Знатоки Петербурга и любители путешествий! (ОДОД)
Материалы путешествий и экскурсий. Программы и планы ОДОД.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 395 Красносельского района Санкт-Петербурга
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ лицей № 395
________________________
Сергеева С.П.
ОСНОВАНИЕ
Решение педсовета
лицея № 395
от 31.08.2015
Протокол №1
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Перекрёсток культур»
Возраст учащихся: 12-14 лет.
Срок реализации: 1 год.
Объем реализации: 72 часа.
Автор-составитель: Дан Татьяна Юрьевна,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2015 год
Пояснительная записка.
Санкт–Петербург - один из прекраснейших городов мира, уникальный культурно–исторический комплекс, в судьбе которого огромную роль сыграли многие выдающиеся исторические личности, деятели культуры и искусства.
В наше время Санкт–Петербург не только бесценный музей, хранилище архитектурных, культурных, исторических достопримечательностей, но и город, воспитывающий человека, благородство поведения, высокие нравственные идеалы, прививающий самостоятельность взглядов.
Созидательное поведение петербуржца берет свои истоки с детства, когда ребенок начинает знакомиться с городом и город становится не только средой обитания, но и другом. От того, каким предстанет для школьника Санкт-Петербург, какие эмоции и чувства он вызовет, и будет зависеть его поведение, желание быть сопричастным к его истории и культуре.
Направленность
Программа относится к культурологической направленности дополнительного образования обучающихся и предполагает общекультурный уровень освоения.
Актуальность программы
В настоящее время заметно вырос интерес к истории и культуре Санкт–Петербурга. Поддержание и развитие этого интереса - одна из важнейших задач системы петербургского образования в целом, и дополнительного образования, в частности, а так же необходимое условие воспитания граждан нашего большого города.
Д.С.Лихачев приветствовал возрождение традиций города, необходимых сегодняшнему дню. Его духовное возрождения немыслимо без воспитания в каждом юном петербуржце чувства любви к родному городу, интереса к его истории, бережного отношения к его памятникам.
Педагогическая целесообразность.
Педагогической целесообразностью программы является сохранение целостности курса «Истории и культуры Санкт-Петербурге», в условии удаление из учебного плана лицея курса в 5 и 6 классах и перенос его во внеурочную деятельность и систему дополнительного образования. Возможность практического применения теоретических знаний. Успешная реализация основной концепции ФГОС направленной на системно-деятельностный подход и историко-культурный стандарт.
Цель программы:
Воспитание юных петербуржцев через изучение истории и культуры Санкт-Петербурга, его традиций, духовного наследия.
Задачи программы:
Обучающие:
- Формирование представления юных жителей Санкт – Петербурга о специфике города как наследника мировых культур.
- Изучение исторических и культурных особенностей города на примере основных достопримечательностей и исторических личностей.
- Формирование навыков замечать красоту и ориентироваться в городской среде.
- Формирование нравственно–эстетических норм и правил поведения, характерных для петербуржцев.
Развивающие:
- Развитие познавательного интереса к истории и культуре Санкт – Петербурга.
- Развитие позитивного эмоционального настроя на изучение исторического прошлого и современной жизни города.
- Развитие когнитивной сферы детей младшего школьного возраста
(внимания, памяти, мышления, художественно – эстетического восприятия, творческого воображения и фантазии).
Воспитательные:
- Воспитание чувства любви и уважения к родному городу.
- Воспитание бережного отношения к красоте, традициям и культурному наследию Санкт-Петербурга.
- Воспитание чувства сопричастности к жизни города.
- Воспитание чувства гордости за свой город.
- Воспитание коммуникативной культуры.
- Воспитание толерантности.
Отличительные особенности данной программы
Знакомство юных петербуржцев с историей и культурой Санкт-Петербурга; городским пространством, в котором отразилось наследие мировых культур разных культурно-исторических цивилизаций следует начинать с того, что им близко и понятно, а именно с их ближайшего окружения (мой дом, моя улица, мой район), затем переходить к такому большому объекту как город. Данная программа дает обучающимся такую возможность, и это является одной из отличительных ее особенностей. Так же, отличительной особенностью является акцентирование внимания на развитии познавательных интересов учащихся, любви к родному городу..
Закрепление знаний происходит на обобщающих занятиях с использованием игровых технологий на развитие познавательных интересов, некоторые обобщающие занятия возможно проводить в качестве пешеходных экскурсий, разработанными обучающимися, обучающиеся выполняют индивидуальные и групповые проекты, творческие задания.
Таким образом, на протяжении года занятий у обучащихся создается представление о Санкт-Петербурге как о городе, мирового культурного наследия; удивительной истории и уникальной красоты, городе многонациональном и многоконфкссиональном; формируется понятие толерантности, возникает познавательный интерес к историческому наследию нашего города.
Формы и режим занятий
Данная программа предполагает проведение теоретических и практических занятий, которые проводятся один раз в неделю по два часа, также планируются групповые пешеходные экскурсии по району и автобусные в центр города.
Основными формами проведения занятий являются: игра, беседа, заочное путешествие по городу, а также в процессе обучения используются следующие формы и методы:
Информационно-познавательные: рассказ, объяснение, дискуссия, обсуждение, просмотр фрагментов видеофильмов, слайдов и компьютерных презентаций, работа с картой – схемой.
Мотивационно - стимулирующие: творческие задания, конкурсы рисунков, аппликаций, стихов, загадок, выставки творческих работ.
Проблемно-поисковый метод - разрешение проблемной ситуации.
Творческие методы: ассоциативный метод, метод активного воображения, имитация.
Также по всем темам программы предлагается: просмотр иллюстраций, календарей, плакатов, разнообразные дидактические игры.
Ожидаемые результаты.
Обучающиеся должны знать:
- значение слов: «культура», «культурное наследие». «достопримечательность», «памятник», «музей», «символ», «архитектор», «скульптура»
- иметь представление о карте Петербурга
- ПДД
- схему Петербургского метро
- значение основных понятия и терминов образовательной программы
- основное содержание образовательной программы.
- иметь представление об украшениях Санкт-Петербурга, таких как:
- набережные и спуски рек и каналов;
- Мосты ( Египетский, Банковский, Львиный);
- Триумфальные арки, обелиски, триумфальные колонны;
- Памятники императорам; знаменитым петербуржцем.
- «сказочные существа» Петербурга (сфинксы, грифоны, львы и др.).
Обучающиеся должны уметь:
- ориентироваться в городском пространстве, используя карту Петербурга, схему метро города.
- пользоваться коммуникативными навыками общения в городском пространстве.
- применять в повседневной жизни основы этических норм, характерных для настоящих петербуржцев
- меть узнавать и называть:
- реки и каналы Санкт–Петербурга (Нева, Фонтанка, Мойка, Канал Грибоедова);
- дворцы - музеи (Летний дворец Петра I, Зимний дворец (Эрмитаж), Михайловский дворец (Русский музей);
- площади (Дворцовая, Театральная, площадь Искусств);
- храмы (Петропавловский собор, Исаакиевский собор, Казанский собор, Спас - на – Крови);
- Небесных покровителей Санкт-Петербурге (А. Невский, К. Петербургская, И. Кронштадтский);
- узнавать архитектурные постройки классицизма, готики, романского стиля.
- самостоятельно пополнять свои знания о городе.
- использовать некоторые архитектурные термины в разговорной речи.
- находить в городском пространстве, используя различные информационные источники культурно-исторические объекты и памятники Санкт – Петербурга.
- рассказывать об основных достопримечательностях нашего города, о своём отношении к ним.
- составлять планы маршрутов тематических экскурсий.
- активно выражать свои впечатления о Санкт – Петербурге в продуктах своей творческой деятельности (презентациях, рисунках, стихах, рассказах).
- сознавать себя приемником петербургской культуры, гордиться богатым наследием Санкт-Петербурга.
Определение результативности реализации образовательной
программы:
- диагностические игры;
- блиц - опросы;
- анализ выполнения творческих заданий в рабочих тетрадях;
- наблюдение за обучающимися в процессе занятий и экскурсий;
- беседы с родителями;
- анализ творческих работ учащихся
Формы подведения итогов реализации программы
- Обобщающие занятия по каждому разделу программы
- Представление проектов; творческих работ
- участие в тематических конкурсах, конференциях, мероприятиях
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название темы | Количество часов | |||
Теория | Практика | Всего | |||
1 | Введение. Основы техники безопасности. | 1 | - | 1 | |
2 | Тематическое введение «Визитная карточка города» | 3 | 7 | 10 | |
3 | Культурное наследие Древнего Востока и Санкт-Петербурга. | 6 | 10 | 16 | |
4 | Античное наследие и наследие Санкт- Петербурга. | 10 | 11 | 21 | |
5 | Культурное наследие Средневековья и наследие Санкт-Петербурга. | 8 | 14 | 22 | |
6 | Итоговое занятие. Представление проектов. | - | 2 | 2 | |
Итого: | 28 | 44 | 72 |
Содержание программы
Тема 1
Введение. Основы техники безопасности.
