Методическая копилка

Попова Виктория Игоревна

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Листопад»

Игра предназначена для детей 4-6 лет. Используется для индивидуальной работы в кабинете учителя-логопеда и в речевом уголке в группы.
Цель: автоматизация и дифференциация звуков «С», «Ш»
Задачи:
- Автоматизировать в речи детей поставленные звуки [С], [Ш].
- Формировать навык дифференциации звуков [С], [Ш].
- Развивать мелкую моторику;
Оборудование:
Дерево из фетра с пришитыми пуговицами, цветы, листья и лейка  из фетра.

1.Задание:  Ребенок отстёгивает с дерева листочки и произносит звук [Ш] на каждый листок (листопад).

2.Задание:  Ребенок пристёгивает цветы, «поливая» из лейки каждый цветок произносит звук [С].

D:\Виктория\Desktop\фото к играм\IMG_20220211_111505 (1).jpg



Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Паровозик»

Игра предназначена для  индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми от 4-7 лет в кабинете учителя-логопеда и в речевом уголке в группы.
Цель: Преодоление недостатков в произношении у детей.

Задачи:
- Автоматизировать в речи детей поставленные звуки [С], [З], [Ц].

-Развитие фонематического восприятия
-Формирование навыка слогового анализа слова

- Развивать логическое мышление.
Оборудование:
Паровозик с прозрачными кармашками на вагонах. Карточки с заданиями и карточки с изображением предметов.

Детям предлагается множество заданий различной сложности, которые способствуют  становлению правильной речи, развитию фонематического слуха и грамматического строя речи.

1. Задание: Детям предлагается найти изображения, в названии которых встречается необходимый звук и вставить карточки в соответствующие вагоны.

2. Задание: Детям предлагается найти изображения с заданным звуком в начале слова, в середине и в конце, вставить карточки в соответствующие вагоны.

3. Задание: Детям предлагается найти изображения, соответствующие слоговой схеме и вставить карточки в соответствующие вагоны.

тиD:\Виктория\Desktop\материал для сайта\IMG_20220207_134045.jpg

        D:\Виктория\Desktop\материал для сайта\IMG_20220207_134853.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАДОУ д /с №10 г. Новосибирск учитель-логопед В.И. Попова АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Р»

Слайд 2

Как рычит тигрёнок? Р-р-р-р…

Слайд 3

Назови слоги РА РО РУ РЫ РЭ АР ОР УР ЫР ЭР

Слайд 4

Назови картинки

Слайд 5

В каких словах нет звука «Р»?

Слайд 6

Большой – маленький

Слайд 7

Повтори чистоговорку Ра-ра-ра, ра-ра-ра На дворе у нас гора. Ру-ру-ру, ру-ру-ру Собирайте детвору. Ры-ры-ры, ры-ры-ры Покатаемся с горы. Ра-ра-ра, ра-ра-ра Очень рада детвора.

Слайд 8

Составь рассказ по схеме



Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Звуковые лучики»

Игра предназначена для детей 5-7 лет. Используется для индивидуальной работы в кабинете учителя-логопеда и в речевом уголке в группы.
Цель: автоматизация и дифференциация звуков «С», «Сь»
Задачи:
- Автоматизировать в речи детей поставленные звуки [С], [Сь].
- Формировать навык дифференциации звуков по твердости-мягкости.
- Развивать мелкую моторику;
- Развивать логическое мышление.
Оборудование:
Карточки на прищепках с изображенными на них предметами и картонный круг, поделенный на «лучики» зелёного и синего цветов.
Задание:  Ребенок соединяет прищепками картинки, в названии которых содержится твердый звук «С» на лучик синего цвета, а картинки, в названии которых мягкий звук «Сь» – на лучик зеленого цвета.

D:\Виктория\Desktop\материал для сайта\IMG_20220207_135351.jpg



Предварительный просмотр:

Дидактические игры на развитие фонематического слуха

 1.Узнавание неречевых звуков

Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

Игра «Угадай, что звучало». Внимательно слушаем с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложить ребенку закрыть глаза и отгадать,  что это звучало?

Игра «Шумящие коробочки». Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемой коробочки, что у нее внутри.

Игра "Похлопаем". Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка.

2. Различение звуков речи по силе и высоте

- Игра «Громко-тихо». Дается инструкция, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо.

- Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант - ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

3. Различение сходных по звучанию слов

- Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Игра «Верно-неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

4. Различение слогов

Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант - предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра «Что лишнее?» Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"... Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог

5. Различение звуков

Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит - зззз, насос качает - сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр... и так далее.

Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает.

Игра «Поймай звук». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

6. Освоение навыков звукового анализа и синтеза

- Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет  их количество и выкладывает нужное количество палочек на столе.

- Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант - заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.

- Игра «Что просит мышка». Игрушка-мышка(пальчиковый театр) просит принести продукты, в названии которых есть заданный звук.

- Игра «Собери слово» Ребенку предлагаются несколько последовательных звуков, а он должен назвать слово целиком (М, А, К – мак, Д, И, В, А, Н – диван и так далее)

- Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком - нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л" (.ампа, мы.о, .ук, ку.ак).

Также на этом этапе проведены консультации для родителей:

«Речевые нарушения и причины их возникновения»

«Роль фонематического слуха в развитии речи детей»

«Как развивать фонематический слух у детей»

- Игра «Хлопай, топай»

На слоги со звуком» «Б» дети хлопают в ладоши, а на слоги со звуком «П» дети топают (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-з, ч-щ, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.

-Игра «Подарки для Лисы и Зайца»

Вначале подбираем слова со звуками С и З в начальной позиции (например, сова, слон, замок). Когда ребенок запомнил слова, переходим к позиции звука в середине слова (осы, коза).

«Давай будем искать слова - подарки со звуком С - для Лисы, а слова, в которых слышится звук З - для Зайца».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Углубленная диагностика речевого развития детей 1,5-3 лет в рамках оказания ранней помощи Учитель-логопед В.И. Попова Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области – Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям «ОЦДК»

Слайд 2

Цель и задачи углубленной диагностики речевого развития детей раннего возраста Цель: Определение речевых возможностей и трудностей у ребенка раннего возраста. Задачи: Выявить особые образовательные потребности ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития; о пределить зоны актуального и ближайшего развития ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития, выявить его резервные возможности; изучить социальную ситуацию развития и условия семейного воспитания ребёнка; систематизировать контроль за уровнем и динамикой речевого развития ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития. Адресат: Дети раннего возраста от 1,5 до 3 лет с задержкой речевого развития.

Слайд 3

С целью определения нуждаемости ребенка в ранней помощи учителя-логопеда на первичном приеме проводится: Беседа с родителями (включает в себя сбор анамнестических данных); наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в условиях игры и в ходе выполнения специальных заданий; обследование строения и функционирования основных органов артикуляции, состояния произвольного артикуляционного праксиса (после 1 г. 6 мес.); обследование слухового внимания к неречевым и речевым звукам; обследование сформированности понимания речи; объем пассивного и активного словарного запаса.

Слайд 6

Обследование понимания речи Ребенка просят выполнить просьбу «Дай мне козу» и т.д.

Слайд 7

Обследование понимания глагольной лексики Ребенку предлагают посмотреть на картинки и ответить на вопросы: «Что делает девочка?» «Ч то делает мальчик?» «Что делают дети?». или «Покажи, кто прыгает» «Покажи, кто упал» «Покажи, кто играет на дудочке»

Слайд 8

Выявление уровня понимания ребенком короткого рассказа

Слайд 9

Обследование понимания предлогов на предметном материале

Слайд 10

Обследование звукопроизношения пароход гудит Ы-ы-ы ребёнок плачет УА заблудились в лесу АУ ослик кричит ИА собака лает АВ-АВ

Слайд 11

«Послушай и покажи что звучало»

Слайд 12

Обследование состояния пассивной грамматики Задание «Покажи, где (на какой картинке) карандаш, а где карандаши….», «Покажи, где зонтик, а где зонтики….», «Покажи, на какой картинке книга, а на какой книги…»

Слайд 13

Результаты диагностики Определены речевые возможности и трудности ребенка раннего возраста; данные логопедического обследования занесены в протокол; разработан индивидуальный план работы с ребенком.

Слайд 14

Запуск речи у неговорящих детей Громова О.Е., Соломатина Г.Н: Диагностика и развитие речи детей 2-4 лет. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет. Марина Решетко: 100 игр для запуска речи Новикова-Иванцова От слова к фразе. Громова О.Е. Путь к первым словам и фразам.

Слайд 15

Спасибо за внимание!