Проектная деятельность

Кузнецова Наталья Михайловна

«Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене, в трамвае на окне!»

                                                                                                        Э.Успенский

На этой странице вы можете познакомиться с моими проектами по художественно-эстетическому развитию дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект  в старшей группе на тему:

«Дети любят, очень любят рисовать».

(с использованием нетрадиционных техник рисования)

«Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стенеи в трамвае на окне!»

                                                                                                        Э.Успенский

Тип проекта – краткосрочный, творческий.

Участники: дети старшей группы, воспитатели и родители воспитанников

Цель проекта:

  • Выявление и развитие творческих способностей у детей старшей группы путём проведения занимательных занятий рисования красками.

Задачи проекта:

Обучающие:

  • Познакомить детей с некоторыми видами нетрадиционной техники рисования.
  • Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках выбирая материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.

Развивающие:

  • Развивать творчество, фантазию.
  • Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти, на помощь друг другу.

Воспитательные:

  • Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними; 

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
  • Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
  • Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
  • Развитие индивидуальных творческих способностей дошкольников и интереса к коллективной творческой деятельности посредством использования нетрадиционной техники рисования;
  • Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ;
  • Оформление выставок детских работ.

Актуальность

Проблема детского творчества - одна из актуальных проблем педагогики и психологии

Детское творчество - это создание ребенком субъективно (значимого прежде всего для него) нового продукта (рисунка, лепки и т.д.); и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития ребенка в процессе творческой деятельности; результата (придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ).

К основным видам творческой деятельности относятся; художественная творческая деятельность(изобразительное искусство, декоративно-прикладное и т.д.)

Деятельность по изобразительному искусству дает возможность насладиться положительными эмоциями, почувствовать себя хозяином своего творчества. Дети изучают и учатся познавать окружающий мир, копируя его. В их рисунках отражается личное отношение ко всему происходящему вокруг. Разнообразие форм, методов и приемов работы по изобразительной деятельности развивает художественные способности ребенка .

Нетрадиционное рисование - это такое искусство, которое не основывается на традициях, не придерживается их, а отличается необычностью, оригинальностью. Рисование в нетрадиционном стиле увлекает, завораживает, восхищает и удивляет детей. Ведь здесь используются необычные материалы, а самое главное, нет места слову «нельзя». Можно изображать что хочешь, как хочешь и чем хочешь. Более того, не возбраняется самому придумать новую технику изображения образа.

Нетрадиционные техники рисования в детском саду учат ребят выражать задуманное свободно, без всяких ограничений. Детские страхи отступают, появляется уверенность в себе.

Необычность нетрадиционного рисования заключается в том, что оно дает возможность детям быстро получить желаемый результат.

План проекта:

Дата

Техника рисования с детьми

Работа с родителями

1

Анкетирование

2

Рисование методом волшебного рисунка (свеча + акварель).

Консультация : «Рисование свечой и акварелью», памятка для родителей.

3

Рисование-оттиск смятой бумагой.

Буклет «Рисование смятой бумагой»

4

Кляксография с трубочкой

Информация о технике в родительском уголке

5

Зеркальное рисование

.

Буклет «Нетрадиционное рисование»

6

Пластилинография

.

Информация о технике в родительском уголке

7

Смешение техник

Выставка детских работ в раздевальной комнате ДОУ

Реализация проекта:

1 этап – Подготовительный.

Изучение методической литературы;

Создание развивающей среды, материальной базы;

Подобрать систему игр, упражнений;

Разработать план занятий;

Создать выставочную зону для готовых работ – детских рисунков, поделок.

Подготовить необходимый материал для изобразительной деятельности;

Разработка конспектов занятий, сценариев мероприятий;

Анкетирование родителей «Умеет ли ваш ребенок рисовать».

2 этап – Основной.

1. Беседы: «Нетрадиционные средства рисования», «Профессия – художник», «Краски дня и ночи», «Природа глазами художника».

2.Дидактические игры:

«Гусеница»;

«Что лишнее?»;

«Удивительная ладонь»;

«Подбери изображение к игрушке»;

«Составь портрет»;

«Опиши соседа»;

«Отгадай, что я нарисовала, и дорисуй».

3. Чтение художественной литературы:

В. Сутеев «Петушок и Краски»;

Н. Емельченко «Художник и сказка»;

Л. Ардалионов «О том, как двое друзей Волшебную Страну в разные цвета раскрасили»;

М. Казиева «Сказка о русской живописи»;

Медоус Дейзи «Волшебная радуга»;

С. Маршак «Разноцветная книга».

4. Просмотр презентаций:

«Техники нетрадиционного рисования»;

«Русские художники об осени».

5. Рисование оттиск печатками из яблок «Компот из яблок».

6. Рисование в технике монотипия «Деревья отражаются в озере».

7. Рисование мятой бумагой «Осеннее дерево».

8. Рисование ладошкой «Осьминожки».

9. Рисование оттиск листьев «Осень на опушке краски разводила».

