Взаимодействие детского сада и школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
magnit_i_ego_svoystva.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
«Свойства магнита»
образовательная область «Познание»
Опытно-экспериментальное занятие в подготовительной к школе группе
Воспитатель:
Тризна Мария Николаевна
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с понятиями «магнетизм», «магнитные силы». Сформировать представление о свойствах магнита. Пополнить знание детей об использовании свойств магнита человеком. Продолжать учить самостоятельно, осуществлять возможные решения в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки. Продолжать учить делать обобщения. Закреплять умение осторожно обращаться с острыми и колющими предметами. Активизировать в речи детей слова: притягивает, примагничивает, магнитные силы; обогащать словарь детей словосочетанием: магнитное поле.
Развивающие: Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита; речь, внимание, логическое мышление, любознательность.
Воспитательные: Воспитывать желание приходить на помощь другим.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный: посылка, письмо из цветочного городка, схемы опытов, иллюстративный материал: резиновый мяч,гвоздь, тарелка, книга, металлические опилки, компас,
Раздаточный: металлические, пластмассовые, стеклянные, деревянные предметы, магниты, емкости, песок, стакан с водой, картон.
Ход
Воспитатель: Ребята, я сегодня получила посылку, а в ней странное письмо. Посылка пришла к нам из Цветочного города, в котором живут Незнайка и его друзья. Винтик и Шпунтик хотели построить новую машину для уборки снега, а Незнайка все детали перепутал, теперь вместе лежат железные, деревянные, пластмассовые и др. предметы.
Что же нам делать? Как помочь маленьким друзьям?
Дети: Выбрать все железные предметы.
Воспитатель: А как вы сможете отличить железные детали, от остальных?
Дети: По весу, они тяжелее других; они тонут в воде; а можно использовать магнит, он притягивает железо.
Воспитатель: Так как же можно помочь нашим маленьким друзьям?
Дети: Надо провести магнитом над предметами и железные детали притянуться?
Воспитатель: Приступайте!
Опыт
Дети проводят магнитом над предметами, и железные детали притягиваются к магнитам.
Воспитатель: Расскажите, что делали? И что получилось?
Ребенок: Я провел магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы.
Воспитатель: А для того чтобы мы запомнили хорошо и еще другим рассказали, давайте запишем, что вы увидели.
Резина -
Дерево -
Железо +
Пластмасса -
Стекло -
Какие вы, молодцы, помогли малышам из цветочного города и самостоятельно узнали первое свойство магнита. (Выставляет схему №1).
Воспитатель: Вы видели, как магнит притягивает железные предметы, почему так происходит?
Дети: Потому что на них действуют магнитные силы.
Воспитатель: Как же увидеть магнитные силы? Подумайте, для этого есть железные опилки, магнит, картон.
(Ответы детей).
Воспитатель: Нужно положить магнит под картон и насыпать с небольшой высоты железные опилки. Посмотрите, что получится.
Внимание! С железными опилками нужно обращаться очень аккуратно, брать руками их нельзя. Они очень острые и могут поранить руку.
Опыт
Воспитатель проводит опыт, комментируя свои действия: Я с небольшой высоты насыпаю металлические опилки на стекло. Что с ними произошло?
Дети: Они притянулись в том месте, где находится магнит – примагнителись.
Воспитатель: Вокруг магнита находится магнитное поле. Оно действует на все железные предметы и притягивает их. Так что же притягивает железные предметы?
Дети: Магнитное поле.
Воспитатель: Правильно, ребята, магнитное поле это пространство вокруг магнита, которое притянуло железные опилки. Посмотрите, мы получили узор, если круглый магнит – круглый, если прямоугольный, магнитные силы сильнее на его концах. Сегодня вы узнали, что у магнита есть магнитное поле это его второе свойство. (Воспитатель ставит схему №2).
А теперь внимание! Со мною произошел интересный случай, как-то, раз я потеряла часы на пляже, в песке. Как же их найти, посоветуйте?
Дети: Можно руками поискать в песке; можно внимательно посмотреть, если светит солнце, стекло часов заблестит; можно магнитом провести над песком, корпус часов железный и часы притянутся.
