Инновационная деятельность "Мир шедевров"

Кузнецова Наталья Михайловна

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 47 «Ладушки»

Календарно-тематический план

деятельности по реализации культурной практики «Мир шедевров»

в МБДОУ «Детский сад № 47 «Ладушки»

на 2024/25 учебный год

Младшая группа с 3 до 4 лет

(1 раз в месяц по первым понедельникам)

период

тема

цель

наличие

сентябрь

Обзорная экскурсия картинной галереи.

Просмотр мультфильма «Если видишь на картине»

(отрывок  из мульт. «Пластилиновая ворон» реж. А. Татарский)

Формировать эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства.

октябрь

«Яблоки на красном фоне  К.С. Петров-Водкин

(стр. 6, «Знакомим дошкольников с живописью. Натюрморт, вып.1, Н. Курочкина, 3-4 года)

Дать представление о натюрморте, как первом живописном жанре.

в пособие

ноябрь

«Первый снег» И. А. Попов

(стр. 118, «Дошкольникам о живописи», Р. Чумичёва)

Воспитание эстетических чувств от восприятия красоты природного явления.

нет

декабрь

«Колыбельный напев» К.П. Коваль  

(стр.116, «Дошкольникам о живописи», Р. Чумичёва)

Воспитание уважения и нежного отношения к маме.

нет

январь

«Кошкин дом» В.В. Лебедев  

 (стр. 117, «Дошкольникам о живописи», Р. Чумичёва)

Воспитание чувства сопереживания у детей к изображённому событию на картине.

нет

февраль

«Заинька» Ю.А. Васнецов  

 (стр. 119, «Дошкольникам о живописи», Р. Чумичёва)

Развивать способность понимать сюжет иллюстрации.

нет

март

«Сашенька» М.К. Копытцев    

(стр. 114, «Дошкольникам о живописи», Р. Чумичёва)

Развивать интерес к живописным произведениям.

нет

апрель

«Сирень в корзине»  П.П. Кончаловский

(стр. 7, «Знакомим детей с живописью. Натюрморт, вып.1,

Н. Курочкина, 3-4 года)

Дать представление, как художник через изображение объектов растительного мира передаёт  любование природой.

в пособие

май

«Конь» Ю.А. Васнецов    

(стр. 120, «Дошкольникам о живописи», Р. Чумичёва)

Воспитание чувства красоты от восприятия знакомых предметов, игрушек

нет

Средняя группа с 4 до 5 лет

(2 раза в месяц по средам на 1 и 2 неделя)

период

тема

цель

наличие

сентябрь

1 неделя

Обзорная экскурсия картинной галереи. Познавательная беседа «Где живут картины?»   (стр. 54, Приобщение дошкольников к миру изобразительного искусства,  Н. Пантелеева)

Дать представление о хранении картин в галерее, воспитание у детей эстетического вкуса

2 неделя

«Яблоки и листья» И.Е. Репин, «Яблоки на столе у печки» П.П.  Кончаловский

 (стр. 8, «Знакомим детей с живописью. Натюрморт», вып.1, Н. Курочкина, 4-5 лет)

Дать представление о творчестве художников Е. Репина и П. Кончаловского, воспитание интереса к натюрмортам

в пособие

октябрь

1 неделя

«Золотая осень» И.И. Левитан  

 (стр. 124, «Дошкольникам о живописи», Р. Чумичёва)

Воспитание эстетических чувств и отношения к красоте осеннего пейзажа.

картина

2 неделя

«Золотая осень. Слободка» И.И. Левитан  

(стр. 11, «Знакомим детей с живописью. Пейзаж», вып.1, Н. Курочкина, 4-5 лет)

Дать представление о таком виде пейзажа, как сельский пейзаж.

в пособие

ноябрь

1 неделя

«Цветы и плоды» И.Т. Хруцкий      

(стр.12,«Знакомим детей с живописью. Натюрморт», вып.1, Н.Курочкина, 4-5 лет)

Дать представление о сопоставлении цвета, формы, фактуры предметов, изображённых на картине.

в пособие +

картина

2 неделя

«Натюрморт. Синие сливы» И.И. Машков  

(стр. 10, «Знакомим детей с живописью. Натюрморт, вып.1, Н. Курочкина, 4-5 лет)

Закреплять представление о многообразии фруктов, о том, как художник передаёт в рисунке «яркость и вкусноту».

в пособие +

картина

декабрь

1 неделя

«Первый снег» И.А. Попов      

(стр.128, «Дошкольникам о живописи», Р. Чумичёва )

Воспитание потребности наслаждаться красотой живописных произведений.

нет

2 неделя

«О чем рассказывает портрет»  

 (стр. 6, «Знакомим детей с живописью. Портрет», вып.1, Н. Курочкина, 4-5 лет)

Воспитывать у детей интерес к новому жанру живописи – портрету, желание эмоционально откликаться на настроение образа.

в пособие

январь

1 неделя

«Портрет Мики Морозова» В.А. Серов  

(стр. 13, «Знакомим детей с живописью. Портрет», вып.1, Н. Курочкина, 4-5 лет)

Продолжать формировать интерес к живописному портрету, любоваться мастерством художника

в пособие +

картина

2 неделя

«Зима» И.И.Шишкин            

(стр.13, «Знакомим детей с живописью. Пейзаж», вып.1, Н. Курочкина, 4-5 лет)

Вызвать радостные чувства от прихода красавицы-зимы, эмоциональный отклик на настроение картины

в пособие

февраль

1 неделя

 «Сказка инея и восходящего солнца» И.Э. Грабаря    

(стр.15, «Знакомим детей с живописью. Пейзаж», вып.1, Н. Курочкина, 4-5 лет)

Вызвать эмоциональные переживания, связанные с наблюдением за опушенными инеем деревьями.

в пособие

2 неделя

«Февральская лазурь» И.Э. Грабар

(стр.17, «Знакомим детей с живописью. Пейзаж», вып.1, Н. Курочкина, 4-5 лет)

Вызвать эмоциональный отклик на красоту зимней природы, учить художественному видению пейзажа картины.

в пособие

март

1 неделя

«Весенняя сказка» В. Ф. Токарев    

 (стр.123, «Дошкольникам о живописи», Р. Чумичёва )

Воспитание бережного отношения к красоте весенней природы, стимулировать желание внимательно её рассматривать.

нет

2 неделя

«Грачи прилетели» А.К. Саврасов  

(стр.19, «Знакомим детей с живописью. Пейзаж», вып.1, Н. Курочкина, 4-5 лет)

Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, соотносить увиденное с собственным восприятием весенней природы.

в пособие +

картина

апрель

1 неделя

«Семья тракториста» М.В. Савченкова

 (стр. 125, «Дошкольникам о живописи», Р. Чумичёва )

Формирование представления о содержании произведения, о композиционном расположении людей, изображённых на картине.

