Мониторинг метапредметных результатов обучающихся
Метапредметные результаты - это результаты, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kotz_5_klass.docx | 59.68 КБ |
kotz.docx | 63.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование компетентностно-ориентированных тестовых заданий для оценки метапредметных результатов.
Способов оценивания метапредметных результатов обучающихся существует достаточно много, одним из них является использование компетентностно-ориентированных тестовых заданий (далее – КОТЗ). В отличие от традиционных тестов, которые проверяют конкретные знания по предмету (направлены на выявление пробелов знаний), КОТЗ способны оценить не только предметные, но и метапредметные результаты (компетенции или УУД).
Компетентностно-ориентированные тесты представляют собой систему калиброванных заданий специфической формы, отличающиеся практико- ориентированной направленностью содержания или проблемным характером. Оценка посредством компетентностно-ориентированных тестовых заданий существенно отличается от традиционного тестирования с заданиями закрытого типа на выбор одного или нескольких правильных ответов. Компетентностно- ориентированные тестовые задания отличаются по характеру ответа: вопросы с кратким ответом, вопросы с расширенным структурированным ответом, вопросы с развёрнутым неструктурированным ответом. Задания в закрытой форме содержат всё необходимое для ответа, испытуемому нужно отметить выбранные элементы. Задания же в открытой форме требуют ввода дополнительной информации (ответ конструирует сам обучающийся), созданию схем, графиков, таблиц и др. Выполнение заданий открытого типа обязывает обучающегося совершить определённую деятельность по поиску, анализированию, обработке информации, разрешению возникшей проблемы и оформлению результатов ее решения. Такое задание всегда требует развёрнутого ответа.
Переход на компетентностно-ориентированные тестовые задания должен быть постепенным, на первых порах предлагается начать с комбинированных тестов, куда входят и задания закрытого типа, задания на соответствие, на установление последовательности и т. д., и задания открытого типа. По мере прохождения предмета тестовые задания должны постепенно усложняться, добавляться компетентностно-ориентированные тестовые задания. В заданиях с конструируемым ответом готовые ответы не даются, их должен придумать или получить сам обучающийся. Задания с конструируемым ответом бывают двух видов: первый предполагает получение обучающимися строго регламентированных по содержанию и форме представления правильных ответов; второй – задания со свободно конструируемыми ответами, в которых обучающиеся составляют развернутые ответы, произвольные по содержанию и форме.
Типология тестовых заданий, традиционных и компетентностно-
ориентированных
Типы ТЗ | Характеристика/описание | Деятельность учащегося |
1. Задания с выбором одного правильного ответа из предложенных вариантов | - это такое задание, где есть готовые ответы, из которых учащийся должен выбрать правильный ответ | испытуемый выбирает правильный ответ из числа готовых, предлагаемых в вариантах ответа |
2. Задания с выбором нескольких (множественным выбором) правильных ответов из фиксированного набора вариантов | - это такое задание, где есть готовые ответы, из которых учащийся должен выбрать несколько правильных ответов. Задание предполагает наличие вариативности в выборе | испытуемый выбирает правильный ответ, самостоятельно определяет количество правильных ответов |
3. Задания с выбором наиболее правильного ответа из предложенных вариантов | - это такое задание, которое предполагает выбор наиболее правильного ответа из правильных в разной степени или предлагает для выбора несколько правильных ответов | испытуемый выбирает правильный ответ или несколько ответов |
4. Задания с альтернативным ответом | - это такое задание, где есть два варианта ответов («Да-нет»; «Правильно-неправильно»), из которых учащийся должен выбрать правильный ответ. Предполагает серию вопросов к одному элементу заданий | испытуемый выбирает правильный ответ из двух вариантов по каждому заданию |
5. Задания на установление соответствия | - это такое задание, которое предполагает установление соответствия между двух множеств (списков): объектов, субъектов, процессов и др. – и их атрибутов (свойств, характеристик, структур и др.). При этом количество элементов может не совпадать | испытуемый определяет соответствия между элементами двух множеств |
6. Задания на установление правильной последовательности | - это такое задание, которое предполагает установление правильной последовательности, логических связей в ряду предлагаемых элементов | испытуемый указывает правильную последовательность (порядок) элементов, действий, событий или процессов перечисленных в задании |
7. Задания на сортировку | - это такое задание, которое предполагает ранжирование вариантов ответа согласно некоторому критерию (по дате, рейтингу), упорядочивание записей, списка, таблицы и др. | испытуемый сортирует содержание согласно заданию (указывает порядок действий или процессов) |
8. Задание на исключение лишнего | - это такое задание, где присутствует лишний элемент(ы). В таких заданиях испытуемому предъявляется список | испытуемый находит лишний элемент(ы) и указывает в ответе |
