История и культура Санкт-Петербурга.

Дан Татьяна Юрьевна

Материалы по курсу Истории и культуры Санкт-Петербурга.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Святыни мировых цивилизаций в Петербурге. Православие. 171 КБ
Microsoft Office document icon Святыни мировых цивилизаций в Петербурге. Православие. Утраченные Святыни.93 КБ
Office presentation icon Петербург промышленный и финансовый центр России. Проверочная работа.769.5 КБ
Microsoft Office document icon Петербург XIX века. Викторина.1.27 МБ
Microsoft Office document icon Петербург XVIII века. Олимпиадные задания.2.1 МБ
Microsoft Office document icon Рефлексия на уроке истории и культуры Санкт-Петербурга как совместная деятельность учителя и учащихся. К проблеме использования 1.01 МБ
Microsoft Office document icon Модерн. Синквейны.25.5 КБ
Microsoft Office document icon Литературный и театральный Петербург. 8 класс. Проверочная работа.28 КБ
Microsoft Office document icon Олимпиадный марафон. Тесты по истории и культуре Санкт-Петербурга.29 КБ
Office presentation icon Столица - центр управление империей. Презентация к уроку. История и культура Санкт-Петербурга, 8 класс.1.51 МБ
Office presentation icon Небесные покровители Петербурга. Презентация к уроку. История и культура Санкт-Петербурга. 6 класс.2.56 МБ

Предварительный просмотр:

 Святыни мировых цивилизаций в Петербурге.

Православие.

Краткий очерк.

Дан Татьяна Юрьевна,

учитель истории,

истории и культуры Санкт- Петербурга.

Земли Петербурга, приневские земли, с давних времён принадлежали Господину Великому Новгороду, Новгородской республики. Они делились на пять частей, и та, где сегодня находится город и Ленинградская область называлась Водская (пятина), от имени племени – водь. Православие распространилось здесь задолго до появления Петербурга.  На приневской земле  находились православные монастыри, храмы, в частности известно, что в районе Смольного, находилось русское село Спасское, где непременно должна была быть церковь.

Пётр I, после смерти в 1700 году патриарха Андриана, как известно,  под разными предлогами, запретил выбор нового патриарха. Самым очевидным стал следующий: невозможно собрать Собор для выбора  в столь неудобное время ведения военных действий, в ходе Северной войны.

По указу Петра I создаётся Святейший Правительствующий Синод. Синод – собрание, коллегиальный орган. По замыслу царя, во главе Синода, должен был стать обер-прокурор, лицо сугубо светское; военный офицер, имеющий представление о чести и дисциплине. Военным офицерам, девизам жизни которых был «За веру, царя и Отечества», Пётр доверял больше, чем попам и церковникам, которые неистово молились, доходя до экзальтации, что однако не помешало им убить руками стрельцов родственников царевича по материнской линии – Нарышкиных, на глазах у малолетнего Петра. Не удивительно, что Пётр не любил ни Москву, ни бояр, ни попов, ни стрельцов!

Делами управления церкви занимался Синод, начался синодальный период РПЦ.

В это время выросло образование  священнослужителей, появилась система учебных заведений, было построено Здание Синода, и соединено с Сенатам аркой, после чего, эти два здания так и называют, Здание Сената и Синода; архитектор К.И. Росси. В синодальный период появились авторские труды по богословию, богословские науки.

Собрание Законов Российской империи регламентировало религиозную жизнь, держа её в правовом поле; акцентируя на важности и главенстве закона.

Среди священнослужителей и чиновников были как сторонники так и противники патриаршества. С одной стороны, была опасность узурпации власти патриархом, епископами, с другой, в Российской империи всегда была зависимость церкви от царя, государства. В какой-то мере, это была Византийская традиция, где  василевс  (император) сосредотачивал в своих руках как власть государственную, так и церковную.

Местоблюстителем патриарха Пётр I назначает митрополита Стефана Яворского.  

Митрополит Стефа́н (в миру Симеон Иванович Яворский; в унии Станислав; 1658, Явор, Речь Посполитая — 27 ноября (8 декабря) 1722, Москва, Российская империя) — епископ Русской православной церкви; с 7 апреля 1700 года митрополит Рязанский и Муромский; с 16 декабря 1701 года экзарх (блюститель патриаршего престола) — в годы, предшествовавшие упразднению патриаршества при Петре I. С 22 октября 1721 года Президент Духовной коллегии (Святейшего Правительствующего Синода).

Выступал с осуждением протестантских воззрений и тенденций в Русской Церкви, насаждавшихся Петром I и Феофаном Прокоповичем.

Яворский учился в Киево-Магилянской академии, которая давала хорошее европейское образование, царь был расположен к выходцам этого учебного заведения и доверял им.

Интересно, что в академии могли обучатся только католики; и Яворский, как и другие на время обучения переходили в католичества, а потом обратно возвращались в православие.

Яворский, был гонителем староверов, считая, что их позиция – есть  крайнее невежество.

Постепенно отношения с Пётром I у блюстителя патриаршеского престола стали портится; это было связано с симпатиями Яворского к католичеству, где церковь стояла выше государства, а Римский Папа, позиционировался выше монарха, что ни коем образом не могло быть принято Петром I.

Резиденция Яворского находилась на Петроградской стороне, около нынешнего Князь-Владимирского собора.

Идеологом Петровской эпохи стал Феофан Прокопович.

Архиепископ Феофа́н (в миру Елисей, по другим сведениям Елеазар Прокопо́вич; 8 (18) июня 1681, Киев, Русское царство — 8 (19) сентября 1736, Санкт-Петербург, Российская империя) — епископ Русской Православной Церкви; с 25 июня 1725 года архиепископ Новгородский. С 25 января 1721 года — первый вице-президент Святейшего Правительствующего Синода (и по смерти Стефана Яворского — его фактический руководитель), с 15 июля 1726 года — первенствующий член Синода Русской Православной Церкви; проповедник, государственный деятель, писатель и публицист, поэт, философ, сподвижник Петра I.