Теория. Введение. Основы техники безопасности.
Тема 2
«Визитная карточка города».
Теория. Город – назначение (функция), структура. Официальные и неофициальные названия города – причины их появления. Герб города – главный символ города, его расшифровка. Основные этапы развития города. Уникальный облик исторического центра города – результат деятельности разных поколений петербуржцев. Памятники – символы разных эпох. Значение Петербурга для России как центра экономики, образования, просвещения, науки, художественной культуры. Традиции жизни и деятельности горожан. Знаменитые жители города. Введение в новый курс. Всемирное культурное наследие. Санкт-Петербург — молодой город Европы. Петербургские памятники всемирного и отечественного культурного наследия. Каждый петербургский памятник, напоминающий о всемирном культурном наследии, является частью петербургского наследия, хранит память о своих создателях, о жизни петербуржцев.
Практика.
Создание авторского рассказа «Символ Петербурга»
Создание коллажа «Визитная карточка Петербурга»
Образовательное путешествие «По улицам моего района»
Посещение музея под открытым небом «Миниатюрный Санкт-Петербург».
Тема 3
Культурное наследие Древнего Востока и Санкт-Петербурга.
Теория.. Введение. Страны Древнего Востока: время существования, место нахождения. Наследие стран Древнего Востока.
Открытие Древнего Востока петербуржцам. Научные центры нашего города, в которых занимаются изучением Древнего мира. Вклад петербургских ученых в отечественную и мировую науку. Известные востоковеды.
Эрмитаж – хранилище подлинных древнеегипетских памятников в Петербурге. Ценность этих памятников как источников о жизни древних египтян. Пристань на Университетской набережной Петербурга. Сфинксы, скульптура, светильники, пристань, Академия художеств — напоминание о наследии древних; уникальный петербургский уголок, хранящий память об истории города, петербургских мастерах, учебном заведении. Сфинксы, созданные в Петербурге. Сфинксы на Египетском мосту, у фонтана на Пулковском шоссе, на набережной Робеспьера, на Каменном острове, во дворах Строгановского дворца или Горного института. Скульптуры напоминают о наследии Древнего мира. Скульптуры — часть петербургского наследия: хранят память о петербуржцах, жизни города. Обелиски, созданные в Петербурге. Обелиски «Румянцева победам», у Никольского собора, на площади Восстания, на Египетском
мосту, верстовые столбы и другие .Обелиски – «отголоски» наследия древних и уникальное петербургское наследие. Египетские мифы, застывшие в камне. Уникальное скульптурное убранство дома 23 по Захарьевской улице. Дом-памятник напоминает о наследии Древнего Египта; «рассказывает» о петербургском наследии
Висячий сад — «седьмое чудо света» в Петербурге напоминает о Древнем Вавилоне; «рассказывает» о жизни города, о петербуржцах, о мастерстве создателей. Висячий сад в Малом Эрмитаже, в Царском Селе. Зимние сады в Петербурге. Петербургские здания, украшенные изразцами, - памятники, напоминающие о наследии древних, рассказывающие о жизни петербуржцев, их вкусах и мастерстве. Ваулинская майолика. Соборная мечеть, дом Баженова и Чувалдиной (ул. Марата, д. 72) .Петербургские здания, украшенные рельефами, — памятники, напоминающие о наследии древних, рассказывающие о жизни петербуржцев, их вкусах и мастерстве.
Практика..
Тематическая презентация
Разработка маршрута экскурсии «Львы Петербурга»
Викторина «Седьмое чудо света»
Лепка «Сказочный зверинец Петербурга»
Посещение музея Эрмитаж; Египетского зала
Образовательное путешествие «Прогулка по Университетской набережной».
Тема 4
Античное наследие и наследие Санкт- Петербурга.
Теория. Научные учреждения Петербурга — центры исследования античности. Петербургские ученые-антиковеды, внесшие вклад в отечественную и мировую науку. Петербургские школы, гимназии, лицеи, академии, напоминают о наследии древности; хранят память о нашем городе как центре образования.
Литературное наследие античности. Петербургские поэты, чье творчество напоминает о литературном наследии античности.
Архитектурное наследие античного мира: «золотое сечение», ордерная система, соответствие скульптурного убранства зданий их назначению. «Российский Парфенон» — здание Биржи — уникальный петербургский памятник, напоминающий о традициях древнегреческих зодчих. Петербургские здания разного назначения, напоминающие о традициях античных архитекторов . Их создатели. Уникальность этих зданий как памятников петербургского наследия. Классический стиль архитектуры
Скульптурное наследие античности. Атрибуты античных богов.
Триумфальные арки и колонны в Петербурге — «отголоски» наследия античного мира, уникальные петербургские и отечественные памятники истории и культуры. Петровские ворота Петропавловской крепости, Нарвские триумфальные ворота, Арка Главного штаба, Ростральные колонны, Александровская колонна, колонны Славы на Конногвардейском бульвар
Практика.
Тематическая презентация
Разработка маршрута экскурсии «Античные боги и герои на улицах и площадях Петербурга».
Творческая работа «Античные мифы застывшие в камне»
Лепка: «античные колонны»
Посещение музея Эрмитаж; античных залов.
Образовательное путешествие «Диалог богов и мудрецов. По площади Островского».
Тема 5
Культурное наследие Средневековья и наследие Санкт-Петербурга.
Теория. Наследие V-XV вв. Наш край - участник истории средних веков. Наш край - часть России и Европы. Научные центры Петербурга, изучающие всемирное культурное наследие. Петербургские ученые — исследователи Средневековья. Подлинные памятники средневековья в Петербурге и на территории нашего края – Ленинградской области.
Подлинные памятники Византии и Руси в Петербурге: в Эрмитаже, Русском музее, Музее истории религии. Средневековые храмы и монастыри нашего края (Ленинградской области). Георгиевский храм в Старой Ладоге, Большой Тихвинский Успенский (Богородице -Успенский) монастырь. По усмотрению учителя могут быть введены иные памятники).Православные храмы Петербурга – памятники православной культуры, художественной культуры (в том числе, живописи, мозаика, скульптуры и т. д.), истории города (храмы – памятники военной славы России, императорской семьи и др.). Монастыри в Петербурге – памятники православной культуры, художественной культуры, истории города.
Вступление: подлинные памятники средневековой истории Балтийского региона. Старая Ладога – заповедник средневековой культуры, крепости Ленинградской области, город Выборг. Петербургский памятник «Ландскрона – Невское устье – Ниеншанц».Подлинные памятники средневековой Европы в Петербурге. Экспонаты Эрмитажа, Музея истории религии.«Следы» средневековья в петербургской архитектуре: храмы, доходные дома, замки. Памятники, напоминающие о средневековом зодчестве, – памятники истории и культуры Петербурга.«Отзвуки» средневековья в художественной культуре Петербурга: в литературе, в интерьерах дворцов.«Отголоски» средневековых традиций в жизни города и горожан: городское самоуправление, университет, музыкальная культура, «рыцарское поведение».Наследие средневековья – наука геральдика. Петербургские гербы – источники информации: герб города, родовые гербы, гербы городов Ленинградской области, гербы городов России на петербургских памятниках .
Наследие еврейской культуры
Петербургские музеи — хранители истории, отражение достижений наук и художественной культуры . Подлинные памятники петербургской художественной культуры в Русском музее .Уникальность топографии и облика центра города, сочетающего наследие Природы и Культуры. Разнообразие уникальных архитектурных памятников петербургского культурного наследия.
Особенности состава населения Петербурга. Их именами гордится Петербург, Россия, памятники, напоминающие о создателях петербургского наследия.
Практика..
Тематическая презентация.
Разработка маршрута экскурсии «Следы средневековья в Петербурге».
Викторина «Гербы Петербурга».
Коллаж «Готика».
Посещение Рыцарского зала Эрмитажа.
Посещение Русского музея; залов Древнерусского искусства.
Образовательное путешествие в Александро-Невскую лавру.
Посещение Троице-Сергиевой пустыни.
Тема 6
Итоговое занятие.
