Для педагогов

Попова Виктория Игоревна

Предварительный просмотр:

Попова Виктория Игоревна
Учитель – логопед
МАДОУ д/с №59 «Золотой петушок»

                                                                                       г. Новосибирск

Статья: Использование специализированной компьютерной технологии

"Игры для Тигры"

в коррекционно-образовательной работе

учителя-логопеда со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.

Ребенок с общим недоразвитием независимо от уровня развития речи, сталкивается с нарушением всех компонентов речи – это фонематический слух, звукопроизношение, словарь, грамматический строй речи, ритмико-слоговая структура речи и связная речь. Каждый компонент речевой системы является важным звеном в структуре речи.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими разный уровень речевого развития, проводится в специальных группах для детей с общим недоразвитием речи. Срок обучения  детей с  общим недоразвитием речи в данных  группах  составляет 2 г.

Занятия проводятся с подгруппами и индивидуально.

Задачи и содержание логопедической работы вытекают из анализа структуры речевого нарушения, а также сохранных и компенсаторных возможностей детей.

Дети, обучающиеся в речевых группах, отличаются, как правило,  неусидчивостью, быстрой утомляемостью и истощаемостью, снижением интереса. Им присущи плохое усвоение учебного материала и как следствие,   необходимость постоянного стимулирования своей активности.

Положительная мотивация — залог успеха любого начинания. В логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи, эта проблема стоит особенно остро. Основной вид деятельности у детей — это игра, однако коррекционная работа представляет собой необходимость выполнять различные задания и упражнения, порой однотипные и требующие усилий. Дошкольники с речевыми нарушениями, посещающие логопедические занятия,  пока еще не готовы к смене игровой деятельности на классический учебный формат.  На логопедических занятиях часто прослеживается низкая мотивация к выполнению заданий и упражнений.

Как же помочь ребенку с проблемами в речевом развитии внимательно слушать и с интересом выполнять задания логопеда?

В настоящее время все шире используются возможности компьютерной техники на занятиях. Для детей выполнение заданий становится более увлекательным, повышается интерес и желание к их выполнению.

В своей коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, я широко использую Логопедическую программу «Игры для Тигры».

Компьютерная технология "Игры для Тигры" построена на основе методик обучения детей с отклонениями развития Г.А.Каше, Л.В.Лопатиной, Н.В.Серебряковой, Р.И.Лалаевой, Н.С.Жуковой, Е.М.Мастюковой, Т.Б.Филичевой, а также программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой. Она представляет собой единый программно-методический комплекс и содержит компьютерную программу и учебно-методическое пособие с подробными методическими рекомендациями ее пошагового применения в коррекционно-образовательном процессе. Специализированная компьютерная технология "Игры для Тигры" адресована прежде всего специалистам - логопедам и дефектологам детских учреждений, но может использоваться для самостоятельных занятий в домашних условиях родителями, заинтересованными в исправлении и развитии речи своих детей. Работа с применением специализированной программы проводится под контролем специалиста, который составляет индивидуальный план, выбирает соответствующие ему упражнения, контролирует правильность их выполнения ребенком и дозирует необходимую нагрузку. В рамках системного подхода к коррекции речевых нарушений компьютерная логопедическая программа "Игры для Тигры" предлагает более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности, объединенных в четыре тематических блока:

  • просодика,
  • звукопроизношение,
  • фонематика,
  • лексика.

Каждый блок программы "Игры для Тигры" состоит из нескольких модулей, представленных в подменю. При этом упражнения, входящие в состав модулей, направлены на коррекцию и развитие определенных языковых и речевых компонентов. Работа со всеми упражнениями программы "Игры для Тигры" проводится с опорой на зрительный контроль над результатами деятельности ребенка. Их визуализация происходит на экране монитора в виде мультипликационных образов и символов. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной слуховой опоры при выполнении задания. Это позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения у детей дошкольного возраста. Программа "Игры для Тигры" предусматривает возможность индивидуальной настройки параметров, соответствующих настоящему уровню и зоне ближайшего развития ребенка. Упражнения программы содержат задания возрастающей сложности, что позволяет выбрать задание, соответствующее реальному уровню развития ребенка и построить коррекционную работу в соответствии с индивидуальной коррекционной образовательной программой.

