Программа дополнительного общеразвивающего образования по изучению ПДД "Юный пешеход" (подготовительная к школе группа)
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Социально-педагогическое направление
ЮНЫЙ ПЕШЕХОД
/название программы/
(базовый уровень)
Возраст обучающихся: 6 - 7 лет
Срок реализации: 1 год
| Автор – составитель: Коваль Н.В. педагог дополнительного образования |
Истра, 2021 года.
Пояснительная записка
Обеспечение здоровья детей - основная задача цивилизованного общества.
Только нашими совместными усилиями, используя знания воспитателей и родителей, их терпение и такт, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. Для нас данная проблема стоит особенно актуально, так как всякая практическая работа, направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах путем совершенствования системы мероприятий, должна приносить ощутимые результаты.
Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.
Настоящая программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения.
Программа составлена на основании нормативно-правовых документов:
- Законом «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ,
- Концепции развития дополнительного образования детей от 04.09.2014г. №1726-р,
- Приказом Министерства просвещения РФ «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09.11.2018г. №196,
- Письмом Минобрнауки России «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» от 11.12.2006г №06-1844;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»,
- Уставом МОУ Лицей г. Истры и локальными актами, регламентирующих образовательную деятельность.
Данная Программа составлена на основе правил дорожного движения, а также на основе Программы Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ".
Актуальность программы обусловлена потребностью привить дошкольникам правильные ориентиры в формировании культуры поведения на дорогах. Дополнительное образование является одним из средств воспитания и развития социально - развитой личности.
Цель. Сохранение жизни и здоровья детей, формирование элементарных знаний правил дорожного движения.
Задачи.
- Личностные:
- формирование общественной активности личности, гражданской позиции;
- воспитание культуры общения и поведения на дорогах,
- формировать умение согласовывать свои действия с другими детьми.
- Метапредметные:
- развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности.
- Образовательные:
- закрепить у детей знания правил дорожного движения;
- продолжать знакомство с названиями и значениями дорожных знаков;
- довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения;
- развитие познавательного интереса.
Новизна программы в том, что в ней систематизированы средства и методы деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе обучения. Организованы формы обучения на занятиях таким образом, чтобы были реализованы как совместная деятельность взрослого и ребенка, так и самостоятельная его деятельность. Особенность программы в том, что на занятии посредством игры одновременно используются фрагменты разных тем и разделов. Педагогическая целесообразность данного курса для обучающихся обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить познания ребенка в данной сфере, а также развить его творческий потенциал.
Возраст детей: программа предназначена для дошкольников с 6 до 7 лет с учетом возрастных возможностей восприятия и усвоения материала.
Адресат программы: Занятия проводятся на базе МОУ Лицей г. Истры
№ | Уровень | Год обучения | Уровень освоения |
1 | Базовый | 1 год |
|
Сроки реализации:
Программа рассчитана на 1 год.
Продолжительность учебного года — 34 недели.
Срок реализации программы с 1 сентября года по 31 мая года.
Формы организации образовательного процесса:
- индивидуальная
- подгрупповая
- фронтальная
Формы теоретических занятий: беседа, просмотр видеофильмов, педагогическое тестирование
Занятия проходят в очной форме.
Режим занятий:
В соответствии с учебным планом МОУ Лицей г. Истры, с учетом возрастных особенностей занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут (всего 34 за в год), число обучающихся в группе составляет 10-28 человек.
Ожидаемые результаты:
После прохождения программного материала учащиеся приобретут следующие компетенции:
- Социальные - умения устанавливать и поддерживать отношения со сверстниками в различных ситуациях, способности принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними, анализировать действия и поступки, управлять своим поведением.
- Коммуникативные - возможность понимать речь других, стремление сделать понятной свою речь в игре, в общении.
- Метапредметные - способность поставить цель, спланировать и осуществить результативное действие индивидуально или в сотрудничестве с другими.
- Предметные: овладение предметными знаниями, умением применять их в жизненной практике, умение принимать эффективные решения в поставленной задаче.
Формы контроля:
Оценивание результатов обучения осуществляется через практическую деятельность (грамота, готовая работа, журнал посещаемости, фото, отзывы родителей и детей) и через организацию мониторинга результатов обучения и личностного развития обучающихся в процессе освоения ими дополнительной образовательной программы. Организуется входная диагностика (в начале учебного года), итоговая диагностика (в конце учебного года). После проведения диагностики оформляется протокол, что позволит проследить достижения учащихся в динамике в течение прохождения всего курса.
