Проект" Воздух-вокруг нас"

Тризна Мария Николаевна
Проект  "Воздух вокруг нас"
      

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект старшей группы

на тему «Воздух вокруг нас»

Подготовила и провела:

воспитатель Тризна М.Н

                         

Вид проекта: исследовательский, групповой, краткосрочный.

Участники: 26 детей

Продолжительность: одна неделя (13. 09.2021-17.03. 2021г.)

Актуальность проблемы

 В процессе воспитательно – образовательной и оформительской работы мы с детьми часто используем воздушные шары.  В очередной раз мы надували шары, детям был задан вопрос: «Почему надувается воздушный шар? Что попадает в шар и почему он увеличивается в размере?».  В ходе размышлений, беседы, мы с детьми выявили   проблему: «Что такое воздух?», «Откуда он берется?». 

Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник привык встречаться с воздухом везде.

Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу.

 Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя. Задача взрослых помочь детям сформировать активное желание экспериментировать; создавать оптимальные условия для развития творческой, самостоятельной и совместной активности воспитанников через разнообразную экспериментальную, художественную деятельность.

Участие детей в проекте «Воздух вокруг нас» позволит им проявить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и увлекаться, формулировать свои мысли, рассуждения, выводы.

Цель проекта:

 Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования, формирование целостной картины мира.

Задачи:

  •  Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о воздухе и его свойствах, расширять представления детей о значимости воздуха в жизни

человека, животных, растений;

  •  Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную и речевую деятельность детей в процессе экспериментирования;
  •  Воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру.
  •  Оформить выставку детского рисунка «Рисуем воздухом».

Интегрируемые образовательные области

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Методические приемы:

  • наглядные (наблюдение, демонстрация)
  •  словесные (рассказ, чтение, беседа, выводы)
  • практические (эксперимент, упражнения,)
  • игровые задания

Планируемые результаты проектной деятельности

 В результате проделанной работы дошкольники смогут:

  • получить информацию о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
  • проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми);
  • осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми);
  • получить опытным путем знания о воздухе и его свойствах;  расширить представления об окружающем мире, собирать, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми)

Реализация проекта

Этапы проекта:

1 этап: подготовительный

  •  Обоснование актуальности темы проекта.
  •  Определение цели и задач проекта.
  •  Создание технической базы для детского экспериментирования, подготовка оборудования для опытов.
  •  Составление перспективного плана работы с детьми.
  •  Знакомство с правилами безопасности во время проведения экспериментов.

2 этап: основной

Взаимодействие с детьми: экспериментирование «Воздух невидимка», беседа «Воздух так необходим», тематическая прогулка «Воздух вокруг нас», беседа «Что можно наполнить воздухом», чтение стихов и загадок о воздухе, интегрированное занятие по ХЭР «Рисование воздухом».

3 этап: заключительный

Итоговое мероприятие - выставка рисунков «Рисуем воздухом».

Анализ и подведение итогов по реализации проекта.

Перспективный план проведения проекта «Воздух вокруг нас»

День недели

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

Понедельник

13 сентября

Экспериментирование «Воздух невидимка».

Загадки о воздухе.

Консультация «Экспериментально – исследовательская деятельность детей». Беседа о проекте.

Вторник

1 сентября

Беседа «Воздух так необходим»

Эксперимент «Задержи дыхание».

Стихи о воздухе.

Изготовление оборудования для экспериментирования дома совместно с детьми «Вертушка».

Среда

15 сентября

Тематическая прогулка «Воздух вокруг нас».

П/и «Воздушный шар».

Информационный стенд «Экспериментирование с детьми дома».

Четверг

16 сентября

Беседа «Что можно наполнить воздухом?»

Эксперимент «Поиск воздуха».

П/и «Ветер».

Изучение памятки «Что необходимо, а чего нельзя делать для развития опытно – исследовательской деятельности дошкольников».

Пятница

1 сентября

Интегрированное занятие «Рисование воздухом».

Выставка рисунков на тему «Рисование воздухом».

Просмотр и обсуждение фотоотчета (презентации) проекта.

 Результаты проекта

  •  Дети могут самостоятельно проводить эксперименты по обнаружению воздуха.
  •  Дети умеют рассказывать о способах обнаружения воздуха.
  •  Дети имеют представление о свойствах воздуха.
  •  Дети знают о необходимости воздуха людям, растениям, животным.
  •  Дети проявляют интерес к миру природы, пытаются самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы.
  •  Упрочился контакт между педагогами и родителями, детьми и родителями.

