Мониторинг мотивации учащихся к изучению математики
Рост мотивации к изучению предмета
(увеличение % учащихся в классе, испытывающих интерес к изучению данного предмета) за последние три года
Одним из значимых критериев деятельности учителя является рост мотивации к изучению предмета. Понимание значимости высокой, устойчивой мотивации к изучению предмета для успешности освоения общеобразовательной программы по математике побудило меня выстроить систему диагностики мотивации учащихся.
На протяжении 2008-2009, 2009-2010, 2010-2011 учебного года осуществляю диагностику мотивации учащихся к изучению предмета.
Цель: изучение мотивации учащихся к изучению математики.
Диагностика осуществляется с применением следующих методов:
· Анкет, вопросов, диагностических срезов и специально разработанных заданий для определения уровня учебной мотивации учащихся.
· Изучение продуктов деятельности учащихся (проверка домашних, индивидуальных, поисково-исследовательских заданий)
· Наблюдения за учащимися в ходе учебной деятельности.
· Анкетирование родителей учащихся
· Фронтальные проверки преподавания предмета.
Показателями повышения роста мотивации к изучению предмета являются:
1. Позитивная динамика количества учащихся – участников олимпиад различных уровней.
2. Количество призовых мест в предметных олимпиадах и конкурсах, полученных учащимися.
3. Позитивная динамика уровня качества обучения.
4. Позитивная динамика количества учащихся, участвующих в исследовательской и проектной деятельности.
5. Позитивная динамика количества учащихся, принимающих участие в сетевых играх, творческих конкурсах.
Увеличение числа учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах школьного и муниципального уровней
Таблица 1
Показатели и индикаторы | предмет | ||
учебный год | школьный уровень | муниципальный уровень | |
08/09 | 19 | 13 | математика, информатика, основы потребительских знаний |
09/10 | 21 | 4 | математика |
10/11 | 25 | 4 | математика |
В таблице 1 представлены количественные показатели позитивной динамики количества учащихся, принимающих участие в сетевых играх, творческих конкурсах, исследовательской деятельности.
Увеличение количества и повышение качества творческих работ учащихся по данному предмету (проектов, исследований и др.)
Таблица 2
Показатели и индикаторы | ||
учебный год | количество | качество |
07/08 | 5 | Муниципальный уровень, Всеросссийский уровень |
08/09 | 3 | Муниципальный уровень, Региональный уровень, Всеросссийский уровень |
09/10 | 2 | школьный уровень |
10/11 | 2 | школьный уровень |
На основании данных таблицы 2, можно сделать вывод о том, что количество учащихся, участвующих в различных видах внеурочной деятельности по предмету ежегодно увеличивается, а значит, растет интерес учащихся к предмету.
Удовлетворенность родителями учащихся преподаванием предмета «математика»
Мнение родителей об уровне преподавания предмета немаловажный фактор в формировании мотивации учащихся к изучению предмета. Ежегодно проводится опрос родителей, с целью изучения степенью их удовлетворенности уровнем преподавания. В таблице 3 приведены результаты опроса родителей в 2008-2011 гг.
Степень удовлетворенности уровнем преподавания математики родителями учащихся
Таблица 3
Вопросы | Количество положительных ответов | ||
2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 | |
Общее количество опрощенных родителей | 56 | 58 | 55 |
Удовлетворены ли вы уровнем преподавания математики в классе вашего ребенка? | 83% | 86% | 98% |
Ваш ребенок с интересом изучает предмет математика? | 85% | 87% | 98% |
Как вы думаете, предмет математика является важным в образовании вашего ребенка? | 100% | 100% | 100% |
Важно ли изучение математики для будущего вашего ребенка? | 31% | 42% | 65% |
По мнению родителей, как видно из таблицы 3, наблюдается положительная динамика степени удовлетворенности родителями учащихся уровнем преподавания предмета, а также рост интереса к изучению математики со стороны учащихся. Уважительное отношение родителей к предмету (100% ответов) также свидетельствует о высокой степени удовлетворенности родителями уровнем преподавания предмета, что безусловно влияет на развитие мотивации учащихся.
