Программа дополнительного общеразвивающего образования по развитию мелкой моторики "Ловкие пальчики" (средний возраст)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 47 «Колокольчик»
Истринского муниципального района
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ»
Программа предназначена для детей 4-5 лет.
Срок реализации программы – 1 год.
Составитель Коваль Н.В. – воспитатель
г. Истра, 2019 г.
Пояснительная записка.
Актуальность проблемы.
В данном перспективном планировании представлена система работы по развитию мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка.
Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную руку к письму.
Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с овладением навыков письма.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Важно научить ребенка управлять своей рукой, развивать её гибкость, точность, координацию движений.
Цель кружка:
Формировать базовые графические навыки; развивать координацию и мышечную память руки.
Задачи кружка:
Образовательные:
а) совершенствовать зрительно-двигательную координацию;
б) ориентировка в пространстве;
Развивающие:
а) развивать мелкую моторику руки;
б) развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
Воспитательные:
а) воспитывать культуру общения и поведения в социуме.
б) формировать коммуникативные способности детей.
Принципы, лежащие в основе программы:
- научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
- демократичность (взаимодействие педагога и ученика в социуме);
- доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников)
- наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
Основные принципы работы по развитию мелкой моторики соответствуют основным педагогическим принципам: развивающий характер обучения, систематичность и последовательность, сознательность и активность в усвоении, наглядность и учет возрастных и индивидуальных особенностей. Игровые комплексы проводятся с подгруппой детей (не более 10 человек)
Ожидаемые результаты:
Развитие мелкой моторики у детей позволит:
- Овладеть навыками, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения;
- Лучше адаптироваться в практической жизни;
- Научиться понимать многие явления окружающего мира;
- Развить общие речевые навыки детей, обогатить словарный запас;
- Развить творческие способности детей, инициативу, усидчивость и терпение.
Занятия проводится в течение года с детьми средней группы, включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. Также в работе используются различные по фактуре материалы, которые педагог заготавливает заранее по количеству детей (это бумага, картон, крупы, песок, пуговицы, соленое тесто и т.д.)
Данные занятия позволяют улучшить развитие мелкой моторики у детей, расширить их кругозор.
Каждая образовательная деятельность рассчитана на 20 минут и не должна утомлять детей. На протяжении всего времени необходимо следить за правильной осанкой ребенка, как он держит карандаш и тетрадь.
В начале каждого занятия целесообразно провести массаж кистей рук (потирание, придавливание, растирание пальцев) и пальчиковую гимнастику. На занятиях рекомендуется использовать приятно звучащую, негромкую, спокойную музыку.
График работы кружка:
Количество занятий в неделю - 1
Количество в год – 32.
Длительность занятия 20 минут по средам 15.45 – 16.05.
Содержание изучаемого курса:
Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости.
- Пальчиковая гимнастика
- Работа с крупой, бумагой, соленым тестом.
Календарно – тематический план игр и упражнений по развитию мелкой моторики в средней группе
Неделя | Программное содержание | Структура занятия |
Сентябрь | ||
3-я | 1. Тема: «Детский сад. Игрушки» 1.Выявить уровень сформированности графических умений и навыков у детей: - зрительно-моторные интеграции; - умение обводить рисунок по точкам и раскрашивать его. 2.Обследовать детей на выявление ведущей руки. 3.Работать над развитием координации движений с речью | 1. Пальчиковая гимнастика (далее П/г.) «Игрушки». 2. Массаж подушечек пальцев рук «Мы катаем мяч в руке» - передать мяч другу. 3. «Собери пирамидку» - собрать и наклеить пирамидку из цветных бумажных кругов разных размеров.
