Рабочая программа по внеурочной деятельности

"Путешествие в страну Этикета", 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности

“Путешествие по стране Этикета”

                                  3 класс

Учитель: Бердова Лариса Александровна

Калининград

2020 год

Пояснительная записка

      Программа внеурочной деятельности “Путешествие по стране Этикета” способствует воспитанию личности человека, сохранению и развитию в ребенке стремления к духовным ценностям человеческой жизни, формированию высоконравственной личности, легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, ответственной за себя, своих близких, культуру, страну. Этическое воспитание личности необходимо для  нравственного совершенствования ребенка. Занятия помогут растущему человеку постигать нормы человеческого общения и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития.

Цель программы:

- освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

Задачи:

- познакомить воспитанников с историей этикета, с навыками культурного поведения, с правилами, нормами поведения в общественных местах. Дать детям представление о нравственных ценностях как составной части культуры;

- воспитывать уважительное отношение к себе, уважительное и тактичное отношение к личности другого человека. Сформировать убеждение в необходимости этического регулирования человеческих взаимоотношений;

- обеспечить условия для выработки оценочного отношения к себе, окружающему миру, для закрепления у детей правил хорошего поведения, доброго отношения к людям;

- формировать устойчивую положительную самооценку младших школьников. Развивать желание самосовершенствоваться, развиваться всесторонне, гармонично.

    Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и предметными результатами. В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции. Игровой принцип обучения соответствует возрастным особенностям ребенка. Формы работы: ролевые игры, рисование, конкурсы, викторины, тесты, беседы.

                                          Место в учебном плане.

 Программа рассчитана на 10 часов (1 час в неделю) с продолжительностью занятия 35 минут.

Ценностные ориентиры содержания внеурочных занятий.

   Содержание программы «Путешествие по стране Этикета» создаёт возможность для приобщения учащихся к духовным богатствам человечества, что помогает формировать гармоничную, творческую личность будущего человека, способную к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти свое место в ней.

                                   Планируемые результаты.

   В результате освоения программы «Путешествие по стране Этикета» формируются

Предметные умения:

представлять основные этические нормы, принятые в обществе;

знать принципы этикета и главные правила хорошего тона;

владеть основами психологической грамотности, необходимыми для успешного общения;

уметь компетентно вести себя в бытовых и коммуникативных ситуациях;

уметь оценивать и корректировать поведение в соответствии с моральными нормами.

Регулятивные умения:

 принимать и сохранять учебную задачу;

 учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;

 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей и других людей;

 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок;

 использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;

— уметь работать в парах и группах;

— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

строить сообщения в устной и письменной форме;

 осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные учебные умения:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Личностные учебные действия:

ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

знать основные моральные нормы и ориентироваться на их выполнение;

развивать этические чувства как регуляторы морального поведения;

— быть готовым к нравственному совершенствованию, индивидуально ответственному поведению;

осознавать ценности личности других людей, толерантность.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование темы

Кол-во часов

1

Азбука вежливости.

1

2

Золотое правило этики.

1

3

Простые правила этикета. Из истории правил этикета.

1

4

Повседневный этикет.

1

5

Поведение в общественных местах.

1

6

Этика отношений с окружающими.

1

7

О дружбе мальчиков и девочек.

1

8

Мой класс – мои друзья.

1

9

Правила беседы и культуры речи.

1

10

«Ежели вы вежливы». Урок-квест.

1

Итого

10

Список литературы

Для учителя:

  1. Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”, 1988г.
  2. Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
  3. Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998г.
  4. Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000г.
  5.   Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
  6. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
  7. Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006г.
  8. Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983г.
  9. Симановский А.Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996г.
  10. Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
  11. Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990.
  12. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. -  М.: Школа-Пресс, 1999г.
  13. Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.