Проект непосредственно-образовательной деятельности "Русская матрешка"
Управление образованием Администрации
Истринского муниципального района
Проект непосредственно-образовательной деятельности
ТЕМА: «Русская матрешка».
МОУ Лицей, д.с. 47
Автор проекта воспитатель Коваль Н.В.
2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Актуальность проблемы.
2. Паспорт проекта.
3. Ожидаемый результат.
4. Методы и приемы.
5. Литература.
6. Презентация.
1. Актуальность этой проблемы заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей трудно чем – либо удивить. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма. Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребёнка исторические сведения – это значит приобщить детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные из этих игрушек.
Значимая для детей проблема: как появилась матрешка, какие бывают матрешки? На решение этой проблемы и направлен наш проект.
Недостаток знаний о русских народных матрёшках был выявлен при анкетировании детей в форме беседы.
2.Тип проекта: познавательно-игровой.
Вид проекта: творческий.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта: краткосрочный, 2 недели ( вторая половина октября).
Цель: Формировать представление детей о народных игрушках - матрешках. Воспитывать интерес к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки матрёшки. Дать родителям представление о развивающих играх с народными игрушками в условиях семьи.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое».
3.Ожидаемый результат:
1. Знакомство с особенностями русской народной игрушки (материал, форма, цвет, узор).
2. Разучивание простейших элементов росписи.
3. Получить представление о цветовой гамме матрёшек.
4. Научить различать особенности разных матрёшек.
5. Расширение и активизация словарного запаса слов.
Задачи для детей:
- познакомить детей с историей матрёшки как видом народного промысла;
- дать знания о матрёшке, о её цветовой гамме;
- развивать сенсорные навыки;
- научить видеть необычное в обычном;
- учить получать радость от увиденного;
- освоить некоторые художественные элементы;
- содействовать развитию творческих способностей детей.
Для родителей:
- вызвать интерес к русской народной игрушке;
- приобщать к истокам русской народной культуры;
- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.
Для педагога:
- способствовать творческой активности детей;
- создать условия для формирования у детей познавательных умений;
- вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс;
- развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Предметно – развивающая среда:
- игрушки матрёшки;
- иллюстрации матрёшек.
ПЛАН РАБОТЫ.
Тема | Дети | Родители |
Беседы. | «Русская игрушка – матрёшка», «О цветовой гамме матрёшек», «Из чего сделана матрёшка».
| Знакомство с матрешкой в домашних условиях. |
Чтение художественной литературы. | 1 Л. Некрасова «Мы веселые матрешки», В. Приходько «Матрёшка на окошке», С. Маршак «О матрёшках», В. Берестов «Матрешкины потешки», В. Моисеев «Кто матрешку сделал, я не знаю», Ю. Володин «Танец матрешек», стихи о матрешках Е. Крысина, Р. Карапетяна, Л. Громовой, Н. Радченко, А. Кулешовой, С. Иванова.
| Заучивание с ребенком стихотворения на выбор. |
Лепка из пластилина. | По плану психолого-педагогической работы; свободная деятельность.
| Выставка работ. Свободное творчество с детьми. |
Игровая деятельность. | Д/и «Собери наряд матрешке», «Собери матрешку из частей», «Посчитай матрешки», «Нарядимся как матрешки»
| Ширма для родителей с фотографиями работ. |
Аппликация. | По плану психолого-педагогической работы. «Русская матрешка». | Выставка работ. |
Рисование, раскрашивание. | По плану психолого-педагогической работы, рисование через трафареты, свободная деятельность. | Выставка рисунков. |
Презентация, лепбук.
| Подготовка лепбука. | Подбор материалов, фотографии детей. Показ лепбука, презентации. |
Используемая литература
- Богатеева З.А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду. – М.: Просвещение, 1982.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М., 2008.
- Князева О.Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – С-П., 1998.
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа: учебно – методическое пособие. - М.: «Цветной мир», 2012.
- Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2003.
Управление образованием Администрации
Истринского муниципального района
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе.(ФЦКМ)
ТЕМА: «Знакомство с русской матрешкой».
МОУ Лицей, д.с. 47
воспитатель Коваль Н.В.
2022 г.
Цели: Знакомство детей с историей матрёшки, как народного промысла
Задачи: Обучающие: продолжать знакомить с русской культурой на примере русской матрёшки; обучать называть свойства и качество предметов; обучать детей составлять описательный рассказ.
2. Развивающие: развивать эстетический вкус; грамматически правильную речь; обогащать словарь детей.
3. Воспитывать патриотические чувства; уважение к труду мастера.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, альбомов; книжки-раскраски с матрешками; чтение художественной литературы Материал: игрушки-матрешки, иллюстрации, альбомы о матрешке.
