Рабочая программа по литературному чтению 1 класс

Меньшикова Татьяна Владимировна

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31. 05. 2021г. № 286 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021г. № 64100),  ориентирована на целевые приори­теты, сформулированные в Примерной программе воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объедине­ния по общему образованию (протокол от 02 .06 . 2020 г . № 2/20)

Календарно-тематическое планирование  по литературному чтению составлено вместе с уроками по Обучению  грамоте и литературному  чтению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_literature_1_klass.docx68.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма

Рассмотрено

на педагогическом совете

протокол от________№_____

Утверждено

приказом директора школы

от _________ №____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  литературному чтению

1 класс

Учитель: Меньшикова Татьяна Владимировна,

 высшая квалификационная категория

Когалым,

2021 - 2022

учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» разработана на основе следующих документов:

1. Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации».

2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31. 05. 2021г. № 286 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021г. № 64100),  ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 02 .06 . 2020 г . № 2/20) .

3. Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию.

«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников

Цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.

Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и решением следующих задач:

-формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;

-достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;

-осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;

-первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;

-овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах);  устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);

-овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями)

Освоение программы по предмету «Литературное чтение» в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте» После периода обучения грамоте начинается раздельное изучение предметов «Русский язык» и «Литературное чтение». Содержание курса «Обучение грамоте» представлено в  рабочей программе учебного предмета «Русский язык»

Место предмета в учебном плане: курсу «Литературное чтение» в 1 классе отводится не менее 10 учебных недель.

Учебно-методический комплект

Для реализации программного содержания курса «Литературное чтение» используются следующие учебники и учебные пособия:

1. Климанова Л.Ф. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение.

Содержание курса в 1 классе. 

Сказка фольклорная (народная) и литературная (авторская). Восприятие текста произведений художественной литературы и устного народного творчества (не менее четырёх произведений) Фольклорная и литературная (авторская) сказка: сходство и различия Реальность и волшебство в сказке Событийная сторона сказок: последовательность событий в фольклорной (народной) и литературной (авторской) сказке Отражение сюжета в иллюстрациях Герои сказочных произведений Нравственные ценности и идеи, традиции, быт, культура в русских народных и литературных (авторских) сказках, поступки, отражающие нравственные качества (отношение к природе, людям, предметам)

Произведения о детях и для детей. Понятие «тема произведения» (общее представление): чему посвящено, о чём рассказывает Главная мысль произведения: его основная идея (чему учит? какие качества воспитывает?) . Произведения одной темы, но разных жанров: рассказ, стихотворение, сказка (общее представление на примере не менее шести произведений К . Д . Ушинского, Л . Н . Толстого, В . Г. Сутеева, Е . А . Пермяка, В . А . Осеевой, А . Л . Барто, Ю . И . Ермолаева, Р . С . Сефа, С . В . Михалкова, В . Д . Берестова, В . Ю . Драгунского и др . ) . Характеристика героя произведения, общая оценка поступков Понимание заголовка произведения, его соотношения с содержанием произведения и его идеей Осознание нравственно-этических понятий: друг, дружба, забота, труд, взаимопомощь

Произведения о родной природе. Восприятие и самостоятельное чтение поэтических произведений о природе (на примере трёх-четырёх доступных произведений А С Пушкина, Ф И Тютчева, А К Толстого, С А Есенина, А Н Плещеева, Е А Баратынского, И С Никитина, Е Ф Трутневой, А Л Бар- то, С . Я . Маршака и др . ) . Тема поэтических произведений: звуки и краски природы, времена года, человек и природа; Родина, природа родного края Особенности стихотворной речи, сравнение с прозаической: рифма, ритм (практическое ознакомление) Настроение, которое рождает поэтическое произведение Отражение нравственной идеи в произведении: любовь к Родине, природе родного края Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение Выразительное чтение поэзии Роль интонации при выразительном чтении Интонационный рисунок выразительного чтения: ритм, темп, сила голоса

Устное народное творчество — малые фольклорные жанры (не менее шести произведений). Многообразие малых жанров устного народного творчества: потешка, загадка, пословица, их назначение (веселить, потешать, играть, поучать) Особенности разных малых фольклорных жанров Потешка — игровой народный фольклор Загадки — средство воспитания живости ума, сообразительности Пословицы — проявление народной мудрости, средство воспитания понимания жизненных правил

