Программа дополнительного общеразвивающего образования по изучению ПДД "Юный пешеход" (старшая группа)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Лицей г. Истры
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Социально-педагогическое направление
ЮНЫЙ ПЕШЕХОД
/название программы/
(стартовый уровень)
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
| Автор – составитель: Коваль Н.В. педагог дополнительного образования |
Истра, 2020 года.
Пояснительная записка
Обеспечение здоровья детей - основная задача цивилизованного общества.
Только нашими совместными усилиями, используя знания воспитателей и родителей, их терпение и такт, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. Для нас данная проблема стоит особенно актуально, так как всякая практическая работа, направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах путем совершенствования системы мероприятий, должна приносить ощутимые результаты.
Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.
Настоящая программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения.
Программа составлена на основании нормативно-правовых документов:
- Законом «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ,
- Концепции развития дополнительного образования детей от 04.09.2014г. №1726-р,
- Приказом Министерства просвещения РФ «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09.11.2018г. №196,
- Письмом Минобрнауки России «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» от 11.12.2006г №06-1844;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»,
- Уставом МОУ Лицей г. Истры и локальными актами, регламентирующих образовательную деятельность.
Данная Программа составлена на основе правил дорожного движения, а также на основе Программы Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ".
Актуальность программы обусловлена потребностью привить дошкольникам правильные ориентиры в формировании культуры поведения на дорогах. Дополнительное образование является одним из средств воспитания и развития социально - развитой личности.
Цель. Сохранение жизни и здоровья детей, формирование элементарных знаний правил дорожного движения.
Задачи.
- Личностные:
- формирование общественной активности личности, гражданской позиции;
- воспитание культуры общения и поведения на дорогах,
- формировать умение согласовывать свои действия с другими детьми.
- Метапредметные:
- развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности.
- Образовательные:
- закрепить у детей знания правил дорожного движения;
- продолжать знакомство с названиями и значениями дорожных знаков;
- довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения;
- развитие познавательного интереса.
Новизна программы в том, что в ней систематизированы средства и методы деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе обучения. Организованы формы обучения на занятиях таким образом, чтобы были реализованы как совместная деятельность взрослого и ребенка, так и самостоятельная его деятельность. Особенность программы в том, что на занятии посредством игры одновременно используются фрагменты разных тем и разделов. Педагогическая целесообразность данного курса для обучающихся обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить познания ребенка в данной сфере, а также развить его творческий потенциал.
Возраст детей: программа предназначена для дошкольников с 5 до 6 лет с учетом возрастных возможностей восприятия и усвоения материала.
Адресат программы: Занятия проводятся на базе МОУ Лицей г. Истры
№ | Уровень | Год обучения | Уровень освоения |
1 | Стартовый | 1 год | вводный |
Сроки реализации:
Программа рассчитана на 1 год.
Продолжительность учебного года — 34 недели.
Срок реализации программы с 1 сентября года по 31 мая года.
Формы организации образовательного процесса:
- индивидуальная
- подгрупповая
- фронтальная
Формы теоретических занятий: беседа, просмотр видеофильмов, педагогическое тестирование
Занятия проходят в очной форме.
Режим занятий:
В соответствии с учебным планом МОУ Лицей г. Истры, с учетом возрастных особенностей занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут (всего 34 за в год), число обучающихся в группе составляет 10-28 человек.
Ожидаемые результаты:
После прохождения программного материала учащиеся приобретут следующие компетенции:
- Социальные - умения устанавливать и поддерживать отношения со сверстниками в различных ситуациях, способности принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними, анализировать действия и поступки, управлять своим поведением.
- Коммуникативные - возможность понимать речь других, стремление сделать понятной свою речь в игре, в общении.
- Метапредметные - способность поставить цель, спланировать и осуществить результативное действие индивидуально или в сотрудничестве с другими.
- Предметные: овладение предметными знаниями, умением применять их в жизненной практике, умение принимать эффективные решения в поставленной задаче.
