Методы, формы, средства организации деятельности воспитанников Применение методов, форм, средств и приёмов в работе с детьми, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям, является одним из главных психолого-педагогических условий для успешной реализации программы согласно ФГОС ДО. С целью повышения интеллектуально-познавательных способностей детей в своей работе активно применяю следующие современные образовательные технологии: - Здоровьесберегающие технологии;
- Личностно-ориентированные технологии;
- Игровые технологии: квест -игра;
- Технологии проектной деятельности;
- Кейс-технологии;
- Технологии ИКТ;
- Технологии предметно-развивающей среды.
Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе реализации образовательной программы наряду с наглядными, словесными, практическими, использую следующие методы: - методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (создание ситуации успеха, образовательные ситуации, игры, соревнования, состязания и др.);
- информационно-рецептивный метод - предъявление информации, организация действий ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение);
- репродуктивный метод - создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца воспитателя, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель);
- метод проблемного изложения - постановка проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений;
- эвристический метод (частично-поисковый) – проблемная задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях);
- поисково-исследовательский метод - составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты, экспериментирование);
- метод проектов – один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Способствует повышению самооценки ребёнка. Родители становятся активными участниками образовательного процесса.
- интегрированный метод – позволяет развивать личность ребёнка, его познавательные творческие способности.
В организации деятельности детей использую следующие формы: - Индивидуальная форма.
- Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная).
- Фронтальная форма.
- Форма организации: НОД (доминантные, традиционные, интегрированные, тематические), образовательные ситуации, чтение, мастерская, коллекционирование (разных видов театра, кукол), экскурсии, праздники, развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность.
- Нестандартные формы проведения занятий: занятие-путешествие, занятия-викторины, конкурсы, игры.
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы. Средства реализации образовательной программы - это совокупность материальных и идеальных объектов: - демонстрационные и раздаточные;
- визуальные, аудиовизуальные;
- естественные и искусственные;
- реальные и виртуальные;
- двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.);
- игровой (игры, игрушки);
- коммуникативной (дидактический материал);
- чтения художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);
- познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др.);
- трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда);
- продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования);
- музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.)
- электронные образовательные ресурсы:( мультимедийные презентации, обучающие программы, фото
экскурсии, познавательные и развивающие фильмы, компьютерные развивающие программы и игры, видео загадки, комплексы пальчиковых гимнастик, подвижных игр.) Работа с родителями: проектная деятельность, совместные праздники, развлечения, спортивно- музыкальные праздники, тематические выставки, фотовыставки, выставки сотворчества детей и родителей, мастер-классы, дни открытых дверей, конкурсы, стендовая информация, мультимедийные презентации, слайд-шоу, акции, изготовление музыкальных шумовых игрушек. |