самообразование

Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл тема самообразования22.69 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ:

Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе.

«Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» (И.Г. Песталоцци).

       Несмотря на то, что вопросам обучения чтению в образовании всегда придавалось большое значение, задача развития читательской грамотности является новой областью для современной начальной школы.

     Исторически термин «грамотность» означает владение инструментом, позволяющим получать и передавать информацию в виде письменного текста.

      Слово «грамотность» произошло от греческого «grammata» — чтение и письмо.

        Грамотность, как определённая степень владения навыками устной и письменной речи является одним из важнейших показателей культурного уровня населения. Конкретное содержание понятия грамотность меняется на различных этапах экономического и политического развития общества вместе с повышением его культурных запросов.

          Словосочетание «читательская грамотность» — это возможность размышлять о прочитанном и использовать прочитанное инструментально, для достижения личных и общественных целей, в первую очередь для дальнейшего обучения. Читательская грамотность четвероклассников -это способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, требуемых обществом и (или) ценных для индивида. На основе разнообразных текстов юные читатели конструируют собственные значения. Они читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах и для удовольствия. 
Читательские действия включают в себя умения:

-вычитать детали (единицы информации), впрямую упомянутые в тексте;

-сделать прямые умозаключения из этой информации;

-интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста;

-оценить содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов.

       Интегрировать все детали текстового сообщения, устанавливать даже те связи, которые не высказаны автором напрямую, и интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста, реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и н формальные элементы текста (жанр, структуру, язык), — все эти читательские умения предполагают значительную свободу в обращении с текстом, в частности соотнесение позиции автора со своей собственной точкой зрения.

У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:

  1. умения, целиком основанные на тексте: извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;
  2. умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя».

     Выработаны представления об уровнях читательской грамотности, которые связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы. 
     Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Читатели высокого уровня готовы (при должном педагогическом руководстве) осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме. 

     Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту и помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с их опытом. 

      Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования. 

      В связи с новым пониманием и осмыслением понятия «читательская грамотность», определила ключевое направление работы на уроках и во внеурочной деятельности:

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ.

1. Планирование и проведение уроков на коммуникативно-деятельностной основе:

- новые подходы (диалог, работа в паре, группе);

- развитие критического мышления (анализ-синтез-оценка);

- талантливые и одарённые (обязательно использовать);

- возрастные особенности;

- управление и лидерство (учитель – консультант, наставник, но не диктатор; учитель руководит, учитывая интересы детей);

- оценивание обучения (отметка за результат; и для обучения- формативное: стимул для деятельности);

- использование интерактивного оборудования.

2. Использование приёмов:

Логические приёмы

                     Примеры заданий

1 уровень – знание  

Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать.

2 уровень -понимание

Описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по – другому.

3 уровень- использование  

Применить, проиллюстрировать

4 уровень-анализ

Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия

С изменением подхода к уроку изменилось качество урока.

Критерий

урока

Показатель

изменения

1.

Целеполагание

Учащиеся самостоятельно выходят на цели и задачи урока.

  2.

Признание ученика носителем субъективного опыта

Учитывается опыт учащихся

3.

Методы обучения на уроке

Частично- поисковый

4.

Тип урока

Различные типы уроков

5.

Этапы урока

Гибкая структура урока.

6.

Индивидуальная работа

Большая доля индивидуальной (самостоятельной) работы, вариативность на каждом этапе.

7.

Наглядность

Сочетание фронтальной и индивидуальной (преобладание индивидуальной)

8.

Формы организации

Сочетание фронтальной и групповой (преобладание групповой, парной работы)

9.

Рефлексия

Обязательный этап (личное отношение учащегося)

10.

Оценочная деятельность

Преобладает самооценка и взаимооценка

11.

Домашнее задание

Задание по выбору, вариативность, возможность выбора

3.Формирование и усвоение общеучебных умений и навыков (ОУУН)

- Техника чтения вслух (про себя)

- Осмысленность чтения

- Темп письма

- Длина речевого высказывания

- Составление плана

- Выделение главного

- Тезаурус

4.Работа над формированием ОУУН проводится систематически на уроках, включается в планирование урока, а контроль за усвоением ОУУН осуществляется 2 раза в год.

Предметы

Тематика проверки

Русский язык и литература

- Техника чтения вслух

- Техника чтения про себя

- Осмысленность чтения

- Темп письма

- Длина речевого высказывания

- Составление плана

- Выделение главного

 Естественные дисциплины

- Техника чтения про себя

- Осмысленность чтения

- Сравнение

Положение о проведении проверок

Чтение про себя и осмысленность прочитанного

     Чтение про себя и осмысленность прочитанного текста являются общеучебными умениями и навыками, способствующими улучшению качества обучения. Проверка чтения про себя и осмысленность чтения осуществляется 2 раза в год – в декабре и в апреле.

Цель проверки:

      Проверить беглость чтения учащихся про себя;

        Проверить уровень осмысленного чтения.

       Проверка осуществляется на различных дисциплинах в каждом классе.

        Выбор предметов произвольный. Анализу подвергается средний результат.

Порядок проведения:

    По команде учителя учащиеся читают указанный текст по предмету в течение минуты, затем самостоятельно производят подсчет количества прочитанных слов.

     Текст читается в течение 5 минут, затем учащиеся отвечают на 10 записанных на доске вопросов (вопросы предлагаются после прочтения). Вопросы предполагают проверку знаний текста и его понимание.

Осуществление проверки:

      Учитель сопоставляет результативность чтения с нормами (заносит в мониторинг класса)

      Классный руководитель просчитывает средний результат по нескольким предметам класса.

Осуществление мониторинга:

Количество слов, прочитанных про себя за минуту каждым учащимся;

Количество правильных ответов по вопросам осмысленности.

Положение о проведении тезауруса в школе

   Тезаурус – словарь понятий школьника – словарный минимум, которым должен овладеть школьник по всем предметам в течение года. Проверка освоения тезауруса осуществляется 2 раза в год – в декабре и апреле.

Цель проверки:

- проверить уровень грамотности в написании терминов;

- проверить правильность толкования терминов, точность определения сферы употребления.

Методы проверки: письменный контроль

Объекты контроля: учащиеся 2-4 класс

Объем проверки: 2-4 классы – 10-15 слов

Выбор предметов произвольный. Если учащиеся показывают высокий результат по предмету, данный предмет с проверки снимается.

Порядок проведения проверки:

     В течение 10 минут учитель диктует термины – учащиеся записывают в столбик, нумеруя, указывая в скобках область применения:

     В оставшееся время от урока учащиеся работают самостоятельно, давая толкование каждому термину.

Пример. Русский язык (2 класс)

Корень – это общая часть родственных слов.

Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? что?

Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делает? что сделает? и т.д.

Подлежащее – главный член предложения, который отвечает на вопросы: кто? что?

Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о подлежащем и отвечает на вопросы: что делает? что сделал? и т.д.

Синонимы – это слова, близкие по значению, но различные по написанию.

Антонимы – это слова противоположного значения.

Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.

     

       При использовании на уроках в начальной школе указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».