Стабильные результаты ЕГЭ и ГИА по математике (представлены ниже в таблицах 4,5) свидетельствуют о повышенном интересе учащихся к предмету.
Доля выпускников 9 классов, сдавших итоговую аттестацию
по предмету на "4" и "5" (процент качества)
Таблица 4
Предметы | 2006/2007 | 2007/2008 | 2008/2009 | 2010/2011 |
алгебра | 81% | нет выпуска | нет выпуска | 100% |
геометрия | 100% | нет выпуска | нет выпуска | 100% |
Таблица 5
Результаты ЕГЭ | предмет | средний балл по классу | |
06/07 | 11А | математика | 4 - средняя оценка |
08/09 | 11А | математика | 58,6 балла |
11А | информатика | 69 балл |
Положительная динамика количественных показателей результатов анкетирования «Интерес к предмету» за 5 лет обучения математике в среднем звене среди учащихся одного и того же класса.
Таблица 6
2006-2007г.г (5класс) | 2007-2008г.г (6 класс) | 2008-2009г.г. (7 класс) | 2009-2010г.г. (8 класс) | 2010-2011гг. (9 класс) |
45% | 58% | 56% | 71% | 82% |
Мотивация учащихся отслеживались с 2006 года, что позволяло оценивать и контролировать свою деятельность, как учителя – предметника. Падение интереса к математике в 7 классе вполне закономерно и объективно. Изучение новых разделов математики-алгебры и геометрии на начальном этапе тяжело воспринимается учениками, что приводит к снижению оценок по предметам, а, следовательно, и падению интереса к учебе. по мнению психологов, мотивация оценки в этом возрасте очень существенна.
Таким образом, выстроенная система диагностики мотивации учащихся к изучению предмета позволяет объективно оценить степень интереса учеников к изучению математики. Положительная динамика в представленных мной показателях свидетельствуют об устойчивом, повышенном интересе ребят к изучению предмета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Rost_motivacii_k_izucheniyu_predmeta.doc | 131.5 КБ |
Psihologicheskiy_analiz.xls | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рост мотивации к изучению предмета
(увеличение % учащихся в классе, испытывающих интерес к изучению данного предмета) за последние три года
Одним из значимых критериев деятельности учителя является рост мотивации к изучению предмета. Понимание значимости высокой, устойчивой мотивации к изучению предмета для успешности освоения общеобразовательной программы по математике побудило меня выстроить систему диагностики мотивации учащихся.
На протяжении 2008-2009, 2009-2010, 2010-2011 учебного года осуществляю диагностику мотивации учащихся к изучению предмета.
Цель: изучение мотивации учащихся к изучению математики.
Диагностика осуществляется с применением следующих методов:
- Анкет, вопросов, диагностических срезов и специально разработанных заданий для определения уровня учебной мотивации учащихся.
- Изучение продуктов деятельности учащихся (проверка домашних, индивидуальных, поисково-исследовательских заданий)
- Наблюдения за учащимися в ходе учебной деятельности.
- Анкетирование родителей учащихся
- Фронтальные проверки преподавания предмета.
Показателями повышения роста мотивации к изучению предмета являются:
- Позитивная динамика количества учащихся – участников олимпиад различных уровней.
- Количество призовых мест в предметных олимпиадах и конкурсах, полученных учащимися.
- Позитивная динамика уровня качества обучения.
- Позитивная динамика количества учащихся, участвующих в исследовательской и проектной деятельности.
- Позитивная динамика количества учащихся, принимающих участие в сетевых играх, творческих конкурсах.
Увеличение числа учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах школьного и муниципального уровней
Таблица 1
Показатели и индикаторы | предмет | ||
учебный год | школьный уровень | муниципальный уровень | |
08/09 | 19 | 13 | математика, информатика, основы потребительских знаний |
09/10 | 21 | 4 | математика |
10/11 | 25 | 4 | математика |
В таблице 1 представлены количественные показатели позитивной динамики количества учащихся, принимающих участие в сетевых играх, творческих конкурсах, исследовательской деятельности.
