Главные вкладки
Методическая копилка
Логопедические игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дидактическая игра «Листопад» | 684.99 КБ |
Дидактическая игра «Паровозик» | 728.66 КБ |
Автоматизация звука "Р" | 565.19 КБ |
Дидактическая игра «Звуковые лучики» | 394.63 КБ |
Дидактические игры на развитие фонематического слуха | 15.47 КБ |
Углубленная диагностика речевого развития детей 1,5-3 лет в рамках оказания ранней помощи | 1.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра «Листопад»
Игра предназначена для детей 4-6 лет. Используется для индивидуальной работы в кабинете учителя-логопеда и в речевом уголке в группы.
Цель: автоматизация и дифференциация звуков «С», «Ш»
Задачи:
- Автоматизировать в речи детей поставленные звуки [С], [Ш].
- Формировать навык дифференциации звуков [С], [Ш].
- Развивать мелкую моторику;
Оборудование:
Дерево из фетра с пришитыми пуговицами, цветы, листья и лейка из фетра.
1.Задание: Ребенок отстёгивает с дерева листочки и произносит звук [Ш] на каждый листок (листопад).
2.Задание: Ребенок пристёгивает цветы, «поливая» из лейки каждый цветок произносит звук [С].
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра «Паровозик»
Игра предназначена для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми от 4-7 лет в кабинете учителя-логопеда и в речевом уголке в группы.
Цель: Преодоление недостатков в произношении у детей.
Задачи:
- Автоматизировать в речи детей поставленные звуки [С], [З], [Ц].
-Развитие фонематического восприятия
-Формирование навыка слогового анализа слова
- Развивать логическое мышление.
Оборудование:
Паровозик с прозрачными кармашками на вагонах. Карточки с заданиями и карточки с изображением предметов.
Детям предлагается множество заданий различной сложности, которые способствуют становлению правильной речи, развитию фонематического слуха и грамматического строя речи.
1. Задание: Детям предлагается найти изображения, в названии которых встречается необходимый звук и вставить карточки в соответствующие вагоны.
2. Задание: Детям предлагается найти изображения с заданным звуком в начале слова, в середине и в конце, вставить карточки в соответствующие вагоны.
3. Задание: Детям предлагается найти изображения, соответствующие слоговой схеме и вставить карточки в соответствующие вагоны.
ти
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как рычит тигрёнок? Р-р-р-р…
Назови слоги РА РО РУ РЫ РЭ АР ОР УР ЫР ЭР
Назови картинки
В каких словах нет звука «Р»?
Большой – маленький
Повтори чистоговорку Ра-ра-ра, ра-ра-ра На дворе у нас гора. Ру-ру-ру, ру-ру-ру Собирайте детвору. Ры-ры-ры, ры-ры-ры Покатаемся с горы. Ра-ра-ра, ра-ра-ра Очень рада детвора.
Составь рассказ по схеме
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра «Звуковые лучики»
Игра предназначена для детей 5-7 лет. Используется для индивидуальной работы в кабинете учителя-логопеда и в речевом уголке в группы.
Цель: автоматизация и дифференциация звуков «С», «Сь»
Задачи:
- Автоматизировать в речи детей поставленные звуки [С], [Сь].
- Формировать навык дифференциации звуков по твердости-мягкости.
- Развивать мелкую моторику;
- Развивать логическое мышление.
Оборудование:
Карточки на прищепках с изображенными на них предметами и картонный круг, поделенный на «лучики» зелёного и синего цветов.
Задание: Ребенок соединяет прищепками картинки, в названии которых содержится твердый звук «С» на лучик синего цвета, а картинки, в названии которых мягкий звук «Сь» – на лучик зеленого цвета.
Предварительный просмотр:
Дидактические игры на развитие фонематического слуха
1.Узнавание неречевых звуков
Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
- Игра «Угадай, что звучало». Внимательно слушаем с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложить ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало?
- Игра «Шумящие коробочки». Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемой коробочки, что у нее внутри.
- Игра "Похлопаем". Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка.