Компьютерная логопедическая программа "Игры для Тигры" представляет пользователю объективную оценку результатов деятельности в трех вариантах: визуально, в звуковом и цифровом виде. Красочные рисунки, объемное изображение, анимация объектов, звуковое и музыкальное сопровождение делают программу привлекательной для детей. Все упражнения построены в игровой форме, при этом создается проблемная ситуация, решение которой производится доступными ребенку средствами и возможностями программы. В процессе работы над упражнениями ребенок, играя, помогает компьютерному герою Тигренку выполнить задания и вместе достичь необходимого результата. Со стороны компьютера выступает не обезличенная программа, а веселый и забавный компьютерный герой Тигренок, который объясняет ребенку цель и правила выполнения предлагаемого задания, помогает его выполнить, дает итоговую или промежуточную оценку выполненного действия. Это создает положительную мотивацию при работе с программой, так как ребенку интересно общаться с компьютерным героем.

В процессе коррекционной логопедической работы происходит развитие словаря и грамматического строя речи, но зачастую при традиционной системе обучения ребенок не может применить полученные знания в ситуации общения. Общение с компьютерным героем программы – Тигренком способствует развитию собственно коммуникативных навыков у детей за счет того, что специально построенные и подобранные задания побуждают ребенка вступить с ним в диалог. Применение компьютерной логопедической программы «Игры для Тигры»  делает процесс коррекции речевых нарушений увлекательным и интересным  для  дошкольников с разным  уровнем  речевого развития.

При организации коррекционно-образовательной  работы с дошкольниками в ДОУ с использованием компьютерной логопедической программы «Игры для Тигры», необходимо соблюдать все требования  СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 мин.

Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них.  Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Непосредственно образовательную деятельность с использованием детьми с компьютеров проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста).

Программа «Игры для Тигры» разработана отлично, в ней собраны все материалы необходимые для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.  Для повышения мотивации и интереса к логопедическим занятиям у детей с общим недоразвитием речи,  данная программа хорошо подходит для работы в ДОУ, но используя ее в коррекционно-образовательной работе, не следует уделять меньше внимания  традиционным методам обучения, включающим в себя непосредственный контакт ребенка и логопеда.

            Список источников:

  1. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина

—— М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил

  1. Валявко С.М. Особенности мотивации детей 5-6 лет с ОНР // Материалы VII Царскосельских чтений / Под общ. ред. проф. В. Н. Скворцова - СПб, 2003, с. 17-19.
  2. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи “Игры для Тигры” Автор: Лизунова Р. Л. Учебно-методическое пособие, издание 2-е, дополненное и переработанное. — Пермь, 2009. — 60с.
  3. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с редакцией от 27.08.2015 г.)



Предварительный просмотр:

Попова Виктория Игоревна
Учитель – логопед
МАДОУ д/с №59 «Золотой петушок»

 г. Новосибирск.

Статья: «Коррекция лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР»

Дошкольный период характеризуется наиболее интенсивным речевым развитие детей. В этот период наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса, и ребёнок начинает активно пользоваться всеми частями речи, с постепенным формированием навыков словообразования.

При нормальном речевом развитии дети к 5 г. свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение впервые было установлено Р. Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи (ОНР).

У всех детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.

Нарушения лексико-грамматической стороны речи являются ведущим дефектом в структуре общего недоразвития речи (ОНР).

В работах Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др. подчеркивается, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются дефекты произношения, позднее формирование речи, ограниченный словарный запас, аграмматизмы, дефекты фонемообразования. Все это влияет на общее состояние речи детей, а также на способность к общению с окружающими.

С точки зрения Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой при общем недоразвитии речи расстраивается усвоение знаковой формы языка, нарушается комбинирование знаков на основе правил языка, оперирование знаками в процессе порождения речи. Формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.         

        У детей с ОНР отмечается неправильное употребление падежных и родовых окончаний имен существительных, местоимений, прилагательных, количественных числительных; личных окончаний глаголов; окончаний глаголов в прошедшем времени; предложно-падежных конструкций (Н.С. Жукова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.).

Для преодоления нарушений лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР необходимо изучить механизм её нарушения, выявить причины и определить условия психолого-педагогического сопровождения детей.

В настоящее  время существует несколько авторских систем коррекционного воздействия на детей с ОНР, имеющих нарушения лексико-грамматического строя речи (авторы: Т.А.Ткаченко, Н.М.Капкова, Н.В.Серебрякова, Т.Б.Филичева и Г.В.Чиркина, Т.Б.Филичева и Т.В.Туманова, В.В.Коноваленко и С.В.Коноваленко). Каждая из них по-своему подходит к решению проблемы коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР, но цели и задачи у всех едины:

  • Формирование правильного произношения;
  • Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
  • Развитие навыков связной речи.
  • Подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты.

Каждая из существующих систем  коррекционной работы предлагает выверенные и отточенные многолетней практикой способы и пути исправления речевой патологии. Нужно только творчески, обдуманно, дифференцированно подходить к составлению собственной системы логопедической работы.

