Технологические карты

Майны Чайзат Болатовна

технологические карты для уроков по русскому языку и по литературе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Предмет: литература

Тема урока: К.Ф.Рылеев «Смерть Ермака».

Класс: 8

Тип урока: урок изучения нового материала.

Планируемые  результаты:

предметные: знать биографию К.Ф.Рылеева;

метапредметные: формировать у учащихся способность к самостоятельному построению новых способов действий через анализ языкового материала;

Личностные: формировать интерес к изучению литературы, воспитывать гордость за красоту и богатство выразительных возможностей русского литературного языка

Цели и задачи: дать знания о биографии К.Ф.Рылеева, познакомить с содержанием думы «Смерть Ермака».

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Задания для каждого этапа

Деятельность учителя

УУД

Познавательные

Личностные

Коммуникативная

Регулятивная

Организационный этап.

Самоопределение к деятельности.                                

Приветствие, проверка готовности к уроку

Организация внимания и порядка в классе, взаимное приветствие, фиксирование отсутствующих, проверка готовности к уроку                

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Постановка учебных задач.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Организовать направленное внимание на начало урока, создание положительного настроя учащихся на урок.

Сообщение темы урока и его целей (выведение целей совместно с учениками,  каждый из учеников ставит перед собой определенную цель, которая должна быть достигнута в ходе урока).

Помощь в формулировке цели урока

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения

Развитие умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Актуализация знаний.

Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Деление на группы, усвоение инструкции

Учитель озвучивает основную схему деятельности на уроке.

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли.

Первичное усвоение новых знаний.

Вызов индивидуальных имеющихся представлений по теме; включение каждого школьника в учебный процесс.

Работа в группах

Ребята работают с книгой, словарями, интернетом, находя нужную информацию. Другие в этот момент создают выступление, наполняя его найденной информацией. Два человека из группы литературоведов готовят выразительное чтение думы

Устанавливать аналогии для понимания закономерностей.

Выработка собственной точки зрения на явления

Умение формулировать собственное мнение и позицию

Работать по плану, сверяясь с целью

Первичная проверка понимания

Организовать формирование знаний по заданной теме.

Выступления групп

Координирует деятельность обучающихся.

Владеть смысловым чтением,  анализ, обобщение, презентация информации в разных видах (таблицах, схемах и т.д.)

Способность участвовать в речевом общении

Работа по  плану, самостоятельно  исправление  ошибок

Первичное закрепление.

Организовать закрепление знаний

Выразительное чтение думы. Анализ произведения.

Координирует и контролирует деятельность обучающихся.

Владеть смысловым чтением,  анализ, обобщение, презентация информации в разных видах

Оценивать свои и чужие поступки

Корректировать свое мнение, излагать свое мнение, понимать позицию другого.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Разъяснить и проинструктировать домашнее задание.

В качестве домашнего задания предлагаю два вопроса, на один из которых вы должны письменно ответить:  

1. «Героизм русского народа в литературе»;

2. «Почему судьба автора и судьба героя параллельны?»

Разъясняет домашнее задание.

Рефлексия (подведение итогов занятия).

Организовать рефлексию

Работа с эпиграфом

Устанавливать причинно-следственные связи

Умение формулировать собственное мнение и позицию.

Способность к самооценке.

        



Предварительный просмотр:

Технологическая карта

УчительМайны Чайзат Болатовна

Предмет: русский язык.

Класс: 8.

Тема«Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании».

Цель урока: обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании.

Задачи урока:

Образовательные:

1) повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании;

2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;

3) закрепление навыков правописания;

обучение умению связно излагать свои мысли.

Развивающие:

1) развитие мышления и общеучебных навыков и умений;

2) развитие познавательной самостоятельности;

3) овладение нормами литературного языка.

Воспитательные:

воспитание ответственности за качество своих знаний;

Воспитание любви к родному русскому языку

Формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.

УУД:

Личностные УУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учѐтом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.

Познавательные УУД: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения; способы выражения;

Уметь: вычленять словосочетание из предложений; выполнять разбор словосочетаний; определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; развитие орфографических навыков;

Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.

