Технологические карты
технологические карты для уроков по русскому языку и по литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_po_literature._ryleev.docx | 20.22 КБ |
tehnologicheskaya_karta_po_russkomu_yazyku.docx | 34.97 КБ |
2._slovosochetanie_kak_edinitsa_sintaksisa._vidy_slovosochetaniy.docx | 20.25 КБ |
teh.karta_po_literature.docx | 881.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Предмет: литература
Тема урока: К.Ф.Рылеев «Смерть Ермака».
Класс: 8
Тип урока: урок изучения нового материала.
Планируемые результаты:
предметные: знать биографию К.Ф.Рылеева;
метапредметные: формировать у учащихся способность к самостоятельному построению новых способов действий через анализ языкового материала;
Личностные: формировать интерес к изучению литературы, воспитывать гордость за красоту и богатство выразительных возможностей русского литературного языка
Цели и задачи: дать знания о биографии К.Ф.Рылеева, познакомить с содержанием думы «Смерть Ермака».
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | ||||||
Задания для каждого этапа | Деятельность учителя | УУД | |||||
Познавательные | Личностные | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
Организационный этап. | Самоопределение к деятельности. | Приветствие, проверка готовности к уроку | Организация внимания и порядка в классе, взаимное приветствие, фиксирование отсутствующих, проверка готовности к уроку | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | |||
Постановка учебных задач. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Организовать направленное внимание на начало урока, создание положительного настроя учащихся на урок. | Сообщение темы урока и его целей (выведение целей совместно с учениками, каждый из учеников ставит перед собой определенную цель, которая должна быть достигнута в ходе урока). | Помощь в формулировке цели урока | Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения | Развитие умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | ||
Актуализация знаний. | Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | Деление на группы, усвоение инструкции | Учитель озвучивает основную схему деятельности на уроке. | Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли. | |||
Первичное усвоение новых знаний. | Вызов индивидуальных имеющихся представлений по теме; включение каждого школьника в учебный процесс. | Работа в группах Ребята работают с книгой, словарями, интернетом, находя нужную информацию. Другие в этот момент создают выступление, наполняя его найденной информацией. Два человека из группы литературоведов готовят выразительное чтение думы | Устанавливать аналогии для понимания закономерностей. | Выработка собственной точки зрения на явления | Умение формулировать собственное мнение и позицию | Работать по плану, сверяясь с целью | |
Первичная проверка понимания | Организовать формирование знаний по заданной теме. | Выступления групп | Координирует деятельность обучающихся. | Владеть смысловым чтением, анализ, обобщение, презентация информации в разных видах (таблицах, схемах и т.д.) | Способность участвовать в речевом общении | Работа по плану, самостоятельно исправление ошибок | |
Первичное закрепление. | Организовать закрепление знаний | Выразительное чтение думы. Анализ произведения. | Координирует и контролирует деятельность обучающихся. | Владеть смысловым чтением, анализ, обобщение, презентация информации в разных видах | Оценивать свои и чужие поступки | Корректировать свое мнение, излагать свое мнение, понимать позицию другого. | |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Разъяснить и проинструктировать домашнее задание. | В качестве домашнего задания предлагаю два вопроса, на один из которых вы должны письменно ответить: 1. «Героизм русского народа в литературе»; 2. «Почему судьба автора и судьба героя параллельны?» | Разъясняет домашнее задание. | ||||
Рефлексия (подведение итогов занятия). | Организовать рефлексию | Работа с эпиграфом | Устанавливать причинно-следственные связи | Умение формулировать собственное мнение и позицию. | Способность к самооценке. |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Учитель: Майны Чайзат Болатовна
Предмет: русский язык.
Класс: 8.
Тема: «Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании».
Цель урока: обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании.
Задачи урока:
Образовательные:
1) повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании;
2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;
3) закрепление навыков правописания;
обучение умению связно излагать свои мысли.
Развивающие:
1) развитие мышления и общеучебных навыков и умений;
2) развитие познавательной самостоятельности;
3) овладение нормами литературного языка.
Воспитательные:
воспитание ответственности за качество своих знаний;
Воспитание любви к родному русскому языку
Формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.
УУД:
Личностные УУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учѐтом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
Познавательные УУД: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения; способы выражения;
Уметь: вычленять словосочетание из предложений; выполнять разбор словосочетаний; определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; развитие орфографических навыков;
Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Метапредметные: развитие навыков монологической речи, развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
Тип урока: повторительно-обобщающий, систематизация ЗУН.
