Конспекты занятий
познакомить детей с темой «Семья», учить детей называть членов семьи на ненецком языке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_myad_ter.docx | 19.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Мяд’ тер. Семья. Звук н, нь.
Цель: познакомить детей с темой «Семья», учить детей называть членов семьи на ненецком языке.
Образовательные: Развитие речевых навыков родной речи. Усвоение детьми слов родственной терминологии. Познакомить детей на родном языке составом семьи. Звуки н, нь.
Развивающие: Экологический календарь ненцев.
Воспитательные: Воспитывать любовь к родным.
Материал к занятию: Настенная картина «Семья», атрибуты для инсценированной игры (элементы одежды: косынка, очки и т.д.)
Словарная работа:Усвоение новых слов: Для активного усвоения:
Мама – небя папа –нися бабушка – хада дедушка – ирихобатнаӈацекы–младенец мяд’ тер” - семья
Для пассивного усвоения:
Имею (у меня есть) - маньтаня,хасаваӈацекы - мальчик, не ӈацекы – девочка.
- Работа над произношением указанных слов. Формирование навыка различения на слух долгих и кратких гласных. Дидактические игры и ситуации.
- Усвоения детьми правильного произношения и применения слова – маньтаня.
- Закрепление материала: ответы на вопросы простыми предложениями. Усвоение детьми ненецкого предложения.
- Итог.
Ход занятия
Педагог покачивает люльку, спрашиваетдетей:
- Тюку хибя? – Тюку ню. – Илне, ман”: ню.
Педагог встаёт у двери и спрашивает:
- Тюку ӈамгэ? – Тюку нё. – Мал’ маӈгава”: нё, нё.
Педагог предлагает назвать слова, где имеется звук н, нь.
- Ня, небя, нися, ной, нохо, нянь, мань, хан, хань, туни.
Знакомит детей с новой темой «Семья».
- Ӈули” нердеӈацекыӈамгэвадам’ хэтаби? – Какое первое слово произносит ребенок? Дети отвечают.
- Хибяратеневаненэйвадавнахамандава? Кто знает, как по ненецкий скажем мама?
- Небя.
- Тюку хибя? Тюку небя. Небяваӈули”нянана” тарана. – Это кто? Это мама? Мама очень нам нужна.
- Тамнахибида”мякананда”таня”? – Нисява” (ӈацява”). – Мал ӈобканамаӈгава: нися, ӈаця.
Педагог обращает внимание детей на картину:
- Тюку хибя?– Это кто?
- Тюку хада. Это бабаушка. Тюку ири. Это дедушка.
- Тамнахибятаня? Кто еще есть?
- Ӈацекы. Дети.
- Тюку не ӈацекы, хасаваӈацекы, хобатнаӈацекы.
Повторить всех членов семьи по картинке: небя, нися, хада, ири, не ӈацекы, хасаваӈацекы, хобатнаӈацекы.
- Тюку мяд’ тер”. Это семья. Как скажем по ненецки семья большая?
- Мяд’ тер”ӈока, ӈарка.
Физминутка: «Кто живёт у нас в квартире?»
Ӈопой, сидя, няхар, тет (хлопаем в ладоши)
Хибямякнанаиле? (шагаем на месте)
Ӈопой, сидя, няхар, тет (прыжки на месте)
Небя, нися, ири, хада (хлопаем в ладоши)
ВэнекомиНалтоко, ӈавками Яхадей. (наклоны туловища)
Мал’мяни” тер. (хлопаем в ладоши)
Беседа продолжается.
- Как скажем на ненецком языке предложение: У меня есть мама и папа. Слово «есть» скажем: - таня. Мы это слово выучимсоставим предложение. Мань таня– иметь(у меня есть). Повторяют дети хором и индивидуально, затем составляют предложения: -
- Мань небямитаня. Мань нисямитаня. Мань иримитаня. Мань хадамитаня. Дети повторяют предложения. Педагог объясняет конструкцию предложений, заостряет внимание на слове – таня( это слово мы всегда ставим в конце предложения).
Для усвоения склонения этого слова можно поиграть с детьми в мяч. Я имею. Мань … таня, ирими, мал’мяни” тер. Ты имеешь. Пыдар .. таня. хадами, мал’мяни” тер. Педагог следит за правильным произношением слов, долгих и кратких гласных звуков в них.
Инсценированная игра-ситуация: Дети выбирают себе маму, папу, бабушку. Хорошо если на них одета национальная одежда.
Мама: маньхибям? (я кто?) – обращается к детям.
Дети: пыдарнебян. (ты мама); те же слова произносят папа и бабушка. Затем педагог показывает на маму и спрашивает детей:
Едэйко, тюку хибя? Едэйко: тюку небя (это мама).
Илне, тюку хибя? Илне: тюку нися(это папа). И т.д. за каждый правильный ответ можно раздать флажки.
Педагог подводит итог.