Обществознание.
Материалы по курсу Обществознание.
Кодификатор УУД по обществознанию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Кодификатор УУД
Обучающийся освоит следующие универсальные учебные действия
Личностные (Л)
Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Л1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
Л2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
Л3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Л4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
Л5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
Л6. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Л7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
Л8. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
Л9. Формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
Л10. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Л11. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные
Регулятивные (Р)
Обеспечивают обучающимся организацию их учебной деятельности.
Р1. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно (целеполагание).
Р2. Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (планирование).
Р3. Составление плана и алгоритма действий.
Р4. Умение прогнозировать результат.
Р5. Умение сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений (контроль).
Р6. Умение вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта (коррекция).
Р7. Умение оценивать - выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
Р8. Способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Р9. Развитие рефлексии.
Коммуникативные (К)
Обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей.
К1. Умение учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
К2. Умение сотрудничать в сборе информации и решении поставленной учебной задачи.
К3. Умение разрешать конфликты, выявлять проблемы и способы решения.
К4. Умение достаточно точно, полно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями.
К5. Умение владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.
К6. Умение работать в парах и группах.
К7. Умение использовать разные способы коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю).
Познавательные (П)
П1. Выделять и формулировать познавательные цели.
П2. Искать и выделять необходимую информацию. Владеть методом информационного поиска.
П3. Совершать действия со знаково-символическими средствами.
П4. Структурировать знания.
П5. Адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
П6. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
П7. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
П8. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
П9. Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, доказательства.
Предметные. Обществознание (О)
О1. Иметь представление об обществе как целостной развивающейся системе, ее сферах и институтах.
О2. Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося.
О3. Усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.
О4. Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
О5. Овладение базовыми обществоведческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах.
О6. Приобретение опыта цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов.
О7. Формирование умений применения обществоведческих знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире.
О8. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.
О9. Миропонимание и познание современного общества на основе изучения опыта России и человечества.
О10. Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней.
О11. Воспитание уважения к наследию народов России; восприятие традиций диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном российском обществе.
О12. Гражданско - патриотическое самоопределение личности, умение определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Роль экономики в жизни общества. Обеспечивает материальные и духовные потребности общества. Создание условий для жизни людей. Фундамент общества, как основа непрерывного производства. Основа научно-технического прогресса.
Потребности безграничны, ресурсы ограничены! Потребности -нужда личности, общества в необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития. Ресурсы- совокупность природных, социальных, интеллектуальных сил для создания материальных благ и оказания услуг.
Потребности бывают Материальные Социальные духовные
Ресурсы бывают Природные. Материальные. Трудовые. Финансовые.
Благо- это то, что является полезным для человека и служит удовлетворению его потребностей. Свободные блага – доступны для всех желающих (природные, относительно неограниченные). Экономические блага – производимые людьми (ограничены) – основа жизни человеческого общества.
Экономические блага могут быть: Предметами потребления (продукты питания, жильё, одежда…) Средствами производства (производственное оборудование, здание, транспорт…)
Альтернативная стоимость. Польза или выгода, которую вы могли бы получить от самого лучшего из невыбранных вами вариантов. Основа альтернативной стоимости – отвергнутые блага или варианты.
Главные вопросы экономики! Что производить? Как производить? Для кого производить?
Как производить? Экономически эффективно! Внедряя технические новшества. Внедряя новые технологии. Экономно и бережно расходуя ресурсы. Совершенствуя мастерство работника. Используя разделение труда.
Экономическая система. Совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения главных вопросов экономики.
Типы экономических систем. Традиционная. Централизованная (командная). Рыночная. Смешанная.
СОБСТВЕННОСТЬ Принадлежность материальных, духовных ценностей, денежных средств определённым лицам – СОБСТВЕННИКАМ. Право частной собственности охраняется законом! /ст.35 Конституции РФ./
Имущественные отношения. Это отношения по поводу собственности. В основе этих отношений лежит ПРАВО на собственность. /купля-продажа, долг-заём, аренда и т.д./
Собственность(двуликая). В экономическом смысле- Отношение лица к принадлежащей ему вещи как к своей. Собственники- отдельные личности, группы, всё общество. В юридическом (правовом) смысле- Единство прав владения, пользования и распоряжения вещью в пределах установленных законом.
Собственностью можно: Владеть. Использовать. Распоряжаться . Собственником (субъектом права собственности) может быть: Физическое лицо Юридическое лицо (организация)
Формы собственности: Частная. Государственная /Общественная. Коллективная. Муниципальная . Смешенная (Кооперативная, акционерная). Все формы собственности равноправны!
Как человек может стать собственником? Изготовить какую-либо вещь. Используя имущество (продукты с дачного участка). Получить наследство. Приобрести имущество (покупка). Приобрести право собственности на имущество не имеющего собственника. Став членом кооператива, внеся свой пай-взнос.
Рыночная экономика. Способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве (бизнесе) , конкуренции и свободном ценообразовании.
Признаки рыночной экономики. Доминирование частной собственности. Максимальная свобода частной собственности. Активный учёт спроса и предложения. Конкуренция. Свободное образование цен.
