Разработки уроков по русскому языку

Майны Чайзат Болатовна

Разработки уроков по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ssts_i_abzats.docx31.45 КБ
Файл leksikografiya.docx70.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сложное синтаксическое целое (ССЦ).  ССЦ и абзац. Строение ССЦ. Средства связи в ССЦ.

Цель: дать понятие о сложном синтаксическом целом, как происходит строение ССЦ. Воспитать аккуратность и внимание  к написанию и произношению предложений с ССЦ.

План:

Урок- лекция

1.Оргмомент. Сообщение темы и цели урока.

2.Слово учителя:

   Под сложным синтаксическим целым понимается синтаксическая единица, большая, чем предложение. Это наиболее крупная единица синтаксиса, представляющая собой структурно-смысловое единство.

    Сложное синтаксическое целое обнаруживается в связном тексте. Это сочетание нескольких предложений, характеризующееся относительной завершенностью темы (микротемы), смысловой и синтаксической спаянностью компонентов.

   Отдельные предложения в составе сложного синтаксического целого объединяются межфразовыми связями, которые осуществляются при помощи лексической преемственности, а также специальных синтаксических средств.

От сложного предложения (в том числе и многочленного) сложное синтаксическое целое отличается менее тесной связью между частями, их формально-синтаксической самостоятельностью. Однако эти качества не мешают компонентам сложного синтаксического целого объединяться в смысловое и даже структурное единство, что и позволяет выделять эту единицу в синтаксисе.

    Структурными средствами организации самостоятельных предложений в составе сложного синтаксического целого являются союзы в присоединительном значении, анафорически употребленные местоимения, наречия; обстоятельственные сочетания в роли детерминантов, модальные слова, порядок слов, соотнесенность видовременных форм глаголов и возможная неполнота отдельных предложений; существенную роль играет и общее интонационное оформление. В смысловом отношении сложное синтаксическое целое характеризуется лексической преемственностью, широтой охвата содержания излагаемой темы, вплоть до полного ее раскрытия (каждое из последующих звеньев сложного синтаксического целого расширяет и развивает содержание предыдущих).

Перечисленные здесь формально-грамматические средства межфразовой связи не обязательно должны присутствовать в каждом сложном синтаксическом целом в полном объеме. Избираются то одни средства связи, то другие; то строго и последовательно однотипные, то в различных комбинациях друг с другом, т е. «организация сложного синтаксического целого не является стабильной». Но в каждом конкретном случае смысловая объединенность частей абсолютно обязательна.

    Вот пример сложного синтаксического целого: Итак, может быть, не полностью, а, как говорят, «в первом приближении», мы все-таки разобрались, что такое робот. Во-первых, это искусственно созданная система (в отличие от живых организмов, в том числе выращенных с тем или иным искусственным вмешательством). Во-вторых, это система, способная достаточно самостоятельно выполнять те или иные полезные для человека функции. Наконец, в-третьих, - система, адекватно реагирующая на изменение окружающих обстоятельств, причем степень восприятия ею внешнего мира (а следовательно, и диапазон возможных реакций) относительно велика (газ.).

    Прежде всего, это сложное целое отличается смысловой завершенностью (второе, третье и четвертое предложения последовательно раскрывают явление, названное в первом предложении). Кроме смысловой объединенности, предложения в составе этого целого имеют и другие показатели сочетаемости друг с другом: лексическая преемственность с повтором (робот - это искусственно созданная система; это система, способная..., система, адекватно реагирующая...), скрепляющие предложения вводные слова (во-первых, во-вторых, наконец, в-третьих); параллелизм строения трех последних предложений, последовательно подключаемых к первому; интонационная связанность и завершенность.

В сложном синтаксическом целом: Послышалось около третьего корпуса: «так... так... так...». И так около всех корпусов и потом за бараками и за воротами. И похоже было, как будто среди ночной тишины издавало эти звуки само чудовище с багровыми глазами (Ч.) - средствами организации предложений является синонимический повтор эти звуки, присоединительный союз и, наречие так, формы прошедшего времени глаголов.

    Предложения в составе сложного целого: Вскинешь кверху тяжелую, как лом, одностволку и с маху выстрелишь. Багровое пламя с оглушительным треском блеснет к небу, ослепит на миг и погасит звезды, а бодрое эхо кольцом грянет и раскатится по горизонту, далеко-далеко замирая в чистом и чутком воздухе (Бун.) - связаны обозначением действия (первое предложение) и его результата (второе предложение), общностью видо-временных форм глаголов-сказуемых и объединяющей интонацией.

