Современные образовательные технологии

Хрущева Альбина Ринадовна

“Методы и приемы эвристического обучения в проектно-исследовательской деятельности”

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Челябинская область

Златоустовский городской округ

МКУ Управление образования и молодёжной политики  

Златоустовского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

456217, Челябинская область,  г. Златоуст, ул. им. И.И. Шишкина, дом 20

т/факс 8(3513)79-12-17

E-mail: zlatoustschool4@rambler.ru официальный сайт http://74205s4.edusite.ru

 

Инновационный проект

 практико-ориентированного типа

по теме:

“Методы и приемы эвристического обучения в проектно-исследовательской деятельности”

                                                             

                                                               

                                                 Выполнила:

                                                                        Хрущева Альбина Ринадовна,

                                                              учитель физики

                                                              МАОУ СОШ №4 г. Златоуста

Златоуст

2019


Содержание

  1. Аннотация проекта
  2. Обоснование необходимости инновационного проекта
  3. Цели и задачи проекта
  4. Основное содержание проекта
  5. Ресурсы
  6. Партнеры
  7. Целевая аудитория
  8. План реализации проекта
  9. Ожидаемые результаты и социальный эффект
  10. Перспективы дальнейшего развития проекта
  11. Литература
  12. Приложение
  1. Сборник проектно-исследовательских работ учеников Научного общества школьников «Открытие»
  2. Сборник эвристических задач по физике для учителей и учащихся
  3. Эвристический дневник


Аннотация

Проект посвящен развитию проектно-исследовательской деятельности учащихся в школе с помощью эвристического обучения, которое сочетает в себе творческую и познавательную деятельность, учитель не дает ученику готовые знания, он предлагает ему объект для изучения.

Основой практико-ориентированного проекта "Методы и приемы эвристического обучения в проектно-исследовательской деятельности» являются сборник проектно-исследовательских работ учащихся, сборник эвристических задач и эвристический дневник. Разработанные материалы позволяют учителю реализовать идеи развивающего эвристического обучения, а ученику выстраивать траекторию своего образования, создавая не только знания, но и личностные цели занятий, способы освоения изучаемых тем и формы представления образовательных результатов.

Обоснование необходимости инновационного проекта

Идеал современного общества -  неординарная творческая личность, способная к самостоятельному решению сложных задач и созданию нового в разных сферах общественной деятельности.  

Цель современного образования - воспитание такой личности; развитие тех способностей, которые востребованы самой  личностью и обществом.

Задача  педагога - создать условия,  способствующие индивидуальному развитию и личностному росту ученика, раскрытию его потенциальных возможностей. Эти условия предполагают такую организацию образовательной деятельности, в которой  активизировался бы творческий потенциал,  пробуждалось стремление к познанию, исключалось бы пассивное восприятие готовых знаний и выводов.

Однако на пути достижения этой цели существует много препятствий, преодолеть которые отнюдь нелегко.

В первую очередь, это «широкие возможности» глобального информационного пространства.  Популярные в среде учащихся готовые домашние задания (ГДЗ) формируют лишь способность бездумного переписывания от задач и рефератов до контрольных работ и проектов, тем самым снижается интерес к учебе, развивается клиповое мышление и появляется проблема мотивации учащихся [4, 73].

Во-вторых, преобладающие в практике школьного обучения упражнения тестового характера призваны, лишь быстро проверить знания по теме и разделу, развивая шаблонное мышление, но в меньшей степени способствуют развитию и раскрытию их творческого потенциала.

Традиционно школьники считают, что предмет «физика» – сложный предмет, в котором только формулы и задачи, а проектно-исследовательская деятельность по этому предмету - «совсем не разобрать».

Таким образом, возникает противоречие между потребностями и существующими тенденциями. Необходимость в разрешении данного противоречия обусловливает актуальность предлагаемого проекта, призванного ответить на вопросы: «Как воспитать креативную личность? Как превратить проектно-исследовательскую деятельность в интересный процесс? Как научить без принуждения? Как научить самостоятельно принимать решения?»