Картотека экспериментов на тему «Воздух»

№ 1 «Поймай воздух»

Цель: обнаруживать воздух

Рассмотреть пустой пакет. Что находится в макете? Набрать в пакет воздух и закрутить его, чтобы он стал упругим. А сейчас что в пакете? Почему казалось, что пакет пустой?

Результат. Дети наполняют пакеты воздухом, вкручивают их.

Вывод. Воздух прозрачный, невидимый, легкий.

№2 «Сравни воздух и воду»

Цель: сравнить свойства воздуха и воды.

Оборудование: 2 пакета (один с водой, другой с воздухом).

Обследовать 2 пакета, узнать, что в них. Дети взвешивают их, ощупывают, открывают, нюхают. Обсуждают, чем похожи вода и воздух, а чем различаются.

Результат. Сходства: прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда. Различия: вода — жидкость, она тяжелее. Воздух газ, он невидим, невесом.

Вывод. У воды и воздуха есть сходства и различия.

№3 «Воздух в стакане»

Цель: показать, что воздух занимает место.

Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

№4 «Воздух внутри нас»

Цель: формировать представление о том, что внутри человека есть воздух, и его можно обнаружить.

Оборудование: соломинки, емкость с водой, карта –схема.

Предложить детям подуть в трубочку, подставив ладонь под струю воздуха. Что почувствовали? Откуда появился ветерок? Затем попросить опустить трубочку в воду, подуть в нее. Откуда появились пузыри куда исчезли? ’

Результат. Дети обнаруживают воздух внутри себя.

Вывод. Человек дышит воздухом. Он попадает внутрь человека при вдохе. Его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно опустить трубочку в воду и подуть. Из трубочки выходит воздух, он легкий, поднимается через воду вверх пузырьками и лопается.

№5 «Почувствуй воздух»

Дети складывают из бумаги веер самостоятельно.

Воспитатель предлагает взять в руки веер, устроить ветер с помощью веера, помахать веером сначала на себя, потом друг на друга.

- Что вы чувствуете? (В лицо дует ветерок, прохладный ветерок)

- Как получается ветер? (Движется воздух)

- Где человек использует ветер? (Винт вертолета, самолета, ветряная мельница, чтоб муку молоть, фен, вентилятор).

№6 «Поиск воздуха»

Цель: обнаруживать воздух.

Оборудование: флажки, ленточки, пакет, воздушные шары, соломинки, емкость с водой, Предложить детям самостоятельно показать наличие воздуха. Например, подуть в трубочку, надуть воздушный шарик и т.д.

Результат. Если дуть на флажок и ленточку, они начинают двигаться под струей воздуха; если дуть в трубочку, опущенную в воду, в воде появляются пузырьки; при надувании шарика в него попадает воздух.

Вывод. Мы можем вдыхать и выдыхать воздух и видеть его действия.

№7 «Запираем воздух в шарик»

Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? (в воздушных шариках). Чем мы надуваем шарики? (Воздухом) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное - не перестараться. (предлагает детям поиграть с шарами).

Беседа с детьми «Воздух так необходим»

Цель: знакомство с «воздухом» как фактором, влияющим на здоровье человека.

Ход беседы

Воспитатель: ребята, мы много говорим о таких наших друзьях, как «солнце», «воздух» и «вода». Давайте побеседуем о воздухе! Как вы думаете, зачем он нам нужен? (мы им дышим) Правильно! А раз мы им дышим, значит, нам нужен чистый, свежий воздух, правда?  Где    же находится этот свежий, чистый воздух? Что помогает очищать воздух? (растения) Значит, самый чистый воздух в лесах и садах, так как там много растений. А в городе что загрязняет воздух? (транспорт, заводы…)

Друзья мои, а когда мы в помещении находимся, мы дышим свежим воздухом? Что следует делать, чтобы воздух был свежее? (проветривать) Верно! Только проветривать помещения следует тогда, когда в нем нет людей. Как вы думаете, почему? (может продуть). Все верно, ребята! Мы дышим воздухом, поэтому надо чаще гулять на улице, проветривать помещения и стараться хотя бы иногда бывать в лесу или саду, парке, где много растений. И подальше стараться находиться от дорог, где много транспорта. Ребята, а вы знаете, что мы дышим не только носиками, но и кожей? Если присмотреться к нашей коже, мы увидим маленькие отверстия. Это поры. Через них кожа дышит. Мы должны помнить об этом и давать ей возможность каждый день дышать.  Что это значит? Например, перед тем, как вы ложитесь вечером спать, не спешите кофточки с рукавами и штанишки или колготки поменять на плотную пижаму с рукавами и длинными штанинами. Можно несколько минут, или даже час побыть в легкой одежде, например, маечке на лямочках и шортиках, босиком. Это тоже закаливание.