Произведения о братьях наших меньших (трёх-четырёх авторов по выбору). Животные — герои произведений . Цель и назначение произведений о взаимоотношениях человека и животных — воспитание добрых чувств и бережного отношения к животным . Виды текстов: художественный и научно-познавательный, их сравнение Характеристика героя: описание его внешности, поступки, речь, взаимоотношения с другими героями произведения Авторское отношение к герою Осознание нравственно-этических понятий: любовь и забота о животных

Произведения о маме. Восприятие и самостоятельное чтение разножанровых произведений о маме (не менее одного автора по выбору, на примере доступных произведений Е А Благининой, А Л Барто, Н Н Бромлей, А В Митяева, В Д Берестова, Э . Э . Мошковской, Г. П . Виеру, Р . С . Сефа и др . ) . Осознание нравственно-этических понятий: чувство любви как привязанность одного человека к другому (матери к ребёнку, детей к матери, близким), проявление любви и заботы о родных людях

Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии (не менее трёх произведений). Способность автора произведения замечать чудесное в каждом жизненном проявлении, необычное в обыкновенных явлениях окружающего мира Сочетание в произведении реалистических событий с необычными, сказочными, фантастическими

Библиографическая культура (работа с детской книгой). Представление о том, что книга — источник необходимых знаний Обложка, оглавление, иллюстрации — элементы ориентировки в книге Умение использовать тематический каталог при выборе книг в библиотеке

Изучение содержания учебного предмета «Литературное чтение» в первом классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий .

Познавательные универсальные учебные действия:

  • читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения;
  • понимать фактическое содержание прочитанного или прослушанного произведения;
  • ориентироваться в терминах и понятиях: фольклор, малые фольклорные жанры, тема, идея, заголовок, содержание произведения, сказка (фольклорная и литературная), автор, герой, рассказ, стихотворение (в пределах изученного);
  • различать и группировать произведения по жанрам (загадки, пословицы, сказки (фольклорная и литературная), стихотворение, рассказ);
  • анализировать текст: определять тему, устанавливать последовательность событий в произведении, характеризовать героя, давать положительную или отрицательную оценку его поступкам, задавать вопросы по фактическому содержанию;
  • сравнивать произведения по теме, настроению, которое оно вызывает

Работа с информацией:

  • понимать, что текст произведения может быть представлен в иллюстрациях, различных видах зрительного искусства (фильм, спектакль и т д );
  • соотносить иллюстрацию с текстом произведения, читать отрывки из текста, которые соответствуют иллюстрации

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • читать наизусть стихотворения, соблюдать орфоэпические и пунктуационные нормы;
  • участвовать в беседе по обсуждению прослушанного или прочитанного текста: слушать собеседника, отвечать на вопросы, высказывать своё отношение к обсуждаемой проблеме;
  • пересказывать (устно) содержание произведения с опорой на вопросы, рисунки, предложенный план;
  • объяснять своими словами значение изученных понятий;
  • описывать своё настроение после слушания (чтения) стихотворений, сказок, рассказов

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • понимать и удерживать поставленную учебную задачу, в случае необходимости обращаться за помощью к учителю;
  • проявлять желание самостоятельно читать, совершенствовать свой навык чтения;
  • с небольшой помощью учителя оценивать свои успехи/ трудности в освоении читательской деятельности

Совместная деятельность:

  • проявлять желание работать в парах, небольших группах;
  • проявлять культуру взаимодействия, терпение, умение договариваться, ответственно выполнять свою часть работы

Личностные результаты освоения программы:

  • освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.

Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:

Гражданско-патриотического воспитания:

  • становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
  • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений

Духовно-нравственного  воспитания:

  • освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
  • осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
  • выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям

Эстетического  воспитания:

  • проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;
  • приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;
  • понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ

Физического  воспитания, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:

  • соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
  • бережное отношение к физическому и психическому здоровью

Трудового  воспитания:

  • осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям

Экологического  воспитания:

  • бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
  • неприятие действий, приносящих ей вред

Ценности научного познания:

  • ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
  • овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
  • потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей

Предметные результаты.

