Мониторинг мотивации учащихся к изучению математики

Нина Николаевна Кучеренко

Рост мотивации к изучению предмета

(увеличение % учащихся в классе, испытывающих интерес к изучению данного предмета) за последние три года

 

Одним из значимых критериев деятельности учителя является рост мотивации к изучению предмета. Понимание значимости высокой, устойчивой мотивации к изучению предмета для успешности освоения общеобразовательной программы по математике побудило меня выстроить систему диагностики мотивации учащихся.

На протяжении 2008-2009, 2009-2010, 2010-2011 учебного года осуществляю диагностику мотивации учащихся к изучению предмета.

Цель: изучение мотивации учащихся к изучению математики.

 

Диагностика  осуществляется с  применением следующих методов:

·         Анкет, вопросов, диагностических срезов и специально разработанных заданий для  определения уровня учебной мотивации учащихся.

·         Изучение продуктов деятельности учащихся (проверка домашних, индивидуальных, поисково-исследовательских заданий)

·         Наблюдения  за учащимися в ходе учебной деятельности.

·         Анкетирование родителей учащихся

·         Фронтальные проверки преподавания предмета.

 

Показателями повышения роста мотивации к изучению предмета являются:

1.      Позитивная динамика количества учащихся – участников олимпиад различных уровней.

2.      Количество призовых мест в предметных олимпиадах и конкурсах, полученных учащимися.

3.      Позитивная динамика уровня качества обучения.

4.      Позитивная динамика количества учащихся, участвующих в исследовательской и проектной деятельности.

5.      Позитивная динамика количества учащихся, принимающих участие в сетевых играх, творческих конкурсах. 

Увеличение числа учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах школьного и муниципального уровней

Таблица 1

Показатели и индикаторы

предмет

учебный год

школьный уровень

муниципальный уровень

08/09

19

13

математика, информатика, основы потребительских знаний

09/10

21

4

математика

10/11

25

4

математика

 

В таблице 1 представлены количественные показатели позитивной динамики  количества учащихся, принимающих участие в сетевых играх, творческих конкурсах, исследовательской деятельности.

 

Увеличение количества и повышение качества творческих работ учащихся по данному предмету (проектов, исследований и др.)

Таблица 2

Показатели и индикаторы

учебный год

количество

качество

07/08

5

Муниципальный уровень,

Всеросссийский уровень

08/09

3

Муниципальный уровень,

Региональный уровень,

Всеросссийский уровень

09/10

2

 школьный уровень

10/11

2

 школьный уровень

 

На основании данных таблицы 2, можно сделать вывод о том, что количество учащихся, участвующих в различных видах внеурочной деятельности по предмету ежегодно увеличивается, а значит, растет интерес учащихся к предмету.

Удовлетворенность родителями учащихся преподаванием предмета «математика»

Мнение родителей об уровне преподавания предмета немаловажный фактор в формировании мотивации учащихся к изучению предмета. Ежегодно проводится опрос родителей, с целью изучения степенью их удовлетворенности уровнем преподавания. В таблице 3 приведены результаты опроса родителей в 2008-2011 гг.

Степень удовлетворенности уровнем преподавания математики родителями учащихся

Таблица 3

Вопросы

Количество положительных ответов

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Общее количество опрощенных родителей

56

58

55

Удовлетворены ли вы уровнем преподавания математики в классе вашего ребенка?

83%

86%

98%

Ваш ребенок с интересом изучает предмет математика?

85%

87%

98%

Как вы думаете, предмет математика является важным в образовании вашего ребенка?

100%

100%

100%

Важно ли изучение математики для будущего вашего ребенка?

31%

42%

65%

 

По мнению родителей, как видно из таблицы 3, наблюдается положительная динамика степени удовлетворенности родителями учащихся уровнем преподавания предмета, а также рост интереса к изучению математики со стороны учащихся. Уважительное отношение родителей к предмету (100% ответов)  также свидетельствует о высокой степени удовлетворенности родителями уровнем преподавания предмета, что безусловно влияет на развитие мотивации учащихся.