|
4-я | 2. Тема: «Осень» 1.Выявить уровень развития мелкой моторики и тактильной чувствительности. 2. Работать над развитием психических процессов: внимания, памяти, воображения. 3. Работать над развитием координации речи с движением. | 1. П/г «Осенние листья» 2. Работа с трафаретами: нарисуй и раскрась листочки. 3. «Собери листочек» - складывание картинки, разрезанной на четыре части. 4. Самомассаж подушечек пальцев, развитие тактильной чувствительности. «Поглаживание трафаретов, выложенных из разных материалов – Из гороха, из пластиковых палочек, из бархатной бумаги, из прозрачного кармана, наполненного бисером. - И обсуждение, того, что ощущается. |
Октябрь | ||
1-я | 3. Тема: «Огород. Овощи» 1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики 2.Упражнять в ориентировке на листе бумаги 3.Продолжать формировать графические умения и навыки 4. Работать над развитием психических процессов: внимания, памяти, воображения. | 1. П/ г «Капуста» 2.Игра «Чудесный мешочек» (Выбрать только овощи). 3. «Волшебный песок» - рисование овощей на песке или по соли пальцем. (Песочница у логопеда) 4. Выложить горошком по нарисованному контуру капусты или огурца. |
2-я | 4. Тема: «Сад. Фрукты» 1. Координация движения с речью, работа над общими речевыми навыками. 2. Продолжать работать над развитием мелкой моторики
| 1.П/г «Мы делили апельсин» 2.Лепка яблока, груши, сливы из соленого теста. 3. «Сушка фруктов» - нанизывание на веревочку кружков из толстого картона с дырочкой посередине. |
3 - я | 5. Тема: «Лес», «грибы, лесные ягоды» 1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, упражнять в координации движений с речью. 2.Знакомить с техникой печатания краской. | 1. П/г «Грибочки». 2. «Чудесный мешочек» - найди грибок среди других игрушек. 3. Катание грецких орехов между ладошками: Я катаю мой орех: Чтоб он стал круглее всех. 4. Отпечатывать на листе бумаги листьев деревьев, прокрашенных кистью красной, желтой и зеленой красками.
|
4-я | 6. Тема: «Дом. Семья» 1. Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. 2.Формирование графических умения и навыки. 3.Работать над развитием ориентировки в пространстве и на плоскости. 4.Работать над развитием психических процессов: логического мышления, внимания, зрительно-пространственного восприятия. | 1. П/г. «Я хочу построить дом» 2. Фигурки из палочек (спичек) «Мой дом» выкладывание на лист бумаги, приклеить. 3 «Мамины помощники» - навешивание прищепок на веревку.
|
Ноябрь | ||
1-я | 7. Тема: «Одежда» 1.Работать над развитием мелкой моторики и тактильной чувствительности. 2. Учить сравнивать силуэтные изображения с реальными предметами. 3. Работать над развитием психических процессов; логического мышления, внимания, памяти. | 1. П/г «рукавичка» 2. Одень матрешку» - игра в папке ИЗО «матрешки» (подобрать трафарет сарафана и кокошника каждой матрешке). 3. «Платье в горох» - подбор вырезанных цветных кружков одного размера и цвета; наклеивание их на трафарет платья. 4. Д/И «Подбери пару варежке» (игра в математическом уголке) |
2-я | 8. Тема: «Обувь» 1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. 2.учить работать с трафаретами и шаблонами. 3.Развивать зрительно - пространственные ориентировки 4.Развивать логическое мышление и воображение. | 1. П/г «Сапожки» 2.Шнуровать деревянный ботинок. 3. «Обведи и заштрихуй» - обводка трафарета ботинка с последующей штриховкой цветными карандашами в одном направлении. 4. Застегнуть молнию, застегнуть пуговицу на фетровом поле. (Смотри в коробке Пособия для развит.мел.моторики) |
3- я | 9. Тема: «Мебель. Квартира» 1.Продолжать работать над развитием зрительно-моторных интеграций; упражнять в координации движений с речью. 2. Прививать навыки работы с пластилином. | 1. П/г «Мы играем на рояле» (Аудиозапись Пальчиковая гимнастика») 2.«Волшебные жгутики» - выкладывание из пластилиновых жгутиков предметов мебели по контуру. (Шкаф, стул) |
4-я | 10. Тема: «Кухня. Посуда» 1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики; учить работать с трафаретами и шаблонами. 2.Упражнять в умении работать ножницами. 3. Работать над развитием зрительно-пространственного восприятия, упражнять в ориентировке на плоскости. | 1.П/г. «Девочка Иринка порядок наводила» 2. «Чашечка» - Вырезать чашку из бумаги. 2. «Волшебные веревочки» - выкладывание этой чашки по контуру веревочками 3. «Склеим чашку» - собрать трафарет чашки, разрезанный из 4 частей
|
Декабрь | ||
1-я | 11. Тема: «Зима» 1.Продолжать работать над развитием мелкой и общей моторики, упражнять в шнуровке, работать над координацией движений в соответствии с темпом речи. 2.Совершенствовать графические умения и навыки, продолжать обучать работать с ножницами, обучать выкладыванию фигур по образцу. 3. Работать над развитием психических процессов: внимания, памяти, логического мышления. | 1. П/г «Рукавичка» 2. «Построим горку для зверюшек из «снежных комков» - изготовление «снежных комков» из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями. 3. «Снеговик» - вырезать кружки из квадратов разной величины, намазать заготовки клеем, посыпать крупной солью или манной крупой и выложить снеговика. |
2-я | 12. Тема: «Зимовье зверей» 1.Продолжать работать над развитием зрительно-моторных интеграций; упражнять в координации движений с речью. 2. Упражнять в рисовании нетрадиционными способами. (мятой бумагой) 3.Работать над развитием ориентировки в пространстве и на плоскости. | 1. П./г «Зимние птицы» 2. На бумагу А4 нанести кистью чуть воды, потом закрасить легонько синим цветом и помятой бумагой – комочком, нанести по контуру белые отпечатки зайца. Прорисовать кистью уши, глазки. |
3-я | 13. Тема: «Зимние забавы детей» 1.Продолжать работать над развитием зрительно-моторных интеграций; упражнять в координации движений с речью. 2. Упражнять в лепке из соленого теста. 3. Совершенствовать зрительную и слуховую память и внимание.