объектов, слов, фигур, чисел и др., а испытуемый должен найти общие закономерности отношения между элементами списка, на основании которых и делать заключения об их подобии или различии | ||
9. Задание на завершение предложений | - это такое задание, где учащемуся необходимо продолжить предложение(-я), указанное в тексте, либо из выбора ответов или самостоятельно | Испытуемый завершает предложение(-я) с того места, которое указанно в задании |
10. Задание на дополнение | - это такое задание, которое предполагает, что учащийся при ответе внесёт намеренно пропущенные термины и понятия в текст или предложение, при этом вариантов ответов нет | испытуемый должен сам сформулировать ответы, с учетом предусмотренных ограничений заполняя пропуски соответствующими словами, цифрами, символами и др. |
11. Задание с неструктурированным ответом | - это такое задание, которое предполагает структурировать предлагаемые варианты, чтобы получить ответ. | испытуемому необходимо структурировать предлагаемые варианты ответа (например, конструирует ответ из предложенной последовательности слов) |
12. Задание с лишними данными | - это такое задание, которое в формулировке лишние данные (которые не нужны для решения задания) | среди предлагаемых ответов ученик отмечает лишнее |
13. Задание с кратким ответом | - это такое задание, где в качестве ответа ученик вводит слово или словосочетание, цифры, букву, символ | испытуемый вписывает слово, цифру и др. |
14. Задание с противоречивыми данными | - это такое задание, где даны противоречивые данные, ученику необходимо определить их и выполнить задание | испытуемый определяет лишнее и решает задание |
15. Задание с недостаточными данными | - это такое задание, в котором недостаточно данных для решения, многовариантные тестовые задания (чтобы выполнить задание, ученик должен сначала дополнить исходные данные или предложить несколько вариантов решения задания) | испытуемый дополняет исходные данные, предлагает варианты решения задания |
16. Расчетные задания закрытой формы с выбором ответа | - это такое задание, в котором учащемуся необходимо выбрать ответ после моделирования (исследования) изучаемого объекта, процесса или явления. | испытуемый исследует, моделирует и выбирает правильный ответ |
17. Задание на вычисление ответа | - это такое задание, в котором учащемуся необходимо решить задание и вписать правильный ответ. | испытуемый решает и вписывает получившийся ответ (результат) |
18. Комбинированные задания | - это одно из наиболее сложных заданий, предполагающее внимание и мышление ученика, в таких заданиях правильный ответ в выборке может отсутствовать, могут ответы приведены вместо вопроса и др. | ученик ставит прочерк, формулирует задание |
19. Мини-кейс с вариантами ответов | - это такое задание, которое предполагает решение ситуации учеником и нахождение из вариантов ответов или составление ответа | испытуемый решает ситуацию и выбирает ответы |
20. Мини-кейс без вариантов ответов | испытуемый сам конструирует ответ на решение ситуации | |
21. Задание со свободно конструируемым ответом | - это такое задание, которое предполагает написание ответа в свободной развернутой форме: решение задачи с пояснением, небольшое сочинение и др. | испытуемый самостоятельно формулируют ответ |
22. Творческие задания | - это самый сложный вариант компетентностно-ориентированного задания, которое предполагает создание кластеров, схем, таблиц и др. При этом учитель не должен на уроке давать задание схематично, ученик сам должен структурировать изученный материал | испытуемый выполняет творческое задание в указанной форме |
Методические рекомендации и требования к тестовым заданиям
Типы ТЗ | Методические рекомендации и требования |
1. Задания с выбором одного правильного ответа из предложенных вариантов |
|
Комментарии. Первые четыре типа ТЗ: задания с выбором одного правильного ответа, задания на множественный выбор, задания на выбор наиболее правильного ответа и задания с альтернативным ответом – не являются компетентностно-ориентированными. Они выполняют другую задачу – проверка фактологического материала, дифференциация обучающихся по степени знания предмета, разминка перед более сложными заданиями, способствующая включению в мыслительную деятельность. Главное условие к данному заданию – наличие правдоподобных дистракторов. Оценивается это задание следующим образом: за правильный ответ – 1 балл, за неправильный – 0 баллов | |
2. Задания с выбором нескольких (множественным выбором) правильных ответов из фиксированного набора вариантов |
|
| |
Комментарии. Задание на множественный выбор может быть двух видов: первый, когда в инструкции или в самом задании указывается количество правильных ответов, и тогда обучающийся отмечает указанное количество; второй – это когда не указано количество правильных ответов, при таком задании ученик сам должен решить, сколько правильных вариантов, и указать их. Второй вид более сложный и предпочтительней. Оценивается такое задание обычно следующим образом: при указании всех правильных ответов ставится 1 балл; если допущена хотя бы одна ошибка – 0 баллов | |
3. Задания с выбором наиболее правильного ответа из предложенных вариантов |
|
