4. Адаптированные образовательные программам

Кара-Сал Айыран Алексеевна

АОП

Скачать:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 1 с. Мугур – АксыМонгун – Тайгинскогокожууна  РТ

Рассмотрено

Руководитель МО учителей

истории                                    

______________/Хертек Л.Ч./

Протокол № ________

от «___» ___________2021 г

Согласовано

Заместитель директора

 по УВР

__________/Шолбан Ч Х./

от «___»____________2021 г

Утверждаю

Директор школы

___________ /Демиржан А.Б. ./

Приказ №__________

от «____» _________2021 г

Адаптированная образовательная программа                           для обучающейся  с ОВЗ ( слабовидящая)                            6 «г» класса  на 2021-2022 учебный год.                      

             

                                               Составитель программы:                                        

Хертек Лилия Чапаевна,

        учитель истории и

обществознания

Мугур-Аксы -2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по истории для 6 класса  составлена в соответствии с приказом 254 от 20.05.2001 г. Министерства просвещения РФ « Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО, СОО организациями ,осуществляющими образовательную деятельность».

Приказ 802-д от 23.07.2021 « О формировании  примерного календарного графика ОО РТ, реализующих ООП , в 2021-2022 учебном году ».

Приказ 829 от 30.06.2021 « Об утверждении методических рекомендаций по формированию учебных планов ОО  РТ на 2021-2022 учебный год».

Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования : Приказ Министерства образования и науки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

 - Учебного плана и примерных учебных планов основного общего образования образовательных учреждений Российской Федерации : Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 № 1312;

-  Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования : Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253;

-  Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы. М., «Просвещение», 2012 г.

- Примерной основной образовательной программы основного общего образования : одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

  1.  Авторской программы к  комплекту  учебников,  созданных  под  руководством А. А. Данилова, О. Н. Журавлевой, И. Е. Барыкиной «Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6 – 9 классы (основная школа) / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. – М. : Просвещение, 2016. – 77 с.»;

-  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- Историко-культурного стандарта и Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории;

   - Авторской программы по истории средних веков Агибаловой Е.В., Донского Г.М., М., «Просвещение», 2013 г.

-  Авторской программы по истории России Торкунова А.В.  2019 г.

- Историко-культурного стандарта 2014г

- Учебного  плана МБОУ СОШ № 1 с. Мугур- Аксы Монгун- Тайгинского  кожууна РТ на 2021 -2022  учебный год.

-  Календарно- тематический план для 6 классов по истории России ориентирован на использование учебника  под редакцией А. В. Торкунова «История России. 6 класс. В 2 ч. / Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева. – М. : Просвещение, 2016».

- По истории средних веков ориентирован на использование учебника « история средних веков» под редакцией Е.В. Агибалова, Г.М. Донского.

Цель АООП для слабовидящих школьников – создание образовательной среды, обеспечивающей школьнику личностный рост с актуализацией и реализацией им адаптивно-компенсаторного потенциала в рамках возрастных и индивидуальных возможностей через удовлетворение им особых образовательных потребностей, формирование социокультурной среды, обеспечивающей психоэмоциональное благополучие слабовидящему ребенку, осуществляющему жизнедеятельность в условиях трудностей зрительного отражения и суженной сенсорной системы.

Учебная работа по охране зрения у обучающихся с ОВЗ строится на следующих принципах: а) формы работы, требующие постоянного участия зрения (чтение, письмо) не должны продолжаться более 15–20 мин.; б) виды деятельности, сопровождаемые непрерывным зрительным контролем, должны чередоваться с устными формами работы; в) в процессе выполнения заданий детьми с нарушением зрения должна учитываться замедленность их деятельности по сравнению с нормально видящими; г) необходимость усиления внимания к каждому ребенку. При этом содержание разделов строится на основных принципах дидактики: - принцип научности – предлагаемый материал соответствует представлению современной науки о культуре здорового образа жизни; - доступности – содержание информации и ее объем соответствует возрастным возможностям усвоения знаний учащихся (предлагаемый детям для усвоения материал должен быть доступным для понимания и усвоения, теоретический материал должен быть подкреплен практическими действиями и демонстрациями; предусматривается организация и проведение сюжетно-ролевых игр, имитационных действий, поиск информации и проектная деятельность обучающихся); - наглядности – познание осуществляется с использованием современных дидактических средств; - занимательности – материал излагается в занимательной, игровой форме, содержит информацию полезную для практической деятельности; - адаптивности (создание открытой адаптивной модели воспитания и обучения детей ); 5 5 - актуальности (отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями, обеспечивает знакомство учащихся с наиболее важной здоровьесберегающей информацией); - психологической комфортности (психологическая защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации); - обучения в деятельности (организация детской деятельности по формированию здорового и безопасного образа жизни, умение самостоятельно добывать новые знания, правильно применять их на практике); - целостности содержания образования (выделение основных этапов и блоков, логическая преемственность с уроками разной целевой направленности в процессе его осуществления); - сознательности и активности (направлен на повышение активности учащихся в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих);

Принципы проектирования адаптированной программы.