Практика. Представление проектов.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
№ | Тема или раздел программы | Формы занятий | Техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
1. | Введение. Основы техники безопасности. | Беседа | презентация, тесты, мультимедийный проектор, компьютер, выход в Интернет. | тестирование |
2. | Тематическое введение «Визитная карточка города» | Беседа Викторина. Презентация | презентация, тесты, мультимедийный проектор, компьютер, выход в Интернет. | Рассказ Коллаж |
3. | Культурное наследие Древнего Востока и Санкт-Петербурга. | Беседа Заочная экскурсия Презентация Творческая работа | презентация, тесты, мультимедийный проектор, компьютер, выход в Интернет. | Тематическая презентация Разработка маршрута экскурсии. Викторина Лепка |
4. | Античное наследие и наследие Санкт- Петербурга. | Беседа Заочная экскурсия Презентация Творческая работа | презентация, тесты, мультимедийный проектор, компьютер, выход в Интернет. | Тематическая презентация Разработка маршрута экскурсии. Творческая работа Лепка |
5 | Культурное наследие Средневековья и наследие Санкт-Петербурга. | Беседа. Презентация Конкурс Сюжетно-ролевая игра. | презентация, тесты, мультимедийный проектор, компьютер, выход в Интернет. | Тематическая презентация Разработка маршрута экскурсии. Викторина Коллаж |
6 | Итоговое занятие. | Презентация | мультимедийный проектор, компьютер, выход в Интернет. | Представление проекта |
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения.
Мультимедийная установка.
Интернет ресурсы.
Литература для учителя:
- Ермолаева Л. К., Искровская Л. В., Штейн Н. Г., Давыдова С. А. Санкт-Петербург – город-музей. Ч. 1 (Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга), ч. 2. (Наследие античности и наследие Петербурга). - СПб., СМИО Пресс, 2002.
- Ермолаева Л. К., Левашко М. А., Карахтанова Н.Н, Удальцова Т. И. Санкт-Петербург – город-музей. Ч. 3. (Наследие Средневековья и наследие Петербурга). — СПб., СМИО Пресс, 2004.
- История и культура Санкт-Петербурга. «Античность» в Санкт-Петербурге. - СПб., 1998. - История и культура Санкт-Петербурга. «Средневековье» в Санкт-Петербурге. - СПб., 1999.
- Крюковских А.П. Скульптура Санкт-Петербурга, СПб., 2001
- Андросов С.О., Берташ А.В., Талалай М.Г. Античные и библейские сюжеты в бронзе. СПб.,2006
- Шапиро Ю.Г. Эрмитаж. Путеводитель. Л., 1983
- Мавродин В. Основание Петербурга, Л. 1983
- Игнатова Е. Записки о Петербурге. СПб., 2005.
- Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Ленинград, 1987.
- Нежиховский Р.А. Река Нева и Невская Губа, Л. 1981
- Басманова Р.В. Святыни Петербурга. СПб., 2007
Литература для детей:
- Л.К. Ермолаева Петербург- город-музей. Петербургская тетрадь. Ч. 1,2,3 СПб: СМИО Пресс, - 2014 г.
- Даринский А. В., Старцев В. И. История Петербурга в XX в. - СПб., Люб. изд.
- Узнай и полюби Санкт-Петербург: Пособие по ист. краеведению / Сост. В. Ф. Помарнацкий. - СПб., 1997.
- Санкт-Петербург. : Кн. для чтения / Авт.-сост.: А. В. Даринский, Д. Н. Мурин, Т. Г. Браже, А. Г. Бойко. - СПб., 1997.
- Шведы на берегах Невы: сб. статей / Сост. А. В. Кобак. - СПб., 1998.
- Сорокин П. Е. Ландскрона – Невское устье – Ниеншанц. Путеводитель. - СПб., Люб. изд.
- Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград. Энциклопедический справочник. М., научное издательство «Большая Российская Энциклопедия»,1992г.
- Буслович Д.С. Люди, боги, герои. СПб., 1992 3. Мифы Древней Греции и Древнего Рима. Люб. Издание.
- Нестеров В.В. Львы стерегут город.- СПБ.,2000
- Пукинский Б. Санкт-Петербург.!000 вопросов и ответов.- СПБ., 1999 6. Путеводители по Санкт-Петербургу.
- Раков Ю.А. Эмблемы и символы Петербурга. – СПб,.2003
- Раков Ю.А. Античные стражи Петербурга. – Люб. издание.
- Путеводители по Русскому музею.
- Путеводители по Эрмитажу.
Интернет-ресурсы.
- Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/
- Государственный музей истории Санкт-Петербурга http://www.spbmuseum.ru/
- Живой город http://www.save-spb.ru/
- Санкт- Петербург http://www.renclassic.ru/ 14. http://ru.wikipedia.org/
Календарно-тематический план
рабочей программы «Перекрёсток культур».
для группы № 1,
2015-16 года обучения
Номер занятия | Дата | Тема/ содержание занятия* | Количество часов | Формы подведения итогов | Примечание | |||
№ п/п | В теме | По плану | По факту | Теория | Практика | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | Введение. Основы техники безопасности. | 1 | - | |||||
1 | 1 | Введение. Основы техники безопасности. | 1 | тест | ||||
2 | Введение «Визитная карточка города». | 3 | 7 | |||||
2 | 1 | Имя города, герб, флаг, гимн. | 1 | Коллаж | ||||
3 | 2 | Карта города. Дельта Невы, острова, протоки | 1 | Контурная карта. | ||||
4 | 3 | Символы города. | 1 | Творческая работа «Символ Петербурга». | ||||
5 | 4 | Мой город. Мой район. Моя улица. Красное село, Красносельский район. Топонимика. | 1 | Составление топонимического словаря «Топонимика Красносельского района». | ||||
6 | 5 | Образовательное путешествие «По улицам моего района» | 1 | |||||
7 | 6 | Посещение музея под открытым небом «Миниатюрный Санкт-Петербург». | 4 | |||||
3 | Культурное наследие Древнего Востока и Санкт-Петербурга. | 6 | 10 | |||||
8 | 1 | Здесь раскрывают тайны Древнего Востока. Востоковеды, египтологи. | 1 | |||||
9 | 2 | Пристань на Университетской набережной. Древнеегипетские сфинксы. | 1 | Презентация | ||||
10 | 3 | Петербургские сфинксы – младшие «братья» и «сёстры» египетских. Сфинксы Египетского моста. | 1 | 1 | Разработка маршрута экскурсии «Львы стерегут город». | |||
11 | 4 | «Отголоски» загадочного Египта в Петербурге. Обелиски в Петербурге. Обелиски Красносельского района. | 1 | |||||
12 | 5 | «Седьмое чудо света» в Петербурге. Эрмитаж, Висячий сад. | 1 | Викторина «Седьмое чудо света». | ||||
13 | 6 | Сказочный зверинец Петербурга. Анималистка Петербурга. | 1 | 1 | Лепка | |||
14 | 7 | Посещение музея Эрмитаж; Египетского зала | 4 | Отзыв о мероприятии | ||||
15 | 8 | Образовательное путешествие «Прогулка по Университетской набережной». | 4 | фотоотчёт | ||||
4 | Античное наследие и наследие Санкт- Петербурга. | 10 | 11 | |||||
16 | 1 | Школы, гимназии, лицеи, академии. | 1 | |||||
17 | 2 | Здесь раскрывают тайны античного мира. Петербуржские антиковеды. | 1 | |||||
18 | 3 | Хранилище сокровищниц античного мира. | 1 | Презентация | ||||
19 | 4 | Хранители и хранилища античного литературного наследия. | 1 | 1 | ||||
20 | 5 | Хранилища произведений искусства, напоминающие об античном наследии. Музеи, библиотеки. | 1 | |||||
21 | 6 | Архитектура- «музыка застывшая в камне». Архитектура классицизма, античный портик. | 1 | 1 | Рисунок античного портика. | |||
22 | 7 | Античные боги, герои мифов на петербургских улицах и площадях. | 1 | 1 | Разработка маршрута экскурсии. | |||
23 | 8 | Памятники императорам в Петербурге. Медный всадник. | 1 | |||||
24 | 9 | Памятники реальным людям в Петербурге. | 1 | |||||
25 | 10 | Триумф, виктория, победа. Арка Главного штаба. Нарвские триумфальные ворота. | 1 | Творческая работа. | ||||
26 | 11 | Посещение музея Эрмитаж; античных залов. | 4 | Синквейн. | ||||
27 | 12 | Образовательное путешествие «Диалог богов и мудрецов. По площади Островского». | 4 | Отзыв о мероприятии. | ||||
5 | Культурное наследие Средневековья и наследие Санкт-Петербурга. | 8 | 14 | |||||
28 | 1 | Петербург – центр науки о средневековье. | 1 | |||||
29 | 2 | Наследие Византии, православной Руси, Петербурга. | 1 | Презентация | ||||
30 | 3 | Православные храмы Петербурга. | 1 | |||||
31 | 4 | Небесные покровители Петербурга. | 1 | |||||
32 | 5 | Подлинные памятники средневековой истории Балтийского региона. | 1 | |||||
33 | 6 | «Следы» средневековой архитектуры в облике Петербурга. | 1 | Коллаж | ||||
34 | 7 | Петербургские замки. | 1 | 1 | ||||
35 | 8 | Петербургские гербы. | 1 | Викторина. | ||||
36 | 9 | Посещение Рыцарского зала Эрмитажа. | 4 | Синквейн | ||||
37 | 10 | Образовательное путешествие в Александро-Невскую лавру. | 4 | Отзыв о мероприятии. | ||||
