"Хлеб всему голова" долгосрочный проект для детей старшей группы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области детский сад комбинированного вида – «Лукоморье» |
|
Воспитатели группы «Радуга» Романенко Т.А. Королева Т.С.
|
Проект «Хлеб – всему голова» |
Хлеб — всему голова
Руководители проекта: воспитатели, учитель-логопед.
Участники: дети, педагоги, родители воспитанников.
Направление: воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников, уважение к труду людей разных профессий, развитие коммуникативных навыков и музыкальных способностей.
Тип:
- по методу: групповой, исследовательско-творческий;
- по участию: детско-взрослый;
- по продолжительности: краткосрочный.
Актуальность
Хлеб на столе всегда был и остается неизменным символом достатка и благополучия. Хлеб — символ дома, труда, семейного счастья.
В настоящее время традиция печь хлеб дома возвращается, но не вошла еще в обиход настолько, чтобы считаться обычным семейным делом. Приготовление хлеба требует много внимания, терпения, трепетного отношения, что не вписывается, зачастую, в современный ритм. Получается так, что дети, не видя всех затрат сил и времени на приготовление хлеба, не могут понять всю его ценность. Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции, понять способ приготовления хлеба, узнать, какой путь проходит зернышко от посадки в землю до каравая на столе. Познакомиться с названиями профессий людей, которые связаны с процессом выращивания хлеба.
Цель- создать условие для воспитания ценностей «Родина», «Природа», «Труд»
Задачи:
- Расширять кругозор знаний детей о хлебе.
- воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.
- воспитание в детях патриотических качеств, через чувство гордости за тружеников-хлеборобов;
- развивать творческие способности и эмоциональную сферу
- формирование позитивных установок к различным видам труда;
- развитие связной, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь через знакомство с фольклором;
Защита проекта: презентация детьми продуктов проектной деятельности.
Формы реализации проекта:
— коммуникативная деятельность (беседы, сюжетно-ролевая игра, заучивание стихов, поговорок, пословиц, чисто говорок, составление рассказов, диалог, речевые упражнения, );
— познавательно-исследовательская (наблюдение, экспериментирование, беседа, решение проблемных ситуаций, просмотр презентаций и видеороликов, викторина, мини-музей, подборка полезных книг, выставка-дегустация);
— изобразительная (художественная мастерская, создание выставок);
— музыкальная (слушание, исполнение, импровизация, музыкально-дидактические игры, игра на детских музыкальных инструментах);
— двигательная (подвижные игры с правилами, игровые упражнения, сюжетные, русские народные, пальчиковые игры, физкультминутки);
— восприятие художественной литературы (чтение, обсуждение, беседа, рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций и мультфильмов, слушание литературных произведений и аудиозаписей, драматизация);
— конструирование (мастерская по изготовлению поделок (лепка)).
Формулировка проблемной ситуации
На вводном занятии детям было предложено рассмотреть инсталляцию: на вышитом полотенце в плетеной корзиночке лежат половинки черного и белого хлеба, овсяные печенье, ржаной хлеб, лаваш, бублики-баранки, сушки, лаваш, колоски. Педагог спрашивает детей: «Какая связь между колосками и хлебом?» Дети отвечают, что из колосков готовят хлеб. Педагог предлагает кому нибудь из детей приготовить хлеб, раз есть колоски. Столкнувшись с проблемной ситуацией, дети обсуждают, что им необходимо больше узнать о том, как это сделать.
Педагог спрашивает: «Кто из вас может назвать все хлебобулочные изделия в корзинке?» Дети пытаются выполнить задание, но сталкиваются с тем, что не знают всех названий.
Педагог рассказывает детям о людях, связанных с выращиванием и приготовлением хлеба, множестве профессий, которые для этого надо освоить, героическом труде хлеборобов, о котором складывают стихи и песни, пишут картины и безгранично уважают.
Дети обсуждают план действий и приходят к выводу, что им необходимо:
— узнать больше о процессе выращивания и приготовления хлеба;
— изучить и запомнить названия хлебобулочных изделий;
— стихи, пословицы, поговорки, сказки и рассказы, в которых говорится о хлебе и людях, работающих над его производством.
