Конспекты к занятиям "От Звука к Букве" (Колесникова Е.В.)

Гусейнова Улдуз Расимовна

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» (5-6 лет)

Тема1. «Выявление начального уровня дошкольников. Диагностические задания. Страна Букв и Звуков».

Цель: обследование состояния фонематического слуха и восприятия, обследование связной речи, определение уровня развития мелкой моторики, обследование уровня овладения навыком рассказывания, слухоречевой памяти.

Форма занятия: комбинированное занятие.

Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный (демонстрация, показ), практический (упражнения, графические работы).

Материалы и оборудование: набор картинок, сюжетные картинки (4 шт.), Презентация к занятию.

План занятия.

1.Организационный момент.

Солнце светит нам в окошко. Улыбнемся мы немножко. Собрались мы здесь опять

Звуки, буквы повторять, Слоги и слова читать, дружно вместе все играть.

П: сегодня, ребята, мы с вами отправимся в путешествие в Страну звуков и букв. Стихотворение о жителях этой страны.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В темном лесу звать и аукать,

Но не желают свистеть и ворчать.

Согласные согласны шелестеть,

Шептать, свистеть,

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь.

Кто живет в этой стране? Чтобы путешествие наше по стране звуков и букв было интересное гласные и согласные приготовили вам задания.

Игра «Найти буквы среди других букв».

Буквы перемешались, назовите эти буквы. Гласные раскрасьте красным цветом, а согласные синим цветом.

Задание 1. Цель: обследование состояния фонематического слуха и восприятия.

Материал: набор картинок, в названия которых входит заданный звук, картинки, названия которых содержат звуки, близкие к заданному по артикулярно-акустическим признакам, картинки, в названиях которых нет заданного звука. Примерный набор картинок: щука, шкаф, мальчик, бусы, чашка, шишка, жук, ружьё, сова, шапка, карандаш, кошка.

Текст задания: «Называй каждую картинку, если в ее названии есть звук [ш], положи эту картинку вот сюда».

В ходе выполнения ребенком этого задания важно обращать внимание на следующие моменты: сохраняет ли ребенок инструкцию в процессе работы либо постоянно уточняет, наличие какого звука он должен определять; отбирает ли картинки, в названии которых нет заданного звука; определяет ли наличие заданного звука только в начальной позиции или в позициях начала, середины и конца слова.

Задание 2. «Серия картинок» Цель: обследование связной речи

Материал: обследование связной речи проводится с помощью серии из четырёх картинок, связанных единым сюжетом. Ребенок должен сам установить последовательность картинок и составить по ним рассказ.

Текст задания: «Вот по этим картинкам, если их правильно разложить, можно составить очень интересный рассказ. Ты каждую картинку рассмотри внимательно, потом разложи их так, как ты считаешь нужным, и расскажи мне историю, которую ты по ним придумал».

В процессе выполнения этого задания можно оказать такие виды помощи:

1. Уточнение задания, если ребенок в течение длительного времени не приступает к выполнению задания: «Где же картинка, на которой нарисовано то, с чего все началось?», «А где картинка, на которой нарисовано продолжение истории?», «Осталась только одна картинка, значит, на ней нарисован конец истории».

«Посмотри еще раз внимательно, все ли ты правильно разложил, и расскажи свою историю».

2. Если ребенок не может воспользоваться первым видом помощи, постоянно меняет местами картинки и утверждает, что у него все равно ничего не получится, следует перейти ко второму виду помощи, разложив картинки в правильном порядке и предложить ребенку составить рассказ.

Задание 3. Цель: обследование уровня овладения навыком рассказывания, слухоречевой памяти.

Текст задания: «Знаешь ли ты какие-нибудь стихотворения? Расскажи!»

Задание 4. Цель: обследование уровня овладения навыком рассказывания, развития речи.

Текст задания: «Знаешь ли ты какие-нибудь сказки? Расскажи!»

Задание 5. Цель: определение уровня развития мелкой моторики.