38 | 11 | Посещение Кафедрального собора Петербурга – собора Иконы Казанской Божией матери. | 3 | Аквослово | ||||
39 | 12 | Образовательная прогулка «Троице-Сергиева пустынь». | 2 | |||||
6 | Итоговое занятие. | - | 2 | |||||
40 | 1 | Представление проектов; творческих работ. | 2 |
План учебно-воспитательной работы объединения
№ п/п | Название мероприятия | Номер группы | Сроки | Место проведения | Примечание |
Образовательное путешествие «По улицам моего района». | 1 | сентябрь | Красносельский район; Сосновая поляна. | ||
Посещение музея под открытым небом «Миниатюрный Санкт-Петербург». | 1 | октябрь | М. Горьковская. Александровский парк. | ||
Посещение музея Эрмитаж; Египетского зала | 1 | ноябрь | Эрмитаж | ||
Посещение Кафедрального собора Петербурга – собора Иконы Казанской Божией матери. | 1 | январь | Казанский собор | ||
Посещение музея Эрмитаж; античных залов. | 1 | февраль | Эрмитаж | ||
Посещение Рыцарского зала Эрмитажа. | 1 | март | Эрмитаж | ||
Образовательное путешествие «Диалог богов и мудрецов. По площади Островского». | 1 | апрель | Петербург. Площадь Островского. | ||
Образовательное путешествие в Александро-Невскую лавру. | 1 | апрель | Александро-Невская лавра. | ||
Образовательная прогулка «Троице-Сергиева пустынь». | 1 | май | Троице-Сергиева пустынь |
План работы с родителями.
№ п/п | Название мероприятия | Номер группы | Сроки | Место проведения | Примечание |
Представление программы на родительских собраниях. | 1 | сентябрь | Лицей | ||
Анкетирование родителей. | 1 | октябрь | лицей | ||
Открытое мероприятие. | 1 | ноябрь | лицей | ||
Индивидуальные консультации для родителей. | 1 | В течении года | лицей | ||
Совместное с родителями мероприятие. | 1 | март | лицей | ||
Совместный с родителями выезд. | 1 | апрель | Троице-Сергиева пустынь | ||
Открытое итоговое занятие. | 1 | май | лицей |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 395 Красносельского района Санкт-Петербурга
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ лицей № 395
________________________
Сергеева С.П.
ОСНОВАНИЕ
Решение педсовета
лицея № 395
от 31.08.2015
Протокол №1
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНая (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Петербург – век хх».
Возраст учащихся: 15-17 лет.
Срок реализации: 1 год.
Объем реализации: 72 часа.
Автор-составитель: Дан Татьяна Юрьевна,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2015 год
Пояснительная записка.
Программа относится к социально-педагогической направленности дополнительного образования обучающихся и предполагает общекультурный уровень освоения.
Актуальность программы
В настоящее время заметно вырос интерес к истории и культуре Санкт–Петербурга. Поддержание и развитие этого интереса - одна из важнейших задач системы петербургского образования в целом, и дополнительного образования, в частности, а так же необходимое условие воспитания граждан нашего большого города.
Д.С.Лихачев приветствовал возрождение традиций города, необходимых сегодняшнему дню. Его духовное возрождения немыслимо без воспитания в каждом юном петербуржце чувства любви к родному городу, интереса к его истории, бережного отношения к его памятникам.
Достижению этой важной цели и служит данная программа.
Педагогическая целесообразность.
Педагогическая целесообразность данной программы также заключается в необходимости сохранения целостности курса «Истории и культуры Санкт-Петербурге», в связи с удалением курса в 9 классе из учебного плана лицея. Поэтому данная программа дополнительного образования важна для целостного культурного образования и воспитания учащихся.
Процесс формирования петербургского наследия непрерывен. Каждый горожанин помимо собственной воли и желания принимает в нем участие. Однако каждый петербуржец сам определяет свою роль в этом процессе: потребителя или хранителя, разрушителя или созидателя наследия.
ХХ век - век научно-технической революции. Научные открытия следовали одно за другим. ХХ век - время революционных потрясений. Изменилась политическая карта мира. ХХ век, время «испытания Блокадой» и Великой Победы. Восстановления. Перестройки и становления современной Росси, Программа «Петербург – век ХХ» способствует освоению и осмыслению знаний о культурном наследии рубежа веков; революционных событий изменивших на только историю России, но и оказавшие огромное влияние на историко-культурное развитие всего мира. Программа «Петербург – век ХХ» знакомит обучающихся с наследием социалистического Ленинграда; значением города в истории СССР; деятельностью ленинградцев. Программа раскрывает роль разнообразных памятников истории и культуры, традиций, как источников, рассказывающих о жизни города.
Учащиеся по выражению исследователя- краеведа и основателя отечественного «градоведения» Н.П. Анцифирова, пытаются осознать «современность города, как исторически сложившегося»,где «прошлое просвечивает через настоящее».Это должно быть учтено при изучении истории и наследия города. Важным элементом является и то, что краеведение несет в себе огромный заряд патриотического воспитания. Храмы-памятники, триумфальные арки, архитектурные ансамбли вызывают чувство гордости за страну и народ.
Важнейшим условием, необходимым для духовно-ценностной и практической ориентации подрастающего поколения в городской среде, является организация их активной познавательной деятельности при знакомстве с городом. В образовательном процессе требуется использование методов, приемов и технологий развивающего обучения, а также личностно-ориентированного и деятельностного подхода. Необходимо создавать такие педагогические ситуации, при которых учащиеся:
• приобретают «вкус и желание» (познавательный интерес) к изучению города;
• делают открытия в знакомом городском окружении, используя повседневный опыт,
знания и умения, полученные на уроках по другим учебным предметам;
• приобретают знания в поиске ответов на познавательные и оценочные задания;
• развивают умения «видеть» детали городской среды, самостоятельно их
«расшифровывать», «читать» и, главное, «оценивать»;
• применяют полученные знания и умения в новых учебных ситуациях, в практической деятельности.
При таком подходе город может превратиться для подростка в развивающую среду, благодаря которой петербуржец в течение всей жизни может открывать новые для себя памятники, стороны жизни города, расширять свой кругозор; оценивать события, происходящие в городе; понимать достижения и проблемы города.
Цель программы.
Воспитание юных петербуржцев через изучение истории и культуры Санкт-Петербурга, его традиций, духовного наследия.
Задачи программы:
Обучающие:
- Формирование представления юных жителей Санкт – Петербурга о специфике города как наследника мировых культур.
- Формирование познавательного интереса к изучению города, предоставив каждому Обучающемуся возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами, традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия.
- Формирование понимания обучащимися ценности (значимости) петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо расширить имеющиеся у них знания
- Изучение исторических и культурных особенностей города на примере основных достопримечательностей и исторических личностей.
- Формирование навыков замечать красоту и ориентироваться в городской среде.
- Формирование у учащихся умений, необходимых им в повседневной жизни: ориентироваться по карте города; ориентироваться в реальном городском пространстве; работать с источниками информации о городе; применять полученные знания в новых учебных ситуациях и повседневной жизни.
Развивающие:
- Развитие познавательного интереса к истории и культуре Санкт – Петербурга.
- Развитие позитивного эмоционального настроя на изучение исторического прошлого и современной жизни города.
- Развитие когнитивной сферы обучающихся подросткового возраста
- (внимания, памяти, мышления, художественно – эстетического восприятия, творческого воображения и фантазии).
