Конспект НОД по теме:Зимующие птицы

Романенко Татьяна Анатольевна

 

 

 

           Конспект НОД во второй младшей группе по теме:  

           «Зимующие птицы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    

 

 

 

        

 

                                                      Цель: Расширить и уточнить знания детей о зимующих птицах.

 

Задачи:

- Продолжать знакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, голубь, синица), с их трудностями в зимний период. Формировать познавательную активность;

- Учить находить и называть внешние признаки сходства и различия птиц, различать их по размеру и окраске;

- Активизировать словарь, развивать связную речь, обучать умению вести диалог с педагогом; слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на него;

- Продолжать учить детей отгадывать загадки, воспитывать умение слушать литературные произведения, следить за развитием действия;

- Упражнять в правильном воспроизведении звукоподражаний;

- Закрепить умение наклеивать детали в определённой последовательности;

- Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им в трудное зимнее время, заботиться о них.

 

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулок, кормление птиц; беседы о птицах; рассматривание картинок, иллюстраций; отгадывание загадок; чтение литературных произведений; просмотр мультфильмов о птицах.

Оборудование:

- Предметные картинки: воробей, ворона, голубь, синица, сова, дятел, сорока.       Картина с изображением зимующих птиц на кормушке.

- Вырезанные картинки птиц: воробья, синицы, голубя, вороны (на палочках);

- Кормушка;

- Мисочки с крошками хлеба, кусочками сала, семечками, кукурузой, пшеном, пшеницей;

- Звукозапись «Звуки природы. Синица. Ворона»;

- Мультимедийное оборудование;

- Фильм «Смешная ворона»

- Загадки о птицах. Стихотворения: А. Яшина «Покормите птиц зимой …»,Эдит Сницарук  «Воробьишка» , Е. Груданов «Что за домики – избушки…?»

 

- Раскраски «Птицы» по количеству детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход НОД

В: - Дети, посмотрите, что за следы на полу такие, словно звёздочки резные.  Кто к нам в гости приходил и так в группе наследил?

Д: - Зимушка – зима.

В: - Вам интересно узнать, зачем она приходила?  (да)

- Пойдёмте  по следам, может быть они подскажут нам что же делала здесь Зимушка – зима.

(Дети вместе с воспитателем идут по следам снежинкам и находят кормушку).

В: Ребята, посмотрите, что это?

Д: Это кормушка.

В: - Вы догадались,  зачем приходила Зимушка – зима?

Д: - Зимушка – зима принесла кормушку.

В:   А для чего она  нужна?

Д: - Для птиц, чтобы их кормить зимой.

В: - Назовите птиц, которые вам известны.

(ответы детей)

- Ребята, а всех ли птиц мы можем встретить на улице  сейчас, зимой?  (НЕТ, некоторые птицы  улетают в тёплые края).

- Как  мы их называем?  (ПЕРЕЛЁТНЫЕ).

- Но есть птицы, которые остаются зимовать. И они называются  зимующие.

- Как  называются птицы, которые остаются зимовать? (дети повторяют)

- А вы знаете, почему нужно кормить птиц зимой?  

-  Чем можно их покормить?  (ответы детей)

- У меня, в мисках есть различный корм. Давайте  положим его в кормушку и посмотрим, кто к нам прилетит.

( Ребёнок  кладёт хлебные крошки и пшено)

В: - Кто нам напомнит, как нужно наблюдать за кормушкой?  (ответы детей)

                 Звучит музыка – «прилетает» воробей

В: -  Эта маленькая пташка

       Носит серую рубашку,

       Подбирает быстро крошки

       И спасается от кошки.

       Мне ответьте поскорей

       Кто же это?  в о р о б е й.

*   *    *

Воробьишке серому
Холодно зимой,
Он сидит на лавочке
Рядышком со мной.
Стал чирикать что-то,
Смотрит мне в глаза.
Я ему насыпала
Крошек и пшена.
Он клевал так жадно,
Знать, голодным был,
Ведь снежок пушистый

Землю всю укрыл.
Негде воробьишке
Корма взять зимой

И ему поможем
Только мы с тобой!

 

- Кто слышал, какие звуки издаёт воробей?

Д: - Чик – чирик, чик – чирик.

В: - Что делает воробей? (чирикает)

- А как он передвигается по земле?  (прыгает) Кто покажет?

В: - Дети, сколько было птичек у кормушки?  (ни одной)

     - А сколько стало?  (одна)

В: - Ребята, посмотрите, для кого это  лакомство я приготовила. Вы  знаете, что это? (кусочек сала, семечки).

(Ребёнок кладёт корм в кормушку.)

Звучит музыка, «прилетает» синичка

- Кто это?        ( синичка)

- Как вы определили? (ответы детей)

Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку

 Ну, конечно же  …(с и н и ч к а )

- У этой птички жёлтая грудка,  поэтому её называют желтогрудой.