Педагог предлагает ребенку «проехать по дорожке», соединив линией изображения машины и дома. Ребенку нужно объяснить, что он должен провести линию, не отрывая карандаша от бумаги.

Текст задания: «Ты водитель. Тебе надо проехать к этому домику. Ты поедешь вот так (на рисунке-образце показывает, как надо «ехать по дорожке»). Карандаш должен все время двигаться по бумаги; иначе получится, что машина взлетела, как самолет. Поезжай аккуратно, чтобы машина не съехала с дороги».



Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» (5-6 лет)

Тема1. «Азбука -к мудрости ступенька. Звук и буква А.».                                            Цель: способствовать развитию звукобуквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить с гласным звуком «А» и его условным обозначением-красный квадрат. Вырабатывать умение определять место звука «А» в словах. Познакомить с моделированием: обозначать место звука в слове, используя условные обозначения-красный квадрат. Вырабатывать умение внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звук «А». Познакомить с буквой А как письменным обозначением звука А. Знакомить с тем, как писать печатную букву А, используя образец.

Форма занятия: комбинированное занятие.

Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный (демонстрация, показ), практический (упражнения, графические работы).

Материалы и оборудование: набор картинок, сюжетные картинки (4 шт.), Презентация к занятию. Е.В.Колесникова «От А до Я» рабочая тетрадь, Н.Жукова «Букварь»

План занятия.

1.Организационный момент. Работа с букварем Н.Жукова «Букварь». Знакомство с буквой.

2.Работа в тетради Е.В.Колесникова «От А до Я».

Игра «Найди и обведи»

Игра «Определение место звука в слове»

Игра «Кто внимательный»

Чтение стихотворения: назвать слова, в которых есть звук А

Аист азбуку учил

И пятерку получил.

И сегодня без подсказки

Сам себе читает сказки

Физкультминутка – Игра «Аист»

Аист, аист, длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой.
Вот тогда придешь домой.
Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем,
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей,
Хлопай, хлопай веселей!

Игра «Рисуем матрешек, пишем букву А»

А шагает по дорожке,

Широко расставив ножки.

Буква может убежать,

Нужно ноги ей связать

Игра «Определи место буквы в слове»

3.Итог.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» (5-6 лет)

Тема1. «Звук и буква У.»                                            

Цель: способствовать развитию звукобуквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить с гласным звуком «У» и его условным обозначением-красный квадрат. Вырабатывать умение определять место звука «У» в словах. Знакомить детей с тем как отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки, развивать внимание, логическое мышление. Продолжать знакомить с моделированием: обозначать место звука в слове, используя условные обозначения-красный квадрат. Вырабатывать умение внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звук «У». Познакомить с буквой У как письменным обозначением звука У. Знакомить с тем, как писать печатную букву У, используя образец.

Форма занятия: комбинированное занятие.

Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный (демонстрация, показ), практический (упражнения, графические работы).

Материалы и оборудование: набор картинок, сюжетные картинки (4 шт.), Презентация к занятию. Е.В.Колесникова «От А до Я» рабочая тетрадь, Н.Жукова «Букварь»

План занятия.

1.Организационный момент. Работа с букварем Н.Жукова «Букварь». Знакомство с буквой У.

2.Работа в тетради Е.В.Колесникова «От А до Я».

Игра «Загадки и отгадки»

Удивительный ребенок:

Только вышел из пеленок-

Может крякать и нырять,

Как его родная мать. (Утенок)

Длинная шея, красные лапки,

Щиплет за пятки-беги без оглядки. (Гусь)

Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу. (Петух)

Игра «Слово, схема»

Игра «Кто внимательный». Чтение стихотворения Г.Виеру 

Устала утка на пруду
Учить своих утят:
Утята плавать на виду
У мамы не хотят.

Ужасно утка мучится:
- Ну, что из них получится?                                                                                    

Физкультминутка – игра «Паровоз

Вот поезд наш едет,

Колеса стучат,

А в поезде нашем

Ребята сидят.

Чу-чу-чу-чу-чу!