Феофан стал автором Духовного регламента – устава Синода. Он, как и царь Пётр симпатизировал протестантизму, поскольку во главе церкви стоял монарх. Хрестоматийный пример: Англия, Голландия. Феофан был «государевым оком», представителем царя в Духовной коллегии; готовил повестку дня, всевозможные церковные документы. Был ярым сторонником петровских реформ. Подворье Феофана находилось на Городовом, ныне Петроградском острове, близ Первой медицинской академии им. Павлова; рядом с речкой Карповкой. Интересно, что ул. Льва Толстого, которая до революции называлась Архиерейской, и несла в себе память о подворье Феофана Прокоповича. Недалеко от этого места находится Ботанический сад, в то время – Аптекарский огород, где епископ, первый вице-президент Синода, любил прогуливаться со своими гостями.

В первой четверти XVIII века, ещё не существовало Петербургской епархии, и принесвкие земля входили в епархию Новгородскую. В 1725 году, умер Владыка Новгородский и  Феофан стал епископом Новгородским.

Какие же храмы появились в Петровском Петербурге, в первой четверти XVIII века?

В крепости Санкт-Петербург, а именно так называлась основанная 16 мая 1703 года крепость на Заячьем острове, Петропавловский собор. Его проектирует и возводит Доменико Трезини. Архитектор который войдёт в историю города, как «первый архитектор Санкт-Петербурга. Кстати, совсем недавно в Петербурге на площади Д. Трезини, появился памятник архитектору.

 Петропавловский собор сначала был построен в дереве потом, довольно долго перестраивался в камне и был закончен лишь при императрице Анне Иоанновне.

Строительство церквей проходило как правило следующие этапы: палатка, мазанковое здание, представляло собой деревянное здание обмазанное глиной и оштукатуренное, каменное. Не верно представлять, что город с первыми горожанами и улицами начинался с крепость Санкт-Петербург, к крепости располагался гарнизон, под командованием коменданта. Сам же город расположился на бывшем Берёзовом, Городовом, сегодня Петроградском острове.

Здесь же и появилась первая площадь города Троицкая, в центре которой располагалась Троицкая церковь.  Церковь была  во славу Святой Троицы не случайно, а именно потому, что Петербург, был основан в день Святой Троицы, одного из главных православных праздника.

Троицкая церковь стала первым кафедральным соборам Петербурга, и продолжала быть по освящения Петропавловского собора.

С Троицким собором связано немало важных событий биографии Петра. Следует заметить, что царь получил прекрасное церковное образование, а какое ещё по тем временам он мог получить? Пел на клиросе, по время церковной службы. Здесь, в Троицком соборе праздничными богослужениями отмечались все победы в Северной войне. Здесь от Сената в 1721 году, по окончании Северной воины царь получит титулы: Пётр I, Отец Отечества, Пётр Великий. Московия прекратила воё существование Родилась Российская империя!  Сам собор, который был в весьма приличном состоянии реконструировался в 20-е годы XX века и был разобран в 1931 году.

Сегодня о первом кафедральном соборе напоминает появившаяся к 300-летию Петербурга часовня и возвращённое имя площади – Троицкая.

     

В 1710 году на Выборгской стороне был построен деревянный Самсониевской собор. В честь победы под  Полтавой. Победа  была одержана в день Св. Самсония.  Это  позже станут появляться  Триумфальные арки и Колонны славы, а пока по старинному русскому, православному обычаю – храмы. Сегодняшний Самсониевский собор был построен в 30-е годы XVIII века, при императрице Анне Иоанновне, архитектор не известен.

Продолжая тему храмов Перовской эпохи, не возможно не упомянуть об Исаакиевском соборе. Тот Исаакиевский собор, который мы все хорошо знаем, который стал достопримечательностью и даже символом Петербурга, был  построен французским архитектором Огюстом  Монферраном в середине XIX века. Петровский же  был деревянным; напоминал ,скорее  протестантскую кирху.   Царь вообще ратовал за дешевую церковь. Находилась она  на месте фонтана  Адмиралтейского сада, напротив центральной башни Адмиралтейства.

Почему же в Петербурге такое внимание  Св. Исаакию Долматскому?  Дело в том, что царь родился 31 мая в день Святого Исаакия Долматского, и этот святой был небесным покровителем царя. По всем церковным  правилам царь должен был получить имя Исаак, но как-то сложно представить русского царя с таким именем. Интересно, что в петровском Исаакиевском соборе венчались царь Пётр со своей супругой, будущей императрицей Ека

териной. К духовной сокровищнице России в Санкт-Петербурге так же относятся и иконы.

Какие иконы были самыми значимыми и почитаемыми Петром, его окружением, горожанами?

В Спасо-Преображенском соборе Петербурга находится одна из уникальных святынь. Личная икона Петра I  с которой царь никогда не расставался – Спас Нерукотворный.

         

Икона была написана известным русским иконописцем XVIII века Симоном Ушаковым по заказу матери Петра. На ней только лик Иисуса Христа.    Этой иконе молился Пётр на смертном одре. Долгое время она находилась в часовне, которая была поострена специально для этой иконы возле Домика Петра I на Петроградской стороне.

Особо почитаемой иконой в Петербурге, заступницей и хранительницей является   Казанская икона  Пресвятой Божией Матери. Список этой иконы находится сегодня в Казанском соборе, который был построен по указу императора Павла I; архитектор Воронихин; специально для этой иконы.  На сегодняшний день  собор является кафедральным, то есть главным собором Петербурга.

В иконографии существует несколько сотен канонического изображение особо  почитаемой в России Божией Матери. История явления Казанской  иконы  Божией Матери очень интересна.

Как пишет современник событий патриарх Гермоген (в то время священник Гостинодворской церкви Казани Ермолай), после пожара в Казани в 1579 году, уничтожившего часть города, девятилетней Матроне во сне явилась Богородица, велевшая откопать её икону на пепелище: В указанном месте на глубине около метра действительно была найдена икона. День явления Казанской иконы — 8 июля по юлианскому календарю — ныне общецерковный праздник в Русской Церкви. На месте явления иконы был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала Матрона, принявшая имя Мавры.