Для этого они:
— обратятся за помощью к учителю-логопеду, воспитателям, родителям;
— прочтут вместе с родителями сказки, рассказы и стихотворения, просмотрят мультфильмы и фильмы по теме;
— по желанию организуют мини-огород у себя дома для выращивания растений, из которых изготавливается хлеб.
Результаты проекта:
— у детей сформировалось представление о ценности хлеба;
— дети узнали, как выращивали хлеб в старину и как это происходит сейчас, сколько людей разных профессий трудятся над его производством;
— проследили долгий и трудоемкий процесс прохождения от маленького зернышка до буханки хлеба;
— узнали о значимости сельскохозяйственной техники для подготовки почвы, сбора и обработки урожая в разные времена;
- «Превращение зерен в муку с помощью ступки, кофемолки».
- «Выращивание закваски для хлеба»
- «Домашняя пекарня — выпекание хлеба»;
— расширили представления о многообразии хлебобулочных изделий;
— стали бережно, с уважением относиться к хлебу как главному продукту на столе;
— разучили песни о хлебе
Планирование работы в рамках проекта
Дата проведения | Непосредственно образовательная деятельность (в кружке «Народная культура») | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Работа с родителями/ результат | |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Октябрь | |||||
03.10. 2023г. | Ситуативный разговор. Погружение в тему | Создание проблемной ситуации: как из колоска сделать хлеб. Принятие решения о необходимости узнать больше о том, как вырастить и испечь хлеб | Ответы на вопросы: «Что знаю по теме? Что хочу знать? Как могу узнать?» Составление плана действий, чему надо научиться, чтобы испечь хлеб | Информирование родителей о начале работы проекта (Размещение буклетов на информ. стенде и в родительских чатах) | |
12.10. 2023г. | Исследовательская деятельность «Зернышко» | Рассматривание картинок с различными растениями, выбор вместе с детьми злаковых. Беседа о пользе зерна. Организация экспериментальной деятельности | Выбор из предложенных зерен различных злаковых растений тех, которые, по мнению детей, соответствуют изображенным на картинках колоскам, описание их формы, цвета, при менения.
| Совместная деятельность родителей с детьми по проекту. (подбор сюжетных картинок по изготовлению муки) | |
19.10. 2023г. | Исследовательская деятельность «Колос. Рожь. Пшеница» | Организация исследовательской деятельности детей: перед детьми ржаной и пшеничный хлеб, колосья ржи и пшеницы, зерна ржи и пшеницы. Педагог предлагает разделить все предметы на 2 группы, чтобы испечь 2 разных вида хлеба. Беседа о труде пака ря и тракториста | Выбор зерен и колосков ржи и пшеницы детьми. Проведение зрительного и тактиль ного исследования зерен и колосьев ржи и пшеницы.
