Для вас,родители!

Гусейнова Улдуз Расимовна

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕ И ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА
К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

      На ребенка, поступающего в школу, оформляется карта медико-педагогической готовности. Врач оценивает готовность ребенка по медицинским критериям и заполняет первый раздел медико-педагогической карты. Педагог-воспитатель дошкольного учреждения на основе динамического наблюдения за развитием ребенка дает оценку готовности по психолого-педагогическим критериям.
  
    Среди показателей, характеризующих состояние здоровья, наибольшую значимость в оценке готовности ребенка к обучению имеют:

  1. возраст биологического развития;    
  2. состояние нервно-психического здоровья;
  3. острая заболеваемость;

4) хроническая заболеваемость.
      Биологический возраст отражает общую морфологическую зрелость ребенка и связан с состоянием отдельных органов и систем, с характером умственной работоспособности. Биологический возраст оценивается по морфологическим показателям: длина, масса тела, число постоянных зубов. Возможны три варианта развития: биологический возраст ребенка соответствует, опережает или отстает от паспортного возраста.
      Группу риска по готовности к обучению в школе обычно составляют дети, биологический возраст которых меньше паспортного. Они имеют сниженный уровень работоспособности, хуже успевают, отличаются повышенной ранимостью. Поэтому каждый ребенок с замедленным биологическим созреванием должен быть проконсультирован невропатологом или психиатром, стоматологом, желательно эндокринологом.

 Состояние нервно-психического здоровья ребенка оценивается по клиническим направлениям заболевания, степени выраженности неврологических дисфункций, уровню психического и психомоторного развития. Информативным критерием определения психомоторной зрелости ребенка служит тест Керна — Ирасека и другие тесты. По совокупности медицинских и психолого-педагогических критериев определяется степень готовности ребенка к обучению.
      Острая заболеваемость оценивается по числу заболеваний за предыдущий год, в зависимости от которых ребенка следует отнести к одной из следующих групп:   не болел,
      болел эпизодически (1—3 заболевания),
      болел часто (4 и более заболеваний).

      
Хроническая заболеваемость
      При наличии у ребенка хронического или длительно протекающего заболевания в карте медико-педагогической готовности указывается полный диагноз и состояние компенсации, субкомпенсации, декомпенсации болезни. Дети, имеющие хроническое заболевание в стадии субкомпенсации, быстро утомляющиеся на занятиях, часто болеют простудными и респираторно-вирусными заболеваниями, что снижает возможность их успешного обучения.
      Готов к обучению ребенок, у которого биологический возраст соответствует или опережает паспортный, отсутствуют хронические и длительно протекающие заболевания, отсутствуют или имеются легкие функциональные отклонения в нервно-психическом здоровье. Ребенок успешно осваивает программу детского сада. Уровень умственного развития соответствует возрасту.
      Условно готов к обучению ребенокбиологический возраст которого отстает от паспортного либо имеющий хроническое (длительно протекающее) заболевание в стадии стойкой ремиссии, сниженную (но не более четырех заболеваний в год) резистентность организма. Со стороны нервно-психической сферы могут быть различные дисфункции в стадии компенсации или выраженная задержка психического развития. Группа здоровья по комплексной оценке II или III. Удовлетворительно усваивает программу детского сада, имеет сниженные показатели интеллектуальных функций.
      Не готов к обучению ребенок, состояние здоровья которого оценивается по IV группе или имеющий высокую заболеваемость (пять и более заболеваний в год), задержку психического психомоторного развития и неудовлетворительные педагогические характеристики по освоению программы детского сада, развитию мышления, внимания и других функций.
      Готовые к обучению дети занимаются в школе без ограничений, проходят диспансеризацию в соответствии с возрастом.
      Для того чтобы родители и педагоги могли оказывать помощь своим детям, здесь приведены рекомендации врачей, детских психологов, педагогов, сформулированные в виде 
задач, направленных на укрепление психического и физического здоровья ребенка.

