Конспекты занятий
Знакомство с ненецким языком. Научить детей воспринимать и понимать формы речевого этикета на ненецком языке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
Тема: Знакомство с языком.
Ненэй вада.
Звук у - а.
Цели:
Образовательные: Знакомство с ненецким языком. Научить детей воспринимать и понимать формы речевого этикета на ненецком языке. Познакомить детей со звуком – у - а. Закрепить его произношение в слогах и словах.
Развивающие: Расширять знания детей об окружающей действительности.
Воспитательные: Воспитание любви к родной земле, своему народу
Материал к занятию: Карта ЯНАО, книги, фотографии.
Словарная работа: торова, сава, вэва, лакамбой, ңарка вада, ненэй вада, ңацекы.
План:
- Беседа педагога.
- Усвоение новых для ребят слов:
Для активного усвоения: здравствуй! – торова! лакамбой – до свидания! хорошо – сава; плохо – вэва; спасибо – ӈаркавада, ненэйвада – ненецкий язык.
Для пассивного усвоения: дети – ӈацекы
Игровые ситуации (уроки вежливости)
- Формирование фонематического слуха – навыки различения детьми на слух долгих и кратких звуков. Работа над произношением и интонацией изучаемых слов.
- Закрепление материала.
- Подведение итога НОД.
Ход образовательной деятельности:
Педагог здоровается с детьми на русском языке и начинает беседу. Мы с вами живем в Ямало-ненецком автономном округе. На этой земле с давних пор живут народы разных национальностей – ханты, коми, ненцы, русские, селькупы. А кто мы по национальности? (ответы детей). У каждого из этих народов есть свой язык. Ненецкий язык очень богатый и красивый. У ненцев есть свои сказки, песни, легенды, загадки, славиться мастерами народного искусства. Во время бесед на ненецком языке мы обязательно с ними познакомимся, но сначала нам надо выучить язык. Слушайте меня внимательно и постарайтесь запомнить все, что я буду говорить.
- Ӈацекые, хурка вади теневада? Ребята, какие бывают слова? (веселые, грустные, короткие, волшебные). - Правильно есть еще слова-приветствия. Кто может их вспомнить? (ответы детей).
- Ӈули сава. Правильно, хорошо. Инзеледа, ненэй вадавна тарем мандава: торова – здравствуй. - Послушайте, как звучит слово-приветствие на ненецком языке: здравствуй – торова. Предложить детям поздороваться. Обратить внимание на произношение звука т.
На всех следующих беседах необходимо уделять время на формирование у детей навыка произношения согласных в формах обращения в единственном и множественном числе.
Игровая ситуация:
Педагог предлагает детям войти в комнату и поздороваться так, как они делают это утром при встрече в детском саду.
Дети произносят слова: торова, обращаясь к педагогу, а затем к детям – торова (слова произносят хором и индивидуально), педагог следит за правильным произношением в обращении к одному педагогу, ко всем детям.
Ӈули сава. Хорошо, правильно. Добрыми, волшебными словами будут и слова благодарности: спасибо и благодарю. В каких случаях мы говорим спасибо? (ответы детей). Ребята послушайте и запомните слово «спасибо» на ненецком языке звучит так –ӈаркавада. Повторение за педагогом хором и индивидуально.
Игровая ситуация:
Педагог подает детям предметы (книжку, игрушку, карандаш) дети благодарят педагога. Например: - Илне, возьми книжку. Илне: спасибо, ӈарка вада; и т.д. Педагог следит за правильным произношением слова –ӈарка, звука ӈ.
Ребята, вы наверно заметили, что когда я хочу вас похвалить за правильный ответ, четко и громко произнесенное слово, я произношу слово-похвалу – хорошо. Послушайте, как это слово звучит на ненецком языке – сава. Илне – девочка хорошая, Илне – сава не ӈацекы; и т.д. Внимание! Если же вы будете поступать плохо и на мои вопросы отвечать не верно, я буду говорить вам – плохо. Это слово на ненецком языке будет звучать так – вэва, вэвако, плохой (ая, -ое). Мальчик плохой – Хасава ӈацекы вэва; и т.д.
Дети повторяют слова и придумывают новые словосочетания с ними.
Я постоянно к вам обращаюсь со словом – дети, на ненецком языке я к вам буду обращаться словом – ӈацекые. Запомните и повторите – ӈацекые. Дети повторяют это слово (хором и индивидуально).
Физминутка: Положить на пол листы бумаги. Это «домики». Их должно быть на один меньше, чем играющих. Дети «гуляют» между «домиками». Если педагог говорит: - Яля - прогулка продолжается, Если воспитатель говорит: - Пэвсюмя – все дети прячутся в домики. Тот, кто не успел попасть в домик выбывает из игры и убирает один «домик». Игра продолжается.
Педагог показывает картинку изображением волка и рассказывает:
- Пэдарахана сармик ңоберңа: у-у-у. Ⱨаркавна ңоберңа: у-у-у.
Хэвхананданюкцидаңоберңа: у-у-у.
Янамбовнаңоберңа: у-у-у.
Педагог держит в руке люльку с куклой, похлопывает её, напевает: а-а-а. обращается к детям:
- Мал’ ңобканахыно”кава: а-а-а.
- Теда’ падта”маманэ”тава”, вади сававна хэтхана:
Хан,ха, хада, ту, туни, муңг.
Для закрепления формӈани, формирования интонационных навыков произношения этих форм педагог предлагает выучить рифмованные строки: Ӈаниторова, Илне! Здравствуй, Илне!
Ӈаниторова, Едэйко! Здравствуй, Едэйко!
Ӈани торова,ӈацекые! Здравствуйте, дети!
Педагог следит за правильным произношением слов, насколько верно дети употребляют долгие гласные в обращении к одному и ко многим (в единственном и множественном числе).
При подведении итога занятия воспитатель просит вспомнить, с какими словами сегодня они познакомились и какие рифмованные строки выучили.