Рабочая программа по русскому языку 1 класс

Меньшикова Татьяна Владимировна

Рабочая программа по предмету «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31. 05. 2021г. № 286 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021г. № 64100),  ориентирована на целевые приори­теты, сформулированные в Примерной программе воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объедине­ния по общему образованию (протокол от 02 .06 . 2020 г . № 2/20) .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_russkomu_yazyku_1_klass.docx78.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма

Рассмотрено

на педагогическом совете

протокол от________№_____

Утверждено

приказом директора школы

от _________ №____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  русскому языку

1 класс

Учитель: Меньшикова Татьяна Владимировна,

 высшая квалификационная категория

Когалым,

2021 - 2022

учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Русский язык» разработана на основе следующих документов:

1. Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации».

2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31. 05. 2021г. № 286 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021г. № 64100),  ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 02 .06 . 2020 г . № 2/20) .

3. Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.

Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
  • овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом;
  • овладение первоначальными научными представлениями о        системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфе- мике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
  • развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию

Место предмета в учебном плане

В 1  классе — 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели).

Учебно-методический комплект

Для реализации программного содержания курса «Русский язык» используются следующие учебники и учебные пособия:

1. Горецкий В. Г. Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение.

2. Горецкий В.Г. Прописи. 1 класс. В 4-х ч. – М.: Просвещение.

 3. Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык» 1 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.

Содержание курса в 1 классе. Обучение грамоте.

Развитие речи. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Понимание текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух. Слово и предложение. Различение слова и предложения Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Фонетика. Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Установление последовательности звуков в слове и количества звуков Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих Определение места ударения. Слог как минимальная произносительная единица. Количество слогов в слове. Ударный слог.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука Слоговой принцип русской графики . Буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости согласных звуков . Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова. Последовательность букв в русском алфавите.

Чтение. Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений Выразительное чтение на материале небольших прозаических текстов и стихотворений. Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми словами) Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Ориентация на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски Гигиенические требования, которые необходимо соблюдать во время письма. Начертание письменных прописных и строчных букв Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм Письмо разборчивым, аккуратным почерком Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением Приёмы и последовательность правильного списывания текста. Функция небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Орфография и пунктуация. Правила правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; прописная буква в начале предложения, в именах собственных (имена людей, клички животных); перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения.

Систематический курс

Общие сведения о языке. Язык как основное средство человеческого общения. Цели и ситуации общения.

Фонетика. Звуки речи . Гласные и согласные звуки, их различение . Ударение в слове . Гласные ударные и безударные . Твёрдые и мягкие согласные звуки, их различение Звонкие и глухие согласные звуки, их различение . Согласный звук [й’] и гласный звук [и] . Шипящие [ж], [ш], [ч’], [щ’] . Слог Количество слогов в слове Ударный слог Деление слов на слоги (простые случаи, без стечения согласных)

Графика. Звук и буква Различение звуков и букв Обозначение на письме твёрдости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э; слова с буквой э Обозначение на письме мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я, и . Функции букв е, ё, ю, я . Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь. Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса. Русский алфавит: правильное название букв, их последовательность . Использование алфавита для упорядочения списка слов.

Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике)

Лексика. Слово как единица языка (ознакомление). Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета (ознакомление). Выявление слов, значение которых требует уточнения.

Синтаксис. Предложение как единица языка (ознакомление). Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием) Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов. Восстановление деформированных предложений Составление предложений из набора форм слов.

Орфография и пунктуация.

Правила правописания и их применение:

  • раздельное написание слов в предложении;
  • прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в именах и фамилиях людей, кличках животных;
  • перенос слов (без учёта морфемного членения слова);
  • гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу;
  • сочетания чк, чн;
  • слова с непроверяемыми гласными и согласными (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
  • знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.

Развитие речи. Алгоритм списывания текста. Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи (ознакомление). Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение Ситуации устного общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписи). Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой)

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные  результаты: 

-осмыслить позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;

-осмыслить значение общения для передачи и получения информации;

-формировать уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа  и как к государственному языку;

-формировать интерес к языковой и речевой деятельности, осваивать правила общения;

-получать представление о многообразии  окружающего мира и  духовных традициях русского народа;

-получать представление о этических чувствах (доброжелательности,  сочувствия, сопереживания, миролюбия, терпения и т.д.);

-получать первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

-формировать потребность  к творческой  деятельности.

-осмыслить позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;

-осмыслить значение общения для передачи и получения информации;

-формировать уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа  и как к государственному языку;

-формировать интерес к языковой и речевой деятельности, осваивать правила общения;

-получать представление о многообразии  окружающего мира и  духовных традициях русского народа;

-получать представлениео этических чувствах (доброжелательности,  сочувствия, сопереживания, миролюбия, терпения и т.д.);

-получать первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

-формировать потребность  к творческой  деятельности.

Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:

гражданско-патриотического воспитания:

  • становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
  • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
  • уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;
  • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;

духовно-нравственного воспитания:

  • признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
  • проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

эстетического воспитания:

  • уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
  • стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;

физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
  • бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

трудового воспитания:

  • осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;

экологического воспитания:

  • бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
  • неприятие действий, приносящих ей вред;

ценности научного познания:

  • первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
  • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании

Познавательные универсальные учебные действия:

-сравнивать звуки в соответствии с учебной задачей;

-сравнивать звуковой и буквенный состав слова в соответствии с учебной задачей;

-устанавливать основания для сравнения звуков, слов (на основе образца);

-характеризовать звуки по заданным признакам; приводить примеры гласных звуков; твёрдых согласных, мягких согласных, звонких согласных, глухих согласных звуков; слов с заданным звуком;

-проводить изменения звуковой модели по предложенному учителем правилу, подбирать слова к модели;

-формулировать выводы о соответствии звукового и буквенного состава слова;

-использовать алфавит для самостоятельного упорядочивания списка слов

Работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации: уточнять написание слова по орфографическому словарику учебника; место ударения в слове по перечню слов, отрабатываемых в учебнике;
  • анализировать графическую информацию — модели звукового состава слова;
  • самостоятельно создавать модели звукового состава слова

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать в процессе общения нормы речевого этикета; соблюдать правила ведения диалога;
  •     воспринимать разные точки зрения;
  • в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу;
  • строить устное речевое высказывание об обозначении звуков буквами; о звуковом и буквенном составе слова

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • выстраивать последовательность учебных операций при проведении звукового анализа слова;
  • выстраивать последовательность учебных операций при списывании;
  • удерживать учебную задачу при проведении звукового анализа, при обозначении звуков буквами, при списывании текста, при письме под диктовку;
  • находить указанную ошибку, допущенную при проведении звукового анализа, при письме под диктовку или списывании слов, предложений;
  • оценивать правильность написания букв, соединений букв, слов, предложений
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить план действий по её достижению, распределять роли, договариваться, учитывать интересы и мнения участников совместной работы;
  • ответственно выполнять свою часть работы

Предметные результаты.

К концу обучения в первом классе обучающийся научится:

  • различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;
  •    вычленять звуки из слова;
  • различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в слове согласный звук [й’] и гласный звук [и]);
  • различать ударные и безударные гласные звуки;
  • различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие (вне слова и в слове);
  • различать понятия «звук» и «буква»;
  • определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые случаи: слова без стечения согласных); определять в слове ударный слог;
  • обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я и буквой ь в конце слова;
  • правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание последовательности букв русского алфавита для упорядочения небольшого списка слов;
  • писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;
  • применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных); перенос слов по слогам (простые случаи: слова из слогов типа «согласный + гласный»); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
  • правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 25 слов;
  • писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из 3—5 слов, тексты объёмом не более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением;
  • находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
  • понимать прослушанный текст;
  • читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;
  • находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;
  • составлять предложение из набора форм слов;
  • устно составлять текст из 3—5 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям;
  • использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.

Тематическое планирование.

п/п

Тема, раздел курса

Программное

содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся

Основные направления воспитательной деятельности

1

Развитие речи (8 ч)

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам  занятий, наблюдений.

Понимание текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух.

Работа с серией сюжетных картинок, выстроенных в правильной последовательности: анализ изображённых событий, обсуждение сюжета, составление устного рассказа с опорой на картинки.

Работа с серией сюжетных картинок с нарушенной последовательностью, анализ изображённых событий, установление правильной последовательности событий, объяснение ошибки художника, внесение изменений в последовательность картинок, составление устного рассказа по восстановленной серии картинок.

Совместная работа по составлению небольших рассказов повествовательного характера (например, рассказ о случаях из школьной жизни и т. д.).

Совместная работа по составлению небольших рассказов описательного характера (например, описание как результат совместных наблюдений, описание модели звукового состава слова и т. д.).

Самостоятельная работа: составление короткого рассказа по опорным словам.

Учебный диалог по результатам совместного составления рассказов, объяснение уместности или неуместности использования тех или иных речевых средств, участие в диалоге, высказывание и обоснование своей точки зрения.

Слушание текста, понимание текста при его прослушивании

1. Гражданское воспитание.

2. Патриотическое воспитание.

3. Духовно-нравственное воспитание.

5. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия.

2

Слово и предложение (5 ч)

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение предложения. Различение слова и обозначаемого им предмета. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Активизация и расширение словарного запаса. Включение слов в предложение. Осознание единства звукового состава слова и его значения

Совместная работа: придумывание предложения с заданным словом.