Воспитатель: Молодцы правильно. А теперь сами достаньте предметы, спрятанные в песке. Приступайте.
Опыт
Дети проводят над песком магнитом, и к нему притягиваются железные предметы, спрятанные под песком.
Воспитатель: Расскажите, что вы сделали и что получили?
Дети: Я провел магнитом над песком и к нему притянулся гвоздь, спрятанный в песке. Значит, магнитные силы проходят сквозь песок.
(Давайте поставим схему №3).
А через воду пройдут ли магнитные силы? Проверьте используя магнит. Приступайте.
Опыт
Дети проводят магнитом над водой, железные детали, находящиеся на дне, притягиваются к магниту.
Воспитатель: Расскажите, что вы делали, и что у вас получилось?
Дети: Я провел над стаканом с водой магнитом и гвоздь лежащий в воде притянулся. Значит, магнитные силы проходят через воду.
(Давайте поставим схему №4).
А пройдут ли магнитные силы через картон? Давайте проверим. Приступайте.
Опыт
Дети кладут картон на магнит, на картон кладут железные предметы, двигая магнит, наблюдают за движением железных предметов.
Воспитатель: Расскажите, что вы делали, и что у вас получилось?
Дети: Я провел магнитом под картоном, и железные предметы на нем стали двигаться за магнитом. Значит, магнитные силы действуют и через картон.
Воспитатель: Правильно, молодец. Давайте поставим схему.
(Схема №5)
Давайте вспомним, что мы делали, что узнали нового о магнитных силах?
-Магнитные силы проходят через песок;
- Магнитные силы проходят через воду;
- Магнитные силы проходят через картон.
Воспитатель: Так что же мы узнали о магнитных силах?
Дети: Магнитные силы проходят через разные материалы.
Воспитатель: Это еще одно свойство магнита. (Третье.)
Физкульминутка.
Воспитатель – магнит, дети железные предметы, при появлении магнита (воспитателя) железные предметы (дети) притягиваются (бегут к воспитателю преодолевая препятствия на своем пути).
Воспитатель: Мы уже знаем 3 свойства магнита. Как вы думаете, как поведут себя два магнита, если их поднести друг к другу? Давайте проверим.
Опыт
Дети подносят 2 магнита друг к другу и наблюдают, как они притягиваются.
Воспитатель: Что вы сделали, и что у вас получилось?
Ребенок: Я поднес магниты друг к другу, и они притянулись; значит, магниты притягиваются.
Воспитатель: А теперь поднесите магниты другой стороной. Проверте что получится.
Опыт
Дети подносят магниты друг к другу разными сторонами и наблюдают, как они отталкиваются.
Воспитатель: Расскажите, что вы сделали, и что у вас получилось?
Ребенок: Я поднес магниты друг к другу разными сторонами и они оттолкнулись; значит, « магнита могут притягиваться или отталкиваться в зависимости от того, какой стороной подносить их друг к другу.
Воспитатель: Вот мы и узнали еще одно (четвертое) свойство магнита. Давайте поставим схему. (Схема №6)
Давайте теперь уточним, с какими свойствами магнита мы сегодня познакомились?
Опираясь на схемы, дети вспоминают свойства магнитов.
- Магнит притягивает железные предметы.
-Магнит имеет магнитное поле.
- Магнитные силы проходят через разные материалы (песок, вода, картон).
-2 магнита могут притягиваться и отталкиваться в зависимости от того, как их подносить друг к другу.
Воспитатель: Вы сегодня на занятиях были молодцы, активно работали, помогли Незнайке и его друзьям, узнали много нового. Что вам особенно запомнилось на занятии.
(Ответы детей).
А сейчас, в конце нашего занятия, я познакомлю вас с одним интересным прибором – это компас. Его изобрели люди для того, чтобы знать, где север, где юг, где запад, где восток. Чтобы не потеряться в лесу, в горах, в пустыне.
Самая важная часть компаса – намагниченная стрелка. Она поставлена на острие и свободно вращается. Концы стрелки окрашены в разные цвета. Синяя стрелка всегда показывает на север, а красная на юг.
Воспитатель: Видите, какие вы молодцы, мне очень понравилось с вами заниматься, спасибо. На этом наше занятие окончено.