Конспекты занятий

Сэротэтто Юлия Дмитриевна

Знакомство с ненецким языком. Научить детей воспринимать и понимать формы речевого этикета на ненецком языке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Тема: Знакомство с языком.

Ненэй вада.

 Звук у - а.

Цели:

Образовательные:  Знакомство с ненецким языком. Научить детей воспринимать и понимать формы речевого этикета на ненецком языке. Познакомить детей со звуком – у - а. Закрепить его произношение в слогах и словах.

Развивающие: Расширять знания детей об окружающей действительности.

Воспитательные: Воспитание любви к родной земле, своему народу

Материал к занятию: Карта ЯНАО, книги, фотографии.

Словарная работа: торова, сава, вэва, лакамбой, ңарка вада, ненэй вада, ңацекы.

План:

  1. Беседа педагога.
  2. Усвоение новых для ребят слов:

Для активного усвоения:  здравствуй! – торова! лакамбой – до свидания! хорошо – сава; плохо – вэва; спасибо – ӈаркавада, ненэйвада – ненецкий язык.

Для пассивного усвоения:               дети – ӈацекы

Игровые ситуации (уроки вежливости)

  1. Формирование фонематического слуха – навыки различения детьми на слух долгих и кратких звуков. Работа над произношением и интонацией изучаемых слов.
  2. Закрепление материала.
  3. Подведение итога НОД.

Ход образовательной деятельности:

Педагог здоровается с детьми на русском языке и начинает беседу. Мы с вами живем в Ямало-ненецком автономном округе. На этой земле с давних пор живут народы разных национальностей – ханты, коми, ненцы, русские, селькупы. А кто мы по национальности? (ответы детей). У каждого из этих народов есть свой язык. Ненецкий язык очень богатый и красивый. У ненцев есть свои сказки, песни, легенды, загадки, славиться мастерами народного искусства.  Во время бесед на ненецком языке мы обязательно с ними познакомимся, но сначала нам надо выучить язык. Слушайте меня внимательно и постарайтесь запомнить все, что я буду говорить.

- Ӈацекые, хурка вади теневада? Ребята, какие бывают слова? (веселые, грустные, короткие, волшебные). -  Правильно есть еще слова-приветствия. Кто может их вспомнить? (ответы детей).

- Ӈули сава. Правильно, хорошо. Инзеледа, ненэй вадавна тарем                              мандава: торова – здравствуй. - Послушайте, как звучит слово-приветствие на ненецком языке: здравствуй – торова. Предложить детям поздороваться. Обратить внимание на произношение звука т.

На всех следующих беседах необходимо уделять время на формирование у детей навыка произношения согласных в формах обращения в единственном и множественном числе.

Игровая ситуация:

Педагог предлагает детям войти в комнату и поздороваться так, как они делают это утром при встрече в детском саду.

Дети произносят слова: торова, обращаясь к педагогу, а затем к детям – торова (слова произносят хором и индивидуально), педагог следит за правильным произношением в обращении к одному педагогу, ко всем детям.

Ӈули сава.  Хорошо, правильно. Добрыми, волшебными словами будут и слова благодарности: спасибо и благодарю. В каких случаях мы говорим спасибо? (ответы детей). Ребята послушайте и запомните слово «спасибо» на ненецком языке звучит так –ӈаркавада. Повторение за педагогом хором и индивидуально.

Игровая ситуация:

Педагог подает детям предметы (книжку, игрушку, карандаш) дети благодарят педагога. Например: - Илне, возьми книжку. Илне: спасибо, ӈарка вада; и т.д. Педагог следит за правильным произношением слова –ӈарка, звука ӈ.

Ребята, вы наверно заметили, что когда я хочу вас похвалить за правильный ответ, четко и громко произнесенное слово, я произношу слово-похвалу – хорошо. Послушайте, как это слово звучит на ненецком языке – сава. Илне – девочка хорошая,   Илне – сава не ӈацекы; и т.д. Внимание! Если же вы будете поступать плохо и на мои вопросы отвечать не верно, я буду говорить вам – плохо. Это слово на ненецком  языке будет звучать так – вэва, вэвако, плохой (ая, -ое). Мальчик плохой – Хасава ӈацекы вэва; и т.д.

Дети повторяют слова и придумывают новые словосочетания с ними.

 Я постоянно к вам обращаюсь со словом – дети, на ненецком языке я к вам буду обращаться словом – ӈацекые. Запомните и повторите – ӈацекые. Дети повторяют это слово (хором и индивидуально).

Физминутка: Положить на пол листы бумаги. Это «домики». Их должно быть на один меньше, чем играющих. Дети «гуляют» между «домиками». Если педагог говорит: - Яля - прогулка продолжается, Если воспитатель говорит: - Пэвсюмя – все дети прячутся в домики. Тот, кто не успел попасть в домик выбывает из игры и убирает один «домик». Игра продолжается.

Педагог показывает картинку  изображением волка и рассказывает:

- Пэдарахана сармик ңоберңа: у-у-у. Ⱨаркавна ңоберңа: у-у-у.

Хэвхананданюкцидаңоберңа: у-у-у.

Янамбовнаңоберңа: у-у-у.

Педагог держит в руке люльку с куклой, похлопывает её, напевает: а-а-а. обращается к детям:

- Мал’ ңобканахыно”кава: а-а-а.

- Теда’ падта”маманэ”тава”, вади сававна хэтхана:

Хан,ха, хада, ту, туни, муңг.

Для закрепления формӈани, формирования интонационных навыков произношения  этих форм педагог предлагает выучить рифмованные строки:   Ӈаниторова,  Илне!      Здравствуй, Илне!

Ӈаниторова, Едэйко!             Здравствуй, Едэйко!

Ӈани торова,ӈацекые!          Здравствуйте, дети!

Педагог следит за правильным произношением слов, насколько верно дети употребляют долгие гласные в обращении к одному и ко многим (в единственном и множественном числе).

При подведении итога занятия воспитатель просит вспомнить, с какими словами сегодня они познакомились и какие рифмованные строки выучили.