Словарная работа: семёновская, полхово-майданская, веселая, нарядная, красивая.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица
Для маленькой - темница.
(Матрешка.)
Воспитатель: Верно. Сегодня я расскажу вам историю о матрешке.
Эта веселая игрушка - расписная матрешка - родилась сто лет назад. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин. Прообраз ее - деревянную пустотелую куклу - художник увидел в Японии. Эта была игрушка-неваляшка. Внутрь ее вкладывалась еще одна такая же кукла, только поменьше. И художник выдумал для детей похожую куклу.
Кукла была необычная, с чудесным сюрпризом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще... С. В. Малютин нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик, в яркий платочек и пестрый передничек. Ни у одной из сестричек не было похожего наряда (выставка матрешек).
Воспитатель: Какие сарафаны у матрешек?
Дети: У одной - красный, у другой - синий с цветочками, у третьей - малиновый с белым платочком в горошек, у четвертой - яблоки на переднике.
Воспитатель: Как же назвали красавицу? Назвали ее Матрешей, старинным русским именем. Так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника. Так родилась матрешка - разъемная деревянная кукла.
Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.
Воспитатель: Из чего сделана матрешка? (Из дерева)
Воспитатель: Начали точить матрешек по русским селам, где издавна работали умельцы с деревом: в Сергиевом Посаде, в селе Полховский Майдан, Семёново и других (выставка иллюстраций, альбомов).
Воспитатель: эта матрёшка из Полховского Майдана (рассматривание полхово-майданской матрёшки).
Воспитатель: По форме она более вытянутая и стройная. Основные цвета: фиолетовый, алый, голубой, жёлтый. Узор на сарафане красивые цветы. Чем украшен сарафан матрёшки? Какими красками расписывали матрёшку? (рассматривание Семеновской матрёшки)
А я из тихого зеленого городка Семёново.
Я в гости к вам пришла
Букет цветов садовых розовых, бардовых
В подарок принесла.
Воспитатель: У неё яркий цветастый фартук, который украшен пышными букетами малиновых роз с зелёными листьями, травкой. На голове жёлтая косынка с мелким узором.
- Чем расписан сарафан этой матрёшки?
- Какими красками пользовались художники?
Физкультурная минутка «Матрешки».
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки (хлопки перед собой).
На ногах сапожки,
Топают матрешки (руки на пояс, поочередно правую ногу выставить вперед на пятку, затем левую).
Влево, вправо наклонились (наклоны влево – вправо),
Всем знакомым поклонились (наклоны головы влево – вправо).
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых
Вы похожи словно сестры (повороты туловища направо – налево, руки к плечам).
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки (хлопки в ладоши перед собой).
Выставляя матрешек, воспитатель предлагает дидактическую игру «Выбираем сувенир».
Воспитатель: Какую матрешку вы бы выбрали в подарок другу? Расскажите, почему она вам понравилась?
Дети:
- Я бы подарил эту матрешку, потому что она с петухом - это самая первая русская матрешка
- Эта матрешка украшена яркими цветами и зелеными листьями, у нее красивый сарафан, поразительные черты лица. Она выполнена семеновскими мастерами.
- У этой матрешки цветы, ягоды, листья сказочные обведены черным контуром. Ее выполнили полхово-майданские мастера.
Воспитатель: Матрешки - изделия, которыми гордятся россияне, откуда бы ни приезжали люди в нашу страну, среди других сувениров они обязательно увезут на родину и русскую матрешку.
Управление образованием Администрации
Истринского муниципального района
Конспект непосредственной образовательной
деятельности ( рисование) в средней группе.
ТЕМА: «Русская матрешка».
МОУ Лицей, д.с. 47
воспитатель Коваль Н.В.
2022 г.
Цель: Продолжать знакомить детей с декоративно – прикладным искусством. Продолжать знакомить с народной игрушкой.
Задачи: Обогащать представления детей о народном искусстве. Учить составлять узор из отдельных элементов. Упражнять в рисовании узора всем ворсом кисти и ее концом, а также ватной палочкой.
Развивать чувство цвета, ритма в узоре.
Воспитывать самостоятельность, активность, художественный вкус.
Материал:
Выставка кукол, матрёшка расписная, матрёшка не расписанная, корзинка, силуэты матрёшек, вырезанные из бумаги для акварели; гуашь, кисти, ватные палочки или тычки.
Предварительная работа:
Беседа о матрешках, рассматривание картинок, дидактические игры.
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята.
Я на ярмарке была,
Корзиночку вам принесла.
Корзиночка не простая
И товар в ней расписной.
Что же в этой корзиночке?