  1. Принцип психолого-педагогического изучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья для определения структуры нарушения и выявления его индивидуально-психологических качеств
  2.  Принцип учета онтогенетических закономерностей психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
  3. Принцип учета возрастных границ.
  4.  Принцип реализации межпредметных связей при проектировании индивидуальной образовательной программы.
  5.  Принцип интегрированного подхода к отбору содержания индивидуальной образовательной программы.

6. Принцип дозированности осваиваемых дидактических единиц.

7. Принцип соблюдения тематической взаимосвязанности учебного материала.

8. Принцип вариативности программного материала.

9. Принцип ориентировки коррекционно-педагогической помощи на социализацию ребенка.

10. Принцип единства диагностики и коррекции.

 11. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода в выборе содержания, методов и приемов, а также требований к уровню подготовки ребенка.

Адресность адаптированной программы.

  1. Дети с ОВЗ по зрению.
  2.  Учащиеся, которым даны рекомендации ПМПк, ПМПК. В соответствии с задачами программы направления коррекционной работы обозначаются с четким описанием методов и приемов, обеспечивающих взаимодействие всех участников сопровождения ребенка.

Особенности программы — ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Курс «История Средних веков» формирует общую картину исторического развития человечества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV в. - от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом, так как на всеобщую историю выделяется небольшой объем времени, акцент делается на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь, понимать и объяснять современное мироустройство. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в историю современной цивилизации.

Цели курса:

  1. Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху Средневековья, объединение различных фактов и понятий средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.
  2. Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.

Задачи курса:

  1. Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия.
  1. Охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в истории и культуре.
  1. Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).
  1. Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

Задачи изучения истории России в 6 классе:

  •  формирование первичных ориентиров для этнонациональной и культурной самоидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России; овладение учащимися основными знаниями по истории России с древнейших времён до конца ХУI в., понимание ими места и роли Древней, Новгородской, Владимиро-Суздальской и Московской Руси во всемирно-историческом процессе, значения наследия этого периода для современного общества;
  • воспитание учащихся в духе уважения к своей древней истории и гордости за героические свершения предков;
  •  развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в летописях (<Повесть временных лет и др.), правовых документах (Русская Правда. Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках
  • иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси.

Цель изучения курса «История Средних веков»:

  •  освоение значимости периода феодализма в истории народов Европы, Азии, и России в частности. а также их места в истории мировой цивилизации.

Общие задачи изучения предмета История Средних веков следующие:

  • формирование морально-ценностных установок и ориентиров национальной и культурной идентификации шестиклассников в процессе освоения историко-культурного опыта народов зарубежных стран;
  • овладение знаниями о социокультурном развитии народов в эпоху Средневековья (преимущественно с позиции эволюции общественных взглядов);
  • овладение учащимися знаниями об истории отдельных стран Западной Европы в V—ХV веках в их социальном, экономическом, политическом и духовно-нравственном контекстах, о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в период Средневековья и его значении для современного Отечества:
  • воспитание толерантности, уважения к культуре и религии других народов в процессе изучения истории и богатства культуры народов Европы, Азии, Африки и Америки;
  •  развитие у учащихся способностей выявлять общее и различия в развитии отдельных регионов мира в эпоху феодализма, выделять и группировать признаки исторического явления, процесса:
  • формирование способности применять усвоенные знания о взаимоотношениях между людьми, сословиям, отдельными народами, о повседневной культуре и куртуазности в эпоху Средневековья в процессе осмысления современной реальности и общения с разными людьми.

Программа предполагает изучение культуры с позиции культурного многообразия на основе христианского мировоззрения и исламской культуры, а также с учётом особенностей эволюции средневековой личности.

Специфика всеобщей истории как учебного предмета заключается не только в том познавательном материале, с которым имеет дело учащийся, но и в тех мыслительных операциях и способах интеллектуальной работы, каким он обучается; в формировании мотиваций социального поведения и перспектив личностного развития. Изучение всеобщей истории открывает широкие возможности гуманитарного и социального поиска, реализации творческих устремлений детей и подростков.

Следует особо отметить, что, сочетаясь с курсом истории России учебный предмет  «Всеобщая история» служит средством гражданского и патриотического воспитания. Он способствует созданию более глубокого и всеохватывающего понимания места России в мировом развитии на его различных этапах, её роли как одного из ведущих субъектов, осмыслению национальных интересов России в исторической ретроспективе и в современном мире.

В основу отбора предметного содержания предлагаемого курса  истории положен про6лемно-хронологический принцип. Раскрытие ключевых элементов всемирно-исторического процесса осуществляется в социально-экономическом, политическом, историко-культурном, этнонациональном аспектах. Реализуются методы цивилизационного, сравнительно-исторического и мультикультурного освещения и анализа исторического материала, теории модернизации. При этом проводится чёткое отличие мнений учёных от конкретных исторических фактов, даётся подтверждение их достоверности.

