Из опыта работы с одарёнными детьми
В феврале 2010 года Президент РФ утвердил Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», в рамках которой строится разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей. Каждая общеобразовательная школа должна выявлять талантливых детей и создавать творческую среду для их самореализации, учить находить нестандартные решения, проявлять инициативность, творчески мыслить, быть субъектом обучения. Выпускник, обладающий такими навыками, сможет жить и профессионально работать в высокотехнологичном и конкурентном мире. Одаренные дети – будущее России. Они обеспечат модернизацию экономики и инновационное развитие России.
Какого же ребенка считать одаренным?
Одаренность определяется как системное свойство психики, проявляющееся и развивающееся при наличии соответствующих средовых условий (В.И.Панов и др.) Различают общую и специфическую одаренность Одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые, по оценке специалистов, в силу своих способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах:
- интеллектуальной;
- творческо-продуктивного мышления;
- академических достижений (дети, которые хорошо учатся в школе);
- общения и лидерства;
- художественной деятельности.
К группе одаренных детей могут быть отнесены обучающиеся, которые испытывают радость от умственного труда, имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
Можно отметить, что для одаренных детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления.
Можно условно выделить три категории одаренных детей:
- с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);
- с признаками специальной умственной одаренности – одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте);
- не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).
Создание условий для развития одаренных детей, а также просто способных детей является одним из главных направлений работы нашей школы.
Решение проблемы привлечения высокомотивированных учащихся коллектив нашей школы видит в организации профильного обучения, так как создание таких классов позволяет на деле, а не на словах решать проблему обучения детей с признаками одаренности. С 1994 года у нас работают инженерно – экономические классы старшей ступени, а в 2008 учебном году открыты кадетские классы. Школа обеспечивает образовательный процесс высокопрофессиональными педагогическими кадрами, новейшими технологиями, включая ИКТ. Создаются условия для реализации принципов активного изучения базовых предметов и предметов дополнительного образования. Через проблемные ситуации, поисковые и исследовательские методы учитель направляет деятельность ученика на приобретение дополнительных знаний, помогает ученику достичь определенных творческих результатов.
Педагогическим коллективом нашей школы была разработана и апробирована программа «Интеллект», отражающая следующие виды работ с одаренными детьми:
- Организация учебного процесса;
- Внеурочная деятельность;
- Интеллектуальные марафоны;
- Школьные научно-практические конференции «Сегодня - первые шаги, завтра - большая наука»;
- Городские, региональные, Всероссийские олимпиады, конкурсы.
Эта программа реализуется в тесном сотрудничестве ученика и учителя, понятно, что личность учителя является ведущим фактором любого обучения.
Американский исследователь Блум, изучавший биографии известных людей, подчеркивает: «Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они и стали знаменитыми».
Педагоги нашей школы нестандартно подходят к организации и проведению уроков, занимаются разработкой авторских программ, находят индивидуальный подход к способностям каждого ребенка.
Содержание работы с одаренными детьми определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. В классах среднего звена (5-8 кл.), где я преподаю математику, занятия со способными детьми, в основном, осуществляются через внеурочную деятельность. Это и кружки по математике, факультативы, элективные курсы, программы и содержание которых являются авторскими. Небольшие доклады, презентации, разбор самостоятельно приготовленных к занятию занимательных задач - это первые творческие шаги и проявление интереса к математике детей среднего возраста.
В классах старшего звена мы встречаемся чаще. Это и уроки математики, информатики и экономики и факультативные занятия. Многие программы - авторские или переработанные, государственные. Подбор задач, примеров, учебных пособий обеспечивают проведение занятий на высоком уровне. Применение ИКТ позволяет на уроках информатики решать задачи по экономике, финансовой математике, математике и выявлять внутри предметные и межпредметные связи. Результат моего с учениками сотрудничества - итоги ЕГЭ по математике (средний балл по классу 58,6), по информатике 69, 4, что намного превышает средний городской и средне областной. Этому способствовали и ученические проектные работы по математике, учебно-исследовательские работы по экономике и применение ИКТ технологий на уроках информатики. Интерес к изучаемым предметам проявляется участием в олимпиадах разного уровня, конкурсах, конференциях, что обеспечивает формирование аналитического и критического мышления учащихся, развития познавательных компетенций школьников.