Метапредметные: развитие навыков монологической речи, развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

Тип урока: повторительно-обобщающий, систематизация ЗУН.

Технологии урока: технология здоровьесбережения, технология коллективного обучения, технология дифференцированного обучения.

Формы работы: индивидуальная работа, работа в паре, коллективная работа, самостоятельная работа, дифференцированное домашнее задание.

Приемы работы: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа со схемой-кластером, решение проблемной ситуации, прием целеполагания, игра «Ромашка», разминка «Веришь ли ты…», алгоритмизация, творческое домашнее задание, рефлексия.

Оборудование: материал, маршрутные листы, материалы-карточки для заполнения пропусков в схеме-кластере, сигнальные карты зеленого и желтого цветов, отпечатанный тест.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Оргмомент.

1.Психологический настрой

2.Прием целеполагания.

 Сообщение темы, цели урока.

Ребята, добрый день!

Прочь с дороги, злая лень!

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться!

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок!

Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране РУССКОГО ЯЗЫКА. Удачи вам и новых открытий!

Ребята, эпиграф нашего урока: «Язык неистощим в соединении слов» (А.С.Пушкин)

-Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Попробуйте сами определить тему урока, прочитав записи:

Крепкое рукопожатие, взять за руку, держать крепко

- Чем похожи и чем отличаются данные словосочетания?

- Действительно, слова соединяются друг с другом непроизвольно, а на основе строгих законов, которые называются подчинительными связями слов. С типами таких связей мы и познакомимся сегодня на уроке.

Ребята, давайте запишем в тетрадь число, тему сегодняшнего урока «Словосочетание. Связь слов в словосочетании»

- А теперь предположите, каких целей мы должны достигнуть на уроке? Чему должны научиться?

Приветствие учителя. Настрой к уроку. Готовность к уроку.

Соединение слов – это есть словосочетание.

Сочетание слов. Сегодня на уроке мы будем говорить о словосочетании, типах подчинительной связи слов в словосочетании, о главном, зависимом словах в словосочетании, о наречных, глагольных, именных словосочетаниях...

Примерные ответы: похожи тем, что одно слово главное, а другое зависимое; отличаются вопросами от главного слова к зависимому и частями речи.

Полная запись темы урока «Словосочетание. Типы связей в словосочетании».

обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетаниях (управление, согласование, примыкание), о строении словосочетаний, типах словосочетания (именное, глагольное, наречное), знать, какие сочетания слов не являются словосочетанием.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные: Целеполагание

Познавательные: подведение под понятие, самостоятельное выделение (формулирование) познавательной цели, проблемы.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и классом, постановка вопроса.

II. Актуализация знаний

Прием объединения в блоки.

Повторение - мать учения

Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать, что такое словосочетание; три типа подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), иметь представление о том, какие сочетания слов не являются словосочетанием.

Итак, обобщим имеющиеся знания.

1.Индивидуальная работа.

Задание. Запишите в черновиках все, что вы знаете о словосочетании. Время на выполнение – 2 минуты.

2. Работа в парах

Задание. Зачитайте однокласснику, сидящему рядом, все, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом. Время на выполнение – 2 минуты.

3. Проверка работы с одновременным заполнением таблицы «Знаю – Хочу знать – Узнал»

Каждому ученику дается таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал».

Знаю

Хочу знать

Узнал

- Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Поэтому приступим к следующему заданию.

4. Групповая работа (по 4 человека).

Задание: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты. (Словосочетания взяты из упр. 134,135 стр.112 учебника)

Гулять в лесу, появиться неожиданно, укрыться от дождя, осенний день, зеленеющее поле, сидеть прямо, прочитать вслух, приехать на метро, осенние сумерки

Проверка.

- Сколько блоков вы получили? По каким признакам можно было объединить словосочетания?

- Как называются эти словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова?

- Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать? Какой вариант нам менее знаком?

- Словосочетания в блоках второго варианта – объект нашего изучения.

(На доску выписываются блоки словосочетаний, объединенные по зависимому слову (3 блока).)

- Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы?

Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать».

Ученики по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении.

Положения записываются в колонку «Знаю».

Знаю

1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.

2Словосочетание состоит из главного слова и зависимого

3В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

4Связь в словосочетании – подчинительная.

Учащиеся, объясняя орфограммы, озвучивают свои словосочетания:

по главному слову: 1) гулять в лесу, появиться неожиданно, укрыться от дождя, сидеть прямо, прочитать вслух, приехать на метро

2) осенний день, зеленеющее поле, осенние сумерки

1-я группа - глагольные

2-я группа - именные

по зависимому слову:1)гулять в лесу, укрыться от дождя, приехать на метро

2)появиться неожиданно, сидеть прямо, прочитать вслух

3)осенний день, зеленеющее поле, осенние сумерки.

(Объединение по первому варианту уже знакомо: на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному слову). В первом варианте в первом блоке – глагольные словосочетания, во втором – именные.

Объединение по зависимому слову незнакомо.)

Хочу знать

Как называется связь с зависимым словом – существительным?

Как называется связь с зависимым словом – прилагательным, причастием?

Как называется связь с зависимым словом – наречием?

Личностные: самоопределение

Познавательные: выборочная работа, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные:

Организация в парах сменного состава, обучение детей приёмам работы в группах, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

IV. Формирование новых знаний

ФИЗМИНУТКА

Работа с учебником

-А поможет нам найти ответы на эти вопросы наш учебник (стр.114,115.117)

(Класс делится на три команды, так чтобы в каждой было примерно одинаковое количество сильных и слабых учеников.)

Задание для 1 группы:

-Изучив материал на страницах 114,115,117 учебника, составьте кластер теоретического материала

Задание для 2 группы:

– Изучив материал на страницах 114,115,117 учебника, выполните упр.1 на стр.124 из раздела «Проверяем себя»

Задание для 3 группы

– Изучив материал на страницах 114,115,117 учебника, продумайте алгоритм определения типа связи слов в выявленных вами группах словосочетаний.

Три ученика по очереди выходят к доске. Один работает над блоком словосочетаний с зависимым словом – существительным (показывает графически главное слово, указывает часть речи, задает вопрос к зависимому,  указывает часть речи). Делает вывод: способ связи – управление. Второй проводит такую же работу над вторым блоком, делает вывод: способ связи – примыканием. Третий работает над третьим блоком; способ связи – согласование.

Парная работа с таблицей «Знаю – хочу знать – узнал». (На основе выполненных упражнений делаем вывод и заполняем таблицу)

Запишите ответы в колонку «Узнал», обсуждая узнанное в паре. Время на выполнение – 4 минуты.

Проверка колонки «Узнал».

Составление кластера.

(после выполнения зад 1 учащиеся делают вывод)

Выполнение упражнений

Обозначить «Х» (главное слово), задать вопрос к зависимому.

Определить часть речи зависимого слова.

Изменяется ли зависимое слово?

Если нет – примыкание.

Если да – изменить главное слово.

Изменяется зависимое слово?

Если да – согласование.

1)гулять в лесу, укрыться от дождя, приехать на метро

2)появиться неожиданно, сидеть прямо, прочитать вслух

3)осенний день, зеленеющее поле, осенние сумерки.

Узнал

1. Как называется связь с зависимым словом – существительным? Управление (такая связь, при которой зависимое слово имя существительное и все слова с признаками существительного)

2. Как называется связь с зависимым словом – прилагательным? Согласование (связь, при которой зависимое слово – имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного)

3. Как называется связь с зависимым словом – наречием?

Примыкание (связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола)

Утром бабочка проснулась.

Потянулась, улыбнулась.

Раз- росой она умылась.

Два- изящно покрутилась.

Три –нагнулась и присела,

На четыре улетела

Извлечение необходимой информации из текста (П)

Работа в паре (К)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Подведение под понятие (П)

Постановка и решение проблем (П)

Целеполагание (Р)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)
Самоопределение (Л)

V. Закрепление

1.Работа с учебником:

1)упр.138 стр116 –(работа по цепочке)

2)упр.142 (в данном упражнении даны словосочетания со связью примыкание, не все. Найдите словосочетания с другими видами связи и определите связь между словами.