Кожа открыта и ей легко дышать. Вот, оказывается, как важен для всего организма воздух!

Тематическая прогулка «Воздух вокруг нас»

Цель: обобщить знания о воздухе и его свойствах (невидимость, прозрачность, движение, перемещение); способствовать формированию у детей познавательного интереса; развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность; воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор.

Ход прогулки

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же,

Без него мы жить не можем.

(Воздух)

Воспитатель: Воздух окружает нашу Землю. Воздухом дышат люди, животные и растения.

-Ребята, а вы видите воздух?

Дети: Нет

Воспитатель: Я тоже не вижу воздух, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух окружает нас повсюду: на улице, в группе, в любом помещении. Воздух никто не видит, поэтому его называют «Невидимка». Но воздух можно почувствовать.

Опыт «Воздух невидим»

Цели: доказать детям, что воздух не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха; развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования.

Воспитатель: Давайте с вами увидим это на примере. Вдохните прохладный, чистый весенний воздух. Чем он пахнет? Ребята, что вы ощущаете, вдыхая этот воздух? Почувствуйте запахи, распространяющиеся вокруг. Ответы детей.

(Можно взять для опыта ароматизированные салфетки, корки апельсина)

Вывод: Воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.

Воспитатель: Еще почувствовать воздух можно тогда, когда дует ветер, потому что ветер – это движение воздуха.

Рисование с помощью воздуха

Ход занятия

  1. Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришел гость.

Незнайка: Дорогие дети, я Незнайка из Цветочного города. В нашей школе мне дали задание нарисовать салют на праздник нашего города. Но нарисовать его я должен с помощью воздуха. Что такое салют я знаю, а как рисовать воздухом – нет. Помогите мне, пожалуйста!

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Незнайке? А как рисовать воздухом вы знаете? Давайте разбираться. Сначала вспомним, люди какой профессии рисуют? (художники) 

А чем обычно рисуют художники? А могут ли художники рисовать воздухом? (ответы детей)

  1. Воспитатель: Давайте тогда разбираться дальше. Вспомним, кто, что знает про воздух? (ответы детей)

Давайте проверим, действительно ли нам воздух необходим. Мы сейчас все наберем воздух, и не будем дышать - посмотрим, сколько продержимся без него. (Дети выполняют задание) Вот вы и продержались совсем чуть-чуть. 

Что еще вы знаете про воздух? (ответы детей) 

Мы можем потрогать воздух? А можем его выпить? А можно воздух поймать? Попробуем поймать воздух с помощью пакета? А почувствовать его можем? а как? (Воспитатель раскрывает веер и дует на детей и Незнайку) Что происходит? (ответы)

Ребята, а где еще есть воздух? (ответы детей) 

Чтобы это проверить, мы с вами немного поэкспериментируем. А где проводят эксперименты? Вот и мы с вами будем проводить эксперименты в нашей лаборатории.

Положим в воду кусочек губки. Что происходит? Есть ли пузырьки воздуха в губке? (да) Значит, сделаем вывод, что воздух есть везде. А если он везде, то внутри нас тоже есть воздух? Давайте проверим. Набираем воздух вдохом и выдыхаем его через трубочку. (Дети выполняют задание). Вот сколько пузырьков воздуха у нас получилось! Какой вывод теперь мы можем сделать? В нас тоже есть воздух. Замечательно! Теперь мы много знаем о воздухе, знаем, кто и чем может рисовать. Давайте теперь с этим поэкспериментируем и побудем художниками воздуха.

Воспитатель показывает детям подготовленный необходимый для опыта материал. Дети подходят к столу.

- Ребята, посмотрите, что у нас здесь есть. Что из этого необходимо для рисования?

 (Ответы детей: краски, вода, бумага, стаканчики)

- Вы заметили, что здесь нет ни одной кисточки и карандаша?

- Так чем же, по-вашему, мы будем рисовать?

- Трубочками!

- Почти, трубочки нам будут помогать, но рисовать мы будем, как в просьбе Незнайки, воздухом. Подскажите, как мы получим воздух из трубочек?

- Мы будем дуть!

3. Воспитатель: Посмотрите, я капаю на лист бумаги краской. Получилась капля, можно еще сделать несколько капель другим цветом. А теперь из трубочек подуем на листок, наши капли превращаются в салют.

Дети создают картинки с помощью трубочек.

 Ну что, у всех получилось?

У вас получились очень красивые работы и, когда они высохнут, мы подарим их Незнайке.

Ребята, чем мы сегодня помогли Незнайке, и получилось ли у нас это?

Что нового про воздух вы узнали?

Что нового про профессию художника вы узнали?