Список этой иконы был отправлен в Москву царю Ивану Грозному, была она в ополчении Минина и Пожарского во время польской интервенции Смутного времени. Существует легенда по которой Петру было предсказано: «до коле икона Казанская Божией Матери будет находится в городе твоём, до толе не ступит в него завоеватель».  Конечно, существовало несколько списков иконы. Одним  из них владела царевна Прасковья, жена царя Фёдора, старшего брата Петра. В 1708 году она привозит икону в Петербург. Сначала икона находилась в часовне на Петербуржской стороне, потом в деревянной церкви Рождества Пресвятой Богородице на Невском, на месте зелёного сквера и фонтана перед Казанским собором, который. как мы уже знаем, был построен для этой Святыни, по указанию императора Павла. Однако, будет не правильно не сказать, что по мнения историков подлинный список иконы (возможно, наиболее ранний), который находился в Казанском Богородицком монастыре в 1904 году был украден и уничтожен. Тем ценнее для горожан намоленный  Образ Богородице в соборе на Невском проспекте.    

Вернёмся в Спасо-Преображенский собор.  В соборе находится список ещё одной особо почитаемой иконы, иконы Дома Романовых «Всех скорбящих – Радость».

  Богоматерь представлена в рост, окружена сиянием. Левой рукой Она поддерживает Младенца, в Ее правой руке — четки. Богомладенец так же изображен с четками. Вверху помещен образ Господа Саваофа. Богоматерь стоит на луне (полумесяце). Страждущие не изображены.

 Около 1710 — 1711 года сестра Петра I царевна Наталья Алексеевна, переезжая из Москвы в Санкт-Петербург, взяла с собой из храма на Ордынке икону «Всех скорбящих Радость». Точно не известно, был ли это список с чудотворного образа или подлинник. Чудотворной считалась  икона поставленная в петербургском домовом храме царевны. Дворец любимой сестры Петра  царевны Натальи находился на Шлалерной улице (там распологалась шпалерная (шпалера- тканная картина) мануфактура. Название улицы и сегодня сохранилось, а вот деревянный дворец царевны нет. Однако, на месте, где располагалась Домовая церковь со временем  была построена церковь и освещена как «Всех скорбящих Радость».

В 30-е годы XVIII века на престол взошла императрица Анна Иоанновна, племянница Петра, дочь его старшего брата Ивана.  Она правила империей и Петербургом с 1730 по 1740 год, прижимистая, расчётливая, суровая, страстная любительница охоты. Синод в годы её правления не действовал. Из храмов, дошедших до нашего времени следует назвать Пантелеймоновскую церковь, архитектора Иван Коробова, строившуюся с 1735 по 1739 год при партикулярной верфи, на которой строились частные суда.

Первая же деревянная церковь была заложена и построена во славу морских побед в Северной воине, в частности,  победу близ острова Гангут (Гангутское сражение) 27 июля 1720 года,  в день Св. Целителя Пантелеймона; поэтому церковь была освящена в честь этого святого.  Как нам известно, деревянные церкви со временем перестраивались в каменные.

Храм  находится на пересечении улицы Пестеля и Соляного переулка. Интересно, что на фасаде здания находится мемориальная доска: список полков, принимавших участие в Гангутском сражении.

Императрица Елизавета Петровна. Великолепная Елизавета, «дщерь Петрова»; в ней  удивительным образом соединялись  праздничность и набожность. Она царствовала с 1741 по 1761 год.  В история Русской православной церкви вошла тем, что вернула в канон церковного строительства традиционное православное пятиглавие; что было закреплено решением Синода.

Во внешней политике сблизилась с Францией, но конечно не потому, что любила маскарады, балы, пышные празднества и модные платья, а потому, что взойдя  на престол в результате гвардейского дворцового переворота, отстранила от власти в России прогерманскую партию.

На кануне 1740 года в Петербурге жило 52 тысячи человек – было открыто 45 православных храма. В 1987 году в Петербурге проживало 5 миллионов человек, открыто было лишь 15 церквей.

В царствование Елизаветы Петровны с 1742 года  кафедральным собором становится Петропавловский собор.

Любимым архитектором Елизаветы Петровны стал Франческо  Барталомео  Растрелли, не превзойдённый мастер пышного барокко.  Он бы главным архитектором Петербурга, тогда эта должность называлась – генерал-архитектор.  Вкусы императрицы и мастерство архитектора совпали. В конце жизни Елизавета хотела уйти в монастырь и Растрелли строит для неё Воскресенский Смольный монастырь, скорее похожий на великолепный дворец, чем на место уединения. Главный храм монастыря – Воскресения Христово, шедевр русского зодчества. Строился он очень долго, это самое долго строящееся здание Петербурга – 70 лет!  Заканчивали собор уже другие архитекторы, в другую эпоху. Известно, что когда архитектор Дж. Кваренги проходим мимо Воскресенского собора , он снимал шляпу и говорил «Вот это собор!»

Ещё одним мастером барокко был русский архитектор Савва Чевакинский. Он строит в Петербурге Никольский Богоявленский собор.  Святитель Николай Чудотворец покровитель моряков. Особо почитаемый  на Руси Святой.

 Никольский Богоявленский собор стал одним из самых почитаемых и любимых петербуржцами храмов. Можно сказать, что судьба собора была счастливой, он никогда не закрывался. Двери храма были открыты даже во время блокады Ленинграда!

С 1941 по 1999 год это был кафедральный собор Ленинграда.

Вернёмся к Елизавете Петровне и делам церковным.

Елизавета Петровна, отличавшаяся набожностью, очень благоволила к Фёдору Дубянскому, которого сделала своим духовником; и он пользовался большим влиянием при дворе. Дубянский мог утешить Елизавету Петровну, убедить , что её прегрешения не такие уж страшные, и вообще, что самодержица она добрая и хорошая.  Императрица щедро награждала своего духовника. К концу своей жизни он владел 8000 крестьян, а указом 10 августа 1761 года был возведён в потомственное дворянство. Дубянский вмешивался в политику.  