К концу обучения в первом классе обучающийся научится:

  • понимать ценность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: отвечать на вопрос о важности чтения для личного развития, находить в художественных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта разных народов;
  • владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные для восприятия и небольшие по объёму произведения в темпе не менее 30 слов в минуту (без отметочного оценивания);
  • читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 2 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года;
  • различать прозаическую (нестихотворную) и стихотворную речь;
  • различать и называть отдельные жанры фольклора (устного народного творчества) и художественной литературы (загадки, пословицы, потешки, сказки (фольклорные и литературные), рассказы, стихотворения);
  • понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения;
  • владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного произведения: определять последовательность событий в произведении, характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря;
  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста;
  • пересказывать (устно) содержание произведения с соблюдением последовательности событий, с опорой на предложенные ключевые слова, вопросы, рисунки, предложенный план;
  • читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения;
  • составлять высказывания по содержанию произведения (не менее 3 предложений) по заданному алгоритму;
  • сочинять небольшие тексты по предложенному началу и др (не менее 3 предложений);
  • ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям;
  • выбирать книги для самостоятельного чтения по совету взрослого и с учётом рекомендательного списка, рассказывать о прочитанной книге по предложенному алгоритму;
  • обращаться к справочной литературе для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей

Тематическое планирование (45 часов)

Литературное чтение, 1 класс

п/п

Тема, раздел курса

Программное

содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся

Основные направления воспитательной деятельности

1

Сказка народная (фольклорная) и литературная (авторская) (2 ч)

Восприятие текста произведений художественной литературы и устного народного творчества. Фольклорная и литературная (авторская)сказка: сходство и различия. Реальность и волшебство в сказке. Событийная сторона сказок: последовательность событий в фольклорной (народной) и литературной (авторской) сказке. Отражение сюжета в иллюстрациях. Герои сказочных произведений. Нравственные ценности и идеи, традиции, быт, культура в русских народных и литературных (авторских)сказках, поступки, отражающие нравственные качества (отношение к природе, людям, предметам

Слушание чтения учителем фольклорных произведений (на примере русских народных сказок: «Кот, петух и лиса», «Кот и лиса», «Жихарка», «Лисичка-сестричка и волк» и литературных (авторских): К. И. Чуковский «Путаница», «Айболит», «Муха-Цокотуха», С. Я. Маршак «Тихая сказка», В. Г. Сутеев «Палочка-выручалочка»),

Учебный диалог: обсуждение вопросов — какова тема сказки, кто её герои, что произошло (что происходило) в сказке. Задание на формулирование предложений с использованием вопросительного слова с учётом фактического содержания текста (где? как? когда? почему?). Упражнение в самостоятельном чтении вслух целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения (в соответствии с индивидуальными возможностями учащегося).

Смысловое чтение народных (фольклорных) и литературных (авторских) сказок. Например, русские народные сказки: «Лиса и рак», «Лисица и тетерев», «Журавль и цапля», «Волк и семеро козлят», «Лиса и заяц», татарская народная сказка «Два лентяя», ингушская народная сказка «Заяц и черепаха», литературные (авторские) сказки: К. Д. Ушинский «Петух и собака», «Лиса и козёл», В. Г. Сутеев «Кораблик»,В. В. Бианки «Лис и Мышонок», Е. И. Чарушин «Теремок»,А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» (отрывок) и др.(не менее 4 произведений по выбору).

Работа с текстом произведения: поиск описания героев сказки, характеристика героя с использованием примеров из текста. Воображаемая ситуация: представление, как бы изменилась сказка, если бы её герои были другими. Например, лиса — добрая, а волк — умный.

Дифференцированная работа: упражнение в чтении по ролям. Работа в парах: сравнение литературных (авторских) и народных (фольклорных) сказок: сходство и различия тем, героев, событий.

Коллективная работа: восстановление последовательности событий сказки с опорой на иллюстрацию (рисунок).

Пересказ (устно) сказки с соблюдением последовательности событий с опорой на иллюстрации (рисунки). Учебный диалог: определение нравственного содержания прочитанного произведения и ответ на вопрос «Чему учит сказка?», объяснение смысла пословиц, которые встречаются в тексте сказки, отражают её идею или содержание.

