Социальные проекты

Абдулина Ксения Леонидовна

образовательные проекты

Скачать:


Предварительный просмотр:



Автор проекта о правах ребенка изучает содержание Конвенции о правах ребенка, проводит анкетирование учащихся по выявлению уровня знаний своих прав и способов их защиты, проводит социологический опрос среди родителей, выясняет, какие организации могут помочь подростку в защите своих прав.

Индивидуальный социальный проект знакомит учащихся с основными положениями Конвенции о правах ребенка. В рамках проектной деятельности автор создает правовую памятку: «Как защитить свои права?» и проводит тематический классный час по данному вопросу. В приложении к проекту составлен список необходимых телефонных номеров и адресов организаций по защите прав ребенка.

Оглавление

Введение
1. «Мировая конституция» прав ребенка.
2. Основные положения Конвенции о правах детей.
3. Реализация Конвенции о правах ребенка в Российском законодательстве
4. Способы защиты прав и свобод детей:
4.1. Защита в судебном порядке.
4.2. Защита в административном порядке.
5. Анкетирование учащихся и социологический jпрос родителей.
5.1. Анкетирование учащихся и результаты.
5.2. Социологический опрос родителей и результаты исследований.
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение


Любой человек, начиная с самых юных лет, сталкивается с ситуациями, когда необходимо знать свои права и обязанности. По мере взросления подростки порой не знают, как поступить, как защитить свои права.

Опыт показывает, что для защиты своих законных интересов подростки редко обращаются к родителям. Они пытаются самостоятельно или при помощи друзей, порой весьма сомнительных, защитить свои права, иногда переоценивая свои возможности и переступая «линию дозволенного», что приводит к нарушению законности и нравственным переживаниям. Переживания могут повлечь за собой те или иные заболевания, подорвать физическое или психическое здоровье. Как сохранить себя, свое здоровье и достоинство, свои права, не оказаться за бортом жизни? Эти вопросы часто встают перед подростками.

Актуальность этой проблемы подтолкнула меня к данной работе : «Права ребенка: миф или реальность?»

Цель работы. Исследовать уровень знаний учащихся своих прав и способов их защиты на материалах Конвенции ООН о правах ребенка.

Задачи исследования:

  1. Изучить содержание Конвенции о правах ребенка.
  2. Провести анкетирование учащихся по выявлению уровня знаний своих прав и способов их защиты.
  3. Провести социологический опрос среди родителей.
  4. Выяснить, какие организации могут помочь подростку в защите своих прав.
  5. Познакомить учащихся с основными положениями Конвенции о правах ребенка.
  6. Создать правовую памятку: «Как защитить свои права?»
  7. Провести тематический классный час по данному вопросу.
  8. Оформить исследовательский материал в виде проекта и мультимедийной презентации.

Объект исследования: учащиеся 7-х классов

Гипотеза: учащиеся 7 классов недостаточно знают свои права и не знают к кому обратиться за помощью.

Методы исследования: изучение и анализ литературы по теме, знакомство с правовыми документами, в т.ч. Конвенцией ООН о правах ребенка, анкетирование учащихся и их родителей, аналитика полученных результатов, консультации, сбор справочной информации для составления памятки учащимся.

Теоретическая значимость данной учебно-исследовательской работы состоит в обобщении материала по данной теме и его анализе.

Практическая значимость работы состоит в привлечении внимания к теме в том, чтобы дать возможность лицеистам лучше узнать свои права, а также ущемленным в правах узнать, как защитить свои права. Практическим результатом данной работы может быть правовая памятка «Как защитить свои права?» с адресами и телефонами организаций, в которые любой ребенок может обратиться за помощью. Данные работы могут быть использованы на уроках обществознания, на классных часах и на родительских собраниях.

«Мировая конституция» прав ребенка


С рождением, ребенок получает сразу много прав. Эти права нужны ему для выживания, развития, защиты. Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Среди международных документов по защите прав детей можно выделить два основных и наиболее значимых – это Декларация прав ребенка и Конвенция ООН о правах ребенка.

Декларация прав ребенка была принята резолюцией 13/86 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года. В преамбуле данного нормативного документа сказано: «…Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство».

Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка, которая была принята 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН, а через год она была ратифицирована нашей страной. Этот документ закрепляет права детей всего мира на особую защиту и обязывает государства, которые подписали Конвенцию, уважать и гарантировать эти права.

Основные положения Конвенции о правах детей

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, которые детализируют права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенцией установлены четыре принципа: не дискриминация; право на жизнь, выживание и развитие; наилучшее обеспечение интересов ребенка; уважение взглядов ребенка.

Конвенция признает за каждым ребенком - независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений национального, этнического и социального происхождения – право: на воспитание, развитие, защиту, на активное участие в жизни общества.