- Развитие умения выражать свое впечатление и рассуждать о памятниках наследия и их создателях
Воспитательные:
- Формирование нравственно–эстетических норм и правил поведения, характерных для петербуржцев.
- Воспитание чувства любви и уважения к родному городу.
- Воспитание бережного отношения к красоте, традициям и культурному наследию Санкт-Петербурга.
- Воспитание чувства сопричастности к жизни города.
- Воспитание чувства гордости за свой город.
- Воспитание коммуникативной культуры.
- Воспитание толерантности.
Отличительные особенности данной программы
Продолжить знакомство юных петербуржцев с историей и культурой Санкт-Петербурга; городским пространством, в котором отразилось наследие мировых культур разных культурно-исторических цивилизаций. Данная программа дает обучающимся такую возможность, и это является одной из отличительных ее особенностей. Так же, отличительной особенностью является акцентирование внимания на развитии познавательных интересов учащихся.
Для закрепления теоретических знаний, обучающиеся выполняют индивидуальные и групповые проекты, творческие задания.
Закрепление знаний происходит на обобщающих занятиях с использованием ИКТ технологий на развитие познавательных интересов, некоторые обобщающие занятия возможно проводить в качестве пешеходных экскурсий, разработанными обучающимися, проектной деятельности.
Таким образом, на протяжении года занятий у обучащихся создается представление о Санкт-Петербурге как о городе, мирового культурного наследия; удивительной истории и уникальной красоты, городе многонациональном и многоконфессиональном; формируется понятие толерантности, возникает познавательный интерес к историческому наследию нашего города.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа
Данная программа предполагает помимо проведения аудиторных занятий групповые пешеходные экскурсии по району и автобусные в центр города для закрепления знаний, полученных на занятиях.
Ожидаемые результаты.
Обучающиеся должны знать:
- основные этапы развития истории и культуры Петербурга XX века.
- петербургские памятниками, музеи «рассказывающие» об истории и культуре Петербурга XX века.
- карту города; схему движения метрополитена.
- исторические, краеведческие источники истории и культуры Петербурга XX века.
- фамилии знаменитых петербуржцев, соотносят их с соответствующими памятниками наследия, рассказывают об их жизнедеятельности, высказывают свое мнение о вкладе каждого из них в культурное наследие Санкт-Петербурга.
Обучающиеся должны уметь:
- извлекать необходимую информацию из разных письменных источников
(справочников, научно-популярной литературы, Интернета);
- узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; «исследовать»
изображение (рассматривать, выделять главное, сравнивать с другими
изображениями); соотносить с реальным объектом города;
- самостоятельно «считывать» информацию из реальных городских
объектов и музейных экспонатов, делать вывод о значение (значимости) этого
- разъяснять, объяснять роль конкретных памятников, традиций, людей в
определенный период истории города, их значение для развития культуры города,
используя ранее полученные знания (из повседневного опыта, по другим учебным
дисциплинам, из СМИ, музейных экспозиций, дополнительной литературы,
сайтов Интернета);
- применять полученные знания и умения
в реальной жизни.
Определение результативности реализации образовательной
программы:
- Учебные проекты;
- блиц - опросы;
- анализ выполнения творческих заданий;
- наблюдение за обучающимися в процессе занятий и экскурсий;
- беседы с родителями;
Формы подведения итогов реализации программы
- Обобщающие занятия по каждому разделу программы
- Представление проектов; творческих работ.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название темы | Количество часов | |||
Теория | Практика | Всего | |||
1 | Введение. Основы техники безопасности. | 1 | - | 1 | |
2 | На рубеже веков. Последнее десятилетие Российской империи. | 3 | 5 | 8 | |
3 | Петроград - Ленинград: 1917- 1941гг. | 7 | 4 | 11 | |
4 | Ленинград в годы Великой отечественной войны. Блокада Ленинграда. | 4 | 3 | 7 | |
5 | «Великий город с областной судьбой…» | 6 | 1 | 7 | |
6 | Город, в котором мы живём. | 3 | 30 | 33 | |
7 | Город, в котором мы живём. | - | 5 | 5 | |
8 | Итого | 24 | 48 | 72 |
Содержание программы
Тема 1.
Теория:
Введение. Основы техники безопасности, в том числе при экскурсионных выходах. Определение плана работы объединения на учебный год.
Тема 2.
На рубеже веков. Последнее десятилетие Российской империи.
Теория:
«Серебряный век» культуры в Петербурге – Петрограде: разнообразие художественных стилей. Петербургские Мастера, внесшие вклад в отечественную и мировую культуру; памятники, памятные места, музейные экспозиции, напоминающие об их деятельности (поэты и писатели А. Блок, З. Гиппиус, А Куприн, Н. Гумилев или другие; деятели театрального, балетного и оперного искусства В. Комиссаржевская, В. Мейерхольд, Ф. Шаляпин, А. Павлова, М. Кшесинская или другие; композиторы А. Глазунов, И. Стравинский или другие; художники Е. Лансере, М. Добужинский и другие). Памятные места города, напоминающие о новых тенденциях в развитии художественной культуры первого десятилетия ХХ в. (Дом Иванова, «Товарищество актеров, художников, писателей и музыкантов», литературно-художественные кабаре «Бродячая собака», «Приют комедианта».) Петербургская архитектура и ее создатели (Ф. Лидваль, А. Гоген, Васильев, Зазерский, М. Перетяткович).
Новые виды художественной культуры – фото- и киноискусство (фотоателье К. Булла, «Аквариум», старинные кинотеатры на Невском проспекте).
Санкт-Петербург – место жительства горожан. Изменения состава населения пореформенного, капиталистического Петербурга; города военного времени. Условия жизни горожан: управление, проблемы жителей, городское хозяйство (тюрьма «Кресты», детская больница Раухфуса, инфекционная больница Боткина, специализированная больница им. Мечникова; освещение улиц, асфальтовое покрытие; электростанции; водопроводная станция; канализационная система; телефонная станция; общественный транспорт – конка, трамвай, автобус и другие). Особенности быта обитателей доходного дома (типичный быт предпринимателя, представителя творческой или научной интеллигенции, мелкого служащего или ремесленника; домовладельца, дворника, швейцара. Различия в источниках их доходов, жилье, еде, одежде, досуге, развлечениях). Особенности быта жителей рабочих окраин, обитателей петербургского дна (различия в источниках дохода, типах жилья, еде, одежде, досуге, развлечениях). Новый вид комфортного жилья – кооперативный дом (ул. Некрасова, д. 58 – 62 и другие). Места отдыха и развлечений горожан. (Марсово поле, Народный дом, общественные сады, цирк, катки, купальни, места спортивных занятий и др.). Праздничные традиции в столице. Формирование господствующего стиля поведения петербуржцев: отношение к другим, поведение в общественных местах, речь.
Разрушение традиционного быта различных слоев петербуржцев в 1914 – 1917 гг.
Образ города в поэзии, живописных произведениях, в восприятии людей.
Практика:
Образовательное путешествие «Модерн в Петербурге».
Тема 3.
Петроград - Ленинград: 1917- 1941гг.
Теория:
Петроград – Ленинград – «зеркало» и «арена» истории. Октябрьские события 1917 г. в Петрограде; памятники и памятные места города, напоминающие об этих событиях, их руководителях и участниках (Смольный, Зимний дворец, крейсер «Аврора», Таврический дворец и другие.) 1918 г. – перенесение столицы в Москву – утрата Петроградом столичного статуса. Этапы развития советского государства – этапы развития Петрограда – Ленинграда: гражданская война, военный коммунизм, НЭП, первые пятилетки. 1924 г. – переименование Петрограда в Ленинград. 1934 г. – убийство С. Кирова; репрессии; памятники и памятные места, напоминающие об этих событиях (памятник С. Кирову, камень-памятник на Троицкой площади, Большой дом, сфинксы напротив тюрьмы «Кресты».) 1939 г. – Ленинград – «прифронтовой город».
Топография и облик города. Границы города, центр, новые кварталы социалистического Ленинграда, городские доминанты в них: Дом Ленсовета, Дворцы культуры. Градостроительный план Ленинграда и его реализация. Облик новых площадей, улиц, набережных, мостов социалистического Ленинграда по фотографиям, воспоминаниям и сохранившимся памятникам.
Петроград – Ленинград – экономический центр СССР. Национализация промышленных предприятий, банков, торговли. Ленинградская промышленность к 1940 г. Ленинград – крупный железнодорожный транспортный узел СССР. Первый аэропорт города. Государственная и кооперативная торговля в Ленинграде.