Творческое задание: коллективное придумывание продолжения текста сказки по предложенному началу (не менее 3 предложений) Группировка книг с фольклорными (народными) и литературными (авторскими) сказками, называть и аргументировать выбор книги, рассказывать о самостоятельно прочитанной книге, ориентируясь на обложку, иллюстрации, оглавление. Дифференцированная работа: работа в парах по заполнению таблицы, проверка работы под руководством учителя.

1. Гражданское воспитание.

3. Духовно-нравственное воспитание.

7. Экологическое воспитание

8. Ценности научного познания.

2

Произведения о детях и для детей (17 ч)

Понятие «тема произведения» (общее представление): чему посвящено, о чём рассказывает. Главная мысль произведения: его основная идея (чему учит? какие качества воспитывает?). Произведения одной темы, но разных жанров: рассказ, стихотворение, сказка (общее представление на примере произведений К. Д. Ушинского, JI. Н. Толстого, В. Г. Сутеева, Е.  А. Пермяка, В. А. Осеевой, А. JI. Барто, О. И. Ермолаева, С. Сефа и др.). Характеристика героя произведения, общая оценка поступков. Понимание заголовка произведения, его соотношения с содержанием произведения и его идеей. Осознание нравственно-этических понятий: друг, дружба, забота, труд, взаимопомощь

Упражнение в чтении вслух разно жанровых произведений о детях (использовать слоговое плавное чтение с переходом на чтение словами без пропусков и перестановок букв и слогов). Не менее шести произведений по выбору, например: К. Д. Ушинский «Играющие собаки», «Худо тому, кто добра не делает никому», JI. Н. Толстой «Косточка», В. Г. Сутеев «Чей же гриб?», Е. А. Пермяк «Самое страшное», «Торопливый ножик», В. А. Осеева «Плохо», «Три товарища», A. JI. Барто «Подари, подари...», «Я — лишний», Н. М. Артюхова «Саша-дразнилка», Ю. И. Ермолаев «Лучший друг», Р. С. Сеф «Совет». Беседа по выявлению понимания прочитанного произведения: ответы на вопросы о впечатлении от произведения, определение темы (о детях) и главной мысли произведения, анализ заголовка. Работа с текстом произведения: читать по частям, характеризовать героя, отвечать на вопросы к тексту произведения, под подтверждая ответ примерами из текста.

Выразительное чтение по ролям диалогов героев.

Учебный диалог: обсуждение прочитанного произведения, оценивание поступков героев произведений, осознание нрав- ственно-этического содержания произведения, высказывание и аргументация своего мнения. Составление рассказа о герое по предложенному алгоритму. Упражнение в формулировании предложений с использованием вопросительного слова с учётом фактического содержания текста(где? как? когда? почему?).

Задание на восстановление последовательности событий в прочитанных произведениях.

Пересказ (устно) содержания произведения с опорой на вопросы и на предложенный план.

Работа в парах: сравнение предложенных учителем произведений по указанным критериям и заполнение таблицы. Проверка работы по готовому образцу.

Работа по группам с книгами о детях: рассматривание, чтение заголовка и автора произведения, нахождение указанного произведения, ориентируясь на содержание (оглавление). Выбор книги для самостоятельного чтения по совету взрослого или с учётом рекомендательного списка.

Рассказ о прочитанной книге (произведении): составление высказывания о содержании (не менее 2 предложений)

1. Гражданское воспитание

3. Духовно – нравственное воспитание

6. Трудовое воспитание.

3

Произведения о родной природе(6 ч)

Восприятие и самостоятельное чтение поэтических произведений о природе (на примере доступных произведений А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, С. А. Есенина,  А. Н. Плещеева, Е. А. Баратынского, И. С. Никитина, Е. Ф. Трутневой, A. JI. Барто, С. Я. Маршака). Тема поэтических произведений: звуки и краски природы, времена года, человек и природа; Родина, природа родного края. Особенности стихотворной речи, сравнение с прозаической: рифма, ритм (практическое ознакомление). Настроение, которое рождает поэтическое произведение. Отражение нравственной идеи в произведении: любовь к Родине, природе родного края. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение. Выразительное чтение поэзии. Роль интонации при выразительном чтении. Интонационный рисунок выразительного чтения: ритм, темп, сила

Слушание и чтение поэтических описаний картин природы (пейзажной лирики).