      

 Задача 1

      В семье и образовательном учреждении соблюдать гигиенические условия и формировать у детей привычку к здоровому образу жизни:      

1.1. Создавать благоприятную гигиеническую обстановку, предусматривающую систематическое проветривание и поддержание температуры воздуха в пределах +18...+20 °С. Во время сна и в гимнастическом зале температура понижается до +16...+18 °С. 
1.2. Использовать освещение в комнате 200 люкс, в спальне — 75 люкс. 
1.3. Дома оборудовать рабочее место ребенка, правильно расположив его по отношению к окну.

 1.4. Не занавешивать окна плотно и не ставить на подоконник высокие цветы. В домашних условиях использовать настольную лампу с мощностью лампочки не менее 50 Вт. 
 1.5. В повседневной жизни добиваться спокойной, негромкой речи, избегать повышенного тона. 
 1.6. Добиваться самостоятельного выполнения детьми всех гигиенических процедур: мыть руки по мере загрязнения, а также перед едой, после пользования туалетом и после прогулки; 
полоскать рот после приема пищи и чистить зубы после завтрака в детском саду и дома утром и перед сном; 
носить в кармане носовой платок, закрывать нос и рот при чихании и кашле. 

1.7. Уделять особое внимание культуре поведения ребенка за столом: 
      сидеть прямо; 
      пользоваться всеми приборами (ложкой, вилкой, ножом); 
      брать пищу ложкой или вилкой, понемногу; 
      есть и пить бесшумно; 
      не разговаривать во время еды и не торопиться; 
      выходить из-за стола только по окончании еды, тихо поставив стул на место и поблагодарив взрослых; 
      в домашней обстановке, за общим столом не требовать особого внимания к себе, разговаривать спокойно, не перебивать взрослых, быть внимательным к другим. 
      Ученые считают, что сохранение на протяжении дошкольного возраста хорошего аппетита, воспитание у ребенка привычки есть в определенные часы, освоение им всех культурно-гигиенических навыков, связанных с приемом пищи, — это в известном смысле и подготовка его к школе. Если после школы ребенка некому будет встретить, то он сумеет самостоятельно поесть по возвращении домой. 
1.8. Осуществлять перед ночным сном и после него необходимые гигиенические процедуры. 
 1.9. Закреплять навыки самообслуживания. Добиваться того, чтобы дети самостоятельно, без напоминаний: 
      хорошо и тщательно вытирали ноги; 
      сняв верхнюю одежду, вешали ее в шкаф на вешалку; 
      аккуратно складывали предметы своей одежды в шкаф; 
      застилали постель покрывалом; 
      после сна складывали и убирали свое белье; 
      оставляли в порядке игрушки, книги, бумагу, конструктор и прочие вещи, переходя к другому занятию; 
      мыли ноги (до голени) с последующим растиранием кожи полотенцем; 
      причесывались и следили за своим внешним видом. 

 1.10. Осуществлять закаливающие процедуры с использованием воды, воздуха, солнечных лучей в соответствии с состоянием здоровья, условиями образовательного учреждения и рекомендациями врача. 
 1.11. Добиваться выполнения детьми правила переобуваться или переодеваться сразу во все сухое после прогулки, если промочили ноги или вспотели.

      Задача 2

      Укреплять психическое здоровье детей в образовательном учреждении и дома:      

2.1. Исключить авторитарный стиль общения с ребенком со стороны педагогов и родителей. 

 2.2. Способствовать созданию такой обстановки дома и в группе детского сада, при которой ребенок чувствовал бы себя защищенным в любой ситуации. 
 2.3. Исключить психологические и физиологические нагрузки. 
2.4. Провести анализ факторов, влияющих на поведение ребенка в семье и детском саду (не собирает свои игрушки после того, как закончил играть; кричит на бабушку; бьет младшего брата и других детей и т. д.). Критически их осмыслить и выработать единую стратегию и тактику по отношению к поступкам каждого конкретного ребенка. 
 2.5. Создать условия для разностороннего развития и воспитания детей: 
      обеспечить самый широкий выбор разнообразных видов деятельности, среди которых у каждого ребенка появляется возможность отыскать наиболее близкие его способностям и задаткам; 
      способствовать пробуждению активности в поиске и раскрытии жизненных ориентиров, в пробуждении интереса к самой широкой информации о людях и вещах и помощи им в создании целостного образа этого огромного, но дружественного и невраждебного внешнего мира. 
 2.6. Концентрировать внимание ребенка на том приятном, радостном, что его окружает, укреплять положительные впечатления, переводя их в зрительный ряд, фиксировать это в специальном альбоме в разной форме (размещать фотографии родных и близких, наклеивать вырезки с изображением тех растений, животных и птиц, к которым ребенок испытывает симпатию; видов транспорта, которые ему нравится изображать; предметов и явлений окружающей действительности, которые он любит больше всего, и т. п.). 
 2.7. Помогать детям осознавать свои, даже самые небольшие, достижения. 
2.8. Отмечать и поддерживать любые успехи детей. 
2.9. Способствовать повышению у детей самооценки. Побуждать их самостоятельно выделять и называть все то, что они делают хорошо, и помогать им следовать установленному ими самими стандарту. 
2.10. Продолжать рассказывать детям об их реальных и возможных достижениях в игре, взаимоотношениях друг с другом, в рисовании, лепке, математике и т. п.