нет

2 неделя

«Весенний вечер» Н.Н. Дубровский

 (стр.21, «Знакомим детей с живописью. Пейзаж», вып.1, Н. Курочкина, 4-5 лет)

Вызвать эмоциональный отклик на весенние явления природы, соотносить содержание картины со средствами выразительности.

в пособие

май

1 неделя

«Пограничники» Б.В. Окороков

 (стр. 126, «Дошкольникам о живописи», Р. Чумичёва)

Воспитание интереса к живописи и чувства патриотизма у детей.

нет

2 неделя

«Смеющийся солдат» (фрагмент картины«Переход Суворова через Альпы»)  В.И. Суриков  

(стр. 8, «Знакомим детей с живописью. Портрет», вып.1, Н. Курочкина, 4-5 лет)

Формировать интерес к портрету, откликаться на эмоциональное состояние героя.

в пособие

Старшая группа с 5 до 6 лет

(3 раза в месяц по вторникам на  2, 3 и 4 недели)

период

тема

цель

наличие

сентябрь

2 неделя

Экскурсия в картинную галерею

(стр. 85, «Дошкольникам о живописи», Р. Чумичёва)

Воспитание личностного эмоционально-эстетического отношения к художественному образу произведений

3 неделя

«Утренний натюрморт» К.С. Петров-Водкин  

(стр. 144, «Дошкольникам о живописи», Р. Чумичёва)

Развитие умения видеть красоту сочетаний форм и цвета

нет

4 неделя

«Чарует осени кружение…»

Выставка осенних экспозиций

Дать общее представление о картинах отображающих красоту осеннего времени года, формировать представление о красоте родной природы

октябрь

2 неделя

«Октябрь» Е.Е Волков

Развитие эмоциональной отзывчивости при рассматривании картины

картина

3 неделя

«Утро в сосновом лесу»  И.И. Шишкин  

 (стр. 132, «Дошкольникам о живописи», Р. Чумичёва)

формирование эстетического представления о природе и способности адекватно понимать содержание произведения

картина

4 неделя

«Золотая осень» И.С. Остроухов  

(стр. 141, «Дошкольникам о живописи», Р. Чумичёва )

развитие умения видеть в живописи средства выразительности – цвет от яркого до тёмного, форму от мелкой до крупной

картина

ноябрь

2 неделя

«Хлебное поле» Н.П. Ерышев  

(стр. 147, «Дошкольникам о живописи», Р. Чумичёва)

воспитание положительного и уважительного отношения к труду хлеборобов

нет

3 неделя

«На родной земле» А.П. и С.П. Ткачёвы  

(стр. 148, «Дошкольникам о живописи», Р. Чумичёва)

формирование представлений об образе родной земли, о средствах выразительности

нет

4 неделя

«Место свиданий» Ю.И. Пименов

(стр. 150, «Дошкольникам о живописи», Р. Чумичёва)

развитие умения выделять особенности построения и цветового решения изображения

нет

декабрь

2 неделя

«Портрет крестьянки в русском костюме» И.П. Аргунов

(стр.12, «Знакомим детей с живописью. Портрет», вып.2, Н. Курочкина, 5-7 лет)

Развитие эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать, любоваться мастерством художника, его отношением к модели

В пособие

3 неделя

«Семейный портрет» А. ван Дейк

(стр.9, «Знакомим детей с живописью. Портрет», вып.2, Н. Курочкина, 5-7 лет)

Закрепление знаний о портрете, его типах и средствах выразительности

В пособие

4 неделя

«Дети в маскарадных костюмах» Б.М. Кустодиев

(стр. 10, «Знакомим детей с живописью. Портрет», вып.2, Н. Курочкина, 5-7 лет)

развитие умения эмоционально  откликаться на настроение героев, сопереживать им

В пособие

январь

2 неделя

«Приглашает зима в своё снежное царство»

Выставка зимних экспозиций

Воспитание эстетических чувств от красоты родной природы в зимний период, воспетой художниками

3 неделя

«Мика Морозов» В. А. Серов  

(стр. 145, «Дошкольникам о живописи», Р. Чумичёва)

развитие способности понимать состояние и настроение человека, отражённого в портретной живописи.

картина

4 неделя

«Портрет скульптора В.И. Мухиной» М.В. Нестеров  

 (стр. 146, «Дошкольникам о живописи», Р. Чумичёва)

воспитание эстетических чувств о восприятия произведения произведений искусства и вдохновенного труда людей.

нет

февраль

2 неделя

«Гималаи» Н.К. Рерих                                                                                             (стр.12, «Знакомим детей с живописью. Пейзаж», вып.2, Н. Курочкина, 5-7 лет)

формирование эстетического представления о горном пейзаже, о жизни людей в горной местности.

В пособие

3 неделя

«Новый район Ленинграда»е.А. Голунов

(стр. 133, «Дошкольникам о живописи», Р. Чумичёва)

Формирование представлений о содержании бытового жанра.

нет

4 неделя

 «Февральская лазурь» (И.Э. Грабарь), «Мартовское солнце» (К.Ф. Юон)

(стр. 151, «Дошкольникам о живописи», Р. Чумичёва)

Развитие умения сравнивать произведения по использованным художниками средствами выразительности

нет

март

2 неделя

«Природа отряхнулась ото сна»

Выставка экспозиций

Продолжать знакомить с произведениями художников, воспевающих красоту родной природы в своих картинах

3 неделя

«Весна. Большая вода»  И.И. Левитан                                                                  

(стр. 9, «Знакомим детей с живописью. Пейзаж», вып.2, Н. Курочкина, 5-7 лет

Воспитание любви к природе родного края через знакомство с картинами русских художников

В пособие

4 неделя

«Ужин тракториста» А.А. Пластов  

(стр. 139, «Дошкольникам о живописи», Р. Чумичёва)

воспитание любви к земле, умения дать оценку произведения.

нет

апрель

2 неделя

«На Луне» А.К. Соколов                                                                                    

 (стр.12, «Знакомим детей с живописью. Пейзаж», вып.2, Н. Курочкина, 5-7 лет)

Дать представление о космическом пейзаже, о композиционном построении картины

В пособие

3 неделя

  «Иван-царевич на Сером Волке» В.М. Васнецов

 (стр.136 , «Дошкольникам о живописи», Р. Чумичёва)

учить понимать сказочность содержания, роль природы в передаче состояния героев.

нет

4 неделя

«Алёнушка» В.М. Васнецов  

(стр. 137, «Дошкольникам о живописи», Р. Чумичёва)

развитие умения видеть главное в произведении – образ Алёнушки (грустный, печальный, скорбный).