| 1. П/г. «Снеговик» 2. Лепка снеговика из соленого теста. 3. «Сухой бассейн» - найди корм для голубя (выбрать горох из песка или соли).
|
4-я | 14. Тема: «Новогодний праздник» 1.Продолжать развивать зрительно-моторные функции. 2.Совершенствовать графические умения, навыки в работе нетрадиционного рисования. 3.Упражнять в ориентировке на плоскости, учить сопровождать свои действия словами: вверх, вниз, влево, вправо и т.д. | 1. П/г. «Зимняя прогулка» 2. Обводка новогоднего шара по контуру методом тычка, заполнение тычком плоскость шара. 3. «Пластилиновые жгутики» - выкладывание елки по контуру пластилиновыми жгутиками зеленого цвета. |
Январь | ||
1-я | Тема: Каникулы | |
2-я |
15. Тема: «Морозные узоры» 1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики . 2. Развитие зрительно-пространственное восприятие. 3.Совершенствовать навык в технике мозаика. |
1.П/г. «Снеговик»
2.Морозные узоры рисуем манкой на приготовленных окошках по клею. (см. ссылку на ютюб. – морозные узоры манной крупой |
3-я | 16. Тема: «Домашние животные» 1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. 2. Совершенствовать умение работать с клеем 3.Развивать мышление, фантазию. | 1. П/г «Барашек» «Маленький конструктор» - постройка домика для домашних животных. 2. Поделка «Барашек» - на трафарет барашка приклеить макаронные изделия либо овсяные хлопья. (см. образец) |
4-я | 17. Тема: «Дикие животные» 1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. 2. Развитие зрительно-пространственное восприятие.
| 1. П/г «Два козлика» 2. «Маленький конструктор» - постройка домика для диких животных. 3. «Ежик» - лепка из соленого теста с применением семечек. |
Февраль | ||
1-я | 18. Тема: «Народные промыслы» | 1. П/г «Пальчик – мальчик, где ты был?» 2.Лепбук Народные промыслы – игры. 3.Рисование гуашью орнамент с использованием тычка.
|
2-я | 19. Тема: «Зима» 1.Продолжать работать над развитием зрительно - моторных функций, координации движений с речью. 2.Упражнять в технике нетрадиционного рисования. |
2.Рисуем снежинки с помощью воска (свечи или восковые мелки белые) и краски акварель. |
3-я | 20. Тема: «Транспорт» 1.Продолжать развивать зрительно-моторные функции. 2.Совершенствовать графические умения и навыки, 4. Учить группировать предметы по одному из признаков (форме, цвету и т.п.) | 1. «. П/г «Лодочка» 2. Автомобиль» - Обводка трафарета и машины и раскраска. (штриховка) 3. «Сборка автомобиля» - разрезная картинка из 4-х частей. |
4-я | 21. Тема: «Наша Армия» 1.Продолжать развивать зрительно-моторные функции. 2.Упражнять в ориентировке на плоскости, учить сопровождать свои действия словами: вверх, вниз, влево, вправо и т.д. | 1. П/г «Солдаты» 2. Из риса на синем картоне выложить «Салют» по нарисованному контуру на клей. |
Март | ||
1-я | 22. Тема: «Весна. Мамин праздник» 1.Продолжать работать над развитием общей моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи.