 Задача 3

Осуществлять оптимизацию состояния здоровья детей и их развитие методами и средствами физического воспитания: 
 3.1. Активно использовать все доступные средства физического воспитания для качественного созревания мускулатуры, необходимой для обеспечения всех функций позвоночника (опорной, амортизационной, двигательной и защитной). 
 3.2. Обеспечить природную потребность детей в двигательной активности, которая является главным источником нормального роста, развития и функционирования детского организма. 
 3.3. Регулировать продолжительность, объем и интенсивность двигательной активности в соответствии с индивидуальными данными физического развития и подготовленности детей. 
  3.4. Способствовать повышению уровня произвольности двигательных действий, освоению техники движений и их координации, направленности на результат при выполнении физических упражнений, выполнению правил подвижных игр. 
  3.5. В домашних условиях способствовать сочетанию прогулок с занятиями сезонными видами спорта: 
      ходить на лыжах (начиная с 20 до 40—45 мин); 
      зимой кататься с горки на санках, летом — на роликовых коньках по асфальтовой дорожке, защищая голову шлемом, плавать и кататься на двухколесном велосипеде. 
  3.6. Активно использовать все доступные средства для профилактики нарушения осанки: 
      движение во всех видах;
      подвижные игры на воздухе;
      утреннюю гимнастику; 
      постоянное наблюдение за позой ребенка во время игр, занятий;
      ежедневное выполнение в семье и детском саду «золотого» комплекса упражнений с палкой.

      Задача 4

Обеспечить охрану здоровья и жизни детей: 
4.1. Формировать чувство осторожности, прививать знание основ безопасности: 
      научить правильно пользоваться и соблюдать осторожность при работе с острыми предметами (ножницами, ножом, иглой и др.); 
      побуждать оберегать глаза от травм во время игр с песком, мячом, палками и т. п.; 
      объяснять важность хорошего освещения для сохранения зрения; 
      приучать детей к соблюдению осторожности при встрече с незнакомыми животными (их нельзя гладить, брать в руки, так как они могут не только укусить, но и заразить опасными кожными и грибковыми заболеваниями); 
      предупреждать о свойствах ядовитых растений; 
      развивать представления об опасности приема лекарственных препаратов, игр с огнем, аэрозольными баллончиками и другими взрывоопасными веществами и предметами; 
      добиваться выполнения правил дорожного движения (переходить улицу только при зеленом сигнале светофора); 
      объяснить, что в целях безопасности в лифт можно входить только в сопровождении взрослого; 
      выучить домашний адрес и номер телефона; 
      вырабатывать осторожность во время купания в природных водоемах, бассейне; 
      добиваться понимания опасности передачи инфекций; 
      объяснять опасность самостоятельного общения, поездок, прогулок куда бы то ни было с незнакомыми людьми. 