Бежит паровоз-

Далеко -далеко

Ребят он повез.

Игра «Рисуем крючки, и пишем букву «У»

Игра «Соедини правильно»

3.Итог. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» (5-6 лет)

Тема1. «Звук и буква О.»                                            

Цель: способствовать развитию звукобуквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить с гласным звуком «О» и его условным обозначением-красный квадрат. Вырабатывать умение определять место звука «О» в словах. Знакомить детей с тем, как внимательно слушать текст стихотворения, назвать слова со звуком «О», понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки, развивать внимание, логическое мышление. Формировать навык написания печатной буквы «О», используя образец. Объяснить, как соотносить схему слова с названием изображенного предмета.

Форма занятия: комбинированное занятие.

Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный (демонстрация, показ), практический (упражнения, графические работы).

Материалы и оборудование: набор картинок, сюжетные картинки (4 шт.), Презентация к занятию. Е.В.Колесникова «От А до Я» рабочая тетрадь, Н.Жукова «Букварь»

План занятия.

1.Организационный момент. Работа с букварем Н.Жукова «Букварь». Знакомство с буквой О.

2.Работа в тетради Е.В.Колесникова «От А до Я». Игра «Найди и обведи»

Игра «Определи место звука в слове»

Игра «Кто внимательный». Чтение стихотворения З.Александровой и предложите запомнить слова, в которых есть звук «О» 

Вышли волки на охоту. Бродят стаей по болоту. Между прочим, говорят, Волки ягоды едят.

Физкультминутка – игра «Слушай, делай»

Руки в стороны, вперёд.

Посмотрели все в окно.

Небо, птичек увидали,

А потом присели, встали

И на месте побежали.

Рисуем мячи, пишем букву «О» Стихотворение И.Блюмкина.

Кольцо у мамы на руке,

Обруч гимнастики тоже,

Баранки, бублики-ну все

На букву О похоже.

Игра «Схема, слово»

3.Итог. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» (5-6 лет)

Тема1. «Звук и буква ы.»                                            

Цель: способствовать развитию звукобуквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Продолжать знакомить с условными обозначение гласных звуков-красный квадрат. Вырабатывать навык определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условные обозначения. Формировать умение внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по значению, по и подходящие по смыслу. Знакомить с тем, как отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки, развивать внимание, логическое мышление. Вырабатывать интонационно выделять в словах звук ы. Познакомить с буквой «Ы» как письменным обозначением звука «Ы»

Форма занятия: комбинированное занятие.

Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный (демонстрация, показ), практический (упражнения, графические работы).

Материалы и оборудование: набор картинок, сюжетные картинки (4 шт.), Презентация к занятию. Е.В.Колесникова «От А до Я» рабочая тетрадь, Н.Жукова «Букварь»

План занятия.

1.Организационный момент.

2.Работа в тетради Е.В.Колесникова «От А до Я». Игра «Подскажи словечко»

Игра «Загадки, предметы, схемы»

Физкультминутка – игра «Мы бегаем кругом»

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем

И бегаем кругом.

Пишем букву «Ы»

Кот Васька, как и все коты,

Когда сидит,

Напоминает букву ы.

Игра «Ну-ка , буква ,отзовись»

3.Итог. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» (5-6 лет)

Тема1. «Звук и буква ы.»                                            

Цель: способствовать развитию звукобуквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Продолжать знакомить с условными обозначение гласных звуков-красный квадрат. Вырабатывать навык определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условные обозначения. Формировать умение внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по значению, по и подходящие по смыслу. Знакомить с тем, как отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки, развивать внимание, логическое мышление. Вырабатывать интонационно выделять в словах звук ы. Познакомить с буквой «Ы» как письменным обозначением звука «Ы»

Форма занятия: комбинированное занятие.

Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный (демонстрация, показ), практический (упражнения, графические работы).

Материалы и оборудование: набор картинок, сюжетные картинки (4 шт.), Презентация к занятию. Е.В.Колесникова «От А до Я» рабочая тетрадь, Н.Жукова «Букварь»

План занятия.