Беседа по выявлению понимания настроения, переданного автором (радость, грусть, удивление и др.), определение темы стихотворных произведений (трёх-четырёх по выбору).

Работа с текстом произведения: различение на слух стихотворного и не стихотворного текста, определение особенностей стихотворной речи (ритм, созвучные слова (рифма), нахождение слов и словосочетаний, которые определяют звуковой рисунок текста (например, «слышать» в тексте звуки весны, «журчание воды», «треск и грохот ледохода»).

Анализ стихотворного текста, составление интонационного рисунка с опорой на знаки препинания.

Выразительное чтение стихотворений с опорой на интонационный рисунок.

Сравнение произведений на одну тему разных авторов: А. Н. Майков «Ласточка примчалась...», А. Н. Плещеев «Весна» (отрывок), «Травка зеленеет...», С. Д. Дрожжин «Пройдёт зима холодная...», С. А. Есенин «Черёмуха», И. 3. Суриков «Лето», «Зима», Т. М. Белозёров «Подснежники», С. Я. Маршак «Апрель», И. П. Токмакова «Ручей», «Весна», И. С. Соколов-Микитов «Русский лес». Учебный диалог о своих впечатлениях, эстетическом восприятии прослушанных произведений и составление высказывания (не менее 3 предложений).

Рассматривание репродукций картин и характеристика зрительных образов, переданных в художественном произведении. Например, И. Э. Грабарь «Март», «Иней. Восход солнца»,

  1. А. Рылов «Цветистый луг», И. И. Шишкин «Рожь»,
  2. Д. Поленов «Золотая осень», И. И. Левитан «Осень» и др. Чтение наизусть стихотворений о родной природе (не менее 2). Выбор книги по теме «Произведения о родной природе» с учётом рекомендованного списка.

Работа с книгами: рассматривание, самостоятельное чтение, представление прочитанного произведения.

Составление списка авторов, которые писали о природе (с помощью учителя)

3. Духовно-нравственное воспитание.

4. Эстетическое воспитание.

7. Экологическое воспитание

4

Устное народное творчество — малые фольклорные жанры (5 ч)

Многообразие малых жанров устного народного творчества: потешка, загадка, пословица, их назначение (веселить, потешать, играть, поучать). Особенности разных малых фольклорных жанров. Потешка — игровой народный фольклор. Загадки — средство воспитания живости ума, сообразительности. Пословицы — проявление народной мудрости, средство воспитания понимания жизненных правил

Упражнение в чтении вслух (использовать слоговое плавное чтение с переходом на чтение словами без пропусков и перестановок букв и слогов), соблюдение норм произношения, расстановка ударений при выразительном чтении.

Анализ потешек, считалок, загадок: поиск ключевых слов, помогающих охарактеризовать жанр произведения и назвать его (не менее шести произведений).

Учебный диалог: объяснение смысла пословиц, соотнесение их с содержанием произведения.

Разыгрывание в совместной деятельности небольших диалогов с учётом поставленной цели (организация начала игры, веселить, потешать).

Драматизация потешек.

Игра «Вспомни и назови»: определение жанров прослушанных и прочитанных произведений: потешка, загадка, сказка, рассказ, стихотворение.

1. Гражданское воспитание.

3. Духовно – нравственное воспитание

4. Эстетическое воспитание.

6. Трудовое воспитание.

5

Произведения о братьях наших меньших

(10  ч)

Животные — герои произведений. Цель и назначение произведений о взаимоотношениях человека и животных — воспитание добрых чувств и бережного отношения к животным. Виды текстов: художественный и науч- но-познавательный, их сравнение. Характеристика героя: описание его внешности, поступки, речь, взаимоотношения с другими героями произведения. Авторское отношение к герою. Осознание нравственно-

этических понятий: любовь и забота о животных

Слушание произведений о животных. Например, произведения Н. И. Сладкова «Без слов», «На одном бревне», Ю. И. Коваля «Бабочка», Е. И. Чарушина «Про Томку», A. JI. Барто «Страшная птица», «Вам не нужна сорока?».