10. Рисование в технике набрызг «Цветы в вазе».

11. Рисование в технике пуантилизм (ватными палочками).

12. Рисование вилкой «Ежик».

13. Рисование манкой.

14. Работа с родителями:

Консультация: «Нетрадиционные техники рисования»;

Консультация :«Рисование свечой и акварелью», памятки для родителей.

Буклеты «Рисование смятой бумагой», «Нетрадиционные техники рисования»,

«Нетрадиционные техники рисования, рисование волшебными красками».

Папка – передвижка «Нетрадиционное рисование в детском саду».

3 этап - Заключительный

Выявить уровень творческих способностей детей, выработанный в ходе занятий нетрадиционными техниками;

Оформление выставки детских работ.

Вывод: Таким образом, занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник способствуют развитию у ребенка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, творческого воображения и доставляют детям большую радость и удовольствие.

В результате целенаправленной и систематической работы по изобразительной деятельности были получены заметные положительные результаты:

Дети приобрели знания о свойствах и особенностях традиционных и нетрадиционных изобразительных материалов;

Стали использовать в работе различные техники и приемы, с расширением спектра изобразительных техник и приемов;

Их работы стали более выразительными и богатыми по тематике, улучшилось качество изображения, стал, заметен более творческий подход к изобразительной деятельности.

Литература

1. Адвыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I. — М.: «Издательство Скрип- торий 2003», 2007.

2 Адвыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

Часть II. — М.: «Издательство Скрип- торий 2003», 2007.

3. Аьченко 0. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.

4. Ковалицкая А. М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ: Пособие для педагогов ИЗО / Л. М. Ковалицкая. — М.: АРКТИ, 2008. (Развитие и воспитание).

5. Козакова Р. Т. Занятия по рисованию с дошкольником — М.: ТЦ «Сфера», 2008.

6. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. — М.: Педагогическое общество России, 2005.

7. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. — СПб.: КАРО, 2008.

8. Рузанова Ю. В. Развитие моторики у дошкольников нетрадиционной изобразительной деятельности. — СПб.: КАРО, 2007.

9. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. — Ярославль; Академия развития: Академия холдинг, 2004.

10. Шайдурова Н. В. Методика обучения рисования детей дошкольного возраста. Учебное пособие. — М.: ТЦ «Сфера», 2008.



Предварительный просмотр:

Творческий практико-ориентированный проект

Тема: «Мир вокруг меня»

Проблема

Проблема развития творчества у дошкольников в настоящее время является одной из наиболее актуальных, так как современное общество находится в огромном информационном поле и дети не всегда, в силу своих возрастных особенностей, могут избирательно относиться к потоку информации.

С одной стороны наблюдается поверхностное художественно-эстетическое восприятие окружающего мира; дети почти не владеют элементарными знаниями о  видах искусства, не умеют воплощать самостоятельную творческую деятельность. С другой стороны художественное творчество является для них одним из любимейших видов деятельности. С раннего детства их привлекают красочные цвета, иллюстрации книг, яркие игрушки. Взрослым важно вовремя привить детям сознательное восприятие прекрасного.

Поэтому необходимо использовать в работе наряду с базовыми, часто используемыми техниками, нетрадиционные. При этом применение нетрадиционных форм организации образовательного и воспитательного процесса поможет наиболее продуктивно реализовать поставленные цели и задачи.

 

 

Программное содержание:

- создавать условия для реализации детьми проектов

- развивать проектную деятельность всех типов

- организовывать презентацию проектов

Актуальность проекта

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью.

Творческая личность – это достояние всего общества. Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.

В процессе изобразительной деятельности у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник.

 

 Цель проекта:

Развитие художественно-творческих способностей детей старшего возраста посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности. Организованная таким образом художественно-эстетическая деятельность позволяет не только достичь положительного результата, а также накопить практический и теоретический  опыт в ходе реализации проекта.

Задачи проекта

·        3накомить с нетрадиционными приёмами работы, нетрадиционными материалами

·        Развивать моторику рук.

·        Развивать у детей технические навыки работы с нетрадиционными материалами (природный и бросовый материал)

·        Развивать усидчивость, терпение, внимательность, старательность, самостоятельность

·        Развивать умение создавать сюжетные композиции, выразительные образы

·        Поощрять желание самостоятельно реализовывать задуманный сюжет

·        Развивать умение подбирать цвета, оценивать красоту окружающего мира

·        Повышать самооценку детей через достижения в изобразительной деятельности

·        Воспитывать товарищеские взаимоотношения

 

Вид проекта - долгосрочный

Время выполнения – 1 год

Участники проекта – дети, воспитатели, родители

Создание предметно-развивающей среды.