|
1. П/г «Мамочка» 2. Делаем бусы из цветных макарон. 3. Лепим цветок из пластилина.
|
2-я | 23. «Весна. Приметы весны» 1.Продолжать работать над развитием общей моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи, упражнять в работе с ножницами. 2.Упражняем в технике печатания методом тычка. | 1. П/г «Веснянка» 2. Рисование одуванчиков ватными палочками. (См.образец) |
3-я | 24. Тема: «Комнатные растения» 1.Продолжать работать над развитием общей моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи. 2. Упражнять в технике аппликации. | 1. П/г «Веснянка» 2. Аппликация «Кактус» (См.образец) |
4-я | 25. Тема: «Дикие животные весной» 1.Продолжать работать над развитием зрительно - моторных функций, координации движений с речью. Продолжать учить работать с ножницами. 2.Совершенствовать графические навыки 3.Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги на картинке 4.Продолжать работать над развитием внимания, памяти, воображения и логического | 1.П/гимнастика - «Медвежата» 2. Аппликация медвежонка с помощью клея ПВА и гречневой крупы. (См. образец.) |
Апрель | ||
1-я | 26. Тема: «Домашние животные весной» 1.Продолжать работать над развитием зрительно - моторных функций, координации движений с речью. 2.Совершенствовать графические навыки, продолжать обучать вести линию по заданному контуру. | 1. П/г «Котята». 6. Нарисовать по точкам котенка. Закрасить красками ватным диском. (см. в отделе «Образец») |
2-я | 27. Тема: «Рыбы» 1. Продолжать работать над развитием общей моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи, упражнять в работе с ножницами. 2. Упражнять работать с мелкой бумагой, ножницами, клеем. | 1.П/гимнастика «Рыбка» 2. Поделка из бумаги «Рыбка».(см. в отделе «Образец».) |
3-я | 28. Тема: «Перелетные птицы» 1.Упражнять в выкладывании фигурок из спичек по образцу. 2.Совершенствовать умение работать с ножницами и клеем. 3.Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги. | 1.П/г «Птицы – друзья», «Воробушек». 2. Коллективная работа «Веселая птичка» (См.образец.) |
4-я | 29. Тема: «Весенние цветы» 1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики; учить работать с трафаретами и шаблонами. 2.Упражнять в умении находить выход из лабиринта, проводить линию посредине извилистой дорожки. 3. Работать над развитием зрительно-пространственного восприятия, упражнять в ориентировке на плоскости. 4.Развитие зрительное и слуховое внимание и тактильную память. |
2. П/гимнастика «Пчела» 3. Коллективная работа «Весенний луг» - Рисование цветов на лугу в технике мятая бумага. |
Май | ||
1-я | 30. Тема: «Мой город». 1.Продолжать работать над развитием общей моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи. Упражнять в работе с трафаретами и шаблонами. 2. Продолжать учить ориентировке на бумаге, работать с ножницами. | 1. П/г «Капуста» 2. Наш огород. Коллективная работа. Вырезать кармашки-кружочки и разрезать пополам. И вставлять туда (сажать) морковку, лук, кабачок. Овощи заранее вырезать, а дети раскрасят. |
2-я | 31. Тема: «Правила дорожного движения» 1.Продолжать работать над развитием общей моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи. работать с ножницами. | 1.П/г «Мы шоферы» Аудиозапись. 2. «Разрезные картинки» - сложить картинку автобуса из 4 частей. 3. Выкладывание грузовика из бумажных, геометрических фигур. |
3-я | 32. Тема: «Насекомые» 1.Продолжать работать над развитием зрительно - моторных функций, координации движений с речью. 2.Совершенствовать графические навыки. | 1. 2. П/гимнастика «Пчела» 2.Игра «Собери гусеницу» - собрать из цветных кружочков гусеницу от светлого тона к темному. (В ИЗО папке) 5. Обвести рисунок по точкам. (см. образец Насекомые) |
Пальчиковая гимнастика.
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Игрушки.
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)
Осенние листья.
Раз, два, три, четыре, пять, - (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. – (сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы, - (загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем – (пальчики «шагают» по столу).
Капуста.
Мы капусту рубим, (Дети делают резкие движения)
Мы морковку трем (Пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя).
Мы капусту солим, (Имитируют посыпание солью из щепотки.)
Мы капусту жмем. (Интенсивно сжимают и разжимают пальцы)
В кадку все утрамбовали (Потирают кулак о кулак.)