Рабочая программа  обеспечивает уровень компетентности учащихся, позволяющий увидеть неоднозначность основных процессов в развитии человечества, ознакомиться с различным опытом народов мира, ощутить связь времён и извлечь для себя уроки на будущее.

Программа реализует межпредметные связи с курсами МХК, историей России,  обществознанием, географией.

Таким образом, в целях последовательного формирования ключевых учебных компетенций и активизации познавательной деятельности учащихся используются следующие методы:

1) по технологическому обеспечению урока:  объяснительно–иллюстративный, частично–поисковый, метод  проблемного изложения изучаемого материала;

2) по функциональному обеспечению урока: методы устного изложения знаний учителем, методы закрепления изучаемого материала, методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков;

3) по источникам познания – словесный, наглядный, практический;

4) по формированию структуры личности – методы формирования познания, методы формирования поведения, методы формирования чувств.                                               

                                                     

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно- хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:

1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.

2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3.Историческое движение:

  • эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;
  • формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.,
  • образование и развитие государств, их исторические формы и типы;
  • история познания человеком окружающего мира и себя в мире;
  • развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.

Главная (сквозная) содержательная  линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.

Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено  в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».

Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.

В курсе «Всеобщая история»  рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного в 5-9 классах в общем объеме 340 часа, в 5-8 классах - 2 часа в неделю, в 9 классе – 2 часа в неделю, в 6 классе - 34 учебных недели (68 часов).

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.

Личностные результаты:  

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты: 

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных  источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления  жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

 

                                                                                  СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (34 ч)

Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. 1 ч.

Становление средневековой Европы. 5ч.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Византийская империя. 1ч.

 Территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Арабы в VI - XI вв. 1ч.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Феодалы и крестьяне. 1 ч.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян.

Средневековый город. 1ч.

Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии

Римско-католическая церковь в средневековье. Крестовые походы 2 ч.

 Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Образование централизованных государств в Западной Европе (XI - XV вв.) 6 ч.

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.

Германия и Италия в XII - XV вв. 1 ч.

Славянские государства и Византия в XIV - XV вв. 2 ч.

Культура Западной Европы в  XI - XV вв. 4ч.

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

Страны Азии и Америки в эпоху средневековья. 3ч.

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат.

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

Культурное наследие Средневековья 1ч.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ РОССИИ»

Класс

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

6

34

34

ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ

(С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XV в.)

ВВЕДЕНИЕ

Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно - исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.

ТЕМА I. НАРОДЫ И ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ

В ДРЕВНОСТИ

Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества.

Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху.

Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока.

Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы.

Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. э.

Великое переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном Дагестане.

Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов.

Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви – восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи – балты, финно-угры, кочевые племена.

Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян.

Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Объединения древнетюркских племён тюрков, огузов, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат; Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат. Уйгурский каганат. Великий киргизский каганат. Киргизский каганат. Киданьское государство. Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.

Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу I тыс. н. э.

Появление первых христианских, иудейских, исламских общин.

ТЕМА II. РУСЬ В IX – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XII В.

Образование государства Русь

Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейских государств.

Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев.

Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь.

Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли.

Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси.

Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир I Святой.

Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески. Иконы. Декоративно-прикладное искусство. Быт и образ жизни разных слоёв населения.

Русь в конце X начале XII в.

Место и роль Руси в Европе.

Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое развитие.

Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.

Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель.

Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения.

Православная церковь и её роль в жизни общества.

Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения.

Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.

Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека.

Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.

Повторение и контроль в форме тестирования по теме «Древняя Русь в VIII – п.п. XII в.»

ТЕМА III. РУСЬ В СЕРЕДИНЕ ХII – НАЧАЛЕ XIII В.

Эпоха политической раздробленности в Европе.

Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель – самостоятельных государств.

Изменения в политическом строе.

Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов.

Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации.

Международные связи русских земель.

Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».

ТЕМА IV. РУССКИЕ ЗЕМЛИ В СЕРЕДИНЕ XIII – XIV В.

Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса.

Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды.

Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-государственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля.

Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения.

Золотая Орда в системе международных связей.

Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель.

Северо-западные земли: Новгородская и Псковская.

Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгородаи Пскова.

Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита.

Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.

Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства. Сергий Радонежский.

Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв.

Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.

ТЕМА V. ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА В XV В.

Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в.

Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель.

Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством.

Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства.

Характер экономического развития русских земель.

Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси.

Расширение международных связей Московского государства.

Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль.

Повседневная жизнь и быт населения.

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ

Итоговое повторение и обобщение в форме тестирования по теме «От Древней Руси к Российскому государству (с древности до конца XV в.)».