Беседа по выявлению понимания прослушанного произведения, ответы на вопросы о впечатлении от произведения. Самостоятельное чтение произведений о животных, различение прозаического и стихотворного текстов. Например, Е. А. Благинина «Котёнок», «В лесу смешная птица», «Жук, жук, где твой дом?», Э. Ю. Шим «Жук на ниточке», В. Д. Берестов «Выводок», «Цыплята», С. В. Михалков «Мой щенок», «Трезор», «Зяблик», И. П. Токмакова «Купите собаку», «Разговор синицы и дятла», И. А. Мазнин  «Давайте дружить».

Учебный диалог по обсуждению прочитанного произведения: определение темы и главной мысли, осознание нравственно-этического содержания произведения (любовь и забота о братьях наших меньших, бережное отношение к природе).

Работа с текстом: нахождение в тексте слов, характеризующих героя (внешность, поступки) в произведениях разных авторов (трёх-четырёх по выбору). Например, Н. И. Сладков «Лисица и Ёж», М. М. Пришвин «Ёж», Ю. Н. Могутин «Убежал», Б. В. Заходер «Ёжик», Е. И. Чарушин «Томка», «Томка и корова», «Томкины сны».

Упражнение на восстановление последовательности событий в произведении: чтение по частям, придумывание заголовка к каждой части, составление плана (под руководством учителя). Пересказ (устно) содержания произведения с соблюдением последовательности событий с опорой на ключевые слова. Работа с текстом произведения: характеристика героев.

Задание на сравнение художественного и научно-познавательного текстов: сходство и различия, цель создания, формулировка вопросов к фактическому содержанию текста. Например, В. Д. Берестов «Лягушата», В. В. Бианки «Голубые лягушки», М. С. Пляцковский «Цап Царапыч», Г. В. Сапгир «Кошка», загадки о животных. Обращение к справочной литературе для расширения своих знаний и получения дополнительной информации о животных. Составление высказывания (не менее 3 предложений) о своём отношении к животным, природе, сочинение рассказа о любимом питомце (собаке, кошке) с использованием рисунков. Работа в парах: сравнение предложенных произведений по автору, теме, главной мысли, заполнение таблицы. Проверка своей работы и оценка своей деятельности (по предложенным критериям).

Интерпретация произведения в творческой деятельности: инсценирование отдельных эпизодов, отрывков из произведений о животных.

7. Экологическое воспитание

3. Духовно – нравственное воспитание

8. Ценности научного познания

6

Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии (4 ч)

Способность автора произведения замечать чудесное в каждом жизненном проявлении, необычное в обыкновенных явлениях окружающего мира. Сочетание в произведении реалистических событий с необычными, сказочными, фантастическими

Упражнение в чтении стихотворных произведений о чудесах и превращении, словесной игре и фантазии (не менее трёх произведений). Например, К. И. Чуковский «Путаница», И. П. Токмакова «Мы играли в хохотушки», И. М. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки», «Я палочкой волшебной...», В. В. Лунин «Я видела чудо», Р. С. Сеф «Чудо», Б. В. Заходер «Моя вообразилия», Ю. П. Мориц «Сто фантазий», Ю. Тувим «Чудеса», английские народные песни и небылицы в переводе К. И. Чуковского и С. Я. Маршака.

Работа с текстом произведения: выделение ключевых слов, которые определяют необычность, сказочность событий произведения, нахождение созвучных слов (рифм), наблюдение за ритмом стихотворного текста, составление интонационного рисунка с опорой на знаки препинания, объяснение значения слова с использованием словаря.

Беседа на тему «О каком чуде ты мечтаешь», передача своих впечатлений от прочитанного произведения в высказывании (не менее 3 предложений) или в рисунке.

Задание на сравнение произведений на одну тему разных авторов: прозаическое или стихотворное, жанр (рассказ, стихотворение, сказка, загадка, скороговорка, потешка). Выразительное чтение стихотворений с опорой на интонационный рисунок.

Задание на развитие творческого воображения: узнай зрительные образы, представленные в воображаемой ситуации (например, задание «Кто живёт в кляксах?», «Каких животных ты видишь в проплывающих облаках?»).

Дифференцированная работа: определение фрагмента для устного словесного рисования, выделение слов, словосочетаний, отражающих содержание этого фрагмента

1. Гражданское воспитание.

3. Духовно-нравственное воспитание.

4. Эстетическое воспитание.