Сверху грузиком прижали. (Ставят кулак на кулак.)
Мы делили апельсин.
Мы делили апельсин -
(Двумя руками «держат» предполагаемый апельсин)
Много нас, а он один.
(Показывают сначала десять пальцев, а потом один)
Эта долька – для ежа,
(Загибают большой палец руки)
Эта долька – для стрижа,
(Загибают указательный палец)
Эта долька для утят,
(Загибают средний палец)
Эта долька – для котят,
(Загибают безымянный палец)
Эта долька – для бобра,
(загибают мизинец)
А для волка – кожура.
(Бросают предполагаемую кожуру рукой)
Он сердит на нас – беда!
(Делают испуганный вид)
Разбегайся кто куда!
(Делают движения руками в стороны)
Грибы.
Мы съедобные грибы
Долго собирали,
А потом своим друзьям
Вот что рассказали:
(дети, называя грибы, загибают по очереди пальцы на руке)
В бору вырос боровик,
А под дубом дубовик,
На пеньке сидят опята –
Очень дружные ребята.
Вырос подосиновик
Под молодой осиною,
Крупный подберезовик –
Под белою березою.
Если с нами в лес пойдете,
(«идут» пальчиками по столу)
Много вы грибов найдете.
(поднимают вверх руки с разжатыми пальцами)
Веселая семейка.
(Ребенок сжимает ручку в кулачек, постепенно перебирает пальчики и разжимает кулачек.)
- Веселая семейка сидела на скамейке, старый толстый дедушка (разжимаем большой палец),
старенькая бабушка (разжимаем указательный палец),
самый длинный папа (разжимаем средний палец),
рядом с папой – мама (разжимаем безымянный),
а самый удаленький – их сыночек маленький (разжимаем мизинчик)».
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
этот пальчик прикорнул,
этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми, братиков не разбуди.
Встали пальчики, ура! В детский сад идти пора".
Я хочу построить дом.
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
Рукавичка.
Из-за леса, из-за гор Дети шлепают ладошками по коленям.
Топал дедушка Егор.
Очень он домой спешил Показывают оборотную сторону ладони с
Рукавичку обронил. вытянутым вверх большим пальцем (жест «Рукавичка»).
Мышка по полю бежала, «Бегают» пальчиками одной руки по другой руке.
Рукавичку увидала. Жест «Рукавичка»
- Кто, кто здесь живет? Стучат правым кулачком по левой ладошке.
Мышку здесь никто не ждет? Грозят пальчиком.
Стала жить-поживать,
Звонко песни распевать. Хлопки.
Зайка по полю бежал, Жест «Зайчик».
Рукавичку увидал. Жест «Рукавичка».
- Кто, кто здесь живет? Стучат правым кулачком по левой ладошке.
Звонко песенку поет? Хлопки
Мышка зайку пригласила, Зовут, жестикулируя правой рукой.
Сладким чаем напоила. Вытягивают вперед руки, ладошки «чашечкой».
Зайка прыг, зайка скок,
Вкусных пирогов напек. «Пекут пирожки»
Как по полю шла лисичка, Мягкие движения кистями рук
Увидала рукавичку. Жест «Рукавичка»
- Кто, кто здесь живет? Стучат правым кулачком по левой ладошке
Звонко песенку поет? Хлопки.
И лисичку пригласили, Мягкие движения кистями рук.
Пирожками угостили. «Пекут пирожки»
Стала жить там поживать,
Пол метелкой подметать. Движения руками влево-вправо
Мишка по полю гулял, Стучат кулачками по коленям
Рукавичку увидал. Жест «Рукавичка»
- Кто, кто здесь живет? Стучат правым кулачком по левой ладошке.
Звонко песенку поет? Хлопки
Звери испугались, Сжать пальцы рук в «замок»
В страхе разбежались. Развести руки в стороны.
Котята.
Все котятки мыли лапки,
Вот так, вот так!
(тереть ладошки друг о друга)
Мыли ушки, мыли брюшки
Вот так, вот так!
(тереть ладонями то уши, то живот)
А потом они устали,
Вот так, вот так!
(приложить ладони к лицу и потереть кулачками глаза)
Сладко-сладко засыпали,
Вот так, вот так!
(сложить ладони вместе , наклонить голову набок, положив ее на ладони)
Зимние забавы.
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному.)
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комков.)
Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками.)
С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем
правой руки по ладони левой руки.)
А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной.)
Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки.)