Елизавета часто давала распоряжения Священному Синоду через своего духовника и он спал одним их церковных временщиков. О сильном влиянии Дубянского на членов Синода сетовал в своих  

                                                            «Записках» и обер-прокурор князь Я. Шаховской. 

По указу Елизаветы Петровны 1 сентября 1742 года была создана Санкт-Петербургская епархия под управлением епископа Никодима (Сребницкого).

В 1745 году  во главе  Санкт-Петербургского и Шлиссельбургского  епархии стал Феодосий Янковский. При этом он не был назначен членом святейшего синода, что умаляло его власть как правящего архиерея столицы.

Основное внимание преосвященный Феодосий в епархии уделял строительству и благоукрашению храмов и монастырей. Пытался улучшать нравственное состояние клира и паствы, боролся с пьянством. При нем, по указу императрицы Елизаветы, начата постройка Смольного девичьего монастыря в Санкт-Петербурге. Скончался  Феодосий  1750 года. Погребен в Александро-Невском монастыре в Благовещенской церкви.

 Важным событием Русской Православной церкви в Синодальный период стал обновлённый перевод Библии и текстов библейского богослужения в 1751 году; так называемая Елизаветинская библия.

Последовательно продолжила политику Петра I в делах церкви императрица Екатерина II (1762 - 1796 годы правления). В 1764 году она проводит политику секуляризации (передачу церковных земель государству); сокращает количество монастырей; вводит штатное расписание в монастырях и государственное содержание.

Против  секуляризации пытается возражать архимандрит Арсений Мациевич, за что лишается сана и умирает в заточении. Собратья осуждают Арсения, его проповеди, в которых он представлял церковное имущество, как тело христово на которое покушается государство. Екатерине назвала его «Андрей враль». Это было время преобладания разума над чувствами. Век просвещения, Екатерина Великая вошла в историю как просвещённый монарх.

В 1783 году , впервые  Петербургским митрополитом стал Гавриил Петров-Шапошников; окончивший  Славяно-греко-латинскую семинарию – высшее  в России  учебное заведение; было основано в Москве в 1687 году.  Следует отметить, что предшественники его получали образование на Западе в Киево-магилянской духовной академии. Он был ревнитель образования, добролюбия, ценителем культурного православного наследия. Гавриил Петров-Шапошников был архимандритом Александро-Невского монастыря. В годы его руководство в монастыре был построен Троицкий собор; архитектор Иван Старов.  

Так же в период правления Екатерины II была построена церковь Смоленской иконы Божией Матери  на Смоленском кладбище.

С этой церковью и кладбищем связана одна из самых почитаемых петербургских святых – Ксения Петербургская Блаженная.  Часто на иконе Святая изображается на фоне церкви Смоленской иконы Божией Матери (арх. Иванов). Ксении Блаженной был дан дар предвидения. Она предсказала смерть императрицы Елизаветы Петровны.  На смоленском кладбище находится часовня Ксении Блаженной, особо почитаемая святыня Петербурга.

Святая блаженная Ксения Петербургская (Ксения Григорьевна Петрова) — русская православная святая, юродивая. Родилась между 1719 и 1730 годами. Скончалась в Санкт-Петербурге не позднее 1806 года.

Документальные сведения о её жизни отсутствуют, первые публикации народных преданий о ней относятся к 1840-м годам. Согласно этим рассказам, она родилась в первой половине XVIII столетия (предположительно между 1719 и 1730 годами). Отца её звали Григорием, а имя матери неизвестно. По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим — Андреем Фёдоровичем Петровым, и жила с супругом, достигшим чина полковника, в Санкт-Петербурге. После внезапной кончины мужа 26-летняя Ксения избрала тяжёлый путь юродства. Она пожертвовала свой дом в приходе Матфиевской церкви одной из своих знакомых, облачилась в одежды мужа. Дом Ксении и Андрея Петровых находился в начале Лахтинской улицы, вблизи Большого проспекта П. С. Ксения раздала свое имущество бедным, оделась в одежды покойного мужа и стала называть себя его именем – Андрей Федорович. Шла  за гробом мужа, а хоронила… саму себя.

Став на путь юродства, Ксения отзывалась только на его имя и говорила, что он жив, а Ксения умерла. Местные жители назвали улицу, где находился их дом, «улицей Андрея Петрова» (название Лахтинская улица получила в 1877 году).

Не имея пристанища, и в стужу, и в зной, Ксения скиталась среди бедняков, а по ночам уходила за город, где проводила время в горячей молитве. Когда на Смоленском кладбище начали строить церковь, в помощь каменщикам Ксения тайно ночами носила неподъёмные заплечные носилки с кирпичами на самый верх, складывала их, шепча молитвы на промозглом ветру.

Родные Ксении хотели устроить ее у себя и дать всё необходимое для жизни, но блаженная отвечала им: «Ничего мне не надо». Казалось, она была рада своей нищете, и, приходя куда-нибудь, говорила: «Вся я тут».

Екатерина Великая стала продолжателем дел Великого Петра. И если Пётр I возвышал значимость для петербуржцев и России имя Святого Александра Невского: строительство Алексендро- Невской лавры, перенос святых мощей в лавру; то примером для Екатерины II стал  Святой Равноапостольный князь Владимир.

В её царствование празднуется 800 – летие крещение Руси; освящается Князь – Владимирский собор.

На парадном портрете кисти Левицкого «Екатерина II законодательница» императрица изображена с чёрно-красной  лентой  ордена Святого Владимира, который был учрежден ею самой в 1782 году,  к 20-летию своего царствования.

Паисий Величковский перевёл духовный сборник  православных авторов IV - XV веков «Добротолюбие» на славянский язык, этот перевод был издан при Екатерине II, в 1793 году.

Позднее, со  славянского на Русский, его перевёл Фёофан Затворник, но это не точный перевод, а скорее вольный пересказ.

С именем Паисия Величковского связано восстановление, оживление -  старчества – духовного наставничества. Старец, как правило монах, к которому приходят миряне за советом.



Предварительный просмотр:

Святыни мировых цивилизаций в Петербурге.