Конвенция указывает права ребенка и обязанности родителей, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Основные права ребенка в Конвенции, по сути, повторяют права взрослого по Всеобщей декларации прав человека: право ребенка на свободу мысли, совести, религии (ст. 14 п. 1); право свободно выражать свое мнение; право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. (ст. 27 п. 1)

Часть положений Конвенции более специфична. Государства, принявшие Конвенцию, должны принимать необходимые законодательные, административные, социальные, и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления, отсутствия заботы, грубого обращения, эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей или любого другого лица, заботящегося о ребенке (ст. 19 п.1); признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлечениях (ст. 31 п. 1); признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью. (ст. 32 п. 1)

Следует отметить, что Конвенция выдвигает требования к образовательным процессам (ст. 29), которые должны быть направлены на: развитие личности; на воспитание уважения к родителям; на подготовку ребенка к сознательной жизни; на воспитание уважения к окружающей природе.

В статье 42 говорится о том, что государственные и учебно-воспитательные структуры обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции. Именно школа в силу своей близости к семье может и должна стать важным элементом в системе контроля прав школьников, представленных Конвенцией.

Реализация Конвенции о правах ребенка в Российском законодательстве

Основные положения Конвенции о правах ребенка вошли в российское законодательство. Основные права и свободы человека зафиксированы в Конституции РФ. Конституционные нормы конкретизированы в отношении ребенка в Семейном кодексе РФ, Уголовном кодексе РФ, в законе «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», федеральных законах «Об общественных объединениях», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, согласно которым, главные защитники прав ребенка – родители.

Но родители не всесильны, им трудно обойтись без помощи государства. Значит следующий защитник прав детей – это государство, которое сообща с родителями должны обеспечивать и защищать все права детей.

О своих обязанностях по отношению к детям должны знать и помнить все взрослые. Но этого мало. Важно, чтобы свои права знали и умели защитить сами юные граждане Российской Федерации.

Способы защиты прав и свобод детей

Защита в судебном порядке.


Каждому гражданину Российской Федерации гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ). Согласно ст. 1, 8, 56 СК РФ, ст. 11 ГК РФ судебная защита гражданских и семейных прав и интересов ребенка является основной формой защиты.

Средствам судебной защиты прав ребенка являются: иск (заявление, жалобу), судебное постановление (решение, заочное решение, судебный приказ, определение об утверждении мирового соглашения), кассационную и надзорную жалобы, участие органов опеки и попечительства в разбирательстве споров, связанных с воспитанием детей, учет мнения ребенка при разрешении спора.

Так как гражданская дееспособность возникает с достижения совершеннолетия, либо со дня вступления в брак до достижения возраста 18 лет, ребенок, не приобретший полную дееспособность, не может самостоятельно подать в суд иск (заявление, жалобу). Таким правом обладают его родители (лица, их заменяющие), прокурор, органы опеки и попечительства (ст. 32 ГПК РСФСР, ст. ст. 35, 36, 26, 28 ГК РФ, ст. ст. 64, 80, 137, 145, 147 СК РФ).

Но, ребенок может обратиться в суд с иском (заявлением, жалобой) самостоятельно по достижении им возраста 14 лет при нарушении его прав и законных интересов, в том числе при невыполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию либо при злоупотреблении родительскими правами (ст. 56 СК РФ), а также с иском об отмене усыновления (ст. 142 СК РФ). В этом случае органы опеки и попечительства должны назначить ребенку представителя. В этом состоит одна из особенностей судебной защиты прав ребенка. Учет мнения ребенка, достигшего 10 лет, обязателен. Лишь в том случае, когда это противоречит интересам ребенка, суд может не учесть его мнение.

Защита в административном порядке.

Административную форму защиты осуществляет:

  • Уполномоченный при Губернаторе Приморского края по правам ребенка
  • Органы Прокуратуры по месту жительства
  • Органы опеки и попечительства по месту жительства
  • Приморская краевая межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
  • Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
  • Органы полиции по месту жительства

Таким образом, средства и формы защиты прав и интересов ребенка разнообразны, их нужно знать и при необходимости использовать.

Анкетирование учащихся и социологический опрос родителей

Анкетирование учащихся и результаты:

Среди учащихся 7- х классов Технического лицея было проведено анкетирование с целью исследовать уровень знаний учащихся своих прав и способов их защиты на материалах Конвенции ООН о правах ребенка.