Комментарии. Задание с выбором наиболее правильного ответа встречаются довольно редко в практике учителя. Причина этого заключается в том, что достаточно сложно разработать данный вид задания. Все варианты должны быть правдоподобными, в дистракторах либо пропущена часть информации, либо указано лишнее (сложно разработать несколько правдоподобных дистракторов, имеющих примерно одинаковый размер, иначе ученик будет выбирать более длинный). Оценивается это задание, как и первые два: если правильно – 1 балл, если нет – 0 баллов | |
4. Задания с альтернативным ответом |
|
Комментарии. Задание с альтернативным ответом также достаточно редко встречается в практике учителя. Причина – большой процент угадывания правильного ответа (50%). Для того чтобы это задание было более объективным, необходимо к одному заданию давать целый ряд утверждений (например, к одному заданию 10 высказываний). Такое задание можно оценивать в пределах от 0 до 1 балла или 0 до 2 баллов. Во втором случае (при условии большого числа высказываний), если все правильно – 2 балла; если допущена одна ошибка – 1 балл, если 2 |
ошибки – 0 баллов. Шкала зависит от сложности задания и предпочтения преподавателя | |
5. Задания на установление соответствия |
|
Комментарии. Данный тип задания можно сделать компетентностно-ориентированным, для этого необходимо добавить дистракторы в правый столбец (желательно, чтобы вариантов в правом столбце было в два раза больше, чем в левом). В задание на соответствие можно включать не только текст, но и картинки, фотографии и др. (например: «Соотнесите картину и событие или деятеля» и др.). И второй вариант – увеличение числа колонок, не две, а три, четыре. Например, задание «Соотнесите дату, событие и имя деятеля» и т. д. Если есть дистракторы, то это достаточно сложное задание, которое необходимо и оценивать соответственно. Задание в первом случае оценивается в пределах от 0 до 1 балла; если ученик установил правильное соответствие – 1 балл, если ошибся – 0 баллов. В случае компетентностно- ориентированного формата можно уже оценивать в пределах от 0 до 2 и 0-3 балла (на выбор учителя). Если все правильно – 2 балла; допущена ошибка – 1 балл, и если допущено две ошибки – 0 баллов. В третьем варианте – 3 балла, если все верно; 2 балла – если допущена одна ошибка; 1 балл – если допущено две ошибки и 0 баллов – если более 2 ошибок | |
6. Задания на установление правильной последовательности |
|
Комментарии. Данный тип задания можно сделать компетентностно-ориентированным, для этого необходимо добавить дистрактор (главное, чтобы он был правдоподобным), тем самым усложнив задание. Для выполнения такого задания ученику необходимо будет сначала найти дистрактор, а уже затем расположить в правильной последовательности. Соответственно такое задание оценивается в баллах больше, чем традиционное, поскольку имеет больший компетентностный вес. Например, традиционное задание можно оценить в 2 балла, с дистрактором – на один балл больше. Другой пример оценивания в шкале от 0 до 3 баллов: если все верно – 3 балла, ошибка в конце задания снижает на один балл, в середине – на два, если в начале – 0 баллов. Это же касается задания на сортировку (ранжирование), которое по смыслу близко к заданию на установление правильной последовательности | |
7. Задания на сортировку | - Формулировка утверждений должна быть четкой и предельно краткой; |
| |
Комментарии. Данный тип задания является схожим с заданием на выбор одного или наиболее правильного ответа. Возможно два варианта заполнения бланка ответа: ученик в бланк вписывает лишнее слово или указывает номер варианта. Оценивается также в пределах от 0 до 1 балла. Если все правильно – 1 балл, если нет – 0 баллов | |
8. Задание на исключение лишнего |
|
Комментарии. Данный тип задания является схожим с заданием на выбор одного или наиболее правильного ответа. Возможно два варианта заполнение бланка ответа: ученик в бланк вписывает, как дано на примере, лишнее слово или указывает номер варианта. Оценивается также в пределах от 0 до 1 балла. Если все правильно – 1 балл, если нет – 0 баллов | |
9. Задание на завершение предложений |
|
Комментарии. Данное задание предполагает продолжение предложения в указанном месте. Ученик самостоятельно продумывает и записывает вариант продолжения предложения. Второй вариант – когда ученик выбирает из вариантов ответов. В первом варианте необходим модельный ответ (варианты примерных ответов или ключевые аспекты, которые должны быть) и критерии оценки (за что и в каких пределах устанавливаются баллы). Во втором варианте необходим эталон правильного ответа, и оценивается в пределах 0-1 или 0-2 баллов. В случае, если задание легкое, то 1 балл ставится при условии, что все выполнено; 0 – если допущена хотя бы одна ошибка. Если вариантов много, то используется вторая шкала: если все правильно – 2 балла; если допущена одна (или две) ошибка – 1 балл; если более – 0 баллов | |
10. Задание на дополнение |
|
является наиболее существенным для контролируемого материала;
| |