| Просмотр дома мультфильма «Пирожок» («Союз мультфильм», 1956) | |
18.10. 2023г. | Логопедиче ское занятие «Хлеб — всему голова» (развитие речи и коммуникативных способностей) | Создание проблемной ситуации: определить по весу, звуку и запаху что находится в посылке. Организация сюжетно-ролевых игр «Магазин хлебобулочных изделий», «Пироги из печки». Совместное заучивание стихотворения «Хлеб» С. Погореловского с опорой на мнемотаблицу | Ответы на вопросы: «Откуда появляется хлеб на нашем столе? Люди каких профессий участвуют в его появлении?» Составление картинного плана пути зернышка до каравая с последующим составлением рассказа «Профессии. Кто, что делает?» | Посещение булочной вместе с ребенком: дать ему возможность самостоятельно совершить покупку с целью за- крепить на практике следующие речевые обороты: «Будьте добры...», | |
25.10. 2023г. | Логопедическое занятие «Хлеб — всему голова» (развитие речи и коммуникативных способностей) | Создание проблемной ситуации: определить по весу, звуку и запаху что находится в посылке. Организация сюжетно-ролевых игр «Магазин хлебобулочных изделий», «Пироги из печки». Совместное заучивание стихотворения «Хлеб» С. Погореловского с опорой на мнемотаблицу | Вспоминание с опо рой на предметные картинки названий хлебобулочных изделий. Ответ на вопрос: «Какой бывает хлеб?» (подбор качественных прилагательных к существительным). Образование от названий хлебобулочных изделий форм существительных с уменьшительно- ласкательным суффиксом. Подбор подходящих относительных прилагательных к пирогам картинкам | «Дайте, пожалуйста...», «Сколько стоит батон?», «Есть ли в продаже пирожки с капустой?» и т.д. | |
26.10. 2023г. | Познавательная деятельность «Уборка урожая» | Беседа с детьми о жатве, страде, труд ной работе людей в прошлом. Просмотр с детьми видеоролика о работе комбайна | Дети за одну мину ту достают из колосков зернышки, подсчитывают их количество и дела ют вывод о трудности подобной работы. Выбор на картинках необходимых орудий труда для жатвы и обмолота в прежние времена, рассматривание современной хлебоуборочной техники | Просмотр мультфильма «История о девочке, наступившей на хлеб» («Киев- научфильм», 1986) | |
| ноябрь | ||||
02.11. 2023г. | Познавательная деятельность «Перемелется, мука будет» | Совместный просмотр с детьми видеороликов: «Ветряная мельница», «Водяная мельница». Беседа о мельницах | Размалывание зер на в ступке, затем на старинных каменных жерновах, потом электрической кофемолкой | Просмотр мультфильма «Легкий хлеб» по мотивам белорус. нар. сказ- ки («Экран», 1987) | |
09.11. 2023г. | Исследовательская деятельность «Без чего хлеба не испечешь?»
| Беседа о продуктах, необходимых для приготовления хлеба. Приготовление с детьми хлебной закваски | Определение на ощупь муки разно го помола, смешивание с водой, размышление, как хлеб становится пористым, что помогает образованию пузырьков в тесте. | Просмотр мультфильма «Теплый хлеб» по сказке К. Па- устовского («Киев науч. фильм», 1973) | |
16.11. 2023г. | Исследовательская деятельность «Пекари» | Совместный про смотр с детьми видеоролика «Пе карня». Беседа о труде пека ря и разнообразии хлебобулочных изделий | Лепка из соленого теста понравившихся хлебобулочных изделий | Выпекание хлеба на за- кваске, выращенной детьми по пошаговой инструкции | |
23.11. 2023г. | Выставка дегустация хлеба | Просмотр детьми театрализации «Петрушка и пекарь» перед дегустацией | Дети надевают пекарские колпаки и каждый в своей «пекарне» угощает посетителей кусочком испеченного хлеба. | Участие в выставке дегустации | |
30.11. 2023г.
| Исследовательская деятельность Выпечка настоящего хлеба | Организация экскурсии на пищеблок | Присутствие детей при процессе приготовления хлеба (булочек). Выводы детей о пути хлеба к столу. | Индивидуальное выполнение заданий с детьми по подготовке к выпечки хлеба | |
02.12. 2023г. | Защита проекта | Подготовка к презентации проекта | Защита проекта детьми | Помощь детям в подготовке к защите проекта | |
Продукт проектной деятельности: подбор литературы, видео материала, фотографий и рисунков по теме, создание презентации «Хлеб», разновидность муки, закваска для выпечки хлеба, выставка-дегустация «Хлебушек из родной печи», выставка рисунков по стихотворениям и пословицам о хлебе, викторина по теме проекта, театрализация сказки «Пирожок», создание объемного дидактического пособия «Лэпбук» для изучения хлебобулочных изделий.
Список используемых ссылок:
https://yandex.ru/video/preview/17861110807565114760
Мультик про комбайн
https://yandex.ru/video/preview/1888678067981716415
Принцип работы комбайна
https://yandex.ru/video/preview/13757404373586445670
как устроена ветряная мельница
https://yandex.ru/video/preview/17018937480068484288
как устроена водяная мельница
https://yandex.ru/video/preview/8923830209913072462
пекари
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 140.11 КБ |
![]() | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Хлеб — всему голова
Руководители проекта: воспитатели, учитель-логопед.