Для успешной реализации работы в данном направлении создана предметно-развивающая среда: организован центр художественного творчества, который предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества (стандартные атрибуты изо деятельности, бросовый и природный материал)

 

Предполагаемый результат проекта:

·        приобретение знаний о предметах и материалах, их свойствах и способах применения

·        овладение дошкольниками техническими приемами работы с различными изобразительными материалами

·        приобретение навыков пользования законами композиции и цвета

·        рост уровня развития художественного творчества

·        приобретение навыков совместного творчества

 

Основные направления деятельности

-  обогащение зрительных впечатлений и формирование эстетического отношения к окружающему миру

-    развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства

-   совершенствование умений применять нетрадиционные и базовые приемы художественно-эстетической деятельности

-  инициация самостоятельности в творческой деятельности

 

Основными условиями реализации проекта являются:

·        *Создание обстановки эмоционального благополучия;

·        *Создание и обновление предметно-развивающей среды;

·        *Творческий подход к содержанию образования;

·        *Вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;

·        *Синтез занятий по изобразительной деятельности с занятиями по ознакомлению с окружающим миром;

·        *Создание эмоционального фона для творческой деятельности (творческий процесс сопровождается художественным словом, звучанием музыкальных произведений);

·        *Взаимодействие с семьями воспитанников.

 

 

Этапы проекта:

1-й этап - подготовительный

 

·        изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме;

·        подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме;

·        подбор наглядно-демонстрационного, раздаточного материала;

·        разработка содержания проекта: «Мир вокруг меня»;

·        планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

2 этап – основной

Реализация проекта осуществляется через различные виды деятельности: продуктивную, музыкальную, игровую, коммуникативную, поисково-экспериментальную.

Мероприятия носят развивающий характер и стимулируют самостоятельное получение знаний  детьми. Педагог создает проблемные ситуации, тем самым активизирует познавательные и творческие процессы детей.

Интегрированный характер деятельности позволяет расширить образовательное пространство дошкольников. В основе взаимодействия детско-взрослого коллектива лежат партнерские отношения и творческая инициатива.

Кроме визуального восприятия мира педагог работает и над аудиальным развитием ребенка. Это помогает научить воспитанников слушать и слышать, способствует более эффективному восприятию образа. Правильная интонация, тембр голоса, паузы и интересные факты о изображаемых объектах позволяют погрузить ребёнка в атмосферу творчества и фантазии.

Современный компьютеризированный мир все больше и больше влияет на детей, это воздействие повсеместное и непрекращающееся, поэтому необходимо его использовать на благо детей. В проектной деятельности используются информационно-коммуникативные технологии.

Планирование  носит комплексный тематический характер и позволяет максимально разнообразно и качественно построить работу по художественно-эстетической деятельности.

Второй этап содержит работу с родителями.

Развитие художественно - творческих способностей у дошкольника не может рассматриваться только в рамках детского сада. Большое значение для развития творческих способностей детей имеет семья. Красота во всем, что окружает детей дома, вызывает чувство радости, уверенности, укрепляет привязанность детей к родителям. В связи с этим проводится работа в тесном контакте с родителями.

Как правило, родители ориентированы на развитие познавательных навыков детей (письмо, чтение, счет), а развитие творческих способностей считают второстепенной задачей. Порой родители даже не знают, как тактично, правильно относится к продуктам детского изобразительного творчества (позволяют шутки, нелестные высказывания, грубые реплики, неприятные сравнения), что, в конечном счете, может привести к неудовлетворенности ребенка результатами своего творчества, пассивности, нежеланию включаться в творческий процесс. «Я не умею. Я не хочу» - могут стать для ребенка девизом. Ребенку необходимо помочь развить ту деятельность, которой он начинает заниматься. Сам ребенок не найдет все средства, он сможет открыть только самые примитивные из них, и творчество его обречено остаться на самой низкой ступени. Сочетание всех форм работы с родителями способствует повышению теоретических знаний родителей, побуждает их пересматривать методы и приёмы домашнего воспитания, правильно организовывать разностороннюю деятельность детей.

Педагогическая установка родителей, в первую очередь дать детям знания, превращает развитие творческих способностей ребенка во вторичную ценность. Поэтому основную задачу в деятельности педагога составляет организация взаимодействия с родителями, с целью повышения психолого-педагогической культуры родителей в вопросах развития творческих способностей детей, что является основой для формирования зрелой и успешной личности.

 

 

Тематический план

 

№п/п

Тема

Цель

Мероприятия

1

Сентябрь

«Что за чудо фроттаж»

Задачи:

·        познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования "Фроттаж"

·        формировать умение детей рисовать в технике "Фроттаж",

·        совершенствовать навыки рисования восковыми карандашами, держа их плашмя к листу бумаги,

·        продолжать развивать умение детей работать с трафаретом,

·        вызвать положительные эмоции от проделанной работы,

·        воспитывать уверенность в освоении способов работы с новым материалом.