  • Опрос показал, что большинство учеников нашего лицея (72 %) знают о существовании Конвенции о правах ребёнка, 18 % учащихся - не знают о существовании данного документа;
  • Большая часть учеников (98 %) не помнят, когда именно была принята Конвенция о правах ребенка и дали неправильный ответ и, лишь 2 % опрошенных смогли точно назвать её;
  • Большинство учащихся (88%) знают какие права и свободы гарантированы ребенку в Российской Федерации, 12 % респондентов затруднились ответить на этот вопрос;
  • 12 % опрошенных знают, кто является их главным защитником и смогли ответить на этот вопрос, 24 % - частично ответили, 12 % - затруднились ответить;
  • Результаты анкетирования помогли выяснить, что ни у кого из опрошенных права и свободы (в семье, школе, обществе) не нарушаются;
  • 88 % респондентов плохо представляют себе способы защиты своих прав, 12 % опрошенных знают о способах защиты своих прав.

Социологический опрос родителей

Был проведен социологический опрос родителей, в результате получены данные:

  • Опрос показал, что 50% опрошенных родителей считают, что дети должны иметь свои права, 18% родителей думают, что дети не нуждаются в правах, 32% респондентов полагают, что дети должны частично иметь свои права.
  • Большая часть родителей (70%) думает, что знакомить детей с их правами должна школа, 27% опрошенных желают сами дать знания, 3% считают, что дети сами должны изучать их.
  • Большая часть родителей (36%) думает, что знание прав помогает детям в жизни, 30% не уверенны, но склоняются к положительному варианту, а 27 % к отрицательному, и лишь 7% считают, что знание прав не пригодиться в жизни.

Заключение


В начале работы я выдвинул гипотезу, что учащиеся 7 классов недостаточно знают свои права и не знают к кому можно обратиться за помощью. Мои предположения подтвердились. В ходе работы убедился, что данная тема весьма актуальна. Изучил литературу, провел анкетирование среди учащихся нашего лицея и социологический опрос среди родителей, обработал данные, проанализировал и сделал выводы.

Считаю, современное общество не может и не должно позволять себе нарушение прав ребенка. «Как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему». Мировое сообщество создало правовую базу для защиты прав детей – в 1989 году была принята Конвенция о правах ребенка, где провозглашались права детей от рождения до достижения ими совершеннолетия. Конвенция является обязательным документом для государств, которые подписали этот документ. К 1998 году 190 стран приняли Конвенцию о правах ребенка.

Опрос показал, что права детей в повседневной жизни практически не нарушаются. В нашем лицее ученики 7-х классов, в основном, имеют представление о правах ребенка, но многие не знают в какие органы и учреждения они могут обратиться в случае нарушения своих прав для их защиты.

Для этого я составил Информационно-правовую памятку «Право на каждый день».

Считаю, что мои цели на данном этапе достигнуты, но на этом не нужно останавливаться. Мне стала интересна данная тема, и я готов и дальше развивать знания по этому вопросу.

В ходе работы и беседы с одноклассниками я понял, что ребят интересуют вопросы, связанные с темой, так как они понимают, что в современном обществе без знаний прав и обязанностей не обойтись.

Для этого необходимо в нашем Лицее создать правовой информационный стенд, позволяющий учащимся иметь наглядный и свободный доступ к правовой информации.

Список литературы

  1. Белянинова Ю. В. Как защитить права своего ребенка : юридический путеводитель родителей. – М.: Юрайт , 2007. - 170 с. Свердловская ОУНБ; КХ; Формат М; Инв. номер 2281940-КХ
  2. Болотова Е. Л. Права ребенка в современной России. - М. : Школьная Пресса , 2005. - 96 с. Свердловская ОУНБ; ЕФ; Шифр 67.623; Авторский знак Б795; Формат С; Инв. номер 2261302-ЕФ
  3. Бондаренко О. А. Права ребенка в Российской Федерации : конституционно-правовой аспект // Юристъ - правоведъ. - 2010. - N 1. - С. 72-76.
  4. Бурковская А. А. О правовых аспектах защиты прав детей в судебном порядке // Вестник Российской правовой академии. - 2010. - N 1. - С. 12-16.
  5. Глушкова С.И. Права ребенка : международные стандарты и Россия. - Екатеринбург : Б. и. , 2003. - 206 с. Свердловская ОУНБ; КХ; Шифр 67.9; Авторский знак Г555; Инв. номер 2246382-КХ Свердловская ОУНБ; ЕФ; Инв. номер 2246381-ЕФ
  6. Дети: защита от эксплуатации : законодательство РФ о правах ребенка, полномочия органов государственной власти, международный опыт борьбы с детским трудом. – М. , 2007. - 96 с. Свердловская ОУНБ; СБ; Шифр 67.9; Авторский знак Д382; Формат С; Инв. номер 2279798-СБ
  7. Детская конституция". Как, опираясь на законы, действенно защищать права детей : комментарии, советы и рекомендации юриста А.Н. Тарасенковой и экономиста Т.А. Масловой. - М.: Российская газета , 2005. - 192 с. Свердловская ОУНБ; ЕФ; Шифр 67.62; Авторский знак Д386; Формат С; Инв. номер 2260785-ЕФ
  8. Егоров А. Конвенция о правах ребенка : итоги и перспективы // Вопросы социального обеспечения. - 2009. - N 23. - С. 5-6.
  9. Комитет ООН по правам ребенка, российские НПО и права детей в России. - М. : Право ребенка , 2000. - 104 с. СОУНБ; Шифр 67.911+67.624.4; Инв. номер 2219086-КХ
  10. Король И. Г. Личные неимущественные права и обязанности ребенка //Российское правосудие. - 2010. - N 4 (48). - С. 58-63.
  11. Конституция РФ. Текст и справочные материалы. – М.: Эксмо, 2009.
  12. Куликова А.А. Защита прав ребенка. – М.: Изд-во Эскмо, 2010.
  13. Егоров А. Конвенция о правах ребенка: итоги и перспективы // Вопросы социального обеспечения. - 2009. - N 23. - С. 5-6.