Логопедическая работа с детьми  дошкольного возраста с ОНР в условиях ДОУ осуществляется с помощью поэтапной системы формирования речи в условиях специальной группы для детей с нарушениями речи. Система обучения и воспитания дошкольников с ОНР рассчитана на два учебных года (старшая и подготовительная к школе группы соответственно возрасту детей), каждый из которых разбит на три условных периода. В течение этого времени у детей формируются самостоятельная связная, грамматически правильно оформленная речь; количественные и качественные параметры лексического строя языка, соответствующие возрастным требованиям; происходит усвоение фонетической системы родного языка, что способствует развитию готовности этих детей к обучению в школе.  Логопедические занятия в специальной группе для детей с нарушениями речи являются основной формой коррекционного обучения, которая способствует развитию всех компонентов языка. Дети должны научиться понимать, объяснять и употреблять слова, относящиеся  к разным частям речи. Показателем  достаточной сформированности лексических единиц служит их адекватное употребление  в контекстной речи.

Список источников:

  1. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников.- Екатеринбург: АРТ ЛТД, 1999
  2. Щербак С.Г., Самохвалова Н.Г. Нарушение лексико-грамматической стороны  речи у детей с общим недоразвитием речи  III уровня// Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 5. – С. 188-190;
    URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1687 (дата обращения: 08.04.2020).
  3. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.- СПб.: Союз, 1999
  4. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников.- СПб.: Союз, 2001
  5. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной.- М.: Просвещение, 1967
  6. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Под ред. Т. В. Волосовец.- М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002

  1. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста.- М., 2000

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи.- М.: Просвещение, 1991



Предварительный просмотр:

Попова Виктория Игоревна
Учитель – логопед
МАДОУ д/с №59 «Золотой петушок»

г. Новосибирск.

Методы диагностики уровня развития лексико-грамматической стороны речи  

у детей старшей логопедической группы с ОНР II-III уровня

Для диагностики уровня развития лексико-грамматической стороны речи  у детей старшей логопедической группы с ОНР II-III уровня, была разработана система диагностических заданий на основе методик: О.Б. Иншаковой «Альбом для логопеда», с его помощью проведено обследование связной речи. Оно позволило оценить умение детей использовать различные части речи в собственных высказываниях, умение пересказать текст. Г.В. Чиркиной «Методы обследования речи детей», с помощью которой изучено владение  навыками построения предложения; Н.В. Серебряковой и Л.С. Соломаха, карта «Состояние речевых процессов детей дошкольного возраста», а именно исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи с помощью «Схемы обследования ребенка с общим недоразвитием речи».

Методы исследования владения навыками построения предложения по методике  Г.В. Чиркиной  «Методы обследования речи детей»

Прием составления предложений по опорным словам, а также по отдельным словам, расположенным в беспорядке (деформированные предложения).

 1.Ребенку предлагаются (устно или на карточке) 2-3 изолированных слова и инструкция: «Составь предложение, дополнив его соответствующими

  словами». Предъявляемые слова даны в начальной   форме, с тем, чтобы  

  при включении в предложение ребенок самостоятельно преобразовал их в нужную грамматическую форму.                                                  https://studfile.net/html/3036/295/html_EEgc_0WNNY.jrRT/img-EGMuAC.png

2.Ребенку предлагаются слова, из которых можно составить предложение, например: С, ветки, перепрыгивала, на, белка, ветку.

Инструкция: «Восстанови нужный порядок слов и произнеси составленную фразу». Слова этого задания  даны на отдельных карточках. Ребенок, оперируя этими карточками, размещает их в нужном порядке и прочитывает.

Указанные приемы позволяют  установить наличие у ребенка аграмматизма и  определить, какое именно из звеньев, принимающих участие в формировании грамматического строя языка, является нарушенным.

3.Прием составления предложений по предлагаемой ребенку картинке, в которой «запрограммировано» предложение заданной конструкции, используют с целью выявляется умение ребенка построить простое нераспространенное предложение; затем — умение пользоваться простым распространенным предложением, состоящим из 3-4 слов, т.е. с определением, дополнением, обстоятельством (с предлогами и без предлогов). С помощью этого же приема вы  ясняется умение детей строить предложения с однородными членами.

   В процессе обследования необходимо обращать внимание на соотношение простых предложений без распространения  и с распространением; количество слов, объединяемых ребенком в предложение; умение выразить в одном предложении различные объективно существующие отношения (объективные действия или обстоятельства, в которых действует субъект, качественную характеристику субъекта).