Игровое упражнение «Снежный ком»: распространение предложений с добавлением слова по цепочке.

Игра «Живые слова» (дети играют роль слов в предложении, идёт перестановка слов в предложении, прочтение получившегося).

Моделирование предложения: определение количества слов в предложении и обозначение каждого слова полоской. Самостоятельная работа: определение количества слов в предложении, обозначение слов полосками.

Работа с моделью предложения: изменение предложения в соответствии с изменением модели. Игровое упражнение «Придумай предложение по модели». Игра «Исправь ошибку в предложении» (корректировка предложений, содержащих смысловые и грамматические ошибки). Учебный диалог «Что можно сделать с предметом, а что можно сделать со словом, называющим этот предмет?», участие в диалоге помогает первоклассникам начать различать слово и обозначаемый им предмет

4. Эстетическое воспитание.

6. Трудовое воспитание.

3

Фонетика

(25 ч)

Звуки речи. Интонационное выделение звука в слове. Определение частотного звука в стихотворении. Называние слов с заданным звуком. Дифференциация близких по акустико-артикуляционным признакам звуков. Установление последовательности звуков в слове и количества звуков. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Особенность гласных звуков. Особенность согласных звуков. Различение гласных и согласных звуков. Определение места ударения. Различение гласных ударных и безударных. Ударный слог.

Твёрдость и мягкость согласных звуков как смыслоразличительная функция. Различение твёрдых и мягких согласных звуков. Дифференциация парных по твёрдости — мягкости согласных звуков. Дифференциация парных по звонкости — глухости звуков(без введения терминов «звонкость», «глухость»).

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая функция гласных звуков. Определение количества слогов в слове. Деление слов на слоги (простые однозначные случаи)

Игровое упражнение «Скажи так, как я» (отрабатывается умение воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове).

Игровое упражнение «Есть ли в слове заданный звук?» (ловить мяч нужно только тогда, когда ведущий называет слово с заданным звуком, отрабатывается умение определять наличие заданного звука в слове).

Игра-соревнование «Кто запомнит больше слов с заданным звуком при прослушивании стихотворения».

Упражнение: подбор слов с заданным звуком.

Работа с моделью: выбрать нужную модель в зависимости от места заданного звука в слове (начало, середина, конец слова).

Совместная работа: группировка слов по первому звуку (по последнему звуку), по наличию близких в акустико-

артикуляционном отношении звуков ([н] — [м], [р] — [л],

[с] — [ш] и др.).

Игра «Живые звуки»: моделирование звукового состава слова в игровых ситуациях.

Моделирование звукового состава слов с использованием фишек разного цвета для фиксации качественных характеристик звуков. Совместное выполнение задания: проанализировать предложенную модель звукового состава слова и рассказать о ней. Творческое задание: подбор слов, соответствующих заданной модели.

Работа в парах: сравнение двух моделей звукового состава (нахождение сходства и различия).

Дифференцированное задание: соотнесение слов с соответствующими им моделями.

Комментированное выполнение задания: группировка звуков по заданному основанию (например, твёрдые — мягкие согласные звуки).

Учебный диалог «Чем гласные звуки отличаются по произношению от согласных звуков?»; как результат участия в диалоге: различение гласных и согласных звуков по отсутствию/наличию преграды.

Игровое упражнение «Назови братца» (парный по твёрдости — мягкости звук).

Учебный диалог «Чем твёрдые согласные звуки отличаются от мягких согласных звуков? ».

Совместная работа: характеристика особенностей гласных, согласных звуков, обоснование своей точки зрения, выслушивание одноклассников.

Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.

Комментированное выполнение упражнения по определению количества слогов в слове, приведение доказательства. Работа в парах: подбор слов с заданным количеством слогов. Дифференцированное задание: подбор слова с заданным ударным гласным звуком. Работа со слого ударными схемами: подбор слов, соответствующих схеме.

Работа в группах: объединять слова по количеству слогов в слове и месту ударения.

Работа в группах: нахождение и исправление ошибок, допущенных при делении слов на слоги, в определении ударного звука

3. Духовно-нравственное воспитание.

4. Эстетическое воспитание.

4

Графика (изучается параллельно с разделом «Чтение»)

Звук и буква. Буква как знак звука. Различение звука и буквы. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Овладение слоговым принципом русской графики. Буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости согласных звуков.

Функции букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге: обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость предшествующего согласного. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова. Разные способы обозначения буквами звука [й’]. Функция букв ь и ъ. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв

Игровое упражнение «Найди нужную букву» (отрабатывается умение соотносить звук и соответствующую ему букву). Совместная работа: объяснение функции букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости предшествующих согласных звуков.