 Очень характерны для сложных синтаксических целых присоединительные связи, последовательно осуществляемые при соединении отдельных конструкций, часто парцеллированных: Он один в своей комнате, но вместе с ним сейчас люди, до боли знакомые, родные, близкие, хорошие и добрые. И другие люди, злые, ненавистные, бездушные. И еще «тропинка, вдоль которой курчавилась мята, наливалась темными гроздьями ежевика, а позднее, когда наступает осень, выстроившиеся вдоль арыка орехи засыпали ее желтыми листьями». И маленькая деревушка на левом берегу Аракса, у подножия невысокого холма. И трудные воспоминания суровых военных лет. Мир детства писателя. Мир, который всегда с ним, где бы он ни был - в огромной Москве, в шумном Баку или в различных поездках по стране (газ.).

    Сложное синтаксическое целое может строиться и без специальных связующих элементов, лишь на основе лексической преемственности, синонимических и лексических повторов, общности временного плана. Например: Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди пробудившегося цветущего поля, и, если у вас сохранился чуткий слух, вы непременно услышите чудесные звуки земли, которую во все времена люди так ласково называли матерью-землею. Будь это журчание весеннего ручейка или нахлест речных волн на береговой песок, пение птиц или гром отдаленной грозы, шелест цветущих луговых трав или треск мороза в зимнюю ночь, трепетание зеленой листвы на деревьях или треск кузнечиков у протоптанной луговой тропинки, взлет жаворонка и шум хлебных колосьев, тихое порхание бабочек, - все это бесчисленные звуки земли, слышать которые люди городские, оглушенные шумом машин, отвыкли. Тем радостнее такому человеку, еще не совсем утратившему чувство родной природы, побывать в лесу, на реке, в поле, набраться душевных сил, которые, быть может, всего нам нужнее (С.-М.).

   Итак, формы организации отдельных предложений в сложные синтаксические целые различны, набор средств связи и объединенности компонентов варьируется в зависимости от содержания, стиля изложения, авторской манеры и, следовательно, в каждом конкретном случае выступает в определенных комбинациях. Однако, несмотря на отсутствие стабильности в оформлении сложных синтаксических целых, все-таки имеются довольно четкие общие принципы их организации, которые и позволяют выделить их классификационную основу.

Выделение сложного синтаксического целого на основе семантико-структурной объединенности отдельных предложений отнюдь не свидетельствует, что любой текст четко и последовательно членится на сложные целые и потому представляет собой сумму таких единиц. Сложные целые могут сочетаться с отдельными предложениями, простыми и сложными. Сочетание и различные комбинации этих единиц подчинены логико-смысловой структуре текста. Семантико-структурная объединенность сложного целого как раз и проявляется в результате такого сочетания, когда отдельные предложения, занимая в тексте самостоятельную позицию, не включаются ни в одно из сложных целых. Проанализируем текст:

(1) Идя по основным указанным Вами пунктам, я могу сказать о Салтыкове следующее.

(2) Я начал знакомиться с его произведениями, будучи примерно в тринадцатилетнем возрасте. Причем, как хорошо помню, они мне чрезвычайно понравились, несмотря на то, что я понял, конечно, мало из того, что им написано.

(3) В дальнейшем я постоянно возвращался к перечитыванию салтыковских вещей.

(4) Влияние Салтыков на меня оказал чрезвычайное, и, будучи в юном возрасте, я решил, что относиться к окружающему надлежит с иронией. Сочиняя для собственного развлечения обличительные фельетоны, я подражал приемам Салтыкова, причем немедленно добился результатов: мне не однажды приходилось ссориться с окружающими и выслушивать горькие укоризны.

(5) Когда я стал взрослым, мне открылась ужасная истина. Атаманы-молодцы, беспутные клемантинки, рукосуи и лапотники, майор Прыщ и бывалый прохвост Угрюм-Бурчеев пережили Салтыкова-Щедрина. Тогда мои взгляд на окружающее стал траурным.

(6) Каков Щедрин как художник?

(7) Я полагаю, доказывать, что он перворазрядный художник, излишне.