картина

май

2 неделя

«Ратные подвиги всех поколений»

Выставка экспозиций

Познакомить с портретами великих полководцев, прославивших родное Отечество

3 неделя

«Стрекоза» И.Е. Репин  

(стр. 135, «Дошкольникам о живописи», Р. Чумичёва)

формирование представления о портретной живописи, об отношении художника к образу

картина

4 неделя

«У моря» А.А. Дейнека

 (стр. 149, «Дошкольникам о живописи», Р. Чумичёва)

развитие умения определять социальную значимость картины, воспитание личностного отношения к произведению живописи

нет

Подготовительная к школе группа с 6 до 7 лет

(1 раз в неделю по пятницам)

период

тема

цель

наличие

сентябрь

1 неделя

«Натюрморт с самоваром» И.И. Машков

(стр. 6, «Знакомим детей с живописью. Натюрморт», вып.2, Н. Курочкина, 6-7 лет)

Закрепление представления о натюрморте, умение выразить словами эмоциональную отзывчивость

В пособие

2 неделя

«Букет цветов, бабочка и птичка» Ф.П. Толстой        

 (стр. 9, «Знакомим детей с живописью. Натюрморт», вып.2, Н. Курочкина, 6-7 лет)

развитие умения видеть красоту сочетаний форм и цвета, подведение к пониманию единства содержания изображения и языка живописи

картина

3 неделя

«Натюрморт. Квас» В.Ф. Стожаров

(стр. 10, «Знакомим детей с живописью. Натюрморт», вып.2, Н.Курочкина, 6-7 лет)

Закреплять представление о композиционном построении изображения

В пособие

4 неделя

«Чарует осени кружение…»

Выставка осенних экспозиций

Дать общее представление о картинах отображающих красоту осеннего времени года

октябрь

1 неделя

Осенние цветы» М.С. Сарьян, «Хризантемы» И.Э. Грабарь                    

(стр. 12, «Знакомим детей с живописью. Натюрморт», вып.2, Н.Курочкина, 6-7 лет)

формирование эстетического представления о природе и способности адекватно понимать содержание произведения

В пособие

2 неделя

«Дары лесов» Е.В. Зуев

(стр. 10, «Знакомим детей с живописью. Натюрморт», вып.2, Н.Курочкина, 6-7 лет)

Формирование представлений о содержании и замысле произведения живописи

В пособие

3 неделя

Золотая осень» И.И. Левитан, «Золотая осень» И.С. Остроухов                                                  

 (стр. 154, «Дошкольникам о живописи», Р. Чумичёва)

Развитие умения сравнивать и находить сходство и различие в манере исполнения

картина

4 неделя

«Рожь» И.И. Шишкин

(стр. 163, «Дошкольникам о живописи», Р. Чумичёва)

Формирование эстетического образа Родины через пейзаж, умение видеть красоту родной природы

картина

ноябрь

1 неделя

Снедь московская: хлебы» И.И. Машков                                                        

 (стр. 6, «Знакомим детей с живописью. Натюрморт», вып.2, Н. Курочкина, 6-7 лет)

Закрепление представления о жанре – натюрморт, воспитание проявления отзывчивости на изображение

В пособие

2 неделя

«Полдень. В окрестностях Москвы», «Рожь» И.И. Шишкин                              

(стр. 13, «Знакомим детей с живописью. Пейзаж, вып.2, Н. Курочкина)

Воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости на произведения искусства

В пособие

3 неделя

«За обедом» З.Е. Серебрякова                                                                      

(стр. 11, «Знакомим детей с живописью. Натюрморт», вып.2, Н. Курочкина, 6-7 лет)

Дать представление о жанровой картине, помочь понять идею картины

В пособие

4 неделя

«Неприбранный стол» И.. Грабарь                                                                

(стр. 11, «Знакомим детей с живописью. Натюрморт», вып.2, Н. Курочкина, 6-7 лет)

Развитие умения понимать взаимосвязь содержания и средств выразительности, передающих настрой произведения

В пособие

декабрь

1 неделя

«Приглашает зима в своё снежное царство»

Выставка зимних экспозиций

Воспитание эстетических чувств от красоты родной природы в зимний период, воспетой художниками

2 неделя

«Автопортрет на фоне окна, с видом на Кремль» В.А. Тропинин

(стр. 11, «Знакомим детей с живописью. Портрет», вып.2, Н. Курочкина, 5-7 лет)

Воспитание эмоциональной отзывчивости на художественный образ, к труду художника

В пособие

3 неделя

«Царь Иван Васильевич Грозный» В.И. Васнецов

(стр. 21, «Знакомим детей с живописью. Портрет», вып.2, Н. Курочкина, 5-7 лет)

Развитие желания внимательно рассматривать и эмоционально откликаться на настроение образа

В пособие

4 неделя

«Дети в маскарадных костюмах» Б.М. Кустодиев

(стр. 10, «Знакомим детей с живописью. Портрет», вып.2, Н. Курочкина, 5-7 лет)

Формирование интереса к костюмированному портрету, развитие умения последовательно рассматривать произведение

В пособие

январь

1 неделя

Праздничные дни

2 неделя

«Тройка» В.Г. Перов

(стр. 164, «Дошкольникам о живописи», Р. Чумичёва)

Воспитание потребности в эстетическом наслаждении о рассматривания картин

нет

3 неделя

«Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге»

(стр. 8, «Знакомим детей с живописью. Пейзаж», вып.2, Н. Курочкина, 5-7 лет)

Формирование представления о содержании произведения о композиционном расположении

В пособие

4 неделя

«Портрет М.И. Лопухиной» В. Л. Боровиковского        

(стр. 16, «Знакомим детей с живописью. Портрет», вып.2, Н. Курочкина, 5-7 лет )

Развивать умение внимательно рассматривать произведение, понимать ценность и смысл изображённого образа

В пособие

февраль

1 неделя

«Февральская лазурь» И.Э. Грабарь

(стр. 156, «Дошкольникам о живописи», Р. Чумичёва)

Развитие умения эмоционально откликаться на произведение, анализировать средства выразительности

нет

2 неделя

«Подмосковье. Февраль» Г.. Нисский                                                                    

 (стр. 9, «Знакомим детей с живописью. Пейзаж», вып.2, Н. Курочкина, 5-7 лет )

Воспитание эстетических чувств и отношения к красоте изображения индустриального пейзажа

3 неделя

«Песенка северяночки» (В.А. Игошев)  

(стр. 170, «Дошкольникам о живописи», Р. Чумичёва)

Формирование представлений о художественном образе народов Севера

нет

4 неделя

«За туалетом» З.Е. Серебрякова

(стр. 22, «Знакомим детей с живописью. Портрет», вып.2, Н. Курочкина, 5-7 лет )

Развитие способности отмечать особенности художественного образа автопортрета

В пособие

март

1 неделя

«Природа отряхнулась ото сна»

Выставка весенних экспозиций

Продолжать знакомить с произведениями художников, воспевающих красоту родной природы в своих картинах

2 неделя

«Голубая весна» (В.Н. Бакшеев), «Мартовское солнце» (К.Ф. Юон)

(стр. 157, «Дошкольникам о живописи», Р. Чумичёва)

Формирование способности чувствовать и понимать ценности и смыслы картины

нет

3 неделя

Весна. Большая вода»  И.. Левитан

(стр. 159, «Дошкольникам о живописи», Р. Чумичёва)