Упражнение: дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки ([с] — [з], [ш] — [ж], [с] — [ш], [з] — [ж], [р] — [л], [ц] — [ч’] и т. д.), и буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (о — а, и — у, п — т , л — м, х — ж, ш — т, в — д и т. д.).

Дифференцированное задание: группировка слов в зависимости от способа обозначения звука [й’].

Учебный диалог «Зачем нам нужны буквы ь и ъ», объяснение в ходе диалога функции букв ь и ъ.

Рассказ учителя об истории русского алфавита, о значении алфавита для систематизации информации, о важности знания последовательности букв в русском алфавите. Игровое упражнение «Повтори фрагмент алфавита». Игра-соревнование «Повтори алфавит».

Совместное выполнение упражнения «Запиши слова по алфавиту»  Работа в парах: нахождение ошибок в упорядочивании слов по алфавиту

1. Гражданское воспитание.

4. Эстетическое воспитание.

6. Трудовое воспитание.

7. Экологическое воспитание.

5

Чтение (65 ч)

Формирование навыка слогового чтения(ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании

Работа с пособием «Окошечки»: отработка умения читать слоги с изменением буквы гласного.

Упражнение: соотнесение прочитанного слога с картинкой, в названии которой есть этот слог.

Упражнение: соотнесение прочитанных слов с картинками, на которых изображены соответствующие предметы.

Работа в парах: соединение начала и конца предложения из нескольких предложенных вариантов.

Игровое упражнение «Заверши предложение», отрабатывается умение завершать прочитанные незаконченные предложения с опорой на общий смысл предложения.

Подбирать пропущенные в предложении слова, ориентируясь на смысл предложения.

Упражнение: соотносить прочитанные предложения с нужным рисунком, который передаёт содержание предложения. Совместная работа: ответы на вопросы по прочитанному тексту, отработка умения находить содержащуюся в тексте информацию. Творческая работа: дорисовывание картинки в соответствии с прочитанным (отрабатывается умение осознавать смысл прочитанного предложения/текста).

Совместная работа: чтение предложений и небольших текстов с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания после предварительного обсуждения того, на что нужно обратить внимание при чтении.

Рассказ учителя о важности двух видов чтения: орфографического и орфоэпического, о целях этих двух видов чтения. Практическая работа: овладение орфоэпическим чтением. Работа в парах: тренировка в выразительном чтении

1. Гражданское воспитание.

6. Трудовое воспитание. 

6

Письмо (71 ч)

Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Усвоение гигиенических требований, которые необходимо соблюдать во время письма.

Анализ начертаний письменных заглавных и строчных букв. Создание единства звука, зрительного образа обозначающей его буквы и двигательного образа этой буквы. Овладение начертанием письменных прописных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса

Совместная работа: анализ поэлементного состава букв. Игровое упражнение «Конструктор букв», направленное на составление буквы из элементов.

Моделирование (из пластилина, из проволоки) букв.

Игровое упражнение «Назови букву», направленное на различение букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство. Игровое упражнение «Что случилось с буквой»: анализ деформированных букв, определение недостающих элементов.

Практическая работа: контролировать правильность написания буквы, сравнивать свои буквы с предложенным образцом. Упражнение: запись под диктовку слов и предложений, состоящих из трёх — пяти слов со звуками в сильной позиции. Работа в парах: соотнесение одних и тех же слов, написанных печатным и письменным шрифтом.

Упражнение: запись письменными буквами слова/предложения/короткого текста, написанного печатными буквами. Моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма списывания. Практическая работа: списывание слов/предложений в соответствии с заданным алгоритмом, контролирование этапов своей работы.

Обсуждение проблемной ситуации «Что делать, если строка заканчивается, а слово не входит?», введение знака переноса, сообщение правила переноса слов (первичное знакомство). Учебный диалог «Почему слова пишутся отдельно друг от друга? Удобно ли читать предложение, записанное без пробелов между словами?»

2. Патриотическое воспитание.

3. Духовно-нравственное воспитание.

4. Эстетическое воспитание.

6. Трудовое воспитание.

7

Орфография и пунктуация (изучается парал лельно с

разделом

«Письмо»)

Знакомство с правилами правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; прописная буква в начале предложения, в именах собственных (имена людей, клички животных); перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения

Совместный анализ текста на наличие в нём слов с буквосочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Упражнение: выписывание из текста слов с буквосочетаниями ча, ща, чу, щу, жи, ши. Упражнение: запись предложения, составленного из набора слов, с правильным оформлением начала и конца предложения, с соблюдением пробелов между словами. Комментированная запись предложений с обязательным объяснением случаев употребления заглавной буквы.

Игра «Кто больше»: подбор и запись имён собственных на заданную букву.

Практическая работа: списывание и запись под диктовку с применением изученных правил

1. Гражданское воспитание.

2. Патриотическое воспитание.

3. Духовно-нравственное воспитание.