Ленинград – центр образования, просвещения, науки. Система образования: воспитание нового человека в разных типах образовательных заведений (школа 10-летия Октября, пр. Стачек, д. 5, типовые школы 20 – 30-х гг., Дворец пионеров и школьников; фабрично-заводские училища; рабфаки; высшие учебные заведения). Центры просвещения и формы просвещения ленинградцев (Дома и Дворцы культуры, районные библиотеки, музеи; лекции, экскурсии по городу, экскурсии в старые и новые музеи) Дом книги – место работы ленинградских издательств. Перемещение Академии наук в Москву и последствия этого перемещения для ленинградских ученых. Вклад ленинградских ученых в отечественную науку, памятные места, мемориальные доски, музейные экспозиции, рассказывающие об их деятельности (И. Павлов, А. Иоффе, А. Карпинский, Вавиловы, В. Глушко или другие). Дом ученых в бывшем великокняжеском дворце Владимира Александровича и его деятельность.
Ленинград – центр художественной культуры. Ленинградские поэты, писатели, их вклад в отечественную культуру, памятники, памятные места, мемориальные доски, музейные экспозиции, напоминающие о них (М. Зощенко, А. Ахматова, О. Мандельштам, К. Чуковский, С. Маршак, А. Толстой и другие). Ленинградские театры, их репертуар и актеры, зрители (дореволюционные и новые театры – ТЮЗ, Театр им. Ленинского комсомола, Театр сатиры; режиссер Н. Акимов, актер Н. Симонов, балерины Г. Уланова, А. Ваганова и другие). Ленинград – центр музыкальной культуры (центры классической музыки; композиторы С. Прокофьев, Е. Мравинский; концертные площадки, музыкальный репертуар радио; композитор И. Дунаевский и другие). Памятные места, связанные с развитием киноискусства, деятельностью кинорежиссеров, киноактеров (студии «Ленфильм», «Леннаучфильм»; первый кинотеатр звукового кино «Баррикада»; фильм «Чапаев», снятый на «Ленфильме»; режиссер И. Хейфиц, актер Н. Черкасов и другие.) Ленинградские художники, скульпторы, памятные места города, напоминающие об их творчестве (П. Филонов, В. Кандинский, К. Малевич, И. Бродский и другие; Н. Томский, М. Манизер и другие). Особенности ленинградской архитектуры, ленинградские архитекторы (Зазерский, Л. Ильин, И. Фомин, Н. Троцкий или другие).
Петроград – Ленинград – место жительства горожан. Изменение состава населения: причины и последствия этих изменений. Условия жизни горожан: управление городом, проблемы городской жизни, городское хозяйство (городские тепловые электростанции; водопроводные и канализационные сети; бесплатное медицинское обслуживание; фабрики-кухни, прачечные; детские очаги; светофоры, громкоговорители на Невском проспекте, общественный транспорт – трамваи, автобусы, троллейбусы и другое). Быт различных слоев ленинградцев (коммунальная квартира, отдельная квартира советского или партийного работника). Поведение новых горожан.
Образ города в художественной литературе, музыке.
Практика:
Экскурсия в музей С.М. Кирова.
Тема 4.
Ленинград в годы Великой отечественной войны.
Блокада Ленинграда.
Теория:
Место Ленинграда в стратегических планах фашистского командования. Город в начале войны по воспоминаниям современников, документам и фотографиям тех лет, памятным местам и музейным экспозициям (мобилизация, формирование народного ополчения, создание оборонительных рубежей, эвакуация, маскировка города, переход промышленности на военные рельсы). Военные действия на Ленинградском фронте в 1941-1944 гг.: основные сражения; памятники, напоминающие о них. Командующие Ленинградским фронтом; памятники, мемориальные доски, музейные экспозиции, напоминающие о них (К. Ворошилов, Г. Жуков, М. Хозин, Л. Говоров). Герои – защитники Ленинграда. (Отбор материала с использованием памятников, топонимов района, семейных архивов).
Подвиг и трагедия жителей блокадного Ленинграда. Хронология жизни блокадного города и его жителей (8 сентября 1941 г.; 18 января 1943 г.; 27 января 1944 г.). Условия жизни и труд блокадников. Знаменитые ленинградцы (О. Берггольц, М. Дудин, Д. Шостакович, К. Элиасберг, А. Пахомов, Н. Янет и другие.) «Дорога жизни». Помощь осажденному городу области и всей страны. Памятники и памятные места города, напоминающие о блокаде. Жители блокадного Ленинграда – носители памяти о героических и трагических событиях.
Образ блокадного Ленинграда в литературе, живописи, музыке, кино.
Практика:
Разработка маршрута экскурсии «Зелёный пояс славы».
Проведение экскурсии «Зелёный пояс славы» для учащихся 5-х классов.
Тема 5.
«Великий город с областной судьбой…»
Теория:
Введение. Общая характеристика эпохи. Источники знаний
Карта и облик города. Рост территории города с 1945 по 1991 г.: границы города, центр, «спальные» районы, городские доминанты (телебашня, многоэтажные дома в спальных районах, многоэтажные общественные здания), насыпной район, пригороды). Облик центра и «спальных» районов по фотографиям и сохранившимся объектам.
Ленинград – «зеркало» и «арена» истории. Этапы развития СССР – этапы истории Ленинграда. (Отбор материала с учетом межпредметных связей с историей России, воспоминаний родственников школьников: послевоенное восстановление города, «оттепель», «застой», «перестройка»). Городские события (открытие ленинградского метрополитена, спуск атомохода «Ленин»; принятие генерального плана развития Ленинграда; празднование 250-летия города; награждение Ленинграда орденами или другие).
Ленинград – крупный экономический центр. Достижения и недостатки ленинградской экономики в годы советской власти. Особенности ленинградской промышленности Ленинграда (мощный военно-промышленный комплекс; научно-технический прогресс; предприятия традиционных отраслей промышленности города и их продукция; новые научно-производственные объединения – институт Крылова, объединения «Ленинец», «Алмаз» и другие). Предприятия легкой промышленности, ассортимент и качество их изделий, дефицит товаров первой необходимости (фабрики «Красное знамя», им. Тельмана, мыловаренный завод, мебельные фабрики и другие). Ленинград – крупный торговый и транспортный узел: пассажирские и торговые порты города, железнодорожные и автобусный вокзалы, аэропорты. Особенности ленинградского строительства: типовое, крупно-блочное, домостроительный комбинат. Внутригородская торговля. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом воспоминаний родственников учащихся: универсамы, ассортимент товаров и продуктов, обслуживание и самообслуживание).
Ленинград – центр образования, просвещения, науки. Условия для получения обязательного образования. (типовые здания школ, правила приема в школы, ПТУ, вузы.) Центры просвещения (музеи, библиотеки, лекторий общества «Знание» на Литейном проспекте, публичные лекции ученых в Доме ученых, встречи с поэтами, композиторами в Домах и Дворцах культуры). Лениздат – книгоиздательский центр Петербурга. Памятные места, связанные с научными открытиями ленинградских ученых (ленинградские отделения Академии наук.) Известные ленинградские ученые — лауреаты государственных премий СССР, международных премий.
Ленинград – центр художественной культуры. Памятники, памятные места города, музейные экспозиции, напоминающие о художественной культуре и деятельности выдающихся представителей этого периода (поэты и писатели А. Ахматова, А. Кушнер, Д. Гранин, И. Бродский; деятели театра и кино Н. Черкасов, Г. Товстоногов, И. Владимиров, Н. Акимов, А. Райкин, О. Борисов, Б. Фрейндлих, А. Фрейндлих; деятели музыкального искусства Г. Свиридов, А. Петров, Ю. Темирканов или другие.) Ленинградский джаз. Новые направления в художественной культуре (музыкальные группы, «Митьки» или другие). Народные театры, театральные и художественные студии. Ленинградское киноискусство.
Ленинград – место жительства горожан. Изменение состава населения послевоенного Ленинграда; причины этих изменений и их последствия. Совершенствование городского хозяйства и его проблемы (массовое жилищное строительство, кооперативное строительство, типовой жилой квартал со школой, детским садом, магазином, поликлиникой; снабжение города продовольствием, строительство больниц; центральная система отопления; газификация; телефонизация; новый вид общественного транспорта - метрополитен; подземные переходы, «зебры», разметка на дорогах; дома быта, и другое). Новшества в быту горожан (радио, телевидение, холодильники, стиральные машины, телефоны, магнитофоны). Социальная защищенность горожан. Отличия в повседневной жизни разных слоев горожан (источники дохода, жилье, питание, одежда, досуг и развлечения.) Праздничные традиции ленинградцев (дореволюционные, послереволюционные и новые – Дом малютки, Дворцы бракосочетания.) Взаимоотношения ленинградцев, их поведение на улице, в общественных местах. Отношение к ленинградцам жителей других городов.