Результаты обследования, полученные с помощью данных приемов, позволяют оптимальным путем выявить уровень сформированности грамматического строя языка ребенка и могут иметь важное значение в определении конкретных коррекционно-педагогических задач обучения.

Диагностические задания на основе методики О.Б. Иншаковой «Альбом для логопеда»

Обследование связной речи. 

Обследование направлено на изучения уровня понимания и воспроизведения текста. Оно позволило оценить умение детей использовать различные части речи в собственных высказываниях, умение пересказать текст.

1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Нужно разложить картинки по порядку и составить рассказ. Серия «Нашли ежа».

Ребята пришли в лес. Под кустом нашли ежа. Они положили ежа в шапку и понесли домой. Дома они напоили его молоком.

2. Пересказ текста «Кошка». (Автор: Е.И. Чарушин )

Это кошка Маруська. Она в чулане мышь поймала, за это её хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике, сытая, довольная. Песенки поёт-мурлычет, а её котёночек маленький — ему мурлыкать неинтересно. Он сам с собой играет — сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится.

Методы исследования лексики и грамматического строя экспрессивной речи с помощью

«Схемы обследования ребенка с общим недоразвитием речи».

Составители Н. В. Серебрякова, Л. С. Соломаха

Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи

1. Активный словарь.

1.1. Конкретные существительные.

Предлагается назвать картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Животные», «Семья», «Мебель» и др. в соответствии с Программой детского сада.

1.2. Обобщающие понятия.

Назвать одним словом группу предметов.

1.3. Существительные, обозначающие части тела, части предметов.

Части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шеяи др.

Части одежды: рукав, воротник, пуговица

Части предметов мебели: спинка, ножка, сиденье

Части автомобиля: дверца, колеса, руль, кабина

Части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь

Части предметов одежды: воротник, манжета, петля

Части автомобиля: кузов, кабина, фары, мотор

Части окна: рама, подоконник, стекло

1.4. Название профессий.

1.5. Глагольный словарь. Употребление глаголов при ответах на вопросы.

Что ты делаешь в течение дня?

Кто как передвигается?

Кто как кричит?

Кто какие звуки издает?

Кто что делает (с использованием названий профессий)?

1.6. Прилагательные.

Название цветов.

коричневый, розовый, голубой, оранжевый

Название формы: круглый, квадратный, треугольный, овальный,   прямоугольный.

1.7. Подбор антонимов:

Добро - зло,  высокий -… , горе -…,  легкий -…,  друг - ...,  поднимать-…,

Хороший -…,  давать - …, большой - …, покупать - …

2. Состояние словоизменения.

 2.1.  Употребление  существительных  в  именительном  падеже  единственного  

  и  множественного числа:

 Стол - столы, дерево -…, кукла-…, окно-…, ухо-…,

 Стул-…, слон- …, воробей- …, рукав-…, пень-…  глаз- …,

 Лев- …, рот -…, сон-…, лист-…

  2.2. Употребление существительных в косвенных падежах без предлога:

  У меня есть карандаш (кукла)

  У меня нет ...

  Я рисую ...

  Папа пишет ...

  С 5 лет:

  2.3. Употребление формы родительного падежа множественного числа  

  существительных:

  Много чего?

Шар –шаров

Стол-...

Дом -...

Береза-...

Чашка-...

Книга -...

Дерево-...

Лист -...

Стул-...

Мяч-...

Ключ-...

Карандаш -...

2.4. Употребление предложно-падежных конструкций (с предлогами в, на, под, над, за, перед, около).

2.5. Согласование прилагательных с существительными в единственном   числе.

Назвать цвет предметов:

Шар -…, ведро-…, платье-..., машина-…, ботинок-…

2.6. Употребление словосочетаний числительных два и пять с существительными:

Дом -два дома, пять домов, кукла-…, жук -…, шар-…,

Карандаш - два карандаша, пять карандашей, ключ-…, лев-…, дверь-…,

озеро -...

3. Состояние словообразования.

С 5 лет:

3.1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Как назвать маленький предмет?

Стол - столик

Кукла -..., мяч -…, ложка-…, дом-…, шкаф-…, кровать-…, миска-…, береза-…, гриб-грибок, воробей-…, лиса-…, одеяло-…, лист -…

3.2. Образование названий детенышей животных.

