Конспекты занятий

Сэротэтто Юлия Дмитриевна

познакомить детей с темой «Семья», учить детей называть членов семьи на ненецком языке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_myad_ter.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Мяд’ тер. Семья.  Звук н, нь.

Цель: познакомить детей с темой «Семья», учить детей называть членов семьи на ненецком языке.

Образовательные: Развитие речевых навыков родной речи. Усвоение детьми слов родственной терминологии. Познакомить детей на родном языке составом семьи.  Звуки н, нь.

Развивающие: Экологический календарь ненцев.

Воспитательные: Воспитывать любовь к родным.

Материал к занятию: Настенная картина «Семья», атрибуты для инсценированной игры (элементы одежды: косынка, очки и т.д.)

Словарная работа:Усвоение новых слов: Для активного усвоения:

 Мама – небя    папа –нися бабушка – хада дедушка – ирихобатнаӈацекы–младенец мяд’ тер” - семья

Для пассивного усвоения:

             Имею (у меня есть) - маньтаня,хасаваӈацекы - мальчик, не ӈацекы – девочка.

  1. Работа над произношением указанных слов. Формирование навыка различения на слух долгих и кратких гласных. Дидактические игры и ситуации.
  2. Усвоения детьми правильного произношения и применения слова – маньтаня.
  3. Закрепление материала: ответы на вопросы простыми предложениями. Усвоение детьми ненецкого предложения.
  4. Итог.

Ход занятия

Педагог покачивает люльку, спрашиваетдетей:

- Тюку хибя? – Тюку ню. – Илне, ман”: ню.

Педагог встаёт у двери и спрашивает:

- Тюку ӈамгэ? – Тюку нё. – Мал’ маӈгава”: нё, нё.

Педагог предлагает назвать слова, где имеется звук н, нь.

- Ня, небя, нися, ной, нохо, нянь, мань, хан, хань, туни.

Знакомит детей с новой темой «Семья».

- Ӈули” нердеӈацекыӈамгэвадам’ хэтаби? – Какое первое слово произносит ребенок? Дети отвечают.

- Хибяратеневаненэйвадавнахамандава? Кто знает, как по ненецкий скажем мама?

- Небя.

- Тюку хибя? Тюку небя. Небяваӈули”нянана” тарана. – Это кто? Это мама? Мама очень нам нужна.

- Тамнахибида”мякананда”таня”? – Нисява” (ӈацява”). – Мал ӈобканамаӈгава: нися, ӈаця.

Педагог обращает внимание детей на картину:

- Тюку хибя?– Это кто?

- Тюку хада. Это бабаушка. Тюку ири. Это дедушка.

- Тамнахибятаня? Кто еще есть?

- Ӈацекы. Дети.

- Тюку не ӈацекы, хасаваӈацекы, хобатнаӈацекы.

Повторить всех членов семьи по картинке: небя, нися, хада, ири, не ӈацекы, хасаваӈацекы, хобатнаӈацекы.

- Тюку мяд’ тер”. Это семья.  Как скажем по ненецки семья большая?

- Мяд’ тер”ӈока, ӈарка.

Физминутка: «Кто живёт у нас в квартире?»

Ӈопой, сидя, няхар, тет (хлопаем в ладоши)

Хибямякнанаиле? (шагаем на месте)

Ӈопой, сидя, няхар, тет (прыжки на месте)

Небя, нися, ири, хада (хлопаем в ладоши)

ВэнекомиНалтоко, ӈавками Яхадей. (наклоны туловища)

Мал’мяни” тер. (хлопаем в ладоши)

Беседа продолжается.

- Как скажем на ненецком языке предложение: У меня есть мама и папа. Слово «есть» скажем: - таня. Мы это слово выучимсоставим предложение. Мань таня– иметь(у меня есть). Повторяют дети хором и индивидуально, затем составляют предложения: -

- Мань небямитаня. Мань нисямитаня. Мань иримитаня. Мань хадамитаня. Дети повторяют предложения. Педагог объясняет конструкцию предложений, заостряет внимание на слове – таня( это слово мы всегда ставим в конце предложения).

Для усвоения склонения этого слова можно поиграть с детьми в мяч. Я имею. Мань … таня, ирими, мал’мяни” тер. Ты имеешь. Пыдар  .. таня. хадами, мал’мяни” тер. Педагог следит за правильным произношением слов, долгих и кратких гласных звуков в них.

Инсценированная игра-ситуация: Дети выбирают себе маму, папу, бабушку. Хорошо если на них одета национальная одежда.

Мама: маньхибям? (я кто?) – обращается к детям.

Дети: пыдарнебян. (ты мама); те же слова произносят папа и бабушка. Затем педагог показывает на маму и спрашивает детей:

Едэйко, тюку хибя? Едэйко: тюку небя (это мама).

Илне, тюку хибя? Илне: тюку нися(это папа). И т.д. за каждый правильный ответ можно раздать флажки.

Педагог подводит итог.