Формы контроля:
Оценивание результатов обучения осуществляется через практическую деятельность (грамота, готовая работа, журнал посещаемости, фото, отзывы родителей и детей) и через организацию мониторинга результатов обучения и личностного развития обучающихся в процессе освоения ими дополнительной образовательной программы. Организуется входная диагностика (в начале учебного года), итоговая диагностика (в конце учебного года). После проведения диагностики оформляется протокол, что позволит проследить достижения учащихся в динамике в течение прохождения всего курса.
Учебный план:
№ п/п | Название раздела, темы | Количество занятий (длительность занятия 25 минут) | Формы аттестации / контроль | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Диагностика (начальная, итоговая) | 3 | 1 | 2 | групповой | |
Улицы города | 4 | 2 | 2 | фронтальный | |
Городской транспорт
| 5
| 1 | 4 | фронтальный | |
Я пассажир
| 1 | 1 | 1 | фронтальный | |
Дорожные знаки | 6 | 2 | 4 | фронтальный | |
Я пешеход | 2 | 1 | 1 | Фронтальный, подгрупповой | |
Безопасность на дорогах
| 10 | 4 | 6 | подгрупповой | |
Регулировщик и светофор | 2 | 1 | 1 | фронтальный | |
Развлечение, викторина | 2 |
| 2 | групповой |
Содержание учебного плана:
Раздел 1.Диагностика
Тема 1 Беседа о правилах дорожного движения.
Выявить уровень знаний правил дорожного движения.
Практика: Вопрос-ответ, выставка рисунков «Автомобиль»
Тема 2 Итоговое тестирование. Проводится в конце курса кружка.
Раздел 2. Улицы города
Тема 1. Улицы города. Познакомить детей с понятиями проезжая часть, тротуар, улица.
Практика: Прослушивание стихотворения С. Михалкова «Моя улица», «Скверная история». Картина «Улица города»; П.и. «Наша улица»
Тема 2. Тротуар. Формировать у детей представление о значении новых слов: «тротуар», «пешеходная дорожка», «обочина»; учить правилам дисциплинированного поведения, умение предвидеть опасность; воспитывать наблюдательность, осторожность.
Практика: П/И «Автомобили и пешеходы»
Тема 3. Как правильно переходить улицу? Продолжать детей знакомить с улицей, её особенностями; расширять кругозор; воспитывать дисциплинированного пешехода.
Практика: Д.и. на площадке сада «Мы пешеходы»
Игра в лепбуке по ПДД. Мини-викторина «Разрешается - запрещается»
Тема 4. Наблюдение «Наша улица» Закрепить знания о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улице, о передвижении автотранспорта и пешеходов по улице; развивать наблюдательность, осторожность.
Практика: Чтение загадок по теме. Работа в раскрасках.
Раздел 3. Городской транспорт.
Тема 1 Кто хозяин на дорогах. Виды транспорта. Знакомство с машинами. Какие бывают? Классификация транспорта.
Практика: Аппликация «Микроавтобус»
Д.и. «Мы водители» - на территории дет.сада.
Тема 2-3 Транспорт на дорогах. Продолжать знакомство с видами транспорта.
Практика: Коллективная аппликация «Транспорт на дороге». Чтение стихотворения Я.Пишумов «На нашей улице»
Тема 4. Наблюдение за транспортом. Закрепить знания детей о транспорте, о правилах дорожного движения; развивать наблюдательность; расширять кругозор детей.
Практика: Наблюдение, беседа, рассмотрение иллюстраций. Лепбук по ПДД «Специальный транспорт».
Тема 5. В городском транспорте. Познакомить детей с правилами этического и безопасного поведения в транспорте.
Практика: рассмотрение и обсуждение сюжетных картинок с правилами поведения в городском транспорте, картинки с изображением транспорта. Лепбук по ПДД,
Игра «Пристегни ребенка»
Раздел 4. Я пассажир
Тема 1. Познакомить с правилами поведения на автобусной остановке. Узнавать знак автобусной остановки. Повторить, правила безопасности в автомобиле.
Практика: Дидактическая игра на площадке сада «Мы ждем автобус»
Словесная игра «Я примерный пассажир»
Раздел 5.Дорожные знаки.
Тема 1 – 2 Дорожные знаки. Дать детям знания о дорожных знаках; научить различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки; закрепить знания о правилах дорожного движения; развивать логическое мышление, память, ориентацию в окружающей детей обстановке.