Увеличение количества и повышение качества творческих работ учащихся по данному предмету (проектов, исследований и др.)
Таблица 2
Показатели и индикаторы | ||
учебный год | количество | качество |
07/08 | 5 | Муниципальный уровень, Всеросссийский уровень |
08/09 | 3 | Муниципальный уровень, Региональный уровень, Всеросссийский уровень |
09/10 | 2 | школьный уровень |
10/11 | 2 | школьный уровень |
На основании данных таблицы 2, можно сделать вывод о том, что количество учащихся, участвующих в различных видах внеурочной деятельности по предмету ежегодно увеличивается, а значит, растет интерес учащихся к предмету.
Удовлетворенность родителями учащихся преподаванием предмета «математика»
Мнение родителей об уровне преподавания предмета немаловажный фактор в формировании мотивации учащихся к изучению предмета. Ежегодно проводится опрос родителей, с целью изучения степенью их удовлетворенности уровнем преподавания. В таблице 3 приведены результаты опроса родителей в 2008-2011 гг.
Степень удовлетворенности уровнем преподавания математики родителями учащихся
Таблица 3
Вопросы | Количество положительных ответов | ||
2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 | |
Общее количество опрощенных родителей | 56 | 58 | 55 |
Удовлетворены ли вы уровнем преподавания математики в классе вашего ребенка? | 83% | 86% | 98% |
Ваш ребенок с интересом изучает предмет математика? | 85% | 87% | 98% |
Как вы думаете, предмет математика является важным в образовании вашего ребенка? | 100% | 100% | 100% |
Важно ли изучение математики для будущего вашего ребенка? | 31% | 42% | 65% |
По мнению родителей, как видно из таблицы 3, наблюдается положительная динамика степени удовлетворенности родителями учащихся уровнем преподавания предмета, а также рост интереса к изучению математики со стороны учащихся. Уважительное отношение родителей к предмету (100% ответов) также свидетельствует о высокой степени удовлетворенности родителями уровнем преподавания предмета, что безусловно влияет на развитие мотивации учащихся.
Стабильные результаты ЕГЭ и ГИА по математике (представлены ниже в таблицах 4,5) свидетельствуют о повышенном интересе учащихся к предмету.
Доля выпускников 9 классов, сдавших итоговую аттестацию
по предмету на "4" и "5" (процент качества)
Таблица 4
Предметы | 2006/2007 | 2007/2008 | 2008/2009 | 2010/2011 |
алгебра | 81% | нет выпуска | нет выпуска | 100% |
геометрия | 100% | нет выпуска | нет выпуска | 100% |
Таблица 5
Результаты ЕГЭ | предмет | средний балл по классу | |
06/07 | 11А | математика | 4 - средняя оценка |
08/09 | 11А | математика | 58,6 балла |
11А | информатика | 69 балл |
Положительная динамика количественных показателей результатов анкетирования «Интерес к предмету» за 5 лет обучения математике в среднем звене среди учащихся одного и того же класса.
Таблица 6
2006-2007г.г (5класс) | 2007-2008г.г (6 класс) | 2008-2009г.г. (7 класс) | 2009-2010г.г. (8 класс) | 2010-2011гг. (9 класс) |
45% | 58% | 56% | 71% | 82% |
Мотивация учащихся отслеживались с 2006 года, что позволяло оценивать и контролировать свою деятельность, как учителя – предметника. Падение интереса к математике в 7 классе вполне закономерно и объективно. Изучение новых разделов математики-алгебры и геометрии на начальном этапе тяжело воспринимается учениками, что приводит к снижению оценок по предметам, а, следовательно, и падению интереса к учебе. по мнению психологов, мотивация оценки в этом возрасте очень существенна.
Таким образом, выстроенная система диагностики мотивации учащихся к изучению предмета позволяет объективно оценить степень интереса учеников к изучению математики. Положительная динамика в представленных мной показателях свидетельствуют об устойчивом, повышенном интересе ребят к изучению предмета.