Технологии урока: технология здоровьесбережения, технология коллективного обучения, технология дифференцированного обучения.
Формы работы: индивидуальная работа, работа в паре, коллективная работа, самостоятельная работа, дифференцированное домашнее задание.
Приемы работы: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа со схемой-кластером, решение проблемной ситуации, прием целеполагания, игра «Ромашка», разминка «Веришь ли ты…», алгоритмизация, творческое домашнее задание, рефлексия.
Оборудование: материал, маршрутные листы, материалы-карточки для заполнения пропусков в схеме-кластере, сигнальные карты зеленого и желтого цветов, отпечатанный тест.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по русскому языку.
Предмет: русский язык
Класс: 9
Тема: Словосочетание как основная единица синтаксиса. Виды словосочетаний.
Тип урока: урок-повторение пройденного материала с элементами «открытия» новых знаний. |
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся со словосочетанием и его функцией, видами словосочетаний по главному слову (глагольные, именные, наречные); обучению разграничению свободных словосочетаний и фразеологических оборотов, разных видов словосочетаний по их значению, определению вида словосочетания по главному слову, составлению разных видов словосочетаний. Способствовать развитию познавательных психических процессов. Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку. |
Планируемые результаты |
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли русского языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.)), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке. Метапредметные: Познавательные – адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные – определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные– осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях. Личностные: проявляют уважительное отношение к русскому языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль русского языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. |
Образовательные ресурсы: таблица для заполнения. |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося | Формируемые УУД |
| – Добрый день. Как вы оцениваете свою готовность к уроку? Надеюсь, процесс обучения будет плодотворен. | Приветствуют учителя. | |
| Проверяет домашнее задание. Опрашивает обучающихся. Посмотрите на тему урока и определите цели нашего урока. | Выборочно зачитывают составленные примеры словосочетаний. Определяют цели урока. | Владеют навыками контроля и оценки учебных действий. Адекватно воспринимают оценку. |
| - Опираясь на таблицу, расскажите, чем отличается словосочетание от предложения. – Из упражнения 55 выпишите выделенные словосочетания. Обозначьте в них главное и зависимое слова, средства связи этих слов. – Определите, какими частями речи являются главные слова в словосочетаниях. – Прочитайте теоретические сведения на с. 36 учебника. Какие типы словосочетаний выделяются в зависимости от принадлежности главного слова к той или иной части речи? | Читают теоретические сведения. Применяют полученные знания к примерам, записанным на доске. Вносят в таблицу сведения о словосочетании. Анализируют сведения таблицы, сравнивают словосочетание и предложение. Выписывают выделенные словосочетания, грамматически обозначают главное и зависимое слова, средства связи. Определяют принадлежность главных слов к той или иной части речи. Читают теоретические сведения, делают вывод о том, что словосочетания могут быть глагольными, именными, наречными. | Используют сведения таблицы для решения учебно-практических задач. Извлекают необходимую информацию из различных источников (учебника, ответов сверстников). Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Владеют навыками самоконтроля. |
| – Выполните упражнение 59. | Выписывают словосочетания, графически обозначают главное и зависимое слова, средства связи; определяют вид словосочетаний по главному слову. | Владеют навыками контроля и оценки учебных действий. Адекватно воспринимают оценку учителя. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. |
| – Что нового вы узнали на уроке? – Назовите основные признаки словосочетания. – Что оно отличается от слова и предложения. | Делают выводы и обобщения. Записывают, задают уточняющие вопросы. | Владеют навыками самооценки учебной деятельности. |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по литературе
Класс: 7
Тип урока: изучение новой темы.
Тема: Русские былины. Киевский цикл былин.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели: расширить представление об особенностях жанра былины; дать представление об отличиях былины от сказки; показать соотношение реальности и вымысла в былинах.
Планируемые результаты:
Познавательные: извлекать, перерабатывать, анализировать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.
Коммуникатвные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль; точно, правильно и логично излагать свою точку зрения в процессе обсуждения, слушать и слышать других.
Предметные: умение различать жанры фольклора; знание понятия былина, особенностей этого фольклорного жанра, содержания былины «Вольга и Микула Селянинович»; умения характеризовать героев, объяснять значения устаревших слов.