Участники: дети, педагоги, родители воспитанников.
Направление: воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников, уважение к труду людей разных профессий, развитие коммуникативных навыков и музыкальных способностей.
Тип:
- по методу: групповой, исследовательско-творческий;
- по участию: детско-взрослый;
- по продолжительности: краткосрочный.
Актуальность
Хлеб на столе всегда был и остается неизменным символом достатка и благополучия. Хлеб — символ дома, труда, семейного счастья.
В настоящее время традиция печь хлеб дома возвращается, но не вошла еще в обиход настолько, чтобы считаться обычным семейным делом. Приготовление хлеба требует много внимания, терпения, трепетного отношения, что не вписывается, зачастую, в современный ритм. Получается так, что дети, не видя всех затрат сил и времени на приготовление хлеба, не могут понять всю его ценность. Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции, понять способ приготовления хлеба, узнать, какой путь проходит зернышко от посадки в землю до каравая на столе. Познакомиться с названиями профессий людей, которые связаны с процессом выращивания хлеба.
Цель- создать условие для воспитания ценностей «Родина», «Природа», «Труд»
Задачи:
- Расширять кругозор знаний детей о хлебе.
- воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.
- воспитание в детях патриотических качеств, через чувство гордости за тружеников-хлеборобов;
- развивать творческие способности и эмоциональную сферу
- формирование позитивных установок к различным видам труда;
- развитие связной, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь через знакомство с фольклором;
Защита проекта: презентация детьми продуктов проектной деятельности.
Формы реализации проекта:
— коммуникативная деятельность (беседы, сюжетно-ролевая игра, заучивание стихов, поговорок, пословиц, чисто говорок, составление рассказов, диалог, речевые упражнения, );
— познавательно-исследовательская (наблюдение, экспериментирование, беседа, решение проблемных ситуаций, просмотр презентаций и видеороликов, викторина, мини-музей, подборка полезных книг, выставка-дегустация);
— изобразительная (художественная мастерская, создание выставок);
— музыкальная (слушание, исполнение, импровизация, музыкально-дидактические игры, игра на детских музыкальных инструментах);
— двигательная (подвижные игры с правилами, игровые упражнения, сюжетные, русские народные, пальчиковые игры, физкультминутки);
— восприятие художественной литературы (чтение, обсуждение, беседа, рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций и мультфильмов, слушание литературных произведений и аудиозаписей, драматизация);
— конструирование (мастерская по изготовлению поделок (лепка)).
Формулировка проблемной ситуации
На вводном занятии детям было предложено рассмотреть инсталляцию: на вышитом полотенце в плетеной корзиночке лежат половинки черного и белого хлеба, овсяные печенье, ржаной хлеб, лаваш, бублики-баранки, сушки, лаваш, колоски. Педагог спрашивает детей: «Какая связь между колосками и хлебом?» Дети отвечают, что из колосков готовят хлеб. Педагог предлагает кому нибудь из детей приготовить хлеб, раз есть колоски. Столкнувшись с проблемной ситуацией, дети обсуждают, что им необходимо больше узнать о том, как это сделать.
Педагог спрашивает: «Кто из вас может назвать все хлебобулочные изделия в корзинке?» Дети пытаются выполнить задание, но сталкиваются с тем, что не знают всех названий.
Педагог рассказывает детям о людях, связанных с выращиванием и приготовлением хлеба, множестве профессий, которые для этого надо освоить, героическом труде хлеборобов, о котором складывают стихи и песни, пишут картины и безгранично уважают.
Дети обсуждают план действий и приходят к выводу, что им необходимо:
— узнать больше о процессе выращивания и приготовления хлеба;
— изучить и запомнить названия хлебобулочных изделий;
— стихи, пословицы, поговорки, сказки и рассказы, в которых говорится о хлебе и людях, работающих над его производством.