1 неделя-« ФРОТТАЖ»- просмотр познавательного видеоролика ;

2 неделя-«Везем с поля урожай»- рисование в технике фроттаж по готовому шаблону (раскраска)

3 неделя-«Волшебная мастерская»- рисование в технике фроттаж листьями;

4 неделя-«Совушка- сова, большая голова»- аппликация из узоров выполненных в технике фроттаж;

Работа с родителями- папка- передвижка «Почему рисование-это лучший способ учиться»

 

2

Октябрь

«Мир животных»

Задачи:          

·        формировать представления детей об анималистическом жанре;

·        обучать приемам нетрадиционных техник в изображении животных

·        применение схем-моделей изображений животных;

·        развивать творческое воображение дошкольников;

·        расширять кругозор в области изобразительного искусства;

·        воспитывать любовь к окружающему миру и бережное отношение к природе.

1 неделя-«Животные в рисунке»- познавательный видеоклип-знакомство;

2 неделя-«Ми-ми-мишки»-  рисование медведей в нетрадиционной технике кистью-щетиной;

3 неделя-«Ежик-колючая голова»-  рисование отпечатком ладони с элементами аппликации;

4 неделя-«Веселый зоопарк»-пластилинография

Работа с родителями-Консультация «Ребенок не хочет рисовать? Что делать?»

3

Ноябрь

«Веселые аппликации»

 

Задачи:

·        развивать умение составлять предмет, узор из нескольких частей,форм; 

·        развивать чувство цвета,

·        развивать умение различать формы по величине и использовать большие и маленькие формы;

·        развивать навыки вырезывания по прямой и округлой линиям

1 неделя интерактивная  фото-экскурсия в музей аппликаций и рисунков;

2 неделя-«Веселый гном»- нетрадиционная аппликация с использованием окрашенных круп;

3 неделя-«Пушистый цыпленок»- нетрадиционная обрывная аппликация с использованием различных материалов

4 неделя-«Подарок маме»- коллективная работа рисование с элементами аппликации с использованием салфеток;

Работа с родителями- Буклет «7 причин заниматься аппликацией»

4

Декабрь

«Узоры  Дудлинг?»

 

 

 

Задачи:

·        формировать знания о современной графической технике – Дудлинг

·        формировать умение создавать рисунки на основе полученной информации;

·        развивать глазомер, моторику, внимание, интеллектуально-творческие качества личности;

·        формировать умение проявлять самостоятельность и оригинальность при выполнении творческого задания.

1 неделя-«Невероятное путешествие в страну необычных узоров»- ознакомительная презентация-знакомство с данной техникой;

2 неделя-«Лесная гостья»-  рисование в технике дудлинг;

3 неделя-«Зимние забавы пингвинов»-  рисование в технике дудлинг с элементами пластилинографии;

4 неделя-«Бусы для елки»-  аппликация с использованием элементов, разрисованных в технике дудлинг;

Работа с родителями – индивидуальная консультация «Как организовать детский арт- уголок дома»

5

Январь

«Зимнее ассорти»

Задачи:

·        познакомить детей с различными техниками нетрадиционного рисования;

·        учить активно и творчески применять усвоенные способы в изобразительной деятельности;

·        вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание работать с ними;

·        поощрять желание проявлять оригинальность при создании работы

1 неделя-«Тихо падал снежок»- нетрадиционное рисование солью с прослушиванием аудиозаписи зимних мелодий;

2 неделя-«Зимнее утро»- нетрадиционное рисование- путем «набрызг» с элементами объемной аппликации;

3 неделя-«Снеговик-почтовик»- нетрадиционное рисование свечой и акварелью

6

Февраль

«Мир штампов»

Задачи:

·        познакомить детей с вариантами использования нетрадиционных техник рисования (отпечатками ладошек, штампов);

·        развивать умение ориентироваться на листе бумаги, выбирая композиционное решение;

·        развивать воображение, творческое мышление и мелкую моторику рук;

·        формировать интерес к художественным занятиям; 

·        вызвать эмоциональный отклик ;

·        воспитывать самостоятельность и аккуратность при выполнении работы.

1 неделя-« Чудесные следы»- познавательный видеоролик;

2 неделя- «Делаем картинки из «витаминок»- нетрадиционное рисование штампами с использованием овощей и фруктов;

3 неделя-«Чудо узоры»-пластилинография в разработке штампов к занятиям рисованием;

4 неделя-«Папа-храбрый воин»- нетрадиционное рисование открытки с использованием  ранее выполненных штампов;

Работа с родителями- мастер класс по изготовлению штампов из бросового материала

7

Март

«Вторая жизнь ненужных вещей»

Задачи:

·        познакомить детей с интересными возможностями необычного материала (поролон, пенопласт, пластиковые бутылки и т. д.);

·        учить пользоваться для соединения частей и деталей пластилином, клеем, проволокой;

·        развивать мелкую моторику;

·        развивать творческое воображение

 

1 неделя-«Советы фокусника- как превратить мусор в чудо-предмет»

2 неделя-«Волшебный букет для любимых мам»-  использование бросового материала для изготовления поделки (диски)

3 неделя-« Сказочный поезд»- коллективная работа с нетрадиционным использованием бросового материала ( контейнеры из-под яиц);

4 неделя-« Оживим сказку»- нетрадиционное использование бросового материала (втулки) для создания героев сказки «Теремок»;

Работа с родителями- Папка-передвижка « мусор как произведение искусства»

8

Апрель

«Штриховка»

Задачи:

·        развивать начальные графические навыки через упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму

·        формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;

·        развивать умение держать карандаш, фломастер, ручку;

·        научить штриховать в разных направлениях: сверху вниз, с наклоном влево, слева направо, с наклоном вправо, штриховке петлями,полуовалами, волнистыми линиями;

·        познакомить с основными правилами штриховки;

·        формировать зрительно-моторную координацию.