Ценообразование. Цена, по которой заключается реальная сделка купли-продажи, называется равновесной ценой. Цена уравновешивает спрос и предложения . Цена регулирует рыночную экономику. Главный принцип рынка – сделка должна быть выгодной и продавцу и покупателю!
Виды бизнеса. Формы бизнеса. Производство Торговля Посредничество Страхование Коммерческая деятельность (услуги, консультации). Индивидуальное предприятие Товарищество Акционерное общество.
Спрос и предложение на рынке. Спрос, это желание и возможности покупателя купить конкретный товар или получить услугу в конкретное время и в конкретном месте. Предложение, это желание и возможности продавцов продать конкретный товар в конкретное время и конкретном месте.
Это интересно! Чем выше цена, тем меньше спрос. Чем выше цена, тем больше производитель готов произвести и продать. Если товара не хватает, его получает тот, кто может больше заплатить. Главный принцип рынка – сделка должна быть выгодной и продавцу и покупателю. Рыночное равновесие достигается взаимовыгодной ценой она называется – равновесной.
Роль государства в экономике. Государственное регулирование экономики- это система экономических, политических, юридических (правовых) мер, с помощью которых государство вмешивается в экономические процессы с целью достижения стабилизации и развития (экономического роста) в меняющихся условиях.
Формы государственного регулирования: Прямые Создание гос. сектора в экономике. Перераспределение ресурсов. Перераспределение доходов. СМИ информационная политика. Косвенные Налоговая политика. Кредитно-денежная политика. Установление законов, правовых норм. Вмешательство при разрешении экономических споров.
Роль государство в экономике. Налог- обязательные платёж, взимаемый государством с каждого производителя товара, получателя дохода, владельца имущества. Прямые налоги- налагаемые непосредственно на потребителей(подоходный) Косвенные- налоги на продажу и услуги(таможенная пошлина).
Роль государство в экономике. Государственный бюджет- сводный план сбора доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов гос. расходов. Утверждённый парламентом, является законом. Государственный бюджет – это денежный фонд, который имеет Доходную и Расходную часть.
Доходные статьи бюджета: Налоги Государственные займы Эмиссия. (выпуск бумажных денег) Займы у международных организаций.
Расходные статьи бюджета: Социальная сфера Хозяйственная сфера (капиталовложение в производство, дотации гос. Предприятиям) Платежи по гос. Долгам (внешнему, внутреннему). Расходы на оборону. Административно- управленческие .
Надо знать: Дефицитный бюджет. Облигация – документ удостоверяющий факт получения денег в долг, гарантирующий срок его возвращения и выплату владельцу облигации определённой суммы за использование одолженных денег. Государство в роли «ночного сторожа» - не активное, не вмешивающееся в дела бизнеса.
Распределение доходов.
Доходы граждан. Заработная плата. Государственные выплаты. Доход от собственности. Доход от предпринимательской деятельности. Наследство.
Прожиточный минимум. Стоимость минимума средств, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека. Потребительская корзина. Перечень (набор) продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг, необходимых для минимального удовлетворения потребностей человека. В России 35 наименованмй.
Неравенство доходов. Неравенство доходов людей изначально обусловлено неодинаковой ценностью и неодинаковым объёмом находящимся в их собственности факторов производства . Поляризация доходов опасна социальной нестабильностью!
Экономические меры социальной поддержки населения. Социальные выплаты (пенсии, стипендии, пособие). Социальное обслуживание. Минимальный размер оплаты труда. Увеличение зарплаты. Помощь безработным.
Потребление. Потребление- использование благ (товаров и услуг) в целях удовлетворения потребностей. 1. Производственное потребление (расходование, использование ресурсов в процессе производства). 2. Непроизводственное: 1) общественное 2) личное : обязательное и произвольное.
На потребление влияют Состав и возраст членов семьи. Вкусы, привычки, интересы. Культурный уровень семьи. Увеличивается доход- увеличивается потребление. Чем большую часть дохода население тратит на питание, тем ниже уровень благосостояния в стране.
Страховые услуги. Страхование- один из способов сбережение семьи. Социальное страхование может быть добровольным и обязательным. / полис страхования Права потребителя защищает государство.
Права потребителя. Федеральный закон о защите прав потребителя. Суверенитет потребителя – свобода экономического поведения.
Мировое хозяйство и международная торговля .
Мировое хозяйство. Взаимосвязанные и взаимодействующие хозяйства разных государств, функционирующие по согласованным правилам. Внешняя торговля. /Глобальная торговля. Международное разделение труда (специализация стран) . Импорт - экспорт. Протекционизм (задача защиты отечественных товаров) / Фритрейдерство (задача расширение внешней торговли) Валютный курс : Фиксированный - Биржевой МВФ (Международный валютный фонд) ВТО (В семир ная торговая организация )
Успехов в тестировании!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Социальная общность. - Реально существующая совокупность людей, относительно целостная и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.
Социальная общность. Сходство условий жизнедеятельности. Общность потребностей. Совместная деятельность. Формирование собственной культуры. Социальная идентификация. Массовая общность. Групповые общности (социальные группы).