7

Библиографическая культура (работа с детской книгой) (1ч)

Представление о том, что книга — источник необходимых знаний. Обложка, оглавление, иллюстрации — элементы ориентировки в книге. Умение использовать тематический каталог при выборе книг в библиотеке .

Экскурсия в библиотеку, нахождение книги по определённой теме.

Участие в беседе: обсуждение важности чтения для развития и обучения, использование изученных понятий в диалоге. Группировка книг по изученным разделам и темам.

Поиск необходимой информации в словарях и справочниках об авторах изученных произведений.

Рассказ о своих любимых книгах по предложенному алгоритму. Рекомендации по летнему чтению, оформление дневника читателя

3. Духовно-нравственное воспитание.

Календарно-тематическое планирование  по литературному чтению

(Обучение грамоте и литературное чтение)

1  класс 4 часа в неделю (132 часа),

учебник «Литературное чтение» автор Л. Ф. Климанова

№ п/п

Тема урока

Дата

Обучение грамоте

1

 «Азбука» - первая книга. Введение в школьную жизнь. Моя семья, моя школа, мой город

2

Речь устная и письменная.  Введение в школьную жизнь.  Знакомство. Введение знака «Я», «Хор».

3

Предложение.  Введение в школьную жизнь.  Школьные правила вежливости

4

Слово и предложение.  Введение в школьную жизнь.  Режим дня. Задавайте вопросы.

5

 Слог.  Введение в школьную жизнь

6

Ударение.  Введение в школьную жизнь. Реакция на реплику

7

Звуки в окружающем мире. Введение в школьную жизнь.  Умение выражать свои мысли

8

Звуки в словах.  Введение в школьную жизнь.  Я и мои друзья

9

Слог – слияние.  Введение в школьную жизнь.   Представление результатов  работы групп. Отработка знака «Мы».

10

Повторение и обобщение пройденного материала. Слого-звуковой анализ слов.

11

Гласный звук  [а], буква А, а.

12

Чтение слогов и слов с буквой А

13

Гласный звук  [о], буква О, о.

14

Чтение слогов и слов с буквой О

15

Гласный звук  [и], буква И, и.

16

Гласный звук  [ы ], буква ы.

17

Гласный звук  [у], буква У, у.

18

Чтение слогов и слов с буквой У

19

Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н.

20

Чтение слогов и слов с буквой Н

21

 Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с.

22

Чтение слогов и слов с буквой С.

23

Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к.

24

Чтение слогов и слов с буквой К.

25

Согласные звуки [т], [т?], буквы Т, т.

26

Чтение слогов и слов с буквой Т.

27

Согласные звуки [л], [л?], буквы Л, л.

28

Чтение слогов и слов с буквой Л.

29

Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.

30

Чтение слогов и слов с буквой Р.

31

Согласные вуки [в], [в'], буквы В, в.

32

Чтение слогов и слов с буквой В

33

Гласные буквы Е, е.

34

Чтение слогов и слов с буквой Е

35

Согласные звуки [п], [п'], буквы П, п.

36

Чтение слогов и слов с буквой П. Составление рассказа по опорным словам.

37

Согласные звуки [м], [м'], буквы М, м.

38

Чтение слогов и слов с буквой М

39

Согласны звуки [з], [з'], буквы З, з.

40

Сопоставление слогов и слов с буквами з и с.

41

Согласные звуки [б], [б'], буквы Б, б.

42

Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.

43

Согласные звуки [д], [д'], буквы Д, д.

44

Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.

45

Гласные буквы Я, я.

46

Согласные звуки [г], [г'], буквы Г, г.  Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.

47

Чтение слов с изученными буквами.

48

Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч.

49

Чтение слогов и слов с буквой Ч

50

Буква ь. Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

51

Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

52

Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши.

53

Чтение слогов и слов с буквой Ш. Заучивание наизусть стихотворения.

54

Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.

55

Сопоставление звуков [ж] и [ш].

56

Гласные буквы Ё, ё.

57

Буква ё – показатель мягкости предшествующего согласного в слоге –слиянии.

58

Звук [й,], буквы Й, й.

59

Чтение слогов и слов с буквой Й

60

Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.

61

Чтение слогов и слов с буквой Х

62

Гласные буквы Ю, ю.  Буква ю – показатель мягкости предшествующего согласного в слоге –слиянии

63

Чтение слогов и слов с буквой Ю

64

Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.