Обрудование: словари, различные издания былин, иллюстрации к былинам.
Материально-техническое обеспечение урока:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- учебник для общеобразовательных организаций 1 часть, авт.В.Я Коровина, В.П. Журавлев. Москва. Просвещение, 2015 год.;
- доска
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
I. Мотивационный | Здравствуйте, ребята! Пусть урок наш будет добрым, светлым и познавательным сегодня. | Приветствуют учителя. | Личностные УУД: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности. Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. Формирование атмосферы исследования, сотворчества. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные УУД 1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации 2. Пользоваться приёмами изучающего чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст). 4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения. 5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. 6. Пользоваться словарями, справочниками. 7. Осуществлять анализ и синтез. 8. Устанавливать причинно-следственные связи. 9. Строить рассуждения. Коммуникативные УУД 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста как произведения искусства. Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. . |
II. Актуализация знаний Введение в тему с постановкой проблемы урока. Работа с текстом. 1. Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока. Формулируем проб-лемный вопрос: Самостоятельная работа. 2.Работа с текстом вовремя прослушивания и чтения. Анализ текста. 3. Работа с текстом после чтения 4.Анализ по тексту. III. Итог урока. IV. Домашнее задан | Деятельность учителя. Работа с эпиграфом: Вы поедьте по своим местам, Вы чините везде такову славу, Что Святая Русь не пуста стоит, На Святой Руси есть сильны могучи богатыри. Сегодня мы совершим небольшое путешествие в прошлое, побываем в Киевской Руси, услышим исполнение былины под гуслярный звон. (Иллюстрации) – Давайте прочитаем текст на с. 11–12. – Как вы думаете, о чём мы сегодня будем с вами говорить? Что такое былины? (Разные ответы.) Что такое былина? - Найдите в тексте учебника ответ на вопрос: «Что такое былина?» Слайд 1 -Но, поскольку мы говорим о русских былинах, давайте поставим вопрос немного иначе: – В чём особенности русской былины и чем отличается былина от сказки? Слово учителя Былина – это жанр русских эпических песен-сказаний. Термин введён И.П. Сахаровым в 1839 году. На русском севере былины и исторические песни называются «старины». Они рассказывают о событиях далёкого прошлого, как правило о так называемых богатырских временах, когда Русь была великой. Слайд 2. – Для чего пишутся былины, мы примерно уже представляем. Термин былина закрепился за эпическими сказаниями и эпическими песнями в середине XIX столетия; ранее их называли старинами, реже —старинками, так как слово былина обозначало в народной речи былое, реально существовавшее (вспомните: слово быличка обозначало рассказ о реальной встрече самого участника событий с «нечистой силой»; бывальщина — повествование о встрече рассказчика с «нечистой силой», а не того, кто сам с ней встретился. Но это рассказ о том, что было на самом деле). Постепенно новый термин былина вытеснил ранее принятый даже в среде исполнителей былин. 2) Терминологическая работа: былина, богатырь, сказитель. Актуализирует ведущие способы аналитической, исследовательской, творческой деятельности - -Назовите особенности, характерные для былин. -В чем отличие былины от сказки? Почему былинные герои наделены внешней красотой? О чем это свидетельствует? (Внешняя красота – отражение внутренней красоты и силы) Чем былина отличается от народной сказки? (Герои былины играют важную историческую роль; в сказке герои отражают абстрактное противостояние добра и зла; сказка носит поучительный и развлекательный характер; былина прославляет героев. Оветить на вопросы: -Как актер при чтении подчеркивает, выделяет особенности древнерусского былинного стиха? -Какие интонации преобладают в чтении? - Какое отношение народа стремиться выразить актер? -Обратите внимание, как меняются интонация, тембр голоса актера, когда он воспроизводит речь Микулы Селяниновича. Вольга и Микула Селянинович Когда воссияло солнце красное (Ясным днём, когда светило яркое солнце, родился Вольга Святославович. Тут же идёт сравнение Вольги с красным (синоним слова «красивый») солнцем.) А у оратая кудри качаются, (Сравнение кудрей с жемчугами). (Зоркие глаза). А брови у него да черна соболя. (Сравнение бровей с дорогими соболиными шкурками). (Сафьян – дорогой иноземный