Комментарии. Данный тип задания предполагает заполнение пропущенных пропусков (слово, определение, словосочетание и др.). При данном типе задания целесообразно использовать несколько предложений или взаимосвязанный текст, где намеренно пропущены определенные места. При этом вариантов ответов нет, их формулирует сам обучающийся. При использовании данного типа заданий необходимо продумать шкалу оценки, в рамках которой устанавливаются баллы. Задание, указанное в качестве примера, оценивается так: за правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов. В случае большого количества пропусков необходимо продумать шкалу от 0-2 до 0-3 баллов. Если все правильно – 2 балла; если допущена одна или две ошибки (в зависимости от количества пропусков) – 1 балл и т. д. | |
11. Задание с неструктурированным (регламентированным) ответом |
|
Комментарии. Данное задание предполагает структурировать предлагаемые в вариантах ответа слова, словосочетания и др., чтобы получить целостное высказывание, текст, предложение, определение, указать перечень, последовательность действий и др. (установить в правильном порядке). Оценивается данный тип по шкале 0-1 баллов. Если все правильно – 1 балл, если нет то – 0 баллов | |
12. Задание с лишними данными |
|
Комментарии. Задание с лишними данными является компетентностно-ориентированным. Как правило, в формулировке такого задания вносятся лишние данные, которые не нужны для решения. Ученик должен найти этот лишний элемент. Существует три варианта этого типа задания: первый, когда даны варианты ответа и из них нужно выбрать правильный ответ; второй – это когда нет вариантов ответа и ученик вписывает в бланк лишний элемент; третий вариант – когда нет вариантов ответа, необходимо найти лишний элемент и решить задание (в бланк вписывается либо полученный ответ, либо и решение задания). Соответственно все три варианта оценивается по-разному. Первый вариант можно оценить в 2 балла: если указан правильный ответ – 2 балла; если нет – 0 баллов и т. д. Количество баллов зависит от сложности задания и объема работы по его выполнению. Во втором случае необходимо разработать эталонный ответ, |
с которым будет сравниваться ответ ученика. В третьем варианте необходимо разработать модельный ответ, где необходимо прописать процесс решения задания и разработать критерии и шкалу оценки | |
13. Задание с недостаточными данными |
|
Комментарии. Задания с недостаточными данными и многовариантные являются наиболее сложными из компетентностно-ориентированных, поскольку предполагают добавления недостающих данных, что приводит к многовариантному решению (зависит, какие данные добавлены учеником), или имеют несколько вариантов решения. Задание предполагает умение логического мышления, от ученика требуется продумать, что необходимо добавить в условие задания, чтобы решить его. Для того чтобы правильно решить данный тип задания, ученику требуется знание и понимание, из чего складывается структура задания: есть условие и есть к нему вопрос. При этом недостающие данные могут быть как в условии задания, так и вопросе. Если в условии, – то ученик продумывает, что необходимо добавить, чтобы ответить на вопрос. Бывает и другой вариант, условие задано правильно, а вопрос сформулирован неправильно, на него невозможно ответить, если не изменить его. Два варианта данного типа задания: первый – задание сопровождается вариантами ответа и второй – когда ученик должен сам решить задание, добавив недостающие данные или изменив формулировку вопроса. Также может быть, что все данные имеются, но задание имеет несколько вариантов решения, и, например, требуется найти несколько вариантов решения задачи. Соответственно данные задания оцениваться должны по- разному: с выбором ответа можно оценить в пределах от 0 до 2 баллов; задание, которое требует решения, зависит от разработанной аналитической шкалы и оцениваться может в широких пределах, например, в диапазоне от 0 до 5 баллов и др. | |
14. Задание с противоречивыми данными | - Это задание по структуре похоже на задание с лишними данными, в задании даются противоречивые дынные – испытуемому необходимо определить лишнее и решить задание |
Комментарии. Данный тип задания является компетентностно-ориентировнным, поскольку требует логического мышления, умения правильно разбираться в структуре задания, определять необходимые элементы для его решения. Выделяют несколько вариантов данного задания: первый – с вариантами ответа, где ученик, изучив условие задания, выбирает один из предложенных вариантов; второй – когда в задание есть противоречивые данные; несмотря на них, необходимо решить задание и указать полученный ответ. Соответственно необходимо создать эталонный ответ и продумать шкалу оценивания (зависит от сложности и предпочтения преподавателя). Задание, которое требует решения, должно оцениваться больше, чем с выбором ответа | |
15. Задание с кратким ответом |
|
Комментарии. Данный тип задания предполагает внесение в бланк ответов слова, цифры, формулы и др., которое необходимо определить и вписать. Например, дан отрывок текста и необходимо указать жанр произведения, или заполнить пропуск в предложении и др. Данное задание является открытым и вариантов ответа не предполагает. Для оценки необходимо разработать эталонный ответ, продумать, в каких пределах устанавливать баллы: от 0-1 или 0-2 |
баллов (зависит от сложности выполнения работы) | |
16. Расчетные задания закрытой формы с выбором ответа |
|