У зайца –зайчонок , у белки-…, у медведя -..., у волка- … у коровы -…,

 у лошади -…, у собаки-…

3.3. Образование прилагательных от существительных

относительных (из чего сделано):

дерево –деревянный, бумага -…, солома-…, мех -…, пух -…, кирпич-…

притяжательных (чей? чья? чье?):

сумка мамы – мамина, кофта бабушки- …, газета папы-…, нора лисы-…, хвост зайца-..., лапа медведя-…, шерсть волка-…

3.4. Образование приставочных глаголов

Назвать действия (Что делает мальчик?):

Ходит – уходит –  входит – выходит – переходит;

Бежит  –  убегает – выбегает – вбегает – перебегает;

Летит – …

3.5. Образование глаголов совершенного вида

Рисовал – нарисовал, писал – … , делал – …

Состояние связной речи

Предлагается пересказ и рассказ по серии сюжетных картинок.



Предварительный просмотр:

 

Мастер – класс

для родителей и воспитателей старшей группы комбинированной направленности

Тема:

«Простые секреты учителя-логопеда, формируем звуки вместе »

 Подготовила:

                                                             учитель – логопед

                                                             Попова В.И.

Уважаемые родители!

Сегодня я проведу с Вами логопедический мастер – класс. Я продемонстрирую вам комплекс упражнений по подготовке к  постановке и автоматизации звуков. Основу предлагаемой  системы составляют формы и приемы работы с использованием авторских дидактических игр и пособий.

Всем нам хорошо известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить.

Оборудование: 

  1. Ватные палочки.
  2. Коктельные трубочки.
  3. Стаканчики с крышкой,
  4. Воздушные шары.
  5. Бабочка из папирусной бумаги.
  6. Вертушка.
  7. Массажный мяч с шипами «Ёжик».
  8.  «Су-джок».
  9. Прищепки.
  10. «Слонёнок - Элефон» - для развития фонематического слуха.

Цель: Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.

Задачи:

1. Познакомить родителей с эффективными методами использования здоровьесберегающих технологий в жизни ребёнка.

2. Активизировать самостоятельную работу родителей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

3. Познакомить родителей с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики; дыхательной; релаксационной; пальчиковой гимнастики; игрового массажа и самомассажа.

Введение

Сегодня на нашем занятии я хочу научить Вас различным приемам и методам, способствующим формированию у детей правильной речи.

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Уже достаточно давно специалисты, изучающие особенности развития детской психики, говорят о необходимости больше внимания уделять вопросу развития мелкой моторики рук детей. Дело в том, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности малыша совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук.

Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. По какой же причине? Ведь сейчас есть возможность приобретать для ребенка развивающие игрушки и мультфильмы, специализированные мультимедийные программы. На самом деле именно в этом разнообразии и кроется суть проблемы.

Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является их уровень речевого развития. Ведь все-таки сначала ребенок осваивает звуковую речь. Исправить недостатки звукопроизношения в более старшем возрасте, значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.

Работа по звуковой культуре речи включает в себя следующие разделы:

  • развитие движений артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
  • последовательная работа над коррекцией проблемных звуков.
  • профилактика речевых нарушений.

 

Тема сегодняшнего   мастер – класса «Простые секреты учителя-логопеда, формируем звуки вместе».

Что же такое речь?

Строим дом.

-Фундамент нашего дома - работа по развитию артикуляционного аппарата;

- стены - работа над общей и мелкой моторикой, развитие правильного речевого  дыхания;

 - крыша- развитие фонематического слуха.

Перейдем к разделам, по которым ведётся работа по постановке звуков.

Практическая часть

Сейчас я предлагаю вашему вниманию игры и упражнения, которые помогут сформировать правильное звукопроизношение, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Практическую часть своего мастер – класса, я начну с таких слов:

«Радоваться даже маленьким достижениям, стремиться к совершенству,

так как у него нет предела!"

1 этап в постановке звуков –

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.

Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, мы видим, что постановка звуков проходит быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений.

Мы с Вами будем говорить,  и выполнять действия, смотреть в зеркало, для фиксации правильного движения.

  1. Вытягиваем и растягиваем максимально губы вперед, при этом проговариваем: ПОНЯТНЕНЬКО – и так 8 раз.
  2. Ползет мышка по стене: ПИ-ПИ-ПИ --------ЭЭЭЭЭ. Максимально вытягиваем губы вперед, произносим УУУУ, и максимально растягивая, обнажая губы, произносим ЭЭЭЭ.
  3. Выполним упражнение «Футбол».  Языком по очереди упираемся то в одну сторону щеки, то в другую, буквально распирая щеку. Действие сопровождаем голосом, похожим на звук У. Не забываем что при выполнении этого упражнения у нас острый язык, твёрдый кончик. И так 8 раз.
  4. Говорят, что есть ген сворачивания языка трубочкой. Давайте мы с вами свернем язычок трубочкой и подуем на кончик язычка. Если же у вас трубочка не получается делаем вот такую «чашечку».
  5. Упражнение «Часики». Дотрагиваемся языком до левого угла рта, и зафиксировать  данное положение. То же самое с правым уголком рта.
  6. Упражнение  «Грибок». Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 8.
  7. Упражнение «Вкусное варенье».  Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, а затем нижнюю.
  8. Упражнение «Лошадка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу и со щелчком оторвать. Следите, чтобы нижняя челюсть при выполнении этого упражнения не двигалась.
  9. Упражнение «Барабан». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук Д-Д-Д. Сначала звук произносится медленно, затем темп ускоряется. Следите чтобы звук Д произносился очень твёрдо.

А теперь скажите, какие у вас ощущения? Чувствуется прилив крови? Покалывание? Это хорошо, мы заставили все наши 200 лицевых мышц работать!

           Не переживайте у кого не совсем получается, через какое то время это получается у всех!!!

           Групповые занятия помогают детям адаптироваться, индивидуальные же поставить звук. Есть такие случаи, когда ребенку невозможно поставить шипящие звуки и звук Р, это происходит  из – за укороченной  подъязычной уздечки, тогда я направляю таких детей к ортодонту.

2 этап –

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.

Дыхательная гимнастика – ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо – эмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет.

С  детьми ежедневно проводятся  упражнения для развития речевого дыхания. Потренируемся, чтобы заниматься с ребёнком дома.

  1. Воздух набирать через нос (плечи не поднимать, выдох должен быть длительным и плавным, необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
  1. Сдуть снежинку (бабочку) с кончика носа.
  2. Буря в стакане. Берем два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, почти до краев, а в другой наливаем чуть-чуть. Предлагаем ребенку поиграть в "бурю в стакане" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть,  чтобы не пролить воду.
  3. Надуем шарик, не раздувая щеки.
  4. Вертушка.
  5.  Игра-упражнение «Машина».

Цель: обучение постепенному выдоху воздуха Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р". Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании.

3 этап -

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

 У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное место в занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма).  Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

 Пальчиковая гимнастика - позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка, каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Самый известный вариант такой игры – «сорока- сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. Попробуем и мы с вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится игротренинг).

  1.  Игры с шишками, грецкими орехами и массажным мячиком

     Предлагаем ребенку покатать  грецкий орех, шишку или  массажный мячик между ладонями.

     Покатать мяч рукой по столу, по руке.

     Катать мяч по щекам, по лбу, по подбородку.

  1.  Игра с карандашом.

(лучше использовать карандаш - шестигранник)

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

  1. Игры с прищепками.

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок - глупыш.

Он думает это не палец, а мышь, (смена рук)

Но я, же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! »

  1. Массаж Су – Джок шарами, /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком      в соответствии с текстом/

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

4 этап –

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Умение сосредотачиваться на звуке – мы развиваем слуховое внимание.

Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить.

Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.

Услышишь – хлопни

 Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытими глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши. (Ребёнок не видит вашу артикуляцию).

Маленький учитель «Слонёнок - Элефон»

         Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно, говорить.  Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.

***

Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Игра «Телеграф»

         Для игры нужны нарезанные полоски бумаги и ручка. Вы даёте телеграмму: «Слонёнок заболел». Юный телеграфист выкладывает столько полосок, сколько слов в предложении. А затем на каждой полоске рисует столько кружков, сколько слогов в слове. Телеграмма «слонёнок заболел» будет выглядеть так: две бумажные полоски с тремя кружочками на каждой.

5 этап -

ПОСТАНОВКА ЗВУКА.

«Можно ли поставить звук ребенку дома самостоятельно?»

Можно. Но логопеды не рекомендуют это делать. Каждый звук имеет определенный уклад органов артикуляции, свою эргономику произнесения.

Бывает, что родители неправильно ставят ребенку звук, и дети остаются с таким дефектом на всю жизнь. У каждого малыша свои особенности. С одним, например, достаточно позаниматься артикуляционной гимнастикой (специальными упражнениями для губ и языка). И звук у него появляется сам.

Поэтому артикуляционную гимнастику можно делать и в домашних условиях. Но постановка звука должна проходить только под руководством логопеда. А у других детей имеются более сложные речевые дефекты в комплексе с какими-либо другими нарушениями, связанными с неврологией. В таких случаях следует работать со специалистом. И в домашних условиях лучше заниматься только по рекомендациям логопеда.

Отрабатываем звук изолированно и в слогах.