Социальная связь. - совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия . В социальной связи выделяем: субъектов связи, предмет связи, механизм регулирования взаимоотношений. Социальный контакт. Социальное взаимодействие. Социальные отношения.
Социальные отношения. Социально- групповые (между классами, социальными слоями) Социально- демографические (между мужчинами, женщинами, детьми, пенсионерами ) Социально- этнические (между нациями, народами, этническими группами) Социально- профессиональные (между трудовыми коллективами, профессиональными объединениями ) Межличностные (человека с окружающими его людьми).
Социальные группы. - устойчивые группы людей, с присущими только им признаками: социального положения, ценностной ориентации, интересов. Причины появления. Общественное разделения труда и специализация деятельности. Исторически сложившееся разнообразие условий быта и культуры, социальных норм и ценностей.
Виды социальных групп. По численности : малая, средняя, большая. По характеру взаимодействия : первичная, вторичная. По факту существования : номинальная(социальная категория), реальная. По способу организации и взаимодействия : формальная (официальная), неформальная (неофициальная) По социальному положению : этническая, территориальная, демографическая, профессиональная, конфессиональная.
Социальная мобильность. - перемещение групп или индивидов в социальной структуре общества, изменение их статуса. Виды социальной мобильности . Вертикальная Горизонтальная. Индивидуальная. Групповая. Межпоколенная. Внутрипоколенная. Организованная. Структурная.
Социальная стратификация. - система, включающая множество социальных образований , представители которых различаются между собой неравным объёмом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.
Исторические типы социальной стратификации. Рабство. Касты. Закрытое общество. Сословия . Классы . Открытое общество.
Социальные отношения. Основные признаки: Длительность Устойчивость Системность Самовозодновляемость Широта социальных связей. Характер отношений : Сотрудничество Соперничество Конфликт
Социальный конфликт. - Высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, институтов, представляющих разные интересы и ценности.
Причины социальных конфликтов. Социальная неоднородность общества, противоположные ориентации. Различия в области доходов, власти, культуры, доступе к образованию, информации, социальном престиже. Религиозные различия. Социально-психологические черты человека (темперамент, интеллект, общая культура).
Составляющие конфликта. Основные субъекты (оппоненты/ противоборствующие стороны) Объект конфликта (дефицитный/спорный ресурс). Предмет конфликта (основное противоречие/причина). Участники конфликта: Свидетели. Подстрекатели. Пособники. Посредники.
Социальный конфликт. Стадии: Предконфликтная Непосредственно конфликт (согласие невозможно, наличие инцидента). Разрешение конфликта . Функции: Позитивные Информирование о социальной напряжённости. Стимулирование социальных изменений. Снятие социальной напряжённости. Негативные. Создание стрессовых ситуаций. Дезорганизация социальной жизни. Разрушение социальной системы.
Виды социальных конфликтов. По длительности : долгосрочные, краткосрочные, разовые, затяжные, повторяющиеся. По объёму : глобальные, локальные, региональные, групповые, личные. По источнику возникновения : объективные, субъективные, ложные.
Виды социальных конфликтов. По используемым средствам : насильственные, ненасильственные. По форме : внутренние, внешние. По влиянию на ход развития общества : прогрессивные, регрессивные. По характеру развития : преднамеренные, спонтанные. По сфере общественной жизни : экономические, политические, этнические, семейно-бытовые.
Способы разрешения социальных конфликтов. Компромисс. Переговоры. Посредничество. Арбитраж. Применение силы власти, закона.
Социальные роли. Социальная роль - образец поведения человека, которое общество признает целесообразным для обладателя данного статуса. Социальная роль — модель поведения, ориентированная на определённый статус. Её ещё называют динамической стороной статуса. Если статус указывает на позицию индивида внутри группы, то роль — на поведение, присущее этому статусу. Это модель поведения человека , объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определённый статус». Современное общество требует от индивида постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей.
Социальный статус. Социальный статус — место или позиция индивида , соотносимое с положением других людей; это место индивида в иерархически организованной общественной структуре , его объективная позиция в нём; это неисчерпаемый человеческий ресурс, дающий человеку возможность влиять на общество и получать посредством него привилегированные позиции в системе власти и распределения материальных благ
Каждый человек, как правило, обладает не одним, а несколькими социальными статусами. Социологи различают: прирождённый статус — статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность, биологическая страта). В некоторых случаях прирожденный статус может меняться: статус члена королевской семьи — с рождения и до тех пор, пока существует монархия. приобретенный (достигаемый) статус — статус, который человек достигает благодаря своим умственным и физическим усилиям (работа, связи, должность, пост). предписанный (приписываемый) статус — статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.
Социальные аспекты и культура труда.
Социальный аспект труда проявляется в том, что люди влияя на окружающую природную среду, не только обеспечивают своё существование, но и создают условия для развития и прогресса общества. Различают материальные и нематериальные интересы трудовых отношений.
Какие потребности удовлетворяют люди в процессе трудовых отношений? Создание необходимых материальных условий. Стабильности. Общение. Самовыражение. Самоуважение.