1.Организационный момент.

2.Работа в тетради Е.В.Колесникова «От А до Я». Игра «Подскажи словечко»

Игра «Загадки, предметы, схемы»

Физкультминутка – игра «Мы бегаем кругом»

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем

И бегаем кругом.

Пишем букву «Ы»

Кот Васька, как и все коты,

Когда сидит,

Напоминает букву ы.

Игра «Ну-ка , буква ,отзовись»

3.Итог. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» (5-6 лет)

Тема1. «Звук и буква Э.»                                            

Цель: способствовать развитию звукобуквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить с гласным звуком «Э» и его условным обозначением-красный квадрат. Вырабатывать умение определять место звука в слове и обозначать на схему, используя условные обозначения. Познакомить с буквой №Э» как письменным знаком звука «Э». Формировать навык написания печатной буквы Э, используя образец

Форма занятия: комбинированное занятие.

Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный (демонстрация, показ), практический (упражнения, графические работы).

Материалы и оборудование: набор картинок, сюжетные картинки (4 шт.), Презентация к занятию. Е.В.Колесникова «От А до Я» рабочая тетрадь, Н.Жукова «Букварь»

План занятия.

1.Организационный момент. Работа с букварем Н.Жукова «Букварь». Знакомство с буквой Э.

2.Работа в тетради Е.В.Колесникова «От А до Я».

Игра «Закончи предложение «

Игра «Пишем букву Э» Чтение стихотворения И.Блюмкина

С электричеством, друзья,

Нужно быть осторожным,

Потому что, как змея,

Оно может укусить.

Физкультминутка – игра «Слушай, делай»

Руки в стороны, вперёд.

Посмотрели все в окно.

Небо, птичек увидали,

А потом присели, встали

И на месте побежали.

Игра «Напиши правильно»

Стихотворение И.Гусевой

Что за звуки-

Словно песни,

Нет преграды на пути.

Голосисты, как артисты,

Ты их в слове назови.

Игра «Кто больше» (Назови слова с заданными звуками А, О, У, Ы, Э)

3.Итог. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» (5-6 лет)

Тема7. «Закрепление»                                            

Цель: способствовать развитию звукобуквенного анализа. Формировать умение читать слова из пройденных букв-УА, АУ. Закреплять знания о гласных звуках и буквах А, О, У, Ы, Э. Закреплять умение определять первый звук в названиях предметов и находить соответствующую букву. Закреплять умение называть слова с заданным звуком. Продолжать вырабатывать умение определять, какой гласный звук находится в середине слова. Закреплять умение писать печатные гласные буквы. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Форма занятия: комбинированное занятие.

Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный (демонстрация, показ), практический (упражнения, графические работы).

Материалы и оборудование: набор картинок, Презентация к занятию. Е.В.Колесникова «От А до Я» рабочая тетрадь, Н.Жукова «Букварь»

План занятия.

1.Организационный момент.

2.Работа в тетради Е.В.Колесникова «От А до Я».

Игровое упражнение «Напиши и прочитай»

Игра «Кто больше»

- Кто больше назовет овощей, в названии которых есть звук «А»?

- Кто больше назовет животных, в названии которых есть звук «О»?

-Кто больше назовет домашних птиц, в названии которых есть звук «У»?

Игровое упражнение «Кто в каком домике живет»

Физкультминутка -Игра «Зайка»

Зайка взял свой барабан. И ударил: трам-трам-трам!

Игра «Закрась правильно»

Игра «звук и буква»

Игра «Подскажи словечко»

1.Он большой, как мяч футбольный,                               3.Все ребята со двора,

Если спелый-все довольны,        Малярам кричат….(Ура)

Так приятен он на вкус,                                                     4.Несу я урожаи,

И зовут его….(Арбуз)        Птиц к югу отправляю,

2.На лучинке, в бумажке,        Деревья раздеваю,

В шоколадной рубашке,                                                    иНо не касаюсь сосен. Я …(Осень)

В руки просится само.