материал, сафьяновые сапоги могли себе позволить только богатые люди). (Сапоги с острыми каблуками и острыми носами – модные). (Тоже дорогая). (Кафтан, да ещё бархатный – привилегия зажиточных). Говорит-то Вольга таковы слова: (Делать глубокие борозды – от глубины вспашки зависел урожай). (Дословный перевод «ну и ну», возможно «смотри-ка»). (Мне, конечно же, нужна Божья помощь в моем крестьянском труде). – Давайте определим особенности данного текста (работа по группам): — Мы с вами прочитали былину, в название которой было вынесено два имени. Как вы думаете, почему? — О чем повествуется в былине «Вольга и Микула Селянинович»? — Есть ли в этой былине зачин? Найдите и прочитайте его. — Можно ли отыскать в былине «Вольга и Микула Селянинович» концовку? Зачитайте ее. — Можем ли мы определить, какой персонаж является здесь главным? Аргументируйте свой ответ. — Когда мы узнаем имя главного героя этой былины? — Как вы думаете, откуда у богатыря такое имя — Микула Селянинович? Что оно обозначает? (Микула — по-современному Николай, а Селянинович означает, что он селянин, т. е. живет в селе. Он это как раз и подчеркивает: де, я простой мужик-пахарь (оратай), не князь, не дружинник и не богатырь). — Каково основное содержание былины? Главная ценность на Земле — человек-труженик, в переносном значении — пахарь. Только человек, созидающий новое и нужное людям, заслуживает уважения. Государство и власть в лице князя и его дружины должны уважать, охранять и защищать человека-пахаря, так как без него не будет самого госу-дарства, не будет сел и городов, просто хлеб не родится. – Мы выяснили, что ...(выводы делают сами обучающиеся) – Подведите краткие итоги работы на уроке: чему научились, какие – Как бы вы оценили свою работу на уроке? – Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение. – Что осталось непонятным, трудным в изученной теме? Слайд 11 Выводы по уроку: Особенности русских былин - это эпические сказания о русском народе через образы богатырей и земледельцев. В них скрыта народная философия и мудрость; они необходимы нам для того, чтобы понять особенности нашей культуры, знать и помнть историю нашего народа, его. Подготовить выразительное чтение былины или инсценированное чтение, обратив внимание на напевность, торжественность и т.д. Составить словарик древнерусских слов, употребленных в былине «Вольга и Микула Селянинович» и записать в тетрадь. Творческое задание: составить проектную работу «Былины» в картинах. | Деятельность учеников - Мы будем говорить сегодня о былинах. - Что такое былина? Зачитывают из текста понятие былина, записывают в тетрадь. Отвечают на вопрос. Былина - жанр русского народного эпоса, песни-сказания о богатырях, народных героях, сложенные в Древней Руси, отразившие историческую действитель-ность, главным образом 11-16 веков. На севере былины назывались старинами, старинками Былины - это жанр устного народного творчества, то есть былины передавались из уст в уста. Их сказывали сказители-гусляры, которые ходили из города в город -Сказка воспринимается и рассказчиком, и слушателями как чудесный вымысел, былины – как рассказ о действительных событиях. -Для былин характерен своеобразный тон (читаются нараспев). -Пение былин в древности сопровождалось игрой на гуслях. - Главными героями являются русские богатыри, совершающие подвиги во имя земли русской. Выполняют задания. Записывают значения слов. Составляют план, пересказывают с опорой на план. Особенности русских былин - это эпические сказания о русском народе через образы богатырей и земледельцев. В них скрыта народная философия и мудрость; они необходимы нам для того, чтобы понять особенности нашей культуры, знать и помнть историю нашего народа, Обучающиеся внимательно слушают актерское чтение, следят по тексту былины, готовят ответы. Работа по группам: первая группа анализирует фактологическую сторону, вторая – подтекстовую, третья – концептуальную. Задания по группам: 1-я – о чём рассказывает текст, какие особенности у этого текста; 2-я – о чём можно прочитать между строк данного текста; 3-я – какие смыслы могут вкладываться в этот текст. Возможный ответ первой группы: текст рассказывает о встрече богатыря Вольги и пахаря Микулы Селяниновича. Возможный ответ второй группы: текст говорит о том, что пахарь не беднее богатыря Вольги, а ещё он сильнее и умнее его. Возможный ответ третьей группы: противопостав-ляются крестьянин и князь, причём не в пользу последнего. То есть крестьянский труд не менее важен, чем ратный. Делают записи в тетрадях Оценивают свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки |
Приложение
С
Слайд 7,8