Комментарии. Данный тип задания предполагает решение задания учеником; после того как он решит задание, – выбор номера из предложенных вариантов ответа. Для того чтобы усложнить задание, необходимо наличие правдоподобных дистракторов, это усложнит угадывание правильного ответа и будет способствовать прорешиванию задания учеником, и только затем необходимо сравнивать и выбирать получившийся результат с предложенными вариантами ответа. При создании данного задания учитель должен разработать эталонный ответ и шкалу оценивания | |
17. Задание на вычисление ответа |
|
Комментарий. Данный тип задания предполагает, что ученик выполнит задание и запишет получившийся ответ (при этом типе ТЗ варианты ответов отсутствуют). Примером такого задания может быть любая задача из курса математики, физики, химии и др., которая предполагает решение. При разработке данного типа задания учитель должен разработать эталонный ответ и процесс решения задачи, продумать систему оценивания, например: если требуется написать процесс решения, то такое задание оценивается больше, чем то, которое предполагает написание ответа | |
18. Комбинированные задания |
«изюминку», чтобы обучающиеся были внимательны при выполнении задания, но не указывать какую именно;
|
Комментарий. Комбинированным заданием можно сделать практически любое задание, для этого, например, достаточно в вариантах ответа не указать правильный ответ (ученик сам должен |
прийти к выводу, что вариантов ответа нет, для этого в бланке оставляется место, для того чтобы ученик вписал свой ответ). Или другой вариант: даны варианты ответа, а нет самого задания и ученику необходимо сформулировать задание, чтобы подошли предложенные варианты ответов. Вводить такие задания необходимо постепенно, сперва необходимо показывать, какие варианты могут быть, можно даже придумать шкалу знаков (для ответа) по разным типам комбинированных заданий | |
19. Мини-кейс с вариантами ответов |
|
Комментарий. Тестовые задания в виде мини-кейсов очень редко встречаются в практике учителя. Задания бывают двух видов: с вариантами ответа и без вариантов ответа. Главное их отличие в том, что при первом виде от ученика требуется решение задания и после этого выбор из предложенных вариантов ответа; второй предполагает решение ситуации и выполнение действий по алгоритму (необходимо прописать алгоритм выполнения задания). В мини-кейсах используются ситуационные, практические задания в которых указана ситуация, лицо, от которого необходимо решить и само задание (что необходимо сделать). Задание с вариантом выбора может быть как одиночное к ситуации, так и серия заданий. Для оценивания задания могут использоваться ключ, модельный ответ и аналитическая шкала. Необходимо продумать систему оценки данного типа задания, задание без вариантов ответа должно оцениваться больше, чем с выбором ответа | |
20. Мини-кейс без вариантов ответов |
|
решения задания; - критерии оценки задания (аналитическая шкала), с указанием максимального количества баллов за задание | |
21. Задание со свободно конструируемым ответом |
|
Комментарий. Данный тип задания предполагает свободно конструируемый ответ, в указанной форме: эссе, сочинение, доказательство, приведение аргументов, примеров и др. (лингвистическое задание). При этом типе задания необходимо прописать требования к объему текста и время, отводимое на его выполнение. Для оценки используется аналитическая шкала с прописыванием всей деятельности, необходимой для выполнения данного задания, с указанием баллов | |
22. Творческие задания |
|
Творческие задания предполагают систематизацию, анализ, переработку и представление получившегося продукта в указанной форме (кластер, схемы, таблицы и др.). Главное при этом типе задания – форма представления конечного продукта должна быть известна ученикам. Для того чтобы учащиеся ориентировались, необходимо указать шкалу и критерии оценки (за что и в каких пределах выставляются баллы). Как правило, в тесте используется одно задание творческого типа, поскольку требует большого количества времени на его выполнение. Творческие задания – самые сложные из компетентностно-ориентированных заданий. При этом данное задание должно оцениваться больше любого другого типа. Оценивается данный тип с использованием аналитической шкалы и (или) модельного ответа |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (5 КЛАСС)
Тип теста по уровню контроля: промежуточная аттестация.
Тип теста по содержанию: гомогенный (основан на содержании одной дисциплины).
Тип теста по целевым задачам: контролирующий (оценка уровня усвоения знаний обучающихся после изучения курса русского языка в 5 классе).
Тип теста по конструкции: нарастающий (задания расположены по мере их усложнения).
Уровень сложности: базовый, повышенный, высокий.
Время выполнения: 1 час 30 минут.
Инструкция по выполнению работы
Уважаемые ребята! Вам предстоит выполнить тестовые задания, которые помогут проверить уровень ваших знаний по русскому языку за учебный год. Время выполнения работы - 1 час 30 минут. Внимательно читайте инструкцию по выполнению каждого задания, а затем само задание. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.
Желаем успеха!
- Задания с выбором одного правильного ответа из предложенных вариантов
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных и укажите его номер в месте, отведённом для ответа.
С каким утверждением о гласных звуках и буквах следует согласиться?
- В русском языке количество гласных букв и гласных звуков совпадает.