Формирование представления о красоте пробуждения весны

картина

4 неделя

«Грачи прилетели» А.К. Саврасов

(стр.160, «Дошкольникам о живописи», Р. Чумичёва)

Развитие умений определять изобразительные средства, которыми пользовался художник для передачи своих впечатлений

картина

апрель

1 неделя

«Весна среди полей» (И.Г. Степанов), «Сельские вертолёты» (О.А. Вуколов)

(стр. 167, «Дошкольникам о живописи», Р. Чумичёва)

Продолжать знакомить с работой сельских тружеников, учить понимать содержание и композиционное построение картин

нет

2 неделя

«Колыбельный напев» (К.П. Коваль)

(стр. 170, «Дошкольникам о живописи», Р. Чумичёва)

Развитие умений определять средства выразительности для передачи основной мысли произведения

нет

3 неделя

«Портрет Л.Н. Толстого» Н.Н. Ге и «Портрет Л.Н. Толстого» И.Е. Репина

(стр. 19, «Знакомим детей с живописью. Портрет», вып.2, Н. Курочкина, 5-7 лет)

Развитие у детей активного интереса к живописным портретам, умение откликаться на настроение художественного образа

Картина +в пособие

4 неделя

«Сыновья»  (П.П. Оссовский), «Сыновья» (Ю.А. Межиров)

(стр. 169, «Дошкольникам о живописи», Р. Чумичёва)

Развитие умений понимать основной замысел произведений, выделяя в картине средства воплощения замысла художников

нет

май

1 неделя

«Май сорок пятого» (А.П. и С.П. Ткачёвы), «Память» (М. И. Лихачёв)

 (стр. 171, «Дошкольникам о живописи», Р. Чумичёва)

Развивать умение понимать основную идею произведения и его значимость в жизни людей

нет

«Ратные подвиги всех поколений»

Выставка экспозиций

Познакомить с портретами великих полководцев, прославивших родное Отечество

2 неделя

«Красные ситцы» (В.В. и Н.П Родионовы), «Капитаны голубых далей» (Б.М. Назаров)

(стр.168, «Дошкольникам о живописи», Р. Чумичёва)

Развитие умений устанавливать сходство и различие между содержанием и средствами выразительности

3 неделя

«Волна» И.К. Айвазовский

(стр. 18, «Знакомим детей с живописью. Портрет», вып.2, Н. Курочкина, 5-7 лет)

Дать представление о морском пейзаже, вызвать эмоционально-нравственный отклик на образ необъятных морских просторов

нет

4 неделя

«Летом» А.А. Пластов

(стр. 162, «Дошкольникам о живописи», Р. Чумичёва)

Развивать умение рассматривать пейзаж, отличать красоту изображенной природы от живой

нет


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  «Дошкольникам о живописи»

C:\Documents and Settings\ASUS\Мои документы\картинки к НОД\репродукции\левитан 1.jpgФормирование эмоционально – оценочного отношения к миру (к природе, к людям, к окружающему миру) – одна из задач  развития дошкольника в изобразительной деятельности. Научить эмоциям и ощущениям невозможно, их можно лишь прочувствовать. И именно такую возможность представляет нам искусство, искусство живописи.

Необходимо учить детей видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в окружающих их предметах, в людях. И незаменимым средством формирования духовного мира детей является живопись.

«Живопись учит смотреть и видеть» - писал А. Блок. Яркие зрительные образы живописных произведений эмоционально воспринимаются детьми, будят их воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему. Воспринимая произведения искусства, ребёнок становится пытливым, эмоционально отзывчивым. Произведения художников учат ребят фантазировать. Дети начинают видеть и «слышать» в произведении что – то своё, у них возникает желание самим создавать красивое, так у детей зараждается творчество. С помощью живописи дошкольники начинают понимать гармонию природы, развивается их мыслительная деятельность. Рассматривая картины, отвечая на вопросы взрослого, составляя рассказы по картинам, выражая своё отношение к изображённому на них, дети учатся не только понимать, чувствовать «дух» искусства, но и говорить связно, излагать свои мысли в логической последовательности, обогащают свою речь выразительными средствами (сравнения, эпитеты…).

Без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство невозможно становление гармонически развитой и творчески активной личности. Приоткрыть ребёнку глаза на мир, приобщить его к прекрасному поможет систематическое ознакомление с живописью.

Наша задача – развивать у детей способность видеть, понимать и любить изобразительное искусство, познакомить их с основными жанрами живописи (пейзаж, портрет, натюрморт), помочь детям понять волшебную силу изобразительного искусства.

Художники в своих произведениях передают в художественной поэтической форме своё восприятие мира, своё понимание его. Для этого они используют определённые средства выразительности. 

Основную роль в живописи играет «цвет», донося до нас всё красочное богатство мира. Важное место при восприятии картины принадлежит «композиции», под которой  понимается определённый порядок в произведении, выделение главного на фоне второстепенного. «Линия» тоже играет важную роль в живописи, она, так же, как и цвет, способна выстраивать изображение в определённом эмоциональном направлении.

C:\Documents and Settings\ASUS\Мои документы\картинки к НОД\репродукции\толстой букет цветов бабочка и птичка.jpgОбратим внимание ребёнка на основные жанры живописи.

НАТЮРМОРТ – картина, на которой изображены различные неодушевлённые предметы («мёртвая натура» в переводе с французского). Изображая натюрморт, художник обращает внимание на особенности формы, поверхности предметов, их деталей. Среди мастеров натюрморта можно назвать имена И. Т. Хруцкого, Е. И. Волошина, К. С. Петрова – Водкина, М. С. Сарьян и др.

C:\Documents and Settings\ASUS\Мои документы\картинки к НОД\репродукции\крамской неизвестная.jpg

ПОРТРЕТ – один из самых сложных жанров живописи. Покажите детям, что при создании портрета художники стремятся к передаче характера человека. Художники создают портреты не только знаменитых людей, но им интересны и простые люди и дети. Дошкольников можно знакомить  с портретами В. А. Тропинина, И. Е. Репина, О. А. Кипренского, И. Н. Крамского.

ПЕЙЗАЖ - это жанр изобразительного искусства; картина, изображающая естественную или изменённую человеком природу. Главным в пейзаже является избранный художником природный мотив, а фигуры людей или животных являются средством дополнения пейзажа. В пейзаже художник воспроизводит понравившийся ему уголок, и часто видит то, что другие не замечают. Знакомство с пейзажем должно превратиться для детей в увлекательную «прогулку» по природе.

Для беседы с детьми можно использовать следующие репродукции:

C:\Documents and Settings\ASUS\Мои документы\картинки к НОД\репродукции\саврасов.jpg- И. И. Шишкин «Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща», «Перед грозой», «Рожь».

- И. И. Левитан «Золотая осень», «Март».

- И. Э. Грабарь «Мартовский снег», «Февральская лазурь»

- К. Ф. Юон «»Русская зима», «Зимнее солнце», «Конец зимы. Полдень», «Мартовское солнце».

- Ф. Ф. Пластов «Первый снег», «Летом».

- А. К. Саврасов «Грачи прилетели».

Беседуя о живописи, постарайтесь просто и искренне передать детям своё эмоциональное отношение  к увиденному, а затем уже можно добиваться от детей понимания ими художественных достоинств картины.

Среди видов изобразительного искусства живопись более других обращена к сфере человеческих чувств и переживаний. Полотна великих мастеров доносят до нас счастье, восторг, неутешное горе, радость бытия и другие эмоциональные ощущения.

C:\Documents and Settings\ASUS\Мои документы\картинки к НОД\репродукции\сарьян цветы.jpg

C:\Documents and Settings\ASUS\Мои документы\картинки к НОД\репродукции\пластов первый снег.jpg                   



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

на тему

«Приобщение детей дошкольного возраста к искусству»

C:\Users\Intel\Desktop\hl01.png

                                             

                                               

Приобщение детей к искусству

Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

В. А. Сухомлинский.

В каком возрасте можно начинать говорить с ребенком о культурных ценностях, об искусстве? Некоторым родителям кажется, что это дело школы, соответственно, до первого класса не стоит и пытаться, потому что ребенок все равно ничего не поймет. Главное, чтобы дома он научился читать, писать и считать.

Конечно же, это не так. К искусству, как и ко всему остальному, ребенка нужно приучать. И чем раньше этот процесс начнется, тем лучше. Разумеется, на первом году жизни малыш еще не в состоянии оценить красоту произведений художников эпохи Возрождения или восхититься литературным гением Пушкина. Но давайте вспомним, что всегда привлекает внимание еще не умеющего говорить малыша? Предметы разных цветов. Какой лучший способ убаюкать, не желающего засыпать ребенка? Спеть ему колыбельную. Получается, что с самых ранних лет маленький человек способен реагировать на произведения искусства, пусть пока и по-своему. Задача родителей – со временем научить ребенка делать это осознанно и получать от этого удовольствие.

Кто-то может спросить: а зачем это вообще нужно ребенку?

Ответ прост и очевиден – искусство это еще один способ познания мира. Слушая классическую музыку, ребенок учится постигать гармонию, рассматривая известные картины, он воспринимает цветопись и композицию, читая поэзию, он раскрывает новые возможности языка. Кроме того, искусство неразрывно связано с историей человечества. Изучая вместе с ребенком художественные произведения, основанные на исторических сюжетах, родители могут рассказывать малышу об интересных, важных фактах из прошлого. Таким образом, расширяется кругозор, эрудиция и словарный запас ребенка.

Рано или поздно наступит момент, когда маленькому человеку обязательно захочется перейти от созерцания к созиданию. Проще говоря, он испытает потребность не только любоваться чужими картинами, но и создавать свои. Не только слушать чужие музыкальные произведения, но и сочинять свои. Родителям стоит оказать в этот момент поддержку ребенку. Заниматься с ним дома, записать его в соответствующий кружок или секцию.

Если малышу больше нравится рисовать, значит, в доме обязательно должны быть краски, кисти, цветные карандаши и вдоволь бумаги.

Малыши охотнее интересуются картинами, если родителю удастся пробудить их фантазию, включить детишек в игру. Например, можно попросить их представить себя на месте героев картины, обсудить, что бы сделал каждый из них на месте изображенного персонажа, какие эмоции испытал, какими словами описал бы свое состояние. В общем, добиться от ребенка рассказа о себе в изображенной ситуации.

При знакомстве с произведениями искусства детей младшего возраста необходимо помнить, что малыша может заинтересовать только произведение с интересным сюжетом, да и то ненадолго. Поэтому в этом случае с детьми следует выбирать занимательные картины, и рассматривание организовывать в игровой форме.

Дети более старшего возраста способны удерживать внимание дольше и воспринимать произведения искусства с разными сюжетами, а не только занимательными. У старших дошколят лучше развито воображение, они больше знают о предметах и явлениях. Описывая сюжет картины, они могут строить свои предположения о развитии сюжета, вообразить различные направления дальнейших или предыдущих событий.

В этом возрасте дети активно знакомятся с окружающей природой и проявляют большой интерес к пейзажам. Они могут описать изображенное время года, погоду, вообразить свои ощущения. Дети могут ответить на вопросы, какие именно краски выбрал художник для той или иной погоды, сезона, времени суток и чем можно объяснить его выбор, они уже способны обратить внимание на основные приемы, позволяющие изображать ветер, снегопад, солнечный свет, дождь и другие подобные явления. После ознакомления с произведением искусства детям можно предложить использовать соответствующие изобразительные приемы в своих рисунках.

Также, если ребенку больше нравится музыка, то можно записать его в музыкальную школу еще до поступления в общеобразовательную школу. Главное, чтобы малыш определился с выбором инструмента, на котором он хочет научиться играть. Дома обязательно, помимо прочего, должна звучать классическая музыка. Рано или поздно ребенок определится с любимыми композиторами, тогда родители смогут рассказать ему истории жизни этих великих людей. Конечно, в жизни малыша будут присутствовать и современные музыкальные произведения. Но привитый с детства хороший вкус позволит ребенку отсеивать совсем уж бездарные «творения» и получать удовольствие от профессиональной работы настоящих музыкантов и авторов.

Искусство – это бесконечно важная часть нашей жизни, и ребенок должен ощущать и понимать это с самого детства.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К МИРУ ИСКУССТВА

Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)

• Иллюстрации к произведениям детской литературы

• Народная игрушка (дымковская, богородская, матрёшка, ванька – встанька и другими, соответствующими возрасту детей)

Младшая группа

• Книжные иллюстрации

• народная игрушка (дымковская игрушка, филимоновская игрушка, богородская резная игрушка)

• кукольный театр, выставки детских работ и т. д.

Средняя группа

- средства выразительности (цвет, форма, величина)

- архитектура (дом, в котором живут, детский сад, школа и другие здания)

- музеи (совместно с родителями)

- библиотека (центр хранения книг, созданных писателями и поэтами)

- жанры живописи (пейзаж, портрет)

- книга и книжная иллюстрация

- народное искусство (потешки, сказки, загадки, песни, хороводы, заклички, изделия народного декоративно – прикладного искусства)

- жанры и виды искусства (стихи, проза, загадки (литература, песни, танцы, музыка, картина (репродукция, скульптура (изобразительное искусство)

Старшая группа (экскурсии)

• язык изобразительного искусства (цвет, линия, форма, фактура, свет, ритм, тень)

• жанры живописи (пейзаж, портрет, автопортрет, интерьер, натюрморт, исторические картины)

• произведения живописи (И. Шишкин, И. Левитан, И. Грабарь и др.)

• графика (выразительные средства)

• художники – иллюстраторы дет. книг (Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин, и др.)

• скульптура (садово-парковая скульптура, станковая, монументальная, рельеф)

• музей (история, виды)

• архитектура (жилые дома, магазины, театры и др.)