3) упр. 143 (найдите «лишнее словосочетание»)

4) Игра «Ромашка»

Сейчас мы поиграем в игру «Ромашка». Работаем в группах. Задание с использованием стихотворений (отрывки из стихотворений нашего местного поэта Веры Юсуповой)

Каждая пара сорвет с ромашки один лепесток с четверостишием и выпишет из него все возможные словосочетания, определите способ связи.

В зимнем лесу, город зимой, гулять в лесу, езда верхом, бег трусцой, надёжный друг

Я люблю смотреть на небеса

На заре иль в час вечерний, поздний.

Закрывая изредка глаза,

Думая о чем- нибудь серьезном

(«Завещание»)

Облака.

По небу проплывают облака,

Скользя беззвучно высью голубой.

Как будто бы прозрачная река

Отображает лебедей собой.

Листья желтые осыпаются,

Я руками с земли их беру…

Сказка осени продолжается,

Листья тихо кружат на ветру

(«Осенние мотивы»)

Снова снег кружит не спеша,

Тихо, сказочно и бесшумно.

До чего ж зима хороша!

Как её передать красоту мне?

(«Тихо падал снег...»)

Опять весна, опять капель,

Опять весенние заботы.

В свои права вошел апрель

И дружно взялся за работу.

(«Апрельский стих»)

Регулятивные:

Контроль, оценка, коррекция

Познавательные

классификация, умение   структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания
Коммуникативные:

работа в парах, игровой момент,

VI. Рефлексия

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Было интересно…

Я выполнял задания…

Теперь я могу…

Я научился…

У меня получилось…

Мне захотелось…

Я похвалил бы себя за…

Какую бы оценку я бы себе поставил?

Составляют внутреннюю речь.

Используют клише для рефлексии.

Оценивают свою работу.

Рефлексия способов и условий действий (П)

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)

VII. Домашнее задание

Домашнее задание: рассмотрите картины И.Левитана (упр.136) . Для слабых учащихся – задание: составить по репродукциям словосочетания и определить их виды.

Для остальных учащихся – задание: по репродукциям составить текст, из предложений выделить словосочетания и определить их вид.

Записывают задание в дневник.

Подают дневники для оценки учителю.

Дифференцированные задания (П., Л)



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку.

Предмет: русский язык

Класс: 9

Тема: Словосочетание как основная единица синтаксиса. Виды словосочетаний.

Тип урока: урок-повторение пройденного материала с элементами «открытия» новых знаний.

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся со словосочетанием и его функцией, видами словосочетаний по главному слову (глагольные, именные, наречные); обучению разграничению свободных словосочетаний и фразеологических оборотов, разных видов словосочетаний по их значению, определению вида словосочетания по главному слову, составлению разных видов словосочетаний. Способствовать развитию познавательных психических процессов. Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.

Планируемые результаты

 Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли русского языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.)), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке.

Метапредметные:

Познавательные – адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные – определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные– осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях.

Личностные: проявляют уважительное отношение к русскому языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль русского языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Образовательные ресурсы: таблица для заполнения.

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося

Формируемые УУД

  1. Организационный момент. Мотивационная деятельность.

– Добрый день. Как вы оцениваете свою готовность к уроку? Надеюсь, процесс обучения будет плодотворен.

Приветствуют учителя.

  1. Актуализация знаний. Целеполагание.

Проверяет домашнее задание. Опрашивает обучающихся. Посмотрите на тему урока и определите цели нашего урока.

Выборочно зачитывают составленные примеры словосочетаний.

Определяют цели урока.

Владеют навыками контроля и оценки учебных действий. Адекватно воспринимают оценку.

  1. Работа по теме урока.
  1. Сравнение словосочетания и предложения.
  2. Работа с учебником.

- Опираясь на таблицу, расскажите, чем отличается словосочетание от предложения.