Практика: Слушание и обсуждение «Стихи про дорожные знаки»
Олеся Емельянова. Беседа по набору картинок «Дорожная азбука», конверты с разрезными картинками, дидактическая игра в лепбуке «Правила дорожного движения».
Тема 3-4: Запрещающие знаки. Для чего они нужны? Познакомить детей со знаками особого назначения. Дать представления об опасности их нарушения.
Практика: Рассмотрение знаков запрета, обсуждение. Чтение стих-я О.Емельянова «Стихи про дорожные знаки». Рисование «Запретный знак», Игра в лепбуке «Расставь знаки»
Подвижная игра «Стоп»
Тема 5 Вечер стихов и загадок о правилах дорожного движения. Закрепить знания детей о правилах дорожного движения.
Практика: слушание стихотворений, отгадывание загадок о правилах дорожных движений. Собирание пазлов «Какой знак»
Тема 6 Викторина «Грамотный пешеход» Обобщить полученные знания о знаках и правилах дорожного движения.
Практика: Отгадывание знаков. Выставка рисунков «Нарисуй свой знак».
Раздел 6. Я пешеход
Тема 1. Правила пешеходов. Систематизировать знания детей о правилах поведения на дороге.
Практика: Чтение сказки С.Михалкова «Бездельник светофор»,
И.Гурина «Правила дорожного движения», выставка рисунков «Мы пешеходы».
Тема 2. Что такое пешеходный переход. Систематизировать знания детей о правилах перехода дороги.
Практика: Рассмотрение знака «Пешеходный переход», Аппликация «Пешеходный переход»
Раздел 7 Безопасность на дорогах.
Тема 1 Какие опасности подстерегают нас на улицах и дорогах. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды; провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах.
Практика: Рассматривание картинок с опасными ситуациями на дорогах. Беседа, обсуждение. Рисование «Будь внимателен на дороге!»
Тема 2 Какие опасности подстерегают нас на улицах и дорогах. Закрепить правила поведения на улице.
Практика: Коллективная работа рисование «Дорога в детский сад»
Тема 3 В гостях у ребят инспектор ГИБДД. В игровой форме ответить на вопросы старшего инспектора ГБДД, повторить правила дорожного движения.
Практика: Игра с мячом «Правила дорожного движения», Дидактическая игра «Отгадай знак»
Тема 4. Зачем нужны светоотражающие элементы на одежде? Привить культуру поведения на дорогах, повторить правила безопасности.
Практика: создание своих светоотражающих эмблем.
Тема 5 Места опасных игр. Закрепить знания детей, где можно играть.
Практика: Дидактическая игра «Наша улица», рассмотреть сюжетные картинки, обсудить.
Тема 6: Безопасное поведение на улицах в зимний период года. Сформировать у детей знания о правилах поведения на улице зимой. Развивать мышление и внимательность.
Практика: Беседа «Осторожно! Гололед!» Чтение стих-я И.Лешкевич «Гололед» Дид. игра. «Как избежать неприятностей»
Тема 7: Особенности движения по скользкой дороге. Закрепить знания детей об особенностях передвижения человека и автотранспорта по скользкой дороге в зимнее время года; познакомить со свойствами скользкой дороги, о невозможности вовремя затормозить; уточнить представления детей о поведении резины на скользкой дороге.
Практика: Рисование «Осторожно, гололёд!» Эксперимент «катание ластика по сухой и мокрой дощечке».
Тема 8. Безопасная дорога. Учить составлять маршрут от дома до детского сада. Обсудить, что дети видят по дороге в детский сад, что опасное, где переходят дорогу.
Практика: Работа с родителями дома нарисовать маршрут до детского сада. Обсудить ситуации на дороге. Работа в раскрасках.
Тема 9. Опасности нашего двора. Обсудить с детьми, какие опасности могут подстерегать во дворе. На что обратить внимание, чтобы предупредить травму.
Практика: Аппликация «Автомобиль»
Чтение и обсуждение Т.А.Шорыгина. «Марта и Чичи идут в парк».
П.И. «Цветные автомобили»
Тема 10. Катание на велосипеде, роликах. Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, самокате, роликовых коньках; научить детей правильному поведению в таких ситуациях.