Православие. Утраченные Святыни.

Краткий очерк.

Дан Татьяна Юрьевна,

учитель истории,

истории и культуры Санкт-Петербурга.

Павел I. Российский император, Великий магистр  Мальтийского ордена.  После захвата Мальты Наполеоном рыцари госпитальеры нашли прибежище в России. Павел был романтиком, рыцарем. Приоратский дворец в Гатчене стал центром, «юридическим адресом» мальтийцев в России.

Указам Павла создаётся Кавалергардский полк, военная форма которого напоминает о мальтийских рыцарях: красно-белый цвет, на груди мальтийский крест.      

Павел I был охвачен идеей единения Западного и Восточного христианства. Он придаёт в России особый статус католическому  ордену Св. Иоанна Иерусалимского, делает его открытым для православных, как для дворянства, так и духовенства. Сам император на парадных портретах изображён с этим орденом.  Идея Единения отразилась и в заказе Казанского собора, по образцу Римско-католическкого собора Св. Петра в Риме. Сам собор должен был иметь две полукруглые колоннады, символизирующие две ветви

христианства.  В России также нашёл своё прибежище Орден Иезуитов.

   Другая идея Павла касалась преодоления, примирения с раскольниками – «единоверие». Старообрядцам разрешалось сохранение их службы и обрядов, но с условием, что священнослужителей для единоверцев будет поставлять официальная господствующая церковь. На это пошли не многие общины. И проект этот не привёл к преодолению раскола. Однако позже  в Петербурге, была построена Никольская Единоверческая церковь (1820-1838гг.) В Советский период в здании церкви располагался музей Арктики и Антарктики, сегодня здание передано приходу.

В последние годы царствования Екатерины I , годы царствования Павла и в начале царствования императора Александра I,  архитектором Ф.И.  Демерцовым была построена Знаменская церковь. Площадь называлась Знаменская. В 1941 году она была разрушена; сегодня на её месте вестибюль станции метро Площадь Восстания.

Духовником императора Павла был митрополит Московский и Коломенский Платон Левшин. Как известно, Павел был очень эмоционален, достаточно упрям и скор на реализацию своих решений. В короткий период его царствования было принято огромное количество указов, историки говорят, что каждый день император издавал 4 указа. У Павла была идея-мечта – служить литургию, как священнослужитель, однако Платон Левшин «решил этот деликатный вопрос» резонно заявив, что Павел женат дважды, а значит не имеет права на совершение литургии.

Александр I  Благословенный.

При ипрераторе Александре строится, один из главнейших соборов города Иконы Казанской Божией Матери. Архитектор – Воронихин, под руководством Строгонова, интересно, что Воронихин был крепостным графа Строгонова. Собор был освящён на кануне Отечественной войны 1812 года. Годы строительства храма 1801-1811.  Казанский собор стал символом победы в Отечественной войне 1812 года. Перед иконой Казанской Божией Матери горячо молился М.И. Кутузов перед отъездом в армию на позиции. Сегодня – это храм – мемориал. В нём хранятся: триумфальные знамёна, ключи освобождённых городов, с храме похоронен И.И. Кутузов. Перед храмом 1835 году был поставлен памятник Кутузову, годом позже Барклаю де Толли.

В 1817-1818 год на углу Шпалерной и сегодняшнего проспекта Чернышевского была построена церковь Всех скорбящих радость. Именно в этом храме хранилась икона принадлежащая царевны Натальи Алексеевны Всех скорбящих радость.

Обер-прокурорам Святейшего Правительствующего Синода был князь Голицын. Князь Голицын так же занимал пост Министра Духовных дел и  Народного Просвещения, Министра всех конфессий  президент Русского Библейского общества. Общество занималось переводом Библии со славянского на русский, что, естественно,  не нравилось представителям элиты священства. Оппонентами: митрополит Петербургский Серафим Глаголевский

 архимандрит Фотий Спасский, министр А.А. Аракчеев.

Император Николай I годы правления 1825-1855.

Не смотря на то, что время правления императора Николая в России было временим: цензуры, роста чиновничьего аппарата, строгой иерархии и чинопочитания, это было время масштабного строительства храмов. Следует отметить, что Николай I получил прекрасное военно-инженерное образование. Он бы третьим сыном в царской семье и шансов на то, что он займёт императорский престол,  было мало. Именно старшего сына готовили  стать наследником престола, остальные сыновья в царской семье получали военное образования.

Для Петербурга это был прекрасный период его строительства и формирования главных архитектурных ансамблей города. Николай в деле строительства знал толк.

Обер-прокурором Синода, при императоре   Николае I был граф Н.А. Протасов, гусар, и этим многое сказано. Оппонентом Протасова стал митрополит Филарет Дроздов, автор Катехизиса,   духовный писатель, архиепископ РПЦ.

Митрополит Филарет Дроздов, говорил обер-прокурору Н.А. Протасову: «Моя ряса цепляется за Ваши гусарские шпоры».

В правление императора Николая I архитектор В.П. Стасов строит два собора: Спасо-Преображенский и Троицкий Измайловский собор, интересно отметить, что оба собора для гвардейских полков. Время Николая, было весьма милитаризовано, однако носило скорее внешний. показной характер.

     

30-е годы XIX века было временем поиска национальной идеи, национального стиля; своей национальной идентичности в литературе, музыке, архитектуре, мировоззрение.

Император, можно сказать, даёт такой госзаказ.

Более всех в этом в этом деле преуспел министр Народного просвещения С.С. Уваров.

 Он вошёл в историю Российской империи, как автор, так называемой Теории официальной народности- триединства: Православие; Самодержавие; Народность.

Заказ поиска национальной идеи в архитектуре было возложено на архитектора Константина Тона.

Тон обращается к архитектурному наследию древних храмов и разрабатывает Неорусский  стиль.

К сожалению , храмам Тона не повезло, в Советской время, они совершенно не заслуженно, были признаны не имеющими художественно-исторической ценности. Возможно, то обстоятельство, что они были построены в Николаевскую эпоху, самую одиозную, по мнению Советской власти, сыграло своё значение.