В этой связи имеет смысл говорить об эвристическом методе обучения – обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания (А.В.Хуторской) [11, с. 18]. Эвристическое обучение для ученика – непрерывное открытие нового (эвристика - от греч. heurisko - отыскиваю, нахожу, открываю). Внимание указанного направления обращено на творческое развивающее современное образование, основной целью которого является воспитание ученика, овладевшего не только определённой суммой знаний, умений, навыков, но способного к саморазвитию, самореализации, созданию нового в себе и в своей деятельности.

В разное время вопросы эвристического обучения разрабатывали философы, психологи, педагоги, представляющие различные  школы и направления: Сократ, И. Г. Песталоцци, Дж. Дьюи, Д. Пойа, Я. А. Коменский и др. Идеи об эвристическом обучении в современной дидактике разрабатываются в трудах А. В. Хуторского, А. И. Андреева, М. М. Левиной и многих других. Сам же термин «эвристика» впервые появился в трудах греческого математика Паппа Александрийского [2, с. 29].

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между кажущимся обилием научного материала по этой тематике и отсутствием конкретного фактического материала, позволяющего строить обучение по эвристической технологии в образовательном процессе.

Предлагаемый проект «Методы и приемы эвристического обучения в проектно-исследовательской деятельности» - это попытка обобщить личный опыт в области обучения с использованием данного метода, заинтересовать ученика проектно-исследовательской деятельностью, показать широкие возможности предмета для раскрытия творческих способностей ученика, то есть представить свой взгляд на эвристический метод обучение. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования.

Наше обращение к эвристическому методу, как к технологии раскрытия творческого потенциала объясняется ее отличительной чертой - универсальностью, т.е. приложением к любому предмету.



Предварительный просмотр:

Сборник эвристических задач

по физике для учителей и учащихся

C:\Users\Альбина\Desktop\ГРАНД\2.jpg

г. Златоуст, 2019г.


Физическая задача – это ситуация, решаемая с помощью логических умозаключений, математических действий на основе законов и методов физики, требующая от ученика мыслительных действий, направленных на овладение знаниями по физике и на развитие мышления. Способы решения традиционных задач хорошо известны: логический, математический, экспериментальный. Методика обучения этим способам опирается на алгоритмические или полуалгоритмические модели. Но при решении творческих задач эти методы порой оказываются бессильными.

Нестандартные задачи требуют нестандартного мышления, их решение невозможно свести к алгоритму. Поэтому наряду с традиционными методами необходимо вооружить учащихся и эвристическими методами решения задач, которые основаны на фантазии, преувеличении, «вживании» в изучаемый  предмет или явление и др.

Эти методы не просто интересны, они раскрывают творческий потенциал ученика, развивают образное мышление, обогащают духовную сферу. Они помогут учителю показать физику, как предмет глубоко значимый для любого человека, огромный культурный аспект физической науки, сформировать устойчивый интерес к ее изучению.

Не все задания и вопросы имеют однозначные или «правильные» решения. Попробуйте выполнить так называемые «открытые» задания, которые направлены не столько на поиск известных решений, сколько на ваши собственные открытия, совершаемые с помощью методов физической науки. Помогут вам и методы, которые называют эвристическими – фантазирование, гиперболизацию (преувеличение), «вживание» в изучаемый предмет или явление.

Разумеется, данные ответы не являются единственно возможными, а иногда они оказываются и вовсе непостижимыми, противоречащими общепринятым знаниям...

Эвристическая задача - лучший способ мгновенно возбудить внимание и учебный интерес, приблизить возможность открытия. Эвристические задачи могут быть предложены как для классной, так и для домашней работы, причем ученик должен иметь право выбора любого варианта задания.