А вот поставленные звуки обязательно нужно закреплять дома. Потренируемся на некоторых упражнениях. Закрепляем звук Р.

«Ребро – кулак – ладонь – хлопок»

Сейчас мы с вами сделаем вот такое движение: ребро – кулак – ладонь – хлопок (показываю). И сейчас вы поймете этапы роста введения звука в речь. Все движения делаем вместе.

1.  ребро – кулак – ладонь – хлопок;

            р – р – р – р;

           ра – ра – ра – ра;

          ро – ро – ро – ро;

         ру – ру – ру – ру;

        ры – ры – ры – ры.

2.  ра – ро – ру – ры.

Отлично, молодцы! Трудно? Трудно.

Рефлексия

Завершающее упражнение "Благодарю! "

Дорогие родители, предлагаю каждому участнику мастер-класса мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и говорят БЛАГОДОРЮ! Психологический смысл упражнения позволяет завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.

Таким образом, приоритетным в работе с детьми по развитию речи являются здоровьесберегающие технологии, которые включают в себя не только комплекс мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей, но и дают ребёнку возможность обрести уверенность в себе, улучшить результаты коррекции речи.

Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!



Предварительный просмотр:

«Фонематический слух – база становления правильной речи»

Попова Виктория Игоревна
Учитель – логопед
МАДОУ д/с № 10 «Радуга»

 г. Новосибирск.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Фонематический слух является базой для появления, становления и совершенствования речи ребенка. Чем лучше сформирован фонематический слух, тем совершеннее речь ребенка. Благодаря фонематическому слуху ребёнок может распознать и различить звуки. Даже правильное произношение какого-либо звука очень осложняется, если фонематический слух недостаточно развит.

Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды, но слова - речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка. Звуки – основной строительный материал человеческой речи, и только при их четкой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит – служить средством общения.

Ребёнок со слабым развитием фонематического слуха не опознаёт тот или иной акустический признак сложного звука, по которому один звук отличается от другого. Вследствие этого при восприятии речи происходит уподобление одного звука другому на основе общности большинства признаков.

Нарушение звукопроизношения отрицательно влияет на эмоциональное состояние ребенка, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.

Если у ребенка  недостаточно развит фонематический слух, начинается ряд проблем: он не может отличить парные согласные (твёрдые - мягкие, глухие - звонкие), путает свистящие и шипящие звуки, путает буквы и звуки при обучении грамоте. При обучении чтению и письму ошибки становятся более явные.

Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты. Коррекционный процесс требует длительных упражнений с многократным повторением. Известно, что у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, поэтому учебный материал, предъявляемый в ярком и доступном для ребенка виде, вызывает интерес. Применение компьютерных технологий как раз и позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. А поставленные перед ребёнком задачи решаются с опорой на наглядность и ведущую для этого возраста деятельность – игру.  Использование игровых приемов делает процесс формирования фонематического слуха более успешным.

                                                           Литература

  1. Миронова Н. М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логогруппы. Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями / Н.М. Миронова,— М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008. — 32 с.
  2. Ткаченко Т.А.   Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.
  3. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной.- М.: Просвещение, 1967
  4. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Под ред. Т. В. Волосовец.- М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002
  5. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста.- М., 2000



Предварительный просмотр:

Кинезиологические упражнения в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Ни для никого не секрет, что в последнее время ухудшается психофизическое здоровье воспитанников: значительно увеличилось количество детей с речевыми нарушениями.

Для них характерно нарушение общей и мелкой моторики, слабая нервно-мышечная регуляция процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, нестабильность нервной системы (эмоциональная возбудимость, чрезмерная расторможенность либо заторможенность, неустойчивость и повышенная истощаемость нервных процессов, дефицит внимания, низкая работоспособность) на фоне остаточных проявлений органического поражения центральной нервной системы.

Во многих случаях выявляется незрелость определенных функций головного мозга, нарушение межполушарного взаимодействия.

Для преодоления имеющихся у них нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психического здоровья необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическая коррекция.

Применение данного метода позволяет улучшить у ребёнка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Использование кинезиологических упражнений на логопедических занятиях способствует повышению работоспособности, активизации интеллектуальных и познавательных процессов.

Кинезиологические упражнения синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка.

Кинезиологические приёмы, которые мы использовали в логопедической практике:

• артикуляционные упражнения;

• дыхательные упражнения;

• сопряженная гимнастика (одновременная работа мелкой моторики пальцев рук и артикуляционных органов);

• упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики.