Учебно-исследовательская работа Бузенкова К. «Квартирный вопрос…» заняла 2 место среди более 3000 работ по экономике на Всероссийском конкурсе ученических работ, проводимым Вольным экономическим обществом России. Эта победа дала шанс мальчику без вступительных экзаменов стать студентом ВШЭ. Работа Щепуновой А. «Здоровье школьника» стала лауреатом названного конкурса. Исследовательская работа Шалунц А. «Малые предприятия Г. Коврова» получила Диплом 1 степени на Всероссийском конкурсе «Первые шаги». Это малая часть достижений моих учеников. Неординарные способности, приобретенные знания и навыки исследовательской работы позволили 6 моим ученикам защитить кандидатские диссертации по математике(3) и 3 по экономике. Шестеро учеников учатся в аспирантуре и магистратуре различных Вузов страны и везде понадобились полученные знания по математике, информатике и экономике. Значит, в нашей школе правильно организована работа со способными учащимися и одаренными детьми, и педагогический коллектив успешно работает с творческой молодежью и сможет быстро адаптироваться к модели 2020. В результате коллективной работы мы дважды получили Президентский грант и вписали себя в книгу «Одаренные дети - будущее России».
Проектная деятельность учащихся
Творческие работы школьников носят исследовательский характер и касаются вопросов, которые не изучаются в базовом курсе. Они позволяют приобрести школьникам первоначальный опыт проведения исследовательских работ, самостоятельно научится добывать знания, используя литературу, ИКТ ресурсы, рекомендации учителя. Выступая перед сверстниками, ребята учатся представлять свои работы аудитории, дискутировать, отстаивать свою точку зрения. Метод проектов является первым шагом в большую науку. Проекты учащихся, выполненные за последние годы и представленные на школьных и городских математических конференциях, получили широкое признание и представлены в таблице:
Фамилия, имя |
Класс |
Темы проектов по математике |
Волков Денис |
11 |
Векторы в тригонометрии |
Бузенков Кирилл |
11 |
Где поставить точку |
Карналев Алексей |
11 |
Геометрическое место точек |
Цыберман Роман |
8 |
Пифагоровы числа |
Губанова Анастасия, Прокофьева Ларина |
8 |
Биссектрисы и трисектрисы |
Лебедева Валентина |
8 |
Функция |
Исследовательский метод нашел широкое применение в научно-практических работах по экономике:
Год |
Ф.И. учащегося |
Название работы |
2007 |
Бузенков Кирилл 11 класс |
«Квартирный вопрос…(Обеспечение жильем молодых семей в городе Коврове в рамках национальной программы «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»)» |
Щепунова Анна 11 класс |
«Состояние здоровья молодежи города Коврова и национальный проект в борьбе за его улучшение» | |
2008 |
Шалунц Ани 11 класс |
«Малые предприятия города Коврова» |
2009 |
Баранова Оксана 11 класс |
«Голодное брюхо к учению глухо» |
Как видно из приведенного опыта, способы работы с одаренными детьми стала составной частью функционирования нашей школы и, в частности, моей преподавательской работы.
Достижения моих учеников
1. Список учащихся - победителей конкурсов различных уровней.
2. Список учащихся - победителей предметных олимпиад.