Основные функции эвристического обучения:

-самостоятельное усвоение знаний и способов действий;

-развитие творческого мышления, перенос знаний и умений в незнакомую ситуацию;

-видение новой проблемы в традиционной ситуации;

-видение новых признаков изучаемого объекта;

-преобразование известных способов деятельности и самостоятельное создание новых;

-обучение учащихся приемам активного познавательного общения;

-развитие мотивации учения, мотивации достижения.


Методы:

  1. Когнитивные методы

Основная цель когнитивного обучения заключается, по мнению исследователей, в развитии всей совокупности умственных способностей и стратегий, делающих возможным процесс обучения и адаптации к новым ситуациям.

- Метод эмпатии (вживания) означает "вчувствование" человека в состояние другого объекта. Опираясь на древнейшую идею соответствия макро- и микрокосма, познание человеком окружающего мира есть общение подобного с подобным. Метод эмпатии вполне применим для "вселения" учеников в изучаемые объекты окружающего мира. Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается "переселиться" в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри. Сначала это может быть как игра, на которую дети реагируют, как правило, с некоторым весельем. Затем, когда будут получены и осознаны образовательные результаты, ученики перестанут относиться к данному методу несерьезно и примут его в разряд действительно учебных методов.

Данный метод оказывается необычайно эффективным, поскольку включает неиспользуемые обычно возможности детей.

Задача №1. Представьте себя инженером-конструктором, и вы создали инновационную модель. Ваши чувства, эмоции?

Задача №2. Представьте, что вы созданная модель инженером-конструктором, почувствуйте её функции. Что она может? Для чего она?

Задача №3. Представьте, что вы кот (или кошка) лежащая на подоконнике. Перечислите как можно больше физических явлений относящихся к коту.

Задача №4. Почувствуйте себя оконным стеклом, какие физические явления вы ощущаете? Дайте краткие пояснения каждому случаю.

Задача №5. Представьте себя кусочком школьного мела. Что вы чувствуете? Много сможете написать? Какие физические явления? Вычислите массу оставшегося мела.

Задача №6. Вы радуга! Какие чувства? Какое это физическое явление? Придумайте новое фантастическое физическое явление, опишите это удивительное явление.

Задача №7. Представьте себя компьютерным диском. Предложи несколько способов вычисления скорости диска при записи/работе.


- Метод смыслового видения: Это продолжение и углубление предыдущего метода. Одновременная концентрация учеников на образовательном объекте своего зрения и «пытливо настроенного» разума позволяет им понять (увидеть) первопричину объекта, заключенную в нем идею, первосмысл, т.е. внутреннюю сущность объекта. Так же,  как и в методе эмпатии, здесь требуется создание у ученика определенного настроя, состоящего из активной чувственно-мысленной познавательной деятельности. Упражнения по целенаправленному применению данного метода приводят к развитию у учащихся таких познавательных качеств, как интуиция, озарение, инсайт.

Могут задаваться вспомогательные вопросы: «Какова причина этого объекта, его происхождение?». «Как он устроен, что происходит у него внутри?». «Почему он такой, а не другой?».

Задача №8. Исследуйте все возможные физические свойства металлического шара любого размера, используя подручные средства (в том числе и имеющиеся в кабинете физики). Запишите наиболее примечательные факты, которые вы обнаружили, поставленные вами вопросы и версии своих ответов на них. Можно найти массу шара. Коррозийную стойкость, поместив в солевой раствор. Скорость полета с высоты роста ученика на пол?

Задача №9. Луч света имеет особенности прохождения через собирающую линзу. Что может быть собирающей линзой для звука? Предложите и опишите конструкцию такой линзы. Приведите примеры её возможного применения.

Задача №10. Представьте себя птицей. Почему вы летаете? Куда? С какой скоростью при взлёте, посадке? Что происходит при полете? Какова масса? Какие силы действуют?

Задача №11. Выберите любой объект, который находится около вас, и составьте относящееся к нему своё эвристическое задание. Физические процессы и величины в своём задании выберите по своему усмотрению.