Что же это?...(Эскимо)

3.Итог. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» (5-6 лет)

Тема8. «Звук и буква Л»                                            

Цель: способствовать развитию звукобуквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить со звуком «Л» как согласным звуком и его условным обозначением-синий квадрат. Вырабатывать умение обозначать на схеме место звука «Л» в слове, используя условное обозначение-синий квадрат. Знакомить с тем, как соотносить схему слова с названием нарисованного предмета.  Формировать навык интонационно выделять звук «Л» в словах. Познакомить с печатным написанием буквы «Л». Вырабатывать умение писать печатную букву «Л», используя образец. Показывать, как читать слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ.

Форма занятия: комбинированное занятие.

Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный (демонстрация, показ), практический (упражнения, графические работы).

Материалы и оборудование: набор картинок, Презентация к занятию. Е.В.Колесникова «От А до Я» рабочая тетрадь, Н.Жукова «Букварь»

План занятия.

1.Организационный момент.

2.Работа в тетради Е.В.Колесникова «От А до Я».

Игра «Назови первый звук»

Игра «Предмет, схема»

«Физкультминутка»-игра «Влево - вправо»

Буква Л расставим ноги,

Словно в пляске-руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу.

Молодцы!

Влево-вправо, влево-вправо….

Пишем букву «Л» и читаем слоги.

«Пишем букву «Л» и читаем слоги»

Игра «Раздели правильно»

3.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» (5-6 лет)

Тема9. «Звук и буква М. Чтение слогов, слов. Ударение»                                            

Цель: способствовать развитию звукобуквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить со звуком «М» как согласным звуком и его условным обозначением-синий квадрат. Вырабатывать умение обозначать на схеме место звука «М» в слове, используя условное обозначение-синий квадрат. Знакомить с тем, как определять первый слог в словах и соединять предмет по слогам, читать слова из пройденных букв-мама, мыло. Познакомить с ударным слогом, с ударными гласными. Объяснить, как проводить звуковой анализ слов: дифференцировать гласные, согласные. Познакомить с ударением и его обозначением.

Форма занятия: комбинированное занятие.

Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный (демонстрация, показ), практический (упражнения, графические работы).

Материалы и оборудование: набор картинок, Презентация к занятию. Е.В.Колесникова «От А до Я» рабочая тетрадь, Н.Жукова «Букварь»

План занятия.

1.Организационный момент.

2.Работа в тетради Е.В.Колесникова «От А до Я».

Игра «Загадки и отгадки»

Игра «Определи место звука в слове»

«Физкультминутка»-игра «Мишка косолапый»

Мы пойдем на носках.

Мы пойдем на пятках.

Мы идем как все ребятки-

Раз-два, раз-два!

И как мишка косолапый-

Раз-два, раз-два.

Игра «Слоговые домики».

«Читаем первые слова»

3.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» (5-6 лет)

Тема10. «Звук и буква Н. Чтение слогов. Написание и чтение слов»                                            

Цель: способствовать развитию звукобуквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить со звуком «Н» как согласным звуком и его условным обозначением-синий квадрат. Вырабатывать умение обозначать на схеме место звука «Н» в словах и обозначать его на схеме, используя условное обозначение-синий квадрат. Продолжать знакомить детей с тем, как внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Формировать навык интонационно выделять звук «в словах. Познакомить с печатным написанием буквы «Н». Вырабатывать умение писать букву «Н» с помощью образца, читать слоги НА, НО, НУ, НЫ, НЭ.

Форма занятия: комбинированное занятие.

Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный (демонстрация, показ), практический (упражнения, графические работы).

Материалы и оборудование: набор картинок, Презентация к занятию. Е.В.Колесникова «От А до Я» рабочая тетрадь, Н.Жукова «Букварь»

План занятия.

1.Организационный момент.

2.Работа в тетради Е.В.Колесникова «От А до Я».