3. Список моих выпускников - молодых учёных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Konkursy.doc | 61.5 КБ |
Olimpiady.doc | 59 КБ |
Kandidaty_nauk-1.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Список учеников – лауреатов различных конкурсов
Список лауреатов Всероссийского конкурса научных работ молодежи «Экономический рост России»,
проводимый Вольным экономическим обществом России
Учебный год | Ф.И. учащегося | Название работы | Результат |
2003-2004 | Лаврищев Антон | Анализ уровня жизни семей учащихся средней школы № 8 г. Коврова» | диплом, премия публикация |
2005-2006 | Крылова Дарья | Социализация молодого человека в городе Коврове | Диплом, премия публикация |
2006-2007 | Бузенков Кирилл | Квартирный вопрос… (в рамках национального проекта «Комфортное и доступное жилье гражданам России») | диплом II степени, премия публикация |
2006-2007 | Щепунова Анна | «Состояние здоровья молодежи города Коврова и национальный проект в борьбе за его улучшение» | Диплом лауреата, премия публикация |
Список победителей Всероссийского конкурса
учебно–исследовательских работ «Первые шаги»
Учебный год | Ф.И. учащегося | Название работы | Результат |
2004-2005 | Рыжикова Виктория | «Анализ уровня безработицы среди молодежи города Коврова» | диплом I степени |
2005-2006 | Крылова Дарья | Социализация молодого человека в городе Коврове | диплом II степени |
2006-2007 | Бузенков Кирилл | Квартирный вопрос… (в рамках национального проекта «Комфортное и доступное жилье гражданам России») | диплом II премия |
2006-2007 | Щепунова Анна | «Состояние здоровья молодежи города Коврова и национальный проект в борьбе за его улучшение» | диплом поощрительная премия |
2007-2008 | Шалунц Ани | «Малые предприятия города Коврова» | диплом I степени |
2008-2009 | Баранова Оксана | «Голодное брюхо к учению глухо» | диплом II степени |
Стало традицией проведение городской конференции «Мир экономики. Школьное экономическое образование». С 2001 по 2009 годы мои ученики были участниками, призерами и победителями.
Учебный год | Ф.И. учащегося | Название работы | Результат |
2006-2007 | Петров Алексей | «Если бы директором был Я…» | диплом II степени |
2002-2003 | Шуравлева Елена | «Математика и экономика» | диплом II степени |
2002-2003 | Балдов Антон | Деловые компьютерные игры «Банки в действии», «Никсдофер Биржа» | диплом III степени |
2002-2003 | Селезнев Евгений | «Экономика предпринимательства и программа КАРЛ» | диплом III степени |
2003-2004 | Лаврищев Антон | «Анализ уровня жизни семей учащихся средней школы № 8 г. Коврова»» | диплом II степени |
2004-2005 | Рыжикова Виктория | «Анализ уровня безработицы среди молодежи города Коврова» | диплом I степени |
2005-2006 | Крылова Дарья | «Социализация молодого человека в городе Коврове» | диплом I степени |
2006-2007 | Бузенков Кирилл | «Квартирный вопрос…(Обеспечение жильем молодых семей в городе Коврове в рамках национальной программы «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»)» | диплом I степени |
Щепунова Анна | «Состояние здоровья молодежи города Коврова и национальный проект в борьбе за его улучшение» | диплом II степени | |
2007-2008 | Шалунц Ани | «Малые предприятия города Коврова» | диплом I степени |
2008-2009 | Баранова Оксана | «Голодное брюхо к учению глухо» | диплом II степени |
Список победителей городского конкурса на знание прав потребителей и основ СПС Консультант Плюс в личном первенстве, командном и по различным номенациям
Учебный год | Ф.И. учащегося | Результат |
2005-2006 | Решетов Владимир | победитель |
Коротков Константин | победитель | |
команда | победитель | |
2006-2007 | Бузенков Кирилл | победитель |
команда | победитель | |
2007-2008 | Муращенко Иван | победитель |
команда | победитель | |
2008-2009 | Бабушкин Сергей | победитель |
команда | победитель | |
2009-2010 | Ассонов Андрей команда | 3 место |
Список участников научно-практических конференций, проводимых Ковровской Технологической Академией с презентацией своих работ
Учебный год | Ф.И. учащегося | Название работы | Результат |
2003-2004 | Лаврищев Антон | Анализ уровня жизни семей учащихся средней школы № 8 г. Коврова» | сертификат |
2005-2006 | Коротков Константин | Графический редактор | 2-е место |
2006-2007 | Бузенков Кирилл | «Где поставить точку?» | сертификат |
2006-2007 | Волков Денис | «Векторы в тригонометрии» | сертификат |
2006-2007 | Карналев Алексей | «Геометрическое место точек» | сертификат |
2007-2008 | Шалунц Ани | Малые предприятия г. Коврова | 2-е место |
2008-2009 | Баранова Оксана | Голодное брюхо к учению туго | 2-е место |
Предварительный просмотр:
Список учеников - победителей и призеров олимпиад
Математика Экономика
2006-2007 учебный год | 2006-2007 учебный год | |||||||
1 | Пронин Е. | 7 | 1 | 1 | Бузенков К. | 11 | 2 | |
2 | Бузенков К. | 11 | 2 | 2 | Волков Д. | 11 | 3 | |
3 | Блохин В. | 7 | 7 | 3 | Хабибулов А. | 11 | 7 | |
4 | Нуркаев И. | 9 | 8 | 4 | Карналев А. |
| 8 | |
5 | Волков Д. | 11 | 8 | 5 |
|
|
| |
6 | Пушкарев Д. | 9 | 9 | 6 |
|
|
| |
7 | Хабибулов А. | 11 | 9 | 7 |
|
|
| |
Математика | Экономика | |||||||
№ п/п | Ф.И. уч-ся | класс | место | № п/п | Ф.И. уч-ся | класс | место | |
2007-2008 учебный год | 2007-2008 учебный год | |||||||
1 | Лебедева В. | 6 | 2 | 1 | Скрябин Ю. | 11 | 3 | |
2 | Касинская К. | 6 | 4 | 2 | Муращенко И. | 11 | 4 | |
3 | Пронин Е. | 8 | 1 | 3 | Шилкин Е. | 11 | 5 | |
4 | Блохин В. | 8 | 2 | 4 | Плаксина Е. | 11 | 7 | |
5 | Нуркаев И. | 10 | 4 | 5 |
|
|
| |
6 | Селеджиев Д. | 10 | 7 | 6 |
|
|
| |
7 | Пушкарев Д. | 9 | 8 | 7 |
|
|
| |
Математика | Математика | |||||||
№ п/п | Ф.И. уч-ся | класс | место | № п/п | Ф.И. уч-ся | класс | место | |
2008-2009 учебный год | 2009-2010учебный год | |||||||
1 | Касинская К. | 7 | 1 | 1 | Касинская К. | 8 | 1 | |
2 | Лебедева В. | 7 | 4 | 2 | Лебедева В. | 8 | 4 | |
3 | Нуркаев И. | 11 | 5 | 3 | Постнов К. | 7 | 5 | |
4 | Селеджиев Д. | 11 | 7 | 4 | Галянкин | 7 | 7 | |
5 | Пушкарев Д. | 11 | 8 | 5 | Тароватов М. | 7 | 8 | |
Математика | ||||||||
№ п/п | Ф.И. уч-ся | класс | место | |||||
2010-2011учебный год | ||||||||
1 | Касинская К. | 9 | 1 | |||||
2 | Лебедева В. | 9 | 3 | |||||
3 | Тулюсина Аня | 7 | 3 |
Всероссийский «Молодежный математический чемпионат»
2010 год Дворникова Екатерина 5 класс призер лучший результат в городе (районе)
2011 год Касинская Кристина 9 класс призер лучший результат в городе (районе)
Предварительный просмотр:
Молодые учёные – мои ученики
№ п/п | ФИО | Научная степень, аспирантура |
1. | Баженова Светлана | Кандидат математических наук, мехмат МГУ, стажировка в Германии, Нидерландах |
2. | Гаврин Александр | Кандидат физико-технических наук, МФТИ |
3. | Морозов Денис | Кандидат физико-технических наук, Московский институт железнодорожного транспорта, стажировка в Германии |
4. | Малинникова Марина | Кандидат экономических наук, КГТА |
5. | Малинникова Елена | Аспирант кафедры экономики КГТА |
6. | Соколов Александр | Кандидат экономических наук, КГТА |
7. | Багдасарян Александр | МИЭТ |
8. | Евсяков Артём | Аспирант кафедры АСУ КГТА |
9. | Ивашкина Марина | Аспирант кафедры прикладной математики, Московский институт железнодорожного транспорта |
10. | Потапова Ирина | Магистратура, аспирант Ивановской текстильной Академии |
11. | Миронова Анна | Аспирант кафедры химии КГТА |
12. | Коротков Константин | Аспирант ВГУ, стажировка в Германии |