Рабочая программа дополнительного образования "Умники и умницы" 1 класс
Рабочая программа дополнительного образования 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 21.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа дополнительного образования
«Умники и умницы»
1 класс
Учитель: Бердова Лариса Александровна
Калининград
2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа создана с целью реализации миссии школы, направленной на создание благоприятных условий для получения качественного и доступного образования, полноценной самореализации и успешности каждого ученика с учетом его склонностей и способностей.
В основе программы лежит авторская программа курса «Юным умникам и умницам» (Холодова ОА. Юным умникам и умницам. Программа курса «РПС». – М.: РОСТ, 2012).
Курс «Умники и умницы» направлен на формирование активной позиции учащихся, способных решать сложные задачи с учетом возрастных возможностей детей. Содержание курса носит интегративный характер, объединяя знания различных дисциплин. Курс дополняет учебные предметы нестандартными и практическими заданиями. У второклассников будут развиваться внимание, наблюдательность, сообразительность, интуиция, речь, логические представления, умение мыслить творчески, применять в рассуждениях логические цепочки, аргументировано обосновывать свои действия, выдвигать и проверять различные гипотезы.
Духовно-нравственный компонент: формирование умственной культуры через понимание необходимости знаний, стремления к успеху.
Цел ьпрограммы: развитие познавательных способностей учащихся, на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи:
1)развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2)развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
3)развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
4)формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
5)развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
6)формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7)формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков.
При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний второклассниками.
Программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю) с продолжительностью занятия 40 минут, что соответствует требованиям СанПиНа 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010.
Предложенный материал имеет принцип «спирали» через каждые 7 занятий задания повторяются; материал располагается от простого к сложному, от наглядного представления к абстрактно-логическому. Каждое занятие включает «мозговой штурм», игровые и соревновательные элементы. Некоторые задания имеют пропедевтический характер и помогут подготовить учащихся к изучению дальнейших тем курса. Объем материала постепенно увеличивается, наращивается темп выполнения заданий. Присутствует постоянная смена видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Содержание программы
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребенка.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания.
В курсе используются задачи разной сложности.
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
В данной программе занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой. Создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.
Все задания можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- определять и высказывать простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
-в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности
- проговаривать последовательность действий
- учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради - учиться работать по предложенному учителем и составленному самостоятельно плану
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других
- читать и пересказывать текст
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам
- выделять существенные признаки предметов
- сравнивать между собой предметы, явления
- обобщать, делать выводы
- классифицировать явления, предметы
- определять последовательность событий
- судить о противоположных явлениях
- давать определения тем или иным понятиям
- выявлять функциональные отношения между понятиями
- выявлять закономерности и проводить аналогии
Формы организации учебного процесса: занятие-практикум, комбинированное занятие.
Методы контроля: наблюдение за деятельностью ученика, выполнение заданий, участие в интеллектуальных конкурсах, в том числе дистанционных.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Холодова О. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)». – М: РОСТ книга, 2017 г.
Тематическое планирование
Название темы | Кол-во часов | Содержание занятия | Характеристика деятельности учащихся |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления (вводный урок). | 1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы, предметы по цвету, форме, размеру. Выделять черты сходства и различия, закономерности, признаки разных предметов. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание, целенаправленное и осмысленное наблюдение, чувство времени, веса, расположенности в пространстве. Давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками, несложные определения понятиям. Объяснять значение слов и выражений. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки, преобразовывать фигуры. Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств, признаки геометрических фигур. Определять на глаз размеры предмета, главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. Излагать свои мысли ясно и последовательно. Ориентироваться в пространстве. |
Развитие концентрации внимания. | 5 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. | |
Тренировка слуховой памяти. | 5 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | |
Тренировка зрительной памяти. | 4 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления | |
Развитие аналитических способностей. | 1 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | |
Совершенствование воображения. | 4 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | |
Развитие логического мышления. | 3 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | |
Тренировка внимания. | 5 | Тренировка внимания. Развитие мышления. | |
Развитие быстроты реакции. | 4 | Развитие быстроты реакции. | |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | |
Итого | 33 |