4. Эстетическое воспитание.

7. Экологическое воспитание.

8. Ценности научного познания.

Систематический курс (50 ч)

1

Общие сведения о языке (1ч)

Язык как основное средство человеческого общения.

Осознание целей и ситуаций общения

Рассказ учителя на тему «Язык — средство общения людей». Учебный диалог «Можно ли общаться без помощи языка?». Коллективное формулирование вывода о языке как основном средстве человеческого общения.

Работа с рисунками и текстом как основа анализа особенностей ситуаций устного и письменного общения.

Творческое задание: придумать ситуацию, когда необходимо воспользоваться письменной речью

2. Патриотическое воспитание.

3. Духовно-нравственное воспитание.

4. Эстетическое воспитание.

6. Трудовое воспитание.

2

Фонетика

(3 ч)

Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твёрдые и мягкие согласные звуки, их различение. Звонкие и глухие согласные звуки, их различение. Согласный звук [й’] и гласный звук [и]. Шипящие [ж], [ш], [ч’],

[щ’].

Слог. Определение количества слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги (простые случаи, без стечения согласных

Беседа «Что мы знаем о звуках русского языка», в ходе которой актуализируются знания, приобретённые в период обучения грамоте.

Игровое упражнение «Назови звук»: ведущий кидает мяч и просит привести пример звука (гласного звука; твёрдого согласного; мягкого согласного; звонкого согласного; глухого согласного).Игровое упражнение «Придумай слово с заданным звуком». Дифференцированное задание: установление основания для сравнения звуков.

Упражнение: характеризовать (устно) звуки по заданным признакам.

Учебный диалог «Объясняем особенности гласных и согласных звуков».

Игра «Отгадай звук» (определение звука по его характеристике).

Упражнение: соотнесение звука (выбирая из ряда предложенных) и его качественной характеристики.

Работа в парах: группировка звуков по заданному основанию. Комментированное выполнение задания: оценивание правильности предложенной характеристики звука, нахождение допущенных при характеристике ошибок. Дидактическая игра «Детективы», в ходе игры нужно в ряду предложенных слов находить слова с заданными характеристиками звукового состава

1. Гражданское воспитание.

2. Патриотическое воспитание.

5. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия.

6. Трудовое воспитание.

8. Ценности научного познания.

3

Графика (2 ч)

Звук и буква. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э; слова с буквой э. Обозначение на письме мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я, и. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Русский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита для упорядочения списка слов

Моделировать звуко-буквенный состав слов.

Упражнение: подбор 1—2 слов к предложенной звуко-буквенной модели.

Учебный диалог «Сравниваем звуковой и буквенный состав слов», в ходе диалога формулируются выводы о возможных соотношениях звукового и буквенного состава слов. Работа с таблицей: заполнение таблицы примерами слов с разным соотношением количества звуков и букв для каждой из трёх колонок: количество звуков равно количеству букв, количество звуков меньше количества букв, количество звуков больше количества букв.

Упражнение: определение количества слогов в слове, объяснение основания для деления слов на слоги.

Работа в парах: нахождение в тексте слов с заданными характеристиками звукового и слогового состава слова. Беседа о функциях ь (разделительный и показатель мягкости предшествующего согласного).

Практическая работа: нахождение в тексте слов по заданным основаниям  обозначает мягкость предшествующего согласного).

Игровое упражнение «Кто лучше расскажет о слове», в ходе выполнения упражнения отрабатывается умение строить устное речевое высказывание об обозначении звуков буквами; о звуковом и буквенном составе слова.

Игра-соревнование «Повтори алфавит».

Совместное выполнение упражнения «Запиши слова по алфавиту»

5. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия.

6. Трудовое воспитание.

4

Орфоэпия (2ч)

Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике)

Наблюдение за местом ударения и произношением слов, отрабатываемых в учебнике.

Дидактическая игра «Придумай рифму» (предлагаются слова из орфоэпического словарика, к ним нужно придумывать рифмы).

Дидактическое упражнение: придумать предложения с отрабатываемым словом из орфоэпического словарика. Практическая работа: поставить ударение в словах из орфоэпического перечня, а потом правильно их произнести. Творческая работа: сочинить рассказ, включив в него все слова из отрабатываемого в данном учебном году орфоэпического перечня, а потом прочитать его всему классу

3. Духовно-нравственное воспитание.

4. Эстетическое воспитание.

6. Трудовое воспитание.

5

Лексика и морфология (12 ч)

Слово как единица языка (ознакомление).

Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета (ознакомление). Выявление слов, значение которых требует уточнения

Учебный диалог «На какие вопросы могут отвечать слова?». Наблюдение за словами, отвечающими на вопросы «кто?», «что?».

Совместное выполнение группировки слов по заданному признаку: отвечают на вопрос «что?» / отвечают на вопрос «кто?».