Какие же храмы архитектора К. Тона были разрушены; стали утраченными Святынями Санкт- Петербурга?

Введенский (Введение во храм Пресвятой Богородицы) собор Лейб-гвардии Семёновского полка.  Разрушен в 1932 году. Находился напротив  Витебского ЖД вокзала. На месте храма стоит  памятник-обелиск.

Благовещенская ( во имя Благовещения Пресвятой Богородицы) церковь. Неорусский стиль.  Находилась на площади Труда; в месте оживлённых коммуникаций..  Снесена в 1929 году.

Ныне её место пустует. При проведении в середине 1990-х годов работ по строительству подземного перехода под площадью были окончательно разрушены фундаменты, пещерный храм и некрополь Благовещенского храма.

По имени церкви были названы:

Благовещенский мост, в 1855 году переименованный в Николаевский (с 1918 по 2007 год — Мост Лейтенанта Шмидта)

Благовещенская площадь (с 1918 года — площадь Труда)

Благовещенская улица (с 1918 года — улица Труда).    

Церковь Святого мученика Мирония лейб-гвардии Егерского полка. Неорусский стиль.  Разрушен в 1934 году. Находился на берегу Обводного канала. Сейчас на этом месте пустырь и автомойка.

Единственно сохранившееся, но изменившееся до неузнаваемости церковь К. Тона – лаборатория ЛЭТИ на Аптекарском острове.

Однако, следует сказать, что восстановление в Москве храма Христа Спасителя, главной работы К. Тона, навсегда вписало имя этого архитектора в культурное наследие России.

 Александр II Освободитель.

Время правления этого императора было временем: нигилизма, материализма, атеизма.

Время Александра II, время проведения реформ, главная из которых, освобождения крестьян от крепостной зависимости. Россия ведёт активную политику на Востоке, помогая борьбе за независимость славянских/ христианских  народов от Турецко-Османского ига.

Обер-прокурором Синода при Александре I был граф Д.А. Толстой; митрополитом Исидор Никольский.

Начальником Духовной Академии  Святитель Феофан Затворник, духовный писатель, богослов, переводчик сборника «Добротолюбие» со старославянского на русский.

Это было время начало служения Иоанна Кронштадтского.

Отец Иоанн был направлен на служение в Андреевский собор в самый сложный приход. В конце XIX  начале XX века, здесь в Кронштадте, портовом городе, собирался самый асоциальный элемент. Процветала бедность пьянство, криминал. Индустриализация в России и Петербурге отрывала вчерашних крестьян от их привычной круговой, мирской жизни и бросала в пропасть бытового и духовного неустройства. Иоанн Кронштадтский стал заниматься этими людьми. Возвращая им веру и надежду. Бытовая помощь, дома трудолюбия, школы, библиотеки на это Отец Иоанн тратил большие средства.

Известно, что молитва Иоанна Кронштадтского имела огромную силу. В 1906 году протоиерей стал членам Синода, однако уклонялся от заседаний. В конце XX века Иоанн Кронштадтский был причислен к лику святых.

При Александре II строится греческая церковь Св. Дмитрия Солунского, спонсором стал Дмитрий Егорович Бенардаки, крупный русский промышленник с греческими корнями.

Д. Бенардаки были основаны Фонды благотворительности нуждающимся учащимся Петербуржских мужских гимназий, он опекал детей, осужденных за мелкие преступления, создав несколько земледельческих колоний и ремесленных приютов — «Приют и помощь детям». Д. Бенардаки построил в Санкт-Петербурге Греческую посольскую церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского. Он полностью взял на свое иждивение строительство этой церкви, то есть полной финансовой поддержки.

Был похоронен в Греческой церкви в Санкт-Петербурге, снесённой в 1962 год[3]. 2 сентября 2011 года останки были перезахоронены в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской Лавры.

На месте греческой церкви построен БКЗ Октябрьский.

Сравним и опечалимся!

     

Иосиф Бродский

Остановка в пустыне.

Теперь так мало греков в Ленинграде,

что мы сломали Греческую церковь,

дабы построить на свободном месте

концертный зал. В такой архитектуре

есть что-то безнадежное. А впрочем,

концертный зал на тыщу с лишним мест

не так уж безнадежен: это - храм,

и храм искусства. Кто же виноват,

что мастерство вокальное дает

сбор больший, чем знамена веры?

Жаль только, что теперь издалека

мы будем видеть не нормальный купол,

а безобразно плоскую черту.

Но что до безобразия пропорций,

то человек зависит не от них,

а чаще от пропорций безобразья…..

Так мало нынче в Ленинграде греков,

да и вообще - вне Греции - их мало.

По крайней мере, мало для того,

чтоб сохранить сооруженья веры.

А верить в то, что мы сооружаем,

от них никто не требует. Одно,

должно быть, дело нацию крестить,

а крест нести - уже совсем другое.

У них одна обязанность была.

Они ее исполнить не сумели.

Непаханое поле заросло.

"Ты, сеятель, храни свою соху,

а мы решим, когда нам колоситься".

Они свою соху не сохранили.

Сегодня ночью я смотрю в окно

и думаю о том, куда зашли мы?

И от чего мы больше далеки:

от православья или эллинизма?

К чему близки мы? Что там, впереди?

Не ждет ли нас теперь другая эра?

И если так, то в чем наш общий долг?

И что должны мы принести ей в жертву?

1 полугодие 1966

Ещё одной утраченной святыней конца XIX века стала церковь Св. Косьмы и Домиана лейб-гвардии Саперного батальона.

Архитектором церкви был М.Е. Месмахер; храм снесён в 1950-е годы, при строительстве станции метро Чернышевская. Сегодня на этом месте находится здание школы №183, рядом вестибюль станции метро Чернышевского.

Александр III Миротворец.

Император Александр III вошёл в история, как Миротворец, потому что в его правление Россия не участвовала  ни в каких военных компаниях, это была принципиальная позиция монарха.

Ещё про Александра III говорят, что он был самым русским императором, всё русское, самобытное его очень интересовало. Русская окладистая борода, которую носил император, говорит о многом.

