Эссе "Моё призвание - Педагог!"
Предварительный просмотр:
Эссе «Мое призвание – Педагог!»
Меня никто никогда не спрашивал, кем я хочу стать. В Казахстане, где мы прожили долгое время, так было принято: родители передают детям всё: кому ковры, кому машину, кому хрусталь. Мне и сестре досталась от родителей учительская профессия. Со временем немодными стали ковры с витиеватыми рисунками-сюжетами и пылятся рулонами на чердаках у моих одноклассников, побит хрусталь, раз двадцать сменились машины, а моя самая гуманная в мире профессия остается со мной, как говорится, в горестях и радостях. Начиная работать, взяла в качестве девиза слова любимого писателя А.Грина: «Серость порождает серость. Огонь зажигает огонь». За тридцать лет выработала свои законы. Учительские законы. Законы для себя.
Закон первый. «Учиться, учиться и еще раз учиться…» (В.И.Ленин). Да, я дитя советского времени, читала тома теперь уже никому не нужных учений, но остаюсь верна этому постулату и учусь всегда и везде. И неважно, касается это лайфхаков из интернета по ведению домашнего хозяйства или педагогических новинок. Кстати, заметила: если приемы или технология в целом пошли со скрипом и сразу ничего не показали (как это было в свое время с проектами или кейс-технологией), значит моё, «надо брать», хорошо продумать и даже додумать, адаптировать под себя и своих учеников. И ещё раз кстати: именно функциональная грамотность даёт широкое поле для таких возможностей.
Закон второй. «Власть, о которой премьер-министры могут только мечтать» (У. Черчилль). Как и многие работающие в школе, я прошла ступеньки педагогического роста: была вожатой, учителем начальных классов, воспитателем в школе-интернате для сирот, воспитателем ГПД и в загородном лагере, учителем русского языка и литературы, заместителем, совместителем… Полезны были, надо признать, абсолютно все эти ступеньки. Моя «власть» - это класс, детский коллектив, группа сорванцов, которых просто уложить спать и посадить за парты – целая эпопея. Но кем бы мне ни приходилось быть, какую роль я ни исполняла бы, всегда помню, что передо мной пусть еще не сформировавшаяся, но личность, этакий человечек с недоступным мне миром, который когда-нибудь обязательно раскроется, покажется и станет нужным и полезным.
Закон третий. «Твори добро!..» (Слова из песни А. Медведева). Работая с детьми разных возрастов (а приходилось быть классным руководителем в двух коллективах одновременно), всё чаще с горестью замечаю, что за суетой родителям некогда заниматься социализацией своих детей. Отсутствие манер и замена их агрессией – с этим сталкиваешься ежедневно. Не запретами, а добротой, собственным примером, иногда шептанием по душам на ушко и одновременно строгостью – только так, на мой взгляд, можно приблизить неформала или ребенка с мятежной душой к себе. И опять кстати: есть, пусть незначительный для других, но для меня глобальный результат, потому что павлиньи чёлки, акульи ногти, вызывающие одежды – это всё не про мой класс. Самовыражаются мои дети в другом: игре на гитаре, волонтёрстве, подготовке классных часов на свой вкус и цвет. Каждое мероприятие – всегда полная неожиданность, построенная на договоренности: только добро, только позитив. Но креативно мыслить учат чаще они меня, и это здорово. И если тот, кто вчера срывал у меня или моего коллеги уроки, сегодня идет помогать старикам, - это тоже достижение, причём и моё, и его.
Закон четвёртый. «Знаю. Хочу. Могу». Прием из технологии развития критического мышления звучит так: З (знаю) Х (хочу) У (умею) — интерактивный методический прием, направленный на развитие обратной связи в познавательном процессе. Почему я его перефразировала? Долгое время пришлось учиться передавать ученикам то, что знаю сама. Странно, но лет десять назад зачитанный мною на уроке эпизод из «Ночи перед Рождеством» вызывал у шестиклассников хохот такой, что заглядывал завуч. А теперь – неясно выраженную улыбку у особо смышленых: «А где смеяться-то?» Проверила на собственном ребенке – реакция та же самая. Что-то надо менять. Ведь это другие дети, причём абсолютно другие, дети информационного века, информационного типа развития общества, которое пришло на смену постиндустриальному. И продуктивность моего урока зависит не только от учебников и вовсе даже не от учебников, которые тоже не успевают за высокотехнологичной ускоренной цивилизацией, но и от того, ЧТО я выбираю для своего урока, на каком материале его строю и какие универсальные учебные действия формирую. Да, я учитель русского языка, но и мне приходится на уроках рассчитывать стоимость кредитов, выбирать между ценой и качеством, оценивать возможности физических волн и химических реакций для экологической безопасности планеты. Так требует время.
Закон пятый. «ННН – Нет Ничего Невозможного». Когда-то путешествия казались несбыточной мечтой. Подобной мечтой была возможность обучать детей на расстоянии. Для осуществления первой мечты нужна лишь цель. Для осуществления второй – необходимость. Главное в одном и другом случае – шагать вместе со временем. К стыду своему, представляла дистанционное обучение очень примитивно: zoom-уроки и задания, отправленные мне по электронной почте. Теперь осваиваю учебные платформы вместе с детьми. Я, конечно же, дольше. Но вида не покажу никогда ни за что и невыспавшиеся глаза свои тщательно замаскирую. А уж если не помогут мне Алиса, чаты, google и прочее – завтра мне помогут мои ученики. Кстати, чаще всего это вовсе не отличники. И в каком бы формате ни проводился мой урок, он должен начаться с позитива, включить в себя задания на развитие коммуникативных навыков, самостоятельную работу с проверкой по эталону и, конечно же, закончиться рефлексией. Требования ФГОС реализуются вкупе, а не по отдельности.
И последнее, кстати. У каждого законы свои – жизненные и профессиональные. У нас, учителей, они переплетаются крепко. Быть в поиске и вечном движении, зажигать огонь творчества в себе и заражать оптимизмом других может только педагог, безмерно любящий свою профессию и детей. Подводя итог, хочу сказать, что нет ничего невозможного для педагога, обладающего завидной «властью», добром, умеющего учиться и передавать то, что знает сам, и в этом его призвание.