(8) Вы пишете об оценке Щедрина в связи с задачами создания советской сатиры?

(9) Я уверен в том, что всякие попытки создать сатиру обречены на полнейшую неудачу. Ее нельзя создать. Она создается сама собой, внезапно. Но каждому из советских сатириков, я полагаю, надлежит рекомендовать усиленное изучение Щедрина (Булг.).

   Текст разбит на девять частей, каждая из которых составляет синтаксическую единицу - отдельные предложения (1, 3, 6, 7, 8) и сложные целые (2, 4, 5, 9). Как видим, синтаксическое членение не всегда совпадает с абзацным (см. об этом § 131). Логико-смысловая структура текста влияет на его синтаксическую организацию: первое предложение (1) стоит особняком, предваряя рассуждение; оно не может быть подключено к следующей за ним синтаксической единице, несмотря на логическую связанность с ней (обобщение и конкретизация), поскольку в логико-содержательном плане подчиняет себе (как бы вмещает в себя) весь последующий текст целиком. Предложение (3) разрывает два синтаксических целых (2), (4) и ни с одним из них не может слиться: в логико-смысловом отношении это мостик между двумя частями текста, где даются сведения о знакомстве с произведениями Щедрина (2) и сведения о результате этого знакомства (4). Следующая часть текста организуется в сложное целое (5), предложения которого жестко сцеплены, поскольку с четкой последовательностью развертывают микротему, что закрепляется и в структурных показателях: пояснительный характер связи между вторым предложением и первым (какая именно ужасная истина?), связующий элемент тогда, проецирующий временной план первого предложения. Предложения (6), (7), (8) строятся по вопросно-ответной системе. И, наконец, последнее звено текста - сложное целое (9), являющее собой тесное сцепление предложений по типу цепной и параллельной синтаксической связи: лексические отсылки (ее, она), противительный союз но. Немалую роль при объединении предложений в сложное целое играет порядок слов, который подчиняется актуальному членению каждого предложения как структурного элемента сложного целого.

    Существование сложного целого как семантико-синтаксической единицы более высокого в сравнении с предложением синтаксического уровня особенно подчеркивается таким его свойством, как способность объединяться в одно сложное предложение, например: Я уверен в том, что всякие попытки создать сатиру обречены на полнейшую неудачу: ее нельзя создать - она создается сама собой, внезапно, но каждому из советских сатириков, я полагаю, надлежит рекомендовать усиленное изучение Щедрина. Ср. невозможность объединения, например, предложений (8) и (9).

129.

   Структурные особенности сложных синтаксических целых

     Сложные синтаксические целые могут быть однородного и неоднородного состава. Между однородными предложениями в составе единств обнаруживается параллельная связь, между неоднородными - цепная (последовательная). Параллельно связанные предложения автосемантичны (т.е. сами по себе знаменательны, самостоятельно оформлены без лексико-грамматической связи с предшествующими предложениями); предложения, последовательно связанные, синсемантичны (тесно спаянные предложения, которые, будучи изолированными, лишаются способности самостоятельного употребления, поскольку в них есть лексико-грамматические показатели связи с предшествующими предложениями). При параллельной связи в предложениях имеется перечисление, сопоставление или противопоставление; в них обычно наблюдается структурный параллелизм. Назначение таких сложных целых - описание ряда сменяющихся событий, действий, состояний, картин. Например: Буря бушевала над Петербургом, как возвращенная молодость. Редкий дождь хлестал в окна. Нева вспухала на глазах и переливалась через гранит. Люди пробегали вдоль домов, придерживая шляпы. Ветер хлопал черными шинелями. Неясный свет, зловещий и холодный, то убывал, то разгорался, когда ветер вздувал над городом полог облаков (Пауст.). Здесь каждое предложение знаменательно, так как их лексическое наполнение вполне самостоятельно (нет ни слов-указателей; ни слов, вмещающих в себя и обобщающих собой значение целых конструкций; ни слов - «представителей» другой конструкции и т.д.). Объединяющим началом всех этих отдельных предложений является логико-смысловое единство - соотношение общего (буря бушевала) и частного (Нева вспухала...; Люди пробегали...; Ветер хлопал...; Свет то убывал, то разгорался...) в описании картины. Из структурных показателей объединения можно назвать лишь параллелизм строения предложений (двусоставность, одинаковый порядок расположения членов предикативной основы - подлежащего и сказуемого), а также совпадение видо-временных форм глаголов-сказуемых (бушевала, хлестал, вспухала, пробегали, хлопал, убывал, разгорался, вздувал). По тому же типу построено и следующее сложное целое: Зимой в Вильно гремели балы. Паркеты дрожали от танцев, сияли под потолками тяжелые люстры, звенели шпоры. Ветер от шелковых шлейфов холодил ноги старикам, глядевшим на танцы из кресел. Крепостные музыканты надрывались на хорах, выдувая из флейт и кларнетов бешеные темпы мазурки (Пауст.).