- Метод образного видения — эмоционально-образное исследование объекта. Предлагается,  например,  глядя на число,  фигуру, слово, знак или реальный объект, нарисовать увиденные в них образы, описать, на что они похожи. Образовательный продукт как результат наблюдения учеников выражается в словесной или графической образной форме, т.е. ученики проговаривают, записывают или рисуют результаты своего исследования.

Задача №12. Изобрести свои буквы, цифры, планету; придумать знак для обозначения дня недели, месяца, года, мира…

Задача №13. С помощью графических знаков нарисовать свое исследование.

Задача №14. Известно, что физические величины характеризуют различные свойства материального мира, а связь между ними выражается в виде формул. Назовите три основные, на ваш взгляд, физические величины, введите их обозначения, единицы измерения, опишите их признаки и составьте формулу их взаимосвязи.


- Метод символического видения заключается в отыскании или построении учеником связей между объектом и его символом. После выяснения характера отношений символа и его объекта (например, свет — символ добра, цифра «8» — символ бесконечности, голубь — символ мира) учитель предлагает ученикам наблюдать какой-либо объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной или иной форме. Важное место занимает объяснение и толкование детьми созданных «символов».

Задача №15. Нарисовать и объяснить символ:

а) школы

б) книги по физике

в) учителя

г) ученик

д) белый цвет

е) семья


- Метод эвристических вопросов. Для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте задаются следующие семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Парные сочетания вопросов порождают новый вопрос, например: Как - Когда? Ответы на данные вопросы и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

Задача №16. Исследуем – радиоактивное излучение. Отвечаем на вопросы: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?

Задача №17. Выберите любой объект, который находится около вас, и составьте относящееся к нему своё эвристическое задание. Физические процессы и величины в своём задании выберите по своему усмотрению.


- Метод гипотез. Учащимся предлагается задание — сконструировать версии ответов на поставленный учителем вопрос или проблему. Первоначальной задачей является выбор оснований для конструирования версий. Ученики предлагают исходные позиции или точки зрения на проблему, усваивают разнонаучный, разноплановый подход к конструированию гипотез. Затем учатся наиболее полно и четко формулировать варианты своих ответов на вопрос, опираясь на логику и интуицию. Метод гипотез развивается при решении прогностических задач типа «что будет, если...».

Задача №18. Фантастические гипотезы нужны не только для составления рассказов – они помогают лучше понять окружающий нас мир. Составьте гипотетический рассказ на тему «Что было бы, если бы скорость звука была больше скорости света».

Задача №19. Опишите, что было бы, если скорость света станет меньше своего значения?

Задача №20. Составьте гипотетический рассказ на тему «Если бы КПД стал больше 100%...»

Задача №21. Составьте гипотетический рассказ на тему «Если бы масса Земли стала больше в 10 раз…»


- Метод конструирования теорий. Ученикам предлагается выполнить теоретическое обобщение проделанной ими работы. Формулируются вопросы и проблемы, относящиеся к наиболее примечательным фактам, например:

Задача №22. Влияет ли цвет воска на цвет пламени свечи?

Задача №23. Куда исчезает сгоревшая часть фитиля?

Задача №24. Почему нельзя взять пламя в руки?

Задача №25 Почему появляется радуга после дождя?

Задача № 26 Влияет ли расстояние на интенсивность звука?


- Метод конструирования.

Задача №27. Придумайте игрушку, принцип действия которой основан на законе Ома (или Паскаля). Опишите её принцип действия. Возможен чертеж или рисунок, поясняющий устройство и применение вашей игрушки.

Задача №28. Какой физический прибор (или приборы) можно создать на основе молотка? Опишите его(их) назначение и принцип действия. Укажите условия и границы применимости прибора(ов). Возможен чертёж или рисунок, поясняющий устройство и способ применения вашего прибора(ов).