Учебный план:
№ п/п | Название раздела, темы | Количество занятий (длительность занятия 30 минут) | Формы аттестации / контроль | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Диагностика (начальная, итоговая) | 3 | 1 | 2 | групповой | |
Улица полна неожиданностей. | 4 | 2 | 2 | фронтальный | |
Городской транспорт
| 5
| 1 | 4 | фронтальный | |
Я пассажир
| 1 | 1 | 1 | фронтальный | |
Дорожные знаки – наши друзья. | 7 | 3 | 4 | фронтальный | |
Я пешеход | 2 | 1 | 1 | фронтальный, подгрупповой | |
Безопасность на дорогах
| 9 | 4 | 5 | подгрупповой | |
Регулировщик и светофор | 2 | 1 | 1 | фронтальный | |
Развлечение, викторина | 1 |
| 1 | групповой |
Содержание учебного плана:
Раздел 1.Диагностика
Тема 1 Беседа о правилах дорожного движения.
Выявить уровень знаний правил дорожного движения.
Практика: Вопрос-ответ, выставка рисунков «Какие бывают автомобили»
Тема 2 Итоговое тестирование. Проводится в конце курса кружка.
Раздел 2. Улица полна неожиданностей.
Тема 1. Улица полна неожиданностей.
Расширить представления детей о правилах поведения во дворе и на улице. Учить детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья. Закрепить знания детей о правилах перехода через дорогу (правило светофора.)
Практика: Прослушивание стихотворения С. Михалкова «Моя улица», «Скверная история». Картина «Улица города»; П.и. «Наша улица»
Тема 2. Тротуар. Продолжать знакомить с основными частями улицы: «тротуар», «пешеходная дорожка», «обочина»; учить правилам дисциплинированного поведения, умение предвидеть опасность; воспитывать наблюдательность, осторожность.
Практика: Д/И «Кто главный на дороге», П/И «Берегись автомобиля».
Тема 3. Как правильно переходить дорогу? Продолжать детей знакомить с улицей, её особенностями; расширять кругозор; воспитывать дисциплинированного пешехода.
Практика: Д.и. на площадке сада «Мы пешеходы»
Игра в лепбуке по ПДД. Мини-викторина «Разрешается - запрещается»
Тема 4. Наблюдение «Наша улица». Расширить знания детей об улице: дорога делиться на две части - проезжую и тротуар. Закрепить знания о ПДД на загородной трассе: идти по обочине дороги навстречу идущему транспорту.
Практика: Чтение загадок по теме. Создание макета «Наша улица» (коллективная работа).
Раздел 3. Городской транспорт.
Тема 1 Кто хозяин на дорогах. Виды транспорта. История транспорта
Расширять знания об истории транспорта. Развивать умение сравнивать старинный транспорт с настоящим. Воспитывать чувство ответственности.
Практика: Аппликация «Микроавтобус»
Д.и. «Мы водители» - на территории детского сада.
Тема 2-3 Транспорт на дорогах. Продолжать знакомство с видами транспорта.
Практика: Коллективная аппликация «Транспорт на дороге». Чтение стихотворения
Осип Мандельштам «Два трамвая»,Эдуард Успенский «Троллейбус», Вера Инбер «Трамвай идет на фронт», Ирина Гурина «Транспорт».
Тема 4. Служебные машины
Обучать детей умению внимательно слушать и понимать содержание прочитанного. Закреплять знание машин специального назначения.
Практика: Наблюдение, беседа, рассмотрение иллюстраций. Лепбук по ПДД «Специальный транспорт», конструирование «важные машины».
Тема 5. В городском транспорте. Познакомить детей с правилами этического и безопасного поведения в транспорте.
Практика: рассмотрение и обсуждение сюжетных картинок с правилами поведения в городском транспорте, картинки с изображением транспорта. Лепбук по ПДД,
Игра «Пристегни ребенка»
Раздел 4. Я пассажир
Тема 1. Познакомить с правилами поведения на автобусной остановке. Узнавать знак автобусной остановки. Повторить, правила безопасности в автомобиле.
Практика: Дидактическая игра на площадке сада «Мы ждем автобус»
Словесная игра «Я примерный пассажир»
Раздел 5. Дорожные знаки – наши друзья.
Тема 1 – Дорожные знаки. «О чем говорят дорожные знаки». Продолжать работу по ознакомлению дошкольников с дорожными знаками и правилами безопасного движения на дороге; расширять у детей представления о назначении дорожных знаков; знакомить с дорожными знаками: «Круговое движение», «Въезд запрещен», «Опасный поворот», «Разрешено движение только велосипеду», «Разрешено движение только пешеходу».