В это время строили много храмов, но в основном в пригородах Петербурга. Самым печально знаменитым храмом построенным при Александре III, был Спас на крови – храм Воскресения Христово, на месте где пролилась кровь помазанника Божьего, его отца императора Александра II.  

Именно Александр пожелал, чтобы храм был в русском стиле. Цареубийство вызвало шок в России и Петербурге. Сначала на Екатерининском  канале хотели построить часовню, но средств пожертвования было  так много, что был построен великолепный храм с использованием самых современных технологий.

Архитекторы храма архимандрит Игнатий Малышев и Альфред Парланд.

За основу были взяты   церкви XVII, в начале этого века династия Романовых взошла на престол. В этом ярком самобытно неорусском  стиле выразилась национальная идея. Поиски национального стиля завершились.

Обер-прокурором Синода был К.П. Победоносцев.

Консерватор, учёный-правовед, писатель, переводчик, историк церкви; действительный тайный советник. Главный идеолог контрреформ Александра III. В 1880—1905 гг. занимал пост обер-прокурора Святейшего Синода. Член Государственного совета (с 1872). Преподавал законоведение наследникам престола — Николаю Александровичу (старший сын императора Александра II), будущим императорам Александру III и Николаю II, у которых пользовался большим уважением. Считается «серым кардиналом» правительства Александра III.

Конец XIX начало XX века было временем первых  либеральных веяний, просвещения народа; поэтому в этот исторический период создаются Народные дома, многочисленные общества, открываются библиотеки и школы для простого народа.

В Народ шли не только революционеры, но и священники.

В Петербурге создаётся  Общество распространения религиозно-нравственного  просвещения в духе православной церкви.  

Свою десятилетнюю годовщину Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви решило ознаменовать постройкой собственного храма с примыкающим к нему залом для духовных бесед, посвятив его памяти чудесного спасения императора Александра III и царской семьи 17 октября 1888 года во время железнодорожной катастрофы в Борках под Харьковом. Участок для церкви приобрел купец Евграф Федорович Балясов, пожертвовавший также 150 тыс. руб. на строительство.

Первый предел храма Троицкого собора на Стремянной улице  был освящён в 1893году.

16 февраля 1938 года храм был закрыт, передан под спортзал; здание использовалось различными организациями как складское помещение.

Храм был взорван 15 ноября 1966 года. Десять лет спустя на этом месте были выстроены "Невские бани", которые в вою очередь были снесены; и сегодня на этом месте строится Торговый Комплекс.

К периоду правления Александра III относится так же Богоявленская (Богоявления Господня)  церковь, на Гутуевском острове.

Храм построен в память чудесного спасения цесаревича Николая Александровича (будущего царя  Николай II). 29 апреля 1891 года во время проезда наследника-цесаревича через город Оцу в Японии, где он был ранен в голову саблей японским фанатиком.

Император Николай II Христианин на троне. Годы правления 1894-1917.

В начале XX века  несколько меняется неорусский стиль. В качестве образца берутся постройки XIII, XIV веков. Древни соборы Новгорода, Пскова, Ростова.

Широко празднуется 300-летие Дома Романовых. В Петербурге строится храм  Федоровской иконы Божией Матери. Собор строится 1911-194 год, автор проекта С.С. Кричинский.  Адрес: Миргородская улица дом 1.

В 1932 году храм был закрыт и до 90-х годов XX века сильно разрушился, но чудом сохранился. В 90-е  годы, как многие полуразрушенные храмы, был передан верующим и восстановлен.
Церковь Воскресения Христова на набережной Обводного канала была построена в 1904-1908 годах для Всероссийского Александра Невского общества трезвости. Средства на строительство жертвовали члены этого общества. Существует и другое мнение, средства собирались в виде налогов с питейных заведений. Церковь находится рядом с  Варшавским  вокзалом.
Такой храм на берегу Обводного канала оказался не случаен. В XIX веке после прорытия водной магистрали здесь сложился крупный промышленный район. Из-за тяжёлых условий труда и в целом беспросветной жизни у рабочих главными развлечениями стали кулачные бои и пьянство. Видя это, члены Всероссийского Александро-Невского общества трезвости озаботились постройкой храма, дабы отвлечь рабочих от пьянства.

Архитекторами церкви Воскресения Христова стали Герман Давидович Гримм, Густав Густавович фон Голи и Андрей Леонтьевич Гунн. В  храме могут поместиться до 4000 человек.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Петербург промышленный и финансовый центр России. Проверь себя!

Слайд 2

1 вариант 2 вариант Выйдя в отставку он завёл свой собственный завод, от сообщества предпринимателей ему был преподнесён серебряный венок в знак признательности и благодарности. По его инициативе и по его проекту был построен Морской канал. Где находится это здание, как оно называется? 1

Слайд 3

Каму этот памятник? Почему он имеет такую необычную форму? Его девиз был « Без спешки, без отдыха ». Он говорил: « Мой завод может всё сделать …». И сегодня мы любуемся чугунными вазами, оградами и решётками сделанными на его заводе. 2

Слайд 4

Родоначальником этой династии купцов был крепостной крестьянин из Ярославской губернии. Торговое товарищество созданное его потомками получило право размещать на своих товарах герб Российской империи. Покупать у них, это значило покупать самое лучшее. Напишите имя мецената, на деньги которого было построено это учебное заведение. 3

Слайд 5

Немец по происхождения, после смерти отца продолжил семейное дело. Крупнейший банкир Европы. Руководил государственным банком. Финансировал строительство Железных дорог в России. На его деньги было построено Училище технического рисования и музей при училище. Кому принадлежал этот завод? Почему эмблемой этого завода стала буква «К»? Где он находится сегодня? 4

Слайд 6

Офисом какой торговой компании было это здание где оно находится? Чем занималась фирма? Его предприятия производило: винтовки, снаряды, мины, затем паровые машины и наконец уникальное оборудование для добычи, хранения и транспортировки нефти. После революции в России его предприятие называлось «Русский дизель». 5

Слайд 7

Внимание, правильные ответы! Н.И. Путилов. Л. Нобель, он занимался производством пороха. Торговый дом братьев Елисеевых (Елисеев и Ко) А. Л. Штиглиц Компания «Зингер», Невский проспект, торговля швейными машинами. Елисеевский магазина на Невском проспекте. Ф.К. Сан-Галли А.Л. Штиглиц Н.И. Путилов, сегодня Кировский завод, проспект Стачек. Заводы Л. Нобеля.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Синтквейны учеников 9 класса к уроку по  теме  «Модерн в Петербурге».