Культура труда. Совершенствование трудовой сферы (физических факторов, технико-технологических; предметов труда, средств производства, рабочей силы) Культурно трудовых отношений . Культура труда личности (профессионализм, дисциплина, трудовая мотивация личности).
Социальные нормы. Правила поведения людей , установленные и одобряемые всем обществом.
Социальные нормы. Обычаи. Традиции. Моральные (этические) нормы. Правовые нормы. Религиозные нормы. Политические нормы. Эстетические нормы. Правило этикета. Мода.
Девиантное поведение. Социальное поведение не соответствующее имеющимся нормам. Может быть как негативным так и позитивным.
Объяснение девиации. Биологическое (антропологическое) Психологическое. Социологическое: концепция аномии (распад системы социальных ценностей); теория стигматизации (клеймо девианта)
Санкции и их виды. Санкции -любая реакция на поведение человека или группы. Формальные: негативные, позитивные. Неформальные: негативные, позитивные.
Социальный контроль- механизм регулирования отношений индивида и общества с целью стабильности и порядка. Элементы социального контроля: социальные нормы, санкции. Формы контроля: Внутренний (самоконтроль) Внешний. Неформальный (внутригрупповой). Формальный (институциональный).
Этнические. Национальные отношения.
Этническая группа. - исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей; обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью; осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований.
Виды этнических групп: Племя Народность Нация
Основные тенденции развития наций. Межнациональная дифференциация. Самоизоляция в целом. Протекционизм в экономике. Национализм в различных формах в политике и культуре. Религиозный фанатизм и экстремизм. Межнациональная интеграция. Экономические и политические союзы. Транснациональные корпорации. Международные культурные центры. Взаимопроникновение религий и культур ГЛОБАЛИЗАЦИЯ.
Этнические отношения. Разновидности: Отношения между разными национальностями внутри одного государства. … разными нациями государств. Формы: Мирное сотрудничество. Этнический (межнациональный) конфликт.
Причины этнических конфликтов. Социально-экономические. Культурно-языковые. Этнодемографические. Экологические. Экстерриториальные. Исторические Конфессиональные. Культурные.
Национализм и его виды. - идеология, политика, психология, которые основываются на признании приоритета национального фактора в общественном развитии. Виды: Этнический Державно-государственный. Бытовой.
семья
Предварительный просмотр:
10 класс Обществознание «Человек и общество».
1 вариант | 2 вариант | |
1 | Духовная жизнь-? | Религия-? |
2 | Религии современного мира? | Функции искусства? |
3 | Элементы подсистемы общества: | Индивид, индивидуальность, личность -дайте пояснения различия понятий. |
4 | Сознание-? | Деятельность-? |
5 | (мотив, цель, средства, действия результат) - ? | (представление, восприятие, ощущение)-? |
6 | Основные формы культуры (с примерами) | Основные разновидности культуры (с примерами) |
7 | Humanus | patris |
8 | Прекрасное постигается путём изучения и больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда” Демокрит. | «Школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государств, смотря по основным принципам, вложенным в систему школьного образования» Д.И. Менделеев. |
Предварительный просмотр:
1 вариант. Личность в социальных отношениях.
1. Социальные группы на основании пола и возраста?
2. Историческая разновидность этнической общности периода первобытного общества?
3. Определите санкцию – «штраф» ?
4. Определите социальную группу – «школьный класс»?
5. Определите вид социальной мобильности – « В ходе революции класс буржуазии вытеснил с политических позиций дворянство» ?
6. Образец поведения человека, которое общество признает целесообразным для обладателя данного статуса?
7. Перечислите участников социального конфликта.
8. Определите социальную норму – «празднование дня рождения»?
9. Социальное поведение не соответствующее имеющимся нормам?
10. А. Социальный контроль осуществляется как посредством применения к личности определённых требований, выработанных обществом, так и по средством требований личности к себе. Б. Способы самоконтроля формируются у личности в процессе взаимосвязи и взаимодействия с обществом.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
2 вариант. Личность в социальных отношениях.
1. На кокой основе можно определить следующую группу – «баптисты, адвентисты»?
2. Историческая разновидность этнической общности периода первобытного феодального общества?
3. Определите санкцию – «похвала»?
4. Определите группу – «мусульмане» ?
5. Определите вид социальной мобильности- «сын рабочего стал инженером»?
6. Правила поведения людей , установленные и одобряемые всем обществом?
7. Перечислите способы решения социальных конфликтов.
8. Определите социальную норму – «почтительное отношение к старшим»?
9. Механизм регулирования отношений индивида и общества с целью стабильности и порядка.
10. А В каждый момент своей жизни человек одновременно исполняет целый набор социальных ролей. Б. Исполнение определённых социальных ролей может привести к личностно-ролевому конфликту, в условиях которого личные принципы человека противоречат ролевым установкам.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
Предварительный просмотр:
1вариант
А Выберите правильный ответ (правильные ответы).
1 Виды социальных норм по направленности -
а) нормы-правила
б) нормы-ожидания
в) предписывающие
г) запрещающие
д) формальные
е) неформальные
2. Табу -
а) закон
б) запрет
в) желание
г) исключение
д) возмездие
3. Гражданские права в РФ гражданин получает
а) с рождения
б) с 11 лет
в) с 14 лет
г) с 16 лет
д) с 18 лет
е) с 21 года.