Практика: Слушание и обсуждение «Стихи про дорожные знаки»
Олеся Емельянова. Беседа по набору картинок «Дорожная азбука», конверты с разрезными картинками, дидактическая игра в лепбуке «Правила дорожного движения».
Тема 2: Запрещающие знаки. Для чего они нужны? Познакомить детей со знаками особого назначения. Дать представления об опасности их нарушения.
Практика: Рассмотрение знаков запрета, обсуждение. Чтение стих-я О.Емельянова «Стихи про дорожные знаки». Рисование «Запретный знак», Игра в лепбуке «Расставь знаки»
Подвижная игра «Стоп»
Тема 3: Предписывающие знаки. Для чего они нужны? Познакомить детей со знаками особого назначения.
Практика: Рассмотрение предписывающих знаков. Изготовление их из подручных материалов. Подвижная игра: «Велосипедист и пешеход».
Тема 4: Знаки особых предписаний. Для чего они нужны? Познакомить детей со знаками особого назначения.
Практика: рассмотрения знаков особых предписаний. Чтение стихотворений Я.Пишумов «Вот так знак!», О. Емельяновой «Стихотворения о знаках». Рисование «Важный знак!»
Тема 5 Дорожные знаки – наши друзья. Содействовать формированию бдительного восприятия окружающей обстановки. Развитию у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения. Воспитанию нового поколения грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
Практика: Игра с макетом улицы. "Расставь правильно знаки"
Тема 6: Вечер стихов и загадок о правилах дорожного движения. Закрепить знания детей о правилах дорожного движения.
Практика: слушание стихотворений, отгадывание загадок о правилах дорожных движений. Собирание пазлов «Какой знак»
Тема 7: Выпуск настенной газеты “Я и ПДД”. Содействовать закреплению знаний у детей переходить улицу, где нет светофора. Развитию осторожности. Воспитанию умения доводить начатое до конца.
Практика: Составление настенной газеты (коллективная работа)
Раздел 6. Я пешеход
Тема 1. Правила пешеходов. Систематизировать знания детей о правилах поведения на дороге.
Практика: Чтение сказки С.Михалкова «Бездельник светофор»,
И.Гурина «Правила дорожного движения», выставка рисунков «Мы пешеходы».
Тема 2. Что такое пешеходный переход. Систематизировать знания детей о правилах перехода дороги.
Практика: Рассмотрение знака «Пешеходный переход», Аппликация «Пешеходный переход»
Раздел 7 Безопасность на дорогах.
Тема 1 Какие опасности подстерегают нас на улицах и дорогах. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды; провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах.
Практика: Рассматривание картинок с опасными ситуациями на дорогах. Беседа, обсуждение. Рисование «Будь внимателен на дороге!»
Тема 2 «К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице?»
ребёнок должен усвоить, что если он потерялся на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу; развивать внимание, память, осторожность.
Практика: Рассмотрение картинок с опасными ситуациями. Беседа, обсуждение. Д/И «Как вести себя на дороге».
Тема 3 «Сказка-игра «Азбука пешехода». Создать условий для формирования представлений детей о правилах дорожного движения. совершенствовать представления о безопасном поведении на улицах и дорогах, закрепить знания о сигналах светофора, активизировать в речи слова: улица, проезжая часть, тротуар, светофор, пешеходный переход; развивать внимание, память, быстроту реакции, творческие способности детей; воспитывать чувство взаимовыручки, желание прийти на помощь, приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, вызывать эмоциональный отклик.
Практика: театрализация сказки «Азбука пешехода»
Тема 4 Места опасных игр. Закрепить знания детей, где можно играть.
Практика: Дидактическая игра «Наша улица», рассмотреть сюжетные картинки, обсудить.
Тема 5: Ехал странный пассажир. Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, самокате, роликовых коньках; научить детей правильному поведению в таких ситуациях.
Практика: Чтение К.Завойская «Ехал странный пассажир».
Тема 6: Безопасное поведение на улицах в зимний период года. Сформировать у детей знания о правилах поведения на улице зимой. Развивать мышление и внимательность.
Практика: Беседа «Осторожно! Гололед!» Чтение стих-я И.Лешкевич «Гололед» Дид. игра. «Как избежать неприятностей»
Тема 7: Особенности движения по скользкой дороге. Закрепить знания детей об особенностях передвижения человека и автотранспорта по скользкой дороге в зимнее время года; познакомить со свойствами скользкой дороги, о невозможности вовремя затормозить; уточнить представления детей о поведении резины на скользкой дороге.