- Метод исследования.  Выбирается объект исследования — природный, культурный, научный, словесный, знаковый или иной. Ученикам предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по следующему плану: цели исследования — план работы — факты об объекте — опыты, рисунки опытов, новые факты — возникшие вопросы и проблемы — версии ответов, гипотезы — рефлексивные суждения, осознанные способы деятельности и результаты — выводы. Подобная алгоритмизация деятельности учащихся нисколько не умаляет их творчества. Наоборот, выполнив последовательно все перечисленные шаги, практически любой ученик неизбежно получает свой собственный образовательный результат. Учитель помогает детям увеличивать объем и качество такого результата. Достигается это путем систематического повторения алгоритмических этапов исследования.

Задача №29. Исследуйте все возможные физические свойства (на выбор):

а) тень

б) небо

в) пламени сечи

г) скрип

в) полярное сияние

г) бозон Хиггса

Результаты своих исследований запишите в эвристический дневник (Приложение III).


  1. Креативные методы

Креативные методы обучения ориентированы на создание учениками личного образовательного продукта. Познание при этом возможно, но оно происходит «по ходу» собственно творческой деятельности. Главным результатом является получение нового продукта.

- Метод придумывания — это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных умственных действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов: а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; б) отыскание свойств объекта в иной среде; в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.

Задача №30. В физике существует понятие силы тяжести. А могла бы существовать «сила легкости»? Какие физические явления она тогда характеризовала бы? С какими другими физическими величинами она была бы связана? Составьте и обоснуйте формулу, связывающую «силу легкости» с другими величинами.

Задача №31. Придумайте игрушку, принцип действия которой основан на законе Бойля-Мариотта. Опишите ее принцип действия.


- Метод «Если бы...». Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение учениками подобных заданий не только развивает их способность воображения, но и позволяет лучше понять устройство реального мира, взаимосвязь всего со всем в нем, фундаментальные основы различных наук.

Задача № 32. Что произойдет, если бы люди переселились на Луну?

Задача №33 Что будет, если люди начнут ходить вверх ногами?

- «Мозговой штурм» (А.Ф. Осборн). Основная задача метода — сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов. Начинается штурм с разминки — быстрого поиска ответов на вопросы тренировочного характера. Затем еще раз уточняется поставленная задача, напоминаются правила обсуждения, и — старт.

Каждый может высказать свои идеи, дополнять и уточнять. К группам прикрепляется эксперт, задача которого — фиксировать на бумаге выдвигаемые идеи. «Штурм» длится 10—15 минут. Для «штурма» предлагаются вопросы, требующие нетрадиционного решения.

Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контр-идей. Генерация идей происходит в группах по определенным правилам. На этапе генерации идей любая критика запрещена. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Затем полученные в группах идеи систематизируются, объединяются по общим принципам и подходам. Далее рассматриваются всевозможные препятствия к реализации отобранных идей. Оцениваются сделанные критические замечания. Окончательно отбираются только те идеи, которые не были отвергнуты критическими замечаниями и контр-идеями.

На основе данного метода могут быть построены отдельные занятия. Перед мозговой атакой учеников необходимо познакомить с правилами ее ведения. Лучше, если соответствующие памятки будут розданы каждой группе.

Задача №34. Вопросы для разминки: перевод в СИ, пропущенная буква в формуле, правильная формула, неправильная формула, лишний объект, лишний предмет.

Задача №35. Вопросы для «Штурма»:

- Как проникнуть в комнату, не открывая дверей?

- Как достать сосульку с крыши?

- Что будет, если у зайцев в десять раз увеличить длину ног?

- Как сделать разноцветную льдинку?

- Как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек?

- Как обогревать людей на улицах в лютый мороз?

- Как спасти собаку, плывущую на льдине по реке в ледоход?

- Надо размешать сахар в стакане с горячим чаем, ложечки нет. Что делать?

Задача №36. Вопросы уровня «Идеи»:

- Как можно определить время, если нет часов?