Открою секрет.
Это - народная игрушка, а какая, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская .....
Дети: - Матрёшка!
- Да, ребята, вы угадали. Это – матрёшка. Посмотрите, какая она?
Дети: - яркая, красивая, весёлая, разъёмная, интересная, румяная, деревянная и т. д.
-Как она одета? На голове у неё что?
Дети: - Платочек.
- На туловище сарафан и фартук. Фартук украшен чем?
Дети: - цветами, узором и т. д.
- Ребята, а как же получается такая красивая матрешка? Сначала один мастер вытачивает из дерева вот такую матрешку (показываю не расписанную матрешку). Он делает сначала самую маленькую, неразъемную матрёшку. А затем следующую, побольше, уже выпиливая ее изнутри. Затем ее расписывает красками уже другой мастер.
- А теперь, ребята, давайте отдохнём.
Физкультминутка:
- Мы, матрёшки,
Вот такие крошки.
(Руки на поясе, повороты с приседанием)
Посмотрите, вот у нас
Красные сапожки.
(Руки на поясе, движения ногами « Ковырялочка»)
Мы матрёшки,
Вот такие крошки
(Руки на поясе, повороты с приседанием)
Посмотрите, вот у нас
Розовые щечки
(Показываем указательными пальчиками на щечки)
- Молодцы, ребята, садитесь. Но у меня в корзиночке ещё что- то есть. (Показываю силуэты матрешек) Что не так с этими матрёшками?
Дети: - Они не расписанные.
- Давайте поможем этим матрёшкам превратиться в красавиц? Сначала сделаем цветным платочек и завяжем его. (нарисуем узелки «примакиванием») Затем украсим цветами и листьями фартук при помощи кисточки («примакиванием») и ватных палочек ( «тычком»). А теперь украсим горошком платочек при помощи ватных палочек. А на рукавах можно нарисовать полоски кончиком кисти. Теперь она стана нарядная, но матрёшка же ещё и румяная. Румянец мы ей нарисуем розовой краской пальчиками
.- Ну что, готовы? Тогда встаньте около стульчиков.
- Кручу, верчу, превратить вас хочу.
Хочу превратить вас в мастеров.
Пойдемте в ваши мастерские и там каждый украсит свою матрёшку.
Дети садятся за столы и под народную музыку украшают матрёшек.
Итог:
Ребята, посмотрите какие красивые у нас с вами матрёшки получились. Как у настоящих мастеров.
Стихотворения о матрешках.
А я из тихого зеленого городка Семёново.
Я в гости к вам пришла
Букет цветов садовых розовых, бардовых
В подарок принесла.
Эх, матрешечка-матрешка,
Красота, на загляденье.
Только стоит разобрать,
Красоты уже штук пять.
***
У мамы на комоде –
Стоят матрешки вроде.
Все яркие, нарядные –
Но что-то не по моде.
*** Среди моих игрушек
И кукол современных
Матрешки все ж в почете
Скажу вам без сомненья.
Матрешки тоже куклы
У них свои наряды.
Вот только их не снимешь
Не поменять ей платье.
На голове платочки
Есть красные и синие.
Ей не расчешешь волосы
Хотя видны косички.
На столе стоит матрешка –
Глазки расписные.
В ней живет еще немножко –
Чудо, как красивые.
******
Сидела в матрешке
Другая матрешка
И очень скучала
Матрешка в матрешке.
А в этой матрешке —
«Матрешке в матрешке» —
Сидела скучала
Другая матрешка.
Сидела скучала
Другая матрешка
Размером, конечно,
Поменьше немножко.
В матрешке «размером
Поменьше немножко»
Сидела матрешка
Не больше горошка.
Сидела матрешка
Не больше горошка
И тоже скучала
Несчастная крошка.
И что интересно
В «несчастной той крошке»
Еще разместились
Четыре матрешки.
Еще разместились
Четыре матрешки,
Примерно такие,
Как мушки и мошки.
Любому понятно,
Что каждой матрешке
Хотелось побегать
В саду по дорожке,
Хотелось в траве
Поваляться немножко,
Размять свои ручки,
Размять свои ножки.
Но что они
Могут поделать, матрешки?
У них деревянные
Ручки и ножки.
У них деревянные
Ручки и ножки.
Скучают матрешки
И то понарошку. (Эдуард Успенский.)
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Всех Матрешками зовут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки.
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой -
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притертую, -
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая,
А внутри пустая.
В ней живет шестая.
А в шестой -
Седьмая,
А в седьмой -
Восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот, поставленные в ряд,
Сестры-куколки стоят.
- Сколько вас? - у них мы спросим,
И ответят куклы: - Восемь! (Самуил Маршак)