Игра «Подскажи словечко»

А петух с колючим ежиком

Режут сало острым…(ножиком)

Кто один имеет рог? Отгадайте! (Носорог)

Игра «Определи место звука в слове»

«Физкультминутка»-игра «Мишка косолапый»

Мы пойдем на носках.

Мы пойдем на пятках.

Мы идем как все ребятки-

Раз-два, раз-два!

И как мишка косолапый-

Раз-два, раз-два.

Игра «Соедини правильно».

Игра «Слово, схема, предмет»

Ира «Кто больше»

3.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» (5-6 лет)

Тема11.Буква и звук Р. Чтение слогов. Знакомство с предложением, чтение предложения.

Цель: способствовать развитию звукобуквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить со звуком «Р» как согласным звуком и его условным обозначением-синий квадрат. Вырабатывать умение обозначать на схеме место звука «Р» в словах и обозначать его на схеме, используя условное обозначение-синий квадрат. Познакомить со словесным составом предложения. Формировать навык интонационно выделять звук в словах. Познакомить с печатным написанием буквы «Н». Вырабатывать умение писать букву «Н» с помощью образца, читать слоги РА, РО, РУ, РЫ, РЭ.

Форма занятия: комбинированное занятие.

Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный (демонстрация, показ), практический (упражнения, графические работы).

Материалы и оборудование: набор картинок, Презентация к занятию. Е.В.Колесникова «От А до Я» рабочая тетрадь, Н.Жукова «Букварь»

План занятия.

1.Организационный момент.

2.Работа в тетради Е.В.Колесникова «От А до Я».

Игра «Подскажи словечко»

В реке большая драка-поссорились два…(рака)

Спи, мышонок, до утра, дам тебе я …(комара)

Верещунья белобока, а зовут ее-…(сорока)

Игра «Определи место звука в слове и обозначать на схеме»

Игра «Закрась правильно»

«Физкультминутка»-игра «Вороны»

Игра «Слова и слоги».

Игра «Читаем предложение»

3.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» (5-6 лет)

Тема13.Буква «Я». Чтение слогов, слов, предложений.

Цель: познакомить с гласной буквой «Я» как буквой, придающей мягкость согласным. Вырабатывать умение писать букву «Я», читать слоги МА-МЯ, ЛА-ЛЯ, НА-НЯ, РА-РЯ. Познакомить детей с согласными «МЬ», ЛЬ», «НЬ», «РЬ», и их условным обозначением-зеленый квадрат. Знакомить с тем, как читать слова и предложения, отгадывать загадки. Развивать внимание, логическое мышление. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. Формировать навык записи предложения схематически, определение порядка следования слов в предложении. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Форма занятия: комбинированное занятие.

Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный (демонстрация, показ), практический (упражнения, графические работы).

Материалы и оборудование: набор картинок, Презентация к занятию. Е.В.Колесникова «От А до Я» рабочая тетрадь, Н.Жукова «Букварь»

План занятия.

1.Организационный момент.

Дядя Яша, тра-ля-ля,

Стал похож на букву Я.

Он ужасно растолстел,

Потому что много ел

2.Работа в тетради Е.В.Колесникова «От А до Я».

-Знакомимся с буквой «Я» и читаем слоги.

-Игра «Загадки и отгадки»

1.Бегает среди камней-

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но-ах! -

Удрала, а хвост в руках. (Ящерица)

2.Может и разбиться,

Может и свариться.

Если хочешь, в птицу

Может превратиться. (Яйцо)

3.Круглое, румяное,

Я расту на ветке,

Любят меня взрослые и маленькие дети! (Яблоко)

3.Физкультминутка -игра «Пальчики»

-Игровое упражнение «Как зовут девочку»

-Читаем и записываем предложение

3.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» (5-6 лет)

Тема15.Буква «Е». Чтение слогов, слов. Составление предложений.