При цепной связи (наиболее распространенной) части предшествующих предложений повторяются в последующих или используются их указатели - местоимения, местоименные наречия и т.д. Предложения как бы цепляются одно за другое, последующее подхватывается предыдущим и тем самым осуществляется развертывание мысли, ее движение. Каждое отдельно взятое предложение (обычно кроме первого) синсемантично, так как не способно в нетрансформированном виде к самостоятельному употреблению и свои коммуникативные качества получает лишь в тесном контакте с другими предложениями. Например: Стеклянные корабли пенили воду. Ветер трубил в их снастях. Этот звук незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков (Пауст.).

     Параллельная и цепная связь могут совмещаться в пределах одного сложного целого, образуя смешанный тип: Падавший снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон, лившийся ручьями из дома. А Золушка смотрела, улыбаясь, на пол. Около ее босых ног стояли хрустальные туфельки. Они вздрагивали, сталкиваясь друг с другом, в ответ на аккорды, долетавшие из комнаты Грига (Пауст.). Между первыми двумя - параллельная связь, далее предложения присоединяются по способу цепной связи.

    Даже при наличии параллельной связи в сложном синтаксическом целом, при автосемантии его частей все-таки обычно наибольшей степенью самостоятельности обладает лишь первое предложение, открывающее синтаксическое целое. В примере: Днем рисовать было некогда. Помогали белые ночи. Их сумрак был светел. Он не скрывал очертания статуй. Наоборот, в призрачном блеске ночей статуи казались особенно ясными на темной листве, вычерченными более чистыми линиями, чем днем. Днем они были грубее (Пауст.) - первые два предложения обнаруживают параллельную связь, однако второе предложение - Помогали белые ночи - семантически полноценным становится лишь на фоне первого предложения, которое намечает общую конситуацию. Что касается остальных предложений, то все они синсемантичны, так как содержат анафорически употребленные местоимения и вводное слово наоборот.

     Таким образом, большую роль в структуре сложного синтаксического целого играет первое предложение - зачин. Оно «дает» тему, которая раскрывается последующими компонентами единства. В структурном отношении первое предложение строится свободно и вполне самостоятельно. Зато все последующие оказываются структурно связанными (порядок слов, видо-временные формы глаголов, интонация и, отчасти, лексический состав подчинены предложению-зачину).

     Примеры: 1) Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В нихслышен шум прибоя (Пауст.).

     Зачин - первое предложение, основная тема сообщения. Назначение второго предложения - передать противительно-выделительные отношения (связь осуществляется посредством сочетания но особенно). Третье предложение обосновывает второе (показатель связи - местоименный повтор в них, замещающий субстантивное словосочетание горные леса около моря). Кроме лексико-синтаксических показателей связи (особенно хороши, в них), имеются и собственно синтаксические, в первую очередь - союз но и порядок слов: во втором и третьем предложениях сказуемое предшествует подлежащему, что предопределено структурой первого предложения. Предложения объединяются по способу цепной связи.

      2) Погода мучила. С утра светило солнце, парило над дымящимися полями, над грязными дорогами, над хлебами, насыщенными водою, легшими на землю. С утра Аверкий, порою покидавший свою телегу и добредавший до избы, обещал старухе, что опогодится. Но к обедам опять заходили тучи, казавшиеся еще чернее от блеска солнца, меняли облака свои необыкновенные цвета и очертания, поднимался холодный ветер, и бежал по полям косой радужный дождь (Бун.).

Зачин - Погода мучила. Все содержание последующих предложений подчинено этой исходной теме: дается ее подробное обоснование. Структурная связанность выявляется в следующем: основные глаголы имеют один временной план (мучила, светило, парило, обещал, заходили, меняли, поднимался, бежал); параллелизм в построении поясняющих предложений (второе и четвертое предложения); повторение обстоятельства времени в начале каждого предложения (с утра; с утра; но к обедам); противительные отношения на стыке третьего и четвертого предложений; положение глагола-сказуемого перед подлежащим (второе и четвертое предложения).