- Давайте скажем вместе желтогрудой.

- Вам интересно послушать как щебечет синичка? (аудиозапись)

- Что делает синичка? (щебечет) Как?

Д: - Синь – синь, синь – синь…

В: - А давайте, представим себя  синичками?

 

Физкультминутка  «Птички в гнёздышках»

 

Птички в гнёздышках сидят

И на улицу глядят.

Погулять они хотят

И тихонько все летят.

Полетели птички,

Птички-невелички,

Всё летали, всё летали,

Крыльями махали.

На дорожку прилетали,

Зёрнышки клевали»

(Дети сидят на корточках, «разлетаются», машут руками, как крыльями, приседают, стучат пальчиками об пол).

В: - И тихонечко сели на свои места.

- Сколько птичек стало?  (две)

 - Посмотрим, что  ещё   у нас есть.  Это овёс, кукуруза, кусочки хлеба, пшеница. (Предлагает ребёнку высыпать в кормушку).

 

- Отгадайте, кто сейчас прилетит:

 

Кто воркует во дворе?

Крылья, словно в серебре,

Ходит очень важно,

Не боится даже.

Можно близко подойти,

Не свернет смельчак с пути.

 

Д: - Голубь.  (прилетает голубь)

- Сколько стало птичек? ( три) А было? (2)

В: – Что делает голубь во дворе? (воркует)

- Как  он воркует ?  ( Груу – груу – груу..)  Давайте вместе поворкуем.

- Сколько стало птичек?  (3)

- А сейчас не отставайте, и за мною повторяйте:

 

Пальчиковая игра: «Прилетайте птички».

 

 Прилетайте, птички (подзывающие движения рук)

Сало дам синичке (ребром правой ладони стучим по левой ладони)

Приготовлю крошки, (делаем щепотку)

Хлебушка немножко.        

Эти крошки - воробьям (показывают одну ладошку)

Эти крошки - голубям (показывают другую ладошку)

Ну, а вы, вороны (показать руками птиц: соединить большой палец со всеми)

Ешьте макароны! (трём ладонью о ладонь)

Раздаётся карканье…

Прилетает ворона.

 

В: - Ребята, посмотрите,  кто к нам летит?  (ворона)

«Кар-кар-кар! – кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы,

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома

Это важная (ворона).

(Воспитатель предлагает отдать оставшийся корм  птице)

В: - Ворона – это, довольно таки,  крупная птица, с широким и тупым клювом . Тело у нее серого цвета, а вот голова, крылья и хвост – черные.  В питании вороны не привередливы. Это значит - они могут употреблять и животную и растительную пищу.   Вороны – умные и находчивые птицы. И сейчас вы в этом убедитесь. Сейчас мы посмотрим фильм, который называется «Весёлая ворона».

 - Ребята, какую вы увидели ворону в этом фильме? (хитрую, умную, находчивую, нагловатую, храбрую)

В: - Дети, продолжите: ворона большая, а воробей… (маленький); голуби по земле хотят, а воробьи… (прыгают);  воробьи чирикают, а голуби… (воркуют), а вороны… (каркают).

- Покажите, как. (Кар – кар, кар).

- Молодцы, вы так хорошо каркали, что наша  каркуша  захотела  с вами поиграть.

Игра        «Какой птички не стало»

(Дети закрывают глазки, воспитатель убирает птичку с кормушки. Дети называют какой пт. не стало)

- Дети, посмотрите, сколько птиц, слетелось к нашей кормушке. (четыре)

- Как  мы называем этих птиц? (Зимующие)

- Дети, как вы считаете, достаточно ли одной кормушки, чтобы накормить всех голодающих птиц? (Нет)

- А что же делать? (нужно изготовить много кормушек  и развесить их на улице.)

- Вы хотите потрудиться?  Тогда за дело.

- Я предлагаю вам сделать вот такую кормушку. (показ,  анализ аппликации )

 

Дети выполняют аппликацию.

В: - Что за домики-избушки
Закачались над землёй?
Это новые кормушки
Смастерили мы с тобой.
Птиц согреем, угостим,
Не дадим погибнуть им!
И пускай грозит зима -
Не страшна теперь она

Воспитатель хвалит детей, обращает внимание на снежинки на подоконнике.

- Дети, полюбуйтесь, какой интересный  холмик образовался на подоконнике. Давайте все дружно подуем на него.  (Дети  дуют).

-  Здесь открытки с изображением зимующих птиц, их дарят вам в знак благодарности наши птицы. Сегодня вечером вы вместе с мамой их разукрасите,  а  папам расскажите как трудно приходится птицам добывать себе пропитание зимой.

Попросите  их сделать настоящую кормушку, и вы сможете каждый день, всей семьёй, делать доброе дело - спасать птичек от голода.

 

В: - Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

 

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

 

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

 

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_dekabr.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

        

           Конспект НОД во второй младшей группе по теме:      «Зимующие птицы»

     

Цель: Расширить и уточнить знания детей о зимующих птицах.

Задачи:

- Продолжать знакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, голубь, синица), с их трудностями в зимний период. Формировать познавательную активность;

- Учить находить и называть внешние признаки сходства и различия птиц, различать их по размеру и окраске;

- Активизировать словарь, развивать связную речь, обучать умению вести диалог с педагогом; слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на него;

- Продолжать учить детей отгадывать загадки, воспитывать умение слушать литературные произведения, следить за развитием действия;

- Упражнять в правильном воспроизведении звукоподражаний;

- Закрепить умение наклеивать детали в определённой последовательности;

- Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им в трудное зимнее время, заботиться о них.

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулок, кормление птиц; беседы о птицах; рассматривание картинок, иллюстраций; отгадывание загадок; чтение литературных произведений; просмотр мультфильмов о птицах.

Оборудование:

- Предметные картинки: воробей, ворона, голубь, синица, сова, дятел, сорока.       Картина с изображением зимующих птиц на кормушке.

- Вырезанные картинки птиц: воробья, синицы, голубя, вороны (на палочках);

- Кормушка;

- Мисочки с крошками хлеба, кусочками сала, семечками, кукурузой, пшеном, пшеницей;

- Звукозапись «Звуки природы. Синица. Ворона»;

- Мультимедийное оборудование;

- Фильм «Смешная ворона»

- Загадки о птицах. Стихотворения: А. Яшина «Покормите птиц зимой …»,Эдит Сницарук  «Воробьишка» , Е. Груданов «Что за домики – избушки…?»

- Раскраски «Птицы» по количеству детей.

 

Ход НОД

В: - Дети, посмотрите, что за следы на полу такие, словно звёздочки резные.  Кто к нам в гости приходил и так в группе наследил?

Д: - Зимушка – зима.

В: - Вам интересно узнать, зачем она приходила?  (да)

- Пойдёмте  по следам, может быть они подскажут нам что же делала здесь Зимушка – зима.

(Дети вместе с воспитателем идут по следам снежинкам и находят кормушку).

В: Ребята, посмотрите, что это?

Д: Это кормушка.

В: - Вы догадались,  зачем приходила Зимушка – зима?

Д: - Зимушка – зима принесла кормушку.

В:   А для чего она  нужна?

Д: - Для птиц, чтобы их кормить зимой.

В: - Назовите птиц, которые вам известны.

(ответы детей)

- Ребята, а всех ли птиц мы можем встретить на улице  сейчас, зимой?  (НЕТ, некоторые птицы  улетают в тёплые края).

- Как  мы их называем?  (ПЕРЕЛЁТНЫЕ).

- Но есть птицы, которые остаются зимовать. И они называются  зимующие.

- Как  называются птицы, которые остаются зимовать? (дети повторяют)

- А вы знаете, почему нужно кормить птиц зимой?  

-  Чем можно их покормить?  (ответы детей)

- У меня, в мисках есть различный корм. Давайте  положим его в кормушку и посмотрим, кто к нам прилетит.

( Ребёнок  кладёт хлебные крошки и пшено)

В: - Кто нам напомнит, как нужно наблюдать за кормушкой?  (ответы детей)

                 Звучит музыка – «прилетает» воробей

В: -  Эта маленькая пташка

       Носит серую рубашку,

       Подбирает быстро крошки

       И спасается от кошки.

       Мне ответьте поскорей

       Кто же это?  в о р о б е й.

*   *    *

Воробьишке серому
Холодно зимой,
Он сидит на лавочке
Рядышком со мной.
Стал чирикать что-то,
Смотрит мне в глаза.
Я ему насыпала
Крошек и пшена.
Он клевал так жадно,
Знать, голодным был,
Ведь снежок пушистый

Землю всю укрыл.
Негде воробьишке
Корма взять зимой

И ему поможем
Только мы с тобой!

- Кто слышал, какие звуки издаёт воробей?

Д: - Чик – чирик, чик – чирик.

В: - Что делает воробей? (чирикает)

- А как он передвигается по земле?  (прыгает) Кто покажет?

В: - Дети, сколько было птичек у кормушки?  (ни одной)

     - А сколько стало?  (одна)

В: - Ребята, посмотрите, для кого это  лакомство я приготовила. Вы  знаете, что это? (кусочек сала, семечки).

(Ребёнок кладёт корм в кормушку.)

Звучит музыка, «прилетает» синичка

- Кто это?        ( синичка)

- Как вы определили? (ответы детей)

Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку

 Ну, конечно же  …(с и н и ч к а )

- У этой птички жёлтая грудка,  поэтому её называют желтогрудой.

