Рабочая программа по внеурочной деятельности
"Путешествие в страну Этикета", 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_puteshestvie_v_stranu_etiketa_3_klass.docx | 20.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности
“Путешествие по стране Этикета”
3 класс
Учитель: Бердова Лариса Александровна
Калининград
2020 год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности “Путешествие по стране Этикета” способствует воспитанию личности человека, сохранению и развитию в ребенке стремления к духовным ценностям человеческой жизни, формированию высоконравственной личности, легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, ответственной за себя, своих близких, культуру, страну. Этическое воспитание личности необходимо для нравственного совершенствования ребенка. Занятия помогут растущему человеку постигать нормы человеческого общения и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития.
Цель программы:
- освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.
Задачи:
- познакомить воспитанников с историей этикета, с навыками культурного поведения, с правилами, нормами поведения в общественных местах. Дать детям представление о нравственных ценностях как составной части культуры;
- воспитывать уважительное отношение к себе, уважительное и тактичное отношение к личности другого человека. Сформировать убеждение в необходимости этического регулирования человеческих взаимоотношений;
- обеспечить условия для выработки оценочного отношения к себе, окружающему миру, для закрепления у детей правил хорошего поведения, доброго отношения к людям;
- формировать устойчивую положительную самооценку младших школьников. Развивать желание самосовершенствоваться, развиваться всесторонне, гармонично.
Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и предметными результатами. В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции. Игровой принцип обучения соответствует возрастным особенностям ребенка. Формы работы: ролевые игры, рисование, конкурсы, викторины, тесты, беседы.
Место в учебном плане.
Программа рассчитана на 10 часов (1 час в неделю) с продолжительностью занятия 35 минут.
Ценностные ориентиры содержания внеурочных занятий.
Содержание программы «Путешествие по стране Этикета» создаёт возможность для приобщения учащихся к духовным богатствам человечества, что помогает формировать гармоничную, творческую личность будущего человека, способную к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти свое место в ней.
Планируемые результаты.
В результате освоения программы «Путешествие по стране Этикета» формируются
Предметные умения:
— представлять основные этические нормы, принятые в обществе;
— знать принципы этикета и главные правила хорошего тона;
— владеть основами психологической грамотности, необходимыми для успешного общения;
— уметь компетентно вести себя в бытовых и коммуникативных ситуациях;
— уметь оценивать и корректировать поведение в соответствии с моральными нормами.
Регулятивные умения:
— принимать и сохранять учебную задачу;
— учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;
— адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей и других людей;
— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок;
— использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;
— уметь работать в парах и группах;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
— строить сообщения в устной и письменной форме;
— осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные учебные умения:
— адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
— допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;
— учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
— формулировать собственное мнение и позицию;
— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
Личностные учебные действия:
— ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
— знать основные моральные нормы и ориентироваться на их выполнение;
— развивать этические чувства как регуляторы морального поведения;
— быть готовым к нравственному совершенствованию, индивидуально ответственному поведению;
— осознавать ценности личности других людей, толерантность.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов |
1 | Азбука вежливости. | 1 |
2 | Золотое правило этики. | 1 |
3 | Простые правила этикета. Из истории правил этикета. | 1 |
4 | Повседневный этикет. | 1 |
5 | Поведение в общественных местах. | 1 |
6 | Этика отношений с окружающими. | 1 |
7 | О дружбе мальчиков и девочек. | 1 |
8 | Мой класс – мои друзья. | 1 |
9 | Правила беседы и культуры речи. | 1 |
10 | «Ежели вы вежливы». Урок-квест. | 1 |
Итого | 10 |
Список литературы
Для учителя:
- Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”, 1988г.
- Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
- Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998г.
- Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000г.
- Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
- Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
- Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006г.
- Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983г.
- Симановский А.Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996г.
- Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
- Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990.
- Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. - М.: Школа-Пресс, 1999г.
- Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.