Модерн.

Привлекающий и вдохновляющий,

Заинтересовывает, очаровывает, изумляет.

Прогулка по Невскому…

Талант.

                               Мария Макарова.

Модерн.

Стремительный и мимолётный.

Украшать, изобретать, декорировать.

Путешествие по Европе…

Подсолнухи…

                               Мария Макарова.

Модерн.

Манящий, уникальный.

Восхищаться, мечтать, сочетать.

Модерн – уникальный стиль, рождённый талантом и огромным стремлением художника.

Образ Петербурга.

Александр Сидоренков

Модерн.

Неординарный, мировой.

Строить, возводить, восхищать.

Модерн – лучший стиль в мире.

Город.

Никита Никитин

Модерн.

Современный, деловой.

Творит, мобилизует, изменяет.

Вливается в нашу жизнь.

Абстракция.

Ольга Сухарева

Модерн.

«Природный», мировой.

Сочетать, обновлять, интересовать.

Смешение искусств.

Изумляет.

Алёна Куприянова

Модерн.

Отличительный, особенный.

Заинтересовывает, сочетает, гармонирует.

Талант художников уникален.

Мировой стиль.

Никита Кирпанёв

Модерн.

Новаторский, ассиметричный.

Удивляет, сочетает, изобретает.

Модерн – совокупность желаемого с возможным.

Фантазия, риск.

Кирилл Лапин

Модерн.

Мировой, современный.

Строить, воображать, сочетать.

Стиль рождён талантом.

Многогранность.

Денис Горобченко

Модерн.

Мировой, стильный.

Украшает, радует, бодрит.

Мне он очень понравился.

Модный.

Виталий Яковлев

Модерн.

Современный, необычный.

Украшает, удивляет, привлекает.

Сочетание природы с технологией.

Фантазия.

Ангелина Сахарова

         



Предварительный просмотр:

История и культура Санкт Петербурга 8 класс; проверочная работа по теме «Литературный и  театральный Петербург».

1 вариант

2 вариант

1

Какие литературные кружки, общества существовали в Петербурге в первой трети XIX века?

Где в Петербурге мы могли бы встретить А.С. Пушкина.

2

Какими театральными жанрами были представлены театральные постановки?

Какие императорские театры существовали в Петербурге?

3

Что вы знаете о Н.А. Оленине?

Что вы знаете о братьях Виельгорских?

4

Где в Петербурге мы можем увидеть памятник А.С. Пушкину?

Где в Петербурге мы можем увидеть памятник И.А. Крылову?

5

Какой композитор считается родоначальником русской классической музыки? Какие произведения этого композитора вы знаете?

Какое музыкальное общество, которое приобщало петербуржцев к серьёзной классической музыке, было впервые основано в Петербурге и в России?



Предварительный просмотр:

                                Районный конкурс «Олимпиадный марафон»  

          По учебному предмету «Истории и культуры  Санкт-Петербурга»

8-9 класс

Фамилия и имя участника:_______________________________________________________

Номер(название) Школы:________________________________________________________

1 Вариант

1. Около какого здания установлено три памятника, два из которых в честь выдающихся

Русских ученых?

А) у академии художеств

Б) у биржи

В) у ассигнационного банка

Г) у здания двенадцати коллегий

2.Где можно увидеть макет Воскресенского Новодевичьего монастыря?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. В каком пригороде Петербурга  установлен памятник Иоганну Штраусу?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Как называлась раньше Площадь Восстания?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Кто из известных русских писателей учился на инженерном училище (располагавшимся в Михайловском замке)?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Что сейчас находится в здании Ассигнационного банка?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Где в Петербурге можно увидеть памятник собаке? Почему он установлен именно там?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Прочитай отрывок А.С.Пушкина «Вольность».Что за дворец имел ввиду поэт? Кем он был построен?

«Глядит задумчивый певец

На Грозно спящим средь тумана

Пустынный памятник тирана,

Забвенью брошенный дворец.»

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.Что объединяет следующие объекты: Дворец Петра II, манеж первого Кадетского корпуса, Румянцевский обелиск.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Столица – центр управления империей.

Слайд 2

Арка Сената и Синода.

Слайд 3

Какие петербургские здания напоминают об управлении государством? Здания Сената и Синода. Министерство внутренних дел. Министерство Народного просвещения и духовных дел. Военное министерство. Министерство иностранных дел. Финансовое министерство. Морское министерство.

Слайд 5

Служебная лестница чиновников. Сенаторы. Члены Государственного совета. Министры. Многочисленная армия чиновников. Писцы.

Слайд 6

Какие памятники напоминают о том, что Петербург был военной столицей? Главный штаб. Морское и военное министерство. Штаб Гвардейского корпуса. Казармы полков. Манежи.

Слайд 8

Какие памятники напоминают о роли церкви в жизни России и Петербурга. СИНОД

Слайд 9

Петербург – город веротерпимости.

Слайд 10

Голоса из прошлого… Прочитайте произведения Н.В. Гоголя «Нос» и Вы узнаете причину, по которой создана такая мемориальная доска.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Святые небесные покровители Петербурга.

Слайд 2

Святой апостол Пётр.

Слайд 3

Святой апостол Андрей Первозванный.

Слайд 4

Икона Казанской Божией матери.

Слайд 5

Святой благоверный князь Александр Невский.

Слайд 6

Александро-Невская лавра.

Слайд 7

Памятник А.Невскому.

Слайд 8

Святая блаженная Ксения Петербургская.

Слайд 9

Святой Иоанн Кронштадтский.

Слайд 10

Иоановский женский монастырь.