В.
Дайте определение понятиям
- презумпция невиновности –
- этикет -
Допишите предложения.
- Перед законов все …
- Согласно закону, судьи в РФ независимы, они подчиняются только…
Что объединяет данные понятия? Определите недостающее в ряду понятие.
- Повестка, ?, участие в ликвидации аварий, катастроф, стихийных бедствий, защита безопасности страны.
Объедините понятия.
6.
1. гражданское право а) льготный проезд на общественном транспорте
2. политическое право б) наследование имущества
3. экономическое право в) право на жизнь
4. социальное право г) посещение музея
5. культурное право д) участие в референдуме
Ответе на вопросы.
7. Чем внутренняя дисциплина отличается от внешней?
8. Какая международная организация и когда приняла важнейший документ по правам человека, как он называется?
2 вариант
А Выберите правильный ответ.
1 Виды социальных норм по степени обязательности
а) нормы-правила
б) нормы-ожидания
в) предписывающие
г) запрещающие
д) формальные
е) неформальные
2. Талион -
а) закон
б) запрет
в) желание
г) исключение
д) возмездие
3. Ответственность за все виды нарушений в РФ наступает
а) с рождения
б) с 11 лет
в) с 14 лет
г) с 16 лет
д) с 18 лет
е) с 21 года.
В.
Дайте определение понятиям
- социальная норма -
- манеры -
Допишите предложения.
3.Надзор за соблюдением закона осуществляет…
4. Нет прав без …
Что объединяет данные понятия? Определите недостающее в ряду понятия.
5. Суд, прокуратура, ?, ФСБ, таможня –
Объедините понятия.
6.
1. внешняя дисциплина а) стремление к получения поощрения
2. внутренняя дисциплина б) стремление избежать наказания
в) самоконтроль
г) волевые усилия
д) зависимость от обстоятельств
Ответе на вопросы.
7. Чем проступок отличается от преступления?
8. Какие права считаются исходными, т.е без признания которых, вообще не имеет смысла говорить о правах человека?
1 вариант.
Работа с документом.
Внимательно прочитайте текст. Используя свои знания по обществознанию и по другим предметам, а так же свой личный опыт ответьте на вопросы после текста.
Письмо из воспитательно-трудовой колонии написанное бывшим учеником 9 класса своему классному руководителю.
«Сейчас, когда прошло два года моего пребывания здесь, я оглядываюсь назад и проклинаю тот день, когда пошёл с ними на дело. Мне казалось это каким-то геройством… Думал ли я о последствиях? …Нет! Откровенно говоря, я не знал, что закон так строи и что есть в нём конкретная статья, называющая наши действия преступлением. И только сидя перед следователем, стал вникать в понятия «закон», «преступление», «наказание». Не думайте, что я не слышал этих слов раньше. Но содержание их просто не знал. А теперь считаю оставшиеся дни… поверьте мне, как хочется на свободу…»
Почему с бывшим школьникам случилась беда? В каких ситуациях государство привлекает к ответственности несовершеннолетних? Как мы может избежать подобных случаев в жизни?
2 вариант.
Работа с документом.
Внимательно прочитайте текст. Используя свои знания по обществознанию и по другим предметам, а так же свой личный опыт ответьте на вопросы после текста.
«Военная служба – трудная и опасная работа. Человек, физически развитый, волевой, мужественный, дорожащий своей честью, верный своему слову, умелый, уважающий другого человека, успешно выполняет поставленные задачи, его высоко ценят.
И напротив, человек хилый, безвольный, бесчестный, не умеющий держать слово, выполняющий любое дело кое-как, не уважающие ни себя, ни других людей, на военной службе обнаруживает все эти слабости и может в бою подвергнуть наибольшей опасности себя и своих товарищей».
Какими качествами характера, должен обладать военнослужащий? В чёт проявляются трудности военной службы? Как готовить себя к военной службе?
Предварительный просмотр:
1 вариант
1.Экономические ресурсы, непосредственно задействованные в производстве?
- доходы производства
- ограниченные блага
- производственные силы
- факторы производства.
2. А. Ограниченность труда, как фактора производства, связана с тем, что всегда существует круг работников, наделённых определёнными квалификационными характеристиками. Б. Ограниченность факторов производства выступает главным мотивом поиска рационального поведения производителя.
1. верно только А
2. верно только Б
3. верны оба суждения
4. оба суждения не верны.
3. Фирма разрабатывает и производит учебные программные продукты по всем школьным дисциплинам, что является переменными затратами фирмы?
1. оплата услуг коммунальных служб
2. средства на расходные материалы и диски
3. расходы на аренду производственных помещений
4. отчисления на амортизацию производственных фондов.
- Какой из приведённых примеров экономической деятельности иллюстрирует отношения потребителя?
- проведение ежегодного отпуска на популярном курорте.
- приобретение годовой клубной карты в фитнес клуб
- заготовка домашних консервов из овощей собранных с огорода.