- Давайте скажем вместе желтогрудой.

- Вам интересно послушать как щебечет синичка? (аудиозапись)

- Что делает синичка? (щебечет) Как?

Д: - Синь – синь, синь – синь…

В: - А давайте, представим себя  синичками?

Физкультминутка  «Птички в гнёздышках»

Птички в гнёздышках сидят

И на улицу глядят.

Погулять они хотят

И тихонько все летят.

Полетели птички,

Птички-невелички,

Всё летали, всё летали,

Крыльями махали.

На дорожку прилетали,

Зёрнышки клевали»

(Дети сидят на корточках, «разлетаются», машут руками, как крыльями, приседают, стучат пальчиками об пол).

В: - И тихонечко сели на свои места.

- Сколько птичек стало?  (две)

 - Посмотрим, что  ещё   у нас есть.  Это овёс, кукуруза, кусочки хлеба, пшеница. (Предлагает ребёнку высыпать в кормушку).

- Отгадайте, кто сейчас прилетит:

Кто воркует во дворе?

Крылья, словно в серебре,

Ходит очень важно,

Не боится даже.

Можно близко подойти,

Не свернет смельчак с пути.

 

Д: - Голубь.  (прилетает голубь)

- Сколько стало птичек? ( три) А было? (2)

В: – Что делает голубь во дворе? (воркует)

- Как  он воркует ?  ( Груу – груу – груу..)  Давайте вместе поворкуем.

- Сколько стало птичек?  (3)

- А сейчас не отставайте, и за мною повторяйте:

Пальчиковая игра: «Прилетайте птички».

 Прилетайте, птички (подзывающие движения рук)

Сало дам синичке (ребром правой ладони стучим по левой ладони)

Приготовлю крошки, (делаем щепотку)

Хлебушка немножко.        

Эти крошки - воробьям (показывают одну ладошку)

Эти крошки - голубям (показывают другую ладошку)

Ну, а вы, вороны (показать руками птиц: соединить большой палец со всеми)

Ешьте макароны! (трём ладонью о ладонь)

Раздаётся карканье…

Прилетает ворона.

В: - Ребята, посмотрите,  кто к нам летит?  (ворона)

«Кар-кар-кар! – кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы,

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома

Это важная (ворона).

(Воспитатель предлагает отдать оставшийся корм  птице)

В: - Ворона – это, довольно таки,  крупная птица, с широким и тупым клювом . Тело у нее серого цвета, а вот голова, крылья и хвост – черные.  В питании вороны не привередливы. Это значит - они могут употреблять и животную и растительную пищу.   Вороны – умные и находчивые птицы. И сейчас вы в этом убедитесь. Сейчас мы посмотрим фильм, который называется «Весёлая ворона».

 - Ребята, какую вы увидели ворону в этом фильме? (хитрую, умную, находчивую, нагловатую, храбрую)

В: - Дети, продолжите: ворона большая, а воробей… (маленький); голуби по земле хотят, а воробьи… (прыгают);  воробьи чирикают, а голуби… (воркуют), а вороны… (каркают).

- Покажите, как. (Кар – кар, кар).

- Молодцы, вы так хорошо каркали, что наша  каркуша  захотела  с вами поиграть.

Игра        «Какой птички не стало»

(Дети закрывают глазки, воспитатель убирает птичку с кормушки. Дети называют какой пт. не стало)

- Дети, посмотрите, сколько птиц, слетелось к нашей кормушке. (четыре)

- Как  мы называем этих птиц? (Зимующие)

- Дети, как вы считаете, достаточно ли одной кормушки, чтобы накормить всех голодающих птиц? (Нет)

- А что же делать? (нужно изготовить много кормушек  и развесить их на улице.)

- Вы хотите потрудиться?  Тогда за дело.

- Я предлагаю вам сделать вот такую кормушку. (показ,  анализ аппликации )

Дети выполняют аппликацию.

В: - Что за домики-избушки
Закачались над землёй?
Это новые кормушки
Смастерили мы с тобой.
Птиц согреем, угостим,
Не дадим погибнуть им!
И пускай грозит зима -
Не страшна теперь она

Воспитатель хвалит детей, обращает внимание на снежинки на подоконнике.

- Дети, полюбуйтесь, какой интересный  холмик образовался на подоконнике. Давайте все дружно подуем на него.  (Дети  дуют).

-  Здесь открытки с изображением зимующих птиц, их дарят вам в знак благодарности наши птицы. Сегодня вечером вы вместе с мамой их разукрасите,  а  папам расскажите как трудно приходится птицам добывать себе пропитание зимой.

Попросите  их сделать настоящую кормушку, и вы сможете каждый день, всей семьёй, делать доброе дело - спасать птичек от голода.

В: - Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.