Образ Ленинграда в литературе, живописи, музыке
Практика:
Создание презентации «Знаменитые ленинградцы».
Тема 6.
Город, в котором мы живём.
Теория:
Изменение территории Ленинградской области на протяжении ХХ в. Ленинград – главный город области.
Роль края как пограничной территории: события 1918-1920 гг., 1939 г., 1941-1945 гг., военные городки послевоенного периода.
Экономическое развитие края (строительство Волховской и Свирской ГЭС, АЭС в Сосновом Бору; строительство заводов, ставших градообразующими центрами Волховстроя, Бокситогорска, Пикалево, Сланцев, Киришей; прокладка автомобильных и железных дорог)
Состав населения и его изменения. Длительный процесс улучшения бытовых условий жителей городов края: электрификация, радиофикация, газификация, налаживание регулярного снабжение продовольствием, промтоварами и т.д. «Вымирающие» деревни.
Освоение территории края: осушение болот, вырубка леса, строительство электростанций, дорог, каналов, садоводств и т.д. – положительные и отрицательные последствия этого освоения.
Состояние культурного наследия на территории края (крепости; монастыри; бывшие дворянские усадьбы, царские резиденции; уникальные памятники деревянного зодчества; традиции народов, населявших наш край.) Изменения в жизни страны и нашего города: 12 июня 1991 года провозглашение независимости Российской Федерации, возвращение городу первого имени. События 20 августа 1991 г. по документам, воспоминаниям очевидцев. Участники тех событий. Празднование в Петербурге 300-летия российского флота, 300-летия Санкт-Петербурга и другие исторические события, очевидцами которых являются школьники.
Санкт-Петербург – «северная столица». Санкт-Петербург – самостоятельный субъект Российской Федерации. Устав Санкт-Петербурга: органы управления. Официальные символы Санкт-Петербурга: флаг, герб и гимн. Санкт-Петербург – центр политической жизни (Таврический дворец – Межпарламентская ассамблея государств – участников СНГ; Константиновский дворец – место проведения международного саммита; здания Синода и Сената – Конституционный суд России и другое.)
Карта и облик города. Исторический центр, периферийные районы, районы административного подчинения городу; промышленные зоны, спальные районы, КАД (круговая автомобильная дорога), дамба. Возвращение первоначальных названий площадям, улицам, мостам. Облик исторического центра и облик спальных районов, изменения в облике города и проблемы, возникающие в связи с этим.
Санкт-Петербург – экономический центр Российской Федерации. Промышленность Санкт-Петербурга: традиционные для города и новые отрасли производства; старинные и новые предприятия, в том числе и иностранные фирмы. Город – центр международной и внутренней торговли, транспортный узел страны. Роль малого бизнеса в развитии экономики Петербурга. Петербург – город банков. Развитие международного туризма. Международные промышленные выставки – демонстрация новых технологий, достижений научно-технического прогресса. Возможности трудоустройства в Санкт-Петербурге. Перспективы развития экономики города.
Санкт-Петербург – центр образования, просвещения, науки. Разнообразие типов образовательных учреждений; проблемы в сфере петербургского образования. Возможности, предоставляемые городом каждому петербуржцу, в области самообразования, просвещения. Разнообразие научных учреждений в Петербурге: их вклад в развитие отечественной и мировой науки, их проблемы. Проблема защиты интеллектуальной собственности.
Санкт-Петербург – центр художественной культуры. Основные направления развития художественной культуры в начале ХХ1 в. Проблемы, стоящие перед деятелями художественной культуры (поэтами, музыкантами, режиссерами, художниками, архитекторами), особенности их творчества. Разнообразие путей приобщения к художественной культуре рядовых горожан: художественные выставки, встречи с деятелями культуры, концерты. Молодежная субкультура, центры массовой культуры в Санкт-Петербурге.
Санкт-Петербург – место жительства современных горожан. Количество и качество населения города, демографическая проблема. Традиционные проблемы любого города: обеспечение общественного порядка; создание комфортных для горожан условий проживания (обеспечение горожан жильем, продуктами, водой и т.д.; содержание в порядке зданий, улиц, поземных коммуникаций и других городских объектов). Традиционные проблемы любого современного города: решение экологических и социальных проблем. Проблемы, характерные для Санкт-Петербурга: сохранение многогранного культурного наследия города, его традиций, в том числе традиций поведения горожан. Дифференциация общества: контрасты в условиях и образе жизни разных слоев горожан, проблемы повседневной жизни горожан. Бытовые проблемы рядового горожанина и пути их решения в городе (отключение света, авария на теплосети, необходимость психологической поддержки, трудоустройство, организация собственного досуга и др.). Почетные граждане Санкт-Петербурга. Праздники в Петербурге и праздничная культура горожан. Стратегический план развития города: развитие коммунального хозяйства.
Практика:
Православные святыни Петербурга. Интерактивное занятие в ГДТЮ (Аничнов дворец).
Католические храмы Петербурга . Интерактивное занятие в ГДТЮ (Аничнов дворец).
Протестантские храмы Петербурга. . Интерактивное занятие в ГДТЮ (Аничнов дворец).
Ислам, буддизм и памятники этих религий в Петербурге (мечети и дацан) . Интерактивное занятие в ГДТЮ (Аничнов дворец).
Историко-краеведческий конкурс «Санкт-Петербург- духовная сокровищница России». . Интерактивное занятие в ГДТЮ (Аничнов дворец).
Квест- игра на улицах Петербурга «Город всех вер».
Тема 7.
Итоговое занятие.
Практика:
Квест- игра на улицах Петербурга «Город всех вер».
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
№ | Тема или раздел программы | Формы занятий | Техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
1. | Введение. Основы техники безопасности. | |||
2. | На рубеже веков. Последнее десятилетие Российской империи. | Беседа Заочная экскурсия Презентация | презентация, тесты, мультимедийный проектор, компьютер, выход в Интернет. | Фотоколлаж Разработка маршрута экскурсии |
3. | Петроград - Ленинград: 1917- 1941гг. | Беседа Творческая работа | презентация, тесты, мультимедийный проектор, компьютер, выход в Интернет. | Отзыв о мероприятии. |
4. | Ленинград в годы Великой отечественной войны. Блокада Ленинграда. | Беседа Заочная экскурсия Презентация | презентация, тесты, мультимедийный проектор, компьютер, выход в Интернет. | Проведение экскурсии. |
5. | «Великий город с областной судьбой…» | Беседа | презентация, тесты, мультимедийный проектор, компьютер, выход в Интернет. | Презентация. |
6. | Город, в котором мы живём. | Беседа Заочная экскурсия Презентация Творческая работа | презентация, тесты, мультимедийный проектор, компьютер, выход в Интернет. | Историко-краеведческий конкурс «Санкт-Петербург- духовная сокровищница России». |
7. | Итоговое занятие. | Квест-игра | Квест- игра на улицах Петербурга «Город всех вер». |
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения.
Мультимедийная установка.
Интернет ресурсы.
Литература.
Для учителя:
- Гранин Д. Ленинградский каталог.- Люб. изд.
- Ершова Э. Б. Революция и реформы. Русская творческая интеллигенция в 1-й половине XX века // Вопросы истории, 2001, № 6.
- Зодчие Санкт-Петербурга. XX век. - СПб., 2000.
- Лебина Н. Б. Повседневная жизнь советского города. — СПб., 1999.
- Лебина Н. Б., Чистиков А. Н. Обыватель и реформы. – СПб., 2003.
- Ленинградский Совет в годы гражданской войны и мирного строительства. 1917-1937 гг. - Л., 1986.
- На корме времени / Сост. М. Витухновская. — СПб., 2000.
- Осокина Е. А. За фасадом сталинского изобилия. — М., 1998.
- Яров С. В. Пролетарий как политик. Политическая психология рабочих Петрограда. - СПб., 1999.
- Яров С. В. Горожанин как политик. - СПб., 1999.
- Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга. — Л., 1989.
- Без антракта. Актеры города в годы блокады. — Л., 1970.
- Ленинград - Блокада - Подвиг. - Л., 1984.
- Литературный Ленинград в дни блокады. — Л., 1973.
- Дзенискевич А. Р. Блокада и политика. Блокада Ленинграда в контексте политики. — СПб., 1998.
- Ленинградская битва. 1941-1944: сб. статей. - СПб., 1995.