- В русском языке гласных букв больше, чем гласных звуков.
- В русском языке шесть гласных букв.
- В русском языке нет парных согласных по твёрдости-мягкости.
Ответ:
Критерии оценки: за правильный ответ 1 балл, за неправильный 0 баллов, максимальное количество баллов – 1.
- Задания с множественным выбором правильных ответов из фиксированного набора вариантов.
Выберите три правильных ответа из пяти предложенных и укажите их номера в порядке возрастания в месте, отведённом для ответа.
В каких словах количество звуков и букв совпадает?
- Семья
- Яблоко
- Имя
- Юла
- Вьюнок
Ответ:
Критерии оценки: за каждый правильный ответ 1 балл, максимальное количество баллов – 3.
- Задание с выбором наиболее правильного ответа из предложенных вариантов
Выберите наиболее правильный ответ из пяти предложенных и укажите его номер в месте, отведённом для ответа.
Наречия в русском языке пишутся:
- всегда слитно
- всегда раздельно
- всегда через дефис
- слитно и раздельно
- слитно, раздельно, через дефис
Ответ:
Критерии оценки: за правильный ответ 1 балл, за неправильный 0 баллов, максимальное количество баллов – 1.
- Задание с альтернативным ответом. Выберите верные и неверные утверждения. Если вы согласны с утверждением, поставьте «+» в столбике «Верно», если не согласны – в столбике «Неверно». Номера верных и неверных утверждений запишите в месте, отведённом для ответа.
Имя прилагательное имеет следующие признаки:
№ п/п | Утверждение | Верно | Неверно |
1 | Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? чей? | ||
2 | Имя прилагательное не изменяется | ||
3 | Имя прилагательное согласуется с именем существительным | ||
4 | Имя прилагательное изменяется по родам, падежам, числам | ||
5 | Имя прилагательное в предложении является только подлежащим | ||
6 | Имена прилагательные бывают совершенного и несовершенного вида | ||
7 | Имя прилагательное имеет полную и краткую форму | ||
8 | Имя прилагательное изменяется по временам | ||
9 | Имя прилагательное обозначает признак предмета | ||
10 | Имя прилагательное спрягается |
Критерии оценки: за все правильные ответы 2 балла, если допущена одна ошибка 1 балл, если две ошибки 0 баллов, максимальное количество баллов – 2.
- Задания на установление соответствия. Установите соответствие между предложенными в левом столбце словами и понятиями, данными в правом столбце. Ответ запишите в месте, отведённом для ответа.
Подберите к каждой паре слов из левого столбца подходящее понятие из правого столбца.
1) хорошо – плохо | А) однокоренные слова |
2) прекрасный – отличный | В) архаизмы |
3) сделать – делать | С) фразеологизмы |
4) заточить (в тюрьму) – заточить (нож) | D) разные формы одного слова |
5) быстрый – быстрая | E) синонимы |
F) антонимы | |
G) омонимы |
Критерии оценки: за все правильные ответы 3 балла, если допущена одна ошибка 2 балла, если допущено две ошибки 1 балл, если допущено три ошибки 0 баллов, максимальное количество баллов – 3.
- Задания на установление правильной последовательности. Расположите предложения таким образом, чтобы получился связный текст, запишите номера предложений в месте, отведённом для ответа.
Расположите предложения так, чтобы получился связный текст.
- В одних сказаниях говорится о том, что в песках прячутся джинны.
- Легенда возникла отнюдь не случайно: порождаемые барханом звуки представляют собой громкий гул, который отдалённо напоминает завывание живого существа.
- В других упоминается о городах и монастырях, поглощённых пустыней.
- Народная память сохранила для нас сказания о поющих песках.
- По легенде, в недрах Поющего бархана в Казахстане заточён Аллахом сам шайтан.
(Большая энциклопедия природы)
Критерии оценки: за все правильные ответы 3 балла, если допущена одна ошибка 2 балла, если допущено две ошибки 1 балл, если допущено три ошибки 0 баллов, максимальное количество баллов – 3.
- Задание на сортировку (ранжирование)
Проранжируйте имена в порядке возрастания количества слогов, запишите номера в месте, отведённом для ответа.
Расположите имена по мере увеличения в них количества слогов:
- Валентина
- Мария
- Ия
- Александрина
- Ян
Ответ:
Критерии оценки: за все правильные ответы 3 балла, если допущена одна ошибка 2 балла, если допущено две ошибки 1 балл, если допущено три ошибки 0 баллов, максимальное количество баллов – 3.
- Задание на исключение лишнего
Исключите три лишних слова, запишите их в месте, отведённом для ответа.
Исключите три лишних слова в следующем ряду слов:
бежать, идти, ход, лететь, прыгун, спешить, мчаться, пловец, нестись
Ответ:
Критерии оценки: за каждый правильный ответ 1 балл, максимальное количество баллов 3.