Съели суп и спать легли. (Производить движения
воображаемой ложкой, положить руки под щеку.)
Варежка.
Маша варежку надела:
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал, в свой домишко не попал» (Сжать пальцы в кулачок)
Маша варежку сняла:
«Поглядите-ка, нашла! (Все пальцы разжать, кроме одного)
Ищешь, ищешь и найдешь, здравствуй, пальчик, как живешь (Разогнуть оставшийся согнутый палец. Сжать пальцы в кулачок)
Самолет.
Я построю самолет,
(разводим руки широко в стороны)
Шлем надену — и в полет.
(показываем «шлем» над головой)
Сквозь волнистые туманы,
Полечу в другие страны,
(шевелим пальчиками)
Над морями и лесами,
Над горами и полями,
(делаем «брызгающие» движения пальцами)
Облечу весь шар земной.
(обхватываем воображаемый шар)
А потом вернусь домой.
(взмахивающие движения ладонями)
Лодочка.
Две ладошки прижму
И по морю поплыву. (ладони сложить лодочкой и совершать волнообразные движения рук)
Две ладошки — друзья,
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву. (поднять выпрямленные ладони вверх),
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там. (имитация движений волн и рыбок)
Наша армия.
Аты – баты! Аты – баты!
(поочередно шагают указательным и средним пальцами то правой, то левой руки)
На парад идут солдаты.
Вот идут танкисты,
потом артиллеристы,
А потом пехота
Рота за ротой.
(по очереди соединяем подушечки пальцев, начиная с большого пальца)
Два козлика.
(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные.)
Как-то раз к кому-то в гости
Шёл козлёнок через мостик,
(Держим кисти горизонтально, сближаем руки.)
А навстречу шёл другой,
Возвращался он домой.
(На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха).
Два рогатых глупых братца
Стали на мосту бодаться,
Не желая уступить
И другого пропустить.
Долго козлики сражались,
Разбегались и толкались.
Вот с разбега лбами - бух! (На слово "бух" - хлопаем в ладоши.)
И с моста в водичку - плюх!
(Роняем руки на колени. )
Девочка Иринка порядок наводила.
Девочка Иринка Дети делают ритмичные хлопки.
Порядок наводила.
Девочка Иринка
Кукле говорила: Грозят указательным пальцем.
«Салфетки должны быть Поочередно соединяют
В салфетнице, большой палец с остальными.
Масло должно быть в масленке,
Хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль? Ну конечно, в солонке!»
Мамочка.
Ой, в нашем цветнике
Большой цветок на стебельке.
(Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки.)
От ветерка качается, (Движения руками вправо-влево).
И мне улыбается!
Я мамочку поцелую
И цветочек подарю ей! (Мимика, жесты.)
Веснянка.
Солнышко, золотое донышко (пальчики по два раза касаются большого пальца)
Гори ясно, чтобы не погасло (пальчики по два раза касаются большого пальца)
Побежал в саду ручей (указательным и средним пальцами бегают по столу)
Прилетели сто грачей (скрещивают кисти и изображают машущие крылья)
А сугробы тают (работают кистями, сжимая кулачки)
Цветочки подрастают (трясут пальцами над головой).
Список литературы и методического обеспечения дополнительной образовательной программы:
1.Алексеевская Н.А. «Карандашик озорной» - М.: «Лист», 1998.
2.Белоусова Л.Е. «Ура! Я научился!» - Спб.: «Детство – Пресс», 2004.
3.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать» - Ярославль: «Академия развития»,1997.
4.Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» -
5.Синицына Е. «Умные пальчики» - М.: «Лист», 1995.
6.Щербакова Т.Н. «Игры с пальчиками» - М.: «Карапуз»,2001.
7.И.А.Лыкова. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2- 7 лет «Цветные ладошки» М., 2004.;
8. Л.Е.Белоусова «Ура! Я научился!»;
9. Т.Н.Щербакова. «Игры с пальчиками»
10.А.И.Сорокина. «Дидактические игры в детском саду».
11Т.С.Комарова. Детское художественное творчество. М., 2005 г.
12.Т.С.Комарова, А.И.Савенкова «Коллективное творчество детей», М. 2000.
13. Изольда Кискальт «Соленое тесто – увлекательное моделирование», Профиздат, 2002.
14. И.А.Лыкова «Лепим, фантазируем, играем», М., 2004.
15. К.Силаева, И.Михайлова «Соленое тесто», М., изд. «Эксмо», 2004.
16. Интернет ресурсы