Из опыта работы

Попова Виктория Игоревна

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

Дифференциация звуков «С» и «Ш»

Попова Виктория Игоревна
Учитель – логопед
МАДОУ д/с № 10 «Радуга»

 г. Новосибирск.

Дифференциация звуков «С» и «Ш»

Цель занятия: дифференциация и закрепление правильного произношения звуков С-Ш в слогах, словах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Уточнение артикуляции и звучания звуков «С» и «Ш».
  • Закрепление навыка правильного произношения звуков «С» и «Ш».
  • Учить дифференцировать звуки «С» и «Ш» изолировано, на материале слогов и слов.
  • Формирование навыков слогового анализа.

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие фонематических процессов, развитие связной речи (умение отвечать полным ответом).
  • Развитие внимания следования речевым инструкциям.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитание навыков сотрудничества.

Оборудование:

  • интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация с картинным материалом. Мягкая игрушка змеи.
  • Раздаточный материал для каждого ребенка («тучки» для дыхательных упражнений, изображения «змейки», «насосы», «солнышки» и прищепки).

Ход занятия

Организационный момент (приветствие)

Здравствуйте, ребята, а вы любите играть?

Давайте поиграем. Станем рядышком по кругу.

Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мои друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Логопед: Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

Дети садятся за столы.

Слышится плач. Логопед достает коробку из-под стола, в ней «плачущая змейка».

Это маленькая змея. Его зовут Гоша.

Логопед: У Гоши плохое настроение, другие змеи над нем смеются. Он не умеет шипеть. Вместо шипелки у него получается свистелка.

Ой, ой Гоша так горько плачет, что даже испортилась погода и солнышко закрыли тучи (слайд №1)

Логопед: Гоша, не волнуйся, мы тебе поможем. Но сначала, нам нужно сдуть с неба тучи.

Дыхательная гимнастика (дети дуют на тучки, разложенные у каждого на столе).

Артикуляционные упражнения: «Улыбка-трубочка», «Заборчик», «Горка». Произносим протяжно С-с-с… с выдохом на «тучку».

«Маляр», «Парус». Произносим протяжно Ш-ш-ш… с выдохом на «тучку».

Логопед: Небо стало ясное, чтобы солнце ярче засветило, мы ему поможем.

Упражнение на развитие мелкой моторики и координации речи с движением.

У каждого на столе лежит свое маленькое солнышко. Прицепляя каждый лучик (прищепки), вы вместе повторите за мною слоги. У каждого лучика свой слог, слушайте внимательно и не ошибайтесь (Са-ша, со-шо, су-шу,

ши-сы).

Логопед: Наше солнце снова ярко засветило (слайд № 2). 

Гоша: Спасибо ребята! Я понял теперь как нужно шипеть! Поднимаем язык вверх и дуем Ш-ш-ш…

Сейчас я вам все покажу (слайд №3).

Гоша называет слова шобака, чаши шуп. 

Логопед: Ребята, правильно Гоша назвал слова?

Дети: нет.

Логопед: Гоша, ты все напутал. У каждого звука есть свое место. Есть слова со звуко «Ш», а есть слова со звуком «С».

Ребята тебе сейчас все покажут, а чтобы тебе было легче запомнить, мы возьмем в помощники насос. Он издает звук «С» (слайд №4).

У каждого на столе есть изображения насоса. Его мы будем поднимать, на слова со звуком «С». Изображения змейки будем поднимать на слова со звуком «Ш» (кошка, подушка, сова, шкаф, часы, самокат, катушка, уши, санки, усы). Ребята, давайте покажем Гоше где в словах можно встретить звуки «С» и «Ш». На экране появляются изображения: нос, собака, носки (слайд №5). Логопед проводит игру «Угадай слово по количеству хлопков».

(слайд №6). На экране появляются изображения: машина, шуба, душ.

Логопед проводит игру «Угадай слово по количеству хлопков».

Гоша: Ой как интересно, спасибо вам ребята! Теперь я точно не буду путать эти замечательные звуки. Теперь я умею шипеть как взрослая змея. Жалко только, что я медленно расту.

Логопед: Мы сейчас все вместе сделаем волшебный массаж, чтобы вырасти побыстрее. Дети становятся в круг и под музыку выполняют самомассаж.

Гоша: Мне кажется, я уже немного подрос. Какой сегодня чудесный день! Я так много сегодня интересного узнал.

Итог.

 Логопед: Ребята какие звуки мы сегодня учили не путать Гошу?

Ответы детей.

Как нужно ставить язычок, чтобы произнести звук «С»?

Ответы детей.

А как нужно ставить язычок, чтобы произнести звук «Ш»?

Ответы детей.

Расскажите, что сегодня больше всего вам понравилось на занятии.

Ответы детей.

Гоша благодарит детей. Дети прощаются и уходят в группу.


Предварительный просмотр: