Внеурочная деятельность
Рабочие программы внеурочной деятельности в 5,6.8 классах
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе
«Секреты орфографии»
Раздел 1. Пояснительная записка
Одной из составляющих языковой культуры является орфографическая грамотность, под которой понимается умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответствии с принятыми правилами правописания. Ее формирование, образование прочных правописных навыков - процесс длительный и сложный, требует значительного труда и времени.
К тому же орфография своим содержанием малопривлекательна для детей, что также не способствует ее прочному усвоению. Орфографическая грамотность учащихся, а точнее, их безграмотность, формирование правописных умений и навыков- актуальная проблема в обучении языку в современной школе. Поэтому предлагаемый курс призван способствовать формированию орфографических умений и навыков учащихся.
Цель: Способствовать формированию орфографических умений и навыков учащихся, развить кругозор и мышление, формировать коммуникативные компетенции учащихся.
Задачи:
-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;
-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;
-способствовать развитию творческих способностей школьников;
- организовать во время занятий целенаправленное повторение учебного материала по орфографии, освоенного в курсе начальной школы и в 5 классе;
- углубить знания учащихся по данному разделу лингвистики; освоение учащимися лингвистических знаний из области фонетики, морфемики, графики, лексикографии.
Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся
Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Формы проведения занятий
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- создание презентаций.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Планируемые результаты
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты:
- находить орфограммы в морфемах,
- группировать слова по видам орфограмм;
- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приёмами применения изученных правил орфографии;
- устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать слова на изученные правила
Содержание программы
Вводное занятие ( 1 ч.)
Дорога к письменности (7 ч.)
Сигналы-символы: их значение в древний дописьменный период и в настоящее время. Древние письмена. Рисуночное письмо. Египетские иероглифы. Клинопись. Греческий алфавит. Азбука Кирилла и Мефодия.
Меня зовут фонема (7 ч.)
Понятие фонемы. Количество фонем в русском языке. Гласные и согласные фонемы. Обозначение фонем буквами. Речевой аппарат. Образование звуков. Классификация звуков по глухости-звонкости, твердости-мягкости. Способы обозначения мягкости согласных на письме. Разделительные Ь и Ъ. Чередование звуков. Позиционные и непозиционные чередования. Варианты фонем. Сильная и слабая позиция фонем.
«Фонемные и «нефонемные» правила (7 ч.)
Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня. Употребление на письме буквенных сочетаний ЖИ_ШИ, ЧА-ЩА, НЧ, ЧК, ЧН, РЩ. Непроизносимая согласная в корне слова. Способы ее проверки. Правописание Ы-Е после Ц. Правописание Ь. Алгоритм. Составление алгоритмов к различным орфографическим правилам.
Морфемы-труженицы (12 ч.)
Понятие морфемы. Словообразовательная и формообразующая функции морфем. Словари. Типы словарей. Понятие лингвистики. Этимология (наука о происхождении слов) как один из разделов лингвистики. Корень слова. Однокоренные слова. «Гнезда» родственных слов. Корни с чередующимися гласными. Безударная гласная в корне слова. Способы ее проверки. Заимствованные словообразовательные элементы, их значение, этимология (-фон-, -микро-, -авто-, -аква-, -теле-, -аэр- и др.). Приставки ,типы приставок, правописание приставок каждого типа. Правописание удвоенных согласных на стыке приставки и корня.
Итоговое занятие (1 ч.)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ занятия | Тема | Кол-во час | Формируемые понятия | План. ср. | Скор. ср. |
Вводное занятие | 1 | ||||
Дорога к письменности Как обходились без письма? | 1 | Сигналы-символы: их значение в древний дописьменный период и в настоящее время. | |||
Древние письмена | 1 | Древние письмена: кипу, вампум. | |||
Рисуночное письмо | 1 | Рисуночное письмо: пиктография. | |||
Египетские иероглифы | 1 | Идеографическое письмо | |||
Клинопись | 1 | Клинопись | |||
Греческий алфавит. Азбука Кирилла и Мефодия | 1 | Слоговое письмо. Звуковое письмо. Алфавит. Азбука. | |||
Меня зовут фонема | 1 | Фонема. Гласные, согласные фонемы. | |||
Для всех ли фонем есть буквы? | 1 | Обозначение фонем буквами. Речевой аппарат. Образование звуков | |||
«Ошибкоопасные» места | 1 | Орфограмма. Орфографическая зоркость. | |||
Тайна фонемы | 1 | Чередование звуков. Позиционные и непозиционные чередования. | |||
Опасные согласные | 1 | Классификация звуков по глухости-звонкости, твердости-мягкости. Сонорные согласные. Сильная и слабая позиция фонем. | |||
На сцене гласные | 1 | Варианты фонем. Сильная и слабая позиция фонем. | |||
Выходим на «главное» правило | 1 | Сильная и слабая позиция фонем | |||
«Фонемные и «нефонемные» правила «Фонемы повелевают буквами» | 1 | Фонетическая транскрипция | |||
Когда Ь пишется, а когда не пишется? | 1 | Функции Ь в языке. Правописание Ь | |||
Ваши старые знакомы | 1 | Употребление на письме буквенных сочетаний ЖИ_ШИ, ЧА-ЩА, НЧ, ЧК, ЧН, РЩ | |||
Правило о непроизносимых согласных – «фонемное»! | 1 | Непроизносимый согласный. | |||
«Нефонемное» правило | 1 | Правописание Ы – И после Ц | |||
Волшебое средство – «самоинструкция» | 1 | Алгоритм. | |||
Инструкции к «фонемным» и «нефонемным» правилам | 1 | Составление алгоритмов к различным орфографическим правилам | |||
Морфемы-труженицы Строительная работа морфем | 1 | Понятие морфемы. Словообразовательная и формообразующая функции морфем | |||
Где же хранятся слова? | 1 | Словари. Типы словарей. Понятие лингвистики. Этимология (наука о происхождении слов) как один из разделов лингвистики | |||
Поговорим о всех приставках сразу | 1 | Приставки ,типы приставок | |||
Приставки, которые пишутся всегда одинаково | 1 | Правописание неизменяемых приставок | |||
Нарушителя главного правила | 1 | Правописание приставок на –з, -с. | |||
Самые трудные! | 1 | Правописание приставок пре - и при - | |||
Что может означать приставка пре-? | 1 | Значения приставки пре- | |||
Что может означать приставка при-? | 1 | Значения приставки при- | |||
Слова – «родственники» | 1 | Корень слова. Однокоренные слова. «Гнезда» родственных слов. | |||
Кто командует корнями? | 1 | Корни с чередующимися гласными. | |||
Корень и «главное» правило | 1 | Безударная гласная в корне слова. Способы ее проверки | |||
«Пересаженные» корни | 1 | Заимствованные словообразовательные элементы, их значение, этимология | |||
Итоговое занятие | 1 |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности
по русскому языку для 6 класса
«Секреты орфографии»
Пояснительная записка
Факультативный курс « Секреты орфографии» рассчитан на 34 часа и предназначен прежде всего для учащихся 6 классов. Рабочая программа факультативного курса составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) и примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского. 2010г.
Данный факультатив позволит учащимся восполнить пропущенный или забытый материал. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ. На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.
Актуальность и перспективность курса:
Успешное овладение знаниями в средних классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у школьников этических норм речевого поведения.
В работе по воспитанию этики общения необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Необходимость разработанного факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся.
Задачи:
-повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 5-6 классы, систематизировать и обобщить полученные знания;
-заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком;
- совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.
Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Основные методы и приёмы работы:
- лекция;
- беседа;
- объяснение учителя;
- создание проблемной ситуации;
- анализ текстов различных стилей и типов;
- работа с тестами ;
- различные виды грамматического разбора;
- работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
- создание таблиц, схем, алгоритмов;
- обсуждение, диалог;
- написание и редактирование орфографических диктантов;
- самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.
Общая характеристика факультативного курса
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и
развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и
лингвистической (языковедческой) и культуроведческой .
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой
деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями
и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на
основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и
общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знания
основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и
оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке,
ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как
формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и
истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, осознание важности соблюдения основных норм
русского литературного языка, культуры межнационального общения; способность
объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Программа факультативных занятий по русскому языку в 6 классе строится на
основе интереса обучающихся, занятия имеют элемент занимательности. Работа
факультатива по русскому языку строится на основе общедидактических
принципов: научности, доступности, систематичности, индивидуального подхода,
занимательности, развивающего обучения, развития активности и
самостоятельности обучающихся, укрепления связи обучения с жизнью. Все
занятия строятся тематически: в соответствии с грамматической темой или видом
работы. Материал подобран таким образом, что каждое занятие обогащает
обучающихся новыми знаниями. Содержание данной программы перекликается с
содержанием основной учебной программы для 6 класса. Это расширит, обобщит и
закрепит знания обучающихся, полученные на уроках русского языка.
Результаты изучения факультативного курса
Личностными результатами освоения учащимися 6 класса программы по
русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-
культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в
развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств
личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение
к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка
как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому
(родному) языку являются:
1) владение видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной
жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по
другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков,
анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного
языка, литературы, истории и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми
в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания,
участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-
культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения программы факультативного курса являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской
Федерации;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке;
4) освоение базовых понятий лингвистики;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
русского языка, основными нормами русского литературного языка;
6) опознавание и анализ основных единиц языка;
7) проведение различных видов анализа слова;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка.__
По окончании курса учащиеся должны знать: теоретическое содержание основных разделов курса русского языка за курс 6 класса, а также практически применять полученные знания.
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1четверть. | |||
1. | Дорога к письменности. Как люди обходились без письма. | 1ч. | |
2. | Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии. | 1ч. | |
3. 4. | Тайна фонемы. Проверочный тест по фонемам.Решаем тесты№1 | 1ч. 1ч | |
5.-6. | Ударение над гласной может сделать букву ясной. | 2ч. | |
7.-8. | Коварные словарные слова. Тест№2 « Постановка ударения в словах» | 2ч. | |
9. | Орфографический словарь - наш главный помощник. | 1ч. | |
2четверть. | |||
10 | Проверь себя. Тест№3. | 1ч. | |
11. | Опасные согласные. | 1ч. | |
12. | Звонкие и глухие «двойняшки» | 1ч. | |
13 | Старые знакомые Ъ и Ь | 1ч. | |
14. | Большие и маленькие(правописание имен собственных) | 1ч. | |
15-16-17 | Слитно,раздельно, через дефис. Тест№4 | 3ч. | |
3четверть. | |||
18-19 | Сколько н писать? | 2ч. | |
20 | Как «справиться со сложными словами»? | 1ч. | |
21. | Решение орфографических задач | 1ч. | |
22 | Проверь себя. Тест№5 | 1ч. | |
23. | История образования и правописания числительных. | 1ч. | |
24 | Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений) | 1ч. | |
25 | Орфографические головоломки | 1ч. | |
26 | Приставки-труженицы (классификация приставок) | 1ч. | |
4четверть. | |||
27-28 | Приставки-труженицы (классификация приставок)Тест№6 | 2ч. | |
29 | Кто командует корнями? | 1ч. | |
30 | Проверь себя. Тест№7. | 1ч. | |
31. | Суффиксы- большие молодцы. | 1ч. | |
32. | Волшебный клубок орфограмм. | 1ч. | |
33 | Путешествие в страну русского языка. | 1ч. | |
34 | Проверь себя. Тест№8 | 1ч. | |
35. 36 | Значение орфографии. Итоговое занятие. | 1ч. |
Литература:
- М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2010 г.
- П.П.Соколова . «Уроки русского языка в 6 кл»
- Т.А.Костева « Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку в 6 кл.»
- Н.Н. Ушаков « Межпредметные связи в преподавании русского языка»
- А.Текучёв « Об орфографическом и пунктуационном минимуме».
Предварительный просмотр:
Рабочая программа Внеурочной деятельности «Комплексный анализ текста», 8 класс |
Пояснительная записка
Элективный курс «Комплексный анализ текста » рассчитан на 36 часов. Учащимся 8-х классов он поможет при подготовке к сдаче ГИА в новой форме.
Курс состоит из разделов:
1. Комплексный анализ текста (КАТ) как один из способов реализации педагогической технологии формирования текстовой компетенции.
2. Работа над текстом.
3. Виды грамматического разбора.
4. Целостное рассмотрение текста.
Цель курса: овладение учащимися практической грамотностью, языковой и речевой компетентностью; тренировка зрительной памяти, орфографической зоркости при детальном исследовании текстов; активизация пассивного словаря учащихся.
Для того, чтобы учащиеся достигли высокого уровня речевой культуры, подразумевающего соблюдение языковых норм, владение всеми стилями и жанрами русского литературного языка, умение написать текст в любом жанре, необходимо решить ряд задач.
Задачи курса:
- при работе с текстом вырабатывать умение доказывать, что предложенный отрывок является текстом, с этой целью обращать внимание на тему, композицию, лексические и грамматические связи, опорные слова;
- анализируя содержание текста, выделять главные и второстепенные мысли, делить текст на смысловые отрезки и устанавливать между ними логическую связь, находить опорные слова;
- в процессе работы над текстом определять тему текста, функциональный стиль и тип речи, что способствует формированию навыков устной монологической речи в её жанровом и стилистическом своеобразии;
- систематически повторять фонетику, лексику, орфографию, орфоэпию, пунктуацию, стилистику, синтаксис, которые формируют навыки грамотного письма, грамотную устную и письменную речь.
КАТ предполагает не только выработку практических навыков грамотного письма и речевого развития, но и даёт каждому учащемуся возможность реализовывать и развивать свой потенциал, поэтому программа рассчитана на выработку следующих основных умений:
- систематизировать имеющиеся знания, заполнить существующие «пробелы»;
- самостоятельно анализировать текст, видеть и понимать отдельные языковые явления и их место в системе языка в целом;
- наблюдать за «жизнью» слова в лексическом контексте и интерпретировать текст;
- редактировать свою и чужую письменную речь, качественно её изменять;
- овладев умением осмысленно читать текст и комментировать авторские приёмы, развивать способности по созданию связных текстов.
Таким образом, учёт внутреннего опыта учащихся и опора на их познавательные способности на уроках КАТ становятся необходимым условием для эффективного формирования знаний, умений, навыков и делают процесс обучения полезным и увлекательным.
Занятия по курсу предполагают повторение уже известных языковых фактов, но во многом на более высоком уровне. Изучение курса предполагается построить в форме уроков-практикумов, лекций, уроков-поисков. Содержание курса включает в себя поисковую, творческую, самостоятельную (индивидуальную, коллективную) работу учащихся. Форма итогового контроля – КАТ.
Содержание рабочей программы курса
I. Введение
Комплексный анализ текста как один из способов реализации педагогической технологии формирования текстовой компетенции.
II. Работа над текстом
Текст и его строение. Определение функционального стиля текста. Работа со смысловыми типами речи. Работа с основной мыслью текста. Освоение приёмов логического разворачивания основной мысли (тезиса). Работа с языковыми средствами, обеспечивающими связность текста. Анализ изобразительно-выразительных средств языка, оформляющих функциональные стили речи.
III. Виды грамматического разбора
Фонетический, орфографический, морфологический разбор слов, морфемный и словообразовательный анализ, синтаксический разбор словосочетаний и предложений.
IV. Целостное рассмотрение текста
Комплексный анализ текстов различных стилей речи.
Тематическое календарно-поурочное планирование курса
«Комплексный анализ текста» 8 класс
36 часов в год, 1час в неделю.
№ | Тема занятия | Количество часов | Содержание курса | Форма контроля, вид работы | Дата | |
Повторение орфографии | Повторение синтаксиса | |||||
1. | Текст и его строение. Признаки текста. | 2 | Правописание гласных в корнях с безударной гласной, при чередовании звуков | Словосочетания, их виды | Индивидуальная, анализ текстовых отрывков, определение признаков текста | |
2. | Определение функционального стиля речи | 4 | Слова с непроверяемой гласной в корне слова, гласные после шипящих и Ц. | Простое предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Варианты форм сказуемого. | Групповая, работа по тексту и по тестам. Творческая, Написание мини-сочинения. | |
3. | Работа со смысловыми типами речи | 2 | Правописание согласных в корне слова (удвоенные, непроизносимые, парные). | Тире в простом и сложном предложениях. | Индивидуальная, работа по текстам. | |
4. | Тема текста и его микротемы. | 2 | Правописание приставок | Однородные члены предложения | Самостоятельная работа. | |
5. | Работа с основной мыслью текста | 2 | Правописание суффиксов и окончаний | Вводные и вставные конструкции. Обращения. | Индивидуальная, Работа по текстам. | |
6. | Освоение приёмов логического разворачивания основной мысли (тезиса) | 2 | Правописание Н и НН | Обособленные члены предложения. | Поисковая, групповая, работа по тестам. | |
7. | Практическое занятие - КАТ | 1 | Правописание Ъ и Ь | Присоединительные конструкции. Уточняющие члены предложения. | Самостоятельная работа. | |
8. | Работа с языковыми средствами, обеспечивающими связность текста. | 2 | Правописание частиц НЕ и НИ. | Сложносочинённые предложения, знаки препинания при них. | Поисковая, индивидуальная. | |
9. | Смысловые и грамматические связи предложений. | 2 | Правописание наречий | Сложноподчинённые предложения, их виды | Контрольная работа. | |
10. | Анализ композиции текста. | 2 | Правописание предлогов | Бессоюзные сложные предложения. | Групповая, работа по отрывкам из произведений. | |
11. | Изобразительно-выразительные средства языка. | 2 | Правописание союзов | Синтаксические конструкции с союзом КАК | Поисковая работа, индивидуальная. | |
12. | Урок-поиск «Средства выразительности языка в тексте художественного стиля» | 2 | Правописание частиц и междометий. | Сложные предложения с различными видами связи. | Самостоятельная поисковая работа. | |
13. | Языковой анализ текста. Создание собственных текстов. | 2 | Слитное, дефисное и раздельное написание слов. | Прямая и косвенная речь | Творческая индивидуальная работа | |
14. | Урок – практикум «КАТ» | 1 | Слитное, дефисное и раздельное написание слов | Стилистические функции порядка слов | Выборочная работа | |
15. | Комплексный анализ публицистического текста | 2 | Правописание глаголов и деепричастий | Стилистика сложных синтаксических конструкций. | Групповая работа по текстам. | |
16. | Комплексный анализ научного текста | 3 | Правописание прилагательных и причастий | Стилистические фигуры речи. | Индивидуальная работа по текстам. | |
17. | Контрольная работа. Комплексный анализ текста. | 2 | Классификация типов ошибок. | Стилистические особенности прямой и косвенной речи. | Контрольная творческая работа |
Список используемой литературы.
1. Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии. – М. : Айрис-пресс, 2004.
2. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1983.
3. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение заданий части 3 (С). – М.: Экзамен,2005.
4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: Айрис-пресс, 1999.
5. Смирнова М.М. Русский язык и культура речи: комплексный анализ текста. Методические рекомендации по проведению устного и письменного экзамена по русскому языку и культуре речи. Интернет, 2004