1 неделя-«Секреты штриховки узнаем у ежика»- познавательный видеоролик о креативном рисовании способом штриховки;

2 неделя-«Веселый зверь»- нетрадиционное рисование способом штриховки по секторам;

3 неделя-«Зайка-хваста»- объемная аппликация с использованием элементов штриховки;

4 неделя-«Угадай, кто это?»- нетрадиционное рисование способом плавной штриховки

Работа с родителями- Оформление папки-передвижки «Топ- 5 творческих игр дома»

9

Май

« Волшебный граттаж»

Задачи:

·        познакомить детей с одним из видов нетрадиционного рисования (графики) - граттаж

·        познакомить с правилами и последовательностью выполнения работы в технике граттаж,

·        развивать воображение при составлении композиции,

·        развивать мелкую моторику

·        формировать творческую личность, умение смело и свободно мыслить.

1 неделя-«Чудо-чудесное, из черного в прелестное»- ознакомительная презентация с техникой граттаж

2 неделя-«Праздничный салют»- изготовление открытки к 9 мая в техники граттаж;

3 неделя-«Веселая радуга»- самостоятельное выполнение листа-заготовки и последующее рисование в техники граттаж;

4 неделя-«Звездное небо»-  рисование граттаж с элементами аппликации из разнофактурной бумаги.

Работа с родителями- итоговое мероприятие  «Чему мы научились»

 

 

 

 

3 этап - заключительный

Содержание этапа:

- подведение итогов деятельности в рамках проекта;

- диагностика уровня художественно-эстетического развития детей;

- итоговое анкетирование родителей;

этап

содержание

срок

первый

  • Анкетирование родителей, диагностика детей и определение перспектив;
  • Установление партнёрских отношений воспитателей, родителей, детей
  • Подбор методической, художественной литературы;
  • Составление тематического плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий, подбор материалов, дидактических пособий;

сентябрь

второй

дидактические и подвижные игры

цель – накапливать сенсорный опыт, уточнять представление и знание о свойствах предметов, развивать умение выделять сходство и различие между предметами, развивать глазомер, координацию движения рук и глаз, мелкую моторику рук, совершенствовать восприятие, внимание, память.

проблемные ситуации

цель - положительное влияние на развитие у детей творческого мышления, фантазии, воображения, познавательных умений и способностей

 

ролевые игры

цель - ознакомление с окружающим миром во всем его многообразии через звуки, краски и образы; развитие всех ведущих психических процессов, осознание чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов.

интерактивные игры

цель - способствуют снятию мышечного напряжения, формированию у детей чувства доверия к окружающим. Эти игры базируются на принципах партнерства, раскрепощенности и открытости. Дети учатся делать комплименты, сопереживать товарищам, оказывать посильную помощь, бесконфликтно взаимодействовать в группе сверстников.

 

продуктивные виды деятельности

Цель - развитие творческих способностей, воображения, фантазии: ручной труд, лепка, аппликация, рисование. Выставки продуктов детской деятельности способствуют умению объективно оценивать свои возможности.

новые традиции

цель – для реализации проекта важно обеспечить социально-психологический комфорт в группе через внедрение в жизни группы традиций, общие дела, творческие занятия, общение детей

сказкотерапия (музыкотерапия и другие виды арт-терапии)

Цель - улучшение внутреннего состояния дошколят.

совместное творческое дело

цель – формирование умения взаимодействовать со сверстниками

Формы работы с родителями:

- наглядная агитация, информационные листы на стенде «Информация для родителей»;

- ознакомление родителей со  значимостью развития творческих способностей в период дошкольного детства, а также способностей чувствовать, думать и творить

- индивидуальные консультации и беседы;

- мастер класс «Штампы»;

- памятки;

- родительское собрание на тему: «Влияние нетрадиционных методов изобразительной деятельности на положительные эмоции детей»

- конкурс – выставка совместных работ детей и родителей, создание альбома детского творчества дома с родителями, просмотр видеосъемок и слайд – шоу;

- организация родителей для участия детей в городских, областных и всероссийских конкурсах

Октябрь - май

третий

(заключительный)

Повторное анкетирование и диагностика детей в динамике

Презентация о проделанной работе

 

май

 

 

 

Формы взаимодействия с семьями воспитанников:

·         Содержание и оформление наглядной информации для родителей (уголки)

·         Мастер классы для родителей

·         Консультации

·         Беседы

·         Папки-передвижки

 

·         Вечера вопросов и ответов

·         Альбом-эстафета «Домашнее детское творчество»

·         Выставки

·         Конкурсы

 

Продукт проекта:

·        Проведение праздника «Творцы, художники и фантазеры»

·        Организация выставки творческих работ «Вот таким я вижу мир!»