Практика: Обсудить и повторить с родителями Правила езды на велосипеде. Иллюстрации по теме, набор плакатов «Дорога на зелёный свет», дорожные знаки «Велосипедная дорожка», «Велосипедное движение запрещено»
Раздел 8 Регулировщик
Тема 1. Влиятельная палочка. Дать начальное представление о работе милиционера-регулировщика; объяснить, в каких условиях нужна его работа, что значат его жесты; разучить некоторые движения регулировщика; воспитывать уважение к окружающим, умение быть вежливым, внимательным.
Практика: Д.и. «Милиционер» Жезл; изображение улиц, перекрёстков города; изображение регулировщика в разных положениях, дорожных знаков. Собери пазл «Дорожный знак» Подвижная игра «Веселый жезл»
Тема 2 Светофор. Дать детям новое понятие – «светофор», объяснить его световые сигналы и научить, как безопасно переходить улицу по сигналу светофора; развивать наблюдательность, логическое мышление.
Практика: Чтение и заучивание стихотворения Р.Фархади
«Светофор». Аппликация «светофор».
Раздел Итоговое мероприятие «Правила дорожные детям знать положено».
Закрепление у детей навыков безопасного поведения на дорогах.
— развитие двигательной активности;
— укрепление взаимодействия родителей и педагогов в вопросе обучения детей культуре поведения на дороге;
- воспитывать интерес к подвижным играм и эстафетам;
- формировать умение взаимодействовать в коллективе через подвижные игры и эстафеты.
Практика: подвижные игры, эстафета., ответы на вопросы.
Методическое обеспечение программы:
Методы обучения:
Словесный -беседа, чтение, сопровождаемое демонстрацией наглядных пособий.
Наглядный – рассматривание иллюстраций, фотоальбомов, атрибутов к играм.
Игровой - использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
Формы организации учебного занятия – непосредственно образовательная деятельность. (НОД)
Педагогические технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные.
Алгоритм учебного занятия:
- Вводная часть (мотивация, постановка учебной задачи) – 3-5 минуты;
- Основная часть (беседа, игра, продуктивная деятельность) 10 -15 минут;
- Заключительная часть (подведение итога занятия, где дети обсуждают интересные моменты, задания, вызвавшие трудности в выполнении) – 2-7 минут.
Беседа - это организованная деятельность; целенаправленный разговор воспитателя с детьми по определенной теме. Состоит из вопросов и ответов. В ней взаимосвязаны такие структурные элементы, как начало беседы, основная и заключительная части.
Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра имеет свою структуру:
- Целеполагание,
- Планирование,
- Реализация цели,
- Анализ результатов,
- Мотивация во время игры.
Дидактические материалы: наглядные пособия, карточки, дорожные знаки, схемы, игрушки, рисунки, лепбуки, презентации и др.атрибуты для игр.
Список литературы:
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б., Безопасность. - М.: АСТ-ЛТД, 2018г.
2. Т.Ф. Саулина «Ознакомление дошкольников с ППД», 2016г
3.К.В.Петрова «Как научить детей ППД». Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры, 2019г
6. Старцева О.Ю. «Школа дорожных наук» ООО «ТЦ Сфера» 2020г
7. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? М., 2020г.
8. Шорыгина Т.А. Безопасные сказки. М. 2020г.
9. Шорыгина Т.А. Беседы о безопасности с детьми 5-8 лет, М., 2018г.
10. Степанкова Э.Я., Филенко М.В. Дошкольникам о правилах дорожного движения. М., 2019г.
11. Прокофьева С., Сапгир Г., «Мой приятель – светофор». М., 2017г.
12. Саулина Т.Ф. «Три сигнала светофора» М.: «Мозаика – Синтез» 2018г.