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

 При работе по программе наряду с традиционными формами проведения уроков  (фронтальные беседы, лекции, комбинированные уроки, уроки-беседы, уроки-опросы, контрольные уроки) обязательным является широкое использование активных форм обучения (игры, нестандартные формы контроля, работа в малых группах, соревнования и т.п.)

Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • работу с источниками исторической информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
  • критическое осмысление актуальной исторической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
  • решение познавательных и практических задач;
  • аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
  • написание творческих работ.

Формы организации учебного процесса:

  • классно-урочная;
  • индивидуальная;
  • групповая;
  • индивидуально-групповая;
  • фронтальная;
  • практикумы;
  • проектно-исследовательская.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса истории в 6 классе являются:

  • первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
  • познавательный интерес к прошлому своей Родины;
  • изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
  • проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
  • уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
  • навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
  • уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
  • следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
  • обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;
  • расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:

  • формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
  • планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
  • работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);
  • собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);
  • использовать современные источники информации – материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
  • привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;
  • ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
  • определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
  • логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
  • применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
  • решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;
  • использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
  • планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
  • определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.

Предметные результаты изучения истории включают:

  • определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
  • установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
  • составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
  • определение и использование исторических понятий и терминов;
  • овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;
  • использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
  • использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;
  • изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;
  • описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;
  • понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;
  • высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;
  • описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
  • поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;
  • анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси;
  • использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
  •  понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;
  • оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и др. исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;
  • умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);
  • сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;
  • определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
  • систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV – начале XVI в.);
  • поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
  • приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
  • личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;
  • уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.

Выпускник 6 класса научится:

  • локализовать во времени этапы становления и  развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
  • использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси, о  направлениях крупнейших передвижений людей  – походов, завоеваний, колонизаций и др.;
  • проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
  • составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси, памятников материальной и художественной культуры, рассказывать о значительных событиях средневековой российской истории;
  • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси; б)  ценностей, господствовавших в  средневековом российском обществе, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
  • объяснять причины и  следствия ключевых событий отечественной истории Средних веков;
  • сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
  • давать оценку событиям и личностям отечественной истории периода Средних веков.

Выпускник 6 класса получит возможность научиться:

  • давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
  • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
  • составлять на основе учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси, объяснять, в  чем заключаются их художественные достоинства и значение.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 1 с. Мугур-Аксы Монгун-Тайгинского кожууна  РТ

Рассмотрено  

Руководитель  ШУМО истории и

обществознания

_________/ __________ /

Протокол № ______

от «___  » ___________2021 г

 

Согласовано

Заместитель директора

 по УВР

__________ Шолбан Ч.Х.

от «___»____________2021 г

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №1

__________ Демиржан А.Б.

            Приказ №____ от

            «____»  __________ 2021 г

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по  обществознанию

для учащихся с задержкой психического развития

8 «в» класса

на 2021-2022 учебный год

                                                                       

                                 

                                                                                                                               

Составитель программы:

учитель обществознания

Кара-Сал Айыран Алексеевна                                                                                                                          

Мугур-Аксы – 2021 г.

Пояснительная записка

Примерная рабочая программа по обществознанию составлена на основе содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, получающих образование на основе АООП ООО.

Учебный предмет «Обществознание» входит в предметную область «Общественно-научные предметы». Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего образования, обеспечивающих формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования являются научные знания об обществе и его основных сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет «Обществознание» многогранно освещает проблемы человека и общества через призму основ наук: экономики, социологии, политологии, социальной психологии, правоведения, акцентируя внимание на современных реалиях жизни, что способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни человека в нем. В этой связи учебный предмет играет большую роль в формировании сферы жизненной компетенции обучающихся с ЗПР, обеспечивая возможность применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и правовыми нормами, для содействия правовыми способами и средствами поддержанию правопорядка в обществе и противодействия противоправному поведению, что способствует адаптации обучающихся с ЗПР подросткового возраста к условиям динамично развивающегося современного общества в целом.

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе следующих нормативных документов:

Программа составлена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования второго поколения (от 29 декабря 2012г. №273). Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17.12.2010 № 1897). Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (от 9 декабря 2010 г. № 189); Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО, СОО, организациями, осуществляющими образовательную деятельность»; Приказом №802-д от 23.07.2021 г. «О формировании примерного календарного графика ОО РТ реализующих ООП, в 2021-2022 учебном году»; Приказом №829 от 30.06.2021 г. «Об утверждении методических рекомендаций по формированию учебных планов ОО РТ на 2021-2022 учебный год» и является структурным элементом содержательного раздела Основной образовательной программы соответствует учебному плану МБОУ СОШ №1 с. Мугур-Аксы.