Практика: Рисование «Осторожно, гололёд!» Эксперимент «катание ластика по сухой и мокрой дощечке».
Тема 8. Опасности нашего двора. Обсудить с детьми, какие опасности могут подстерегать во дворе. На что обратить внимание, чтобы предупредить травму.
Практика: Аппликация «Автомобиль»
Чтение и обсуждение Т.А.Шорыгина. «Марта и Чичи идут в парк».
П.И. «Цветные автомобили»
Тема 9. Катание на велосипеде, роликах. Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, самокате, роликовых коньках; научить детей правильному поведению в таких ситуациях.
Практика: Обсудить и повторить с родителями Правила езды на велосипеде. Иллюстрации по теме, набор плакатов «Дорога на зелёный свет», дорожные знаки «Велосипедная дорожка», «Велосипедное движение запрещено»
Раздел 8 Регулировщик
Тема 1. Влиятельная палочка. Дать начальное представление о работе милиционера-регулировщика; объяснить, в каких условиях нужна его работа, что значат его жесты; разучить некоторые движения регулировщика; воспитывать уважение к окружающим, умение быть вежливым, внимательным.
Практика: Д.и. «Милиционер» Жезл; изображение улиц, перекрёстков города; изображение регулировщика в разных положениях, дорожных знаков. Собери пазл «Дорожный знак» Подвижная игра «Веселый жезл»
Тема 2 Зеленый огонек. Повторить для чего нужен светофор, как безопасно переходить улицу по сигналу светофора; развивать наблюдательность, логическое мышление.
Практика: Чтение и заучивание стихотворения Р.Фархади
«Светофор». Аппликация «светофор».
Раздел Итоговое мероприятие «Правила дорожные детям знать положено».
Закрепление у детей навыков безопасного поведения на дорогах.
— развитие двигательной активности;
— укрепление взаимодействия родителей и педагогов в вопросе обучения детей культуре поведения на дороге;
- воспитывать интерес к подвижным играм и эстафетам;
- формировать умение взаимодействовать в коллективе через подвижные игры и эстафеты.
Практика: подвижные игры, эстафета, ответы на вопросы.
Методическое обеспечение программы:
Методы обучения:
Словесный -беседа, чтение, сопровождаемое демонстрацией наглядных пособий.
Наглядный – рассматривание иллюстраций, фотоальбомов, атрибутов к играм.
Игровой - использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
Формы организации учебного занятия – непосредственно образовательная деятельность. (НОД)
Педагогические технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные.
Алгоритм учебного занятия:
- Вводная часть (мотивация, постановка учебной задачи) – 3-5 минуты;
- Основная часть (беседа, игра, продуктивная деятельность) 10 -15 минут;
- Заключительная часть (подведение итога занятия, где дети обсуждают интересные моменты, задания, вызвавшие трудности в выполнении) – 2-7 минут.
Беседа - это организованная деятельность; целенаправленный разговор воспитателя с детьми по определенной теме. Состоит из вопросов и ответов. В ней взаимосвязаны такие структурные элементы, как начало беседы, основная и заключительная части.
Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра имеет свою структуру:
- Целеполагание,
- Планирование,
- Реализация цели,
- Анализ результатов,
- Мотивация во время игры.
Дидактические материалы: наглядные пособия, карточки, дорожные знаки, схемы, игрушки, рисунки, лепбуки, презентации и др.атрибуты для игр.
Список литературы:
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б., Безопасность. - М.: АСТ-ЛТД, 2018г.
2. Т.Ф. Саулина «Ознакомление дошкольников с ППД», 2016г
3.К.В.Петрова «Как научить детей ППД». Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры, 2019г
6. Старцева О.Ю. «Школа дорожных наук» ООО «ТЦ Сфера» 2020г
7. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? М., 2020г.
8. Шорыгина Т.А. Безопасные сказки. М. 2020г.
9. Шорыгина Т.А. Беседы о безопасности с детьми 5-8 лет, М., 2018г.
10. Степанкова Э.Я., Филенко М.В. Дошкольникам о правилах дорожного движения. М., 2019г.
11. Прокофьева С., Сапгир Г., «Мой приятель – светофор». М., 2017г.
12. Саулина Т.Ф. «Три сигнала светофора» М.: «Мозаика – Синтез» 2018г.