     Предложение-зачин может иметь и такую специфику: в нем есть слово (или слова), вмещающее все содержание последовательно перечисляемых компонентов сложного синтаксического целого. Такое единство строится по схеме предложения с однородными членами, при которых имеется обобщение: Отсюда все было видно вокруг. И самые высокие снежные вершины, выше которых только небо. Они стояли позади гор, над всеми горами и над всей землей. И те же горы, что пониже снежных, - лесистые горы, поросшие понизу лиственными чащами, а поверху - темным сосновым бором. И горы Кунгеи, обращенные к солнцу; на склонах Кунгеев ничего не росло, кроме травы. И горы еще поменьше, в той стороне, где озеро, - просто голые каменистые увалы (Айтм.). Таким образом построенное сложное синтаксическое целое легко объединяется в одно предложение, причем с точным воспроизведением интонационного рисунка: обобщающе-предупреждающая интонация первого предложения; постепенное нарастание интонации при перечислении однотипно построенных частей, с логическим подчеркиванием при этом каждой из них (и самые высокие снежные вершины...; и те же горы...; и горы...; и горы...), интонация вводности, сопровождающая части Они стояли позади гор...; на склонах Кунгеев...Ср.: Отсюда все было видно вокруг: и самые высокие снежные вершины, выше которых только небо (они стояли позади гор, над всеми горами и над всей землей); и те же горы, что пониже снежных, - лесистые горы, поросшие понизу лиственными чащами, а поверху - темным сосновым бором; и горы Кунгеи, обращенные к солнцу (на склонах Кунгеев ничего не росло, кроме травы); и горы еще поменьше, в той стороне, где озеро, - просто голые каменистые увалы.

Предложение-зачин в сложном синтаксическом целом несет основную информацию. Будучи объединенными друг с другом в связном тексте, зачины составляют его содержательную канву.

3.Итоги,выводы.

4.Дома: выписать из литературных произведений 8-10 предложений с ССЦ.



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 10 классе по теме:

«Синонимы. Антонимы. Работа со словарями. Лексикография»

Тип урока:    углубление  знаний.

Вид урока:  урок-практикум

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Цели: 

Образовательные:

  • систематизировать сведения о синонимах и антонимах;
  • углубить сведения о синонимах, антонимах, видах словарей и лексикографии как науке;
  • развивать навык определения контекстуальных, лексических и стилистических синонимов и антонимов.
  • совершенствовать умение использовать синонимы и антонимы в речи;  начать работу, способствующую выполнению  заданий формата ЕГЭ (№ 22, 23,24).

Развивающие:

  • развивать ключевые компетенции учащихся:  
  • коммуникативную (формулирование  основной мысли своего высказывания,  аргументация своей точки зрения, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания);
  • языковую (практическое владение родным языком, его словарем, соблюдением языковых норм),
  • интеллектуальную ( умение осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых единиц)  
  • развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени,
  • развивать речемыслительные и творческие способности учащихся;
  • способствовать удовлетворению познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к родному русскому языку, к художественному слову;
  • воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности;
  • совершенствовать  навыки  этичного межличностного общения;
  • формировать  навыки  контроля и самоконтроля;
  • активизировать познавательную деятельность  в коллективе и формировать навык  сотрудничества в решении поисковых задач;

Методы работы:

  • по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;
  • по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;
  • по источнику знаний: словесные, практические;
  • по стимулированию и мотивации: познавательные, эмоциональные;
  • по организации деятельности: индивидуальные, групповые,  фронтальные.

Оборудование:    

  • слайдовая презентация,
  • медиапроектор,  
  • онлайн-тест,
  • раздаточный материал.  

Прогнозируемые  результаты:

  • учащиеся владеют предложенным   теоретическим  материалом;
  • учащиеся владеют соответствующими грамматическими нормами  русского литературного языка;
  • учащиеся осознают   практическую значимость предложенного материала.

 

Ход урока.

Хронометраж

I. Организационный момент

1 минута

II.  Мотивация учебной деятельности

  1. Беседа.  (слайд №1)

Здравствуйте. Тема нашего урока - «Синонимы. Антонимы. Работа со словарями. Лексикография».