- Надо вычистить изнутри извилистую трубу. Как быть?

- Придумайте новое невиданное природное явление. Как помочь себе фантазировать?

- Будет ли кипеть вода в кружке, если кружка плавает на поверхности кипящей жидкости? Соблюдая меры предосторожности, проверьте ваше предположение на опыте и объясните его результат.

- Допустим, у вас есть полый куб с зеркальными внутренними гранями. Вы включаете лампу, освещаете полость, а затем выключаете лампу. Останется ли свет внутри куба? Если останется, то, как долго он будет там существовать?

- Как тело будет двигаться в колодце, прорытом сквозь Землю?

- Изменится ли уравнение Клайперона, если мы оставим неизменным один из трёх параметров, т.е. если: Т= const. V= const. р = const. Вам предстоит ответить на этот вопрос, вывести получившиеся уравнения, сформулировать данный закон.

Желаю вам, чтобы сила вашей мысли, помноженная на напряжение нервов и сопротивление лени, в сумме с нормальным атмосферным давлением и энергией удачи были всегда равны вашим победам!



Предварительный просмотр:

Научное общество школьников «Открытие»

Эвристический дневник

Тема проектно-исследовательской работы:

____________________________________________________________________________________________________________________

Работу выполнил:

ученик  ________ класса

__________________________________________________________

Руководитель проекта: __________________________________________________________

C:\Users\Альбина\Desktop\ГРАНД\2.jpg

г. Златоуст 20____год


ДОРОГИЕ  ДРУЗЬЯ!

Мы рады приветствовать вас – учащихся, занимающихся научно-исследовательской деятельностью, находящихся в постоянном поиске, развивая личность, свои познавательные и созидательные способности, чьи открытия и творческие находки позволяют сделать жизнь яркой и насыщенной.

От всего сердца желаем вам удачи, нестандартных идей и усердия в их реализации. Пусть успехи каждого из вас преумножаются и становятся примером для всех, кто любит учиться и открывать новое. Дерзайте и побеждайте!

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ УСПЕХ ИССЛЕДОВАНИЯ

  1. Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает.
  2. Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов (они часто бывают неверными).
  3. Будь достаточно смел, чтобы принять решение.
  4. Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений.
  5. Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу.
  6. Действуя, не бойся совершить ошибку.


Общие требования к оформлению исследовательской работы.

- Выполняется на листах формата  А4.

- Представляется в компьютерном или машинописном варианте (шрифт: обычный 12 ) с одной стороны листа.

- Объем доклада, включая формулы и список литературы не более 12 страниц, для иллюстраций может быть отведено дополнительно не более 10 страниц (Приложение).

- Основной текст нумеруется арабскими цифрами в правом верхнем углу без учета титульного листа, страницы иллюстраций, приложений – римскими цифрами.

- Параметры страниц: левое – 3,0 см, правое – 1,5 см, верхнее – 2,0 см, нижнее – 2,0 см.

Оформление результатов исследования

  1. название темы
  2. введение
  3. дата и места проведения
  4. цель работы, задачи
  5. методика работы
  6. основная часть - описание работы
  7. заключение - выводы
  8. используемая литература
  9. приложения.

Введение – это вступительная часть исследовательской работы. В небольшом по объему разделе показать актуальность темы, раскрыть практическую значимость ее, определить цели и задачи эксперимента.

Основная часть – раскрывается содержание работы, как правило, состоит из теоретического и практического разделов.

Теоретический раздел – теория и история исследуемой проблемы, дается критический анализ литературы, и показываются позиции автора.

Практический – изложение методы, результаты самостоятельно проведенного эксперимента или его фрагмента.

В основной части могут быть представлены схемы, диаграммы, таблицы, рисунки и т.д.

Заключение – содержатся итоги работы, выводы, к которым пришел автор, и рекомендации. Заключение должно быть кратким, обстоятельным и соответствовать поставленным задачам.