Приложение. Информационно - правовая памятка «Право на каждый день»


ПОМНИ! ЧЕМ БОЛЬШЕ ТЫ ЗНАЕШЬ О СВОИХ ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ, ТЕМ МЕНЬШЕ БУДЕТ ВЕРОЯТНОСТЬ ТВОЕГО ПОПАДАНИЯ В СЛОЖНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ

С рождения РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО:

  • на жизнь;
  • на имя, отчество, фамилию;
  • на гражданство;
  • жить и воспитываться в семье;
  • на имущественные права;
  • на общение с обоими родителями;
  • на защиту;
  • на получение содержания от своих родителей.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:

  • перед родителями или лицами их заменяющими, воспитателями, преподавателями.

С 6 лет РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО:

  • совершать мелкие бытовые сделки;
  • совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;
  • совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями;
  • слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать заботу и внимание;
  • получить основное общее образование (9 классов);
  • соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

С 8 лет РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО:

  • на участие в детском общественном объединении;
  • соблюдать Устав, правила детского общественного объединения.

С 10 лет РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО:

  • на учет своего мнения при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;
  • быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;
  • давать согласие на изменение своего имени или фамилии, на восстановление в родительских правах кровных родителей, на усыновление или передачу в приемную семью.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ с 11 лет:

  • помещение в спец. учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей и подростков, не подлежащих уголовной ответственности.

С 14 лет РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО:

  • получить паспорт гражданина РФ;
  • самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав;
  • требовать отмены усыновления;
  • давать согласие на изменение своего гражданства;
  • требовать установления отцовства в судебном порядке;
  • работать в свободное от учебы время с согласия одного из родителей не более 4-х часов в день с легкими условиями труда;
  • заключать любые сделки с согласия родителей;
  • самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией и др. доходами, вносить вклады в банки;
  • участвовать в молодежном общественном объединении.

ОБЯЗАННОСТИ:

  • выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правил учебного и трудового распорядка и трудовым законодательством;
  • соблюдать устав, правила молодежного общественного объединения.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:

  • исключение из школы за совершение правонарушений;
  • имущественная ответственность по заключенным сделкам;
  • возмещение причиненного труда;
  • уголовная ответственность за отдельные виды преступлений (убийство, изнасилование, кража, грабеж, вымогательство, вандализм и др.)

С 15 лет РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО:

  • работать с согласия профсоюза не более 24 часов в неделю на льготных условиях, установленных ТК РФ.

С 16 лет РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО:

  • вступать в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления;
  • работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных ТК РФ;
  • быть членом кооператива;
  • управлять мопедом по дорогам, учиться вождению автомобиля;
  • быть признанным полностью дееспособным по решению органа опеки и попечительства или суда.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:

  • ответственность за административные правонарушения;
  • ответственность за совершение всех видов преступлений;

С 17 лет - ОБЯЗАННОСТИ:

  • встать на воинский учет;
  • пройти медицинскую комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство.

ЕСЛИ ТЫ БУДЕШЬ ДОСТОЙНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРАВАМИ И ДОБРОСОВЕСТНО ВЫПОЛНЯТЬ СВОИ ОБЯЗАННОСТИ, УВАЖАТЬ ЧУЖИЕ ПРАВА, ТОГДА ТЫ СМОЖЕШЬ РАССЧИТЫВАТЬ НА ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ

Как защитить свои права?

  1. Родители – главные защитники детей
  2. Родители защищают права своих детей перед ЛЮБЫМИ ЛИЦАМ
  3. Выбирай способ защиты, не нарушающий законодательство:
  • защита в административном порядке;
  • защита в судебном порядке.