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова китайского философа Лао-цзы.

         Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага. 

Лао-цзы

Определите основную мысль эпиграфа.

Какими мотивами вы объяснили бы выбор эпиграфа?

Как он помогает определить тему урока?

О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Что, по-вашему, может последовать за эпиграфом?

(слайд №2) Ученик , готовящийся к экзаменам.

Эта тема, первый взгляд, далека от нас, но через 2 года нам предстоит сдавать ЕГЭ, в КИМах которого есть задания, связанные с темой нашего урока.

(слайд №3) Задания 22.23, 24,  в которых выделены  термины.

Посмотрите на материал демоверсии 2015 года.

3 минуты

III. Актуализация опорных знаний. Постановка цели и задач урока. Проверка домашнего задания.

Как вы считаете, полезна ли будет тема  урока для работы над тестом ЕГЭ?  

 Что может дать сегодняшний урок? 

А вот можно ли найти чисто практическое, утилитарное (имеющее практическое назначение или направленное на достижение практических целей, извлечение материальной пользы) применение знаниям уже сегодня?

Сегодняшний наш урок может дать возможность ориентироваться в лингвистическом материале и выполнять эти задания.

  1. Вы поняли, что и домашнее задание было связано с этим материалом. Вы должны были в тексте упр.29 найти и выделить средства выразительности. (Текст с построчной  нумерацией  давался на дом)

(слайд №4) Текст упражнения.

Отдельно на слайде термины

1 .Слова умеют плакать и смеяться,      

2. Приказывать, молить и заклинать

3. И, словно сердце, кровью обливаться,

4. И равнодушно холодом дышать.

5. Хорошо, когда хулят и хвалят,

6. Превозносят или наземь валят,

7. Хорошо стыдиться и  гордиться

8. И на что- нибудь годиться.

Антонимы                                          

  • Книжная лексика                              
  • Лексические синонимы                    
  • Сравнение                                          
  • Олицетворение                                  
  • Градация                  
  • Метафора                                          
  • Анафора                                              
  • Полисиндетон                                  
  • Сниженная лексика (разг.)              
  • Устаревшие слова                            
  • Контекстные синонимы ( на дом не давалось)                                          
  • Стилистические антонимы ( на дом не давалось)  

Работа по двое. Даю пример с № предложения .

-Я считаю, что в третьей строке используется градация

1- градация- это…

2- называет ее и зачеркивает ИВС.

2 минуты

5 минут

IV. Углубление  материала по теме «Синонимы. Антонимы. Работа со словарями. Лексикография».

Вы определили лексические синонимы.

  1. Остались антонимы и синонимы двух видов: контекстные и стилистические.

В домашнем списке ИВС нет контекстных и стилистических синонимов и антонимов.

Как вы понимаете разницу между лексическими и контекстными, стилистическими  синонимами и антонимами?

  1. Чтобы помочь разобраться, предлагаю вам таблицу. Попробуйте найти в ней стилистические синонимы и антонимы. Почему вы так решили? А контекстуальные?

Назначенный ученик  внимательно слушает и пробует сформулировать определение  этих понятий.

   

(слайд № 5).Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока».

Он не ел, а вкушал.                  

Ученик формулирует правило.

Правило ( сверяем).

  Синонимы, антонимы  стилистические – это синонимы, антонимы,  совпадающие по значению, но различающиеся принадлежностью к различным стилям речи, степенью употребительности, экспрессивной окраской и т. п

слайд6

 

"Волки и овцы".

Мощный массив деревьев надвигается на меня. Я ещё не совсем понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую тишину, я вхожу под своды мрачной зелени кедрача. Хруст ветки под ногой нарушает покой тайги.

Ученик формулирует правило.

Правило ( сверяем)..

Контекстуальные синонимы, АНТОНИМЫ – это слова, которые приобретают одинаковое ИЛИ ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ  значение в условиях определенного контекста.

  1. Теперь я вам предлагаю групповую работу с данным лексическим материалом. Посмотрим, как вы самостоятельно справитесь с ней.

 Вам необходимо разделиться на 3 группы  ( по рядам), у каждой- индивидуальное задание.

1группа определяет в тексте лексические синонимы и антонимы,

2 группа- стилистические,

3 группа- контекстуальные

Необходимый лексический материал выделен курсивом.