– Из упражнения 55 выпишите выделенные словосочетания. Обозначьте в них главное и зависимое слова, средства связи этих слов.

– Определите, какими частями речи являются главные слова в словосочетаниях.    

– Прочитайте теоретические сведения на с. 36 учебника. Какие типы словосочетаний выделяются в зависимости от принадлежности главного слова к той или иной части речи?

Читают теоретические сведения. Применяют полученные знания к примерам, записанным на доске. Вносят в таблицу сведения о словосочетании. Анализируют сведения таблицы, сравнивают словосочетание и предложение.

Выписывают выделенные словосочетания, грамматически обозначают главное и зависимое слова, средства связи.

Определяют принадлежность главных слов к той или иной части речи. Читают теоретические сведения, делают вывод о том, что словосочетания могут быть глагольными, именными, наречными.

Используют сведения таблицы для решения учебно-практических задач. Извлекают необходимую информацию из различных источников (учебника, ответов сверстников). Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Владеют навыками самоконтроля.

  1. Закрепление учебного материала.

– Выполните упражнение 59.

Выписывают словосочетания, графически обозначают главное и зависимое слова, средства связи; определяют вид словосочетаний по главному слову.

Владеют навыками контроля и оценки учебных действий. Адекватно воспринимают оценку учителя. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

  1. Инструктаж домашнего задания. Рефлексия.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Назовите основные признаки словосочетания.

– Что оно отличается от слова и предложения.

Делают выводы и обобщения.

Записывают, задают уточняющие вопросы.

Владеют навыками самооценки учебной деятельности.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по литературе

Класс: 7

Тип урока: изучение новой темы.

Тема: Русские былины. Киевский цикл былин.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели: расширить представление об особенностях жанра былины; дать представление об отличиях былины от сказки; показать соотношение реальности и вымысла в былинах.

Планируемые результаты:

Познавательные: извлекать, перерабатывать, анализировать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.

Коммуникатвные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль; точно, правильно и логично излагать свою точку зрения в процессе обсуждения, слушать и слышать других.

Предметные: умение различать жанры фольклора; знание понятия былина, особенностей этого фольклорного жанра, содержания былины «Вольга и Микула Селянинович»; умения характеризовать героев, объяснять значения устаревших слов.

Обрудование: словари, различные издания былин, иллюстрации к былинам.              

Материально-техническое обеспечение урока:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • учебник для общеобразовательных организаций 1 часть, авт.В.Я Коровина, В.П. Журавлев. Москва. Просвещение, 2015 год.;
  • доска

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

I. Мотивационный

Здравствуйте, ребята! Пусть урок наш будет добрым, светлым и познавательным сегодня.

Приветствуют учителя.

Личностные УУД: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. Формирование атмосферы исследования, сотворчества.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

.

II. Актуализация знаний

Введение в тему с постановкой проблемы урока.

Работа с текстом.

1. Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока.

Формулируем проб-лемный вопрос:

Самостоятельная работа.

2.Работа с текстом вовремя

прослушивания и чтения. Анализ текста.

3. Работа с текстом после чтения

4.Анализ по тексту.

III. Итог урока.

IV. Домашнее задан

Деятельность учителя.

Работа с эпиграфом:

 Вы поедьте  по  своим местам,

 Вы чините везде такову славу,

 Что  Святая  Русь не пуста стоит,

 На Святой Руси есть сильны могучи

                                                    богатыри.

Сегодня мы совершим небольшое путешествие в прошлое, побываем в Киевской Руси, услышим исполнение былины под гуслярный звон. (Иллюстрации)

– Давайте прочитаем текст на с. 11–12.

– Как вы думаете, о чём мы сегодня будем с вами говорить? Что такое былины? (Разные ответы.)

Что такое былина?

- Найдите в тексте учебника ответ на вопрос: «Что такое былина?»

Слайд 1

-Но, поскольку мы говорим о русских былинах, давайте поставим вопрос немного иначе:

– В чём особенности русской былины и чем отличается былина от сказки?