- продажа авторских фарфоровых кукол.
5. На рынке пассажирских перевозок в городе Н. действуют три крупных компании. Владеющие парком автобусов и маршрутных такси.
Найдите в приведённом списке характеристики данного рынка.
- рынок услуг
- олигополический рынок
- рынок совершенной конкуренции
- местный рынок
- рынок фондовый
6. Определите функции рынка.
«Выявление неэффективных, убыточных предприятий и побуждение к их банкротству и реструктуризации».
- Дайте определение понятию – Экономика.
- Назовите формы предпринимательской деятельности.
- Чем свободные блага отличаются от экономических?
10. Как Вы можете стать собственником?
2 вариант.
1. Используемые в процессе производства производственные материалы, топливо, сырьё относятся к фактору производства?
1. капитал
2. рента
3. менеджмент
4. земля
2. А. Предпринимательства представляет собой инициативную самостоятельную деятельность, осуществляемую на собственный страх и риск. Б. Целью предпринимательства является получения прибыли.
1. верно только А
2. верно только Б
3. верны оба суждения
4. оба суждения не верны.
3. Укажите верное высказывание о прибыли фирмы.
1. Прибыль совпадает с общим доходом фирмы, полученным по итогом её деятельности.
2. Прибыль равна доходу, получаемому предпринимателем, владельцем фирмы.
3. Прибыль является частью дохода фирмы, направляемой на амортизационные отчисления.
4. Прибыль представляет собой разницу между доходом предприятия и суммой всех издержек.
4. Гражданин в преддверии отпуска снял с депозитного вклада в банке накопившиеся за год проценты. В каком из видов экономических отношений он принял участие?
1. потребление
2. производство
3. распределение
4. обмен.
- Роль государства в рыночной экономике характеризуют позиции:
- осуществляет лицензирование некоторых видов хозяйственной деятельности
- осуществляет директивное планирование хозяйственной деятельности
- устанавливает жесткие цены на товары и услуги
- осуществляет безвозвратное субсидирование некоторых предприятий и отраслей
- устанавливает налогообложение предприятий и физических лиц.
- определяет ставку рефинансирования банков.
6. Определите функцию рынка.
«Предоставление участникам рынка сведений о ценах на товары и услуги и потребностях рынка».
- Дайте определение понятию – Предпринимательство.
- Какие существуют типы экономических систем?
- Чем собственность в экономическом аспекте, отличается от собственности в правовом плане?
- Зачем государство вмешивается в экономику?
Предварительный просмотр:
10 класс ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ.
Проверочная работа по § 1,2. «Что такое общество? Общество как сложная динамичная система».
№ | 1 вариант | 2 вариант |
1 | Дайте определение ОБЩЕСТВО - | Дайте определение- ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ - |
2 | Что такое КУЛЬТУРА ? Её классификация (с примерами) | Дайте определение - КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ -? (с примерами) |
3 | Напишите Основные комплексы институтов общества с примерами (не менее 3) | Дайте определение СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ - |
4 | В чём заключаются главные качество общества как целостной системы? | В чём значение институализации? |
Предварительный просмотр:
Диагностическая работа по обществознанию 10 класс
I вариант
Часть 1 (задания уровня А)
1.Какой из перечисленных элементов не относится к структуре познания?
1) субъект 3) средства
2) объект 4) потребности
2.Фраза «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах» является выражением позиции ученых
1) рационалистов 3) идеалистов
2) агностиков 4) эмпириков
3.Верны ли следующие суждения о формах теоретического познания?
А. Высказывание « Яблоня – это дерево» является умозаключением.
Б. Высказывание «Все люди смертны. Антонов – человек. Следовательно, Антонов смертен» является суждением.
1) верно только А 3) верны ба суждения
2) верно только Б 4)оба суждения неверны
4.Галилео Галилей бросал шары с Пизанской башни, пытаясь вывести закон ускорения свободного падения. О каком методе научного познания свидетельствует данный факт?
1) научное наблюдение 3) метод индукции
2) эксперимент 4) анализ и синтез
5. Особенностью обыденного познания действительности является
1)создание научных теорий
2)сбор данных об окружающем мире в результате деятельности
3)отражение мира в художественных образах
4) применение особого языка для фиксации результатов познания
6. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Относительность истины связана с ограниченными возможностями человеческого познания.
Б. Универсальным, обязательным для любой истины является эстетический критерий, предполагающий внутреннее совершенство теории, красоту формул, уравнений.
1) верно только А 3)верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
7. Формой рационального познания является
1) восприятие 3) представление
2) суждение 4) ощущение
8. Верны ли следующие суждения о различных видах познания?
А. Термины «аксиома», «объективность», «эксперимент» используются при характеристике художественного познания.
Б. Инструментами чувственного познания являются органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса.
1) верно только А 3)верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
9.Подберите обобщающее слово для следующих понятий: «движение «ЭМО»», «готы», «рэперы», «хард-рок», «сленг».
1) массовая культура
2) молодежная субкультура
3) элитарная культура
4) народная культура
10. Верны ли следующие суждения об искусстве?
А. Искусство отличается от других форм духовной деятельности тем, что оно образно отражает мир.
