Конспекты занятий
Усвоение детьми слов обращений; Познакомить детей со звуком – с. Закрепить его произношение в слогах Формирование навыка произношение слов в единственном имножественном числе;Продолжать учить воспринимать и понимать формы речевого этикета на ненецком языке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_slova_obrashcheniya.docx | 19.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Слова обращения. Лаханава вада”.
Звук – с.
Цель:
Образовательные: Усвоение детьми слов обращений; Познакомить детей со звуком – с. Закрепить его произношение в слогах и словах.
Развивающие: Формирование навыка произношение слов в единственном имножественном числе;
Воспитательные: Продолжать учить воспринимать и понимать формы речевого этикета на ненецком языке.
Материал к занятию: картинки сюжетные, детские книги, игрушки.
Словарная работа:
План
- Закрепление пройденного материала.
- Усвоение новых слов: Для активного усвоения: слушай – инзеле; слушайте – инзеледа; смотри – сыр”, смотрите – сырӈада; сядьте – ӈамдыда, сядь – ӈамдад, встаньте – юркыда; встань – юркад.
Для пассивного усвоения: думайте - ибедорңада; думай – ибець, паской – красивый.
- Работа над произношением и интонацией новых ненецких слов. Дидактическая игра «Илне–педагог» Цель: Помочь детям усвоить новые слова, проследить за правильным произношением и специфических звуков с, л,н, р “.
- Работа по сюжетным картинкам. Цель: Научить детей определять по картинкам слова-действия (стоит, идет, сидит, слушает и т.д.) переводить знакомые слова на родной язык.
- Итог.
Ход НОД
Педагог приветствует детей на родном языке. Повторяет слова, с которыми познакомились на прошлом занятии. (Хоровое и индивидуальное проговаривание). Хвалит детей на родном языке: -ӈацекые ӈули сава.
В ненецком языке, как и в любом другом языке, есть не только слова приветствия или слова-похвалы, но и слова-обращения и слова-просьбы. С такими словами сегодня мы с вами и познакомимся. Научимся их правильно понимать и правильно произносить на ненецком языке. Во время каждой беседы вы выполняете мои слова-просьбы: встаньте, сядьте, слушайте, смотрите. Вы их хорошо понимаете и всегда правильно выполняете. Внимательно послушайте и постарайтесь запомнить, как звучат эти слова на ненецком языке во мн. и ед. числе: слушай – инзеле, слушайте – инзеледа. Дети повторяют за педагогом слова индивидуально, а затем хором (3-4раза).
Слушаем и запоминаем следующее слово: смотри – сыр”, смотрите – сырӈада”. Повторяют за педагогом хором и индивидуально.
- Теда ӈацекые юркыда”. А сейчас, ребята, я вас попрошу встать. (Дети встают). Вот видите, вы исполнили мою просьбу и дружно встали. Послушайте, как это слово звучит на ненецком языке: встань – юркад, встаньте – юркыда”. Повторение слов индивидуально и хором.
- Теда мал”ӈамдхана. А сейчас все сели. (Дети садятся). Вот и эту просьбу вы прекрасно поняли и выполнили. Давайте послушаем, как это слово звучит на ненецком языке: сядь – ӈамдад, сядьте – ӈамдыда. Повторение слов хором и индивидуально.
Физминутка. Сянакохова: «Инзеледа – сертабида». Поиграем в игру: «Слушайте – делайте». Сейчас я буду давать команды на ненецком языке, а вы их будете выполнять.
Игровая ситуация
Педагог предлагает нескольким детям обратиться сначала к одному, а затем ко всем детям с выученными на этом занятии словами. Следит за правильным произношением к одному человеку и ко всем.
Игра «Илне- воспитательница». Илне разучивает с детьми рифмованные строки: Едэйко инзеле, манэт… тюкон’ сыр”. (Вова слушай, посмотри на картину и подумай….). Ӈацекыеюркыда, тикатю”сырӈада”. (дети встаньте и посмотрите вверх), и т.д.
Педагог показывает картинки с изображением шара, собаки, олененка оводов и называет их. Берёт воздушный шарик и говорит:
- Тюку поська. Паской посько.
Затем он ослабляет нитку, чтобы выходил воздух. Воспитатель сообщает, что из шара выходит воздух. Шар шипит: с-с-с.
- С-с-с. Посько пенды, му”но: с-с-с.
- Посько ханзер”пенды? – С-с-с.
Повторить звук с несколько раз индивидуально и хором. Затем педагог говорит:
- Тарця вадаха инзеледа: си, ся, сё, сэв, сава, сую, Сёрно.
Работа по картинкам
Дети рассматривают картинки и определяют слова действия – сидят (сидит), стоят (стоит), смотрят (смотрит), и т.д. переводят знакомые слова на ненецкий язык.
Итог: какие слова мы сегодня выучили? Давайте вспомним рифмованные строки, которые мы учили на прошлом занятии. Дома расскажите родителям все, что мы выучили на 1-м и 2-м беседах.