2. Различение звуков речи по силе и высоте
- Игра «Громко-тихо». Дается инструкция, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо.
- Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант - ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
3. Различение сходных по звучанию слов
- Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
- Игра «Верно-неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
4. Различение слогов
- Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант - предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
- Игра «Что лишнее?» Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"... Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог
5. Различение звуков
Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит - зззз, насос качает - сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр... и так далее.
Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает.
- Игра «Поймай звук». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.
6. Освоение навыков звукового анализа и синтеза
- Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет их количество и выкладывает нужное количество палочек на столе.
- Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант - заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.
- Игра «Что просит мышка». Игрушка-мышка(пальчиковый театр) просит принести продукты, в названии которых есть заданный звук.
- Игра «Собери слово» Ребенку предлагаются несколько последовательных звуков, а он должен назвать слово целиком (М, А, К – мак, Д, И, В, А, Н – диван и так далее)
- Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком - нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л" (.ампа, мы.о, .ук, ку.ак).
Также на этом этапе проведены консультации для родителей:
«Речевые нарушения и причины их возникновения»
«Роль фонематического слуха в развитии речи детей»
«Как развивать фонематический слух у детей»
- Игра «Хлопай, топай»
На слоги со звуком» «Б» дети хлопают в ладоши, а на слоги со звуком «П» дети топают (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-з, ч-щ, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.
-Игра «Подарки для Лисы и Зайца»
Вначале подбираем слова со звуками С и З в начальной позиции (например, сова, слон, замок). Когда ребенок запомнил слова, переходим к позиции звука в середине слова (осы, коза).
«Давай будем искать слова - подарки со звуком С - для Лисы, а слова, в которых слышится звук З - для Зайца».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель и задачи углубленной диагностики речевого развития детей раннего возраста Цель: Определение речевых возможностей и трудностей у ребенка раннего возраста. Задачи: Выявить особые образовательные потребности ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития; о пределить зоны актуального и ближайшего развития ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития, выявить его резервные возможности; изучить социальную ситуацию развития и условия семейного воспитания ребёнка; систематизировать контроль за уровнем и динамикой речевого развития ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития. Адресат: Дети раннего возраста от 1,5 до 3 лет с задержкой речевого развития.
С целью определения нуждаемости ребенка в ранней помощи учителя-логопеда на первичном приеме проводится: Беседа с родителями (включает в себя сбор анамнестических данных); наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в условиях игры и в ходе выполнения специальных заданий; обследование строения и функционирования основных органов артикуляции, состояния произвольного артикуляционного праксиса (после 1 г. 6 мес.); обследование слухового внимания к неречевым и речевым звукам; обследование сформированности понимания речи; объем пассивного и активного словарного запаса.
Обследование понимания речи Ребенка просят выполнить просьбу «Дай мне козу» и т.д.
Обследование понимания глагольной лексики Ребенку предлагают посмотреть на картинки и ответить на вопросы: «Что делает девочка?» «Ч то делает мальчик?» «Что делают дети?». или «Покажи, кто прыгает» «Покажи, кто упал» «Покажи, кто играет на дудочке»
Выявление уровня понимания ребенком короткого рассказа
Обследование понимания предлогов на предметном материале
Обследование звукопроизношения пароход гудит Ы-ы-ы ребёнок плачет УА заблудились в лесу АУ ослик кричит ИА собака лает АВ-АВ
«Послушай и покажи что звучало»
Обследование состояния пассивной грамматики Задание «Покажи, где (на какой картинке) карандаш, а где карандаши….», «Покажи, где зонтик, а где зонтики….», «Покажи, на какой картинке книга, а на какой книги…»
Результаты диагностики Определены речевые возможности и трудности ребенка раннего возраста; данные логопедического обследования занесены в протокол; разработан индивидуальный план работы с ребенком.
Запуск речи у неговорящих детей Громова О.Е., Соломатина Г.Н: Диагностика и развитие речи детей 2-4 лет. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет. Марина Решетко: 100 игр для запуска речи Новикова-Иванцова От слова к фразе. Громова О.Е. Путь к первым словам и фразам.
Спасибо за внимание!