Наблюдение за словами, отвечающими на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».

Комментированное выполнение задания: нахождение в тексте слов по заданным основаниям, например поиск слов, отвечающих на вопрос «какая?».

Наблюдение за словами, отвечающими на вопросы «что делать?», «что сделать?».

Работа в парах: отработка умения задавать к приведённым словам вопросы «что делать?», «что сделать?».

Работа в группах: нахождение в тексте слов по заданному основанию, например слов, отвечающих на вопрос «что делает? »

1. Гражданское воспитание.

3. Духовно-нравственное воспитание.

6. Трудовое воспитание.

8. Ценности научного познания

6

Синтаксис

(5 ч)

Предложение как единица языка (ознакомление). Слово, предложение (наблюдение над сход ством и различием). Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов.

Восстановление деформированных предложений. Составление предложений из набора форм слов

Работа со схемой предложения: умение читать схему предложения, преобразовывать информацию, полученную из схемы: составлять предложения, соответствующие схеме, с учётом знаков препинания в конце схемы. Совместная работа: составление предложения из набора слов.

Работа в группах: восстановление предложения в процессе выбора нужной формы слова, данного в скобках.

Работа с сюжетными картинками и небольшим текстом: выбор фрагментов текста, которые могут быть подписями под каждой из картинок.

Практическая работа: деление деформированного текста на предложения, корректировка оформления предложений, списывание с учётом правильного оформления предложений

1. Гражданское воспитание.

2. Патриотическое воспитание.

3. Духовно-нравственное воспитание.

6. Трудовое воспитание.

7.Экологическое воспитание

7

Орфография и пунктуация (10 ч)

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

  • раздельное написание слов в предложении;
  • прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в именах и фамилиях людей, кличках животных;
  • перенос слов (без учёта морфемного членения слова);
  • гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн;
  • слова с непроверяемыми гласными и согласными (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
  • знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.

Усвоение алгоритма списывания текста

Наблюдение за словами, сходными по звучанию, но различными по написанию, установление причин возможной ошибки при записи этих слов.

Комментированное выполнение задания: выявление места в слове, где можно допустить ошибку.

Беседа, актуализирующая последовательность действий при списывании.

Орфографический тренинг правильности и аккуратности списывания.

Наблюдение за написанием в предложенных текстах собственных имён существительных, формулирование выводов, соотнесение сделанных выводов с формулировкой правила в учебнике.

Упражнение: запись предложений, включающих собственные имена существительные.

Творческое задание: придумать небольшой рассказ, включив в него определённое количество собственных имён существительных. Практическая работа: использовать правило правописания собственных имён при решении практических задач (выбор написания, например: Орёл — орёл, Снежинка — снежинка, Пушок — пушок и т. д.).

Упражнение: выбор необходимого знака препинания в конце предложения.

Наблюдение за языковым материалом, связанным с переносом слов, формулирование на основе наблюдения правила переноса слов.

Упражнение: запись слов с делением для переноса. Дифференцированное задание: поиск в тексте слов, которые нельзя переносить.

Орфографический тренинг: отработка правописания сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, осуществление самоконтроля при использовании правил.

Наблюдение за написанием слов с сочетаниями чк, чн, формулирование правила по результатам наблюдения, соотнесение вывода с текстом учебника.

Орфографический тренинг: написание слов с сочетаниями чк, чн.

Проектное задание: подобрать текст диктанта, который можно использовать для проверки написания сочетаний гласных после шипящих

1. Гражданское воспитание.

6. Трудовое воспитание.

8. Ценности научного познания

8

Развитие речи (10 ч)

Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи(ознакомление). Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Ситуации устного общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписи). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой)

Работа с рисунками, на которых изображены разные ситуации общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), устное обсуждение этих ситуаций, выбор соответствующих каждой ситуации слов речевого этикета.

Учебный диалог, в ходе которого обсуждаются ситуации общения, в которых выражается просьба, обосновывается выбор слов речевого этикета, соответствующих ситуации выражения просьбы.

Моделирование речевой ситуации вежливого отказа с использованием опорных слов.

Разыгрывание сценок, отражающих ситуации выражения просьбы, извинения, вежливого отказа.

Моделирование речевой ситуации, содержащей извинение, анализ данной ситуации, выбор адекватных средств выражения извинения.

Комментированное выполнение задания: выбор из предложенного набора этикетных слов, соответствующих заданным ситуациям общения.

Творческое задание: придумать ситуации общения, в которых могут быть употреблены предложенные этикетные слова.

Работа в группах: оценивание дидактического текста с точки зрения наличия/отсутствия необходимых элементов речевого этикета в описанных в тексте ситуациях общения.

Работа в группах: оценивание предложенных юмористических стихотворений с точки зрения соблюдения героями стихотворений правил речевого этикета

1. Гражданское воспитание.