Программа отражает содержание обучения предмету «Обществознание» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Овладение учебным предметом «Обществознание», осмысление и усвоение информации морально-нравственного и гражданско-правового характера представляет определенную сложность для обучающихся с ЗПР. Это связано с особенностями их эмоционально-волевой сферы, мыслительной деятельности, недостаточностью общего запаса знаний, пониженному познавательному интересу к предметному и социальному миру, низким уровнем речевого развития.

Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Обществознание» необходима адаптация объема и характера учебного материала к познавательным возможностям обучающихся с ЗПР, учет особенностей их развития: использование алгоритмов, внутрипредметных и межпредметных связей, использование примеров, понятных и близких подростку с ЗПР; постепенное усложнение изучаемого материала и закрепление изученного на разнообразном учебном и неучебном материале; изучение некоторых тем в ознакомительном плане. Большое внимание должно быть уделено отбору учебного материала в соответствии с принципом доступности при сохранении общего базового уровня.

Цель изучения обществознания заключается в достижении планируемых результатов освоения данного учебного предмета, формировании предпосылок для успешной социализации личности обучающегося с ЗПР.

Основными задачами изучения учебного предмета «Обществознание» являются:

  • формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
  • понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;
  • осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;
  • приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нем, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают дополнительные коррекционные задачи учебного предмета «Обществознание», направленные на развитие мыслительной и речевой деятельности, стимулирование познавательной активности, повышение коммуникативной компетентности в разных социальных условиях.

Примерная программа курса «Обществознание» предусматривает внесение некоторых изменений: уменьшение объема теоретических сведений, включение отдельных тем или целых разделов в материалы для обзорного, ознакомительного изучения.

В ознакомительном плане рекомендуется дать следующие темы: Научно-технический прогресс в современном обществе. Государственная итоговая аттестация. Мировые религии. Влияние искусства на развитие личности. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы.

Описание места учебного предмета

Предмет «Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 11 класс. В 6 -  9 классах изучается  по 1 часу в неделю, а в  11 классах 2 раза в неделю - 68 часов. В 8-ом классе программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

Результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;

- личностное, жизненное самоопределение;

- действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Ребенок начинает понимать и осознавать «Что такое хорошо и что такое плохо»; эмоционально оценивает события.

Метапредметные результаты изучения обществознания основной школы проявляются:

- в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- в умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

- в овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

- в умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:

познавательной

-  относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

-  знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления  социальной действительности;

- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать,

систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационной

-  понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

-  знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

-  приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

трудовой

-  знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

-  понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

эстетической

- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

коммуникативной

-  знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

-  знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

-  понимание значения коммуникации в межличностном общении;

-  умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,

участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

-  знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Содержание программы

Глава 1 Личность и общество. (6 ч.)

Что делает человека человеком. Отличие человека от других живых существ. Мышление и речь. Как человек реализует себя?

Человек, общество, природа. Природа и ее значение в жизни человека. Связь человека с природой. Человек- венец природы. Вершина пирамиды или звено в цепи?

Понятие    общества.  Основные сферы общественной жизни. Ступени развития общества.

Развитие общества. Изменчивость и стабильность. Реформы и реформаторы. Развитие человечества в XXI в. Глобальные проблемы современности.  

Как стать личностью. Человек, индивид, личность.  Жизненные ценности и ориентиры. Становление личности. Кто помогает стать личностью.

Глава 2  Сфера духовной жизни. (8 ч.)

Сфера духовной жизни и её особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития культуры в современной России.

Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло. Критерии морального поведения.

Долг. Совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Моральный выбор. Свобода и ответственность.

Моральные знания и практическое поведение человека. Критический анализ собственных поступков и помыслов.

Значимость образования в условиях информатизационного общества. Основные элементы системы образования в РФ. Непрерывность образования. Самообразование.

Наука, её значение  в жизни современного общества. Нравственные принципы труда современного учёного. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Религия - одна из форм культуры. Религиозные объединения и организации, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Глава 3. Социальная сфера. (6 ч).

Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы.

        Социальный конфликт, пути его разрешения.

Строение общества. Социальный   статус и социальная роль, их взаимосвязь. Социальная группа. Отношения между поколениями.

        Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

        Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.

Глава 4. Экономика.(13 ч.)  

Что   такое   экономическая наука. Структура экономики.  Основные виды ресурсов   экономики. Экономический выбор. Экономические блага. Альтернативная стоимость.  

Основные вопросы экономики. Функции экономической системы. Модели экономических систем.

Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.  

Рынок, рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Роль маркетинга   в   рыночной экономике.   Цена   как регулятор   спроса   и предложения.

Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.

Предпринимательская деятельность. Содержание и функции     предпринимательства. Предприниматель: экономический   статус, поведение. Функции.  Цели фирмы, её организационно-правовые формы.      Малый бизнес и его роль в экономике.

Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Распределение доходов. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.

Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.

Инфляция. Реальные и номинальные доходы. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Потребительский кредит.

Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.                                  

Итоговое повторение. 1 час.