Для этого они:
— обратятся за помощью к учителю-логопеду, воспитателям, родителям;
— прочтут вместе с родителями сказки, рассказы и стихотворения, просмотрят мультфильмы и фильмы по теме;
— по желанию организуют мини-огород у себя дома для выращивания растений, из которых изготавливается хлеб.
Результаты проекта:
— у детей сформировалось представление о ценности хлеба;
— дети узнали, как выращивали хлеб в старину и как это происходит сейчас, сколько людей разных профессий трудятся над его производством;
— проследили долгий и трудоемкий процесс прохождения от маленького зернышка до буханки хлеба;
— узнали о значимости сельскохозяйственной техники для подготовки почвы, сбора и обработки урожая в разные времена;
- «Превращение зерен в муку с помощью ступки, кофемолки».
- «Выращивание закваски для хлеба»
- «Домашняя пекарня — выпекание хлеба»;
— расширили представления о многообразии хлебобулочных изделий;
— стали бережно, с уважением относиться к хлебу как главному продукту на столе;
— разучили песни о хлебе
Планирование работы в рамках проекта
Дата проведения | Непосредственно образовательная деятельность (в кружке «Народная культура») | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Работа с родителями/ результат | |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Октябрь | |||||
03.10. 2023г. | Ситуативный разговор. Погружение в тему | Создание проблемной ситуации: как из колоска сделать хлеб. Принятие решения о необходимости узнать больше о том, как вырастить и испечь хлеб | Ответы на вопросы: «Что знаю по теме? Что хочу знать? Как могу узнать?» Составление плана действий, чему надо научиться, чтобы испечь хлеб | Информирование родителей о начале работы проекта (Размещение буклетов на информ. стенде и в родительских чатах) | |
12.10. 2023г. | Исследовательская деятельность «Зернышко» | Рассматривание картинок с различными растениями, выбор вместе с детьми злаковых. Беседа о пользе зерна. Организация экспериментальной деятельности | Выбор из предложенных зерен различных злаковых растений тех, которые, по мнению детей, соответствуют изображенным на картинках колоскам, описание их формы, цвета, при менения. | Совместная деятельность родителей с детьми по проекту. (подбор сюжетных картинок по изготовлению муки) | |
19.10. 2023г. | Исследовательская деятельность «Колос. Рожь. Пшеница» | Организация исследовательской деятельности детей: перед детьми ржаной и пшеничный хлеб, колосья ржи и пшеницы, зерна ржи и пшеницы. Педагог предлагает разделить все предметы на 2 группы, чтобы испечь 2 разных вида хлеба. Беседа о труде пака ря и тракториста | Выбор зерен и колосков ржи и пшеницы детьми. Проведение зрительного и тактиль ного исследования зерен и колосьев ржи и пшеницы. | Просмотр дома мультфильма «Пирожок» («Союз мультфильм», 1956) | |
18.10. 2023г. | Логопедиче ское занятие «Хлеб — всему голова» (развитие речи и коммуникативных способностей) | Создание проблемной ситуации: определить по весу, звуку и запаху что находится в посылке. Организация сюжетно-ролевых игр «Магазин хлебобулочных изделий», «Пироги из печки». Совместное заучивание стихотворения «Хлеб» С. Погореловского с опорой на мнемотаблицу | Ответы на вопросы: «Откуда появляется хлеб на нашем столе? Люди каких профессий участвуют в его появлении?» Составление картинного плана пути зернышка до каравая с последующим составлением рассказа «Профессии. Кто, что делает?» | Посещение булочной вместе с ребенком: дать ему возможность самостоятельно совершить покупку с целью за- крепить на практике следующие речевые обороты: «Будьте добры...», | |