Загадки и стихи о воздухе

Загадки о воздухе

  • Чем мы дышим?

Что мы не видим?

(Воздух)

  • Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.

Он невидимый, и все же, без него мы жить не можем.

(Воздух)

  • Чего ни в комнате, ни на улице не увидишь?

     (Воздух)

Стихотворение о воздухе

Дуйте, дуйте, ветры, в поле,

Чтобы мельницы мололи,

Чтобы завтра из муки,

Испекли нами пирожки!

(С. Маршак)

Ветерок

Ветерок к нам в окошко влетел,

По шуршал, позвенел, поскрипел.

Лист бумаги смахнул,

Рядом с кошкой уснул.

За секунду все сразу успел.

(Е. Елова)

Подвижная игра «Воздушный шар»

Цель: развивать координацию, умение ходить по кругу.

Дети стоят по кругу, взявшись за руки, и выполняют движения в соответствии с текстом и по показу педагога.

«С мамой в магазин ходили, (Идут по кругу)

Шар воздушный там купили.

Будем шар там надувать,

Будем с шариком играть. (Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, держатся за руки, выполняют «пружинку»)

Шар воздушный надувайся,

Шар воздушный, раздувайся. (Идут назад мелкими шагами, надувая шар)

Надувайся большой

Да не лопайся!

Шар летел, летел, летел,

Да за веточку задел,

И лопнул!» (Хлопают в ладоши)

Поднимают руки вверх, покачивают ими из стороны в сторону. Руки ставят на пояс, медленно приседают, произносят (ш-ш-ш).

Подвижная игра «Ветер»

Цель: развивать внимание, учить выполнению подражательных упражнений.

Я ветер сильный,

Я лечу, лечу, куда хочу (руки опущены, вдох через нос)

Хочу – налево посвищу (дуют налево,

Могу подуть направо (дуют направо,

Могу подуть вверх – в облака (дуют вверх,

А пока – я тучи разгоню» (круговые движения руками).

Подвижная игра «Пузырь»

Цель: учить детей вставать в круг, водить хоровод.

Все берутся за руки и встают в маленький круг. Воспитатель рассказывает стишок и неспеша отступает назад. Дети повторяют за ним.

«Надувайся пузырь,

Надувайся большой.

Оставайся такой

Да не лопайся».

Круг расширяется. Пока педагог не скажет: «Лопнул пузырь». Все хлопают в ладоши, приседают и хором говорят: «Хлоп».

Воспитатель проводит игру «Условные знаки».

Я буду говорить утверждения, а вы если со мной согласны, хлопаете в ладоши, если не согласны, топаете. Давайте попробуем. Будьте внимательны.

● Воздух окружает нас со всех сторон.

●  Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.

● Чистый воздух не имеет запаха , но может передавать запах предметов.

● Человек может жить без воздуха.

●  Ветер – это движение воздуха.

●  Способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку.

●  Воздух может двигать предметы.

●  Воздух тяжелее воды.

Дети слушают утверждения, анализируют, отвечают по правилам игры.

Закреплены знания детей о свойствах воздуха.

Развитие внимания, памяти, мышления.

Воспитатель предлагает детям Игру «Собери картинки»

-Посмотрите, у меня есть картинки их надо собрать помогите мне, пожалуйста.

-Посмотрите внимательно, чем они отличаются? На какой улице вы хотели бы жить?

Как вы думаете к чему может привести дым и грязный воздух?

-Что еще в нашей жизни загрязняет воздух?

Педагог предлагает нарисовать варианты очистки воздуха.

Дети собирают картинки, отвечают на вопросы (на одной завод с трубами, которые дымят, а на другой красивый двор)

Ответы детей.

(К гибели)

Разрешающие знаки: на заводах и фабриках ставят специальные фильтры, которые очищают воздух; необходимо вовремя убирать мусор; люди сажают деревья, цветы и т. д.

Умеют сравнивать, обобщать, выстраивать логические цепочки; делать выводы.

Воспитывать любовь к природе, желание охранять и защищать её от вредного воздействия.



Предварительный просмотр:

Анализ знаний детей по проекту «Воздух вокруг нас»

Группа № 3

МАДОУ д /с №4 «Рябинка»

Воспитатель: Тризна М.Н


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация на тему: «Воздух вокруг нас» Воспитатель МАДОУ д / с № «Рябинка» Тризна Мария Николаевна

Слайд 2

Цель занятия: формировать представления детей о воздухе и его свойствах. Задачи занятия: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание детей; развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми; воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

Слайд 4

Опыт №1 Воздух не имеет формы

Слайд 5

Опыт №2 « Поймай воздух»

Слайд 6

Опыт №3