Слово учителя

Былина – это жанр русских эпических песен-сказаний. Термин введён И.П. Сахаровым в 1839 году. На русском севере былины и исторические песни называются «старины». Они рассказывают о событиях далёкого прошлого, как правило о так называемых богатырских временах, когда Русь была великой.

Слайд 2.

– Для чего пишутся былины, мы примерно уже представляем.                                             Термин былина закрепился за эпическими сказаниями и эпическими песнями в середине XIX столетия; ранее их называли старинами, реже —старинками, так как слово былина обозначало в народной речи былое, реально существовавшее (вспомните: слово быличка обозначало рассказ о реальной встрече самого участника событий с «нечистой силой»; бывальщина — повествование о встрече рассказчика с «нечистой силой», а не того, кто сам с ней встретился. Но это рассказ о том, что было на самом деле). Постепенно новый термин былина вытеснил ранее принятый даже в среде исполнителей былин.

2) Терминологическая             работа: былина, богатырь, сказитель.

Актуализирует ведущие способы аналитической, исследовательской, творческой  деятельности

-

-Назовите особенности, характерные для былин.

-В чем отличие былины от сказки?

Почему былинные герои наделены внешней красотой? О чем это свидетельствует?

(Внешняя красота – отражение внутренней красоты и силы)

Чем былина отличается от народной сказки?             

  (Герои былины играют важную историческую роль; в сказке герои отражают абстрактное противостояние добра и зла; сказка носит поучительный и развлекательный характер; былина прославляет героев. 

 Оветить на вопросы:

-Как актер при чтении подчеркивает, выделяет особенности древнерусского былинного стиха?

-Какие интонации преобладают в чтении?

- Какое отношение народа стремиться выразить актер?

-Обратите внимание, как меняются интонация, тембр голоса актера, когда он воспроизводит речь Микулы Селяниновича.

Вольга и Микула Селянинович

Когда воссияло солнце красное
На тое ли на небушко на ясное,
Тогда зарождался молодой Вольга,
Молодой Вольга Святославович.

(Ясным днём, когда светило яркое солнце, родился Вольга Святославович. Тут же идёт сравнение Вольги с красным (синоним слова «красивый») солнцем.)

А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются,

(Сравнение кудрей с жемчугами).
У оратая глаза да ясна сокола,

(Зоркие глаза).

А брови у него да черна соболя.

(Сравнение бровей с дорогими соболиными шкурками).
У оратая сапожки зелен сафьян,

(Сафьян – дорогой иноземный материал, сафьяновые сапоги могли себе позволить только богатые люди).
Вот шилом пяты, носы востры,

(Сапоги с острыми каблуками и острыми носами – модные).
Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати.
У оратая шляпа пуховая,

(Тоже дорогая).
А кафтанчик у него чёрна бархата.

(Кафтан, да ещё бархатный – привилегия зажиточных).

Говорит-то Вольга таковы слова:
– Божья помочь тебе, оратай-оратаюшко!
Орать, да пахать, да крестьянствовати,
А бороздки тебе да помётывати,

(Делать глубокие борозды – от глубины вспашки зависел урожай).
А пенья-коренья вывёртывати,
А большие-то каменья в борозду валить!
Говорит оратай таковы слова:
– Поди-ка ты, Вольга Святославович!

(Дословный перевод «ну и ну», возможно «смотри-ка»).
Мне-ка надобна Божья помочь крестьянствовати.

(Мне, конечно же, нужна Божья помощь в моем крестьянском труде).

– Давайте определим особенности данного текста (работа по группам):

— Мы с вами прочитали былину, в название которой было вынесено  два имени.  Как вы думаете, почему?

— О чем повествуется в былине «Вольга и Микула  Селянинович»?

— Есть ли в этой былине зачин? Найдите и прочитайте его.

— Можно ли отыскать в былине «Вольга и Микула Селянинович» концовку? Зачитайте ее.

— Можем ли мы определить, какой персонаж является здесь главным? Аргументируйте свой ответ.

— Когда мы узнаем имя главного героя этой

былины?

— Как вы думаете, откуда у богатыря такое

имя — Микула Селянинович? Что оно обозначает? (Микула — по-современному Николай, а Селянинович означает, что он селянин, т. е. живет в селе. Он это как раз и подчеркивает: де, я простой мужик-пахарь (оратай), не князь, не дружинник и не богатырь).