- Задание на завершение предложения. Закончите предложения, дописав информацию в месте пропуска.
Закончите следующие предложения:
Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает _____________, отвечает на вопросы ___________________.
Глаголы бывают двух видов: _________________________________.
В предложении глаголы чаще всего бывают: ___________________.
Критерии оценки: за все правильные ответы 3 балла, если допущена одна ошибка 2 балла, если допущено две ошибки 1 балл, если допущено три ошибки 0 баллов, максимальное количество баллов – 3.
- Задание на дополнение.
Вставьте пропущенные термины и понятия в предложение.
Корень — это главная часть слова, которая выражает значение данного слова и общее значение всех слов.
Однокоренными называются слова с значением.
Критерии оценки: за все правильные ответы 3 балла, если допущена одна ошибка 2 балла, если допущено две ошибки 1 балл, если допущено три ошибки 0 баллов, максимальное количество баллов – 3.
- Задание с неструктурированным ответом
Установите правильный порядок слов, чтобы получилось высказывание, запишите предложение в месте, отведенном для ответа.
Соедините фрагменты предложения так, чтобы получилось известное высказывание А.Н. Толстого о языке:
- неточно, приблизительно, неверно.
- значит
- и мыслить кое-как:
- с языком кое-как –
- обращаться
Ответ:
Критерии оценки: за правильный ответ 5 баллов, за ошибки 0 баллов, максимальное количество баллов 5.
- Задание с лишними данными
Укажите лишние слова, запишите их в месте, отведенном для ответа.
Вы получили диктант по проверке правила «Правописание непроверяемых гласных в корне слова», в котором указаны следующие слова: малина, собака, заросли, мечта, лесной, вагон, компот, весёлый, багряный, капуста. Исключите лишние слова, не подчиняющиеся данному правилу.
Ответ:
Критерии оценки: за каждый правильный ответ 1 балл, максимальное количество баллов -3.
- Задания с недостаточными данными
Впишите слова, которых не хватает, чтобы завершить словообразовательную цепочку, запишите их в месте, отведенном для ответа.
Закончите словообразовательную цепочку, чтобы из слова безболезненный получить слово боль.
Безболезненный Боль
- Задание с противоречивыми данными.
Выпишите слова, противоречащие решению задания, запишите их номера в месте, отведенном для ответа.
Из предложенных словосочетаний уберите те, которые не являются эпитетами
- сиротливый дождь
- белый снег
- свинцовые тучи
- золотая роща
- тёплый день
- красный закат
Ответ:
Критерии оценки: за каждый правильный ответ 1 балл, за ошибки 0 баллов, максимальное количество баллов 3.
- Задание с кратким ответом.
Самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопрос кто? что?
Ответ _______________
Критерии оценки: за правильный ответ – 1 балл, за неправильный – 0 баллов.
- Расчетные задания закрытой формы с выбором ответа
Произведите морфемный анализ слов, определите слова с приставкой по- , сравните получившийся результат с предложенным вариантом ответов, запишите номера в месте, отведённом для ответа.
Произведите морфемный анализ слов:
- повязка
- поход
- почта
- полёт
- посмотреть.
Критерии оценки: за каждый правильный ответ 1 балл, максимальное количество баллов 1.
- Задание на вычисление ответа
Решите задание и запишите процесс решения в месте, отведённом для ответа.
Определите в данном отрывке из стихотворения Андрея Усачёва «Шуршащая песня» количество звуков [ш]
Шуршат осенние кусты, Шуршат на дереве листы. Шуршит камыш,
И дождь шуршит, И мышь, шурша, В нору спешит.
А там тихо-онечко шуршат
Шесть шустрых маленьких мышат...
Критерии оценки: за все правильные ответы 3 балла, если допущена одна ошибка 2 балла, если допущено две ошибки 1 балл, если допущено три ошибки 0 баллов, максимальное количество баллов – 3.
- Комбинированные задания.
Сформулируйте задание и запишите в месте, отведённом для ответа.
Даны варианты ответов, подумайте, каким может быть задание.
- Фонетика – это наука о звуках речи.
- Синтаксис изучает словосочетание и предложение.
- Словосочетанием называется сочетание двух или более слов, связанных по смыслу и грамматически.
- Науку о частях речи учёные называют морфологией.
- Русский язык красив.
Ответ:
Критерии оценки: за правильный ответ 1 балл, за неверный ответ 0 баллов, максимальное количество баллов – 1.
- Мини-кейс с вариантами ответа
Внимательно прочитай диалог Коли и Гали, выбери из предложенных вариантов свой ответ и обоснуй его, записав в месте, отведённом для ответа.
Коля: Галя, я работаю над проектом по русскому языку. Проектирую Музей Слова. У меня особые экспонаты — Слова. А их в языке так много, и так много я должен о них прочитать! Но времени у меня мало, я должен быстро собрать необходимую информацию. И вообще, сегодня нужно быстро читать, чтобы быстро найти важную для себя информацию. Если читать медленно, то утонешь в море книг, журналов, газет, Интернета. Учись читать быстро и выбирать главное!