Календарный учебный график
Дополнительной образовательной программы
«Юный пешеход»
(стартовый уровень)
Год обучения: 2020 - 2021
Группа: 12
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятий | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
сентябрь | 7 | 15.45 – 16.10 | очная | 1 | диагностика | Помещение группы | подгрупповая | |
сентябрь | 14 | 15.45 – 16.10 | очная | 1 | диагностика | Помещение группы | индивидуальная | |
сентябрь | 21 | 15.45 – 16.10 | очная | 1 | Улицы города | Помещение группы | групповая | |
сентябрь | 28 | 15.45 – 16.10 | очная | 1 | Кто хозяин на дорогах | Помещение группы, территория детского сада | фронтальная | |
октябрь | 5 | 15.45 – 16.10 | очная | 1 | Виды транспорта | Помещение группы, территория детского сада | фронтальная | |
октябрь | 12 | 15.45 – 16.10 | очная | 1 | Транспорт на дороге | Помещение группы | фронтальная | |
октябрь | 19 | 15.45 – 16.10 | очная | 1 | Наблюдение за транспортом | Помещение группы | фронтальная | |
октябрь | 26 | 15.45- 16.10 | очная | 1 | Повторение виды транспорта | Помещение группы | фронтальная | |
ноябрь | 2 | 15.45 – 16.10 | очная | 1 | Безопасное поведение в транспорте | Помещение группы | фронтальная | |
ноябрь | 9 | 15.45 – 16.10 | очная | 1 | Я пассажир | Помещение группы |
| |
ноябрь | 16 | 15.45 – 16.10 | очная | 1 | Какие опасности подстерегают на дороге | Помещение группы | фронтальная | |
ноябрь | 23 | 15.45 – 16.10 | очная | 1 | Какие опасности подстерегают на дороге | Помещение группы | фронтальная | |
Декабрь | 7 | 15.45 – 16.10 | очная | 1 | Дорожные знаки.
| Помещение группы | фронтальная | |
декабрь | 14 | 15.45 – 16.10 | очная | 1 | Дорожные знаки.
| Помещение группы | фронтальная | |
декабрь | 21 | 15.45 – 16.10 | очная | 1 | светофор | Помещение группы | фронтальная | |
декабрь | 28 | 15.45 – 16.10 | очная | 1 | Места опасные для игр | Помещение группы | фронтальная | |
Январь | 11 | 15.45 – 16.10 | очная | 1 | тротуар | Помещение группы | фронтальная | |
январь | 18 | 15.45 – 16.10 | очная | 1 | Правила для пешеходов | Помещение группы | фронтальная | |
январь | 25 | 15.45 – 16.10 | очная | 1 | Безопасное поведение для пешеходов в зимний период | Помещение группы | фронтальная | |
февраль | 1 | 15.45 – 16.10 | очная | 1 | Осторожно!Скользко! | Помещение группы | фронтальная | |
Февраль | 8 | 15.45 – 16.10 | очная | 1 | Безопасная дорога | Помещение группы | фронтальная | |
Февраль | 15, 22 | 15.45 – 16.10 | очная | 2 | Прогулка – опасности нашего двора | Помещение группы | фронтальная | |
Март | 1 | 15.45 – 16.10 | очная | 1 | Что такое пешеходный переход | Помещение группы, территория детского сада | фронтальная | |
Март | 15 | 15.45 – 16.10 | очная | 1 | Как правильно переходить улицу | Помещение группы | фронтальная | |
Март | 22 | 15.45 – 16.10 | очная | 1 | Наша улица, двор. | Помещение группы | фронтальная | |
Март | 29 | 15.45 – 16.10 | очная | 1 | Вечер стихов, загадок. | Помещение группы | фронтальная | |
Апрель | 5,12 | 15.45 – 16.10 | очная | 2 | Запрещающие знаки | Помещение группы | фронтальная | |
Апрель | 19 | 15.45 – 16.10 | очная | 1 | Катание на самокате, велосипеде… | Помещение группы | фронтальная | |
Апрель | 26 | 15.45 – 16.10 | очная | 1 | Влиятельная палочка | Помещение группы | фронтальная | |
Май | 3 | 15.45 – 16.10 | очная | 1 | Я знаю, где можно переходить дорогу | Помещение группы | фронтальная | |
Май | 17 | 15.45 – 16.10 | очная | 1 | Наблюдение за движением транспорта и пешеходов | Помещение группы | фронтальная | |
Май | 24 | 15.45 – 16.10 | очная | 1 | Викторина «Грамотный пешеход» | территория детского сада | подгрупповая | |
Май | 31 | 15.45 – 16.10 | очная |
| Итоговая диагностика. | Помещение группы | индивидуальная |