На фоне комплексной коррекционной помощи кинезиологические упражнения, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи и интеллектуальной деятельности и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Кинезиологическая гимнастика включает в себя:

1. Дыхательные упражнения  Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную в цикле дыхания паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох ртом или носом так, чтобы было приятное, легкое, без напряжения ощущение вдоха. Нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма, и оставались спокойными плечи.  На этапе освоения глубокого дыхания ребенку также предлагается положить руку на область движения диафрагмы, чувствуя, как на вдохе рука поднимается вверх, а на выдохе - опускается вниз.

2Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Известно, что разнонаправленные движения глаз активизируют процесс обучения.

3. Коррекционные движения тела и пальцев обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов.

4.Коррекционная работа должна включать в себя различные виды массажей. Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин.

  • Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
  • Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.
  • Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.
  • Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой, затем другой рукой, потом обеими руками вместе.
  • Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркальносимметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).
  • Медвежьи покачивания. Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки. Придумайте сюжет.
  • Дыхательная гимнастика. Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.

При коррекционной работе также необходимо учитывать, что дети с ОВЗ не могут длительное время подчиняться групповым правилам, быстро утомляются, не умеют выслушивать и выполнять инструкции.
Рекомендуется начинать работу с ними с индивидуальных занятий, поэтапно включая их в групповую деятельность. Кроме того, для каждого ребенка необходимы индивидуальная стратегия и тактика взаимодействия.

https://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/7f7bf631c6f8e720a530ba998e4c8cb8.jpg/s/s1200x/a/27502/sc/258

https://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/acd1e0736e90664b54e0405e7b3bc93f.jpg/s/s1200x/a/27502/sc/189

https://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/9f13a83abe26c32807f6c58c1861b8aa.jpg/s/s1200x/a/27502/sc/193

https://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/56c0688229ef00bbad3e1fa214ea500f.jpg/s/s1200x/a/27502/sc/221

https://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/6ca1def98b86461ac9c0e929e0fcf830.jpg/s/s1200x/a/27502/sc/302

Список литературы:

  1. Деннисон П.И., Деннисон Г.И. Образовательная кинестетика для детей: Базовое пособие по Образовательной Кинесиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста: Пер. с англ. М.: Восхождение, 1998.
  2. Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000.
  3. Сазонов В.Ф. Кинезиология, снимающая стресс. (Введение в психо-ориентированную кинезиологию). Рязанский государственный университет,2010.
  4. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001.
  5. Вайтсайд Д., Стокс Г. Единый мозг. Коррекция дислексических нарушений способности к обучению и интеграция головного мозга. М.: Диалог–МГУ, 1996.
  6. http://iemcko.narod.ru/2513.html
  7. http://kineziolog.bodhy.ru



Предварительный просмотр:

Игры на развитие фонематического слуха

 1.Узнавание неречевых звуков

Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

Игра «Угадай, что звучало». Внимательно слушаем с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложить ребенку закрыть глаза и отгадать,  что это звучало?

Игра «Шумящие коробочки». Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемой коробочки, что у нее внутри.

Игра "Похлопаем". Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка.

2. Различение звуков речи по силе и высоте

- Игра «Громко-тихо». Дается инструкция, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо.

- Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант - ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

3. Различение сходных по звучанию слов

- Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Игра «Верно-неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

4. Различение слогов

Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант - предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра «Что лишнее?» Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"... Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог

5. Различение звуков

Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит - зззз, насос качает - сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр... и так далее.

Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает.

Игра «Поймай звук». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

6. Освоение навыков звукового анализа и синтеза

- Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет  их количество и выкладывает нужное количество палочек на столе.

- Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант - заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.

- Игра «Что просит мышка». Игрушка-мышка(пальчиковый театр) просит принести продукты, в названии которых есть заданный звук.

- Игра «Собери слово» Ребенку предлагаются несколько последовательных звуков, а он должен назвать слово целиком (М, А, К – мак, Д, И, В, А, Н – диван и так далее)

- Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком - нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л" (.ампа, мы.о, .ук, ку.ак).

Также на этом этапе проведены консультации для родителей:

«Речевые нарушения и причины их возникновения»

«Роль фонематического слуха в развитии речи детей»

«Как развивать фонематический слух у детей»

- Игра «Хлопай, топай»

На слоги со звуком» «Б» дети хлопают в ладоши, а на слоги со звуком «П» дети топают (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-з, ч-щ, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.

-Игра «Подарки для Лисы и Зайца»

Вначале подбираем слова со звуками С и З в начальной позиции (например, сова, слон, замок). Когда ребенок запомнил слова, переходим к позиции звука в середине слова (осы, коза).

«Давай будем искать слова - подарки со звуком С - для Лисы, а слова, в которых слышится звук З - для Зайца».