25.10. 2023г. | Логопедическое занятие «Хлеб — всему голова» (развитие речи и коммуникативных способностей) | Создание проблемной ситуации: определить по весу, звуку и запаху что находится в посылке. Организация сюжетно-ролевых игр «Магазин хлебобулочных изделий», «Пироги из печки». Совместное заучивание стихотворения «Хлеб» С. Погореловского с опорой на мнемотаблицу | Вспоминание с опо рой на предметные картинки названий хлебобулочных изделий. Ответ на вопрос: «Какой бывает хлеб?» (подбор качественных прилагательных к существительным). Образование от названий хлебобулочных изделий форм существительных с уменьшительно- ласкательным суффиксом. Подбор подходящих относительных прилагательных к пирогам картинкам | «Дайте, пожалуйста...», «Сколько стоит батон?», «Есть ли в продаже пирожки с капустой?» и т.д. | |
26.10. 2023г. | Познавательная деятельность «Уборка урожая» | Беседа с детьми о жатве, страде, труд ной работе людей в прошлом. Просмотр с детьми видеоролика о работе комбайна | Дети за одну мину ту достают из колосков зернышки, подсчитывают их количество и дела ют вывод о трудности подобной работы. Выбор на картинках необходимых орудий труда для жатвы и обмолота в прежние времена, рассматривание современной хлебоуборочной техники | Просмотр мультфильма «История о девочке, наступившей на хлеб» («Киев- научфильм», 1986) | |
ноябрь | |||||
02.11. 2023г. | Познавательная деятельность «Перемелется, мука будет» | Совместный просмотр с детьми видеороликов: «Ветряная мельница», «Водяная мельница». Беседа о мельницах | Размалывание зер на в ступке, затем на старинных каменных жерновах, потом электрической кофемолкой | Просмотр мультфильма «Легкий хлеб» по мотивам белорус. нар. сказ- ки («Экран», 1987) | |
09.11. 2023г. | Исследовательская деятельность «Без чего хлеба не испечешь?» | Беседа о продуктах, необходимых для приготовления хлеба. Приготовление с детьми хлебной закваски | Определение на ощупь муки разно го помола, смешивание с водой, размышление, как хлеб становится пористым, что помогает образованию пузырьков в тесте. | Просмотр мультфильма «Теплый хлеб» по сказке К. Па- устовского («Киев науч. фильм», 1973) | |
16.11. 2023г. | Исследовательская деятельность «Пекари» | Совместный про смотр с детьми видеоролика «Пе карня». Беседа о труде пека ря и разнообразии хлебобулочных изделий | Лепка из соленого теста понравившихся хлебобулочных изделий | Выпекание хлеба на за- кваске, выращенной детьми по пошаговой инструкции | |
23.11. 2023г. | Выставка дегустация хлеба | Просмотр детьми театрализации «Петрушка и пекарь» перед дегустацией | Дети надевают пекарские колпаки и каждый в своей «пекарне» угощает посетителей кусочком испеченного хлеба. | Участие в выставке дегустации | |
30.11. 2023г. | Исследовательская деятельность Выпечка настоящего хлеба | Организация экскурсии на пищеблок | Присутствие детей при процессе приготовления хлеба (булочек). Выводы детей о пути хлеба к столу. | Индивидуальное выполнение заданий с детьми по подготовке к выпечки хлеба | |
02.12. 2023г. | Защита проекта | Подготовка к презентации проекта | Защита проекта детьми | Помощь детям в подготовке к защите проекта |
Продукт проектной деятельности: подбор литературы, видео материала, фотографий и рисунков по теме, создание презентации «Хлеб», разновидность муки, закваска для выпечки хлеба, выставка-дегустация «Хлебушек из родной печи», выставка рисунков по стихотворениям и пословицам о хлебе, викторина по теме проекта, театрализация сказки «Пирожок», создание объемного дидактического пособия «Лэпбук» для изучения хлебобулочных изделий.
Список используемых ссылок:
https://yandex.ru/video/preview/17861110807565114760
Мультик про комбайн
https://yandex.ru/video/preview/1888678067981716415
Принцип работы комбайна
https://yandex.ru/video/preview/13757404373586445670
как устроена ветряная мельница
https://yandex.ru/video/preview/17018937480068484288
как устроена водяная мельница
https://yandex.ru/video/preview/8923830209913072462
пекари