 

Ожидаемые результаты

Представленный проект способствует:

- развитию мелкой моторики рук;

- обострению тактильного восприятия;

- улучшению цветовосприятия;

- концентрации внимания;

- повышению уровня воображения и самооценки;

-расширению и обогащению художественного опыта;

-активность и самостоятельность детей в изо деятельности;

-умению находить новые способы для художественного изображения;

 

Методическое обеспечение проекта

Дидактические игры и упражнения

1.     «Нарисуй теплую картинку»
Цель: уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять картинку по памяти, используя при раскрашивании теплую гамму. 
Материал: 4 картинки с изображением несложных сюжетов, геометрические формы, встречающиеся на этих картинках, цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги.
Правила игры: внимательно рассмотрев не раскрашенную картину-образец, по сигналу педагога перевернуть ее, изобразить на своем листе увиденный сюжет, раскрасить, придерживаясь теплой гаммы.
Игровые действия: изображение сюжета по памяти, дорисовка мелких деталей, использование нетрадиционных способов рисования для придания индивидуальности своей работе.
Творческие задания:
A) нарисуй «теплый» натюрморт; 
Б) расскажи, что бывает оранжевым (розовым, красным, желтым);
B) раскрась одежду в теплые цвета. Какие овощи и фрукты бывают такого же цвета?

2.     «Составь ежа из палочек»
Цель: учить схематично передавать образ, отвлекаться от второстепенных признаков, передавая основные.
Материал: счетные палочки, или цветные бумажные полоски, или фломастеры. 
Действия детей: выкладывают изображение палочками или рисуют полочки фломастером, или наклеивают изображение из полосок.

3.     «Тепло-холодно»
Цель: закреплять представление о цветовом круге.
Игровые задания:
1. Построение с ленточками:
А) выходят дети с ленточками основного цвета (красного, синего, желтого) и становятся в круг;
Б) дети с ленточками дополнительного цвета подходят к ребятам с ленточками основного цвета и берут их за руки, составляя цветовой круг: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый;
В) между ними становятся дети с ленточками разнообразных оттенков: малиновый, бордовый, салатовый, коричневый и др.

 

 

Игры на развитие мелкой моторики рук

1.     Самомассаж пальцев и ладоней с помощью шестигранного карандаша.
Карандаш в руках катаю (прокатываем карандаш между ладонями)
Между пальчиков верчу (Прокатываем карандаш между указательным и большим пальцами)
Непременно каждый пальчик (Прокатываем карандаш между большим и средним пальцами) 
Быть послушным научу (Прокатываем между большим и безымянным пальцами, а затем между большим пальцем и мизинцем)
Упражнение проделывается левой и правой рукой.

2.     Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять»
Раз, два, три, четыре, пять (Удары по столу пальчиками
обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая - с большого пальца)
Вышел дождик погулять. (Беспорядочные удары по
столу пальчиками обеих рук)
Шел неспешно, по привычке, («Шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу)
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке: (Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)
«По газону не ходить!» 
Дождь вздохнул тихонько: (Часто и ритмично бьют
в ладоши)
- Ох! (Один хлопок)
И ушел. (Ритмичные хлопки по столу).

3.     Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть.Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула, крошку хлебную взяла.
Рыбка хвостиком махнула, рыбка быстро уплыла.
(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.) 
(Грозят пальчиком) 
(Медленно сближают ладони.)
(Снова изображают, как плывет рыбка.)
(Делают хватательное движение обеими руками.) 
(Снова «плывут».)

4.     Пальчиковая гимнастика «Подарки»
Дед Мороз принес подарки: Буквари, альбомы, марки, Кукол, мишек и машины, Попугая и пингвина,
Шоколадок полмешка
И пушистого щенка!
Гав! Гав!
(Дети «шагают» пальчиками по столу.)
(На каждое произнесенное название подарка загибают по одному пальчику сначала на правой, потом на левой руке) 
(Делают из пальчиков правой руки мордочку щенка, согнуты средний и указательный пальчики - «ушки».)