65

Чтение слогов и слов с буквой  Ц

66

Гласный звук  [э], буква Э, э.

67

Чтение слогов и слов с буквой Э

68

Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ.

69

Чтение слогов и слов с буквой Щ Сочетание ЩА, ЩУ.

70

Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф

71

Чтение слогов и слов с буквой Ф

72

Мягкий и твёрдый разделительные знаки.  Русский алфавит.

73

Как хорошо уметь читать. Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

74

Одна у человека мать; одна и родина. К. Ушинский. Наше Отечество.

75

История славянской азбуки. (В. Крупин. Первоучители словенские.)

76

В. Крупин. Первый букварь.

77

А.С. Пушкин. Сказки.

78

Л.Н. Толстой. Рассказы для детей.

79

К.Д. Ушинский Рассказы для детей. Поучительные рассказы для детей

80

К.И. Чуковский. Телефон.

81

К.И. Чуковский. Путаница. Небылица. Особенности стихотворения — небылицы

82

В.В. Бианки. Первая охота.

83

С.Я. Маршак. Угомон. Дважды два.

84

М.М. Пришвин. Предмайское утро.

85

Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: С. Маршак, А. Барто, В. Осеева.

86

Весёлые стихи Б. Заходера. В. Берестова.  Песенка — азбука.

87

Проект: «Живая Азбука»

Литературное чтение

88

Знакомство с учебником по литературному чтению.

89

И. Токмакова « Аля, Кляксич и буква А»

90

С. Черный « Живая азбука». Ф. Кривин «Почему А поется, а Б нет».

91

Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой».

92

И. Гамазкова «Кто как кричит?».

93

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть».

94

Урок-обобщения по разделу «Жили –были буквы»  Комплексная работа

95

Проект «Создаём город букв»

96

Сказки, загадки, небылицы

97

Русская народная сказка «Рукавичка» «Петух и собака».

98

Сказки А. С. Пушкина.

99

Произведения К. Ушинского и Л. Толстого. Загадки.

100

Русские народные песенки Английские народные песенки.

101

Потешки. Небылицы.

102

Урок – обобщение «Узнай сказку». Комплексная работа

103

А. Плещеев «Сельская песенка». А Майков «Весна»; «Ласточка примчалась…».

104

Т.Белозеров «Подснежники». С. Маршак «Апрель»

105

И. Токмакова «Ручей». Е. Трутнева «Когда это бывает?»

106

И. Токмакова «Весна»

107

Вн. Чтение Рассказы о детях

108

Урок–обобщение по разделу «Апрель, апрель! Звенит капель…»

109

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки» Я. Тайц «Волк».

110

Г. Кружков «Ррры»

111

Творчество Н Артюховой.  «Саша- дразнилка», «Трусиха»

112

К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет»

113

М. Пляцковский «Помощник»

114

Вн. Чтение.  Чтение произведений и честности.

115

Урок–обобщение по разделу « И в шутку и в серьез»

116

Стихи о детях Ю. Ермолаев «Лучший друг». Е Благинина «Подарок», «Бабушка – забота»

117

В. Орлов « Кто первый?». С. Михалков «Бараны» Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек»

118

И. Пивоварова «Вежливый ослик». А. Барто «Вот так защитник».

119

Произведения о родине. Я. Аким «Моя родня». С. Маршак «Хороший день». Я. Аким «Неумейка»

120

Д.Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка»

121

Вн. Чтение Стихи, рассказы и сказки об играх и игрушках

122

Урок–обобщение по разделу «Я и мои друзья»

123

С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак». С. Михалков «Мой щенок»

124

В. Осеева «Собака яростно лаяла» И. Токмакова  «Купите собаку».

125

М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка»

126

В. Берестов «Лягушка» Комплексная работа

127

Д. Хармс «Храбрый еж». Произведения Н. Сладкова «Лисица и еж»,  «Лиса – плясунья»

128

Урок – обобщение по теме «О братьях наших меньших»

129

Д. Хармс «Храбрый еж». Произведения Н. Сладкова «Лисица и еж»,  

130

Из старинных книг. С. Аксаков «Гнездо».

131

 Мои достижения. Итоговые комплексные работы.

132

Обобщающий урок по изученным темам за год.