Цель: познакомить с гласной буквой «Е» как буквой, придающей мягкость согласным. Вырабатывать умение писать букву «Е». Познакомить с согласными «ЛЬ», «МЬ», «НЬ», «РЬ» и их условным обозначением-зеленый квадрат. Знакомить с тем, как внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Формировать навык чтения слогов и слов, соотносить схему с написанным словом. Вырабатывать умение составлять предложение из трех слов по картинке и записывать его условными знаками.

Форма занятия: комбинированное занятие.

Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный (демонстрация, показ), практический (упражнения, графические работы).

Материалы и оборудование: набор картинок, Презентация к занятию. Е.В.Колесникова «От А до Я» рабочая тетрадь, Н.Жукова «Букварь»

План занятия.

1.Организационный момент.

Е-книжная полка-

За всеми вдогонку:

«Друзья, не спешите,

Вы книги на полки

Ко мне положите!»

2.Работа в тетради Е.В.Колесникова «От А до Я».

-Знакомимся с буквой «Е» и читаем слоги.

-Игра «Подскажи словечко»

1.Немытое в рот

Ни за что не возьмет.

И ты будь таким,

Как чистюля… (енот)

2.Эту сказку ты прочтёшь

Тихо, тихо, тихо…

Жили были серый еж

И его … (ежиха)

3.Физкультминутка -игра «Карусель»

-Игра «Соедини правильно»

-Составь и запиши предложение знаками

3.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» (5-6 лет)

Тема15. Буква «Ё». Чтение слогов, слов.

Цель: способствовать развитию звукобуквенного анализа. Познакомить с буквой Ё ка буквой, придающей мягкость согласным. Помогать осваивать написание печатной буквы. Продолжать знакомить с согласными «МЬ», «ЛЬ», «НЬ», «РЬ» и их условным обозначением-зеленый квадрат. Знакомить с тем, как, соотносить звук и букву. Формировать навык чтения слогов, слов.

Форма занятия: комбинированное занятие.

Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный (демонстрация, показ), практический (упражнения, графические работы).

Материалы и оборудование: набор картинок, Презентация к занятию. Е.В.Колесникова «От А до Я» рабочая тетрадь, Н.Жукова «Букварь»

План занятия.

1.Организационный момент.

На букву Е похожа буква Ё,

Лишь сверху точки у неё.

2.Работа в тетради Е.В.Колесникова «От А до Я».

-Пишем букву «Ё» и читаем слоги.

-Игра «Слушай, смотри, и пиши»

Мы мало слов встречали,

Где Ё стоит в начале…

Ты первым делом назовешь

Три слова: ёлка, ёж и ёрш.

И все ужасно колко-

И ёж, и ёрш, и ёлка

3.Физкультминутка -игра «Карусель»

-Игра «Буквы рассыпались»

-Игра «Ну-ка, буква, отзовись»

-Игра «Подскажи словечко»

Не послушал зайка папу-отдавили зайке…(лапку)

Мы не ели, мы не пили, бабу снежную… (лепили)

Без работы, хоть убей, жить не может…(муравей)

Наша Таня громко плачет, уронила…(мячик)

  В реке большая драка: поссорились два …(рака)

  Среди гор издалека течет бурная …(река)

3.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» (5-6 лет)

Тема16. Звук и буква «И». Чтение слогов, слов.

Цель: способствовать развитию звукобуквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить с гласным звуком «И» и его условным обозначением-красный квадрат. Закреплять умение определять место звука в слове и обозначать на схеме. И используя условные обозначения. Вырабатывать умение отгадывать загадки. Развивать логическое мышление. Продолжать знакомить с буквой «И» как письменными обозначением звука «И»

Форма занятия: комбинированное занятие.

Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный (демонстрация, показ), практический (упражнения, графические работы).

Материалы и оборудование: набор картинок, Презентация к занятию. Е.В.Колесникова «От А до Я» рабочая тетрадь, Н.Жукова «Букварь»

План занятия.

1.Организационный момент.

2.Работа в тетради Е.В.Колесникова «От А до Я».

