелись скошенные, опустевшие луга потемневшими от дождя стогами сена, желтые перелески. И над всем этим осенним простором в прохладном прозрачном небе плыли одинокие облака.
8 класс
Задание 1.
1.Выпишите из ряда прилагательных как можно больше антонимических пар (речь идёт о языковой антонимии):
свободный, нахальный, бурный, занятый, скромный, возбуждённый, обязательный, спокойный, богатый.
Дополнительные условия:
– одно слово может входить в несколько антонимических пар;
– некоторые слова могут не войти ни в одну антонимическую пару.
2. Составьте с каждой парой антонимов по два словосочетания, раскрывающие антонимические отношения в этой паре.
Задание 2.
Составители проверочных работ для школьников отдали на экспертизу следующее тестовое задание. Укажите строки, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) предохр..нять, пл..дотворный
2) сов..ршенный, посв..тить
3) отл..чать, разм..стить
4) укр..щать, об..яние
5) зап..вать, подм..сти
Эксперт написал, что два «неудачных» слова делают всё задание целиком некорректным. Поясните мнение эксперта. Измените задание так, чтобы оно стало корректным.
Задание 3.
Этимология – это раздел языкознания, изучающий происхождение слов. Ниже приведены пары толкований слов, являющихся этимологически родственными. Будьте внимательны: слова из разных пар могут не являться исторически родственными! Определите слова, пользуясь данными толкованиями.
А. «Лицо, занимающееся доставкой» – «год обучения в университете».
Б. «Крупная дробь для охотничьего ружья» – «толстая твёрдая бумага».
В. «Система специально подобранных физических упражнений» – «тип среднего общеобразовательного учреждения».
Г. «Садовое декоративное растение семейства Сложноцветные с крупными цветками различной окраски, обычно без запаха» – «наука о небесных телах».
Задание 4.
Прочитайте текст. Определите лексическое значение выделенных слов в контексте. В первом слове выделите исторический корень, подберите три слова с историческими чередованиями в этом корне. Сформулируйте значение, в котором первое выделенное слово употребляется в современном русском литературном языке. Для второго слова укажите в отрывке текста те слова, которые помогают понять его значение. Какое устаревшее значение сохраняется у второго выделенного слова в современном русском литературном языке?
О смертный! хочешь ли безбедно перейти
За море жизни треволненной?
Не буди горд: и в ветр попутный опусти
Свой парус, счастием надменный.
Не покидай руля, как свистнет ярый ветр!
Будь в счастьи – Сципион, в тревоге брани – Пётр.
(К. Батюшков, «Подражания древним»)
*Примечание. Сципион – великий римский полководец; здесь в контексте: щади побеждённых, как Сципион, будь милосердным; Пётр – отсылка к деятельности императора Петра I, т. е. будь твёрдым и целеустремлённым.
Задание 5.
Прочитайте фрагмент текста и переведите его на современный русский язык. Дайте лексико-грамматический комментарий подчёркнутым словам (укажите лексическое значение слова в данном контексте, а также особенности его формы).
Рече Господь прiтчѫ сiѫ чл ҃ка дъва вънидосте въ цр ҃квь помолiтъ сѧ единъ фарiсеи* а дроугы мытарь*.
*Мытарь – сборщик налогов. *Фарисей (в древней Иудее) – член религиозно-политической партии зажиточных слоев городского населения, отличавшейся фанатизмом и лицемерием в выполнении внешних правил благочестия.
9 класс
Задание 1. Составьте из ряда прилагательных как можно больше антонимических пар (речь идёт о языковой антонимии). Дополнительные условия:
– одно слово может входить в несколько антонимических пар;
– некоторые слова могут не войти ни в одну антонимическую пару.
Старый, предусмотрительный, общий, актуальный, близорукий, специальный, молодой, дальнозоркий, частный.
2. Составьте с каждой парой антонимов по два словосочетания, раскрывающие антонимические отношения в этой паре.
Задание 2. Составители проверочных работ для школьников отдали на экспертизу следующее тестовое задание. Определите предложения, в которых оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки в каждом из найденных предложений и выпишите эти два слова.
1) За доверчивость ей в жизни (НЕ)РАЗ пришлось поплатиться значительной суммой денег и потерянным (В)ПУСТУЮ временем.
2) Маша училась (В)ДАЛЕКЕ от родного города, (ПО)ЭТОМУ виделись они с сестрой редко.
3) Он (НА)СТОЛЬКО привык заставлять лгать других, что и сам тоже врал (НА)ХОДУ, даже не задумываясь.
4) Чтобы унять боль, Петька на секунду зажал ладони (ПОД)МЫШКАМИ, а потом снова полез (В)ВЕРХ.