 4.2. Помочь детям осознать, что здоровье является главной ценностью каждого человека и за него он отвечает сам: 
      объединять усилия родителей, воспитателей, инструкторов по физической культуре, музыкальных руководителей, медицинских работников для определения содержания, форм и методов постоянного воздействия на детей с целью формирования у них интереса к вопросам сохранения и укрепления их здоровья; 
      рассказывать детям о достижениях взрослых и детей в вопросах, связанных с формированием их здоровья (у известной фигуристки было слабое здоровье, но занятия спортом укрепили его и принесли ей мировую известность и т. п.); 
      на занятиях по познавательному развитию в процессе знакомства детей с целевым назначением и функциями различных предметов, свойствами и качеством разнообразных материалов вводить правила безопасности при их использовании, хранении (иголка, ножницы, нож, гвоздь, стекло и т. п.); 
      познакомить с основными частями тела человека, их назначением в жизни, подвести к пониманию того, что люди должны заботиться о своем теле; 
      в разных сферах детской деятельности (игровой, конструктивной, музыкальной, изобразительной, познавательной и др.) использовать содержание, направленное на формирование привычки к здоровому образу жизни.



Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям о здоровом образе жизни ребёнка

       Дорогие взрослые! Вашему ребёнку как воздух необходим режим дня, разумно составленный, соответствующий возрастным особенностям. То, что ребёнок привыкает в одно и то же время есть, спать, активно действовать, создаёт благоприятные предпосылки для его всестороннего развития.

     Режим дня должен быть достаточно гибким. В зависимости от условий (домашних, климатических, от времени года, индивидуальных особенностей ребёнка) он может меняться, но не более чем на 30 минут в ту или иную сторону. 

       После зарядки ребёнку необходимо принимать водные процедуры (закаляться водой). Начинать надо с самых простых процедур: умывания, обтирания, потом перейти к обливанию, к прохладному душу, а можно и к более сложным — купанию в бассейне или открытом водоёме.

       Очень полезно совмещать закаливание воздухом и водой (непосредственно за воздушной ванной проводится водная процедура). В летнее время утренняя прогулка обязательно заканчивается умыванием с обтиранием, обливанием, душем или купанием. Снижать температуру воды надо постепенно — с учётом возраста вашего ребёнка, состояния его здоровья, характера процедуры. Проводить процедуры следует систематически, примерно в одни и те же часы, предварительно хорошо настроив ребёнка. В качестве местных закаливающих процедур используются: умывание, обтирание по пояс, мытьё рук и обливание, игры с водой, «топтание в тазу».

      Недостаточная двигательная активность – гипокинезия – все больше «молодеет». Она отмечается не только у детей старшего возраста, но все чаще у младших школьников, дошкольников и даже у совсем маленьких детейДвигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, индивидуальных особенностей, телосложения и функциональных возможностей растущего организма. Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью. Физическая культура занимает ведущее место в воспитании детей и немалая роль в приобщении детей с раннего возраста к здоровому образу жизни ложится на плечи родителей.

      Для снятия возбуждения перед сном, можно использовать аромалампу с маслом лаванды (2-3 капли). Посидеть на кровати рядом с ребенком; мягко, плавно погладить его по спине вдоль позвоночника, поцеловать, сказать, что завтра все будет хорошо, все у него получиться, что он умный и добрый. Следить, чтобы пробуждение ребенка было плавным (он должен полежать в кровати не менее 10 минут; ставить будильник в изголовье детской кроватки противопоказано). Проводить с ребенком водные гигиенические процедуры, а после проветривания комнаты - утреннюю гимнастику под музыку.

    Перед завтраком дать ребенку выпить стакан фруктового или овощного сока. Использовать при приготовлении блюд продукты, богатые минералами и микроэлементами, белками, легкими углеводами, витаминами.

    В период риска заболевания ОРВИ давать, в виде добавки к супам, чеснок и зеленый лук.

   Обеспечивать ребенка одеждой из натуральных волокон, чтобы она способствовала полноценному кожному дыханию и правильному теплообмену.

 

Совместный активный досуг:

 1. способствует укреплению семьи;

 2. формирует у детей важнейшие нравственные качества;

 3. развивает у детей любознательность;

 4. приобщает детей к удивительному миру природы, воспитывая к ней бережное отношение;

 5. расширяет кругозор ребенка;

 6. формирует у ребенка первичные представления об истории родного края, традициях, культуре народа;

 7. сближает всех членов семьи (дети живут одними задачами с родителями, чувствуют причастность к общему делу).

 

Проводя совместно досуг, у родителей и детей возникает тот духовный контакт, о котором многие родители только мечтают.

 

Рекомендации родителям по организации активного семейного отдыха.