3. Духовно-нравственное воспитание.

4. Эстетическое воспитание.

6. Трудовое воспитание.

7.Экологическое воспитание

1 класс

Обучение грамоте – 87 ч (курс Литературное чтение 45 ч – в отдельной таблице)

Обучение письму – 87 ч

Систематический курс русского языка – 45 ч

Календарно-тематическое планирование по русскому языку  1А  класс  

4 часа  в неделю (132 часа)

Учебник «Русский язык» 1 класс авторы Канакина В.П., Горецкий В.Г.

№ п/п

Тема урока

Дата

1

Пропись — первая учебная тетрадь. Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Введение в школьную жизнь. Детское сотрудничество.

2

Рисование бордюров. Введение в школьную жизнь. Схема класса.

3

Письмо длинных и коротких прямых наклонных линий. Введение в школьную жизнь. Экскурсия по школе.  Игра «Пешеходы».

4

Письмо овалов и полуовалов. Введение в школьную жизнь. Графические упражнения.

5

Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо). Введение в школьную жизнь. Парные формы работы.

6

Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий. Введение в школьную жизнь. Понятие содержательной оценки.

7

Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Введение в школьную жизнь. Недоопределённые правила.

8

Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо. Введение в школьную жизнь. Применение знака вопроса.

9

 Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. Введение в школьную жизнь. Письмо для Пятачка.

10

Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу, их чередование.

11

Строчная и заглавная буквы А, а.

12

Письмо строчной и заглавной букв А, а.

13

Строчная и заглавная буквы О, о.

14

Письмо строчной и заглавной букв О, о

15

Строчная и заглавная буквы И, и.

16

Письмо строчной  буквы ы

17

Строчная и заглавная буквы У, у.

18

Письмо строчной и заглавной букв У, у.

19

Строчная и заглавная буквы Н, н.

20

Письмо строчной и заглавной букв Н, н

21

Строчная и заглавная буквы С, с.

22

Письмо строчной и заглавной букв С,с

23

Строчная и заглавная буквы К, к.

24

Письмо строчной и заглавной букв К, к.

25

Строчная и заглавная буквы Т, т.

26

Письмо строчной и заглавной букв Т, т.

27

Строчная и заглавная буквы Л, л.

28

Письмо строчной и заглавной букв Л, л.

29

Строчная и заглавная буквы Р, р.

30

Письмо строчной и заглавной букв Р, р

31

Строчная и заглавная буквы В, в.

32

Письмо строчной и заглавной букв В, в

33

Строчная и заглавная буквы Е, е.

34

Письмо слогов-слияний.

35

Строчная и заглавная буквы П, п.

36

Письмо строчной и заглавной букв П, п.

37

Строчная и заглавная буквы М, м.

38

Письмо строчной и заглавной букв М, м.

39

Строчная и заглавная буквы З, з.

40

Письмо строчной и заглавной букв З, з. Написание слов с изученными буквами.

41

Строчная и заглавная буквы Б, б.

42

Письмо строчной и заглавной букв Б, б. Написание слов с изученными буквами.

43

Строчная и заглавная буквы Д, д.

44

Письмо строчной и заглавной букв Д, д. Написание слов с изученными буквами.

45

Строчная и заглавная буквы Я, я.

46

 Строчная и заглавная буквы Г, г.

47

Написание слов с изученными буквами.

48

Строчная и заглавная буквы Ч, ч.

49

Письмо строчной и заглавной букв Ч, ч.

50

Буква ь.

51

Буква ь в словах.

52

Строчная и заглавная буквы Ш, ш.

53

Письмо слогов и слов с буквой Ш.

54

Строчная и заглавная буквы Ж, ж.

55

Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж

56

Строчная и заглавная буквы ё, Ё.

57

Письмо слогов и слов с изученными буквами.

58

Строчная и заглавная буквы Й, й.

59

Письмо строчной и заглавной букв Й, й.

60

Строчная и заглавная буквы Х, х.

61

Письмо строчной и заглавной букв Х, х.

62

Строчная и заглавная буквы Ю, ю.

63

Письмо строчной и заглавной букв Ю, ю.

64

Письмо строчной и заглавной букв Ц, ц.

65

Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими изученными буквами.

66

Строчная и заглавная буквы Э, э.

67

Письмо строчной и заглавной букв Э, э.

68

Строчная буква щ и её элементы. Заглавная буква Щ.

69

Письмо слогов и слов с буквами щ, Щ.

70

Строчная и заглавная буквы Ф,ф

71

Письмо слогов и слов с буквами Ф, ф

72

Строчные буквы ь, ъ.

73

Списывание с печатного  и письменного текста

74

Оформление предложений в тексте. Знаки препинания.

75

Оформление предложений в тексте. Знаки препинания.