5) Левин ни о чём не думал, ничего не желал, кроме одного: ЧТО(БЫ) не отстать от мужиков и работать ТАК(ЖЕ) хорошо, как они.
Эксперт написал, что один выделенный крупным шрифтом фрагмент неудачен. Этот фрагмент делает всё задание некорректным. Поясните мнение эксперта. Измените задание так, чтобы оно стало корректным.
Задание 3. Даны слова: мышонок, замшелый, промышленность, мщение, мощёный, мышление, подмышки, мощный, мышца, моховой.
Найдите среди них те, которые восходят к одному и тому же корню, и распределите их по группам в соответствии с общим историческим корнем. Укажите общий корень.
Задание 4. Какая особенность обнаруживается в образовании причастия искомый от глагола искать?
Задание 5. Прочитайте отрывок из школьного сочинения.
Выбор преследует нас на протяжении всей жизни, и, чтобы совершить его, нужно преодолеть множество соблазнов и препятствия, поджидающих нас на жизненном пути жизни.
Укажите в тексте все грамматические и речевые ошибки и недочёты. Объясните, в чём заключаются эти ошибки. Перепишите отрывок сочинения без ошибок и недочётов, сохранив в целом его смысл.
Задание 6. В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Пример: эфиоп Яро (орфоэпия). Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: о соболе Бине.
Предварительный просмотр:
Задания повышенной сложности по литературе
5 класс.
Задание 1. Узнайте героя зарубежной литературы по описанию.
Сводный брат главного героя, проказника и выдумщика, полная ему противоположность. Ябеда, всегда старающийся показать, что ведёт себя правильно.
Напишите его имя (одно слово, только имя!). Напишите имя главного героя (одно слово, только имя!). Напишите псевдоним автора (два слова – имя и фамилию), под которым он известен по всему миру.
Задание 2. Соедините» названия произведений и их жанр.
Ответы запиши в таблицу.
1 . Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» Сказ
2. П.П.Бажов «Медной горы хозяйка» Поэма
3. И.А.Крылов «Волк на псарне» Сказка
4. «Повесть временных лет» Летопись
5. Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос» Баллада
6. Р.Стивенсон «Вересковый мёд» Басня
7. В.А.Жуковский «Спящая красавица» Рассказ
Задание 3. Впишите в пословицы пропущенные слова:
- Берегите платье ________________ , а честь смолоду.
- Долгие проводы – лишние ________________________.
- На ловца и _____________ бежит.
- И считанную овцу ____________________ съедает.
- Сказал красно - по избам пошло, а смолчится - себе_________________ .
- Кто любит __________________ , тому без дела не сидится.
- Ласковое _______________ слаще мёда.
- Лиса живёт хитростью, ___________________ прыткостью.
6 класс
Прочитайте рассказ. Напишите сочинение об этом рассказе, отвечая на поставленные вопросы (можно ответить не на все вопросы). Пишите связным текстом, свободно, понятно, доказательно и грамотно. Рекомендуемый объём – 150–200 слов.
Евгений Васильевич Клюев (род. 1954)
ГЛАВНОКОМАНДУЮЩАЯ ПУШИНКА
Может быть, Пушинке никогда бы и в голову не пришло стать главнокомандующей, не оторвись она от одуванчика первой… Но она как раз и оторвалась от одуванчика первой.
Несколько мгновений повисев в воздухе и осмотревшись, наша Пушинка пришла в ужас. Куда хватало глаз – во всех направлениях носились по воздуху пушинки, сорвавшиеся с прочих одуванчиков, причём никакого порядка в воздухе не было. Тут-то наша Пушинка и решила стать Главнокомандующей Пушинкой и навести-таки порядок в воздухе… ладно, пусть не во всём воздухе, а хотя бы только в ближайшем к ней.
Сначала она не знала, что делать, но потом, строго взглянув на пушинки только что покинутого ею одуванчика, сообразила сказать:
– Я требую полного внимания!
А надо заметить, что уж если чего-то и нельзя требовать от пушинок – так это внимания, особенно полного. Пушинки – народ страшно рассеянный, но при этом стоит той или иной пушинке о чём-нибудь задуматься, до неё уже не докричишься: летит себе в полной задумчивости и совсем ничего вокруг себя не видит и не слышит. И хоть ты ей кол на голове теши!
Потому-то, когда Главнокомандующая Пушинка потребовала внимания, никакого внимания ей оказано не было. В тот момент пушинкам, вообще-то говоря, было совсем не до неё: каждая из них готовилась покинуть родной одуванчик и уже предвкушала новую жизнь, полную самых необыкновенных событий. Стало быть, никто и не услышал слов Главнокомандующей Пушинки. Тем не менее, та заговорила снова, причём так:
– Ну, что ж… теперь, когда я добилась от вас полного внимания, я приступаю к глав-но-ко-ман-до-ва-ни-ю. Только сначала попрошу каждую посмотреть на то, что происходит вокруг.