— Каково основное содержание былины? 

Главная ценность на Земле — человек-труженик, в переносном значении — пахарь. Только человек, созидающий новое и нужное людям, заслуживает уважения. Государство и власть в лице князя и его дружины должны уважать, охранять и защищать человека-пахаря, так как без него не будет самого госу-дарства, не будет сел и городов, просто хлеб не родится.

– Мы выяснили, что ...(выводы делают сами обучающиеся)

– Подведите краткие итоги работы на уроке: чему научились, какие

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

– Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение.

– Что осталось непонятным, трудным в изученной теме?

Слайд 11

Выводы по уроку:

Особенности русских былин - это эпические сказания о русском народе через образы богатырей и земледельцев. В них скрыта народная философия и мудрость; они необходимы нам для того, чтобы понять особенности нашей культуры, знать и помнть историю нашего народа, его.

Подготовить выразительное чтение былины или инсценированное чтение, обратив внимание на напевность, торжественность и т.д.

Составить словарик древнерусских слов, употребленных в былине «Вольга и Микула Селянинович» и записать в тетрадь. Творческое задание: составить проектную работу «Былины» в картинах.

Деятельность учеников

- Мы будем говорить сегодня о былинах.

- Что такое былина?

Зачитывают из текста понятие былина, записывают в тетрадь.

Отвечают на вопрос.

Былина - жанр русского народного эпоса, песни-сказания о богатырях, народных героях, сложенные в Древней Руси, отразившие историческую действитель-ность, главным образом 11-16 веков.

На севере былины назывались старинами, старинками

 Былины - это жанр устного народного творчества, то есть былины передавались из уст в уста. Их сказывали сказители-гусляры, которые ходили из города в город 

-Сказка воспринимается и рассказчиком, и слушателями как чудесный вымысел, былины – как рассказ о действительных событиях.

-Для былин характерен своеобразный тон (читаются нараспев).

-Пение былин в древности сопровождалось игрой на гуслях.

- Главными героями являются русские богатыри, совершающие подвиги во имя земли русской.

Выполняют задания.

Записывают значения слов.

Составляют план, пересказывают с опорой на план.

Особенности русских былин - это эпические сказания о русском народе через образы богатырей и земледельцев. В них скрыта народная философия и мудрость; они необходимы нам для того, чтобы понять особенности нашей культуры, знать и помнть историю нашего народа,

Обучающиеся внимательно       слушают актерское чтение, следят по тексту былины, готовят ответы.

Работа по группам:

первая группа анализирует фактологическую сторону, вторая – подтекстовую,

третья – концептуальную. Задания по группам:

1-я – о чём рассказывает текст, какие особенности у этого текста;

2-я – о чём можно прочитать между строк данного текста;

3-я – какие смыслы могут вкладываться в этот текст.

Возможный ответ первой группы: текст рассказывает о встрече богатыря Вольги и пахаря Микулы Селяниновича.

Возможный ответ второй группы: текст говорит о том, что пахарь не беднее богатыря Вольги, а ещё он сильнее и умнее его.

Возможный ответ третьей группы: противопостав-ляются крестьянин и князь, причём не в пользу последнего. То есть крестьянский труд не менее важен, чем ратный.

Делают записи в тетрадях

Оценивают свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки

Приложение

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/02/s_58b8721c12069/577943_1.pnghttps://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/02/s_58b8721c12069/577943_2.pnghttps://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/02/s_58b8721c12069/577943_3.png

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/02/s_58b8721c12069/577943_4.pnghttps://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/02/s_58b8721c12069/577943_3.png

С

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/02/s_58b8721c12069/577943_6.png

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/02/s_58b8721c12069/577943_7.pnghttps://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/02/s_58b8721c12069/577943_8.png

Слайд 7,8

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/02/s_58b8721c12069/577943_9.pnghttps://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/02/s_58b8721c12069/577943_10.png 

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/02/s_58b8721c12069/577943_11.png