Учебно-тематический план

Наименование раздела

Количество часов

Контрольные

Практические

Экскурсии

1

Личность и общество

6

1

1

2

Сфера духовной культуры

8

1

3

Социальная сфера

6

1

1

1

4

Экономика

13

1

5

Повторение

1

1

1

Итого

34

Тематическое планирование

урока

Тема  урока

Количество часов

Тип урока

Планируемые результаты

Форма контроля

Дата проведения

Предметные

Личностные

Метапредметные

план

факт

Глава 1. Личность и общество (6 ч)

1

Что делает человека человеком?

1

Урок ознакомления  с новым материалом

Умеют определять понятие человека, отличие от других живых существ

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности

Регулятивные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

Познавательные: ориентируются в учебнике, осуществляют поиск необходимой информации

Коммуникативные: умеют высказывать свое мнение, прислушиваться к мнению других.

Беседа по новому материалу

04. 09

2

Человек, общество, природа

1

Комбинированный

Определять научные понятия «общество», «природа»

формирование основ гражданской идентичности личности; развитие «Я-концепции» и самооценки личности;

развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

формирование мотивов достижения и социального признания

Регулятивные: осуществляют поиск нужной информации, анализировать объекты

Познавательные: строят осознанные речевые высказывания, работают с книгой

Коммуникативные: умеют высказывать свое мнение, прислушиваться к мнению других

Устный опрос по домашнему заданию, письменные задания

11. 09

3

Общество  как  форма

Жизнедеятельности людей

1

Урок характеристика

Знают  сущность

Общечеловеческих ценностей,   сферы

Жизнедеятельности общества и государства, роль социальных норм в жизни общества.

Понимают значение знаний для человека и принимают его

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные: строят осознанные речевые высказывания в устной форме, формулируют ответы на вопросы учителя,

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию

§2, задания  и

вопросы,

Учебный

проект  «Закон об  экологии

нашего села»

18. 09

4

Развитие общества

1

Ознакомление с новым материалом

Понимают эволюционный характер развития общества, какие проблемы относятся к глобальным

Понимают значение знаний для человека и принимают его

Регулятивные: принимают учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия.

Познавательные: строят осознанные речевые высказывания в устной форме.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию

Устный опрос, задания, письменные задания

25. 09

5

Как стать личностью

1

Комбинированный

Определять признаки

индивидуальности, индивида  и  личности, типы  мировоззрения, этапы  социализации личности

Понимают значение знаний для человека и принимают его

Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цели,

Познавательные: осуществляют структурирование знаний, дополняют и расширяют имеющиеся знания о культуре общения.

Коммуникативные: допускают существование различных точек зрения, вступают в коллективное учебное сотрудничество

Индив. и фронтальный опрос, письменные задания

02. 10

6

Практикум  по теме  «Личность общество»

1

Урок контроля знаний

Знать влияние современного  общества на индивида. Уметь сравнивать социальные  объекты, суждения об обществе и человеке,  выявляя  их общие  черты  и различия

Понимают значение знаний для человека и принимают его

Регулятивные: принимают учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия.

Познавательные: формулируют ответы

Коммуникативные: допускают существование различных точек зрения, вступают в коллективное учебное сотрудничество

Практические задания

09. 10

Глава 2. Сфера духовной культуры (8ч)

7

Сфера духовной жизни

1

Урок ознакомления с новым материалом

Знать сущность понятия

«культура»,  взгляды древних  ученых  о духовной сфере.

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов достижения и социального признания;

Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу

Познавательные: умеют - Коммуникативные: умеют высказывать свое мнение, прислушиваться к мнению других

Текущий: опрос по  новому материалу

16. 10

8

Мораль

1

Комбинированный

Определять, что включают в себя понятия «мораль», «нравственность», «добро», «зло», «права человека»

Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, формулировать собственную точку зрения, осуществлять поиск нужной информации, выделять главное

Регулятивные: обосновывают суждения, производят доказательства

Познавательные: умеют   структурировать знания, дополняют и расширяют знания о морали

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию

Задания в учебнике с.26-27

23. 10

9

Долг и совесть

1

Изучение нового материала

Определять, что такое долг, совесть и объективные обязанности

Ориентироваться на причин понимания причин успеха в учебе, осуществляют поик нужной информации, выделять глапвное

Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу

Познавательные: формулируют ответы на вопросы учителя, осуществляют поиск информации из практического опыта Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию

Текущий: опрос по д/з, индив. задания

13. 11

10

Моральный выбор - это ответственность

1

Комбинированный

Определять, в чем выражается свобода выбора, как связаны свобода и ответственность

развивать этические чувства (стыда, вины, совести)

Регулятивные: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Познавательные: формулируют познавательные цели, работают с книгой

Коммуникативные: высказывать собственные суждения

Работа с текстом притчи, работа с учебником устно с.34, письменные задания с.54

20. 11

11

Образование

1

Комбинированный

Определять, в чем заключается приоритет образования, основные элементы системы образования в России

Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе

Регулятивные: осуществляют образовательную траекторию

Познавательные: анализируют афоризмы

Коммуникативные: высказывать собственные суждения, строят понятное для партнера высказывание

Работа с текстом, с афоризмами, письменные задания

27. 11

12

Наука в современном обществе

1

Комбинированный

Определять, какие черты отличают науку как систему государственных и общественных организаций, знаний.

Владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты

Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цели, работать с книгой

Познавательные: составляют диалоги, формулируют ответы, поиск существенной информации из учебника

Коммуникативные:  вступать в речевое общение

Беседа, самостоятельная работа с учебником с.68-75, письменные задания

04. 12

13

Религия как одна из форм культуры

1

Изучение нового материала

Определять, что такое религия, характеризовать основные виды религиозных организаций

Проявлять интерес к новому учебному материалу, владеть способами совместной работы в парах

Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цели, работают с книгой

Познавательные: умеют структурировать знания 

Коммуникативные: высказывать собственные суждения

Текущий: опрос по д/з, индив. задания

11. 12

14

Контрольная работа по разделу  «Сфера духовной культуры»

1

Урок контроля знаний

Работать с тестовыми контрольно- измерительными материалами

Планировать свои действия

Регулятивные: ставят цель и организовывают ее достижения

Познавательные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Тест

18. 12

Глава 3. Социальная сфера (6ч)

15

Социальная структура общества

1

Урок изучения нового матерниала

Определять социальную структуру общества

Понимают значение знаний для человека и принимают его

Регулятивные: планируют свои действия, осуществляют итоговый пошаговый контроль Познавательные: проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать

Коммуникативные: строят понятное для партнера высказывание

Текущий: опрос по  новому материалу

25. 12

16

Социальные статусы и роли

1

Комбинированный

Определять, статус человека, каковы особенности статусной позиции в обществе

Понимают значение знаний для человека и принимают его

Регулятивные: планируют свои действия, осуществляют итоговый пошаговый контроль Познавательные: проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать

Коммуникативные: строят понятное для партнера высказывание

Беседа, самостоятельная работа с материалом учебника

14. 01

17

Нации и межнациональные отношения

1

Изучение нового материала

Определять соотношения понятий «нация» и «этнос»

Развивают способность к самооценке

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу  

 Познавательные: проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию

Текущий: опрос по  новому материалу,

15. 01

18

Практикум

«Учимся жить в многонациональном государстве»

1

Урок-практикум

Научатся: Работать с источниками

Понимают значение знаний для человека и принимают его

Регулятивные:

принимают учебную задачу

Познавательные: формулируют ответы. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию

Практические задания

22. 01

19

Отклоняющееся поведение

1

Изучение нового материала

Определять связь между понятиями « социальные нормы» и «отклоняющееся поведение»

Проявляют интерес к познанию

Регулятивные: планируют свои действия, осуществляют пошаговый контроль

Познавательные: строят осознанные речевые высказывания в устной форме о нормах поведения в обществе

Коммуникативные: высказывать собственные суждения

Взаимоконтроль в ходе парной и групповой работы,

29. 01

20

Контрольный тест по разделу

«Социальная сфера»

1

Урок проверки знаний

Работать с тестовыми контрольно- измерительными материалами

Планировать свои действия

Регулятивные: ставят цель и организовывают ее достижения

Познавательные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Тест

05. 02

Глава 4. Экономика(13ч)

21

Экономика и ее роль в жизни общества

1

Урок изучения новой темы

Определять понятие «экономика» и понимать сложность экономического выбора, объяснять почему природные ресурсы нельзя считать неисчерпаемыми

Понимают значение знаний для человека и принимают его, развивают способность к самооценке

Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цели, работать с книгой

Познавательные: умеют структурировать знания 

Коммуникативные: высказывать собственные суждения

Текущий: опрос по  новому материалу

12. 02

22

Главные вопросы экономики

1

Комбинированный

Определять экономическую эффективность и типы экономических систем

Выражают свою позицию на уровне

положительного отношения к

учебному процессу; проявляют

учебно-познавательный интерес к

новому материалу и способам

решения новой задачи

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя; использует знаково-символические средства, в том числе схемы для решения задач.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей

Беседа, самост. работа с материалом учебника, устный опрос.

19. 02

23

Собственность

1

Комбинированный

Научатся: определять свое место среди сверстников и взрослых, понимать себя.

Получат возможность научиться: анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт;

Формирование мотивации на активное и созидательное участие в развитии экономической жизни общества

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: осуществляют расширенный поиск информации.

Коммуникативные: определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Беседа, самостоятельная работа с учебником, устный опрос.

26. 03

24

Рыночная экономика

1

Комбинированный

Определять условие функционирования рынка, что влияет на спрос и предложение на рынке.

Сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться в нравственном содержании поступков

Регулятивные: формулировать целевые установки учебной деятельности.

Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков

Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

Беседа, выполнение заданий учебника

05. 03

25

Производство- основа экономики

1

Комбинированный

Определять роли производства в экономике, характеризовать особенности услуги как товара

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, составление плана

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности.

Познавательные: осуществляют расширенный поиск информации.

Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли.

Беседа, устный опрос, выполнение заданий

12. 03

26

Предпринимательская деятельность

1

Комбинированный

Определять, чем предпринимательская деятельность отличается от других форм хозяйстования

Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе.

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: осуществляют расширенный поиск информации.

Коммуникативные: определять собственное отношение к явлениям современной жизни,

Работа с материалами учебника, устный опрос

19. 03

27

Роль государства в экономике

1

Комбинированный

Определять способы воздействия на экономику

Самостоятельно искать пути решения проблемы

Регулятивные: планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию.

Опрос, практическая работа

09. 04

28

Распределение доходов

1

Комбинированный

Научатся: определять основные источники доходов населения;

Формирование осознанного отношения к доходам

Регулятивные: планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Коммуникативные: определять собственное отношение к распределению доходов

Беседа, задания по карточкам, письменные задания

16. 04

29

Потребление

1

Комбинированный

Определять, что влияет на объем и структуру потребительских расходов, как защищаются права потребителей в РФ

Формирование осознанного отношения к потреблению

Регулятивные: формулировать целевые установки учебной деятельности.

Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков

Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

Устный опрос, самостоятельная  работа  по учебнику

23. 04

30

Инфляция и семейная экономика

1

Комбинированный

Определять, какое влияние инфляция оказывает на доходы граждан

Формирование уважительного отношения к семейному бюджету, к своим родным

Регулятивные: планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Коммуникативные: определять собственное отношение к семейному бюджету

Самостоятельная работа по учебнику, защита работ

30. 04

31

Безработица, ее причины и последствия

1

Комбинированный

Определять, что такое безработица, каковы ее последствия

Формирование навыков анализа

Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цели, работать с книгой

Познавательные: умеют структурировать знания 

Коммуникативные: высказывать собственные суждения

Беседа, заполнение таблицы

07. 05

32

Мировое хозяйство и международная торговля

1

Комбинированный

Определять, что такое мировое хозяйство, называть особенности мировой политики протекционизма

Формирование у учащихся бережного отношения к хозяйствованию

Регулятивные: формулировать целевые установки учебной деятельности.

Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков

Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

Устный опрос,

14. 05

33

Контрольный тест по разделу    «Экономика»

1

Урок проверки знаний

Пишут понятийный диктант по основным понятиям, работают в группе

Мотивированность и направленность на активное участие в будущем, заинтересованность в личном успехе

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: умеют структурировать знания.

Коммуникативные: формулируют свое мнение

Понятийный   диктант, тестирование,    решение экономических задач

21. 05

34

Итоговый урок  по всему курсу

«Мы- часть общества»

1

Урок-обобщение

Целостное представление о человеке и обществе,  знание ключевых понятий

Оценивание собственной учебной деятельности

Регулятивные: принимают учебную задачу

Познавательные: умеют структурировать знания 

Коммуникативные: формулируют свое мнение

Практическая работа

28. 05

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Список литературы

- Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс.- М: Просвещение, 2012;

- Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова 5-9 классы;

- Боголюбов Л.Н., , Городецкая Н.И., Л.Ф.Иванова. Обществознание, 8 класс, М.: Просвещение, 2012.

- Рабочие программы. Обществознание. Под ред. Боголюбова Л.Н. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2012.

- Конституция РФ

- Гражданский кодекс РФ

Учебно-методический комплект для учащегося 8 класса:

-  Учебник Обществознание. 8 класс. ФГОС. под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Н.И Л.Ф. Ивановой, М: Просвещение, 2020

- Рабочая тетрадь Ивановой Л. Ф., Хотеенковой Я. В. «Обществознание. 6 класс» (М.: Просвещение, 2012).

Дополнительная литература для учащихся:

- «Обществознание в вопросах и ответах», пособие-репетитор, под ред. О.С.Белокрыловой, Ростов, 2009.

Ресурсы Интернета:

- http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов

- http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для

общеобразовательной школы

-  http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Информационно-коммуникативные средства:

- Обществознание. Электронное приложение к учебнику по ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой

- Компьютерные презентации по темам курса обществознание.

Технические средства обучения:

-Мультимедийный проектор.

-экран.

-компьютер.

-принтер.

Дидактический раздаточный материал: дифференцированные карточки по 3 разделам.

Мебель-парта, стулья.

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

_____________________________________________________________________

(название программы)

Учитель: Кара-Сал Айыран Алексеевна

(Ф.И.О. учителя)

№ п/п

Дата изменения

Причина изменения

Суть изменения

Корректирующие действия