5.     Пальчиковая игра «Я художник»
Я взял бумагу, карандаш, Нарисовал дорогу.
(Поворот ладони левой руки к себе, пальцы вместе - «лист бумаги». Указательный палец правой руки - «карандаш», провести пальцем по левой ладони линию - «дорогу».)
На ней быка изобразил,
А рядом с ним корову.
Направо дом, Налево сад...
В лесу двенадцать кочек.
На ветках яблочки висят,
И дождичек их мочит. Потом поставил стул на стол,
Тянусь как можно выше.
Уф! Свой рисунок приколол -Совсем неплохо вышел!
(Руки сжаты в кулаки, большой палец и мизинец
каждой из них слегка оттопыриваются в стороны,
показывая рога быка и коровы. Дети произносят:
«My-у!..»)
(Пальцы складываются домиком.)
(Кисти рук скрещиваются в запястьях - «деревьях»,
шевелить раздвинутыми пальцами-«ветер раскачивает ветки»).
(Указательным пальцем правой руки рисуют кисточки на левой ладони)
(Встряхивание кистей - имитация капель дождя.)
(Левая рука сжимается в кулак и кладется на 
приподнятую вверх ладонь правой.)
(Левый кулак медленно разжимается, пальцы 
с напряжением тянутся вверх.)
(Правая рука разглаживает воображаемый рисунок - поднятую в вертикальном
положении левую ладонь. Улыбка удовлетворения на лице).

Игры и упражнения на выполнение изображений из готовых фигур геометрической и произвольной формы

Данные игры и упражнения способствуют пониманию конструктивных особенностей формы предметов, формируют умение сопоставлять, находить оптимальные решения, развивают мышление, внимание, воображение.
1. Составьте изображения отдельных предметов из геометрических фигур.
Используя изображенные на доске геометрические фигуры, обучающиеся в альбомах рисуют предметы (как вариант этого упражнения — индивидуальные задания каждому обучающемуся).
2. Составьте композиции из готовых силуэтов «Чья композиция лучше?».
Из готовых силуэтов составьте натюрморт. Игра может проводиться в виде соревнования двух (трех) команд. Работа ведется на магнитной доске. Игра развивает композиционное мышление, умение находить оптимальные решения.
3. Игра-головоломка.
4.Составьте из геометрических фигур изображения животных «Фантастическое животное, птица, рыба». Задание носит творческий характер.

                   5.Составьте из готовых геометрических фигур орнамент.
                     Упражнение на закрепление знаний об особенностях орнамента.

                  6. Выполните аппликацию, состоящую из деталей разного цвета,               но  одинаковой формы. Дайте название работе.
                Развивает умение компоновать. Способствует развитию чувства формообразования в плоском изображении. В дальнейшем это упражнение может быть использовано для выполнения заданий в технике разрезной мозаики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Венгер Л.А. Педагогика способностей. – М.: Просвещение, 2003

Гильбух Ю.З. Внимание: одарённые дети. – М.: Просвещение, 2004

Григорьева Г.Г., Буякова Е.И., Боброва З.А. Практикум по изобразительной деятельности дошкольников. – М.: ACADEMIA, 2001

Григорьева Г.Г. Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М.: Просвещение, 2003

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: Скрипторий 2003, 2007

Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. – М.: Просвещение, 2003

Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. – М.: Просвещение, 2006

Доронова Т.Н. Обучаем детей изобразительной деятельности: планы занятий и бесед. – М.: Школьная Пресса, 2005

Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. – М.: Карапуз –

Дидактика, 2006

Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М.: Просвещение, 2002



Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект, в старшей группе на тему: «Нетрадиционные техники рисования»

Цель проекта:

 Выявление и развитие творческих способностей у детей старшей группы путём проведения занимательных занятий рисования красками.

Задачи проекта:

 Обучающие:  Познакомить детей с некоторыми видами нетрадиционной техники рисования.

 Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках выбирая материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.

Развивающие:  Развивать творчество, фантазию.

  Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти, на помощь друг другу.

Воспитательные:  Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;

Для родителей:  Ориентировать родителей на развитие у детей изобразительного творчества путём совместного участия.

Мастер класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования».

Тип проекта: Творческий

Участники проекта: Воспитатели, дети старшей группы №7, родители.

Срок реализации: с 23.11 по 02.12. 2024 года

Прогнозируемый результат:

 Увеличить динамику высокого уровня развития изобразительной деятельности;

 Умение применять усвоенные техники рисования;

 Стремиться быть оригинальным в выборе средств своего замысла;

  Давать оценку продуктам своей и чужой деятельности.

Продукты проекта: Стенгазета, выставки детских работ.