 Проведение совместного семейного отдыха – будь то семейные туристические походы, активный отдых на море, в горах, участие в спортивных семейных играх, например, «Папа, мама, я – спортивная семья», велосипедные прогулки в лес и т.д. – благотворно действуют на дошкольников и их родителей. Родители совместно с детьми могут:

 1. В зимнее время – совершать лыжные прогулки с детьми, кататься на коньках, на санках, совершать пешие прогулки в ближайший лес, парк, лепить во дворе снежные крепости, фигуры.

 2. В весеннее и осеннее время – брать детей с собой в однодневные туристические походы, совершать совместный отдых на море, на даче, организовывать совместные дворовые затеи с подвижными играми.

 3. В летнее время – загорать, плавать, устраивать шумные, подвижные игры на улице.

 4. Устраивать совместные семейные чтения о здоровом образе жизни. (Например, стихотворение А.Барто «Девочка чумазая» вызывет желание малышей умываться и мыть руки с мылом, произведение С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала» поможет побороть плохой аппетит, стихотворение С. Михалкова «Про мимозу» расскажет о необходимости закаливания и т.п.)

        В заключение хочется предложить родителям сформулированные семейные правила, касающиеся режима дня, закаливания, питания и других составляющих здорового образа жизни.



Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по правилам дорожного движения.

Уважаемые родители!

Сделайте все необходимое, чтобы в Вашу семью не пришла беда. Известно, что человек впитывает нормы поведения в первые годы жизни. Его жизненные уроки и уроки родителей являются тем фундаментом, на который ребенок будет опираться всю свою жизнь.
Своевременно обучайте детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывайте потребность быть дисциплинированными на улице, осторожными и осмотрительными!

Помните, нарушая Правила дорожного движения, вы как бы наглядно разрешаете нарушать их своим детям.

Находясь с ребенком на улице, полезно объяснять ему все, что происходит на дороге с транспортом и пешеходами. Например, почему в данный момент нельзя перейти дорогу, какие на этот случай есть правила для пешеходов и водителей, что обозначают дорожные знаки и для чего они необходимы, укажите на нарушителей, отметив, что эти люди рискуют попасть под колеса машин.

Учите детей: 

  • Переходить дорогу только в установленном месте (на зеленый сигнал светофора, на пешеходном переходе, перекрестке)
  • Не спешить при переходе дороги
  • Переходить дорогу лишь тогда, когда обзору ничего не мешает
  • Переходить дорогу, убедившись в полной безопасности
  • Не переходить дорогу перед близко идущем автомобилем

Соблюдайте Правила дорожного движения и учите этому своих детей! 


 

Как научить ребенка не попадать в типичные дорожные «ловушки».

• Главная опасность - стоящая машина!
Стоящая машина опасна: она может закрывать собой другой автомобиль, который движется с большой скоростью, мешает вовремя заметить опасность. Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. В крайнем случае, нужно осторожно выглянуть из-за стоящего автомобиля, убедиться, что опасность не угрожает и только тогда переходить дорогу.

• Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади!
Стоящий автобус закрывает собою участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Кроме того, люди около остановки обычно спешат и забывают о безопасности. От остановки надо двигаться в сторону ближайшего пешеходного перехода.

• Умейте предвидеть скрытую опасность!
Из-за стоящего автомобиля, дома, забора, кустов и др. может неожиданно выехать машина. Для перехода дороги нужно выбрать такое место, где дорога просматривается в оба направления. В крайнем случае, можно осторожно выглянуть из-за помехи, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить дорогу.

• Машина приближается медленно. И все же надо пропустить ее.
Медленно движущаяся машина может скрывать за собой автомобиль, идущий на большой скорости. Ребенок часто не подозревает, что за одной машиной может быть скрыта другая.

• И у светофора можно встретить опасность.
Сегодня на дорогах города мы постоянно сталкиваемся с тем, что водители автомобилей нарушают Правила дорожного движения: мчатся на высокой скорости, игнорируя сигналы светофора и знаки перехода. Поэтому недостаточно научить детей ориентироваться на зеленый сигнал светофора, необходимо убедиться, что опасность не угрожает. Дети часто рассуждают так: «Машины еще стоят, водители меня видят и пропустят». Они ошибаются.