• народное искусство (городецкая роспись, гжельская керамика, хохломская роспись)

Подготовительная к школе группа

• классическое и народное искусство (музыка, литература, архитектура, изобразительное искусство)

• произведения живописи (И. Шишкин «Рожь», «Утро в сосновом лесу», И. Левитан «Золотая осень», «Март», «Весна. Большая вода», А. Саврасов «Грачи прилетели», и др.)

• язык изобразительного искусства (цвет, ритм, свет, тень, форма)

• жанры живописи (пейзаж, портрет, интерьер, натюрморт, бытовая картина, исторический жанр)

• графика (книжная, плакатная)

• скульптура малых форм (форма, пропорции, цвет, характерные детали, позы идр.)

• музей

• храмовая архитектура (купол, арки, барабан (круглая часть под куполом и т. д.)

• народное искусство (гжельская, хохломская, мезенская роспись и др.) народная игрушка.

Как приобщить ребенка к искусствуC:\Users\Intel\Desktop\risovanie-detej.jpg

Формирование духовной, эстетической и культурно-развитой личности − сложный процесс, который состоит их нескольких важных частей. Для достижения хороших результатов в обучении и воспитании ребенка нужно равномерно вводить в его жизнь несколько важных навыков:

  • непосредственно навыки малыша в прикладном творчестве;
  • эстетические знания о поведении в обществе;
  • общий уровень культурного развития ребенка.

Навыки прикладного творчества формируются при помощи знакомства и обучения различным видам выражения при помощи красок, лепки и др. Эстетические знания формируются через копирование поведения взрослых в домашнем кругу и в окружении людей. Общий уровень культурного развития повышается при ознакомлении малыша с различными видами искусства.

Зачем ребенку искусство?

Посещая театр, музеи и кино, ребенок:

  • знакомится с новыми для него видами выражения внутреннего мира;
  • развивает фантазию и расширяет мировоззрение;
  • получает новый опыт общения с людьми и произведениями их творчества;
  • приобщается к искусству;
  • формирует нравственное понимание жизни, четче разграничивает понятия добра и зла;
  • учится видеть скрытое, начинает разграничивать понятия «красивое» и «прекрасное».

Приобщение ребенка к искусству — важный шаг на пути формирования личности и возможность развить художественно-эстетические таланты.

Как и когда начинать развивать понимание искусства

Ознакомление малыша с произведениями искусства происходит с его рождения. Многие даже не задумываются, что часто используют для успокоения ребенка или его занятия истинные достижения человеческого творчества. Различные колыбельные, кукольные театры из перчаток являются отражением вашего понимания искусства. Детей занимает изучение этих предметов, им нравится наблюдать и понимать суть на своем уровне. Задача родителей – помочь малышу научиться чувственно воспринимать шедевры и получать от этого удовольствие.

Большинство методик сверхраннего развития предлагает знакомить с простыми произведениями еще с пеленок. Классические методики предлагают начинать с того момента, когда ребенок будет готов воспринимать и учиться глубже видеть суть того или иного творения.

Так, ознакомление с изобразительным искусством предлагается начинать с 3 лет, ближе к 4 – кукольный театр, 5-6 – классические постановки. Приобщение к музыке стоит начинать еще до рождения.

Главным требованием к приучению к искусству является легкость преподнесения и интерес малыша.

Лучше отложить на некоторое время работу по ознакомлению, чем впоследствии преодолевать отторжение.

Приобщение к изобразительному искусству: когда и как?

Приобщение к изобразительному искусству имеет большое влияние на общее развитие:

  • развивается разговорная речь;
  • формируется понятие о добре и зле;
  • расширяется кругозор;
  • появляется понимание того, что можно выражать свои мысли не только через общение, но и творческим путем.

Именно желание к самовыражению при помощи различных вариантов прикладного искусства помогает легче преодолевать различные кризисные явление детского и подросткового возраста. Умение донести свою мысль, используя подручные материалы — важный этап в формировании креативной и открытой миру личности.

Знакомство с картинами, скульптурами, барельефами, произведениями народного творчества помогают показать возможные методы и техники для реализации порывов внутреннего мира.

Искусство для детей до 2-х лет

Начинать знакомство с творчеством различных художников можно начинать уже в 1-2 года. В этом возрасте дети любят изучать картинки в своих книжках со сказками, поэтому можно иногда предлагать для обсуждения произведения классиков. Это могут быть различные натюрморты, где ребенок сможет увидеть знакомые ему фрукты, изображения мадонны с ребенком, сюжеты с животными. Много таких изображений используется в рекламе и на упаковках различных товаров. Хорошо остановить взор на таком изображении и поговорить.

Привлекая внимание малыша к картинам, на которых изображены знакомые сюжеты, родители могут спрашивать, что изображено, нравится ли ему, какие чувства вызывает. Помогая сформировать ответ, взрослые развивают детскую речь. В этом возрасте дети только учатся разговаривать, поэтому чаще всего их рассказ будет простым, состоящим из тех «слого-слов», которыми они пользуются (куп-куп, би-би). Но стремление отвечать очень важно.

Искусство для детей в 3 года

К трем годам, когда речь уже будет более полной и качественной, можно предложить рассказать, что он видит и чувствует в более красочной форме. Подсказывайте малышу варианты, задавайте наводящие вопросы. Пробудите его фантазию, наведя на рассуждение, какой сюжет изображен, что происходит на картине. Можно предложить придумать предысторию.

Хорошо в возрасте трех лет, изучая картины, спрашивать, какие знакомые цвета, формы и предметы есть на картине. Это делается, чтобы привлечь внимание, развить внимательность и показать, что картины можно обсуждать. Важно, чтобы они имели подходящий сюжет и давали пищу для рассуждений.

Старший дошкольный возраст

В 4-6 лет можно начинать знакомство не только с произведениями, но и их авторами. Рассказывать об их жизни, технике, творческом пути.

Для детей 5-6 лет уже можно ставить задачу придумать сюжет, который был до и после изображения. Хорошо знакомить с пейзажами и натюрмортами.

Приобщение к изобразительному искусству включает в себя и знакомство с традиционными предметами. Предлагается изучить орнамент, бытовые вещи. Хорошо рассказать о повторяемости различных узоров и объяснить, что некоторые из них значат. Уже после 5 лет можно предложить посетить музей народного искусства, выставку и т.д.

Идем на выставку с ребенком

Посещение выставки и музея требует дополнительной подготовки. Нужно рассказать, что он увидит. Спросить — хочет ли он посетить предлагаемое место. Объяснить правила поведения в таких местах. Малыш должен понять, почему в музеях и на выставках нельзя шуметь и бегать, зачем люди ходят смотреть на картины.

Во время посещения не стоит долго задерживаться у одного изображения. При малейшем проявлении скуки у вашего малыша нужно переходить к другому объекту. Вероятнее всего первое посещение музея или экспозиции не будет полноценным, большую часть работ вы не сможете посмотреть. Главное помнить, что ребенку должно быть интересно. Если заставлять рассматривать изображения долго и принудительно, можно навсегда отбить желание посещать такие заведения.