-Игра «Загадки и отгадки»

Всех на свете обшивает, что сошьет – не надевает. (Иголка)

Мы- лесные жители, мудрые строители: из иголок всей артелью, строим дом себе под елью. (Муравьи)

Круглый домик…Может, гномик, В этом домике живет? Он волшебный этот домик, -По дорожке сам ползет (Улитка)

-Игровое упражнение «Определи место звука в слове»

3.Физкультминутка -игра «Карусель»

-Пишем букву «И» и читаем слоги

Очень простая буква И,

Ты на рисунок посмотри-

Она похож на зигзаг,

Вот так!

-Игра «Предмет, схема, слово»

4.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» (5-6 лет)

Тема17. Закрепление пройденного материала

Цель: закрепить умение писать гласные «Я», «Ю», «Е», «Ё», «И». Продолжать формировать умение читать слоги, различать твердость и мягкость согласных. Знакомить с тем, как писать и читать слова мяу, му, юла, лимон. Вырабатывать умение читать предложение, определять первое, второе, третье, слово в нем. Закреплять умение определять ударные гласные звуки в прочитанных словах. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Форма занятия: комбинированное занятие.

Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный (демонстрация, показ), практический (упражнения, графические работы).

Материалы и оборудование: набор картинок, Презентация к занятию. Е.В.Колесникова «От А до Я» рабочая тетрадь, Н.Жукова «Букварь»

План занятия.

1.Организационный момент.

2.Работа в тетради Е.В.Колесникова «От А до Я».

-Игровое упражнение «Слоговые листочки»

Написать в пустых листочках слоги так, чтобы согласный при чтении произносился мягко.

-Игра «Напиши правильно»

3.Физкультминутка -игра «Карусель»

-Игра «Напиши правильно»

-Читаем предложение

-Игра «Кто больше»

Назвать слова, которые начинаются с заданных звуков.

М: малина, машина, муха, муравей, мыло

Мь: медведь, мел, мячик, миска, месяц, метро

Л: лампа, лошадь, ландыш, лук, лопата, лыжи

Ль: лимон, лягушка, лейка, лиса, лев, листик

Р: рыба, рак, радуга, ракета, роса, рубашка.

Рь: рябина, река, репка, редиска, рюкзак

Н: носорог, ночь, ножик, ноты, ножницы

Нь: небо, нитки

4.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» (5-6 лет)

Тема18.Звуки Г-К, К-Кь, Г-Гь.Буквы Г, К. Чтение слогов, составление и условная запись предложения.

Цель: закрепить умение писать гласные «Я», «Ю», «Е», «Ё», «И». Продолжать формировать умение читать слоги, различать твердость и мягкость согласных. Знакомить с тем, как писать и читать слова мяу, му, юла, лимон. Вырабатывать умение читать предложение, определять первое, второе, третье, слово в нем. Закреплять умение определять ударные гласные звуки в прочитанных словах. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Форма занятия: комбинированное занятие.

Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный (демонстрация, показ), практический (упражнения, графические работы).

Материалы и оборудование: набор картинок, Презентация к занятию. Е.В.Колесникова «От А до Я» рабочая тетрадь, Н.Жукова «Букварь»

План занятия.

1.Организационный момент.

2.Работа в тетради Е.В.Колесникова «От А до Я».

-Игровое упражнение «Слоговые листочки»

Написать в пустых листочках слоги так, чтобы согласный при чтении произносился мягко.

-Игра «Напиши правильно»

3.Физкультминутка -игра «Карусель»

-Игра «Напиши правильно»

-Читаем предложение

-Игра «Кто больше»

Назвать слова, которые начинаются с заданных звуков.

М: малина, машина, муха, муравей, мыло

Мь: медведь, мел, мячик, миска, месяц, метро

Л: лампа, лошадь, ландыш, лук, лопата, лыжи

Ль: лимон, лягушка, лейка, лиса, лев, листик

Р: рыба, рак, радуга, ракета, роса, рубашка.

Рь: рябина, река, репка, редиска, рюкзак

Н: носорог, ночь, ножик, ноты, ножницы

Нь: небо, нитки

4.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.