(слайд № 7).

 (1)Многие при изучении наук преследуют только одни материальные выгоды, и в их осознании достижение известного «образования» всегда соединяется с получением материальных преимуществ. 

(22)Но ведь если человек достиг известного положения в обществе, если он обеспечил себе безбедное существование, то «сладкий плод» учения становится для него прямой реальной действительностью

(3)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства

(4) Но это вполне устраивает сторонников нивелирования личности, которые выделяют безликую толпу бездарных людей и противопоставляют ей людей талантливых

(5)Ореол исключительности той или иной профессии, деление труда по таким принципам, как «почётно-непочётно», «интересно-неинтересно», как раз и поощряет мысль о недоступности творчества для всех и для каждого.

(6)Есть книги, не сокращающие жизнь на часы, что потрачены на их чтение, а удлиняющие её.

(8)Тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. (2)Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдая её не снаружи, а изнутри. 

Контекстуальные:  материальные выгоды, достижение, материальных преимуществ ; орёл  куропаткой ; наблюдать, жить.

Стилистические: развлекается, убивает время.

Лексические:  бездарных  талантливых ; почётно- непочётно»,  «интересно-неинтересно»; сокращающие- удлиняющие; снаружи, а изнутри.

После групповой работы  представители групп  на слайде подчеркивают

синонимы своей группы ( с объяснением).

4 минуты

5 минут

  1. А сейчас мне хотелось бы узнать, стоит ли так много внимания уделять этим понятиям, нужны ли синонимы и антонимы в современной жизни.

Я предлагаю провести лингвистический эксперимент.

 Цель: анализ изобразительно-выразительных возможностей синонимов и антонимов. Творческое применение   знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

(слайд № 8).  Фото Балашовой А.  

Мы знаем, что Аня Балашова сейчас учится в Америке,  она по моей написала нам письмо, выразительное, меня удивило, что ей удалось избежать повторов. Из письма понятно, как она относится к событиям в ее жизни. Конечно, вам хочется его прочитать, но сначала нужно восстановить. Для этой работы я предлагаю вам воспользоваться словарями.

 (слайд № 9). Деформированное письмо и слова для справок. (Это же на руках)

Здравствуй, мой любимый 10А!

Очень рада встрече с тобой (пусть и заочной).

Что у вас нового? Как начался учебный год? Интересно?

У меня жизнь проходит очень увлекательно. Я не только учусь, но и рисую, танцую в танцевальной команде, катаюсь на велосипеде.

Перед отъездом строила планы-…, …,  … .

Не все оказалось так, как представлялось. Несмотря на новые впечатления, иногда, конечно, хочется домой, ведь Россия- моя …,  …., ...  . И природа у нас на Волге другая: она…, …, … своей тихой красотой.

Дни мои летят стремительно: 100 баллов за тест по математике, дискуссия о ресурсах по экономике, музыкальный фестиваль, салют… С одной стороны, кажется, что тебя несет широкая река событий, с другой- … .

Очень … в наш класс. …  увидеться с вами. Какой … , … , …  я представляю нашу встречу!

Желаю успехов, Анна.

Слова для справок :

  • выдуманные , вычурные, ….
  • Родина , родная земля,….
  • очаровывает ,пленяет, ….
  • веселой, радостной
  • хочется, … .

Я надеюсь, что после этой работы нам станут понятны функции синонимов и антонимов.

 Я читаю свой вариант, урезанный, а вы- что получилось (по 1 предложению).

Начнем с самого легкого. Что помогает Анне избежать лексического повтора?  

Какую функцию выполняют в этом  в этом предложении?

В каких словах видно отношение автора?  

Какие слова делают речь богаче, выразительнее?

-Где вы увидели антитезу?  

(слайд № 10).

Для  чего нужны синонимы и антонимы в тексте?

  • Чтобы сделать нашу речь богаче и выразительнее;
  • Чтобы избежать повторов;
  • Чтобы понять отношение автора к тому, о чём он пишет;
  • Чтобы использовать синонимы и антонимы как средство выразительности (эпитет, градация, антитеза);
  • Чтобы использовать как средство связи предложений.

Слайд11  Фото Ани

Спасибо Анне. С ее помощью мы собрали важную составляющую нашей темы- функции синонимов и антонимов- и можем увидеть и услышать, как важны в речи эти лексические средства.  