Календарный учебный график
Дополнительной образовательной программы
«Юный пешеход»
(базовый уровень)
Год обучения: 2021 - 2022
Группа: 12
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятий | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
сентябрь | 7 | 15.45 – 16.15 | очная | 1 | диагностика | Помещение группы | подгрупповая | |
сентябрь | 14 | 15.45 – 16.15 | очная | 1 | диагностика | Помещение группы | индивидуальная | |
сентябрь | 21 | 15.45 – 16.15 | очная | 1 | Улицы города | Помещение группы | групповая | |
сентябрь | 28 | 15.45 – 16.15 | очная | 1 | Кто хозяин на дорогах | Помещение группы, территория детского сада | фронтальная | |
октябрь | 5 | 15.45 – 16.15 | очная | 1 | Виды транспорта | Помещение группы, территория детского сада | фронтальная | |
октябрь | 12 | 15.45 – 16.10 | очная | 1 | Транспорт на дороге | Помещение группы | фронтальная | |
октябрь | 19 | 15.45 – 16.15 | очная | 1 | Наблюдение за транспортом | Помещение группы | фронтальная | |
октябрь | 26 | 15.45- 16.15 | очная | 1 | Повторение виды транспорта | Помещение группы | фронтальная | |
ноябрь | 2 | 15.45 – 16.15 | очная | 1 | Безопасное поведение в транспорте | Помещение группы | фронтальная | |
ноябрь | 9 | 15.45 – 16.15 | очная | 1 | Я пассажир | Помещение группы |
| |
ноябрь | 16 | 15.45 – 16.15 | очная | 1 | Какие опасности подстерегают на дороге | Помещение группы | фронтальная | |
ноябрь | 23 | 15.45 – 16.15 | очная | 1 | Какие опасности подстерегают на дороге | Помещение группы | фронтальная | |
Декабрь | 7 | 15.45 – 16.15 | очная | 1 | Дорожные знаки.
| Помещение группы | фронтальная | |
декабрь | 14 | 15.45 – 16.15 | очная | 1 | Дорожные знаки.
| Помещение группы | фронтальная | |
декабрь | 21 | 15.45 – 16.15 | очная | 1 | светофор | Помещение группы | фронтальная | |
декабрь | 28 | 15.45 – 16.15 | очная | 1 | Места опасные для игр | Помещение группы | фронтальная | |
Январь | 11 | 15.45 – 16.15 | очная | 1 | тротуар | Помещение группы | фронтальная | |
январь | 18 | 15.45 – 16.15 | очная | 1 | Правила для пешеходов | Помещение группы | фронтальная | |
январь | 25 | 15.45 – 16.15 | очная | 1 | Безопасное поведение для пешеходов в зимний период | Помещение группы | фронтальная | |
февраль | 1 | 15.45 – 16.15 | очная | 1 | Осторожно!Скользко! | Помещение группы | фронтальная | |
Февраль | 8 | 15.45 – 16.10 | очная | 1 | Безопасная дорога | Помещение группы | фронтальная | |
Февраль | 15, 22 | 15.45 – 16.15 | очная | 2 | Прогулка – опасности нашего двора | Помещение группы | фронтальная | |
Март | 1 | 15.45 – 16.15 | очная | 1 | Что такое пешеходный переход | Помещение группы, территория детского сада | фронтальная | |
Март | 15 | 15.45 – 16.15 | очная | 1 | Как правильно переходить улицу | Помещение группы | фронтальная | |
Март | 22 | 15.45 – 16.15 | очная | 1 | Наша улица, двор. | Помещение группы | фронтальная | |
Март | 29 | 15.45 – 16.15 | очная | 1 | Вечер стихов, загадок. | Помещение группы | фронтальная | |
Апрель | 5,12 | 15.45 – 16.15 | очная | 2 | Запрещающие знаки | Помещение группы | фронтальная | |
Апрель | 19 | 15.45 – 16.15 | очная | 1 | Катание на самокате, велосипеде… | Помещение группы | фронтальная | |
Апрель | 26 | 15.45 – 16.10 | очная | 1 | Влиятельная палочка | Помещение группы | фронтальная | |
Май | 3 | 15.45 – 16.15 | очная | 1 | Я знаю, где можно переходить дорогу | Помещение группы | фронтальная | |
Май | 17 | 15.45 – 16.15 | очная | 1 | Наблюдение за движением транспорта и пешеходов | Помещение группы | фронтальная | |
Май | 24 | 15.45 – 16.15 | очная | 1 | Викторина «Грамотный пешеход» | территория детского сада | подгрупповая | |
Май | 31 | 15.45 – 16.15 | очная |
| Итоговая диагностика. | Помещение группы | индивидуальная |