Б. Искусство всегда решает фундаментальные проблемы бытия человека.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Часть 2 (задания уровня В)
1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Для обозначения человека как представителя человеческого рода ученые используют термин ______(А). Совокупность черт, отличающих человека от всех других, определяется понятием_______(Б). При этом учитываются____(В) его характеристики. Понятием_____(Г) определяют систему характеристик человека как члена общества. Решающее значение имеет здесь______(Д) как продолжающий процесс усвоения культурных норм и социальных норм.
1) социализация 5) только биологические
2) личность 6) социально значимые
3) биологические и социальные 7) индивидуальность
4) индивид 8) адаптация
Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
А | Б | В | Г | Д |
2.Выдающиеся немецкие философы XIX века Карл Маркс и Фридрих Энгельс были основателями формационного подхода к изучению развития общества. Найдите в предложенном списке характеристики данного подхода. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) выделение духовных факторов развития общества в качестве главных критериев
2) рассмотрение истории как поступательного однонаправленного движения общества от одной общественно-экономической формации к другой
3) в качестве главной движущей силы развития общества называется классовая борьба
4) уделение особого внимания уникальным чертам и особенностям развития отдельных народов, стран, регионов
5) основным критерием развития общества является уровень развития производительных сил и производственных отношений
6) история рассматривается как циклический процесс
Ответ:____________________________________________________
Часть 3 (задания уровня С)
1. Характеризуя личность человека и общества, обществоведы используют понятие «духовная деятельность». Какой смысл они вкладывают в это понятие? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о духовной деятельности.
2. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме: «Духовные ценности как компонент духовной культуры общества». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Диагностическая работа по обществознанию 10 класс
II вариант
Часть 1 (задания уровня А)
1. Наука, изучающая природу познания, предпосылки и критерии познавательного процесса, называется
1) этнология 3) антропология
2) гносеология 4) палеонтология
2. Какое из приведенных ниже утверждений является научным?
1) Планета Марс наделяет людей большими организаторскими способностями.
2) Жизнь человека зависит от того, какой знак Зодиака оказался восходящим в момент его рождения.
3) Планета Венера наделяет людей любовью к искусству и творчеству.
4) Существует наследственная предрасположенность к отдельным заболеваниям.
3. Верны ли следующие суждения о чувственном познании?
А. Чувственное познание осуществляется в форме восприятия чего-либо.
Б. Чувственное познание свойственно только детям.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
4. Вставьте пропущенное слово: «Когда *** оказывается в состоянии объяснить весь круг явлений, для анализа которых она предложена, она перерастает в теорию».
1) проблема 2) гипотеза 3) абстракция 4)наука
5.Философы – эмпирики так же, как и рационалисты,
1) считали возможным познание мира
2) видели в чувственном опыте основу познания
3) верили в существование врожденных моральных качеств
4) считали логику основой истинных знаний
6.Верны ли следующие суждения о социальном знании?
А. Социальное знание связано с интересами субъектов социального познания.
Б. Социальному знанию присуще единообразие взглядов и подходов.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
7.Н.И. Вавилов предполагает, что «спор может быть разрешен только опытом». К какому направлению в развитии философии относится данная позиция?
1) эмпиризм 3)экзистенциализм
2) идеализм 4) рационализм
8. Верны ли следующие суждении об истине?
А. По своей форме истина может быть субъективной.
Б. Истина- это результат только эмпирического уровня научного познания.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
9. Верны ли следующие суждении о массовой культуре?
А. Массовая культура сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления.
Б. Массовая культура враждебна элитарной культуре.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
10. Гуманитаризация образования предполагает
1) усиление внимания общества к изучению общественных дисциплин
2) создание единой системы образования для развитых стран
3) усиление внимания общества к личности, ее психологии, интересам, запросам
4) введение обязательных предметов по изучению религии
Часть 2 (задания уровня В)
1.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слов, которые необходимо вставить на место пропусков.
Понятия «индустриальное общество» и «индустриальная ______(А)» можно использовать как синонимы. Французский философ и социолог Р.Арон описывает процесс поступательного развития общества как переход от отсталого аграрного «традиционного» общества, в котором господствуют натуральное ______(Б) и сословная ______(В), к передовому, промышленно развитому «индустриальному обществу». С точки зрения сторонников данной теории, именно характеристики крупной _____(Г) и обусловливают _______(Д) во всех иных ______(Е) общественной жизни.
Выберите последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) сфера 6) революция
2) государство 7) промышленность
3) хозяйство 8) цивилизация
4) сознание 9) иерархия
5) процесс
Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
А | Б | В | Г | Д |
2. Деятельность художника, работающего над картиной, и повара, приготовившего свое фирменное блюдо, является творческой. Найдите в предложенном списке характеристики данного вида деятельности человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Создание нечто нового, оригинального, ранее не существовавшего.
2) Строгое следование инструкциям и устоявшимся мнениям авторитетных людей.
3) Использование не стандартных приемов, методов, материалов.
4) Большую роль играет интуиция и импровизация.
5) Точное копирование уже существующего произведения, блюда.
6) Формализация деятельности.