Сравните ваш вариант с письмом одноклассницы.

 ПРОЧИТАТЬ

Здравствуй, мой любимый 10А!

    Очень рада встрече с тобой (пусть и заочной).

   Что у вас нового? Как начался учебный год? Интересно?

   У меня жизнь проходит очень увлекательно. Я не только учусь, но и рисую, танцую в танцевальной команде, катаюсь на велосипеде.

Перед отъездом строила планы- выдуманные, вычурные, невероятные.

Не все оказалось так, как представлялось.  

    Несмотря на новые впечатления, иногда, конечно, хочется домой, ведь Россия- моя Родина, родная земля, мое Отечество.  И природа у нас на Волне другая: она очаровывает, пленяет, сводит с ума своей тихой красотой.

    Дни мои летят стремительно: 100 баллов за тест по математике, дискуссия о ресурсах на экономике, музыкальный фестиваль, салют… С одной стороны, кажется, что тебя несет широкая река событий, с другой- ручеек повседневной жизни.

    Очень хочется в наш класс. Тянет увидеться с вами. Какой веселой, радостной, звонкой я представляю нашу встречу!

Желаю успехов, Анна.

  1. (слайд № 12).  Газеты, журналы…..

Чтобы убедить вас в нужности этого пласта лексики, я попросила Даниила Петрова на материалах СМИ подсчитать частотность употребления синонимов и антонимов.

Выступление Петрова.

  1. (слайд № 13).Словари  с названиями, выплывающие

Я заметила, что работа с письмом Ани вызвала некоторые затруднения, и вы их разрешали, обратившись к словарям.

Какой словарь помог  вам избежать повторов?

 Какие виды словарей вам известны?

Вы знаете, что типов словарей очень много, и есть целый раздел языкознания, который называется лексикография.

(слайд № 14) определение лексикографии.

Лексикография (гр. lexicon - словарь + grapho - пишу) - раздел языкознания, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения.

Чтобы понять, насколько важен этот этот раздел науки, вы попробуете проанализировать статью учебника на стр. 31

А чтобы визуально закрепить информацию, составьте в схему. Ее направление дано на слайде.

(слайд № 13) Схема.

Предлагаю обучающимся  поменяться выполненными заданиями и провести взаимоконтроль по слайду.

4 минуты

2минуты

2 минуты

1 минута

3 минуты

V.Контроль за усвоением  материала. Обратная связь.

1. Выполнение онлайн-теста группами по 3 человека, выведение на экран процесса выполнения, его результата.

Мы поработали с информацией, узнали много о словарях, и словари синонимов и антонимов для  выполнения он-лайн теста пригодились бы.

Обратитесь к компьютерам, я предлагаю решить вам он-лайн тест.(Групповая работа)

Читайте, выполняйте.

Подведение итога теста.

Это промежуточный результат. Главный- через два года на государственном экзамене.

5 минут

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

В начале урока мы говорили, что путешествие в тысячу миль начинается с первого шага.

Сегодня мы сделали первый шаг, приближающий нас к успешной итоговой аттестации.  Шаг этот, как мне показалось, оказался насыщенным и необходимым.

Теоретический материал сегодняшнего урока вам сейчас раздаст Дженнет, рекомендую вклеить его в тетрадь для схем.

Слайд14

 Известный французский писатель  Оноре де Бальзак  говорил: «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно. Идти.»


Идти, не останавливаясь, шаг за шагом приближаясь к своей цели. Я надеюсь, дорога эта  для вас не только важна, но и интересна.

 

Если остановиться на качестве вашей работы, то наиболее объективно о ней может сказать Дженнет (подводит итог –наиболее активные).

А оценки за этот материал вы получите на следующем уроке, получив задания, связанные с этой темой, и используя материал домашнего задания.

2минуты

VII. Домашнее задание будет дифференцированным.

  1. Петрову предлагаю найти в СМИ примеры контекстуальных и стилистических синонимов
  2. Группе …. составить аннотацию к лингвистическим словарям
  3. П.6,7, вы расскажете мне о разнокорневых антонимах, идеографических синонимах, мы поработаем с синонимическими рядами, упр.21

Что понравилось? Над чем заставил задуматься этот урок?

Я рада, что мы свами не разочаровали друг друга.

Спасибо. Урок окончен.

2 минуты