самообразование
Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тема самообразования | 22.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ:
Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе.
«Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» (И.Г. Песталоцци).
Несмотря на то, что вопросам обучения чтению в образовании всегда придавалось большое значение, задача развития читательской грамотности является новой областью для современной начальной школы.
Исторически термин «грамотность» означает владение инструментом, позволяющим получать и передавать информацию в виде письменного текста.
Слово «грамотность» произошло от греческого «grammata» — чтение и письмо.
Грамотность, как определённая степень владения навыками устной и письменной речи является одним из важнейших показателей культурного уровня населения. Конкретное содержание понятия грамотность меняется на различных этапах экономического и политического развития общества вместе с повышением его культурных запросов.
Словосочетание «читательская грамотность» — это возможность размышлять о прочитанном и использовать прочитанное инструментально, для достижения личных и общественных целей, в первую очередь для дальнейшего обучения. Читательская грамотность четвероклассников -это способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, требуемых обществом и (или) ценных для индивида. На основе разнообразных текстов юные читатели конструируют собственные значения. Они читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах и для удовольствия.
Читательские действия включают в себя умения:
-вычитать детали (единицы информации), впрямую упомянутые в тексте;
-сделать прямые умозаключения из этой информации;
-интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста;
-оценить содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов.
Интегрировать все детали текстового сообщения, устанавливать даже те связи, которые не высказаны автором напрямую, и интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста, реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и н формальные элементы текста (жанр, структуру, язык), — все эти читательские умения предполагают значительную свободу в обращении с текстом, в частности соотнесение позиции автора со своей собственной точкой зрения.
У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:
- умения, целиком основанные на тексте: извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;
- умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя».
Выработаны представления об уровнях читательской грамотности, которые связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы.
Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Читатели высокого уровня готовы (при должном педагогическом руководстве) осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме.
Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту и помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с их опытом.
Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования.
В связи с новым пониманием и осмыслением понятия «читательская грамотность», определила ключевое направление работы на уроках и во внеурочной деятельности:
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ.
1. Планирование и проведение уроков на коммуникативно-деятельностной основе:
- новые подходы (диалог, работа в паре, группе);
- развитие критического мышления (анализ-синтез-оценка);
- талантливые и одарённые (обязательно использовать);
- возрастные особенности;
- управление и лидерство (учитель – консультант, наставник, но не диктатор; учитель руководит, учитывая интересы детей);
- оценивание обучения (отметка за результат; и для обучения- формативное: стимул для деятельности);
- использование интерактивного оборудования.
2. Использование приёмов:
Логические приёмы | Примеры заданий |
1 уровень – знание | Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать. |
2 уровень -понимание | Описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по – другому. |
3 уровень- использование | Применить, проиллюстрировать |
4 уровень-анализ | Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия |
С изменением подхода к уроку изменилось качество урока.
Критерий | урока | Показатель | изменения |
1. | Целеполагание | Учащиеся самостоятельно выходят на цели и задачи урока. | |
2. | Признание ученика носителем субъективного опыта | Учитывается опыт учащихся | |
3. | Методы обучения на уроке | Частично- поисковый | |
4. | Тип урока | Различные типы уроков | |
5. | Этапы урока | Гибкая структура урока. | |
6. | Индивидуальная работа | Большая доля индивидуальной (самостоятельной) работы, вариативность на каждом этапе. | |
7. | Наглядность | Сочетание фронтальной и индивидуальной (преобладание индивидуальной) | |
8. | Формы организации | Сочетание фронтальной и групповой (преобладание групповой, парной работы) | |
9. | Рефлексия | Обязательный этап (личное отношение учащегося) | |
10. | Оценочная деятельность | Преобладает самооценка и взаимооценка | |
11. | Домашнее задание | Задание по выбору, вариативность, возможность выбора |
3.Формирование и усвоение общеучебных умений и навыков (ОУУН)
- Техника чтения вслух (про себя)
- Осмысленность чтения
- Темп письма
- Длина речевого высказывания
- Составление плана
- Выделение главного
- Тезаурус
4.Работа над формированием ОУУН проводится систематически на уроках, включается в планирование урока, а контроль за усвоением ОУУН осуществляется 2 раза в год.
Предметы | Тематика проверки | ||
Русский язык и литература | - Техника чтения вслух - Техника чтения про себя - Осмысленность чтения - Темп письма - Длина речевого высказывания - Составление плана - Выделение главного | ||
Естественные дисциплины | - Техника чтения про себя - Осмысленность чтения - Сравнение |
Положение о проведении проверок
Чтение про себя и осмысленность прочитанного
Чтение про себя и осмысленность прочитанного текста являются общеучебными умениями и навыками, способствующими улучшению качества обучения. Проверка чтения про себя и осмысленность чтения осуществляется 2 раза в год – в декабре и в апреле.
Цель проверки:
Проверить беглость чтения учащихся про себя;
Проверить уровень осмысленного чтения.
Проверка осуществляется на различных дисциплинах в каждом классе.
Выбор предметов произвольный. Анализу подвергается средний результат.
Порядок проведения:
По команде учителя учащиеся читают указанный текст по предмету в течение минуты, затем самостоятельно производят подсчет количества прочитанных слов.
Текст читается в течение 5 минут, затем учащиеся отвечают на 10 записанных на доске вопросов (вопросы предлагаются после прочтения). Вопросы предполагают проверку знаний текста и его понимание.
Осуществление проверки:
Учитель сопоставляет результативность чтения с нормами (заносит в мониторинг класса)
Классный руководитель просчитывает средний результат по нескольким предметам класса.
Осуществление мониторинга:
Количество слов, прочитанных про себя за минуту каждым учащимся;
Количество правильных ответов по вопросам осмысленности.
Положение о проведении тезауруса в школе
Тезаурус – словарь понятий школьника – словарный минимум, которым должен овладеть школьник по всем предметам в течение года. Проверка освоения тезауруса осуществляется 2 раза в год – в декабре и апреле.
Цель проверки:
- проверить уровень грамотности в написании терминов;
- проверить правильность толкования терминов, точность определения сферы употребления.
Методы проверки: письменный контроль
Объекты контроля: учащиеся 2-4 класс
Объем проверки: 2-4 классы – 10-15 слов
Выбор предметов произвольный. Если учащиеся показывают высокий результат по предмету, данный предмет с проверки снимается.
Порядок проведения проверки: В течение 10 минут учитель диктует термины – учащиеся записывают в столбик, нумеруя, указывая в скобках область применения: В оставшееся время от урока учащиеся работают самостоятельно, давая толкование каждому термину. Пример. Русский язык (2 класс) Корень – это общая часть родственных слов. Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? что? Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делает? что сделает? и т.д. Подлежащее – главный член предложения, который отвечает на вопросы: кто? что? Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о подлежащем и отвечает на вопросы: что делает? что сделал? и т.д. Синонимы – это слова, близкие по значению, но различные по написанию. Антонимы – это слова противоположного значения. Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.
При использовании на уроках в начальной школе указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность». |