Галя: Нет, Коля, я с тобой не согласна! При быстром чтении нет времени на размышления и переживания. Я люблю читать художественную литературу. Разве можно читать быстро художественные книги? Ведь при быстром чтении можно схватить только нить сюжета и только в общих чертах представить себе персонажей, но не может быть и речи о сочувствии героям! А это так важно!
Разделяешь ли ты точку зрения ребят? Выбери ответ и обоснуй его.
- согласен с Галей
- согласен с Колей
- имею свою точку зрения
Ответ:
Критерии оценки: 2 балла - дан правильный ответ, записано верное обоснование, 1 балл- дан правильный ответ, но не записано или записано неверное обоснование, 0 баллов – дан неправильный ответ.
- Мини-кейс без вариантов ответа.
Исправьте ошибки, указывая правило, которое вы применяли для решения этого задания, запишите исправленные варианты в месте, отведённом для ответа.
Запишите словосочетания, исправляя ошибки, определите правило
- нехочется думать
- живется хорошо
- должен начаться
- не могу спать
- ему нездоровиться
- не хватает времени
- долго невстречаться
- не взлюбить соседа.
Критерии оценки: по 1баллу за каждый правильный ответ, если исправлен правильный ответ на неправильный - минус 1 балл за каждое неправильное исправление, максимальное количество баллов 4.
- Задание со свободно конструируемым ответом
По данному началу напишите сочинение (не менее 50 слов), состоящее из трех абзацев Весна! Весна на улице! Весенние деньки...
Инструмент проверки и критерии оценивания:
Критерии | Баллы |
Содержание текста | |
Должен получиться связный текст типа повествование. Учитываются все признаки текста, соблюдено абзацное членение, речевая связность, последовательность изложения | 3 |
Текст содержит все признаки повествования, но есть 1 нарушение абзацного членения/ либо 1 логическая ошибка | 2 |
Текст содержит признаки повествования, но есть 2 нарушения абзацного членения/ либо 2 логических ошибки | 1 |
Работа представляет собой набор бессвязных предложений, не соответствующий основным признакам текста | 0 |
Грамотность | |
Нет орфографических, пунктуационных, грамматических ошибок | 3 |
Допущена 1 орфографическая/ 1-2 пунктуационных/1 грамматическая ошибка | 2 |
Допущено 2 орфографических/ 3-4 пунктуационных/ 2 грамматических ошибки | 1 |
Допущено более 2 орфографических/ 4 пунктуационных/2 грамматических ошибок | 0 |
Максимальное количество баллов | 6 |
- Творческое задание
Вы изучили тему «Фонетика». Составьте схему «Звуки речи».
Критерии оценки: за все правильно указанные виды звуков 10 баллов, за каждый неправильный ответ - минус 1 балл, максимальное количество баллов 10.
Шкала перевода баллов в оценку
Максимальная оценка за тест: 66 баллов
Количественная характеристика в % | Количественная характеристика в итоговой сумме баллов за тест | Итоговый балл за тест |
85–100 % | От 56 до 66 баллов | «5» |
70–84 % | От 46 до 55 баллов | «4» |
50–69 % | От 33 до 45 баллов | «3» |
менее 50 % | Менее 33 баллов | «2» |
Спецификация универсальных учебных действий
№ задания | Планируемый результат | Тип задания | Уровень сложности |
1 |
| Задания с выбором одного правильного ответа из предложенных вариантов | базовый |
2 |
| Задания с множественным выбором правильных ответов из фиксированного набора вариантов | базовый |
3 |
| Задания с выбором наиболее правильного ответа из предложенных вариантов | базовый |
4 |
| Задания с альтернативным ответом | базовый |
5 |
| Задания на установление соответствия | базовый |
6 |
| Задания на установление правильной последовательности | повышенный |
7 |
| Задания на сортировку (ранжирование) | базовый |
8 |
| Задание на исключение лишнего | базовый |
9 |
| Задание на завершение предложений | повышенный |
10 |
| Задание на дополнение | повышенный |
11 | - установление последовательности событий на основе сравнительного анализа и обобщения; | Задание с неструктурированным ответом | повышенный |
12 |
| Задание с лишними данными | повышенный |
13 |
| Задание с недостаточными данными | повышенный |
14 |
| Задание с противоречивыми данными | базовый |
15 |
| Задание с кратким ответом | базовый |
16 |
| Расчетные задания закрытой формы с выбором ответа | повышенный |
17 |
| Задание на вычисление ответа | повышенный |
18 |
| Комбинированное задание | повышенный |
решения;
| |||
19 |
| Мини-кейс с вариантами ответов | повышенный |
20 |
| Мини-кейс без вариантов ответов | повышенный |
21 |
| Задание со свободно конструируемым ответом | высокий |
22 |
| Творческое задание | высокий |