76

Правописание слов с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН,ЩН

77

Правописание слов с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН,ЩН

78

Слова, отвечающие на вопросы кто? Что? Слова, обозначающие предмет.

79

Слова, отвечающие на вопросы кто? Что? Слова, обозначающие предмет.

80

Слова, отвечающие на вопросы что делать? Что сделать? Слова, обозначающие действие предмета.

81

Слова, отвечающие на вопросы что делать? Что сделать? Слова, обозначающие действие предмета.

82

Слова, отвечающие на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? Слова, обозначающие признак предмета.

83

Слова, отвечающие на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? Слова, обозначающие признак предмета.

84

Заглавная буква в именах собственных

85

Заглавная буква в именах собственных

86

Деление слов на слоги

87

Алфавитный порядок слов

88

Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей.

89

Язык и речь. Устная и письменная речь (общее представление). Русский язык – родной язык русского народа, государственный язык нашей страны, РФ.

90

Текст и предложение (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста.

91

Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль (общее представ-ление). Связь слов в предложении. Оформление предложений в устной и письмен-ной речи.

92

Диалог (общее представление). Оформление предложений в диалогической речи. Знаки препинания конца предложения.

93

Слово как единица языка и речи, как единство звучания и значения. Роль слов в речи. Составление текста по рисунку и опорным словам.

94

Слова-названия предметов и явлений, признаков предметов, действий предметов. Вопросы, на которые отвечают эти слова. Тематические группы слов.

95

Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? И что? Вежливые слова.

96

Однозначные и многозначные слова (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка.

97

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги.

98

Перенос слов (общее представление). Правила переноса слов с одной строки на другую.

99

Ударение (общее представление). Способы выделения ударения, его графическое обозначение. Ударные и безударные слоги.

100

Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.

101

Русский алфавит, или Азбука. Значение алфавита. Алфавитный порядок слов, его использование при работе со словарями.

102

Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки.

103

Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Слогообразующая и смыслоразличительная роль гласных звуков.

104

Слова с буквой э. Слова с буквой э, которые пришли в наш язык из других языков. Словарь иностранных слов.

105

Ударные и безударные гласные звуки. Наблюдение над обозначением гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах (общее представление).

106

Особенности проверочного и проверяемого слов.  

107

Планирование учебных действий при подборе проверочного слова путём изменения формы слова.

108

Обозначение гласных звуков буквами в безударных слогах двусложных слов. Наблюдение над единообразным написанием буквы безударного гласного звука в одинаковой части (корне) однокоренных слов. Знакомство с «Орфографическим словарём».

109

Наблюдение над словами, в которых написание буквы, обозначающей безударный гласный звук, проверить нельзя. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам.

110

Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.

111

Удвоенные согласные. Перенос слов с удвоенными согласными.

112

Буквы й и и. Звуки [й'] и [и].  Перенос слов с буквой й.

113

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. Смыслоразличительная роль согласных звуков.

114

Парные и непарные по твёрдости–мягкости согласные звуки и их обозначение на письме буквами.

115

Твёрдые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме буквами.

116

Обозначение мягкости согласного звука на конце и в середине слова буквой Ь.

117

Перенос слов с буквой Ь.

118

Правописание слов с Ь. Работа с текстом, составление текста из деформированных предложений с опорой на рисунок.

119

Особенности глухих и звонких согласных звуков. Наблюдение над произнесением парных/ непарных по глухости-звонкости согласных звуков на конце слова.

120

Наблюдение над обозначением парных по глухости–звонкости согласных звуков буквами на конце слова. Особенности проверочных и проверяемых слов для парных согласных (общее представление).

121

Обозначение буквой парного по глухости–звонкости согласного звука на конце слова. Планирование учебных действий при подборе проверочного слова путём изменения формы слова.

122

Правописание слов с парным по глухости–звонкости согласным звуком на конце слова. Наблюдение над единообразным написанием буквы парного по глухости–звонкости согласного звука в одинаковой части (корне) однокоренных слов и форм одного и того же слова.

123

Непарные твёрдые и непарные мягкие шипящие звуки. Буквы, обозначающие шипящие согласные звуки.

124

Слова с буквосочетаниями чк, чн, чт. Произношение слов с буквосочетаниями с чн и чт в соответствии с нормами литературного произношения. Работа с «Орфоэпическим словарём».

125

Итоговый контрольный диктант. Слова с буквосочетаниями чк, чн, чт. Произношение слов с буквосочетаниями с чн и чт в соответствии с нормами литературного произношения. Работа с «Орфоэпическим словарём».

126

Правило правописания буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу.

127

Правописание слов с изученными буквосочетаниями.  Контрольное списывание.

128

Заглавная буква (общее представление).

129

Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, в географических названиях.

130

Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу.

131

Повторение изученного материала

132

Повторение изученного материала