Приложения  к   исследовательской работе оформляются на отдельных листах, причем каждое должно иметь свой тематический заголовок и номер, который пишется в правом верхнем углу, например:   «Приложение I».


Этап №1  ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ

Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других. Если не можешь сразу понять, о чём хотелось бы узнать больше, попробуй задать себе следующие вопросы:

  1. Что мне интересно больше всего?
  2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (физикой, математикой или поэзией, астрономией, историей или чем-то другим)?
  3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
  4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?
  5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
  6.  Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси родителей, поговори об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею.

Тема:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Этап №2 ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим?

Запиши цель своего исследования:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Этап №3 ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.

Запиши задачи собственного исследования. Если задач несколько, то их надо пронумеровать. Самую главную надо поставить на первое место, остальные расположить по степени важности.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Этап №4 ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

Гипотеза – это предложение, догадка ещё не доказанная логически и не подтверждённая опытом. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно».

Для решения проблемы тебе потребуется гипотеза или несколько гипотез – предположений о том, как проблема может быть решена.

Запиши свою гипотезу. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать. Самую главную надо поставить на первое место, остальные расположить по степени важности.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Этап №5 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Как поставить план исследовательской работы?

Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: «Как ты можешь узнать что-то новое о том, что исследуешь?» Поэтому надо определить, какие инструменты и методы ты можешь использовать, а затем выстроить их по порядку.

Предлагаем список доступных методов исследования:

  1. Подумать самостоятельно;
  2. Прочитать книги о том, что исследуешь;
  3. Познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме;
  4. Найти информацию в Интернете;
  5. Спросить у других людей;
  6. Понаблюдать;
  7. Провести эксперимент.
  1. Подумать самостоятельно

С этого лучше всего начинать любую исследовательскую работу. Можно задать себе вопросы:

Что я знаю по теме исследования?

Какие суждения я могу высказать по поводу темы исследования?

Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно по теме исследования?


Запиши всё здесь:


  1. Прочитать книги о том, что исследуешь

Если то, что ты исследуешь, подробно описано в известных тебе книгах, их надо обязательно прочитать. Ведь совсем не обязательно открывать то, что до тебя уже открыто.

Начать можно со справочников и энциклопедий. Они обычно дают  точную и краткую информацию. Если этого недостаточно, надо читать книги с подробным описанием.

Запиши всё, что ты узнал из книг о том, что исследуешь:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Познакомиться с фильмами пот этой проблеме

Научные, научно-популярные и художественные фильмы – настоящий клад для исследователя. Не забудь об этом источнике!

Укажи фильмы, которые ты посмотрел по теме своего исследования: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Запиши всё, что ты узнал нового из фильмов о предмете своего исследования:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найти информацию Интернете

Попробуй поискать нужную тебе информацию в сети Интернет.

Запиши всё, что тебе помог узнать компьютер.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Спроси у других людей (анкетирование, беседа, интервью)

Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Наблюдение

Понаблюдай за своим исследованием, действие на него внешних факторов:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Провести эксперимент

Слово «эксперимент» происходит от латинского «проба, опыт».

Это самый главный метод познания в большинстве наук. С его помощью в строго контролируемых и управляемых условиях исследуются самые разнообразные явления. Перед тем как провести эксперимент, надо составить его план. После этого стоит посоветоваться с учителем или с кем-то из взрослых, которые могут дать тебе полезные советы по поводу проведения эксперимента.

Запиши план эксперимента.

Проведи свой эксперимент, а затем опиши его результаты.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Этап №6 ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ

Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчёты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям.

Для этого потребуется:

  1. дать определения основным понятиям;
  2. классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;
  3. выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы;
  4. ранжировать основные идеи;
  5. предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы и др.);
  6. выработать суждения и умозаключения;
  7. сделать выводы;
  8. указать возможные пути дальнейшего изучения явления, которое ты исследовал;

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Этап № 7 ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

  1. подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования;
  2. приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________