C:\Users\Intel\Desktop\image.jpg

Приобщение детей к искусству

Искусство – средство эстетического воспитания, основа художественного воспитания и развития ребенка. Приобщение к нему является частью формирования эстетической культуры личности. Художественная культура формируется в процессе познания искусства. Искусство окружает человека с момента рождения и вводит его в окружающий мир через  системы художественных образов, произведений. Каждый  вид искусства имеет свои специфические средства выразительности, которые способствуют образному познанию ребенком окружающего мира через разнообразие форм, цветов, звуков. Внутренний мир ребенка ярко представляется в художественных произведениях, созданных им самим. В процессе освоения искусства развиваются личностные свойства и качества, ребенок учится жить по законам красоты. Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. Обучение различным видам художественной  деятельности дарит впоследствии детям радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности.

Учитывая особенности искусства (тяготение разных видов искусства к взаимосвязи), важно использовать интегрированный подход к изучению искусства дошкольниками. Полноценное восприятие и понимание искусства детьми достигается при условии целенаправленного знакомства с искусством как результатом творческой деятельности. Художественное воспитание является частью эстетического воспитания. Оно неотрывно связано с задачами эстетического воспитания, всестороннего развития ребенка. Знакомство с каждым видом искусства предполагает знание истории искусства в целом, особенностей языка искусства (средств выразительности, материалов), форм его произведения. Таким образом, осуществляется знакомство детей с каждым видом искусства и одновременно раскрывается их взаимосвязь, взаимодействие. Выделяется народное, профессиональное, самодеятельное искусство. Детям дошкольного возраста доступно восприятие и освоение народного искусства во всем его многообразии, причем должен учитываться региональный, национальный аспекты. В первую очередь  осуществляется знакомсто с тем, что близко ребенку, окружает его в повседневной жизни (в быту, на улице). Важным фактором творческого развития является семья, ее традиции. Желательно еще в дошкольном возрасте дать детям возможность попробовать свои силы в работе с разными материалами (глина, дерево, ткань, шерсть, бисер и т.д.), а также в различных видах художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, театрализованной, игровой).

Знакомство с профессиональным искусством предполагает определенный уровень психического, интеллектуального и эстетического развития и вместе с тем способствует этому развитию. Ребенку среднего возраста и старшего дошкольного возраста уже должно быть доступно понимание терминов, понятий, истории искусства, средств выразительности, а также непосредственного восприятия произведений искусства (всевозможных выставок, театральных спектаклей).

Важным элементом знакомства с искусством являются самостоятельная художественная деятельность ребенка, организация специальных выступлений. Выставок детского творчества и т.п., где ребенок мог бы проявить свои чувства, мысли, отношение, способности и художественные умения.

Сообразно концепции эстетического воспитания искусство в педагогическом процессе используется в трех направлениях: в эстетическом оформлении развивающей среды детского учреждения, в котором протекает жизнь и деятельность детей; в ознакомлении детей с произведениями искусства как явлением отечественной и мировой художественной культуры; в развитии художественного творчества и способностей детей.

Искусство занимает особое место среди других эстетических ценностей и предстаёт перед воспринимающими его людьми в виде художественных произведений, созданных живописцами, скульпторами, писателями, музыкантами – всеми художниками в различные периоды исторического развития общества. Оно несёт в себе отражение как существующих, так и давно исчезнувших вещей, явлений природы и людей, сохраняет их образы для новых поколений. Искусство расширяет социальный опыт человека, его взаимодействие с природой и обществом, другими людьми. В этом проявляется коммуникативная функция искусства. Оно способствует также познанию окружающего мира через художественные образы в живописи, графике, скульптуре, архитектуре. В процессе обучения, образования детей возрастает просветительская роль искусства.. Изобразительное искусство обладает своим «языком», который помогает художнику выразить свои мысли, чувства, своё отношение к действительности. Образы искусства, благодаря знанию «языка», воспринимаются ярко, живо, формируются чувства, вызывают эмоциональное отношение к событиям и явлениям, помогают глубже воспринимать окружающую действительность.

Приобщение к изобразительному искусству начинается уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок получает первые художественные впечатления. В этот период он эмоционально воспринимает произведения искусства (картину, скульптуру, иллюстрацию, декоративные изделия), постепенно постигает их художественный «язык». Психологи отмечают возможности раннего зарождения у детей эстетического восприятия, которое в своём развитии проходит определённый путь становления. Эстетическое отношение к предмету предусматривает ряд познавательных моментов и в соответствии с этим умение соотносить форму и содержание, художественный образ и изображаемый предмет, умение, которое может возникнуть только на определённом этапе развития ребёнка. По данным психологов, восприятие произведений искусства проходит несколько ступеней развития: от поверхностного, чисто внешнего схватывания очертаний и бросающихся в глаза качеств, до достижения сути и глубины художественного содержания. Только к старшему дошкольному возрасту, в связи с накоплением впечатлений от знакомства с широким кругом явлений, с появлением жизненного опыта, способности к наблюдению, анализу, классификации, сравнению и другим мыслительным операциям, ребёнок способен оценить предмет искусства, увидеть разницу между реальностью и её изображением.  Необходимо активно развивать у ребёнка эстетическое восприятие произведений искусства, учить его выделять выразительные средства художественного произведения, разных видов и жанров.

Восприятие живописи детьми. Ранние эмоциональные переживания, связанные с восприятием искусства, красоты, нередко оставляют неизгладимый след в душе ребёнка. С годами это первое, не всегда осознанное, тяготение к прекрасному переходит в потребность знать и понимать искусство. По данным исследователей, при восприятии живописи разных жанров дети больше предпочитают картину бытового жанра и меньше натюрморт и пейзаж. Сюжетная картина привлекает детей интересным, увлекательным содержанием. При этом они, как правило, не обращают внимания на эстетические стороны картины. Натюрморты и особенно пейзажная живопись вызывают интерес у ребёнка изображением предметов, явлений природы, цветовыми сочетаниями, колоритом. В картинах бытового жанра детей привлекают различные темы: спорт, образы животных. Интерес к тематике неодинаков у девочек и мальчиков. Мальчики проявляют наибольший интерес к спортивной и героической темам, а девочки – к миру животных. У отдельных детей отмечается устойчивый интерес к одной определённой теме. Дети 5-7 лет, выбирая «самую красивую» картину, способны руководствоваться эстетическими чувствами, вызываемыми гармонией цвета, яркостью красок, их сочетанием. Дети 3-4 лет, воспринимая картину, как правило, ещё не выделяют эстетические качества, их привлекают способы изображения («потому что рисовали красками»). Осознать и выразить в словах свои эмоции, названные элементарными эстетическими качествами изображённых предметов, ребёнок в этом возрасте не может. Но именно эти качества его привлекают, воздействуют и вызывают радостные эмоции. Пейзажная живопись близка детям по их наблюдениям природы, оказывает эмоциональное и эстетическое воздействие, что проявляется в их речи. Дети находят свои поэтические образы для характеристики воспринимаемого явления, используя метафоры, сравнения и другие средства выразительности. Поэтический текст оказывает положительное влияние на восприятие картины, углубляя её восприятие. Он помогает детям осознанно воспринимать выразительные средства, использованные художником, видеть в них средства характеристики образа. Необходимым условием понимания социальной значимости содержания жанровой живописи является личностное отношение к выраженным в живописи социальным явлениям. Оно выступает показателем эмоционального восприятия жанровой живописи, а также немаловажным фактором в процессе формирования социализации личности дошкольника. Большое влияние на восприятие детьми произведений изобразительного искусства оказывает стиль художественного изображения. Лаконичная, яркая по колориту картина вызывает стойкие эстетические чувства. В детском саду необходимо иметь подборку художественных репродукций изобразительного искусства разных видов и жанров.