- Никифоровская И. В. Художники осажденного города. — Л., 1985.
- Ваксер А. З. Ленинград послевоенный. 1945 – 1982. – СПб., 2005.
- Восстановление памятников архитектуры Ленинграда / Сост. А. А. Кедринский и др. 2-е изд., испр. и доп. — Л., 1989.
- Зодчие Санкт-Петербурга. XX век. — СПб., 2000.
- Лисовский В. Н. Ленинград. Районы новостроек. — Л., 1983.
- Санкт-Петербург. 1703 – 2003. Юбилейный статистический сборник. Вып. 1, 2. – СПб., 2003.
- Периодическая печать I960—1980-х годов.
- Семейные архивы.
- Средства массовой информации.
- Официальные сайты Администрации Санкт-Петербурга.
- Сайт Международного благотворительного фонда им. Д. С. Лихачева.
Для детей:
- Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Ч.2 (XIX век – начало XX века). – СПб.СМИО Пресс. 2011
- Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Ч.3 (XX век – начало XXI
века). – СПб. СМИО Пресс. 2011
Барышников М. Н. Деловой мир Петербурга. Исто рический справочник. — СПб.,
2000.
- Бахтиаров А. А. Брюхо Петербурга: Очерки столичной жиз ни. - СПб., 1994.
- Длуголенский Я. Н. Век Достоевского. В 2х ч. – СПб., 2005- 2007.
- Дмитриев С. С. Очерки русской культуры начала XX века. Книга для учителя. —
М., 1985.
- Засосов Д. А., Пызин В. И. Из жизни Петербурга 1890 -1910-х годов. - Л.,
1991.
- Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX века / Сост. В. Г. Исаченко. - СПб., 1998.
- Муравьева И. А. Век модерна. – СПб., 2001- 2004.
- От конки до трамвая / Сост. Е. Шапилов, М. Величко, Л. Процай, Н. Буйникова. СПб., 1993.
- Февральская революция. Историческая справка // Препода вание истории в школе.
2001, № 5
- Физиология Петербурга. - М., 1991.
- Успенский Л. В. Записки старого петербуржца. — Л., 1970
Календарно-тематический план
рабочей программы «Петербург век XX »
для группы № 1,
2015-16 года обучения.
Номер занятия | Дата | Тема/ содержание занятия* | Количество часов | Формы подведения итогов | Примечание | |||
№ п/п | В теме | По плану | По факту | Теория | Практика | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | Введение. Основы техники безопасности. | 1 | - | |||||
1 | 1 | Введение. Основы техники безопасности. | 1 | тест | ||||
2 | На рубеже веков. Последнее десятилетие Российской империи. | 3 | 5 | |||||
Петербург на рубеже XIX - XX веков. | 1 | Аквослово. | ||||||
Модерн в Петербурге. «Мимолётный стиль». | 1 | Коллаж | ||||||
Разработка маршрута образовательного путешествие «Модерн в Петербурге». | 1 | Маршрут образовательного путешествия. | ||||||
Образовательное путешествие «Модерн в Петербурге». | 5 | Отзыв о мероприятии. | ||||||
3 | Петроград - Ленинград: 1917- 1941гг. | 7 | 4 | |||||
Петроград-колыбель Октября. | 1 | |||||||
Облик Ленинграда – зеркало эпохи. | 1 | |||||||
Ленинградский конструктивизм. | 1 | фотоколлвж | ||||||
Старые и новые традиции в художественной культуре. | 1 | Презентация. | ||||||
Место жительства Петроград-Ленинград. | 1 | |||||||
Молодёжные организации. Пионерия. Комсомол. | 1 | Викторина. | ||||||
Жизнь горожан в советском Петрограде – Ленинграде. | 1 | |||||||
Экскурсия в музей С.М. Кирова. | 4 | |||||||
4 | Ленинград в годы Великой отечественной войны. Блокада Ленинграда. (1941-1945 гг.) | 4 | 3 | |||||
«Идёт война народная». Начало блокады Ленинграда. | 1 | |||||||
«Весь израненный в снежном инее». Ленинград в блокаде. | 1 | Подборка исторических источников. | ||||||
«Подвигу твоему Ленинград!» Памятники победы Великой отечественной войны. | 2 | Презентация | ||||||
Разработка маршрута экскурсии «Зелёный пояс славы». | 1 | |||||||
Проведение экскурсии «Зелёный пояс славы» для учащихся 5-х классов. | 2 | Отзыв о мероприятии. | ||||||
5 | «Великий город с областной судьбой…» (Ленинград 1945-1991 гг.) | 6 | 1 | |||||
Подвиг восстановления. | 1 | Фотоколлаж. | ||||||
Ленинград – город новостроек. Сталинский классицизм. | 1 | |||||||
Ленинград – центр образования, просвещения, науки. | 1 | |||||||
Город творческой интеллигенции. | 1 | |||||||
Ленинградцы их быт и проблемы. | 1 | Интервью. | ||||||
Ленинградское метро. | 1 | Викторина. | ||||||
Создание презентации «Знаменитые ленинградцы». | 1 | Презентация. | ||||||
6 | Город, в котором мы живём. | 3 | 30 | |||||
Петербург– город согласия. Многонациональный, многоконфессиональный Петербург. | 1 | |||||||
Православные святыни Петербурга | 4 | Тестирование. | ||||||
Католические храмы Петербурга | 4 | Тестирование. | ||||||
Протестантские храмы Петербурга. | 4 | Тестирование. | ||||||
Ислам, буддизм и памятники этих религий в Петербурге (мечети и дацан) | 4 | Тестирование. | ||||||
Петербург-город больших возможностей | 1 | |||||||
Вы жители Петербурга или петербуржцы? | 1 | |||||||
Историко-краеведческий конкурс «Санкт-Петербург- духовная сокровищница России». (отборочный тур тестирование) | 5 | Тестирование. | ||||||
Историко-краеведческий конкурс «Санкт-Петербург- духовная сокровищница России». (три ветви христианства) | 5 | Тестирование. | ||||||
Историко-краеведческий конкурс «Санкт-Петербург- духовная сокровищница России». (истории Востока) | 5 | Тестирование. | ||||||
7 | Итоговое занятие. | - | 5 | |||||
Квест- игра на улицах Петербурга «Город всех вер». | 5 | Конкурс. |
План работы с родителями.
№ п/п | Название мероприятия | Номер группы | Сроки | Место проведения | Примечание |
Представление программы на родительских собраниях. | 1 | сентябрь | Лицей | ||
Анкетирование родителей. | 1 | октябрь | лицей | ||
Индивидуальные консультации для родителей. | 1 | в течении года | лицей | ||
Совместный с родителями выезд. | 1 | февраль | ГДТЮ Аничков дворец. | ||
Лицейские чтения. | 1 | апрель | лицей | ||
Квест- игра на улицах Петербурга «Город всех вер». | 1 | апрель | Городское пространство. |
План учебно-воспитательной работы объединения
№ п/п | Название мероприятия | Номер группы | Сроки | Место проведения | Примечание |
Образовательное путешествие «Модерн в Петербурге». | 1 | октябрь | Невский проспект. | ||
Интерактивное занятие «Православные святыни Петербурга» | 1 | 07.10. | ГДТЮ Аничков дворец. | ||
Интерактивное занятие «Католические храмы Петербурга». | 1 | 14.10 | ГДТЮ Аничков дворец. | ||
Экскурсия в музей С.М. Кирова. | 1 | ноябрь | Музей С.М. Кирова. | ||
Интерактивное занятие «Протестантские храмы Петербурга». | 1 | 11.11 | ГДТЮ Аничков дворец | ||
Интерактивное занятие «Ислам, буддизм и памятники этих религий в Петербурге; мечети и дацан. | 1 | 18.11 | ГДТЮ Аничков дворец. | ||
Историко-краеведческий конкурс «Санкт-Петербург- духовная сокровищница России». (отборочный тур тестирование) | 1 | 10.12, | ГДТЮ Аничков дворец. | ||
Историко-краеведческий конкурс «Санкт-Петербург- духовная сокровищница России». (три ветви христианства) | 1 | 20.02 | Музей истории религии. Тематические экспозиции | ||
Историко-краеведческий конкурс «Санкт-Петербург- духовная сокровищница России». (истории Востока) | 1 | 18.03 | Музей истории религии. Тематические экспозиции | ||
Проведение экскурсии «Зелёный пояс славы» для учащихся 5-х классов. | апрель | Красносельский район. | |||
Квест- игра на улицах Петербурга «Город всех вер». | 1 | 24.04, | ГДТЮ Аничков дворец. |