Ответ: _____________________________________________________.
Часть 3 (задания уровня С)
1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «относительная истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об относительной истине.
Ответ:
2.Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Деятельность и мышление». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Предварительный просмотр:
11 класс. Обществознание. Проверочная работа по теме: «Политика».
1 вариант.
1. Дайте определение политической власти.
2. Определите теорию происхождения государства и укажите её авторов. «Государство – продукт классовой борьбы, орудие в руках господствующего класса».
3. Определите форму правления государства. – Правительство формируется парламентом из лидеров победивших на выборах политических партий.
4. Определите форму государственно-территориального устройства государства. – Административно – территориальные единицы не наделены политической самостоятельностью.
5. Дайте характеристику демократическому режиму. Приведите примеры государств.
6. Какова структура Гражданского общества?
7. Какой тип избирательной системы в США? В чём её основные принципы? В каком случае она используется в Российской Федерации?
8. Какие существуют формы политического поведения? Приведите конкретные примеры к этим формам.
9. Какой государственный орган осуществляет управление федеральной собственностью?
10. Какой субъект Российской Федерации является государством в её составе?
11 класс. Обществознание. Проверочная работа по теме: «Политика».
2 вариант.
1. Перечислите основные принципы политической власти.
2. Приведите примеры субъектов власти. ( не менее 3-х)
3. Определите форму правления государства. – Исполнительная власть формально принадлежит монарху, фактически – правительству.
4. Определите форму государственно-территориального устройства. – Государства участники сохраняют полную политическую самостоятельность.
5. Определите подсистему политической системы. – Политические принципы, политические традиции, нормы морали, политические программы.
6. Дайте характеристику авторитарному режиму. Приведите примеры государств.
7. Приведите примеры открытого политического процесса.
8. Закончите предложения.
А) Назначает на должность судей Конституционного суда … .
Б) Решает вопрос о недоверии правительству … .
В) Назначает уполномоченного по правам человека в Российской Федерации … .
9. Перечислите основные функции Президента Российской Федерации.
10. Что значит выражение «Буриданов осёл»?
11 класс. Обществознание. Проверочная работа по теме: «Политика».
3 вариант.
1. Признаки государства?
2. Определите форму правление государством. – Законодательная власть разделена между монархом и парламентом. Монарх имеет право вето на решение парламента.
3. Определите политическую подсистему политической системы. – Политические партии, государство, общественно-политические движения.
4. Дайте характеристику тоталитарному режиму. Приведите пример государств.
5. Принципы формирования Гражданского общества?
6. Чем политическая партия отличается от политического движения?
7. Приведите примеры прямого политического участия граждан в политической жизни страны.
8. Абсентеизм - ?
9. Закончите предложения.
А) Назначает выборы Президента … .
Б) Назначает на должность Генерального прокурора … .
В) Назначает на должность председателя ЦБ РФ … .
10. Дайте определения политической идеологии. Приведите примеры современных политических идеологий.
11 класс. Обществознание. Проверочная работа по теме: «Политика».
4 вариант.
1. Разделение властей по основным функциям? Укажите авторов теории разделения властей?
2. Определите теорию происхождение государства и укажите её авторов. «Государство – продукт договора между людьми о защите их естественных прав».
3. Определите форму правления государством. – Правительство формируется президентом из лидеров победивших на выборах в парламент политических партий и должно получить вотум доверия парламента.
4. Определите государственно-территориальное устройство государства. – Субъекты обладают определённой политической самостоятельностью.
5. Признаки правового государства?
6. Перечислите стадии избирательного процесса.
7. Какой тип избирательной системы применяется при выборе депутатов российской Государственной Думы?
8. Структура законодательной власти в Российской Федерации?
9. Какой государственный орган разрабатывает и представляет Федеральному Собранию федеральный бюджет?
Перечислите виды субъектов Российской Федерации.
Предварительный просмотр:
11 обществознание. Проверочная работа.
1 вариант | 2 вариант | |
1 | Семейные правоотношения -? | Гражданские правоотношения -? |
2 | Какими гражданскими правами обладает физическое лицо достигшее 14-летия? | При каких условиях несовершеннолетнее лицо может вступить в трудовые правоотношения? |
3 | Обязанности работодателя? | Какие государственные органы непосредственно защищают права ребёнка в РФ? |
4 | Основание для прекращения брака? | Основные понятия интеллектуальной собственности? |
5 | Личные права-? Приведите примеры. | В соответствии с пенсионной реформой, как формируется пенсия? Из каких частей она состоит? |
3 вариант | 4 вариант | |
1 | Гражданские правоотношения ? | Трудовые правоотношения? |
2 | Элементы гражданских правоотношений? Приведите примеры. | При каких условиях физическое лицо может вступить в гражданские правоотношения? |
3 | Имущественные права и обязанности супругов? Приведите примеры. | Виды брака? |
4 | Какие документы необходимы для приёма на работу? | Субъекты гражданского права? Приведите примеры. |
5 | При каких условиях возникает необходимость вступления в имущественные правоотношения? | Право на интеллектуальную собственность -? В чём его основная особенность? Приведите примеры. |