Восприятие детьми графики. Первые книги с яркими, красивыми иллюстрациями художников открывают перед ребёнком окно в мир живых образов, в мир фантазии. Ребёнок раннего возраста эмоционально реагирует, увидев красочные иллюстрации, он прижимает к себе книгу, гладит рукой изображение на картинке, разговаривает с персонажем, нарисованным художником, как с живым. В этом огромная сила воздействия графики на ребёнка. Она конкретна, доступна, понятна детям дошкольного возраста и оказывает на них огромное воспитательное воздействие. Психологи, искусствоведы, педагоги отмечали своеобразие восприятия детьми графических изображений: тяготение к красочному рисунку, причём с возрастом большее предпочтение они отдают реальной окраске, то же самое отмечается и в отношении требований детей к реалистичности форм изображений. В старшем дошкольном возрасте дети отрицательно относятся к условности формы. Восприятие произведений графического искусства может достигать различной степени сложности и полноты. Оно во многом зависит от подготовленности человека, от характера его эстетического опыта, круга интересов, психологического состояния. Но больше всего это зависит от самого произведения искусства, его художественного содержания, идей. Чувств, которые оно выражает. Рассматривая иллюстрацию, дети дошкольного возраста не только эмоционально откликаются на цвет и форму, но и осмысливают то, что изображено. Художественный образ в иллюстрации воспринимается детьми активно, эмоционально. Своими движениями, жестами дошкольники часто подражают персонажам, они с любопытством рассматривают необычную позу, выражение лица человека. Форма, манера рисунка влияют на характер восприятия, глубину наблюдений. Воспринимая иллюстрации, ребёнок мысленно участвует в изображённых на них действиях героев, переживает их радости и печали. Иллюстрации, где художники используют условные приёмы, искажают форму, грубо нарушают композицию рисунка, дети отвергают, выражают неудовлетворение. Когда иллюстрации вызывают интерес, дети проявляют желание рассказывать, описывать изображенное на картинке. Особенно любимы детьми иллюстрации в книгах о животных, они предпочитают рисунки с изображением зверей, в которых передано полное сходство. Иллюстрация как своеобразный вид искусства тесно связана с книгой. Способность воспринимать её в единстве с текстом является одним из показателей эстетического восприятия, так как графическое изображение даёт возможность увидеть и понять содержание стихотворения, рассказа или сказки. Не случайно дети выбирают книги с иллюстрациями и сами стараются «читать» с их помощью. Эстетическое восприятие иллюстрации проявляется в умении ребёнка описывать изображаемое действие, разбираться во взаимоотношениях между персонажами, героями произведения. Следует высоко оценить значение иллюстрации в детской книге, так как с её рассматривания начинается другой этап в познании окружающего, дети охотно идут за художником в новый мир живых образов, вымысла, сочетания реального и сказочного. Они с интересом включаются в этот процесс, в эту игру фантазии и воображения.

Восприятие скульптуры детьми. В окружающей действительности дети встречаются с произведениями скульптуры разных видов (монументальной, станковой, скульптурой малых форм). При восприятии пластического образа они учатся понимать специфику «языка» скульптуры, так как она даёт трёхмерное изображение предмета в реальном пространстве, обогащает ребёнка новыми способами художественного видения. В отличие от живописи, графики, образы скульптуры имеют реальный объём и специфический материал. Это вызывает у воспринимающего ощущение весомости, тяжести, желания прикоснуться к скульптуре, понять пластическую позу, ритмическую композицию. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, целесообразно, прежде всего, использовать скульптуру малых форм анималистического жанра. Скульпторы-анималисты подчёркивают психологические характеристики животного, отражая его внутренний мир (работы В.А. Ватагина), или стремятся подчеркнуть декоративность, пластичность форм (работы И.С. Ефимова). Для развития эстетического восприятия надо знать художественный «язык» скульптурного произведения. При рассматривании скульптурных фигур дети отдают предпочтение скульптуре, натурально передающей образ животного. Отсутствие знаний о специфике художественного «языка» скульптуры приводит детей часто к неправильным суждениям. Для развития творчества в изобразительной деятельности важны не только навыки и умения, надо научить ребёнка эстетически воспринимать образы искусства разных видов и жанров. С этой целью в детском саду используются произведения изобразительного искусства, но знакомство с ними чаще всего осуществляется посредством рассматривания репродукций, иллюстраций, слайдов. Интерес к скульптуре у детей проявляется в мимике, активных действиях, обследованиях. Они могут самостоятельно охарактеризовать скульптуру, понимают пластику движения, выразительность окраски.    Воспринимая форму во время специально организованного обследования, ребёнок запоминает её при помощи мышечного чувства и одновременно усваивает некоторые способы изображения предметов, фигур.

Элементарные знания о скульптуре дают возможность делать выводы, рассуждать, сравнивать пластические образы. Разнообразие скульптурных материалов (камень, дерево, металл, керамика) значительно обогащает сенсорный опыт детей, а небольшие размеры скульптуры малых форм делают её доступной восприятию каждым ребёнком. Скульптура малых форм анималистического жанра не только эстетически обогащает старших дошкольников, но и даёт им возможность получать новые знания о животных. В значительной степени этому способствуют занятия по лепке, составление творческих рассказов по скульптуре, в процессе которых происходит формирование у детей начальных суждений, эстетической оценки. В заключение следует отметить, что только комплексное воздействие изобразительного искусства всех видов и жанров будет способствовать гармоничному развитию личности ребенка, его эстетического восприятия, художественных способностей в творчестве.

Искусство не только доставляет эстетическое наслаждение, оно приобщает к одному из самых сложных искусств, которым необходимо овладеть каждому - это искусство видеть мир. Искусство помогает глубже познать окружающий мир, ярче чувствовать и больше замечать. Таким образом, искусство является особой формой познания и воспитания.

К сожалению,  практика семейного воспитания показывает, что посещение театральных зрелищ, музеев, выставок является скорее исключением, чем правилом. Развитие ребёнка как гармоничной личности во многом зависит от нас, взрослых.


Предварительный просмотр: