Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа дополнительного образования "Русский с увлечением", 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа дополнительного образования

 «Русский язык с увлечением»

2 класс

Учитель: Бердова Лариса Александровна

Калининград

2019 год

Пояснительная записка

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:  социально-педагогическая.

Данная программа актуальна и необходима, так как предназначена для повышения мотивации младших школьников к обучению русскому языку, стремлению развивать свои интеллектуальные возможности, позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Необходимость курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она на занимательном грамматическом материале позволяет расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения

Адресат программы. Данная программа составлена для учащихся 2 класса. Курс «Русский язык с увлечением»  учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу  включены подвижные лингвистические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения различных заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации  занятий используется  принцип свободного перемещения по классу, работа в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

        Объем и срок освоения программы – 1 год обучения - 30 часов, по 1 часу в неделю.

        Форма обучения – очная.

        Особенности организации образовательного процесса

        Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как творческую,  коллективную  деятельность учащихся в разноуровневых подгруппах, состав которых может меняться.

        Состав группы- постоянный.

        Цель -  развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.

       

                                                             Задачи

Обучающие: развитие познавательного интереса к предмету, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, развитие мотивации, развитие наблюдательности, орфографической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески.

Развивающие: развитие самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности, формирование потребностей в самопознании, саморазвитии.

Воспитывающие: формирование у обучающихся социальной активности, гражданской позиции, культуры общения.

                                            Содержание программы

  Содержание курса грамматики строится на основе:

- системно-деятельностного подхода;

- системного подхода к отбору содержания и последовательности изучения грамматических понятий.

В курсе «Русский язык с увлечением» реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке;
5) овладение орфографией и пунктуацией;
6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
7) развитие чувства языка.

Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи–ши, чу–щу, ча–ща, безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого-звуковой и звуко-буквенный анализ слов.

В процессе изучения курса закладываются основы для развития детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными словами, суффиксом, приставкой, графическим обозначением этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов.

     В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.

Из области морфологии учащиеся получают представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.

Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов идёт целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности.

Учебный план:

п/п

Название темы, раздела

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

Волшебная страна «Фонетика»

8 часов

2

6

Викторина

Волшебная страна «Грамматика»

8 часов

2

6

Тестирование

В стране «Слов»

5 часа

1

4

Самостоятельная работа

В гостях у частей речи

7 часов

2

5

Самостоятельная работа

Упражнения для закрепления

6 часов

1

5

Самостоятельная работа


                                       Содержание учебного плана

            Волшебная страна «Фонетика» (8 часов) Волшебная страна “Фонетика”. Сказка о Звуках и Буквах. Можно ли писать без букв? Анкетирование. Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах. Игры “Расколдуй слово”, “Да-нет”. Удивительные звуки. Игры “Невидимки звуки”, “Читай наоборот”. Тест на развитие слухового внимания. Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка “Про ошибку”. Игра “Найди пару”. Звонкие и глухие “одиночки”. Почему они так называются . Игра – сказка “Пропавшие имена”. Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Звуки и буквы. Викторина “Интересные буквы и звуки”.

               Волшебная страна «Грамматика» (8 часов) Добрый “волшебник” – Ударение. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения. Игры “Помоги Незнайке”, “Удивительные превращения”. Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь – твой помощник. Добрый “волшебник” - Ударение. Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака. Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака.

               В стране «Слов» (3 часа) Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву …”. Крылатые слова и выражения, происхождение слов. Как нужно говорить? Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов.

                 В гостях у частей речи (5 часов) Существительные – слова с предметным значением. Сказка “Приключение в стране “Имя Существительное””. Приключения в стране “Имя существительное”. Приключения в стране “Имя прилагательное”. Дружба имени существительного с именем прилагательным. Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол!

           Упражнения для закрепления (6 часов) Легкие головоломки. Технология составление головоломок. Волшебный клубок орфограмм. Рассказ – беседа о роли орфографии. Играем в загадки. Технология составления загадок. Праздничный урок «Путешествие не заканчивается…»

                                            Планируемые результаты

   

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

воспитание чувства справедливости, ответственности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметными результатами являются:

способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;

владение базовым понятийным аппаратом (доступным для     осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин;

              умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать,                    

Предметными результатами являются:

            овладение начальными представлениями о нормах русского литературного    языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;

 умение проверять написанное;

умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

 способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Календарный учебный график.

п/п

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Форма контроля

групповая

1 ч.

Волшебная страна «Фонетика»

групповая

1 ч.

Волшебная страна «Фонетика»

групповая

1 ч.

Волшебная страна «Фонетика»

групповая

1 ч.

Волшебная страна «Фонетика»

групповая

1 ч.

Волшебная страна «Фонетика»

Практическая работа

групповая

1 ч.

Волшебная страна «Фонетика»

групповая

1 ч.

Волшебная страна «Фонетика»

групповая

1 ч.

Волшебная страна «Фонетика»

Викторина

групповая

1 ч.

Волшебная страна «Грамматика»

групповая

1 ч.

Волшебная страна «Грамматика»

групповая

1 ч.

Волшебная страна «Грамматика»

групповая

1 ч.

Волшебная страна «Грамматика»

Практическая работа

групповая

1 ч.

Волшебная страна «Грамматика»

групповая

1 ч.

Волшебная страна «Грамматика»

групповая

1 ч.

Волшебная страна «Грамматика»

групповая

1 ч.

Волшебная страна «Грамматика»

Тестирование

групповая

1 ч.

В стране «Слов»

групповая

1 ч.

В стране «Слов»

групповая

1 ч.

В стране «Слов»

Самостоятельная работа

групповая

1 ч.

В гостях у частей речи

групповая

1 ч.

В гостях у частей речи

групповая

1 ч.

В гостях у частей речи

групповая

1 ч.

В гостях у частей речи

групповая

1 ч.

В гостях у частей речи

Самостоятельная работа

групповая

1 ч.

Упражнения для закрепления

групповая

1 ч.

Упражнения для закрепления

групповая

1 ч.

Упражнения для закрепления

групповая

1 ч.

Упражнения для закрепления

групповая

1 ч.

Упражнения для закрепления

групповая

1 ч.

Упражнения для закрепления

Самостоятельная работа

                                 Условия реализации программы.

   Материально-техническое обеспечение программы:

Занятия проводятся в учебном кабинете.

  • перечень оборудования учебного кабинета: классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов;
  • перечень технических средств обучения: компьютер, принтер, мультимедиа-проектор;
  • учебный комплект на каждого обучающегося: тетрадь, ручка, карандаш, цветные карандаши.

            Методическое обеспечение:

  • банк заданий по русскому языку разного типа;
  • дидактические материалы.

Формы аттестации:

  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы;
  • самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».

Список литературы

1. В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. Занимательно о русском языке. Ленинград. «Просвещение». Ленинградское отделение, 1990
2. А. Т. Арсирий, Г. М. Дмитриева. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть первая. М. Учпедгиз. 1963.
3. А. Т. Арсирий. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть 2.изд. «Просвещение», М., 1967.
4.  Григорьян Л. Т. Язык мой – друг мой. (Материалы для внеклассной работы по русскому языку). Пособие для учителей. М. «Просвещение», 1976
5. Интернет-ресурсы