• «Пустынную» улицу дети часто перебегают не глядя.
На улице, где машины появляются редко дети, выбегают на дорогу предварительно ее не осмотрев, и попадают под машину. Выработайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу остановиться, оглядеться, прислушаться – и только тогда переходить улицу.

• Стоя на осевой линии, помните: сзади может оказаться машина!
Дойдя до осевой линии и остановившись, дети обычно следят только за машинами, двигающимися с правой стороны, и забывают об автомобилях проезжающих у них за спиной. Испугавшись, ребенок может сделать шаг назад - прямо под колеса машины. Если пришлось остановиться на середине дороги, надо быть предельно внимательным, не делать ни одного движения, не убедившись в безопасности.

• На улице крепко держите ребенка за руку!
Находясь рядом с взрослым, ребенок полагается на него и либо вовсе не наблюдает за дорогой, либо наблюдает плохо. Взрослый этого не учитывает. На улице дети отвлекаются на всевозможные предметы, звуки, не заметив идущую машину, и думая, что путь свободен, вырываются из рук взрослого и бегут через дорогу. Возле перехода дороги вы должны крепко держать ребенка за руку.

• Арки и выезды из дворов - места скрытой опасности!
В крупных городах местом повышенной опасности являются арки, через которые из дворов на проезжую часть выезжают машины. Не допускайте, чтобы ребенок бежал мимо арки впереди взрослого: его необходимо держать за руку. 

Помните! Ребенок учится законам улицы, беря пример с вас, родителей, других взрослых. Пусть Ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только Вашего ребенка, но и других детей. Переходите дорогу, соблюдая Правила дорожного движения.  


 

Советы родителям.

Папа! Папа! Не забудь,
Меня к креслу пристегнуть!

Как часто приходится наблюдать такую картину: утром, мамы и папы завозят своих драгоценных детишек в детский сад. Малыш гордо базируется на переднем сидении автомобиля, рядом со счастливым отцом, и никто из них не пристегнут ремнем безопасности! Мамы в этом вопросе более «ответственны», они не забывают пристегнуть себя ремнем безопасности, а малыша пристроят на задние сидение. Ребенок предоставлен в дороге самому себе. В лучшем случае рядом с ребенком на заднем сидении сидит взрослый человек. 

Родители, жизнь детей вам не дорога? Покупая машину, автолюбители все чаще уделяют вопросу безопасности большое внимание: тормозная система, ремни безопасности, воздушные подушки и т.д. При аварийной ситуации у взрослых есть шанс остаться в живых. А дети, при столкновении, летят, как «пробки из бутылки». Помните, что удар длится десятую долю секунды, перегрузки при аварии увеличивают вес тела в десятки раз. Даже если ребенка держит на руках взрослый, его руки не смогут развить усилие в сотни килограммов. А если взрослый при столкновении еще и не пристегнут, то колоссальные перегрузки швырнут вперед и его. И он просто расплющит собой ребенка...

Гарантия безопасности наших детей только одна — специальное автокресло.

К сожалению, отечественные производители не выпускают детские автокресла. А импортные сиденья недешевы. Как правильно ставить детское кресло в автомобиле? Это зависит от возраста ребенка. Малыши до одного года обязательно должны ехать, полулежа и против хода! Разворачивать детское кресло по ходу движения можно, когда ребенок вырастет настолько, что его ножки станут упираться в спинку автомобильного сиденья. Как правило, это происходит к двум годам. 

Внимание! При эксплуатации детского автокресла строго следуйте инструкции! Проконсультируйтесь по интересующим вас вопросам с продавцами магазина, ведь на кону жизнь ребенка!

Самое безопасное место в машине – за спиной водителя. Специалисты советуют: перевозить маленького пассажира именно там, а если взрослый держит ребенка на руках, то рекомендуют сесть боком на сиденье, спиной к дверце. Ребенка держите на коленях ножками вперед.

Помните, что пункт 22.8 Правил дорожного движения гласит, что запрещается перевозить детей до 12 лет на заднем сиденье мотоцикла, и на переднем сиденье легкового автомобиля при отсутствии специального удерживающего устройства.

Позаботьтесь о безопасности маленьких пассажиров! Удачи на дорогах!