Актуальность проекта: Одной из современных проблем дошкольной педагогики является воспитание творческой личности. Творческая деятельность - это свободная деятельность по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «Я».. Именно творческая деятельность ребенка делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Проблема детского творчества - одна из актуальных проблем педагогики и психологи Детское творчество - это создание ребенком субъективно (значимого прежде всего для него) нового продукта (рисунка, лепки и т.д.); и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития ребенка в процессе творческой деятельности; результата (придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ). К основным видам творческой деятельности относятся; художественная творческая деятельность(изобразительное искусство, декоративно-прикладное и т.д.) Деятельность по изобразительному искусству дает возможность насладиться положительными эмоциями, почувствовать себя хозяином своего творчества. Дети изучают и учатся познавать окружающий мир, копируя его. В их рисунках отражается личное отношение ко всему происходящему вокруг. Разнообразие форм, методов и приемов работы по изобразительной деятельности развивает художественные способности ребенка . Нетрадиционное рисование - это такое искусство, которое не основывается на традициях, не придерживается их, а отличается необычностью, оригинальностью. Рисование в нетрадиционном стиле увлекает, завораживает, восхищает и удивляет детей. Ведь здесь используются необычные материалы, а самое главное, нет места слову «нельзя». Можно изображать что хочешь, как хочешь и чем хочешь. Более того, не возбраняется самому придумать новую технику изображения образа. Нетрадиционные техники рисования в детском саду учат ребят выражать задуманное свободно, без всяких ограничений. Детские страхи отступают, появляется уверенность в себе. Необычность нетрадиционного рисования заключается в том, что оно дает возможность детям быстро получить желаемый результат. В процессе реализации проекта, дети знакомятся с нетрадиционными способами рисования, учатся применять их на практике, оценивать свои работы и работы других, делиться впечатлениями. Происходит формирование творческой личности ребенка, развивается мелкая моторика рук, познавательная потребность в поиске нового.

Этапы проекта: 

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ: Выбор темы проекта, изучение методической литературы, публикации в журналах «Дошкольное воспитание» по теме проекта, посетить сайты. Проанализировать многообразие художественных техник рисования, выявить нетрадиционные для дошкольного образования. Выяснить уровень развития творческих способностей детей; Разработать перспективный план. Создать библиографический справочник по данной теме.

 2. ОСНОВНОЙ: Подобрать художественное слово; пальчиковые гимнастики, дидактические игры; Внедрить в занятия по рисованию нетрадиционные техники; Проведение групповых и индивидуальных занятий, внесение коррективов в план работы; Занятия с детьми я начинаю со второй младшей группы. Использую разработки Р.Г. Казаковой. Начинаю со способов, не требующих от маленьких художников профессионально чётких линий, несущих важную художественную нагрузку. Неотъемлемой частью работы становятся экспериментирование с красками (создание новых оттенков) и совместное разрабатывание способов рисования. При организации работы по формированию творческих способностей я уделяю внимание социально – эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности. Самый интересный в эмоциональном плане путь – это путь случайных неожиданностей. Дети обожают сюрпризы, поэтому занятия такого рода для них всегда праздник. Я использую пальчиковую живопись. Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. В процессе обучения можно предлагать детям дорисовывать изображения животных (обмакнув пальчик в краску, нарисовать глазки, носик, ротик, хвостик, при этом используя отрывистые линии, горизонтальные, дугообразные линии). Так появляются динозаврики, гуси-лебеди, цветы и солнце, кусты, деревья и т.д. Другой интересный вариант неожиданностей – кляксы. Яркие пятна краски на бумаге приобретают самые разные очертания, и вновь возникают образы, понятные только ребенку. Это: птицы, летящие в небе, кустарники, ваза с цветами и др. Рисование картофелем привлекает детей своей необычностью. Обычный в использовании материал применяется для изображения животных. Для этого ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и коробочки и печатка. Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка. Истоки её лежат в древних ремеслах украшения ткани набойкой, использования пряничных досок и т. д. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно. Мы использовали возможность общения с родителями, и одна из моих задач – установить доверительное отношение с ними.

Формы работы с родителями: консультации, практикумы, демонстрация занятий с детьми, семейная творческая деятельность.

Условия, необходимые для овладения умениями и навыками:

-Доступность нетрадиционных техник рисования для детей;

-использование различных форм занятия (комплексные, основанные на интеграции разных видов деятельности, коллективные работы, организация выставок, их обсуждение и просмотр;

 -Создание предметно - пространственной среды;

- Использование богатого иллюстративного материала;

- Наличие оборудования и материалов, правильная организация места для них.

3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ: Продиагностировать развитие художественно- творческих способностей детей; Разработать «Методические рекомендации» по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста. Используемые методы: – позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму; – дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; – формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования; – способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

 Ожидаемые результаты: 

- увеличить динамику высокого уровня развития по ИЗО;

 - умение применять усвоенные техники в изодеятельности;

- способствовать самореализации личности ребенка в художественном творчестве, стимулировать стремление быть оригинальным в выборе своего замысла, давать оценку продуктам своей и чужой деятельности;

- участие в районных конкурсах рисунков;

 - организация ежемесячных выставок продукции детской деятельности для родителей;

 - создание книги рисунков «Вообразилия»;

 - Организация выставки в ДОУ «Удивительное рядом»

ВЫВОД: Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторимая. Это зарождает у детей новое желание, стремление к новому более творческому отражению ощущений, настроения собственных мнений; способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности. Для получения результатов мною было проведено диагностическое обследование с детьми второй младшей группы. Для оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и использования материалов для работы в технике нетрадиционного рисования, развития творчества, руководствовалась критериями, разработанными Т.С. Комаровой.