Стабильные результаты ЕГЭ и ГИА по математике (представлены ниже в таблицах 4,5)  свидетельствуют о повышенном интересе учащихся к предмету.

Доля выпускников 9 классов, сдавших итоговую аттестацию

по предмету на "4" и "5" (процент качества)

Таблица 4

Предметы

2006/2007

2007/2008

2008/2009

2010/2011

алгебра

81%

нет выпуска

нет выпуска

100%

геометрия

100%

нет выпуска

нет выпуска

100%

 

Таблица 5

Результаты ЕГЭ

предмет

средний балл по классу

06/07

11А

математика

4 - средняя оценка

08/09

11А

математика

58,6 балла

11А

информатика

69 балл

 

 

Положительная динамика количественных показателей результатов анкетирования  «Интерес к предмету» за 5 лет обучения математике в среднем звене среди учащихся одного и того же класса.

Таблица 6

2006-2007г.г

(5класс)

2007-2008г.г

(6 класс)

2008-2009г.г.

(7 класс)

2009-2010г.г.

(8 класс)

2010-2011гг.

(9 класс)

45%

58%

56%

71%

82%

 

 

Мотивация учащихся отслеживались с 2006 года, что позволяло оценивать и контролировать свою деятельность, как учителя – предметника. Падение интереса к математике в 7 классе вполне закономерно и объективно. Изучение новых разделов математики-алгебры и геометрии на начальном этапе тяжело воспринимается учениками, что  приводит к снижению оценок по предметам, а, следовательно, и падению интереса к учебе. по мнению психологов, мотивация оценки в этом возрасте очень существенна.

2051
Diagramma.jpg

Таким образом, выстроенная система диагностики мотивации учащихся к изучению предмета позволяет объективно оценить степень интереса учеников к изучению математики. Положительная динамика в представленных мной показателях свидетельствуют об устойчивом, повышенном интересе ребят к изучению предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Rost_motivacii_k_izucheniyu_predmeta.doc131.5 КБ
Office spreadsheet icon Psihologicheskiy_analiz.xls98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рост мотивации к изучению предмета

(увеличение % учащихся в классе, испытывающих интерес к изучению данного предмета) за последние три года

Одним из значимых критериев деятельности учителя является рост мотивации к изучению предмета. Понимание значимости высокой, устойчивой мотивации к изучению предмета для успешности освоения общеобразовательной программы по математике побудило меня выстроить систему диагностики мотивации учащихся.

На протяжении 2008-2009, 2009-2010, 2010-2011 учебного года осуществляю диагностику мотивации учащихся к изучению предмета.

Цель: изучение мотивации учащихся к изучению математики.

Диагностика  осуществляется с  применением следующих методов:

  • Анкет, вопросов, диагностических срезов и специально разработанных заданий для  определения уровня учебной мотивации учащихся.
  • Изучение продуктов деятельности учащихся (проверка домашних, индивидуальных, поисково-исследовательских заданий)
  • Наблюдения  за учащимися в ходе учебной деятельности.
  • Анкетирование родителей учащихся
  • Фронтальные проверки преподавания предмета.

Показателями повышения роста мотивации к изучению предмета являются:

  1. Позитивная динамика количества учащихся – участников олимпиад различных уровней.
  2. Количество призовых мест в предметных олимпиадах и конкурсах, полученных учащимися.
  3. Позитивная динамика уровня качества обучения.
  4. Позитивная динамика количества учащихся, участвующих в исследовательской и проектной деятельности.
  5. Позитивная динамика количества учащихся, принимающих участие в сетевых играх, творческих конкурсах.  

Увеличение числа учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах школьного и муниципального уровней

Таблица 1

Показатели и индикаторы

предмет

учебный год

школьный уровень

муниципальный уровень

08/09

19

13

математика, информатика, основы потребительских знаний

09/10

21

4

математика

10/11

25

4

математика

В таблице 1 представлены количественные показатели позитивной динамики  количества учащихся, принимающих участие в сетевых играх, творческих конкурсах, исследовательской деятельности.