Пушинки как не слышали Главнокомандующей Пушинки, так и продолжали не слышать её. Большинство из них именно сейчас пыталось угадать, в каком направлении кого из них унесёт ветер… – даже и не думайте, что пушинкам это безразлично! Честно сказать, для них это – самое важное… Да и вы ведь, наверное, понимаете: нет ничего неприятнее на свете, чем приготовиться лететь на юг, а отправиться на север! Вообразите себе, что вы собрали чемодан, положили туда плавки, акваланг, маску и ласты, надели шорты и шлёпанцы и сели в поезд, а поезд едет на север, в район вечной мерзлоты… Хороши же вы там будете в плавках, акваланге, маске и ластах! Все белые медведи и нерпы просто умрут от хохота.
А пушинки… Они, конечно, чемоданов никаких не собирают, но и они настраивают себя на южные широты, радуются солнцу и всему прочему, что их там ждёт… потому не очень-то им приятно будет вдруг очутиться на ледяном ветру при температуре сорок градусов ниже нуля!
Вот пушинки и пытались сейчас уловить направление ветра, чтобы уж заранее знать, куда их понесёт…
Между тем Главнокомандующая Пушинка, подождав немного, продолжила:
– Прекрасно! Теперь, когда вы посмотрели на происходящее вокруг, вы, наверное, согласитесь со мной, если я скажу: это безобразие. Нигде никакого порядка – и множества пушинок просто мечутся в разные стороны, как безумные, совершенно не отдавая себе отчёта в том, что это некрасиво. Пушинки на покинутом ею одуванчике дружно молчали, и, вспомнив пословицу «Молчание – знак согласия», Главнокомандующая Пушинка победоносно закончила:
– Такому безобразию пора положить конец. Пушинки с нашего одуванчика призваны показать всему миру, как должна вести себя в воздухе любая уважающая себя пушинка и что такое настоящий порядок. Сейчас, когда вы покинете одуванчик, я приказываю вам выстроиться в четыре колонны по одной, после чего замереть по стойке «смирно». Когда настанет время, я скомандую каждой колонне по отдельности, в каком направлении – северном, южном, западном или восточном – ей двигаться, после чего каждая из колонн организованно полетит в указанном направлении, строго соблюдая очерёдность. Все должны лететь в затылок друг другу, стараясь сохранять одинаковое расстояние между отдельными пушинками в колоннах – не запаздывая и не залетая вперёд. Смотреть по сторонам на другие пушинки запрещается.
Сказав так, Главнокомандующая Пушинка чуть не задохнулась: шутка ли – произнести такую длинную и последовательную речь, когда ты всего-навсего маленькая пушинка… пусть и Главнокомандующая! Едва отдышавшись, она обвела взором вверенные ею самой её же командованию пушинки и добавила:
– Невыполнение приказа ведёт к лишению свободы сроком до пяти лет.
Что уж она имела в виду, говоря так… и вообще – что она имела в виду, отдавая свои распоряжения, остаётся загадкой. Впрочем, пушинки всё равно не слышали ни единого из её слов, поскольку ветер неумолимо приближался к одуванчику – и, стало быть, до новой жизни, полной самых необыкновенных событий, оставались считанные секунды. …
Вот он и налетел, долгожданный ветер! И в тот же миг одуванчик опустел: сорванные ветром пушинки понеслись кто куда: с радостью – если направление полёта было угадано правильно… или с грустью, если кому-то пришлось лететь в противоположную сторону. Правда, таких оказалось мало: у пушинок обычно всё-таки довольно хорошо развита интуиция!
– Стойте! – надрывалась тем временем Главнокомандующая Пушинка, которую и саму несло куда-то… причём совсем уж не пойми куда. – Ни с места! Вы все будете наказаны-ы-ы…
Наверное, если бы у неё было ружьё, она даже начала бы стрелять – по крайней мере, в воздух.
Но, к счастью, ни у одной из пушинок в мире – даже среди главнокомандующих – не бывает ружей.
1. Чем рассказ похож на сказку, а чем не похож?
2. Почему пушинка становится Главнокомандующей?
3. Как автор относится к своей героине?
4. В каких словах выражено это отношение?
7 класс
Поэтический текст Прочитайте стихотворение. Напишите сочинение об этом стихотворении, отвечая на поставленные вопросы (можно ответить не на все вопросы). Пишите связным текстом, свободно, понятно, доказательно и грамотно. Рекомендуемый объём – 200–250 слов.