Увеличение количества и повышение качества творческих работ учащихся по данному предмету (проектов, исследований и др.)

Таблица 2

Показатели и индикаторы

учебный год

количество

качество

07/08

5

Муниципальный уровень,

Всеросссийский уровень

08/09

3

Муниципальный уровень,

Региональный уровень,

Всеросссийский уровень

09/10

2

 школьный уровень

10/11

2

 школьный уровень

На основании данных таблицы 2, можно сделать вывод о том, что количество учащихся, участвующих в различных видах внеурочной деятельности по предмету ежегодно увеличивается, а значит, растет интерес учащихся к предмету.

Удовлетворенность родителями учащихся преподаванием предмета «математика»

Мнение родителей об уровне преподавания предмета немаловажный фактор в формировании мотивации учащихся к изучению предмета. Ежегодно проводится опрос родителей, с целью изучения степенью их удовлетворенности уровнем преподавания. В таблице 3 приведены результаты опроса родителей в 2008-2011 гг.

Степень удовлетворенности уровнем преподавания математики родителями учащихся

Таблица 3

Вопросы

Количество положительных ответов

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Общее количество опрощенных родителей

56

58

55

Удовлетворены ли вы уровнем преподавания математики в классе вашего ребенка?

83%

86%

98%

Ваш ребенок с интересом изучает предмет математика?

85%

87%

98%

Как вы думаете, предмет математика является важным в образовании вашего ребенка?

100%

100%

100%

Важно ли изучение математики для будущего вашего ребенка?

31%

42%

65%

По мнению родителей, как видно из таблицы 3, наблюдается положительная динамика степени удовлетворенности родителями учащихся уровнем преподавания предмета, а также рост интереса к изучению математики со стороны учащихся. Уважительное отношение родителей к предмету (100% ответов)  также свидетельствует о высокой степени удовлетворенности родителями уровнем преподавания предмета, что безусловно влияет на развитие мотивации учащихся.

Стабильные результаты ЕГЭ и ГИА по математике (представлены ниже в таблицах 4,5)  свидетельствуют о повышенном интересе учащихся к предмету.

Доля выпускников 9 классов, сдавших итоговую аттестацию

по предмету на "4" и "5" (процент качества)

Таблица 4

Предметы

2006/2007

2007/2008

2008/2009

2010/2011

алгебра

81%

нет выпуска

нет выпуска

100%

геометрия

100%

нет выпуска

нет выпуска

100%

Таблица 5

Результаты ЕГЭ

предмет

средний балл по классу

06/07

11А

математика

4 - средняя оценка

08/09

11А

математика

58,6 балла

11А

информатика

69 балл

Положительная динамика количественных показателей результатов анкетирования  «Интерес к предмету» за 5 лет обучения математике в среднем звене среди учащихся одного и того же класса.

Таблица 6

2006-2007г.г (5класс)

2007-2008г.г (6 класс)

2008-2009г.г. (7 класс)

2009-2010г.г. (8 класс)

2010-2011гг. (9 класс)

45%

58%

56%

71%

82%

Мотивация учащихся отслеживались с 2006 года, что позволяло оценивать и контролировать свою деятельность, как учителя – предметника. Падение интереса к математике в 7 классе вполне закономерно и объективно. Изучение новых разделов математики-алгебры и геометрии на начальном этапе тяжело воспринимается учениками, что  приводит к снижению оценок по предметам, а, следовательно, и падению интереса к учебе. по мнению психологов, мотивация оценки в этом возрасте очень существенна.

Таким образом, выстроенная система диагностики мотивации учащихся к изучению предмета позволяет объективно оценить степень интереса учеников к изучению математики. Положительная динамика в представленных мной показателях свидетельствуют об устойчивом, повышенном интересе ребят к изучению предмета.