Виктор Владимирович Лунин (род. 1945)
ПРО ИВАНА ПРОСТАКОВА
Услышал однажды Иван Простаков,
Что счастье зависит
От старых подков.
Кому же счастливым
Не хочется стать?
И вот захотел он
Подкову достать.
Подкову Иван
На базаре добыл
И тотчас её
Над кроватью прибил.
А ночью подкова
Со стенки упала,
Упала и по лбу
Ивану попала.
Сбежались соседи
На крики его,
Соседи понять
Не могли ничего.
И кто-то сказал:
– До чего бестолковый!
Зачем в изголовье
Повесил подкову?
Иван Простаков
Рассмеялся в ответ:
– Какой же ты глупый,
Любезный сосед!
Отвечу тебе я На это толково:
Известно, что счастье
Приносит подкова.
И верно!
Хоть я
Испугался со сна,
Но, к счастью, меня
Не убила она!
1. С каким суеверием связан сюжет стихотворения?
2. Почему герой носит такую фамилию?
3. Почему стихи можно назвать юмористическими?
8 класс
Свои юмористические рассказы и басни известный писатель Феликс Кривин называл по-разному: «Сказки с моралью», «Басни», «Полусказки». В интернете иногда эти рассказы помещают под рубрикой «Притчи». Внимательно прочитайте одно из его произведений и объясните, в каком жанре оно написано и под какой рубрикой поместили бы его вы.
Волк на елке
В новогоднюю ночь старый Волк особенно остро почувствовал своё одиночество. Увязая в снегу, продираясь сквозь цепкие ёлки, он брел по лесу и размышлял о жизни.
Да, ему никогда не везло. Самые лучшие куски у него выхватывали из-под носа другие. Волчица – и та оставила его, потому что он мало приносил зайцев.
Эти зайцы, сколько из-за них неприятностей! У кого их много – перед теми все на задних лапах стоят, а у кого мало… Да, в волчьем мире зайцы решают всё.
Ёлки, ёлки… «Ёлки-палки, – думал Волк, – когда же всё это кончится? Никуда не денешься от этих ёлок, хоть из лесу беги!»
И вдруг… Волк присел на хвост, протер глаза: неужели правда? Под ёлкой сидит самый настоящий, самый живой заяц. Он сидит, задрав голову, и смотрит куда-то вверх, и глаза его горят так, словно ему там невесть что показывают.
«Интересно, что он там увидел? – подумал Волк. – Дай-ка и я погляжу». И он поднял глаза на ёлку.
Сколько ёлок видел он на своем веку, но такой ему видеть не приходилось. Она вся искрилась снежинками, переливалась лунным светом, и казалось, что ее специально убрали к празднику, хотя на ней не было ни одной ёлочной игрушки.
Ёлки-палки! – сказал Волк и замер с открытым ртом.
Бывает же на свете такое чудо! Посмотришь на него – и чувствуешь, как у тебя внутри что-то переворачивается – не в желудке, нет, а повыше. И уже ничего не хочется – только сидеть и смотреть.
Так и сидели они рядышком – Заяц и Волк – под новогодней ёлкой, и смотрели на нёе, и внутри у них что-то переворачивалось.
И Заяц впервые подумал, что есть на свете кое-что посильнее волков, а Волк подумал, что, ёлки-палки, честно говоря, ведь не в зайцах счастье…
2. Выберите из списка предложенных персонажей: гусь, соловей, медведь, крот, лиса, ёж, свинья – двух-трёх и сочините про них в прозе (можно в стихотворении) собственную басню, или сказку, или короткий рассказ. Сюжет придумайте сами, а закончите своё произведение афористическим выражением. Как, например, сказка «Волк на ёлке» могла бы закончиться поговоркой: «Не хлебом единым жив человек».
Выберите для финальной фразы одно из следующих выражений:
Всё хорошо, что хорошо кончается.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
На чужой каравай роток не разевай.
Человек – сам кузнец своего счастья.
9 класс
Произведите целостный анализ стихотворного текста.
Поэтический текст Олег Григорьевич Чухонцев (род. 1938)
* * *
Этот город деревянный на реке
словно палец безымянный на руке;
пусть в поречье каждый взгорок мне знаком
как пять пальцев, – а колечко на одном!
Эко чудо – пахнет лесом тротуар,
пахнет тёсом палисадник и амбар;
на болотах, где не выстоит гранит,
деревянное отечество стоит.
И представишь: так же сложится судьба,
как из брёвен деревянная изба;
год по году – не пером, так топором–
вот и стены, вот и ставни, вот и дом.
Стой-постой, да слушай стужу из окон,
да поленья знай подбрасывай в огонь;
ну а окна запотеют от тепла – слава Богу!
Лишь бы крыша не текла!